Учение сведенборга. Эммануил сведенборг - учение жизни для нового иерусалима из заповедей десятословия

Почему учение Сведенборга не принимается массами

Михаил Глебов

Давайте начнем с простейшего утверждения, очевидного любому человеку: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Иными словами, есть мы и есть окружающая среда; насколько эта последняя потворствует нашим желаниям, настолько же и принимается, но по мере сопротивления начинает раздражать. Так моряки радовались попутному ветру и матерно крыли встречный. И дело было не в ветре как таковом (как в физическом явлении), а в степени его сонаправленности с их маршрутом.

Нам, правда, кажется, что нас ведет по жизни разум, а не сердце; мы даже склонны порицать это последнее за "близорукость" и гордиться "силой воли", т.е. способностью действовать наперекор сердцу. Мы в сознании своем ставим рассудок выше сердца и признаём главную ведущую силу за ним. Но это – иллюзия, о чем хорошо осведомлен всякий, привыкший анализировать свои поступки. Ибо лишь сердце имеет в человеке реальную силу, оно подобно двигателю машины, тогда как рассудок – фарам, которые, "заглядывая вперед", освещают дорогу и проясняют обстановку, но сами собой категорически неспособны сдвинуть колымагу с места. Сердце жестоко неволит человека, и если он сопротивляется (пресловутая "сила воли"), это лишь значит, что в сердце его столкнулись и борются две противоположные склонности. Если, положим, студент рассудком заставляет себя воздержаться от гулянки и как следует подготовиться к экзамену, в нем реально борется жажда нынешней гулянки с жаждой уклониться от пересдачи и тем обеспечить свободу гулянок будущих; рассудок же выступил в качестве "фар", которые довели до его сердца суть проблемы.

Этот же самый подход, являясь универсальным в человеческой жизни, естественным образом распространяется и на отношение человека к религии. Сведенборг много описывал древнейших (допотопных) людей, живших на земле в постоянном общении с ангелами. Небеса были для них, можно сказать, "чувственной очевидностью": они не просто "верили", но видели, где и как будут жить вечно, и потому их сердце, не нуждаясь в понуканиях разума, само властно уводило их от греха (ибо жизнь в грехе открывала для них другую, столь же очевидную перспективу).

Но с тех пор много воды утекло, и ныне ситуация принципиально иная. Человечество уже настолько далеко отошло от Бога – и Бог, как следствие, настолько "спрятал Свое Лицо", - что все мы живем одними земными реалиями, стопроцентно погружены в земные интересы, ставим себе исключительно земные цели, и поскольку такой подход диаметрально противоположен религиозному, религия становится для нас чужеродным телом. Ибо не зря сказано: "Не можете служить Богу и мамоне".

Впрочем, религия не отвергает земных интересов человека, но ставит их в жесткое подчинение небесным. Религия – любая из них! – указывает человеку на вечность, в которой он останется вечно блаженным или вечно несчастным, и на ничтожный промежуток его земного бытия, кажущийся каплей в сравнении с океаном, наглядно демонстрируя тем самым, насколько вечное для него важнее временного. И еще религия учит, что вечная судьба человека определяется именно здесь, на этом куцем отрезке, а потом менять что-либо уже будет поздно. И требуется лишь не действовать против Законов Божественного Порядка, которые в максимально упрощенном виде изложены в известных Заповедях. Любое нарушение Законов Порядка есть грех, который сбивает человека с пути к Небу и на известной стадии даже способен повернуть его в ад.

Все это нынешний человек слушает и даже нередко соглашается… ровным счетом до тех пор, пока не попробует применить услышанное к собственной жизни. И вот тут-то оказывается, что его сердце категорически не желает следовать указаниям рассудка; хваленая "сила воли" демонстрирует поразительное бессилие; мало того, сердце переходит в яростную контратаку, тесня разум и вынуждая его изобретать всевозможные оправдания, которые позволили бы не делать того, чему религия учит и что от нас требует.

Ибо нам только кажется, что мы живем сами собой, мыслим сами, желаем сами и вообще никому не подвластны. В действительности человек подобен сосуду – или, точнее, антенне, принимающей внешние наития. Если наш телевизор станет утверждать, что все дядьки и тетки, которых он показывает, находятся внутри него, мы ведь ему не поверим! Отчего же тогда мы намертво убеждены, что сами способны генерировать "собственные" мысли и желания? В наши паруса дует внешний ветер и приводит корабль в движение; и мы бессознательно подтверждаем эту истину выражениями "мне пришла мысль", "вдруг захотелось" и т.п. Ибо телевизор не может знать, какого дядьку ему придется показывать через мгновение, а мы равным образом не ведаем, какая мысль залетит нам в голову или чего вдруг захочет наша душа.

Однако внешние наития, при всей их кажущейся беспорядочности, в действительности истекают из двух источников: одни, исходя от Господа, достигают нас путем Небес, другие, словно вонючий пар, курятся из преисподней. Первые понуждают наше сердце действовать согласно Законам Божественного Порядка и ведут к спасению; вторые понуждают наше сердце действовать вопреки Законам Божественного Порядка и ведут к проклятию.

Теперь возвращаемся к самому началу статьи: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Стало быть, если человек в сердце своем добр, то охотно примет небесное наитие, но отвернется от адского. И обратно, злое сердце, словно губка, напитывается восходящим из ада злом, от небесных же наитий убегает. А отсюда прямо следует, что злой человек по собственной воле к добру не пойдет, потому что добро совершенно противоположно его истинным устремлениям и, так сказать, убивает их – а следовательно, убивает и все удовольствие его жизни. В самом деле, если человек находит главную сладость в блуде, а религия запрещает блудить, - этот запрет попадает ему в самую болевую точку. Ибо чем некоторое занятие для нас слаще, тем запрет оказывается больнее.

Из уже сказанного достаточно ясно, что современный человек практически не способен обращаться к религии тем внутренним, сердечным путем, который был характерен для подвижников прошлого. И если он все же обращается к ней, то обычно по мотивам, так сказать, земного происхождения. Одни, житейским опытом убедившись в существовании могучих "потусторонних" сил (которые "подстраивают" удачи и невезения), хотят понять действие этих механизмов, чтобы использовать их для достижения земных целей. Другие, жестоко страдая от общего недоброжелательства, ищут в Церкви человеческого понимания и сочувствия. Третьи мечтают избежать постылого одиночества. Четвертые находят в религии психологический "футляр", где они могли бы укрыться от невзгод реальной жизни (другие по той же причине собирают коллекции марок или ожесточенно возделывают грядки в саду). Пятых религия привлекает эстетически: там красиво поют, там в полумраке восхитительно колышется пламя свечей. Шестые мрачно решились сделать себе земную карьеру на религиозном поприще. Седьмые, выучив наизусть много священных текстов, желают проповедовать во славу свою, испытывая уважение и преклонение со стороны "учеников".

При внимательном взгляде вы легко насчитаете еще дюжину типов; беда же в том, что все они под религиозными знаменами шествуют к достижению земных целей, хотя чаще всего и сами не сознают этого. И дело не в том, насколько простительны или постыдны эти цели; важно, что они – земные, а не небесные, т.е. имеют в виду нынешнее, временное, а не вечное; и потому они де-факто к религии не относятся. Один мыслитель XIX века метко назвал этих людей "язычниками внутри Православия". Огромные массы нецерковных в душе людей, по различным земным причинам вступившие под своды церкви, инстинктивно (и очень сильно) противятся всему, что идет вразрез с их реальными сердечными устремлениями. А поскольку иерархи (везде и всегда) в большинстве также относятся к этой категории, они охотно идут навстречу, чем достигается гармония "низов" и "верхов". По-настоящему же к Богу шествуют единицы, и они, как правило, жмутся на периферии общей церковной жизни.

Но в той мере, насколько человек ищет в религии земного, настолько же он будет отвергать небесное. Люди хотят в церкви тепла, уюта, житейской пользы. Привыкнув к необходимости платить за любое благо, они не возражают против обременений частного характера: еженедельно посещать храм, выстаивать двухчасовую службу, тратить мелочь на свечи, подавать нищим; некоторые стоически выдерживают посты и дома читают молитвы по книжечке. Люди безропотно идут на такие жертвы, потому что эти вещи не покушаются на реальную любовь их жизни, будь то жажда славы, богатства, ненависть и презрение к окружающим, блудная страсть и пр. Они, правда, слышали, что все это нехорошо, и в уме своем абстрактно согласны, но "искупают грехи" не подавлением злых страстей, а постановкой лишних свечек и другими обрядами. Иными словами, они всячески уклоняются от единственно необходимой работы над собой, подменяя ее чисто внешними и ни к чему не служащими действиями, которые призрачно облегчают их совесть. И поскольку эта дорога ведет в ад, ветры преисподней кажутся им попутными, а небесное наитие глохнет или извращается любыми путями, как услужливо подскажет их разум.

Представьте же себе человека, который, войдя в самую гущу этих людей, мирно почивающих под теплым одеялом псевдорелигиозных фантазий, грубо сдернул бы с них это одеяло, чтобы они, пробудившись, увидели себя голыми, притом во всем безобразии, и оказались в необходимости что-то срочно предпринять. Ясно, что первым – и самым сильным – их желанием будет прогнать возмутителя спокойствия, натянуть одеяло обратно и дрыхнуть по-прежнему. Только единицы готовы, по любимому выражению американцев, "принять вызов" и от религиозного пустословия и пустопоклонства перейти к реальной работе над собой.

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com/

Сведенборг (Swedenborg)

Биографические сведения . Эмануэль Сведенборг (1688- 1772) - шведский ученый-естествоиспытатель и философ-мистик. Отец его Еспер Сведберг был епископом и полковым священником королевской гвардии. Эмануэль окончил Упсальский университет, много занимался гуманитарными (философия и филология) и естественными (математика, астрономия, физика, минералогия и т.д.) науками. Для завершения образования четыре года путешествовал по Англии, Голландии, Франции и Германии, посещая крупнейшие университеты. По возвращении домой опубликовал книгу, в которой были изложены результаты его исследований в области физики и математики. Эта работа была высоко оценена специалистами, и король Карл XII предложил молодому ученому важный государственный пост - должность чрезвычайного асессора королевской горной коллегии. Новые научные труды и ряд важных изобретений стали основанием для возведения его в дворянский ранг в 1719 г., с чем было связано изменение его фамилии на Сведенборг. К 1734 г. научные достижения Сведенборга получили европейское признание, он был избран членом многих европейских академий наук (включая Стокгольмскую и Санкт- Петербургскую).

В 1743-1745 гг. у Сведенборга произошел духовный кризис: его начали посещать «видения» и «голоса», он стал общаться с духами и ангелами. Как результат - публикация работ мистикофилософского характера, где естественнонаучные проблемы рассматривались в свете религиозных идей: в связи с «замыслами» и «целями» Творца. С этого времени Сведенборга можно назвать мистиком и «духовидцем» .

В 1747 г. Сведенборг ушел с государственной службы , чтобы полностью посвятить себя новым занятиям. С 1749 г. начинают выходить в свет его мистико-теологические сочинения, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии мистицизма.

Основные труды . «Небесные тайны» (1739-1756); «О небесах, о мире духов и об аде» (1758), «Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной премудрости» (1763); «Мудрость ангельская о Божественном провидении» (1764), «Апокалипсис открытый» (1766); «Истинная христианская религия» (1771). Все эти работы написаны на латыни, изданы в Лондоне и Амстердаме.

Философские воззрения . В первой половине жизни Сведенборг в основном развивал механистическую картину мира, основываясь на идеях Декарта, Ньютона, Локка и т.н. Но для философии наибольший интерес представляет его второй - мистический - период. Свою основную задачу в это время Сведенборг видел в том, чтобы дать истинное толкование Библии, основанное на его видениях, и описать то, что открылось ему в жизни духов при его посещениях неба и ада. Многие детали из жизни духов, о которых сообщает Сведенборг, являются уникальными, т.е. не встречались ранее в рассказах других мистиков. Коекакие утверждения Сведенборга обладают, мягко говоря, странной логикой. Подробное описание и анализ видений Сведенборга заняли бы слишком много места, поэтому ниже приводятся только несколько примеров из жизни духов.

Космогония . Бог выступает в учении Сведенборга как безусловное начало и основа всего сущего. Из этого Божественного начала исходят Благо любви , и Истина веры , из них и образуются небеса и ангелы (которые, собственно, и составляют небеса). Всякое существование или жизнь не только исходят из этого Божественного начала, но и постоянно поддерживаются им; все, что утрачивает эту связь с Божественным началом, погибает и разрушается. Любое творение, отринувшее Творца, меняющее истину на ложь, благо - на зло, тем самым меняет жизнь на смерть, небеса - на ад.

Космология. Бытие представляет собой ряд сфер, в центре которых находится Бог, ближайшие к нему сферы - это небеса, затем следует мир природы, а самые отдаленные - ад. Небеса разделяются на два царства, трое небес и бесконечное количество ангельских обществ.

Два царства - это Царство Небесное (внутреннее) и Царство Духовное (внешнее). Они составлены ангелами двух типов: небесными (внутренними, или высшими) и духовными (внешними, или низшими). Различие между ними состоит как в степени, так и в способе восприятия Божественного начала (постоянно исходящего от Бога). Первые принимают божественное начало «более внутрь», вторые - «менее внутрь». Божественная любовь, полученная от Бога, трансформируется у высших ангелов в небесную любовь , т.е. любовь к Богу, а у низших ангелов - в духовную любовь у т.е. любовь к ближнему. При этом низшие ангелы принимают Божественные истины сначала в память и мысль, и только после этого применяют в жизни, тогда как высшие сразу принимают их для «исполнения», не задумываясь над ними.

Ангелы в результате такого различия между ними не могут непосредственно общаться и жить вместе, а только каждые - лишь в своем Царстве. Общение между ангелами и влияние высших на низших происходит благодаря посредничеству неких промежуточных - небесно-духовных ангельских обществ.

Ангельские сообщества, состоящие из нескольких ангелов до сотен тысяч, тоже представляют собой сферы. Они расположены на разном расстоянии от Бога - в зависимости от степени совершенства образующих их ангелов. В то же время каждая такая сфера уподобляется всему мирозданию: внутреннее, т.е. более совершенное, - внешнее, менее совершенное.себе пенсию в размере половины его оклада.

Жизнь на небесах (в каждом ангельском сообществе) похожа на земную: у ангелов есть тела и одежда, дома и парки, имеются у них и храмы, куда они ходят слушать проповеди наиболее совершенных ангелов. Но только все «материальные» составляющие их жизни много прекраснее, чем на земле. А красота лица и тела ангела (как и цвет его одежд) прямо зависят от его внутреннего совершенства.

На небе тоже есть четыре стороны света, и востоком называется та сторона, где находится Бог. При этом Сведенборг утверждает, что в какую бы сторону ни повернулся ангел, он всегда находится лицом к Богу (к востоку). (Аналогичная ситуация и в аду, но только там, куда бы ни повернулись «адские духи», они всегда находятся лицом к западу).

Общение на небесах является мысленным, поэтому там невозможно притворство и обман. Однако это непосредственное «чтение мыслей» имеет место только между «равными», т.е. духами, примерно одной степени совершенства. Духи различных уровней не воспринимают (и даже не видят) друг друга - если только не предприняты специальные меры для их общения (например, прямое соизволение на то Бога).

Судьба учения . Философско-мистические идеи Сведенборга оказали значительное влияние на последующее развитие мистицизма, причем как в философии (Шеллинг, Соловьев, Блават- ская), так и в литературе (Борхес, Лермонтов, Даль, Андрей Белый, Даниил Андреев).

  • Существует целый ряд достаточно убедительных свидетельств истинностимногих его видений. Например, в 1756 г., обедая у своих знакомых в г. Готтен-бурге, он «увидел» пожар в Стокгольме (который имел место на самом деле)и подробно описал его. В частности, он указал, что пожар удалось остановить недалеко от его собственного дома. Все это подтвердилось. Целый ряд таких случаевописан в книге «Биография Сведенборга» // Сведенборг Э. О небесах, мире духови об аде. Киев, 1993.
  • Король из уважения к заслугам Сведенборга предложил ему титул барона,но Сведенборг отказался, попросив только себе пенсию в размере половины егооклада.

Теплым июльским вечером 1759 года на званом ужине в шведском городе Гетеборге, в доме купца Вильяма Кастеля, произошло странное событие.

В столовой, где собрались шестнадцать гостей, царила обстановка непринужденного веселья, бе­седа прерывалась взрывами смеха, слыша­лось позвякивание ножей и вилок. Неожи­данно один из гостей, 71-летний Эмануэль Сведенборг, который пользовался заслу­женной славой серьезного ученого, резко отодвинул от себя прибор и, побледнев, встал из-за стола. Беседа прервалась, на­ступила гнетущая тишина, в которой Све­денборг направился к выходу из столовой. Гости в недоумении переглядывались.

Прошло несколько минут, и ученый вновь появился на пороге. «В Стокгольме начался пожар! - задыхаясь, произнес он. - Огонь уже охватил ближайшие дома и теперь подбирается к моему». Это объяснение не слишком прояснило ситуацию. Никто из собравшихся не мог понять, каким образом Сведенборг узнал о пожаре, бушующем в Стокгольме, расположенном на расстоянии трехсот миль от города, где проходил зва­ный ужин. Может быть, это всего лишь фан­тазии старика, рассудок которого помутил­ся от нескольких рюмок спиртного?


Хозяин дома, как мог, успокоил гостя и попросил остальных продолжать трапезу. Однако на протяжении вечера Сведенборг еще несколько раз проявлял беспокойство - менялся в лице и, не в силах справиться с волнением, принимался мерить шагами столовую. И только в восемь часов ученый вдруг воскликнул: «Слава богу! Пожар уда­лось потушить в трех домах от моего! Мое жилище не пострадало».

На следующий день весть о странном поведении Эмануэля Сведенборга рас­пространилась по Гетеборгу. Люди в не­доумении пожимали плечами. Каково же было изумление горожан, когда вечером из Стокгольма примчался курьер и сообщил о большом пожаре, накануне охватившем город. По его словам, огонь удалось поту­шить лишь в восемь часов вечера.

Человек, далёкий от мистики

Личность Эмануэля Сведенборга, швед­ского ученого и теософа-мистика, пред­ставляется загадочной и в наши дни. Он появился на свет 29 января 1688 года в Стокгольме и умер в Лондоне на 84-м году жизни.

Эмануэль родился в семье священника, получил домашнее образование, а потом изучал в Уппсальском университете древ­ние языки, философию, историю, право и естественные науки. Будучи еще совсем молодым человеком, Сведенборг служил инспектором шахт в Горном управлении и так преуспел в этом, что король Карл XII сделал его своим советником по инженер­ным вопросам. Монарх с интересом изучал чертежи механизмов, выполненные молодым ученым, среди кото рыхбыли машины для пере­движения посуше, под водой и даже по воздуху. Кроме этого, Сведен­борг изобрел паровой котел, пневматичес­кое ружье, предложил новую техно­логию про­кладывания каналов...

В 46 лет Эмануэль Сведенборг стал почетным членом Петербургской Академии наук. Общеевропейскуюсла­вуученомупринесли«Труды пофилософиииминералогии», написанные им в 1734 году. Всего же его научноенаследиесоставляютпятьдесят томов, двадцать из них посвящены мате­матике и астрономии. У него были труды, посвященные также анатомии и геометрии. Современники считали Сведенборга очень практическим человеком, твердо стоящим на ногах и далеким от всякой мистики.

Однако главное событие, перевернувшее всю его жизнь, как записал Сведенборг в своем дневнике, произошло в 1745 году. Незадолго до этого он ощущал странное беспокойство, потом ему начали сниться эротические сны. А затем... Кто-то, воз­можно, решит, что Сведенборг просто впал в безумие...

Путешествие в рай и ад

Апрельской ночью ученый, возвращаясь домой, шел по пустынным лондонским ули­цам, когда услышал вдруг за собой чьи-то шаги. Оглянувшись, Сведенборг увидел не­знакомца, который молча следовал за ним. Сведенборг вошел в свою комнату и обна­ружил, что и его загадочный попутчик на­ходится здесь же.

На недоуменный вопрос тот ответил: «Я - Иисус Христос! - и, гля­дя прямо в глаза растерявшегося челове­ка, произнес: - Ты должен открыть людям, впавшим в грех, неверие и заблуждение, ут­раченную веру. Церковь приходит в упадок, ты должен создать новую Церковь, Церковь Иерусалима». Незнакомец заявил, что теперь дух Эмануэля сможет совершить путешествие в рай и ад, разговаривать там ангелами и демонами. Кроме того, он повелел ученому изучать Библию.

Позднее Сведенборг написал: «В этуночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, Господь Сам руководил моими записями об этом».

Прекрасная жизнь мёртвых

Послушный во ле высших сил, Сведенборг начал с изучения еврейского языка, чтобы читать священные тексты в оригинале. На это ему понадобилось два года. Изучив священное писание, он понял, что в нём заложена основа для его будущего учения.

Учение Сведенборга основывается на вере в бессмертие души и существование потустороннего мира. По его мнению, уме­рев, человек не теряет свободы воли. Пона­чалу он даже не понимает, что умер, потому что в его окружении ничего не меняется. Он ходит по тем же улицам, живет в том же доме, к нему приходят те же друзья. Одна­ко постепенно умерший начинает обращать внимание на то, что краски вокруг него ста­ли более яркими, а эмоции - более сильны­ми. Жизнь становится более насыщенной и, если так можно сказать, осязаемой. Чело­век начинает понимать, что до сих пор всего лишь прозябал, настоящая жизнь началась совсем недавно.

«Общество по своему вкусу»

Вскоре после того, как приходит это пони­мание, к человеку начинают являться анге­лы и демоны. Сведенборг пишет, что ангелы и демоны - это умершие люди, только одни из них возвысились, а другие пали. Чело­век, беседуя с ними, постепенно решает для себя, где ему будет лучше - в раю или в аду. В этом заключается его свобода воли. Об­ласть, в которой оказывается человек пос­ле смерти, является промежуточной меж­ду раем и адом - это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами.

Может пройти очень много времени, прежде чем человек решит, куда ему переместиться из области духов - в рай или ад. В конце концов, он выбирает себе «общество по своему вкусу». Если че­ловек при жизни был склонен к интригам и злым поступкам, он выбирает ад, несмотря на то, что это «страна болот с сожженными городами». Как ни странно, грешникам там живется весьма комфортно, только там они чувствуют себя по-настоящему счастли­выми. Бывает и так, что, ошибочно выбрав для себя местом обитания рай, человек, в жилах которого течет демоническая кровь, потом покидает его и с облегчением обос­новывается в аду.

Рай, как правило, выбирают люди с высо­ким интеллектом. По мнению Сведенборга, именно они отправляются в этот край все­общей любви и труда. В своей книге «О не­бесах, о мире духов и об аде» он подробно описывает все, происходящее в потусто­роннем мире. Он рассказывает о существу­ющем там социальном строе, занятиях оби­тателей. При этом тон повествования таков, что становится ясно - ученый никого ни в чем не пытается убедить. Он просто расска­зывает о том, что видел своими собствен­ными глазами.

Спасение человека – в его разуме!

Интересна описанная Сведенборгом ис­тория отшельника, который при жизни де­лал все, что, по его мнению, должно было помочь ему попасть, в рай. Он удалился в пустыню, отказавшись, от простых челове­ческих радостей, и всё свое время прово­дил в молитве о том, чтобы ему оказаться в раю. После смерти этот отшельник пришел рай, но его появление никого не обрадова­ло: он не смог стать достойным собеседником ангелам, потому что даже не понимал, о чем они говорят.

Проведя свои земные Дни вдали от человеческого общества, не развиваясь духовно, а лишь вознося молитву за молитвой, он сделался праведным, но" примитивным человеком. Пожалев беднягу, Господь сотворил для него кусочек пусты­ни, к которой тот привык при жизни, прямо в раю. И там он смог продолжить свои земные занятия. Отказавшись от радостей жизни, этот праведник сделался никому не нужным - ни на земле, ни на небе.

Сведенборг считает, что единственное спасение человека - в его разуме. Если ты не в состоянии понять, о чем разговарива­ют ангелы, разве достоин ты неба?

Путёвые заметки

Последние тридцать лет своей жизни Сведенборг общался с обитателями рая и ада. Его слуги утверждали, что сами не раз присутствовали при таких беседах. Однако он предпочитал ни с кем не обсуждать со­держание этих бесед: все, что ему удалось узнать о потустороннем мире, он изложил в своих трудах. Услышанное и пережитое ста­рый ученый излагает в скупой, сдержанной манере, напоминающей путевые заметки человека, который объездил много дальних стран и решил, никого ни в чем не убеждая, не навязывая своего мнения окружающим, просто поведать обо всем увиденном.

Просьба вдовы

Вскоре после ночного происшествия 1745 года у Эмануэля Сведенборга открылся дар ясновидения. Пример тому - случай с пожаром, приведенный в начале этой ста­тьи. Было и множество других подобных случаев.

Один, наиболее известный, произошел после того, как скоропостижно умер гол­ландский посланник при стокгольмском дворе, граф Мартевиль. Незадолго до кон­чины граф приобрел мебель, за которую рассчитался сполна. Однако вскоре к его вдове обратился поставщик, который якобы никаких денег не получал. Несчастная жен­щина, еще не оправившаяся после смерти мужа, не представляла, куда покойный по­ложил документ, подтверждающий оплату. В отчаянии она обратилась за помощью к ЭмануэлюСведенборгу,окотором ходили слухи, что он может устанавливать связь, с загробным миром. «Если только люди говорят о вас правду, вы можете спросить у моего мужа, где находятся эти бумаги. Сделайте это, умоляю», - просила она, захлебываясь слезами.

Сведенборг выполнял подобные просьбы неохотно, но на этот раз, жалея бедняжку, не смог отказать. Прошло несколько дней, и Сведенборг явился к вдове такими словами: «Ваш супруг поручил мне сообщить, что скоро сам укажет, где следует искать бумаги».

Через несколько дней вдова увидела сон, в котором ее покойный муж четко указал место, где лежала расписка. Там же она обнаружила бриллиантовую булавку, которую давно считала потерянной.

Королева упала без чувств

Прослышав о невероятных способностях старого ученого, шведская королева Луиза Ульрика пригласила его к себе, чтобы лично убедиться в них. Она попросила Сведенборга встретиться с ее умершим братом, принцем Вильгельмом, и узнать, о чем тот говорил с ней в день последнего свидания. Содержания разговора не знал никто, кроме королевы и ее покойного брата. Таким образом венценосная особа хотела убедиться в необычных способностях Сведенборга.

Через несколько дней Сведенборг сообщил королеве не только содержание разговора с принцем, но и обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. Луиза Ульрика была настолько потрясена услышанным, что упала без чувств.

Исследователь потустороннего мира

Эмануэль Сведенборг, инженер, учёный, мистик, предсказал дату собственной смерти. Незадолго до того, как отправиться в мир иной, он пригласил к себе друзей и сказал им, что за всю жизнь не написал ни одного слова лжи. Все изложенное в его книгах, истинная правда!

Известный аргентинский писатель Хор Луис Борхес так отзывался о Сведенборге: «Он гораздо более интересный мистик,чем все другие. Те говорят только, что o ни почувствовали экстаз, и пытаются передать его в литературной форме. Сведенборг - первый исследователь потустороннего мира, к которому надо относиться серьезно».

Юрий Золотов

ОПИСАНИЕ НОВОЙ ЦЕРКВИ ГОСПОДА или НОВОГО ИЕРУСАЛИМА,

предсказанного в Апокалипсисе

ЭММАНУИЛА СВЕДЕНБОРГА

раба Господа Иисуса Христа.

Первое Отделение Первого Сочинения, в котором содержится

УЧЕНИЕ О ГОСПОДЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

За несколько лет перед этим были издано пять следующих Сочинений: 1. О Небе и Аде. 2. Учение Нового Иерусалима. 3. О последнем Суде. 4. О белом Коне. 5. О Планетах и Землях во вселенной. В этих Сочинениях было раскрыто много тайн, доселе неизвестных. Ныне же по повелению явившегося мне Господа, я должен издать следующие сочинения: Учение Нового Иерусалима о Господе. Учение Нового Иерусалима о Священном Писании. Учение жизни для Нового Иерусалима по Заповедям Десятословия. Учение Нового Иерусалима о Вере. Продолжение о Последнем Суде. Ангельскую Мудрость о Божественном Всемогуществе, Всесущности, Всеведении, Беспредельности и Вечности. Ангельскую Мудрость о Божественной Любви и Божественной Мудрости. Ангельскую Мудрость о Жизни. Говорится Учение Нового Иерусалима, а разумеется Учение Новой Церкви, ныне установляемой Господом, ибо старая Церковь достигла своего Конца, о чем можно заключить из сказанного в номере 33 до 39 Сочинения о Последнем Суде и еще из того, что будет сказано в вышеперечисленных Сочинениях. Ниже в последней Статье этого Сочинения будет показано, что под Новым Иерусалимом, предсказанным в ХХШ Главе Апокалипсиса, которая должна появиться после Суда, разумеется Новая Церковь.

УЧЕНИЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА О ГОСПОДЕ

Все Священное Писание говорит о Господе, и Господь есть Слово.

1. У Иоанна читается: "В начале было Слово, и Слово было у Бога и Бог был Слово. Сие было в начале у Бога. Все через него сталось и без Него не сталось ничто, что ни сталось. В Нем Жизнь была и Жизнь была Свет человекам: и Свет во тьме светит и тьма Его не объяла. И Слово Плотью стало и вселилось в нас и мы видим Славу Его, славу как Единородного от Отца полное благодати и истины". Гл. 1: 1. 2. 3. 4. 5. 14. У Него же "Свет пришел в мир, но возлюбили человеки более тьму, нежели Свет, были бо злы их дела". Гл. 3: 19. И в другом месте у Него же: "Доколе Свет имеете, веруйте во Свет, да сынами Света будете. Я, Свет, в мир пришел, чтобы всякий, верующий в Меня, во тьме не пребывал." Гл. 12: 36. 46.

Из этого следует, что Господь есть от вечности Бог, и Он есть Тот Господь, Который родился в мире; ибо говорится: Слово было у Бога и Бог был Слово; потом, без Него не сталось ничто, что ни сталось, а затем Слово Плотью стало и мы видели Его. В Церкви мало понимают, почему Господь назван Словом; но Он назван Словом, потому что Слово означает Божественную Истину или Божественную Мудрость, Господь же есть Самая Божественная Истина или Самая Божественная Мудрость, поэтому Он также называется Светом, о котором говорится, что Он пришел в мир. А так как Божественная Мудрость и Божественная Любовь составляют одно, в Господе же они от вечности одно, то также говорится - в Нем Жизнь была и Жизнь была Свет человекам. Жизнь есть Божественная Любовь, а Свет - Божественная Мудрость. Они составляют одно, что разумеется под словами: в начале Слово было у Бога и Бог был Слово; у Бога значит в Боге, ибо мудрость содержится в любви, а любовь в мудрости; то же в другом месте у Иоанна: "Прославь Меня Отче у Тебя Самого Славою, которую Я имел прежде мира бытия." Гл. 17: 5.

У Тебя Самого значит в Тебе Самом, поэтому и говорится, что Бог был Слово: и в других местах, Господь в Отце и Отец в Нем, потом, Отец и Он одно суть. А так как Слово есть Божественная Мудрость Божественной Любви, то и следует, что Оно есть Сам Иегова, поэтому Господь, Коим Все сталось, что ни сталось, ибо все сотворено Божественной Любовью через Божественную Мудрость.

2. Слово, здесь частно понимаемое, есть То же Слово, Которое было возвещено Моисеем, Пророками и Евангелистами. Это ясно можно видеть из того, что Оно есть Самая Божественная Истина, от которой истекает всякая Мудрость для Ангелов и духовное разумение для людей. Оно То же Слово, которое находится в мире у людей и на небесах у Ангелов, но в мире у людей Оно природно, на небесах же - духовно: а так как Оно есть Божественная Истина, то Оно также есть Божественное исходящее начало, это же начало не только исходит от Господа, но даже есть Сам Господь. Оно есть Сам Господь, поэтому все вообще и в частях Слова написано единственно о Нем. От Исаии до Малахии нет ни одного места, где бы не говорилось о Господе или, в противоположном смысле, против Господа. Хотя этого еще никто не замечал, но всякий может видеть, если он только знает, и размышляет при чтении Слова, тем более, если он знает, что в Слове не только есть природный, но также духовный Смысл, и в этом смысле названиями Лиц и Мест означается какое-нибудь качество Господа, также как Неба и Церкви, от Него исходящей, или что-нибудь противоположное им. Так как все вообще и в частях Слова говорит о Господе, Слово же есть Господь, ибо Оно есть Божественная Истина, то из всего этого видно, почему говорится - и Слово Плотью стало и вселилось в нас и видели славу Его. Далее отчего говорится: Доколе Свет имеете, веруйте во Свет, да сынами Света будете. Я, Свет, в мир пришел, чтобы всякий, верующий в Меня, во тьме не пребывал; Свет есть Божественная Истина, следовательно Слово. Поэтому даже ныне всякий озаряется в Слове, если во время чтения Слова прибегает к Единому Господу и Ему молится.

3. Здесь будет сказано, что вообще и в частности говорится о Господе у всех Пророков Ветхого Завета от Исаии до Малахии:

1. Господь придет в мир в полноте времен, то есть в то время, когда Он более не будет признан Иудеями и когда не останется никакой истины в Церкви, и если бы тогда Господь не пришел в мир и не явился бы, то человек бы погиб вечною смертью. Он Сам сказал у Иоанна: "Ежели не уверуете, что Я есмь, умрете во грехах ваших." Гл. 8: 24.

2. Господь придет в мир, дабы совершить Последний Суд, и тем покорить владычествовавшие тогда Ады, что совершится Борьбами или Искушениями, допущенными в своей Человечности, полученной от Матери и, следовательно, постоянными над ними победами; если бы эти ады не были покорены, то ни один человек не мог бы спастись.

3. Господь придет в Мир для прославления Человечности, то есть для соединения с Нею Божественности в Нем бывшей от зачатия.

4. Господь придет в Мир для установления Новой Церкви, которая бы Его признала за Искупителя и Спасителя, и была бы искуплена и спасена любовью и верою в Него.

5. Тогда же Он приведет в порядок Небо, дабы оно составило одно с Церквью.

6. Крестное Страдание будет последней борьбой или последним искушением, коим Он совершенно победит Ад и вполне прославит свою Человечность. В следующем Сочинени "О Священном Писании" будет сказано, что Слово более ни о чем не говорит.

4. Для доказательства того, что было сказано, я хочу привести в этой Первой Статье только те изречения из Слова, где говорится: тот День, в тот День и в то Время, где Днем и Временем означается Пришествие Господа: У Исаии.

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ

(род. в 1688 г. – ум. в 1772 г.)

Великий шведский ученый-натуралист – впоследствии ясновидящий, духовидец, мистик и самый замечательный (после Якоба Бёме ) теософ нового времени. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Написал около 150 научных трудов, некоторые из них (например, четырехтомный анатомический трактат «Мозг») намного опередили свое время. Историки науки считают его «отцом» таких дисциплин, как, скажем, минералогия или физиология мозга. Основатель доныне существующей в разных странах (особенно в Англии и Америке) секты сведенборгиан (Церковь Нового Иерусалима).

Эммануил Сведенборг был специалистом в металлургии, анатомии, математике и геологии. Одним словом, это был архетипический ученый: методичный, трезвый, скептичный. Но в какой-то момент его стали посещать видения и апокалиптические откровения. Поборник науки превратился в ясновидца, причем самого настоящего, если верить Иммануилу Канту, и стал духовным отцом всех тайных обществ той эпохи. Его Церковь Нового Иерусалима по сей день насчитывает несколько сотен тысяч приверженцев. Но этим влияние его не ограничивалось. У Сведенборга заимствовали идеи Мартинес де Паскуалес, Сен-Мартен, Пернети и Каллиостро. Как же так случилось, что сын профессора богословия в Упсальском университете и настоятеля собора (позднее он стал епископом в Скаре) вначале с головой погрузился в научные изыскания, а потом вновь вернулся к религии?

Эммануил родился 29 января 1688 года. Его отец, Еспер Сведберг (семье в 1719 году был дарован дворянский титул с переменой фамилии на Сведенборг), относился к числу наиболее влиятельных и известных священнослужителей шведской короны. В его доме часто собирались представительные собрания, велись беседы и дискуссии на разнообразнейшие моральные, политические, интеллектуальные, философские и, естественно, религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах, «я с юных лет постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей». Интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими по достижении ими сознательного возраста. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно, и благодаря им), выбор юного Эммануила не пал на богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколько-нибудь удовлетворившего его ответа на занимавшие тогда его сознание вопросы о сути Бога, Вселенной и человеческого бытия. Он в 1699 году поступил на философский факультет Упсальского университета. И только тогда Сведенборг познакомился с главными догматами протестантской ортодоксии, которые глубоко его возмутили. Особенно неприемлемым было для него даровое искупление, оправдание одной верой без богоугодных дел и предопределение либо к спасению, либо к вечной погибели. Эти догматы преподавались тогда в рассудочной школьной форме, которая заслоняла их умозрительное и мистическое содержание. Все это показалось прямому уму Сведенборга чистой нелепостью, оскорбительной для Божества.

Эти антипатии побудили молодого человека отдаться мирским наукам – классическим языкам и литературе, математике и естествознанию. И в этом он преуспел, занимаясь самообразованием. После окончания университета, в возрасте 22 лет Сведенборг отправился странствовать. Живя в Англии и Голландии, он погрузился в изучение многих дисциплин, включая физику, астрономию, математику, анатомию, физиологию, экономику, минералогию, геологию, химию, часовое и переплетное дело, а также изготовление оптических линз. В совершенстве изучил латынь, греческий и древнееврейский. Не правда ли, более чем достаточно! Но это было лишь частью интенсивной программы самообразования. Позднее Сведенборг занимался космологией, механикой, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией.

В 1709 году он представил на степень доктора философии свое научное исследование сентенций Сенеки и Публия Сирийца (Мима), с примечаниями Эразма и греческим переводом Скалигера. После путешествия во Францию он издал два сборника стихотворений. Не обладая поэтическим вдохновением, он, тем не менее, писал правильными и изящными латинскими стихами. В 1716 году Сведенборг начал публиковать свои и чужие исследования и статьи по естественным наукам в журнале «Дедал». В том же году Карл XII назначил его асессором Королевской горной коллегии и поручил ему вместе с инженером Польгемом сооружение системы каналов и шлюзов, соединяющих Стокгольм с Гетеборгом. В связи с этим Сведенборг изобрел особую машину с цилиндрами, при помощи которой была перевезена шведская артиллерия под стены той норвежской крепости, во время осады которой был убит Карл XII. Королева Ульрика Элеонора возвела семью Сведбергов в дворянское сословие, с правом на фамилию Сведенборг, принадлежавшую другой, более знатной линии их рода. Отец получил титул епископа, а сам Эммануил занял место в Палате лордов шведского риксдага. Сверх того, король Швеции, оценив заслуги Сведенборга в качестве редактора «Дедала», предложил ему должность инженерного советника. В этом качестве ученый сделал много инженерных усовершенствований в военной и промышленной областях. Он также задумал и разработал ряд изобретений, хотя большинство из них так никогда и не были воплощены в жизнь. В их числе были подводная лодка, планер, паровой двигатель, пневматическое ружье и особая плавильная печь.

Труды Сведенборга по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Как уже отмечалось, его считают «отцом» минералогии и физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи. К подобным выводам современная физика приблизилась лишь в двадцатом веке посредством квантовой механики.

Между 1717 и 1719 годом Сведенборг издал ученые труды по алгебре и о способах определять долготу мест, производя наблюдения над Луной; о десятичной системе мер и денежных знаков; о большей высоте морских приливов в древние времена; о движении и положении Земли и планет. Но какие бы научные дисциплины не доводилось постигать и развивать Сведенборгу на протяжении его многолетней научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь прошел завет отца: «Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят и способны причинить исключительно один лишь вред». Неизменным спутником всей его жизни, маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений всегда и в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства – Библия. Сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть лишь абсолютное Божественное основание Вселенной и ту единую связующую нить, посредством которой соединяется все сотворенное со своим Творцом. Тогда же он кратко сформулировал пять основных правил доброй жизни, которые постоянно переписывал для напоминания:

– во всем полагаться на волю Божественного Провидения;

– во всем соблюдать требования приличия;

– иметь всегда чистую совесть;

– верно исполнять обязанности своей публичной службы и стараться во всем быть полезным обществу.

Как член шведского сейма, Сведенборг неутомимо работал над самыми трудными практическими задачами, особенно в области финансов. Важность и практичность мер, которые он предлагал по этим вопросам в своих записках сейму, признавались знатоками еще полвека спустя. Известным стало и его сочинение о понижении и повышении ценности монет в Швеции (1722 г.). После основательного исследования отечественных рудников он с той же целью путешествовал по Германии (1721–1722 гг.). В это время им были изданы в Амстердаме и Лейпциге (по-латински) следующие труды: «О началах натуральной философии», «Наблюдения и открытия касательно железа и огня», «Новая метода для определения географических долгот на земле и море», «Искусство строить доки и новая метода для устройства плотин», «Искусство определять механическую силу кораблей», «Разные наблюдения над минералами, огнем и расположением гор», «О сталактитах Бауманова грота», «Принципы химии». Эти и последующие научные труды Сведенборга отличаются, по отзывам специалистов, богатством собранных фактов, стремлением возвести эти факты к общим и окончательным принципам и очевидной полезностью указываемых приложений.

Как и подобает человеку выдающейся интеллектуальной мощи и энергии, Сведенборг опубликовал много книг по широкому кругу предметов. Два из них, где он добился наибольших успехов, были металлургия и биология. Особенно впечатляет его работа по изучению нервной системы; его считают первым, кто понял значение коры головного мозга. Однако, несмотря на все это, Сведенборг не удовлетворился чисто натуралистическим подходом к изучению человеческой природы и Вселенной. В частности, он желал глубже понять природу души и создать новую, более адекватную космологию, чем предлагалось наукой до тех пор. Исходя из убеждения, что под материальностью Вселенной скрывается Божественная сила, он писал о взаимоотношениях между материей и энергией, между конечным и Бесконечным, между человечеством и Богом. Среди книг, написанных им на эти темы, были «Строение животного царства», «Мозг», «Чувства» и «Рациональная психология».

В 1733–1736 годах Сведенборг вновь путешествовал по Богемии и Германии, где издал свои «Opera philosophica et mineralia». Первый их том содержит самостоятельные решения частных вопросов научной космогонии. С этой стороны труд Сведенборга сохраняет важное значение в истории науки и до сегодняшнего дня. Знаменитый химик Дюма в своих лекциях по химической философии назвал Сведенборга настоящим творцом кристаллографии. Другие ученые отметили у Сведенборга предварения теорий Дальтона и Берцелиуса. Раньше Гершеля Сведенборг открыл место нашей солнечной системы в Млечном Пути и раньше Лагранжа показал, что отклонения планетных орбит имеют свойство через определенные промежутки времени возвращаться к норме. Два другие тома содержат ряд специальных трактатов по минералогии.

Издание «Opera» сделало Сведенборга широко знаменитым в ученом мире; он был избран почетным членом Петербургской академии наук. В 1734 году Сведенборг издает в Дрездене свой наиболее важный философский труд «Принципы», а также «Бесконечная и конечная причины Творения». Его трактат о бесконечности направлен против Декарта, о цели в природе – против Бэкона, о связи между телом и душой – против Лейбница с его «предустановленной гармонией». Собственных взглядов по этим трем вопросам Сведенборг здесь не излагает, потому что для окончательного решения третьего вопроса он чувствовал надобность в специальном изучении органического мира и особенно животного царства.

В 1736 году Сведенборг вновь предпринимает путешествие в Голландию, Бельгию, Францию и Италию, во время которого усиленно занимается физиологией и особенно анатомией. Результаты своих трудов он излагает в двухтомном сочинении о животном царстве («Строения животного царства», 1741 г.). В 1744 году он издает в Гааге и Лондоне три тома другого сочинения «Животное царство», которое сохранило свое значение и через 100 лет, когда один из членов Лондонского медицинского общества издал его английский перевод. В обоих биологических сочинениях Сведенборг не касается систематики и описания животных; к зоологии в общепринятом смысле они вовсе не относятся. Сведенборг берет животное царство, или зоологическую ступень мироздания, в ее высшем и нормальном представителе – человеке, и предмет этих двух его сочинений может быть точно обозначен как морфология и механическая физиология человеческого организма.

Сам автор считал свой обширный труд лишь подготовительным. Не делая никаких новых открытий, он везде опирался на последнее слово науки. И в то время, когда Сведенборг замышлял новое, более самостоятельное сочинение по биологии для решения философского вопроса о связи душевной и телесной сторон человеческого организма, в его собственном организме произошла замечательная душевно-телесная перемена, открывшая для него новое, религиозное поприще, с которым преимущественно связано его имя. В 1744 году в жизни Сведенборга произошел неожиданный поворот. Его стали посещать живые, волнующие сны и видения. До того как они начались, он был типичным европейским интеллектуалом XVIII века: свободно владеющий многими языками, ученый, исследователь, изобретатель, человек, принимающий активное участие в общественной жизни в качестве асессора Шведской горной коллегии и члена высшей палаты парламента. В общем, «универсальный человек» раннего периода развития науки.

Обычно, находясь в Лондоне, Сведенборг ходил обедать в одну таверну, где ему предоставили отдельную комнату. Однажды он был очень голоден и ел больше, чем обычно. Вдруг он увидел, что комната стала наполняться туманом, а на полу появилось множество разных гадов. Туман перешел в густую тьму; когда она рассеялась, гадов больше не было, а в углу комнаты Сведенборг увидел сидящего человека, окруженного ярким сиянием. Человек грозно сказал ему: «Не ешь так много!» Тут Сведенборг потерял зрение. Когда оно постепенно возвратилось, Сведенборг увидел, что теперь он в комнате один. В испуге ученый поспешил домой. Ночь и следующий день он провел в размышлении и ничего не ел. На следующую ночь человек, окруженный сиянием, явился опять. Он сказал: «Я Бог, Господь, Творец и Искупитель. Я избрал тебя, чтобы объяснить людям внутренний и духовный смысл Писаний. Я буду диктовать тебе, а ты должен все записывать». Так Эммануил Сведенборг удостоился опыта, который навсегда изменил его жизнь: он, земной человек, должен был послужить инструментом, посредством которого Господь мог бы вновь явить Себя человечеству путем, сходным с видениями библейских пророков. Так началась жизнь Сведенборга как духовного пророка.

После этого Сведенборг почувствовал, что открылись глаза его духа, и с тех пор он стал переноситься духом в небо, ад и промежуточный мир духов, где виделся и беседовал со многими известными ему лицами, иногда недавно, а иногда и давно умершими. По возвращении в Швецию в 1747 году Сведенборг отказался от службы в Горной коллегии и от естественнонаучных занятий. Ему нужно было свободное время для теологических писаний. Не зная, как понимать то, что с ним происходит, он никому ничего не говорил и лишь записывал в дневники свои видения. Его исследования по космологии и о природе души приняли новое направление. Он приступил к изучению Библии, совершенствовал знание древнееврейского языка и написал многочисленные теологические работы, где раскрыл новые истины, которые и послужили основанием для Новой Церкви. В своих многочисленных книгах, называемых последователями Новой Церкви просто Писаниями («Богослужение и любовь к Богу», «Небесные Тайны», «Небеса и ад», «Земли во Вселенной», «Последний суд», «Конь белый», «Новый Иерусалим и его небесное учение»), он выявил скрытый внутренний смысл историй, описанных в Ветхом и Новом Завете, основные истины о Боге, человечестве и Творении, правду о посмертной жизни, показал пути духовного совершенствования, истинный смысл Апокалипсиса и восхитительные тайны браков, заключенных по настоящей супружеской любви, не говоря о множестве других вещей.

Поначалу его книги практически никто не замечал. Он публиковал их анонимно за свой счет и посылал наиболее просвещенным людям того времени. Однако ситуация стала меняться после странного происшествия в июле 1759 года. Сведенборг тогда находился в Гетеборге и обедал с друзьями в гостях у местного богатого коммерсанта. Во время обеда он внезапно побледнел и словно бы не в себе вышел из-за стола. Его спросили, что случилось, и он ответил, что сейчас получил сведения об ужасном пожаре, разразившемся в Стокгольме поблизости от его дома. Затем около восьми часов вечера он так же внезапно повеселел, объяснив, что пожар был потушен за три дома до его собственного.

Его слова и поведение в тот вечер стали предметом пересудов в городе, а через несколько дней из Стокгольма прибыл гонец с теми самыми новостями, которые описал Сведенборг. Выяснилось, что его описание пожара в малейших деталях совпало с действительным ходом событий того летнего вечера. Вскоре после этого возник первый всплеск интереса к его теологическим трудам, подстегнутый не только странной историей о его сверхъестественном знании подробностей Стокгольмского пожара, но также еще несколькими эпизодами, продемонстрировавшими его способность общения с обитателями тонкого мира.

Случай этот принес Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для чего была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире. Не занимаясь подобной практикой регулярно, Сведенборг, тем не менее, иногда не отказывал подобным просителям. Об одном из таких случаев рассказывают следующую историю. В 1760 году Сведенборг помог мадам де Мартевиль в переговорах с ее умершим мужем касательно пропавшей расписки. История контактов Сведенборга с невидимыми духами подробно описана в его объемистых трудах «Дневник сновидений» и «Духовный дневник». А случилось вот что.

После внезапной кончины голландского посланника при стокгольмском дворе, графа Мартевиля, к его вдове обратились с требованием вернуть значительную сумму денег, которую, как ей было известно, муж заплатил в свое время сполна. Однако она не могла предоставить нужной квитанции, так как не знала, где ее искать. По совету знакомых, а может быть из любопытства, мадам де Мартевиль обратилась к Сведенборгу с просьбой узнать у покойного мужа, где тот положил квитанцию. Духовидец согласился и через какое-то время пришел и сказал, что виделся с голландским посланником и получил от него обещание заняться немедленно поиском расписки. Еще через восемь дней к мадам во сне явился ее муж и сообщил, в каком именно месте находится спрятанная квитанция. Там она нашла не только расписку, но также и бриллиантовую заколку, которая до этого момента считалась утерянной. Когда к ней на следующее утро пришел с визитом Сведенборг, то прежде, чем она сообщила ему о находке, он сказал ей, что опять встречал ее мужа, но разговор их был очень короток, так как Сведенборг спешил к ней, чтобы рассказать, где искать расписку.

Еще более удивительна история с «секретом королевы» произошла в 1761 году. Шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидческих способностях Сведенборга, решила подвергнуть его испытанию. Пригласив его во дворец, она спросила Сведенборга, не смог бы он выполнить одно ее поручение. Она попросила его послужить контактером с ее умершим братом, принцем Вильгельмом. Сведенборг ответил, что исполнит поручение с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать, о чем говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом ее в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал содержания их разговора, и она тоже никогда об этом ни с кем не говорила. Через несколько дней Сведенборг опять посетил дворец и в присутствии государственного советника графа Шверина, находившегося в некотором отдалении, передал ей разговор с принцем, со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил. Королева при этом была так поражена, что почувствовала себя дурно и пришла в себя лишь по прошествии нескольких минут.

Репутация духовидца, сопровождаемая даже некоторым оттенком скандальности, разумеется, значительно осложнила Сведенборгу последние годы его жизни в нашем мире. Может даже показаться, что его духовидческие способности и их публичное проявление были чем-то совершенно излишним, что без них его учение только выиграло бы. Но, как писал Сведенборг в книге «Духовный Дневник», видения из другого мира «даны сейчас вместо чудес, и если бы их не было, то люди не постигали бы качества, присущего этим книгам, не покупали бы их, не читали бы их, совершенно их не понимали бы и не проникались бы ими, совершенно не верили бы им, одним словом – оставались бы в полном неведении относительно излагаемого там предмета». Оригинальность теософского учения Сведенборга не исключает, однако, существенных аналогий между ним и другими известными (нам, но не ему) учениями, а именно: некоторыми системами гностицизма и особенно еврейской каббалой. Попытаемся кратко изложить основные положения учения Сведенборга. Он отвергает понятие Божества как отвлеченного начала. Бог вечно имеет свою определенную и существенную форму, и это форма человеческого тела. Бог вечно существует как Великий человек, в котором обитает полнота Божества телесно. Последователи Сведенборга полагают, что его учение можно называть абсолютным христианством, так как оно в основе своей имеет только Христа и больше ничего.

Сведенборг не признавал дочеловеческого и сверхчеловеческого происхождения ангелов и демонов, а видел в них лишь эволюцию человека в двух противоположных направлениях: каждый человек до смерти есть уже или ангел, или дьявол, и тот, у кого, как у Сведенборга, открылось духовное зрение, может это ясно различать. Второго пришествия Христа и всеобщего суда живых и мертвых Сведенборг тоже не признавал. Нравственное учение Сведенборга было теологически безупречно, как считал Московский митрополит Филарет, но философского решения спора между фатализмом и свободой он не дал. Вообще в свой религиозный период Сведенборг воздерживался от самостоятельного мышления, записывая лишь явления своего духоведения и те мысли, которые он считал прямо внушенными или продиктованными ему свыше.

Вот рассказ Сведенборга об одном из его видений: «В это время мой внутренний человек находился в средних небесах, в сердечной области Господа, в левом желудочке, который составляется из обществ таких ангелов, что любят истину, поскольку она есть добро (amant verum quoad bonum). Я чувствовал сильное их влияние на мое сердце, проходившее в мозг, и у меня появилась мысль: каким образом возможно, чтобы благость Господа допускала бесам вечно оставаться в аду? Только что я это помыслил, как один из ангелов правого предсердия чрезвычайно быстро низринулся в седалищную область великого Сатаны и извел оттуда, по внушению от Господа, одного из самых дурных бесов, чтобы доставить ему небесное блаженство.

Но мне было дано видеть, что по мере того, как ангел восходил к небесным сферам, его пленник менял гордое выражение своего лица на страдающее, и тело его чернело. Когда же он, несмотря на свое сопротивление, был вовлечен в средние небеса, то с ним сделались страшные конвульсии, он всем своим видом и движениями показывал, что испытывает величайшие и нестерпимые муки. Когда же он приблизился к сердечной области небес, то язык его вышел далеко наружу, как у очень уставшего и жаждущего пса, а глаза лопнули, как от жгучего жара. И мне сделалось его жалко, и я взмолился Господу, чтобы велел ангелу отпустить его. И когда, по соизволению Господа, он был отпущен, то бросился вниз головой с такой стремительностью, что я мог видеть только, как мелькнули его чрезвычайно черные пятки.

И тогда мне было внушено: пребывание кого-нибудь в небесах или в аду зависит не от произвола Божьего, а от внутреннего состояния самого существа, и перемещение по чужой воле из ада в небеса было бы так же мучительно для перемещаемых, как переселение из небес в ад… И таким образом я понял, что вечность ада для тех, кто находит в нем свое наслаждение, одинаково соответствует как премудрости, так и благости Божьей».

Оставшиеся годы своей жизни Сведенборг продолжал посещения «потустороннего» мира и публиковал книги, раскрывавшие истины, которые, как он верил, Господь велел ему заносить на бумагу. Тем не менее он продолжал активную жизнь и в земном мире, участвовал в политических дискуссиях в Палате лордов, членом которой был, и продолжал сочинять трактаты на такие различные темы, как шведская финансовая политика и способы украшения столов инкрустацией. Между 1763 и 1769 годами Сведенборг сочинил и опубликовал следующие книги: «Учение о Господе», «Учение о Святом Писании», «Учение о Жизни», «Учение о Вере», «Последний Суд, продолжение», «Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости», «Мудрость ангельская о Божественном Провидении», «Апокалипсис открытый», «Супружеская любовь», «Краткое изложение доктрины Новой Церкви», «О сообщении души и тела» и другие.

За популяризацию своего учения в последние годы жизни Сведенборг испытал гонение со стороны шведского духовенства, раздраженного его резкой критикой протестантских догматов. И хотя его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать свое мнение окружающим, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых теологов, и даже были попытки пресечь его деятельность административными мерами. В 1769–1771 годах на сейме шла речь о необходимости признать Сведенборга помешанным и лишить свободы. Чины духовного сословия, возглавляемые племянником Сведенборга, епископом Филениусом, постановили секвестровать его книги, а два его последователя, члены консистории, были преданы суду. Один из них, доктор теологии Бейер, издал защитную декларацию, а сам Сведенборг – памятную записку и апелляцию к трем университетам королевства. Тем не менее два профессора богословия были исключены из университета за проповеди его идей, а книги Сведенборга были в стране запрещены. Но благодаря общему уважению к Сведенборгу и заступничеству короля дело было прекращено. Официально решение суда было аннулировано в 1779 году.

Можно легко понять, почему большинством своих современников Сведенборг был отвергнут как сумасшедший и почему его видения редко воспринимали всерьез. Тем не менее всегда находились люди, которые признавали, что несмотря на всю странность его видений, он действительно был в контакте с невидимой реальностью. Его младший современник немецкий философ Эммануил Кант, один из основателей современной философии, относился к нему очень серьезно, а американский философ Р. Эмерсон в своем длинном очерке о нем в книге «Избранники человечества» назвал его «одним из гигантов литературы, которого не измерят целые колледжи заурядных ученых». Оживление интереса к оккультизму уже в наше время выдвинуло, конечно, его вперед как «мистика» и «ясновидца», не ограниченного доктринальным христианством. Сегодня исследователи «посмертных» опытов находят интересные параллели между своими открытиями и его описанием первых моментов после смерти.

Но несмотря на запрет, сразу после окончания суда в 1771–1772 годах Сведенборг опубликовал в Амстердаме свою последнюю большую теологическую работу «Истинная христианская религия». Он продолжал свои путешествия и предсказания. Как минимум дважды Сведенборг назвал день и час своей кончины. Первый раз это случилось в 1770 году во время путешествия в Англию. Заболев в Лондоне, он больше недели спал, не просыпаясь. По пробуждении он предсказал день своей смерти.

Зимой 1771 года известный английский священнослужитель Джон Уэстли заинтересовался теологическими работами Сведенборга и хотел как-нибудь встретиться с ним лично, чтобы обсудить некоторые из его идей. Об этом своем желании он никому не говорил. Каково же было его удивление, когда он неожиданно получил от Сведенборга письмо, где среди прочего было сказано: «Я был уведомлен в мире духов, что вы имеете сильное расположение переговорить со мною. Я буду счастлив видеть вас, если вы удостоите меня визитом». Уэстли немедленно ответил, что после возвращения из шестимесячного странствия он обязательно навестит духовидца. Ответ Сведенборга был не менее удивителен, чем его первое письмо, поскольку тот сообщал, что окончательно уйдет в мир духов (т. е. умрет) 29 марта и предполагаемая дата встречи является слишком поздней.

В марте 1772 года здоровье Сведенборга расстроилось. Поэтому, чтобы его служанка была в готовности, он уже в начале месяца сообщил ей, что умрет в указанный им день в пять часов вечера. На протяжении этого месяца многие из друзей посещали его и просили отречься от того, что некоторые церковные деятели считали еретическими утверждениями. Окончательный ответ Сведенборга был следующий: «Я не написал ничего, кроме правды, в чем вы будете более и более убеждаться на протяжении всех дней вашей жизни, если, конечно, вы станете держаться Господа и верно служить Ему одному, избегая всех видов зла и грехов против Него, усердно изучая Его Слово, которое от начала до конца содержит неопровержимые свидетельства истинности всех доктрин, предоставленных мною миру… Настолько же верно, как то, что вы видите меня сейчас, верно все, что я написал. Я бы мог рассказать больше, если бы мне было дозволено. Когда вы сами вступите в вечность, вы все увидите сами, и тогда нам с вами будет много о чем поговорить».

– Пять часов, – ответила она.

– Хорошо, – сказал Сведенборг. – Я благодарю вас. Благослови вас Господь! – И в следующий момент без страха и беспокойства покинул этот мир навсегда.

Уже после смерти Сведенборга были изданы следующие его труды: обширное истолкование Апокалипсиса – «Apocal. explicata», «Краткое изложение внутреннего смысла Псалтири и всех пророческих книг Ветхого Завета», «9 вопросов о Троице, предложенных Гартлеем, и ответы Сведенборга», «Венец, или Приложение к сочинению об истинной христианской религии». В 1780-х годах в Лондоне была основана особая сведенборгианская церковь – «Церковь Нового Иерусалима», которая вскоре получила широкое распространение в Великобритании и Америке. Последователи Сведенборга были и в России, к сведенборгианам принадлежал известный писатель В. И. Даль. Сведенборг оказал также заметное влияние на литературу романтизма (У. Блейк в Великобритании, Р. Эмерсон в США и др.). Его книги имели влияние на тысячи людей. Принципы теологии, разработанные в его писаниях, стимулировали развитие религиозной мысли по всему свету от христианства до буддизма и вдохновили многих великих людей.

Из книги Неподдающиеся автора Прут Иосиф Леонидович

Эммануил Казакевич и Вениамин Рискинд Это было на фронте в 1943 году. После одного организованного мною и удивительно удачно закончившегося поиска в расположении противника я сказал исполнителю этой исключительно тонкой операции:- Ты - самый лучший командир разведроты

Из книги Обреченные погибнуть. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: Воспоминания и документы автора Шнеер Арон

Эммануил Николаевич Сосин. Рассказ о плене В плену 1941–1945 гг.Э.Н. Сосин окончил военное училище за 12 дней до начала войны, - в его взводе были западные украинцы, и они, кстати, совершенно не понимали, что он еврей!Первый раз попал в плен еще в июне 1941-го - с группой прикрытия

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Виктор-Эммануил «готовит почву» И вот как раз в это время в голове графа ди Кавура родилась идея создания единой Италии при помощи женщины, которая должна была очаровать французского императора и убедить его помочь королю Виктору-Эммануилу.20 ноября 1855 года король

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ (род. в 1688 г. – ум. в 1772 г.) Великий шведский ученый-натуралист – впоследствии ясновидящий, духовидец, мистик и самый замечательный (после Якоба Бёме) теософ нового времени. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КВИРИНГ Эммануил Ионович (14.09.1888 - 1937). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г. по 16.04.1927 гг. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1923 - 1934 гг. Член партии с 1912 г.Родился в деревне Новолиповка (ныне Федоровского района Саратовской области) в семье писаря из немецких колонистов. Немец. Окончил пять

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Казакевич Эммануил Генрихович 1913–1962 русский и еврейский советский писатель Казакевич (среди близких известный как Эмма Казакевич) родился 24 февраля 1913 года в Кременчуге Полтавской губернии в семье еврейского публициста и литературного критика Генеха Казакевича.В 1930

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос