Макиавелли и его идеи в современном обществе. Каково значение идей Н

Мы подошли к одному из самых интересных и сложных вопросов, который сильно волновал Макиавелли: каким же должен быть истинный государь? В предыдущих разделах, разбирая особенности государств и власти, рассуждая о военных делах, Макиавелли, так или иначе, обращался к данному вопросу. Он называл качества, которые мешают или помогают править, часто обращал внимание на то, что многое в делах государства зависит от личности государя. Теперь, на протяжении почти десяти глав (с 15 - по 23), эта тема становится основной. Макиавелли пытается создать универсальный портрет идеального правителя, который смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.

С чего же начинается поиск? Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Весь мир условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой положительные и отрицательные качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая палитра красок, которая и отобразит загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя - соединять в себе все перечисленные положительные качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более» . Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают понятие «макиавеллизм». Но к этому мы вернемся позже, а пока обратимся к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь.

Первое - щедрость. Качество очень хорошее, но его довольно трудно проявить. Если быть щедрым в меру, тебя могут обвинить в скупости. А если действительно постоянно тратить огромные суммы на благотворительность, быстро разоришься. Следовательно, самым благоразумным будет «примириться со славой скупого правителя». «Ибо со временем, когда люди увидят, что благодаря бережливости он (государь) удовлетворяется своими доходами и ведет военные кампании, не обременяя народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя» . Государь должен знать чувство меры. Щедрость просто необходима, если ты еще не получил власть и возможна, если тратишь чужое добро: «расточая чужое ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь» . « Между тем презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же вдет к тому и к другому» . Вот яркий пример того, как положительное качество может обернуться против своего обладателя.

Вторая категория, которую рассматривает Макиавелли - понятия любви и страха. Государь не должен считаться с обвинениями в жестокости. «Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку» . Но при этом не надо быть скорым на расправу. Следует взвесить все «за» и «против» и только тогда принять решение, т.к. исправить положение впоследствии уже не удастся. Если же государь должен выбирать между любовью и страхом со стороны своих подданных, то надежнее выбрать страх. «Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти» . И уж ни в коем случае нельзя проявлять мягкосердечие по отношению к войскам. Дисциплина и полное повиновение командованию - вот залог успешного ведения боевых действий.

Еще два замечательных людских качества - верность и прямодушие. Но и они не всегда приемлемы для государя. Политическая борьба - это тонкая игра, основным правилом которой является умение хитрить. История показывает, что большего добивались те правители, которые не всегда следовали своим обещаниям и в нужный момент умели обводить своих противников вокруг пальца. Честность не всегда уместна. Если бы все правители держали свое слово, тогда было бы легче, но это вовсе не так. Следовательно, нужно учитывать конкретные обстоятельства и приноравливаться к ним. На первый план в данном случае выходят не личные симпатии, а государственные интересы.

В борьбе с врагом можно руководствоваться двумя способами: законами или силой. Первый из этих способов присущ человеку, второй - зверю. «Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя» . Макиавелли обращает внимание читателя на интересный пример из истории: древних героев (Ахилла и др.) отдавали на воспитание кентаврам. Эти полулюди-полузвери, совмещающие в себе два начала, могли передать своим воспитанникам информацию из совершенно различных областей знания, могли развить в них поразительную силу и выносливость. В итоге этих героев никто не мог победить. Так, может, и государю следует соединить в себе две различных природы? Макиавелли полностью придерживается этого мнения. Государь должен уподобиться двум зверям: льву и лисе, т.е. соединить в себе силу и хитрость. Разумный правитель, считает Макиавелли, не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Зато в нужный момент он обязан проявить силу и доказать при помощи оружия свое превосходство.

В глазах людей государь должен быть сострадательным, милостивым, верным слову, искренним и благочестивым. Самое лучшее, если эти качества будут не просто внешними, но и отразят сущность правителя. Однако следует учитывать, что при необходимости надо уметь проявлять и противоположные качества, «то есть… по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла» .

Итак, государь должен вести себя так, чтобы не навлечь на себя ненависть или презрение подданных. Презрение можно возбудить непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Следовательно, от этих качеств надо избавляться. Самая главная опасность, которая находится внутри страны - заговорщики. Для того чтобы избежать их появления, просто необходимо расположить к себе своих подданных. Если заговорщик будет один, он не рискнет бунтовать против законного государя. Но если соберется большое число недовольных правлением, то государь может лишиться власти. Хорошее устройство государства - вот основная составляющая его стабильного развития. В качестве примера в данном случае Макиавелли приводит устройство Франции. Власть короля здесь находится в неразрывной связи с деятельностью парламента. Это «полезное учреждение» помогает «обуздывать сильных» и «поощрять слабых». В результате достигается необходимый компромисс между основными силами, способными выказывать свое недовольство.

Вообще проблема достижения компромисса очень актуальна для внутренней стабильности государства. Обратимся к римским императорам. Им приходилось сдерживать честолюбие знати, необузданность народа, а также жестокость и алчность войска. Трудно угодить сразу всем трем силам, особенно учитывая то, что они имеют различные интересы. Одни хотят спокойной, размеренной жизни, другие, напротив, жаждут войны и жестокости. Опять мы возвращаемся к вопросу о войске и особом отношении к нему со стороны государя. Войску действительно нужно уделять очень много внимания, но нельзя обходить стороной и других подданных. Ведь, в конечном счете, хоть войско и является привилегированным, хоть и составляет опору правления, простого народа гораздо больше в численном отношении. А большинство, как известно, - мощная сила. И нельзя не прислушиваться к его требованиям.

Рано или поздно перед государем встает вопрос: какие враги для него опаснее - внутренние или внешние? Если правитель не может положиться на свой народ, то ему необходимо иметь убежище на случай возможного восстания, для этих целей и строятся крепости. Если же основную угрозу представляют внешние враги, то возведение крепостей не обязательно. «Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу» . Что же должен делать государь, чтобы его почитали? Ответ закономерен: «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки» .

Макиавелли и здесь остается верным своим убеждениям. Военное дело - основа основ правления. В качестве нового государя, который прекрасно понимает это, выступает Фердинанд Арагонский, король Испании. Он сумел занять своих подданных делом, а сам в это время решал внешние проблемы. Государя уважают, если он способен на решительные поступки. И в противостоянии двух государств гораздо лучше поддержать одно из них, чем оставаться в стороне и бездействовать. Но при этом следует опасаться союза с теми, кто сильнее тебя, чтобы не попасть в зависимость.

Помимо военных дел и благоустройства войска у правителя есть масса других задач во внутренней политике. Он должен покровительствовать искусству, развивать торговлю, земледелие и ремесла, заботиться об украшении как отдельных городов, так и всего государства. Все эти компоненты составляют основу экономической, социальной.политической и культурной жизни страны. В каждом поступке государя должны присутствовать достоинство и величие, которые помогут укрепить власть и избежать ненужных ошибок.

И уж конечно мудрый правитель не сможет обойтись без советников. Он должен выбрать самых достойных людей, с которым сможет советоваться по различным вопросам. Мы уже убедились в том, что государь отвечает за совершенно различные аспекты жизни страны и граждан, а, следовательно, не может заниматься всеми делами лично. Вот для этого и пригодятся верные и преданные подданные, на которых можно было бы положиться. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» . Следует учесть, однако, что, какими бы умными ни были советники, последнее слово должно всегда оставаться за правителем. Выслушав все советы, он сам должен принять единственно правильное решение.

Основная проблема, с которой может столкнуться государь при общении со своими приближенными, - это огромное количество льстецов. Таких людей всегда можно найти в непосредственной близости к трону. Их речи весьма приятны, и много усилий надо приложить к тому, чтобы не подпасть под влияние подобных хитрецов. Настоящие советники должны заботиться о благе государства, а не о личной выгоде. Если правитель сочтет нужным, он сам окажет верным соратникам должные почести. Но какие бы советы ни давались, ответственным за принятое решение будет государь. Следовательно, он должен обладать мудростью, чтобы привести различные мнения к должному компромиссу.

Итак, портрет истинного государя готов. Макиавелли постепенно, шаг за шагом воссоздал образ сильной и неординарной личности, которая способна управлять могущественнейшим государством. Отличительная черта этого образа - стремление к «золотой середине». Личные качества правителя, по возможности, не должны переходить определенные рамки дозволенного. Щедрость должна быть умеренной, любовь соседствовать со страхом, а прямодушие и честность могут запросто ужиться с хитростью и даже лукавством. Государь обязан совместить в себе качества льва и лисы, уметь правильно оценивать действия и советы своих приближенных, принимать волевые решения и, наконец, обладать природной мудростью. Все поступки должны совершаться во имя государственных интересов и на благо подданных. Возможно ли встретить в одном человеке сочетание стольких качеств? На этот вопрос Макиавелли отвечает в заключительных главах своего трактата.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Идеи Макиавелли в трактате "Государь"

Введение

2. Три вида завоевания

3. Народ и знать

4. Советники государя

5. Военное дело

6. Личность правителя

Заключение

Введение

Эпоха Возрождения освободила общество от церковной аскетичности Средних веков и дала толчок к развитию культуры и искусства. В эту эпоху общество отошло от религиозных ценностей, и на первое место встала наука во главе с человеком и его деятельностью. Подобные изменения в устройстве общества привели к появлению многих великих ученых и философов, одним из которых был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли.

Живя в довольно беспокойную эпоху при частой смене власти и беспорядочных переворотах, застав множество сильных и способных военачальников и государственных деятелей, у многих из которых он был в непосредственном приближении, Макиавелли сумел проанализировать действия каждого из них и уже в зрелом возрасте создать образ идеального, по его мнению, правителя, все основные характеристики которого и изложил в своем труде "Государь", опубликованном и признанном лишь через 5 лет после смерти самого Макиавелли.

Сочинения Никколо Макиавелли по праву считаются новой ступенью в развитии политической философии Запада, ведь именно он был одним из первых, кто перестал руководствоваться принципами нравственности и религии в размышлениях над способами управления государством, а уделил первостепенное значение рациональным и более эффективным методам управления и завоевания. Многие осуждали Макиавелли за порой довольно циничные и аморальные модели политического поведения, выдвигаемые им как единственно верные. Однако в трактате "Государь" он подробно рассматривает все последствия тех или иных решений, принятых государственными деятелями разных эпох, и делает логичные выводы о наиболее и наименее эффективных моделях их поведения, что вполне оправдывает его менее нравственные и привычные критерии идеального государя.

1. Завоевание страны с другими обычаями

В реферате я предлагаю рассмотреть наиболее существенные положения, выдвигаемые автором трактата, несмотря на то, что каждая его мысль несет идею, достойную отдельного реферата и не теряющую своей актуальности даже в современном мире благодаря ориентированности на рациональность и эффективность, что имеет первичное значение и в политике нашего время.

Кроме непосредственно личности правителя, которая является наиболее часто обсуждаемым итогом всей работы Макиавелли, автор рассматривает и другие, не менее важные аспекты политики. Например, какими правилами должен руководствоваться опытный государь, чтобы не только завоевать желаемую территорию, но и удержать ее. Ведь завоевание - это только первый шаг на пути к полному обладанию государством.

Макиавелли говорит, что военачальнику, если он вторгается в страну с другими обычаями и культурой, безусловно следует поселиться в завоеванном государстве, чтобы вовремя распознать начинающуюся смуту и предотвратить ее. Кроме того, живя в стране, правитель может уберечь ее от грабежей чиновников, ибо граждане будут обращаться напрямую к нему. Тем самым государь только укрепит свое положение и добьется признания народа. Что касается более слабых соседей, которые, без сомнения, захотят заручиться поддержкой у пополненной новыми землями державы, то им, конечно, нужно покровительствовать, чтобы в нужный момент они выступили на вашей стороне против сильного противника, однако не давать крепнуть и развиваться, ведь, приобретя силу и власть, они могут представлять угрозу суверенитету вашего государства.

Однако если у правителя нет возможности переселиться в завоеванной стране, то самым надежным способом будет ее разрушить. Макиавелли обосновывает это тем, что в городе или государстве, в котором издревле существовали свои обычаи и законы, всегда найдется место для мятежа, так как граждане будут лелеять идею о свободе и старых порядках и рано или поздно взбунтуются. Тогда как разрушив город, а точнее его главное управление, жители, всегда привыкшие подчиняться, едва ли смогут сами переизбрать главу города и взяться за оружие. Таким образом у нового правителя будет время войти к гражданам города в доверие, создав более благоприятные жизненные условия, чем при старом правителе.

2. Три вида завоевания

Во всей работе Макиавелли можно заметить разделение всех способов завоевания новых государств на 3 основных: завоевания доблестью, милостью судьбы и всевозможными злодеяниями.

Доблестью

Первый предполагает овладение государством исключительно с помощью своего оружия и военных способностей. Макиавелли не отрицает значимость роли счастливого случая, который встречался на пути почти у всех великих завоевателей, и, присовокупившись к их невероятной доблести, давал по истине великие результаты. Н.Макиавелли приводит в пример первого царя-основателя Рима Ромула, который, возможно, погиб бы на берегу реки Тибр, куда он был сброшен братом своей матери Амулием, не вскорми его волчица и не приюти пастух Фаустул. Таким образом, по воле счастливого случая Ромул выжил и, узнав истинное свое происхождение, стал первым царем Рима. Однако Макиавелли подчеркивает, что чем меньше сам завоеватель полагается на милость судьбы, тем выше его вероятность добиться успеха и удержаться у власти. Однако камнем преткновения на пути у всех завоевателей, руководствующихся только доблестью и оружием, становятся старые законы. Ведь нет ничего труднее разрушения старых порядков и установления новых, так как людям свойственно "не верить в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом", - мудро говорит философ. И только тот, кто не зависит от чужой поддержки и в состоянии сам в нужный момент применить силу, может добиться соблюдения новых установленных законов и порядков.

Милостью судьбы

Тогда как доблестному завоевателю самым трудным представляется приобретение власти, тому, кто становится государем милостью судьбы, наиболее проблематично ее удержание. Получив власть за деньги или благодаря милости расчётливых правителей, они не знают, куда ее применить и как сохранить. Подобные государи чаще всего не умеют властвовать по причине того, что всю свою жизнь находились у кого-то в подчинение, а отсутствие у них доблести и силы не дает им возможности научиться повелевать во время правления: при малейших волнениях их милованная власть сразу переходит к более способному и властному правителю.

Злодеяниями

Поэтому порой тем, кто мечтает овладеть государством, приходится прибегать к использованию нечестных, а порой даже жестоких методов завоевания и сохранения власти. Логичен вопрос, как и почему мирные граждане позволяют такому государю править и творить беззаконие. Дело все в том, что правитель, который осуществляет все свои злодеяния единожды, а впоследствии заглаживает их добрыми общественно полезными делами, все-таки может по истечении некоторого времени обеспечить себе расположение сограждан, не успевших распробовать обиды, зато в полноте своей познав всю сладость последующих благодеяний. Но тому, кто будет использовать бесчестные кровавые методы на протяжении всего своего правления, никогда не светит успех, ведь народным массам свойственно терпение, но рано или поздно ему приходит конец, и тогда бунт не остановить.

3. Народ и знать

Изучая народ, как социокультурную общность, Макиавелли приходит к выводу, что самое важное для народа - это жить свободно, то есть не быть угнетаемым. И если государь обеспечит это право своим гражданам, то они отплатят ему преданностью и доверием. В то время как у знати менее невинная цель: ей движет желание властвовать. Именно поэтому, приходя к власти при помощи знати, правитель обрекает себя на постоянную борьбу, так как сыграв немаловажную роль в судьбе правителя, знать воспринимает его как обязанного, то есть равного. В этом случае государь не может ни принимать самостоятельных решений, ни в полной мере управлять знатью, а в трудное время она вполне может погубить избранного государя. Поэтому, добиваясь власти, самым надежным будет опираться на народ. Он не ставит государя наравне с собой, и его притязания более малочисленны и легче исполнимы. Главное, заручиться дружбой народа и сделать так, чтобы народ всегда нуждался в своем государе, тогда можно будет в полной мере и при любых обстоятельствах положиться на его верность.

4. Советники государя

Продолжая проблему знати и приближенных к правителю людей, Макиавелли отмечает важность правильного выбора государственных советников. По его мнению, правильный советник должен заботиться исключительно о государственных делах и не искать в них личной выгоды. Такие помощники очень ценны и ровно в такой же степени редки, поэтому мудрый правитель должен уметь удержать преданность советника, всячески поощряя и преумножая его богатство. Кроме этого, Макиавелли видит непосредственную связь между личностью государя и приближенным им министром: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости… Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно…". И действительно, каждый правитель должен уметь распознать неумелых советников и льстецов. А самый лучший способ оградить себя от последних - это уверить людей в том, что за правдивые слова они не понесут наказания, а скорее наоборот окажут правителю услугу. Однако если каждый получит возможность говорить все, что ему вздумается самому государю, то он (государь) вскоре потеряет уважение и почтение граждан. Поэтому мудрый правитель должен выбрать несколько способных министров и предоставить им право смело и честно высказываться по любому заданному государем вопросу, а не когда им самим захочется высказаться. Таким образом, правитель всегда будет получать благие искренние советы по всем интересующим его вопросам и, сопоставив их, принимать верное решение.

5. Военное дело

А главное решение, которое должен принять каждый государь касается состава его войск, так как "основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско". Макиавелли доказывает, что из трех типов войск самыми бесполезными и опасными являются союзнические и наемные войска, и только собственное войско будет сильной и надежной опорой для всего государства.

Наемные войска изначально не могут быть верны нанимающему их государю, так как они воюют за жалование. Плата почти всегда скудная, и она одна не может заставить солдат рисковать своей жизнью ради защиты чужих владений. В мирное время наемники рады служить чужому правителю, ведь это не представляет угрозу их жизни и пополняет карман, но когда дело доходит до войны, такие войска быстро сдаются врагу и уступают позиции.

Дело с союзническими войсками обстоит еще ненадежнее: одержав победу над общим врагом, они под начальством государя-союзника без труда захватят и владения призвавшего их правителя, ведь тот остается без войска совсем. Таким образом, союзнические войска при любом исходе приводят к краху государства. Поэтому Н.Макиавелли истинно мудрым государям советует создавать собственные войска, ведь "так всегда и бывает, что чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки", как говорит философ.

Но чтобы собственные войска служили преданно и верно, государь должен быть примером для своих солдат и не оставлять военных упражнений ни в мыслях, ни на деле. Что касается умственных упражнений, государю следует читать труды великих полководцев и черпать оттуда полезные знания и навыки, приняв за образец одного из прославленных полководцев. Кроме этого, он должен принимать непосредственное участие в жизни войска, ездить на охоту и изучать прилегающую местность для более эффективной ее защиты при внезапном нападении и возможности иметь военное преимущество при ведении войны на чужой, но похожей по устройству и рельефу территории.

6. Личность государя

Одной из самых главных мыслей Н.Макиавелли заключается в том, что "государь, если хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступаться от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности".

Щедрость и скупость

То есть, поясняет философ, хорошо иметь славу щедрого правителя, но рано или поздно средства на чрезмерное благодетельство кончатся, и правителю придется поднимать налоги, что вызовет реакцию у народа, обратную желаемой правителю. Таким образом, чем сильнее государь пытается прослыть щедрым, тем более неугодным народу он окажется в конечном счете. В таком случае не лучше ли сразу примириться со славой скупого правителя и тратить деньги с пользой? Ведь в результате народ оценит бережливость государя и отблагодарит его преданностью и любовью.

Милосердие и жестокость

Похожая ситуация и с таким человеческими качествами, как милосердие и жестокость. Будучи чрезмерно милосердным и доверчивым, правитель, не пресекая беспорядков и грабежей, погрузит свое государство в атмосферу разрухи и несправедливости, от чего будет страдать весь народ. В то время как учинив жестокую расправу над несколькими неугодными обществу личностями, он предстанет в глазах народа намного более милосердным и обеспечит спокойствие в своем государстве на длительный период.

Любовь или страх

Любой государь хочет, чтобы его любили, однако страх народа перед своим правителем в действительности более надежен, нежели любовь. Любовь народа непостоянна: в мирное время граждане клянутся в своей преданности государю, обещают не пожалеть ни жизни, ни имущества ради правителя, однако, при наступлении тяжелых времен, повышения налогов, конфискации земель или имущества, они едва ли будут так же преисполнены любовью, как в прежние времена. Поэтому сохранить преданность и послушание народа лучше всего внушая ему страх: пренебречь благодарностью государю ради собственной выгоды можно, а вот угрозой наказания - никак нельзя. Однако страх может перерасти в ненависть, и, чтобы этого не случилось, Макиавелли советует соблюдать два основных правила, касающихся народа: "не посягать на имущество граждан и подданных и на их женщин…, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества".

Лев и лисица

Что касается выполнения своих обещаний, Макиавелли опять же не советует часто предаваться честности и прямодушию, так как на опыте больших успехов достигали те правителя, которые обманывали и пренебрегали данными обещаниями ради собственных выгод. Именно поэтому итальянский философ рисует образ идеального правителя, как симбиоз двух животных-хищников: льва и лисицы. Лисица обладает хитростью, а лев силой, "лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков". Благодаря хитрости множество территорий было завоевано, договоров расторгнуто, солдат убито, однако мудрые правители вовремя умели прикрыть свою безнравственную хитрость чрезвычайной храбростью или сообразительностью. По мнению Макиавелли, государю необязательно обладать всеми добродетелями и неуклонно им следовать, стоит только сделать вид и уверить народ в чистоте своих личностных качеств, а на деле употреблять все возможные средства для достижения результатов, по которым и будет оценено величие правителя.

государь макиавелли престол власть

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что Н.Макиавелли как нельзя более точно описал все тонкости управления и завоевания государства, предусмотрел все возможные развития событий и дал толчок к развитию политической науки совсем в другом направлении, нежели до появления его великих трудов. Критерий нравственности перестал играть главенствующую роль в выборе и оценке правителя во многом благодаря тому, что Макиавелли поставил на первой место результативность и рациональную мудрость государя. Он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, и его никак нельзя обвинять в оправдании насилия и безнравственных поступков государей, ведь он видел цель любого государя в "общем благе", которое подразумевало удовлетворение интересов всего народа, в то время как использование жестоких методов представляло собой лишь средство, ведущее к благой цели.

Список использованной литературы

1. Макиавелли Н. Государь. М. 1990.

2. Научно-популярная онлайн-энциклопедия "Кругосвет"

3. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Миронова. 6-е издание. М.: Проспект, Московский государственный университет, 2014

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характерные особенности политической концепции итальянского философа Николо Макиавелли, высказанной в трактате автора "Государь". Психологические характеристики государя в философском труде автора. Методология захвата власти, конкретные методы правления.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Краткая биографическая справка из жизни Н. Макиавелли. Политические взгляды философа в работах "Государь" и "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия". Учение о государственной власти. Качества, которыми должен обладать правитель для удержания власти.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Человек, чьи слова и мысли идут в разрез с общечеловеческими. Краткая биография Никколо Макиавелли. "Государь" - гениальное произведение, великолепный учебник правителя. Узкий круг читателей. Особенности "Государя". Основные качества правителя.

    анализ книги , добавлен 19.05.2011

    Николо Макиавелли. Историческая справка. "Государь" Макиавелли. Понятие "макиавеллизма". Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Его работа "Государь" является настольной книгой политических деятелей разных стран.

    реферат , добавлен 16.07.2004

    Личность Макиавелли в рамках исторического контекста. Взгляды мыслителя на образ идеального правителя, его моральные качества и методы ведения политики. Советы государю к правильному соотношению политической сноровки и морали с целью укрепления власти.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Обзор творчества и деятельности Макиавелли на основании его этики. Истина у Макиавелли и у гуманистов, его этическая концепция: роль природы, понятие справедливости, общий интерес. Пессимизм и сетования на упадок нравов в современной философии Италии.

    реферат , добавлен 02.08.2009

    Представления об общественном мнении в античной философии. Политическая интерпретация общественного мнения в трактате "Государь". Правильные тенденции действительности по Гегелю в работе "Философия права". Подходы к трактовке понятия по Дэвиду Юму.

    доклад , добавлен 26.11.2015

    Особенности культуры эпохи Возрождения. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Никколо Макиавелли. Новые взгляды на общественную жизнь. Влияние Ренессанса на государственное устройство.

    реферат , добавлен 02.12.2006

    Философские взгляды Н. Казанского, сущность его учения о Боге. Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского, их выражение в космологии и натурфилософии. Философско-политическое учение Макиавелли. Материалистическое мировоззрение Бруно.

    реферат , добавлен 11.06.2014

    Определения обществу, власти, управления, подчинения основным процессам, протекающим в жизни государства. Эволюция политической мысли, формы и виды. Биография Никколо Макиавелли, его философские взгляды. Макиавеллизм, главный механизм борьбы за власть.

«Государь» Никколы Макиавелли

«Государь» - шедевр политической мысли эпохи Возрождения. Это блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513, но при жизни Макиавелли так и не был издан. Вышел в свет лишь через 5 лет после смерти писателя, в 1532 году. Первоначальное название книги было «О княжествах». Никколо Макиавелли пишет своего "Государя" не для народных масс. В одном из писем своему другу он говорит, что с помощью этой книги, свидетельствующей о его политическом опыте, он хочет поступить на службу к новым правителям Флоренции и поэтому хочет преподнести её дому Медичи. Конечно же, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Он надеялся на то, что эта книга послужит своего рода руководством к действиям по её объединению. Это работа была посвящена Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 Джулиано умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492-1519). На первый взгляд "Государь" своеобразное руководство по управлению государством - "если хочешь получить результат А - соверши действие Б". Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели.

Теория управления Никколо Макиавелли

Теория власти (управления) Макиавелли основывается на принципе оправдания средств, применяемых политиком.

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.

Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка.

Произведения Макиавелли относились скорее к управлению страной, чем у управлению коллективом. Основными постулатами учения Макиавелли относят: 1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Лидер должен знать психодолию своих последователей. Одинаково опасны и стремящиеся потерять накопленное, и стремящиеся получить то, чего у них нет. И богатые, и бедные стремятся к власти. Если восстаное привело к массовым погромам, необходимо умножать их и идти до конца, т.к. в этом случае ответственных найти невозможно, виновных много и никого не накажут. Победителей не судят, победа не вызывает позора вне зависимости от ее цены. Стремление к власти приводит к социальным беспорядкам, пришедший к власти старается ухватить побольше. Наряду с властью ценностью является свобода. Если власть стремятся захватить, свободу стремятся удержать. Свободу лучше всего доверять охранять простым людям, а не дворянам, т.к. они меньше стремятся к власти, и хотят лишь уйти от угнетения. Толпа состоит из профанов, которые принимают видимость за реальность и хотят только видимости. Правителю лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Страх прочнее и надежнее любви. Руководитель не должен быть щедрым, т.к. щедрость порождает зависимость. Вознаграждай постепенно, наказывай сразу.

Управление относительно: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата - со средствами, наконец, все вместе - цель, средства, ситуация -- должны соотноситься между собой. Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из первых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сейчас - для обозначения политической организации общества.

Главный объект изучения Макиавелли - государство. Главная цель - сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства - это создание и сохранение государства. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь народа. Государство в трудах великого флорентийского мыслителя выступает в форме единоличного правления, но не в пользу монархии и в ущерб республике (превосходство республиканского образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»). Современная действительность, не давала перспектив создания государства в республиканской форме. Республику он считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как в такой развращенной стране, как Италия нельзя было рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе. В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Государства, управляемые единолично Макиавелли разделяет на унаследованные и новые. Наследному государю, как пишет Макиавелли в «Государе», гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Трудно удержать власть новому государю. Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет". Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы (фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако сам автор отмечает, что тот, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продержится у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков - дело не благодарное. "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые". Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря "милости судьбы".

Власть может достаться за деньги или быть пожалованной в знак милости. В этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь "всецело зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому, как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Существует ещё два способа сделаться государём. Это случаи, когда частный человек достигает верховной власти "путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан". Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. "Жестокость жестокости рознь. Жестокость хороша в тех случаях, когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются. Действуя первым способом, можно удержать власть, действуя вторым - невозможно". "Обиды нужно наносить разом. Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда, благодеяния же надо оказывать постепенно. В случае, когда человек делается государем своего отечества не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, такого рода единовластие можно назвать гражданским, так как учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный случай.

Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет " государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут".

Государь, о котором идет речь в знаменитой книге, не наследственный монарх - деспот, а «новый государь» - человек, создающий новое государство, которое в дальнейшем может перейти и к республиканской форме правления.

Теория Макиавелли на первый взгляд очень проста и естественна, но при дальнейшем рассмотрении раскрывается её глубокий смысл. Государь Макиавелли - герой его произведения - это разумный политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к политическому успеху. Макиавелли стремился написать «нечто полезное». Отличительной чертой этого сочинения, как уже говорилось, является реализм. Как говорил сам автор: «Более верным является искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные сочинения об идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел. Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Реальная политическая действительность не соответствует героям романов: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Князю, желающему удержаться, необходимо научиться быть недобродетельным, и пользоваться или не пользоваться, добродетелями, смотря по необходимости» - говорит в своей книге Макиавелли. Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, лишь таких, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». "Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности". Какими же личными качествами должен обладать государь? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - это честь. Смысл чести вытекает из того, что она возможна только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. У всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Иногда концепцию Макиавелли трактуют как оправдание творимого зла с точки зрения высшего критерия, оправдания зла добром. В данном случае таким критерием выступают интересы государства. Какова для Макиавелли суть морали? Мораль можно определить, как общее выражение сил, действующих в обществе, а именно - идеальных сил, размеры и границы которых зависят от возможностей мнения. Специфика морали в том, что она претендует на абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт общества. Тут возникает вопрос, должен ли политик (государь) соблюдать морально - нравственные устои? В принципе государственная деятельность должна соответствовать морали более чем любая другая. На деле же во многих случаях необходимость заставляет от неё отступать в большей или меньшей степени. "Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображение справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасёт её жизнь и сохранит свободу". Государство ближе к действительности, чем мораль и в его деятельности яснее выражена противоречивость нравственных принципов - борьба общих и частных интересов. Макиавелли "освобождает" науку не от морали, а от абстрактного морализирования. Нравственные проблемы политики можно и нужно решать только в пределах этики. Жестокость и милосердие занимают отдельное место во взглядах Макиавелли.

Он считал, что мудрому государю нельзя злоупотреблять милосердием. Прослыв однажды излишне милосердным и прощающим, государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу постоянно необходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те беды, которые он терпит, государю необходимо время от времени находить виновных для того, чтобы умиротворять народ.

Последнее оттого важно, что люди в силу своей природы никогда не будут обвинять себя, в то время как обвинять других в своих бедах легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека, который отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности применения силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет уже вылечить. Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить не что иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. "Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку". Учинив расправу, государю следует показать народу, что такие меры были необходимы. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью.

Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, о том, что лучше - чтоб государя любили или чтоб его боялись? Было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно выбирать страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. "Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тот час то тебя отвернутся". Государю нужно внушать страх, но делать это надо так, чтобы избежать ненависти. К такому способу Макиавелли относит воздержание от посягательства на имущество граждан. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и с жестокостью, нужно не перегнуть палку, так как государь может превратиться в глазах подданных в тирана. Макиавелли пишет, что многие правители превращаются в тиранов. Макиавелли противник тирании.

Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства как составной части его благополучия.

На вопрос должен ли государь быть щедрым или бережливым Макиавелли отвечает так: "Хорошо иметь славу щедрого государя. Но тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе". «Раз государь не может без ущерба для себя проявлять щедрость так, что бы её признали, то не будет ли благоразумнее примириться со славою скупого правителя? Ибо со временем, когда люди, увидят, что благодаря бережливости он удовлетворяется своими доходами за ним утвердиться слава щедрого правителя, и он действительно окажется щедрым по отношению ко всем тем, у кого ничего не отнял, а их большинство, и скупым по отношению ко всем тем, кого мог бы обогатить, а таких единицы". Если государь, желая прослыть щедрым правителем, станет неразумно растрачивать казну, то народ скажет, что он разоритель. Что бы этого избежать, ему придется пополнять казну за счет повышения налогов, а это вызовет массовое недовольство. Если же государь, решит умерить свою щедрость, его обвинят в скупости. «Ничто другое не истощает тебя, как щедрость» - говорил автор. Однако чужое имущество, которое не принадлежит правителю или его подданным, он может раздаривать "щедрой рукой", ибо, расточая чужое, он только прибавляет себе славы, в то время как, расточая своё - только вредит себе.

Должен ли государь твёрдо держать своё слово? Этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли представляет политику управления, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас. Макиавелли пишет следующее: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца". "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".

Сила государя и государства измеряются возможностью или невозможностью к обороне от внешних и внутренних врагов. Против первых Макиавелли предлагал только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на хитрость зверей. Именно на внешнеполитическом поприще должно пригодиться ему умение быть не только "львом", но и "лисом".

Лев боится капканов, а лиса - волков. Значит нужно быть лисой, чтоб избежать капканов и львом, чтоб отпугнуть волков. Неразумного политика, - предупреждает Николо Макиавелли, - подстерегает множество смертельных опасностей. Опасно слишком доверять союзникам, ибо ни один человек не будет отстаивать твои интересы так же рьяно, как свои собственные. Таким образом, для успеха в проведения внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив. Государь может и даже должен обладать лисьей натурой, но он должен уметь её прикрывать. Лицемерие - отнюдь не порок для государя. В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Таким примером политического и государственного деятеля является для Макиавелли Цезарь.

Макиавелли рекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание недовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и, не имея нужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будут разрушены. После удачной обороны государь будет прославлен и найдет уважение к себе как к полководцу.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии иначе она рухнет. В основе власти во всех государствах лежат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. То есть, сильную армию можно получить, лишь имея сильное государство. "Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным". Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед.

Поэтому государь не должен даже в мыслях оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещё больше, чем во время войны". Государь должен постоянно развивать свои навыки своей военной подготовки. Государю рекомендуется чаще выезжать на охоту (основной целью этого является изучение местности, а также закалка), а также читать исторические труды. «Государь не должен иметь никаких помыслов кроме, как военных, ибо война единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого человека» - пишет Макиавелли. Войско может быть собственным, союзническим, наёмным, смешанным. Наёмные и союзнические войска бесполезны и опасны. "Поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ". Наёмникам нельзя доверять потому, что они сами хотят власти и ради неё свергнут либо своего хозяина. Союзнические войска, по мнению автора, ещё одна разновидность бесполезных войск - это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. Такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто призывает их на помощь, они могут оказаться опасными. Союзническое войско ещё хуже, чем наёмное, в нем опасна доблесть. Совет Макиавелли в книге «Государь» по поводу этой силы однозначен - в качестве альтернативы наёмным войскам Макиавелли предложил использовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции. "Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истина та победа, которая добыта чужим оружием". Сильное, объединённое новое государство должно иметь армию из своих собственных граждан, которые могли бы в любое время встать на защиту свободы и независимости своей родины. Макиавелли советует набирать солдат преимущественно из крестьян, как наиболее пригодных к военной службе людей, затем из кузнецов и остальных ремесленников, чьи навыки и сила могут быть полезны и на военной службе.

Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжении всей его жизни представилась возможность увидеть в действии все эти виды войск.

Довольно чётко в "Государе" выражена позиция Макиавелли по отношению к религии вообще и по отношению к католическому Риму в частности. Он всячески подчёркивал огромную значимость религии для жизни государства и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. С помощью религий создаются новые государства, объединяются народы, во имя религии люди способны на подвиги и лишения, и задача властителя повернуть этот религиозный фанатизма на благо себе и государству. Макиавелли настоятельно рекомендует правителям сохранить основы, поддерживающей их религии. И хотя Макиавелли признает необходимость религии, однако религия, с его точки зрения, должна быть подчинена государству и стать послушным инструментом для укрепления последнего. Идеалом государя является «сильная личность», человек, идущий к поставленной цели невзирая ни на какие препятствия, включая 10 заповедей. Христианство не способствует воспитанию таких людей. Можно считать, что Макиавелли заложил основу для поворота от религиозного мышления к идеологическому.

Аккуратно нужно подходить государю и выбору советников. Если помощник больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника, государю необходимо воздавать ему по заслугам, чтобы советник не стремился к переворотам.

Автономность политики от других сфер человеческого существования, прежде всего - от нравственности, превышение государственных интересов над интересами личности - вот отправные точки политической философии Макиавелли. Безусловно, итальянский философ осмысливал негативный опыт своего времени: политическое бессилие разрозненной и потерявшей самостоятельность Италии.

В этой ситуации основным приоритетом становится возрождение мощи раздробленного на части государства.

Технология власти мудрого государя не слишком сложна, на современном языке.

Это выглядит как метод «кнута и пряника»: "...людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести".

Принцип всей теории Макиавелли буквально содержится в следующем: любое действие или бездействие, направленное на пользу государства, должно быть оправданно, даже если для достижения цели пришлось нарушить законы морали, религии, кодексы чести и достоинства. Мыслитель считал, что пусть обвиняют поступки государей, лишь бы оправдались результаты. «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу» - говорил Макиавелли.

Никколо Макиавелли (1469-1527) («Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита

Ливия», «История Флоренции»).

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики,

государства - позиция религиозного индифферизма. Главный авторитет для него -

опыт истории. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни

античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события,

изменения в государствеве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по

прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного

хода вещей, а не воображаемого». Макиавелли отъединяет государствоведение и от

этики. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические

проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть,

политика, технология политического господства - изначально явления

внеморального плана.

Какими способами государи могут управлять государствами и удержать власть

над ними? Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного

фундамента власти. Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско,

армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом

публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» в значении

аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли

отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в

окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие

должности и помогают ему управлять государством.» Макиавелли настаивал на

сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия

властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.

Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти .

Ни слова нет оправах народа на управление государством, даже на минимальное его

подключение к самостоятельному отправлению государственными делами. По

отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать гл. образом в

облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что

знать - честолюбива, а народ- необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от

государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры,

покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе

нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно

политических. Макиавелли считает, что подданные могут смирится с утратой

свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю

имущества.

Макиавелли советует государю осуществлять свои действия, адресуемые своим

подданным, как благодеяния. Непременным условием осуществления политической

власти в видах, угодных государю, является согласие его подданных. «Презрение и

ненависть подданных- это то самое, чего государь должен более всего опасаться».

Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых

обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в

таком случае оказывается обреченным и народ- он ввергается в пучину анархии,

беспорядка. Власть осуществляется нормально, если подданные полностью

повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения . Первый -

любовь к государю . Второй- страх перед ним . По Макиавелли, лучше

всего, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со

страхом, поэтому если приходится выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой

наказания, которой невозможно пренебречь».

Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической

философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности

людей. Идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Гоббс.

Жестокость допустима не только в военное, но и мирное время. Например, людей,

причисленных к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен

просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Отсюда они находятся

вне юрисдикции суда. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен

приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова. Т.е.

может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему

благополучие и безопасность.

По аналогии с военными трактами, на основе своего опыта изучении властей, Николо Макиавелли формулирует систему своих принципов по управлению государстовм.

Приведём два из них:

«Теперь остаётся рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочёл следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, другой скуп - если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии - это ещё и тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за своё - один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой твёрд духом и смел; этот снисходителен, тот надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен; этот упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдём немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность».

Никколо Макиавелли, Государь / Сочинения, СПб, «Кристалл», 1998 г., с. 87-89.

«Переходя к другим из упомянутых выше свойств, скажу, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием. Чезаре Борджа многие называли жестоким, но жестокостью этой он навёл порядок в Романье, объединил её, умиротворил и привел к повиновению. И, если вдуматься, проявил тем самым больше милосердия, чем флорентийский народ, который, боясь обвинений в жестокости, позволил разрушить Пистойю. Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь ещё меньше, чем всякий другой, может избежать упрёка в жестокости, ибо новой власти угрожает множество опасностей. Виргилий говорит устами Дидоны:

Res dura, et regni novitas me talia cogunt
Moliri, et late fines custode tueri.

Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных. По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».

Никколо Макиавелли, Государь / Сочинения, СПб, «Кристалл», 1998 г., с. 91.