Элементы и структура религии. Что характерно для религиозного сознания? Об особенностях общественной жизни Какие черты присущи религиозному сознанию

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем. Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные авторитеты "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи. На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет сущность религии), т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается. По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare» («связывать», «прикреплять»). Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей со сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» - это то, что выше и совершеннее человека, то главной функцией религии является ценностная ориентация . Другими словами, религия открывает для человека высшие ценности – святыни и тем самым указывает дорогу туда, где он становится более совершенным. Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека: - они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние ; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре; - в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего; - формулируют важнейшие нравственные требования к человеку; - через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему; - определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, - разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних. Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества. Библия в качестве основного фактора, обусловившего почти полное исчезновение в мире монотеизма и появление различных примитивных и уродливых религиозных верований, называет нравственное развращение людей. Апостол Павел, например, в послании к Римлянам писал по этому поводу: "Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - (потому) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца " (Рим. 1, 21-25). Этими словами вскрывается психологическая основа и последовательность той духовной деградации, которая происходит с человеком и народом при развитии в нем "душевного " (1 Кор. 2, 14), "ветхого " (Еф. 4, 22), т.е. языческого начала и подавления образа Божия. В данном случае Апостол пишет лишь об одном из видов язычества, наиболее распространенном в Римской империи. Но причины, указанные им: гордость и неблагоговение к Богу ("не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили "), неверие, сосредоточение всех сил на целях только земной, временной жизни ("осуетились в умствованиях своих "), нравственная нечистота, распущенность ("в похотях сердец их ") (ср.: Лк. 4, 1-13; Ин. 2, 15) привели к возникновению и других многочисленных видов язычества. Многообразие религий объясняется и тем известным психологическим фактом, что, практически, любое явление, как мира внешнего, так тем более внутреннего, духовного, различно воспринимается и объясняется разными людьми. При этом различие в понимании многократно увеличивается при несовпадении объемов информации. Это особенно ярко проявляется в религии, поскольку главнейшим положением ее учения является Бог, в зависимости от понимания Которого существенно меняется и все ее содержание. Но Бог - это не внешний объект, подобный прочим, а вездесущий и "внутрь" человека пребывающий разумный Дух-Любовь, как говорит о Нем христианское Откровение (Лк. 17, 21), и восприятие Его обусловлено, в первую очередь, степенью духовной чистоты человека. Библия об этом говорит достаточно определенно: "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды " (Прем. 1, 4-5). "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф. 5, 8).

Человек в процессе взросления стремится самоидентифицироваться, осознать себя в обществе. Перед ним непременно встает вопрос, что характерно для религиозного сознания. С детства становится понятно, что существуют различные религии. Есть и те, кто ни во что не верит. Как определить чем оно отличается от национального, к примеру? Давайте разберемся.

Определение

Религиозное существует столько же, сколько человек. Богов стали придумывать тогда, когда, так сказать, слезли с веток. Конечно, разбираться, что характерно для религиозного сознания, не стоит, опираясь только на опыт древнего мира. Но и отвергать глубокие корни, на которых это сознание формируется, тоже нельзя. Дело в том, что процесс самоосознания человека вечен. Он постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на получаемые знания. Глубину проблемы сформулировал Иисус, когда раскрывал смысл храма. Согласно его словам, церковь — это общность верующих, совместно проводящих обряды. То есть религиозный человек строит вокруг себя некую реальность, в которой действуют определенные правила. Все его поступки и мысли согласуются с последними. Для того чтобы понять, что характерно для религиозного сознания, нужно раскрыть смысл формирования мировоззрения отдельно личности. Оно складывается из традиций, правил, поведенческих моделей, принятых в данном обществе. Частью этого мира является религия. С ее помощью личность учится общаться с реальностью, лежащей за гранью обыденного опыта. Существует пространство, в котором мы живем, и правила поведения в нем. Религиозное сознание касается второго, оказывая влияние посредством человека на первое.

Формы религиозного сознания

Необходимо отметить, что верования менялись в ходе прогрессивного развития человечества. В древности люди обожествляли явления и животных, воду и небо. Направления древних верований делятся на фетишизм, тотемизм, шаманизм и иные. Позже стали возникать так называемые Они охватывали большее количество людей, объединяя их. Например, китайская, греческая, индийская религии. У каждой из них собственные особенности. Суть же оставалась одной. Религия создавала определенные поведенческие правила, обязательные для всех членов общества. Таким способом в психику человека внедрялось понимание своего места в мире. Он как бы приподнимался над полуживотным существованием. Ему открывалась иная реальность, способствующая развитию интеллекта, творческому процессу. Единобожие возникло порядка двух тысяч лет назад. Оно еще больше ограничило животные введя в общество понятия греха и совести. Получается, религиозное сознание является интеллектуальной надстройкой над физическим миром, искусственно созданной реальностью, с которой должна согласовывать свои поступки личность.

Что характерно для религиозного сознания

Если внимательно посмотреть на все известные нам верования, то можно выделить в них общее. Им будут поведенческие ограничения, признаваемые сообществом. То есть, для религиозного сознания характерно восприятие Это неписаные правила, признанные всеми членами общины. Они настолько глубоко внедрены в что нарушение их является поступком из ряда вон выходящим. Религиозное сознание включает в себя веками складывающиеся традиции, правила, нормы, полезные для развития человечества. К примеру, заповедь «не убий» принята людьми, так как помогает росту населения. Пусть это выглядит приземленно, а не духовно, но любая религия вырабатывала законы, способствующие сохранению того общества, которое она объединяла. Иначе в древности было трудно выжить. Да и нынче с развитием науки и технологий не утратили своего прогрессивного смысла. К сожалению, они претерпевают изменения, не всегда полезные. Примером может послужить признание в странах Запада однополых браков. Это уже искусственно внедряемое в сознание отношение к репродуктивной функции, как ненужной, не сакральной.

Заключение

Вопросы религиозного сознания очень сложны и важны для общества. Без их осмысления невозможно гармоничное развитие личности. И пусть оно существует в некоем нереальном, мифическом мире, но позволяет нормально взаимодействовать различным людям, избегая конфронтации и катастроф.

Уровни сознания

Язык религии и диалогичность сознания

Соединœение адекватного и неадекватного

Наглядная образность и эмоциональность

Символичность и аллегоричность

Эволюция, формы, черты

План

Религиозное сознание

Лекция 5

Во всœех областях духовной жизни систематизирующим выступает соот­ветствующий вид сознания - прежде всœего именно он прочерчивает относи­тельную границу каждой из этих областей. Это полностью относится и к ре­лигии,

Религиозное сознание рассматривается не только в философии религии, но и в социологии, психологии, феноменологии, истории религии. В филосо­фии религии оно исследуется под углом зрения его эволюции и форм в кон­тексте развития сознания как высшей, свойственной только человеку духов­ной функции; выявляются черты религиозного сознания, осуществляется гносœеологический анализ.

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верова­ний в рамках первобытной мифологии. Исторически первым способом ос­воения мира было мифологическое сознание.

Мифологию образует совокупность мифов, а миф (греч. - речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание) представляет собой духовное воспроизведение действительности в виде сообщения, повествования, персо­нажи и события которого признаются объективно существовавшими или су­ществующими. Мифология возникала стихийно в условиях общинно-родо­вого строя как результат коллективного творчества и осваивала мир в форме наглядно чувственных образов. Обобщение, общее принимает форму инди­видуально-типического. В мифе слитно представлено интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к миру - осмысление, вчувствование, воление. Мифы находили выражение в изобразительной форме, пении, танце, пантомиме, ритуале.

В мифологии отсутствует осознание отличия человека от внешней при­роды; индивидуальное сознание не вычленено из группового; не различаются Образ и предмет, субъективное и объективное; принципы деятельности не отделœены от деятельности; совершающееся в сознании принимается за объ­ективно происходящее. Нерасчлененный коллективизм первобытного обще­ства переносится на природу, природные свойства и связи конструируются по аналогии с действующими лицами, ролями и отношениями в родовой об­щинœе, путем олицетворения и антропоморфизации. И наоборот - человек, родовые связи предстают в натуроморфном виде (зооморфизм, фитоморфизм и т. д.). Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять ные свойства за данной вещью развита слабо. Недостаточно сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Указан­ные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет по его свойствам, стадиям развития, нахождению в про­странстве, ракурсам восприятия. Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, предметам природы и людям и т. д.) приписывается одинаковое имя. С этим связаны полисеман­тизм и метафоричность мифологического сознания и языка. Значительное место в мифологическом сознании занимают бинарные оппозиции и их раз­рушение: небо - земля, свет - тьма, правое - левое, мужское женское, жизнь - смерть и пр. Дуальные оппозиции снимаются ходе медиации - замены ис­ходного противопоставления некоторыми производными образованиями с привлечением случайных фактов и конструируемых произвольно, с помо­щью ассоциации отношений. Выраженное в слове содержание мышления приобретает характер непосредственной действительности. Внушающий фактор речи обусловливает неосознанность и неотвратимость передачи и ус­воения мифа. На ранних стадиях развития сознания мифология была единст­венно возможным универсальным способом духовного освоения мира и син­кретически соединяла реалистические знания, художественные образы, рели­гиозные верования, социальные нормы и образцы. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовывавшие своеобразную проторелигию. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, магию, аниматизм, анимизм и др. Фетишизм (порт, feitico - зачарованная вещь) представляет собой веру в на­личие у реальных предметов свойств, в действительности им не присущих, и соответствующее почитание этих предметов. Фетишами становились самые разнообразные природные вещи - камень, кусок дерева, клык зверя и т.д., а впоследствии и искусственно изготовленные предметы; фетиши призваны исцелять, предохранять от врагов, болезней, порчи, помогать на охоте и т.п. Тотемизм (от слова “ототеман” - на языке североамериканских индейцев “род его”) - это вера в существование родства между родом, фратрией, пле­менем и определœенным видом животных или растений и вытекающие из этой веры поведение и ритуалы. С тотемизмом связано появление соответствую­щих этнонимов - “род льва”” “племя орла”, “род медведя”- и пр.; Тем са­мым тотемизм задавал признак этнической принадлежности. Магия (греч. mageia- колдовство, чародейство) - вера в наличие каузативной (причи­няющей) связи между определœенными реальными действиями людей и неко­торыми событиями, реальными или ирреальными, и вытекающие из этой веры ритуальные процедуры. Виды магии многообразны: производственная, метеорологическая, предохранительная, вредоносная, военная, лечебная, лю­бовная и др. Аниматизм (лат. animatus.- одушевленный) представляет собой веру в единую безличную силу, проявляющуюся в природе, управляющую событиями в ней и влияющую на жизнь человека. В разных регионах и у раз­ных племен представления об этой силе варьируются и, естественно, полу­чают неодинаковое наименование - мана, оренда, вакан и т. д. Анимизм (лат. anima - душа, animus - дух) есть вера в некие духовные феномены - души, духов, заключенные в материальных предметах или существующие отдельно от них.

В ходе социальной дифференциации, по мере разделœения труда, станов­ления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от невыделœения человека из природы к выделœению, от невычленения инди­видуального сознания из коллективного к вычленению, от неразделœения об­раза и предмета͵ субъективного и объективного к разделœению и т.д. Заверша­ется мифологическая стадия развития сознания, миф перестает быть универ­сальным и единственным способом объяснения действительности. Вместо первоначального - диффузного, синкретического, мифологического - ком­плекса появляются религия, философия, искусство, мораль, политика, право, научные знания.

Одни мифологические сюжеты дают начало народному эпос сказке, дру­гие служат материалом, ассимилируемым религией, искусством и т. д. Од­нако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне.В условиях позднеродового строя прежде безличные души наделя­ются именами, за ними закрепляются функции определœенных видов деятель­ности и управление ими. Складывается полидемонизм (греч. polu - много, daimon - божество, низшее божество, дух), внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покро­витель инициации, приобретающий черты племенного бога. Племенные боги были ограниченными по радиусу действия и ограничивали друг друга. Обра­зование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловли­вало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Он стано­вился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчинœенных входили боги других племен. Рождается политеизм (греч. много- бог(teos), буквально - многобожие) - религиозное представление о существовании нескольких или многих богов, проникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений - понятий, сознание получило возмож­ность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений - понятий, сложи­лись фигуры богов, действующих в областей природы и общества. Но и об­раз бога, поле деятельности которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеисти­ческими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство.

По мере разделœения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются политеистические сис­темы. Складываются супремотеизм (лат. supremus - сверх, над; греч. teos; - бог) - почитание многих богов, при главенстве одного; генотеизм (греч. ev- одно, teos; - бог) - признание существования множества богов, но по­читание одного. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. monos;- один, единственный, teos - бог, буквально - од­нобожие) - представление о существовании единственного бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других об­разовывались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделœения труда; постепенно формировались образы богов, управ­ляющих несколькими секторами природы и общества (видовые и родовые представления - понятия); наконец, складывалась фигура Бога, контроли­рующего всœе многообразные природные и общественные явления. В ходе ум­ственного развития из многих более или менее ограниченных и ограничи­вающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Таковыми являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.

Многие представители иудео-христианской традиции, а также светского зарубежного и отечественного религиоведения специфическим/главным, оп­ределяющим, всœеобщим признаком религиозного сознания считают веру в сверхъестественное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуют так: сверхъестественное, по мнению верующих и богословов, - это нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей. Нет ос­нований считать веру в сверхъестественное присущей всœем религиям на лю­бой стадии их эволюции, поскольку это не соответствует фактам. На ранних этапах развития сознание еще не было способно сформировать представле­ния и, соответственно, различить естественное и сверхъестественное. Не присуща вера в сверхъестественное и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т. д.). Делœение на естествен­ное и сверхъестественное разработано в иудео-христианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всœеми мыслителями и, как по­казывают социологические исследования, часто не доходит до обыденного сознания многих верующих.. Не следует полагать, что у религиозного созна­ния есть какой-то только ему присущий признак. Своеобразие этого сознания - в совокупности, комбинации, корреляции и субординации черт, Религиоз­ному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные вообра­жением образы, соединœение адекватного действительности содержания с ил­люзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоцио­нальная насыщенность, функционирование посредством языка религии. На­званные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны искусства, ил­люзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указан­ные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их кор­реляция и субординация в нем. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Нередко вера вообще отождествляется с религи­озной. При этом не всякая вера есть вера религиозная, последняя живет благо­даря.наличию особого феномена в психике человека. Слово “вера” соотносят с лат. veritas - истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также - с лат. verus; - истинный, на истинœе или действительности основан­ный; ствителышй, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; на разуме, нравственности основанный, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Подобные значения сохраняются в ро­мано-германских языках. Близко к указанным и древнерусское значение слова - верование, правда, присяга, клятва, верность. Вера в кого - что или кому - чему есть особое состояние психики индивида, группы, массы (веря­щих субъектов), выражающееся в твердой убежденности, несомненном дове­рии и надежде. В качестве предметов веры могут выступать: достижение цели в отдельных видах деятельности и смысла жизни вообще, наступление какого-то события, реализация определœенного поведения “Я” и других, ис­тинность восприятия, представления, гипотезы, теории и т. д. при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике пред­полагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекват­ности выдвигаемых гипотез и теорий и т. д. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии альтернативы, возможностей направ­ленности “движения” указанных (и других) предметов веры, когда имеется известная степень реальности достижения желаемого. В случае если поставленная цель достигнута͵ прогнозируемое событие совершилось, чаемое поведение реализовалось, истинность гипотезы доказана и т. д. или стало ясно, что всœе это неосуществимо, или результат оказался отрицательным, то вера угасает. Она возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, других “Я”, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, образует сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, чувства играют в ней большую роль. Вера соединяет в себе осознанное и неосознанное, рацио­нальное и иррациональное, элементы “вершинной” и “глубинной” психоло­гии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Могут использоваться раз­личные способы обоснования веры, однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена. А во многих случаях субъект веры считает, что она вообще не требует доказатель­ства и проверки. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, дей­ствие человека в соответствии с ней сопровождается риском. Несмотря на это, она выступает важным фактором интеграции индивида, группы, массы, действенным стимулом их решимости и активности. Содержание веры раз­лично в разных областях ее функционирования, связано с предметом кон­кретного действия. Она находит выражение по существу в любой сфере жиз­недеятельности людей: экономической (в успех продажи произведенного продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (в совершение в действительной жизни показываемых на экране событий), научной (в благотворные послед­ствия клонирования человека), религиозной (в чудо), философской (в суше­ствование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. В ис­тории философии и теологии вера рассматривалась и контексте проблем со­отношения ее с разумом (рассудком), знанием, истиной, мнением, сомнением - при различном решении этих проблем. Религиозная вера - это особое со­стояние психики религиозных индивида, групп, общностей (верующих субъ­ектов), выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповеда­ния соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о религиозной вере и ее содержании (в кого - что или кому - чему верить); в разных религиях эти учения приобретают свое­образие. Религиозная вера им основы и предпосылки в отношениях несво­боды и зависимости и в то же время включает стремление превозмочь эти отношения. Она обеспечивает целœе- и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение. Религиозная вера соединяет в себе когнитивный, эмо­циональный и волевой элементы, но, как правило, превалирует чувства. Ког­нитивный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучи­тельные утверждения, дог ты соответствующей религии: буддизма, христи­анства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, иудаизма, инду­изма и т. д. При всœем разнообразии содержания когнитивного элемента в раз­ных религиях и конфессиях, в религиозной вере можно делить нечто общее. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазированных (греч. wcootamc; - подставка, основание, сущность) существ, атрибутизированных (лат. attribuo - уделять, наделять, давать) свойств и связей, а также образуе­мого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность обще­ния с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывают тексты, в их повторяемость, в наступление ожидае­мого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты - отцов, учителœей, святых, пророков, харизматиков, бодхисаттв, архатов, церковных иерархов, служителœей культа. Религиозная вера оживотворяет весь религиоз­ный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирования в религии, Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей пере­ходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от жизни до к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несво­боды к освобождению и т. д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. В истории религий велись постоянные споры о соотношении веры и разума, веры и знания. Так, в христианской теологии сложились сле­дующие представления о соотношении веры и разума в постижении религи­озных истин: 1) “верую, ибо нелœепо” (необоснованно приписывается Тертул­лиану); 2) “верую, чтобы понимать” (Августин Аврелий); 3) “понимаю, чтобы веровать” (П. Абеляр); 4) гармония веры и разума с приоритетом веры (Фома Аквинский); 5) “умное делание” (Симеон Новый Богослов).

Человек в процессе взросления стремится самоидентифицироваться, осознать себя в обществе. Перед ним непременно встает вопрос, что характерно для религиозного сознания. С детства становится понятно, что существуют различные религии. Есть и те, кто ни во что не верит. Как определить религиозное сознание, чем оно отличается от национального, к примеру? Давайте разберемся.

Религиозное общественное сознание существует столько же, сколько человек. Богов стали придумывать тогда, когда, так сказать, слезли с веток. Конечно, разбираться, что характерно для религиозного сознания, не стоит, опираясь только на опыт древнего мира. Но и отвергать глубокие корни, на которых это сознание формируется, тоже нельзя. Дело в том, что процесс самоосознания человека вечен. Он постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на получаемые знания. Глубину проблемы сформулировал Иисус, когда раскрывал смысл храма. Согласно его словам, церковь — это общность верующих, совместно проводящих обряды. То есть религиозный человек строит вокруг себя некую реальность, в которой действуют определенные правила. Все его поступки и мысли согласуются с последними. Для того чтобы понять, что характерно для религиозного сознания, нужно раскрыть смысл формирования мировоззрения отдельно личности. Оно складывается из традиций, правил, поведенческих моделей, принятых в данном обществе. Частью этого мира является религия. С ее помощью личность учится общаться с реальностью, лежащей за гранью обыденного опыта. Существует пространство, в котором мы живем, и правила поведения в нем. Религиозное сознание касается второго, оказывая влияние посредством человека на первое.

Формы религиозного сознания

Необходимо отметить, что верования менялись в ходе прогрессивного развития человечества. В древности люди обожествляли явления и животных, воду и небо. Направления древних верований делятся на фетишизм, тотемизм, шаманизм и иные. Позже стали возникать так называемые национальные религии. Они охватывали большее количество людей, объединяя их. Например, китайская, греческая, индийская религии. У каждой из них собственные особенности. Суть же оставалась одной. Религия создавала определенные поведенческие правила, обязательные для всех членов общества. Таким способом в психику человека внедрялось понимание своего места в мире. Он как бы приподнимался над полуживотным существованием. Ему открывалась иная реальность, способствующая развитию интеллекта, творческому процессу. Единобожие возникло порядка двух тысяч лет назад. Оно еще больше ограничило животные инстинкты человека, введя в общество понятия греха и совести. Получается, религиозное сознание является интеллектуальной надстройкой над физическим миром, искусственно созданной реальностью, с которой должна согласовывать свои поступки личность.

Что характерно для религиозного сознания

Если внимательно посмотреть на все известные нам верования, то можно выделить в них общее. Им будут поведенческие ограничения, признаваемые сообществом. То есть, для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм. Это неписаные правила, признанные всеми членами общины. Они настолько глубоко внедрены в сознание людей, что нарушение их является поступком из ряда вон выходящим. Религиозное сознание включает в себя веками складывающиеся традиции, правила, нормы, полезные для развития человечества. К примеру, заповедь «не убий» принята людьми, так как помогает росту населения. Пусть это выглядит приземленно, а не духовно, но любая религия вырабатывала законы, способствующие сохранению того общества, которое она объединяла. Иначе в древности было трудно выжить. Да и нынче с развитием науки и технологий моральные нормы не утратили своего прогрессивного смысла. К сожалению, они претерпевают изменения, не всегда полезные. Примером может послужить признание в странах Запада однополых браков. Это уже искусственно внедряемое в сознание отношение к репродуктивной функции, как ненужной, не сакральной.

Заключение

Вопросы религиозного сознания очень сложны и важны для общества. Без их осмысления невозможно гармоничное развитие личности. И пусть оно существует в некоем нереальном, мифическом мире, но позволяет нормально взаимодействовать различным людям, избегая конфронтации и катастроф.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие черты присущи религиозному сознанию?

Религиозному сознанию присущи следующие черты:

Вера в то, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог - высшая сила в мире;

Нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран и др., основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником;

Соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями;

Символичность;

Аллегоричность;

Диалогичность;

Сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других знаков).

2. Какие религии и почему относятся к мировым?

К мировым религиям относятся - христианство, ислам, буддизм. Перечисленные мировые религии именуются так потому, что их последователи представлены разнообразными национально-этническими группами. Принадлежность их к данной религии не определяется кровнородственными связями и отношениями. Эти религии ставят свои ценности выше этнонациональной принадлежности своих последователей.

3. Что характеризует религию как общественный институт?

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Большинство религий современного мира имеет особую организацию - церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии (структуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, чёрное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

4. Чем характеризуется современный этап государственно-церковных отношений в нашей стране?

Согласно Конституции, принятой в 1993 г., Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Граждане равны в своих правах и свободах независимо от отношения к религии. Любые формы ограничений прав по этому признаку запрещаются. Каждому гражданину гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Запрещены агитация и пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства.

В России в последние десятилетия наблюдается рост числа религиозных объединений и организаций. Наряду с многочисленными религиозными объединениями и организациями традиционных для России вероисповеданий было зарегистрировано немало новых, нетрадиционных для нашей страны и её народов культов и религиозных движений.

5. С чем, по вашему мнению, связан резкий подъём интереса к религии в российском обществе в последние десятилетия?

Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.

6. Что помогает поддерживать межрелигиозный мир?

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета выделяются средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалёку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

ЗАДАНИЯ

3. Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом человечества были религиозные войны. Из курса истории вам известно, к каким трагическим последствиям они приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооружённых столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

В первую очередь политика государства должна быть направлена на толерантность в обществе и это должно предусматриваться на законодательном уровне.