Плюсы и минусы занятий легкой атлетикой. Влияние занятий легкой атлетикой на организм человека - реферат Влияние легкой атлетики на нервную систему

В России существует классификация, согласно которой все виды спорта, связанные с проявлением двигательной активности, подразделяются на пять основных групп: скоростно-силовые, циклические, со сложной координацией, спортивные игры и единоборства. В основе такого подразделения лежит общность характера деятельности, а следовательно, и общность требований к видам спорта, входящим в ту или иную группу.

Циклические виды спорта - это виды спорта с преимущественным проявлением выносливости (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, все виды гребли, велосипедный спорт и другие), отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующем и предыдущим. В основе циклических упражнений лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Цикличное повторение движений для перемещения собственного тела в пространстве - суть циклических видов спорта. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:

1. Многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;

2, Все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;

3. Последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Во время занятий циклическими видами спорта расходуется большое количество энергии, а сама работа выполняется, с высокой интенсивностью. Эти виды спорта требуют поддержки метаболизма, специализированного питания, особенно при марафонских дистанциях, когда происходит переключение энергетических источников с углеводных (макроэргических фосфатов, гликогена, глюкозы) на жировые. Контроль гормональной системы этих видов обмена веществ имеет существенное значение как в прогнозировании, так и в коррекции работоспособности фармакологическими препаратами. Высокий результат в этих видах спорта в первую очередь зависит от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивости организма к гипоксимическим сдвигам, волевой способности спортсмена противостоять утомлению.

Легкая атлетика – циклический вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многоборьях.

Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.

Занятия циклическими видами спорта оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышают обмен веществ. Также легкоатлетические упражнения развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, способствуют закаливанию организма. Основой легкой атлетики являются естественные дви­жения человека. Популярность и массовость легкой атлетики объяс­няются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возмож­ностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Оздоровительное значение занятий легкой атлетикой усиливается тем, что они большей частью проводятся на открытом воздухе.

Цель работы : Раскрыть основные физиологические характеристики циклических видов спорта на примере легкой атлетики. Показать влияние циклических видов спорта на организм человека.

В действительности же во время мышечной работы наблюдаются оба варианта распада веществ, однако, один из них, как правило, преобладает.

Характерной особенностью динамической работы умеренной мощности является наступление истинного устойчивого состояния. Под ним понимается равное соотношение между кислородным запросом и кислородным потреблением. Следовательно, освобождение энергии идёт здесь преимущественно за счёт окисления в мышцах гликогена. Кроме того, только в этой зоне мощности работы, в связи с её длительностью, источником энергии являются липиды. Не исключается также окисление белков в энергообеспечение мышечной деятельности. Поэтому дыхательный коэффициент у марофонцев сразу после финиша (или в конце дистанции) обычно меньше единицы.

Величины потребления кислорода на сверхдлительных дистанциях всегда устанавливаются ниже их максимального значения (на уровне 70-80 %). Функциональные сдвиги в кардиореспираторной системе заметно меньше тех, которые наблюдаются при работе большой мощности. Частота сердечных сокращений, обычно, не превышает 150-170 ударов в минуту, минутный объём крови равен 15-20 литров, лёгочная вентиляция 50-60 л/минуту. Содержание в крови молочной кислоты в начале работы заметно повышается, достигая 80-100 мг %, а затем приближается к норме. Характерным для этой зоны мощности является наступление гипогликемии, обычно развивающийся спустя 30-40- минут от начала работы, при которой содержание сахара в крови к концу дистанции может уменьшаться до 50-60 мг %. Наблюдается также выраженный лейкоцитоз с появлением незрелых форм лейкоцитов в 1 куб. мм может доходить до 25-30 тысяч.

Существенное значение для высокой работоспособности спортсменов имеет функция коркового слоя надпочечников. Недлительные интенсивные физические нагрузки вызывают повышенное образование глюкокортикоидов. При работе же умеренной мощности, по-видимому, в связи с её большой длительностью, после первоначального усиления происходит угнетение продукции этих гормонов (А. Виру). Причём, у менее подготовленных спортсменов эта реакция особенно выражена.

Необходимо заметить, что при нарушениях равномерности пробегания марафонских дистанций или во время работы преодоления подъёмов кислородное потребление несколько отстаёт от увеличившего кислородного запроса и возникает небольшой кислородный долг, который погашается при переходе на постоянную мощность работы. Кислородный долг у марафонцев также, обычно, возникает в конце дистанции, в связи сфинишным ускорением. При работе умеренной мощности, вследствие обильного потоотделения, организмом теряется много воды и солей, что может привести к нарушениям водно-солевого равновесия и снижению работоспособности. Повышенный газообмен после этой работы наблюдается в течение многих часов. Восстановление же нормальной лейкоцитарной формулы и работоспособности продолжается несколько дней.

2. Физиологические изменения в организме под влиянием циклических видов спорта

2.1. Физиологические изменения в сердечно сосудистой системе

Сердце – главный центр кровеносной системы. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

Другими информативными показателем работоспособности сердца является число сердечных сокращений (ЧСС) (артериальный пульс).

Тренированный организм

Нетренированный организм


Сердце нетренированного человека для обеспечения необходимого минутного объема крови (количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течение минуты) вынуждено сокращаться с большей частотой, так как у него меньше систолический объем.

Сердце тренированного человека более часто пронизано кровеносными сосудами, в таком сердце лучше осуществляется питание мышечной ткани и работоспособность сердца успевает восстановиться в паузах сердечного цикла. Схематично сердечный цикл можно разделить на 3 фазы: систола предсердий (0.1 с), систола желудочков (0.3 с) и общая пауза (0.4 с). Даже если условно принять, что эти части равны по времени, то пауза отдыха у нетренированного человека при ЧСС 80 уд./ мин будет равна 0,25 с, а у тренированного при ЧСС 60 уд./ мин пауза отдыха увеличивается до 0,33 с. Значит, сердце тренированного человека в каждом цикле своей работы имеет большее времени для отдыха и восстановления.

Кровяное давление - давление крови внутри кровеносных сосудов на их стенки. Измеряют кровяное давление в плечевой артерии, поэтому его называют артериальное давление (АД), которое является весьма информативным показателем состояния сердечно-сосудистой системы и всего организма.

Различают максимальное (систолическое) АД, которое создается при систоле (сокращении) левого желудочка сердца, и минимальное (диастолиеское) АД, которое отмечается в момент его диастолы (расслабления). Пульсовое давление (пульсовая амплитуда) - разница между максимальным и минимальным АД. Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.).

В норме для студенческого возраста в покое максимальное АД находится в пределах 100-130; минимальное- 65-85, пульсовое давление- 40-45 мм рт. ст.

Пульсовое давление при физической работе увеличивается, его уменьшение является неблагоприятным показателем (наблюдается у нетренированных людей). Снижение давления может быть следствием ослабления деятельности сердца или чрезмерного сужения периферических кровеносных сосудов.


Полный круговорот крови по сосудистой системе в покое осуществляется за 21-22 секунды, при физической работе – 8 секунд и меньше, что ведет к повышению снабжения тканей тела питательными веществами и кислородом.

Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствуют сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы без патологических отклонений.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде.

2.2. Физиологические изменения в дыхательной системе

При физической нагрузке потребление О2 и продукция СО2 возрастают в среднем в 15-20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани получают необходимое количество О2, а из выводится CO2.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем -- количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350-500 мл, у тренированных -- 800 мл и более. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2500 мл.

Частота дыхания -- количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое -- 16-20 циклов в 1 мин, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1-2 цикла больше. При спортивной деятельности частота дыхания у лыжников и бегунов увеличивается до 20-28 циклов в 1 мин., у пловцов -- 36-45; наблюдались случаи увеличения частоты дыхания до 75 циклов в 1 мин.

Жизненная емкость легких -- максимальное количество воздyхa, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии). Средние величины жизненной емкости легких: у нетренированных мужчин -- 3500 мл, у женщин -- 3000; у тренированных мужчин -- 4700 мл, у женщин -- 3500. При занятиях циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) жизненная емкость легких может достигать у мужчин 7000 мл и более, у женщин -- 5000 мл и более.

Легочная вентиляция -- объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000-9000 мл (5-9 л). При физической работе этот объем достигает 50 л. Максимальный показатель может достигать 187,5 л при дыхательном объеме 2,5 л и частоте дыхания 75 дыхательных циклов в 1 мин.

Суммарный, или общий, кислородный запрос -- это количество кислорода, необходимое для выполнения всей работы.В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 мин. При мышечной работе эта величина возрастает.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при определенно-интенсивной мышечной работе, называется максимальным потреблени-ем кислорода (МПК). МПК зависит от состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, кислородной емкости крови, активности протекания процессов обмена веществ и других факторов.

Для каждого человека существует индивидуальный предел МПК, выше которого потребление кислорода не-возможно. У людей, не занимающихся спортом, МПК равно 2,0-3,5 л/мин, у спортсменов-мужчин может достигать 6 л/мин и более, у женщин -- 4 л/мин и более. Величина МПК характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечнососудистой систем, степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам. Абсолютная величина МПК зависит также от размеров тела, поэтому для ее более точного определения рассчитывают относительное МПК на 1 кг массы тела.Для оптимального уровня здоровья необходимо обладать способностью потреблять кислород на 1 кг массы тела: женщинам не менее 42, мужчинам -- не менее 50 мл.

Кислородный долг - разница между кислородным запросом и количеством кислорода, которое потребляется во время работы за 1 мин. Например, при беге на 5000 м за 14 мин кислородный запрос равен 7 л/мин, а предел (по-толок) МПК у данного спортсмена -- 5,3 л/мин; следовательно, в организме каждую минуту возникает кислородный долг, равный 1,7 л кислорода, т.е. такое количество кислорода, которое необходимо для окисления продуктов обмена веществ, накопившихся при физической работе.

При длительной интенсивной работе возникает суммарный кислородный долг , который ликвидируется после окончания работы. Величина максимально возможного суммарного долга имеет предел (потолок). У нетренированных людей он находится на уровне 4-7 л кислорода, у тренированных -- может достигать 20-22 л.

Физическая тренировка способствует адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

Дыхательная система -- единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому можно дать следующие рекомендации:

а) дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и нёбом. При таком дыхании воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается, прежде поступить в полость легких, что способствует повышению эффективности дыхания и сохранению дыхательных путей здоровыми;

б) при выполнении физических упражнений необходимо регулировать дыхание:

· во всех случаях выпрямления тела делать вдох;

· при сгибании тела делать выдох;

· при циклических движениях ритм дыхания приспосабливать к ритму движения с акцентом на выдохе. Например, при беге делать на 4 шага вдох, на 5-6 шагов -- выдох или на 3 шага -- вдох и на 4-5 шагов -- выдох и т.д.

· избегать частых задержек дыхания и натуживания, что приводит к застою венозной крови в периферических сосудах.

Наиболее эффективно функцию дыхания развивают физические циклические упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха (плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.).

2.3. Физиологические изменения в опорно-двигательном аппарате

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Упражнения в циклических видах спорта действуют на организм всесторонне. Так, под их влиянием происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия легкой атлетикой способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

Занятия легкой атлетикой способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся легкой атлетикой, количество капилляров

значительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше. Еще И. М. Сеченов – известный русский физиолог – указывал на значение мышечных движений для развития деятельности мозга.

Как говорилось выше, под воздействием физических нагрузок развиваются такие качества как сила, быстрота, выносливость.

Лучше и быстрее других качеств растет сила. При этом мышечные волокна увеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве накапливаются энергетические вещества и белки, мышечная масса растет.

Регулярные физические упражнения с отягощением (занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается не только в молодом возрасте, и пожилые люди имеют большую способность к ее развитию.

Циклические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция

которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.

2.4. Физиологические изменения в нервной системе.

При систематических занятиях циклическими видами спорта улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта – это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Основным свойством нервной системы, которое может учитываться при отборе в циклические виды спорта, является уравновешенность. Считается, что чем длиннее дистанция, тем меньше требования, предъявляемые к силе нервных процессов, и больше - к уравновешенности.

Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интенсивной физической нагрузки

Формирование в головном мозге модели конечного

результата деятельности.
Формирование в головном мозге программы

предстоящего поведения.
Генерация в головном мозге нервных импульсов,

запускающих мышечное сокращение, и передача их

мышцам.
Управление изменениями в системах,

обеспечивающих мышечную деятельность и не

принимающих участие в мышечной работе.

Восприятие информации о том, каким образом

происходит сокращение мышц, работа других

органов, как изменяется окружающая обстановка.
Анализ информации, поступающей от структур

организма и окружающей обстановки.
Внесение при необходимости коррекций в программу

поведения, генерация и посылка новых исполнительных команд мышцам.

2.5. Физиологические изменения в обмене веществ организма и в железах внутренней секреции

Умеренные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на процессы обмена веществ в организме.

Обмен белков у спортсменов характеризуется положительным азотным балансом, то есть количество потребляемого азота (главным образом азот содержится в белках) превосходит количество выделяемого азота. Отрицательный азотный баланс наблюдается во время болезней, похудания, нарушения обмена веществ. У людей, занимающихся спортом, белки используются главным образом для развития мышц и костей. В то время как у нетренированных людей – для получения энергии (при этом выделяется ряд вредных для организма веществ).

Обмен жиров у спортсменов ускоряется. Гораздо больше жиров используется во время физической активности, следовательно, меньше жиров запасается под кожей. Регулярные занятия легкой атлетикой снижают количество, так называемых, атерогенных липидов, которые приводят к развитию тяжелой болезни кровеносных сосудов – .

Обмен углеводов во время занятий циклическими видами спорта ускоряется. При этом (глюкоза, фруктоза) используются для получения энергии, а не запасаются в виде жиров. Умеренная мышечная активность восстанавливает чувствительность тканей к глюкозе и предупреждает развитие диабета 2 типа. Для выполнения быстрых силовых движений (поднимание тяжестей) тратятся в основном углеводы, а вот во время продолжительных несильных нагрузок (например, ходьба или медленный бег), – .

Железы внутренней секреции

Изменения активности желез внутренней секреции во время занятий циклическими видами спорта зависят от характера выполняемой работы, ее длительности и интенсивности. В любом случае эти изменения направлены на обеспечение максимальной работоспособности организма.

Даже если организм еще не начал выполнять мышечную работу, но готовится к ее осуществлению (состояние спортсмена перед стартом), в организме наблюдаются изменения в деятельности желез внутренней секреции, характерные для начала работы.

Изменения при значительных мышечных нагрузках

Изменение секреции гормона

Физиологический эффект

Гормоны, содержание которых повышается

Повышается выделение адреналина и норадреналина мозгового вещества надпочечников.

Повышается возбудимость нервной системы, увеличивается частота и сила сердечных сокращений, увеличивается частота дыхания, расширяются бронхи, расширяются кровеносные сосуды мышц, головного мозга, сердца, сужаются кровеносные сосуды неработающих органов (кожи, почек, пищеварительного тракта и др.), увеличивается скорость распада веществ, освобождая энергию для мышечного сокращения.

Повышается выделение гормона роста (соматотропного гормона) гипофиза

Усиливается распад жиров в жировой ткани, облегчается их использование как источника энергии для мышечного сокращения. Облегчается усвоение клетками питательных веществ.

Повышается выделение гормона гипофиза, стимулирующего деятельность коркового вещества надпочечников (адренокортикотропного гормона).

Увеличивается выделение гормонов коркового вещества надпочечников.

Повышается выделение глюкокортикоидов и минералокортикоидов коркового вещества надпочечников.

Под влияние глюкокортикоидов увеличивается скорость образования углеводов в печени и выход углеводов из печени в кровяное русло. Из крови углеводы могут поступить в работающие мышцы, обеспечивая их энергией.
Под влиянием минералокортикоидов происходит задержка воды и натрия в организме и увеличивается выделение калия из организма, что предохраняет организм от обезвоживания и поддерживает ионное равновесие внутренней среды.

Повышается выделение вазопрессина задней доли гипофиза.

Сужаются кровеносные сосуды (неработающих органов), обеспечивая дополнительный резерв крови для работающих мышц. Уменьшается выделение воды почками, что предотвращает организм от обезвоживания.

Повышается выделение глюкагона внутрисекреторных клеток поджелудочной железы.

Облегчается распад углеводов и жиров в клетках, выход углеводов и жиров из мест их хранения в кровь, откуда они могут быть использованы мышечными клетками в качестве источника энергии.

Гормоны, содержание которых снижается

Снижается выделение гонадотропного гормона гипофиза (гормона регулирующего деятельность половых желез).

Уменьшается активность половых желез.

Снижается выделение аналогов половых гормонов коркового вещества надпочечников.

Уменьшается специфическое действие половых гормонов.

Снижается выделение инсулина внурисекреторных клеток поджелудочной железы.

Блокируется отложение углеводов в запас, что облегчает их использование в качестве источника энергии для мышечного сокращения.

Изменения в деятельности других желез внутренней секреции малозначительны или недостаточно изучены.

3. Характеристика процессов утомления и восстановления в циклических видах спорта

3.1. Физиологические и биохимические основы утомления при занятиях легкой атлетикой

Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека, занимающегося легкой атлетикой. Вопрос о правильной трактовке процесса утомления долгое время оставался дискуссионным. Ныне оно рассматривается как состояние организма, возникающее вследствие выполнения физической работы и проявляющееся во временном снижении работоспособности, в ухудшении двигательных и вегетативных функций, их дискоординации и появлении чувства усталости .

Как показали исследования последних десятилетий, структуру той или иной мышцы составляют различные по функциональным особенностям и организации деятельности двигательные единицы (ДЕ), которые, как и мышечные волокна, имеют свои функциональные отличия. P. E. Burke (1975) предложил разделить ДЕ исходя из сочетания двух свойств - скорости сокращения и устойчивости к утомлению. Им было выдвинуто четыре типа ДЕ (табл. 1).

Таблица 1. Типы двигательных единиц

Есть мнение (Гидиков А.А., 1975; Козаров Д., Шапков Ю.Т., 1983), что у человека наиболее надёжно различаются лишь ДЕ, относящиеся к двум крайним типам - медленные, устойчивые к утомлению (S) и быстрые, быстро утомляемые (FF).

Виды утомления . В развитии утомления различают скрытое (преодолеваемое) утомление , при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполняется с большими энергетическими затратами. Это компенсируемая форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное (полное) утомление . Главным признаком этого состояния является снижение работоспособности. При некомпенсированном утомлении угнетаются функции надпочечников, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза.

Различают 3 стадии утомления . В частности, при выполнении физической нагрузки в первой стадии утомления по сравнению с выполнением таковой в "устойчивом" состоянии происходят более глубокие сдвиги в показателях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во второй стадии утомления наблюдается дальнейшее снижение биоэлектрической активности коры большого мозга и более напряженная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Третья стадия утомления характеризуется снижением биоэлектрической активности коры большого мозга (до 22% по сравнению с предыдущими двумя стадиями утомления) и ухудшением функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (АТФ, КФ, гликоген), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются резкие сдвиги внутренней среды организма. При этом нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышечного сокращения, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения.

Как известно запасы АТФ в мышцах незначительны, их едва хватает на 1 с напряженной мышечной работы. Запасов креатинфосфата (КФ), используемого для ресинтеза АТФ при работе максимальной интенсивности, хватает всего на 6-8 с. Снижение скорости ресинтеза АТФ может явиться причиной наступающего утомления.

В скелетной мышце человека после максимальной кратковременной работы до отказа концентрация КФ падает почти до нуля, а концентрация АТФ - примерно до 60-70% значения в состоянии покоя.

В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях, в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от проприо- и хеморецепторов; в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием гамма-аминомасляной кислоты.

При утомлении в процессе тренировок угнетается деятельность желез внутренней секреции, что ведёт к уменьшению выработки гормонов и снижению активности ряда ферментов. Прежде всего, это сказывается на миофибриллярной АТФ-азе, контролирующей преобразование химической энергии в механическую работу. При снижении скорости расщепления АТФ в миофибриллах автоматически уменьшается и мощность выполняемой работы. В состоянии утомления уменьшается активность ферментов аэробного окисления и нарушается сопряжение реакций окисления с ресинтезом АТФ. Для поддержания необходимого уровня АТФ происходит вторичное усиление гликолиза, сопровождающееся закислением внутренних сред и нарушением гомеостаза. Усиливающийся катаболизм белковых соединений сопровождается повышением содержания мочевины в крови.

Максимальная физическая нагрузка большой длительности приводит организм спортсмена к увеличению продуцирования в мышечных клетках молочной кислоты, диффундирующей затем в крови и вызывающей изменения кислотно-щелочного равновесия. Снижение рН внутренней среды влияет на активность ряда ферментов, которая бывает наивысшей в слабощелочной среде (рН = 7,35 - 7,40). Снижение рН в процессе физической нагрузки максимальной и субмаксимальной интенсивности приводит к уменьшению активности многих ферментов, в частности фосфофруктокиназы, АТФ-азы. У спортсменов величина рН может составлять 6,9 и ниже (после нагрузки высокой интенсивности в течение 40-60 с) (Osnes J.-B., Hermansen L, 1997).

Научные исследования показали, что важное значение в определении функционального состояния спортсменов играют показатели активности симпато-адреналовой системы (САС). Являясь интегральным нейро-гормональным индикатором, характеризующим стрессовую и эмоциональную реакцию спортсменов в ответ на тренировочные и соревновательные нагрузки, эта система играет важнейшую гомеостатическую и адаптационно-трофическую роль в организме. Её можно использовать для оценки текущего состояния, эмоционального напряжения, в предстартовом периоде и на соревнованиях, развития утомления и адаптационных процессов в организме.

В исследовании В. В. Мехрикадзе (1985) было показано, что при кратковременной интенсивной нагрузке(тренировке, направленной на увеличение скорости бега) по сравнению с предтренировочным фоном наблюдалась достоверная активация гормонального и медиаторного звеньев САС. Было отмечено повышенное выделение адреналина (в 3 раза), норадреналина (в 1,5 раза), однако резервные возможности системы, существенно не изменялись.

У спринтеров при нагрузке скоростной направленности САС преимущественно реагирует адреналовой реакцией. Это хорошо согласуется с известными представлениями о том, что адреналин -"гормон тревоги" ответствен за быструю мобилизацию энергетических ресурсов, быстрый переход организма из состояния покоя в состояние повышенной активности.

Таблица 4. Характеристика зон мощности в процессе выполнения физических упражнений

Характеристика физиологических показателей

Виды упражнений

Максимальной анаэробной (анаэробной)

Утомление связано прежде всего с кислородно-транспортной системой, лимитирующей работоспособность. Энергообеспечение осуществляется за счет фосфагенной энергетической системы (АТФ+КФ) при некотором участии лактацидной (гликолитической) системы. "Средняя" лёгочная вентиляция не превышает 20-30% от максимальной. ЧСС повышается ещё до старта - 140-150, а после финиша - 160-180 уд/мин. Концентрация лактата в крови после работы составляет 5-8 ммоль/л. Перед выполнением упражнений несколько повышается концентрация глюкозы в крови. До и в процессе выполнения упражнений в крови повышается концентрация катехоламинов и гормона роста, снижается концентрация инсулина. Кислородный запрос может составлять 7-14 л, а кислородный долг- 6-12 л, то есть 90-95% от кислородного долга

Бег на 100 м, спринтерская велогонка на треке, плавание и ныряние на дистанцию до 50 м. Продолжительность - до 30 с

Околомаксимальной анаэробной (смешанной)

Утомление связано прежде всего с кислородно-транспортной системой, лимитирующей работоспособность. Предстартовое повышение ЧСС - до 150-160, после финиша пульс достигает 180-190 уд/мин. В процессе выполнения упражнений легочная вентиляция растёт и к завершению достигает 50-60% от максимальной рабочей вентиляции для данного спортсмена (60-80 л/мин.). Возрастает скорость потребления O2 и достигает 70-80% от индивидуального МПК. Концентрация лактата в крови после упражнения высокая - до 15 ммоль/л. Она тем выше, чем больше дистанция и выше квалификация спортсмена. Концентрация глюкозы повышена - до 100-120 мг%

Бег на 200-400 м, плавание на дистанциях до 100 м, бег на коньках на 500 м. Продолжительность от -20 до 50 с

Субмаксимальной анаэробной.

В развитии утомления определяющим фактором является недостаточное снабжение мышц кислородом (энергетическое обеспечение идёт за счёт анаэробного гликолиза). Кислородный запрос может достигать 20-40 л, а уровень энергетических затрат в 4-5 раз превышает максимум аэробного производства энергии. ЧСС, сердечный выброс, лёгочная вентиляция могут быть близки к максимальным значениям для конкретного спортсмена. Концентрация лактата в рабочих мышцах и крови - до 20-25 ммоль/л. Соответственно рН крови снижается до 7,0. Повышается глюкоза в крови - до 1 50 мг%. Высоко содержание в плазме крови катехоламинов и гормона роста. Под влиянием продуктов анаэробного распада меняется проницаемость клеточных мембран для белков, увеличивается их содержание в крови, они могут выходить в мочу, где их концентрация достигает 1 ,5%.

Бег на 800 м, плавание на 200 м, бег на коньках на 1000 и 1500 м, заезды на 1 км в велоспорте (трек). Продолжительность - от 1 до 2 мин

2. Взаимоотношения истощения и восстановления определяются интенсивностью работы; во время интенсивной работы восстановительный процесс не в состоянии полностью компенсировать расход, поэтому полное возмещение потерь наступает позднее, во время отдыха.

3. Восстановление израсходованных ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком (явление избыточных компенсаций).

Взгляды И.П. Павлова развил его ученик Ю. В. Фольборт (1951), который заключил, что повторные физические нагрузки могут вести к развитию двух противоположных состояний:

если каждая последующая нагрузка приходится на ту фазу восстановления, в которой организм достиг исходного состояния, то развивается состояние тренированности, возрастают функциональные возможности организма; если же работоспособность ещё не вернулась к исходному состоянию, то новая нагрузка вызывает противоположный процесс - хроническое истощение . Постепенное исчезновение явлений утомления, возвращение функционального статуса организма и его работоспособности к дорабочему уровню либо превышение последнего соответствует периоду восстановления. Продолжительность этого периода зависит от характера и степени утомления, состояния организма, особенностей его нервной системы, условий внешней среды. В зависимости от сочетания перечисленных факторов восстановление протекает в различные сроки - от минут до нескольких часов или суток при наиболее напряжённой и длительной работе.

В зависимости от общей направленности сдвигов в организме и времени, необходимом для их возвращения к норме, выделяются два типа восстановительных процессов - срочное и отставленное. Срочное восстановление распространяется на первые 0,5-1,5 часа отдыха после работы; оно сводится к устранению накопившихся за время упражнения продуктов анаэробного распада и оплате образовавшегося долга; отставленное восстановление распространяется на многие часы отдыха после работы. Оно заключается в усиливающихся процессах пластического обмена и реставрации нарушенного во время упражнения ионного и эндокринного равновесия в организме. В период отставленного восстановления завершается возвращение к норме энергетических запасов организма, усиливается синтез разрушенных при работе структурных и ферментных белков. В целях рационального чередования нагрузок необходимо учитывать скорость протекания восстановительных процессов в организме спортсменов после отдельных упражнений, их комплексов, занятий, микроциклов. Известно, что восстановительные процессы после любых нагрузок протекают разновременно, при этом наибольшая интенсивность восстановления наблюдается сразу после нагрузок. По данным В. М. Зациорского (1990), при нагрузках разной направленности, величины и продолжительности в течение первой трети восстановительного периода протекает около 60%, во второй -30% и в третьей - 10% восстановительных реакций. Восстановление функций после работы характеризуется рядом существенных особенностей, которые определяют не только процесс восстановления, но и преемственную взаимосвязь с предшествующей и последующей работой, степени готовности к повторной работе. К числу таких особенностей относят: неравномерное течение восстановительных процессов; фазность восстановления мышечной работоспособности; гетерохронность (неодновременность) восстановления различных вегетативных функций; неодинаковое восстановление вегетативных функций, с одной стороны, и мышечной работоспособности - с другой.

Таблица 5. Время, необходимое для завершения восстановления различных биохимических процессов в период отдыха после напряжённой мышечной работы

Интенсивность протекания восстановительных процессов и сроки восполнения энергетических запасов организма зависят от интенсивности их расходования во время выполнения упражнения (правило В.А. Энгельгартда). Интенсификация процессов восстановления приводит к тому, что в определенный момент отдыха после работы запасы энергетических веществ превышают их дорабочий уровень. Это явление получило название суперкомпенсации, или сверхвосстановления . Протяженность фазы суперкомпенсации во времени зависит от общей продолжительности выполнения работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме.

Практика доказала, что только совокупное использование педагогических, медико-биологических, психологических средств и методов может составить наиболее эффективную систему восстановления.

Заключение

Итак, в ходе выполнения данной работы цели, поставленные во введении, я считаю выполненными.
В первой части работы я подробно охарактеризовала работу мышечной системы, раскрыла классификации мышечной деятельности и основные зоны мощности. Вторая часть работы посвящена описанию влияния циклических видов спорта на организм человека. В заключительной главе моей курсовой работы я проанализировала процессы утомления и восстановления, которые всегда сопутствуют тренировке по легкой атлетики.

Исходя из изучения литературных источников можем сделать вывод,.что занятия легкой атлетикой оказывают разностороннее влияние на организм человека. Способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышают обмен веществ. К сожалению, занятия циклическими видами спорта оказывают не только положительный эффект на организм человека. Спортсменам легкоатлетам сопутствуют болезни сердечно сосудистой системы (аритмия, дистрофии миокарда вследствие физического перенапряжения), Согласно литературным данным, у спортсменов циклических видов спорта часто наблюдаются изменения в состоянии красной крови, связанные со снижением количества эритроцитов, уровня гемоглобина и железа в сыворотке крови, болезни суставов, всякого рода вывихи и смещения позвонков. Также сюда относится переутомление, хроническое перенапряжение ведущих органов. Все эти нарушения свидетельствуют о срыве адаптации и требуют комплекса восстановительных и терапевтических мероприятий. Очень важный фактор при этом - полноценное питание с включением в пищу достаточного количества витаминов, микроэлементов, минеральных солей. Использование знаний физиологии и медицины в решении многочисленных задач, стоящих перед спортивными педагогами, физиологами, врачами, может дать возможность управления тренировочным процессом, процессами восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, повышения спортивной работоспособности, что в конечном итоге неминуемо приведет к достижению спортсменом высоких спортивных результатов.

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.- 477 с.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 197 с.

3. Балыкин М., Х. Каркобатов, А. Чонкоева, Е. Блажко, Р. Юлдашев, Ю. Пенкина. Структурная "цена" адаптации к физическим нагрузкам в условиях высокогорья// Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы /Тез. докл. Междунар. конгр. М., 24-28 мая 1998 г.,т.1, с.170-171.

4. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ." 1998, № 7, с. 41-54.

5. Виру А.А., П.К.Кырге.Гормоны и спортивая работоспо собность. - М.: ФиС, 1983. - 159 с.

6. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: Учебн. пос. для слушат. Высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа. М., 1986. - 63 с.

7. Волков Н.И. Биология спорта на пороге ХХI века: Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, т.1. - М.: ФОН, 1998. - с. 55-60.

8. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. - М.: ФиС, 1977. - 255 с.

9. Воронцов А.Р. Теоретические основы воспитания специальной выносливости пловца //Лекции для студ. ИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 47 с.

10. Гаркави Л.Х.,Е.Б. Квакина, М.А.Уколова. Адаптацион ные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1977. - 109 с.

11. Гаркави Л.Х., Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. Адаптацион ные реакции и резистентность организма. 2-е изд., доп. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1979. - 128 с.

12. Горизонтов П.Д., Т.Н. Протасова. Роль АКТГ и кортикостероидов в патологии. - М.: Медицина, 1968. - 335 с.

13. Иорданская Ф.А. О норме и патологии у ведущих спортсменов / Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. - М., 1982. - с.10-18.

14. Коновалов В. Изучение адаптационных реакций организма спортсменов, специализирующихся в легкоатле тических видах на выносливость // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы/Тез. докл. Междунар. конгр. Москва, 24-28 мая 1998 года.Т.1, с.84-85.

15. Кузнецова Т.Н. Контроль за переносимостью нагрузок в спортивном плавании по показателям системы белой крови: Автореф. канд. дис. М., 1989. - 17 с.

16. Матвеев Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ.1964,№ 4.

17. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 248 с.

18. Меерсон Ф.З.,М.Г. Пшенникова. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

19. Павлов С.Е., В.В. Асеев и др. Использование низкоэнергетических инфракрасных лазеров в спортивной медицине, как средства повышения спортивной работоспо собности // Современное состояние проблемы применения лазерной медицинской техники в клинической практике. Ч.1. М., 1992, с.95.

20.Павлов С.Е.,Т.Н. Кузнецова. Методика применения физиотерапевтических средств (низкоэнергетических ИК-лазеров) в тренировочном процессе пловцов. Метод. разраб. для преподавателей, аспирантов и студентов РГАФК. - М.: РГАФК, 1997. - 52 с.

Легкую атлетику принято считать одним из самых безопасных видов спорта , которой можно заниматься в любом возрасте. Ее смогут осилить как дети, так и пожилые люди. Поэтому она является самым массовым и распространенным видом спорта. Легкая атлетика включает в себя такие дисциплины, как бег, ходьба, прыжки и множество других. Этот вид начал свое развитие еще в далеком 776 году до нашей эры. А родиной принято считать Древнюю Грецию . Первые соревнования по бегу проходили в 1837 году в городе Рэкби. Сегодня легкую атлетику называют королевой спорта, так как она известна богатой историей и огромным количеством дисциплин.

Влияние на организм

При физических нагрузках в организме человека запускаются различные процессы , координацией которых занимается центральная нервная система. В работу включаются двигательный аппарат и внутренние органы, обеспечивающие основные потребности организма. Причем ученые уверены, что функция двигательного аппарата в основном зависит от состояния внутренних органов . А деятельность внутренних систем организма тесно взаимодействует с двигательным аппаратом. Потому занятия легкой атлетикой это необходимое требование для стабильной жизнедеятельности организма.

При этом еще даже в древнем Китае и Греции считали, различные физические нагрузки положительно сказываются на умственных способностях . Например, Пифагор являлся чемпионом по кулачным боям и в то же время был известным философом. Или еще один довольно известный философ – Платон. Он также являлся двукратным чемпионом по смешанному стилю единоборств.

Польза

  • Занятия бегом хорошо влияют и укрепляют сердечно-сосудистую систему , так как происходит постоянное напряжение и расслабление мышц ног.
  • Капилляры подвергаются хорошей тренировке , их число увеличивается в несколько раз. Они становятся более гибкими и вместительными, поэтому могут доставлять большее количество кислорода и питательных веществ в различные части тела. Во время занятий спортом в организме повышается обмен веществ, улучшается кровообращение, поэтому активно расходуются лишние калории.
  • Доказанным фактом является то, что абсолютно все виды бега положительно сказываются на работе эндокринной системы и укрепляют иммунную систему .
  • И также занятия легкой атлетикой отлично развивают такие навыки, как ловкость , выносливость и скорость реакции .
  • Во время физических нагрузок дыхание становится более углубленным и частым , вследствие этого в тканях увеличивается поступление кислорода. Благодаря этому повышается физическая и умственная работоспособность.
  • Бег продолжительностью от 30 минут до 1 часа активирует распад клеток , а потому начинается выработка новых . Из-за того, что в первую очередь разрушатся больные и старые клетки происходит обновление и омоложение тела.
  • Не остается в стороне и гормон серотонин или как его еще называют гормон счастья . От этого человек после пробежки чувствует себя счастливым и отдохнувшим.
  • Происходит отличная тренировка всех групп мышц – пресса, ног, спины, ягодиц. Поэтому люди, постоянно занимающиеся легкой атлетикой, имеют хорошую осанку и подтянутое тело.
  • Средняя статистика показывает, что люди, которые занимаются бегом, живут дольше на 5 лет .
  • Непродолжительные вечерние занятия также помогут улучшить качество сна .
  • Благодаря утренним пробежкам организм сможет быстрее проснуться и зарядиться энергией на весь день, а также это поможет избавиться от отсутствия аппетита.
  • Происходит снижение риска гипертонии и гипотонии.
  • Вероятность инсульта или инфаркта снижается вдвое.
  • Бег, когда на улице светит солнце, будет вдвойне полезен, потому что из него человек получает витамин D .
  • Спорт отлично развивает уверенность в своих силах и повышает самооценку .
  • Постоянные пробежки помогут решить проблемы с хронической усталостью .
  • Пробежки зимой могут принести больше пользы, чем летом, так как в холодное время года в работу включаются больше мышц из-за скользкой поверхности.
  • Бег поможет развить в человеке целеустремленность, силу воли и самоконтроль.

Вред

  • Стоит воздержаться или проводить занятия под наблюдением специалиста при следующих заболеваниях: нарушения органов зрения, повышенное или пониженное давление, травмы головного мозга, хронические заболевания, нарушения костной структуры, сахарный диабет.
  • Неправильно подобранная обувь может нанести вред как икроножной мышце, так и коленям, потому что при беге область ног получает ударную нагрузку. И поэтому необходимо отдавать предпочтение обуви с амортизационными свойствами.
  • Перед началом тренировки необходимо провести небольшую разминку , иначе есть большой шанс получить травмы при занятиях.
  • Чрезмерные нагрузки не укрепляют организм, а, наоборот, изнашивают.
  • Происходит значительное влияние на позвоночник и суставы ног , из-за этого увеличивается риск получить микротравмы хряща и межпозвонковых дисков. Это может привести к артриту и артрозу. Поэтому необходимо соблюдать технику во время бега.
  • Перед началом тренировок следует выбрать территорию с чистым воздухом , так как бег вдоль дорог, около заводов или фабрик может нанести непоправимый ущерб здоровью, потому как загрязненный воздух без труда проникнет в легкие.
  • При значительных нагрузках у мужчин начинается выделение кортизола (гормон стресса), который понижает уровень тестостерона.
  • При занятиях на улице в зимнее время неправильно подобранная одежда может принести только вред.

Вывод

Легкоатлетические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие организма . Соблюдая рекомендации и учитывая состояние здоровья, можно не задумываться о вреде от бега, вместо этого довольствоваться положительными результатами. А также не стоит отказываться от разминки и правильной техники. Поэтому перед принятием решения стоит пройти обследование, чтобы выявить заболевания, если они есть. Ну и чтобы занятия не были скучными, можно привлечь друзей или же подобрать подходящую музыку.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье человека. Костельцева Елизавета 6А класс. Лёгкая атлетика - олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу,прыжки и метания.Один из основных и массовых видов спорта. Считается, что история лёгкой атлетики началась в древней Греции с соревнований в беге. Развитие современной лёгкой атлетике связано с возрождением олимпийских игр в 1896 году. Соревнования, разминки и тренировки проводятся на открытом воздухе и закрытых помещениях. Победителем становится команда или атлет, показавший лучший результат. Здесь больше всего наград. Современный прогресс улучшает жизнь, но отдаляет человека от природы. Снизилась двигательная активность, что приводит к болезням и смертности. Лёгкая атлетика способствует физическому развитию человека: развивает силу, быстроту, выносливость и другие качества, нужные в повседневной жизни. Бег активизирует процесс кроветворения - «омолаживается» кровь; улучшается обмен веществ за счёт выработки углекислоты; выводится лишняя жидкость и мёртвые клетки; вырабатывается гормон счастья – серотонин. Ходьба – не требует много энергии, она оздоравливает организм, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движения, стимулирует обмен веществ и работу сердечной мышцы. Чтобы укрепить своё здоровье и всегда остоваться в форме, человеку достаточно всего 30-60`лёгкого бега или ходьбы в среднем темпе. Прыжки стимулируют отток жидкости из тканей, работу сердца, улучшает координацию движения, мозговую деятельность, повышают настроение. Метание – развивает ловкость, силу, гибкость и подвижность суставов, улучшает глазомер и помогает решать двигательные задачи - стимулирует работу спинного мозга. Физические нагрузки могут играть роль своеобразного щита, уменьшающего напряжение и стресс современной жизни, а также влияющего на улучшение настроения и общего физического и психологического состояния человека.


Приложенные файлы

Легкая атлетика делится на пять разделов (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья), которые, в свою очередь, подразделяются на многие виды и разновидности.

Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.

Ходьба - обычный способ переживания человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная.

Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а, следовательно, повышенных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие силы и особенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на обычных дорогах (шоссейных, городских, проселочных и т.д.) на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы - ни на мгновение не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила, судьи снимают спортсмена с соревнований.

Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.), а также в комплекс ГТО. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.


Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимает ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому является одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

В легкой атлетике различают бег гладкий, с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях.

Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на отдельные дистанции проводится по общей дорожке. Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секундомером. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции (в м), пройденной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000м с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег - командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега - с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эстафетный бег проводится на дорожке стадиона, реже - по улицам города (кольцевая или звездная эстафета).

Бег в естественных условиях по пересеченной местности кросс проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции - по дорогам (шоссе и проселочным). Наибольшая дистанция в легкой атлетике - марафонская (42 км 195 м). Проводятся также традиционные пробеги между населенными пунктами.

Прыжки , как способ преодоления препятствий, характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развивается сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штангистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть, возможно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом;

2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме прыжков с разбега в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину и тройной.

Метания - упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимо высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида:

1) бросок из-за головы (копье, граната);

2) с поворотами (диск, молот);

3) толчком (ядро).

Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний.

Многоборья предъявляют очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Занятия многоборьями - отличный путь разностороннего физического развития и для начинающих легкоатлетов. От овладения нормами комплекса ГТО. А также построенного по принципу многоборья, молодой спортсмен может перейти к специальной тренировке в легкоатлетических многоборьях. Занятия многоборьями создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдельных видах легкой атлетики.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания.

Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности. Многие из этих упражнений могут выполняться на простейших площадках и на местности.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировки по различным видам спорта, во все ступени комплекса ГТО и занятия физической культурой людей старшего возраста. В коллективах физической культуры, в добровольных спортивных обществах, в высших и средних учебных заведениях и в других организациях ведущее место занимают секции легкой атлетики.

Для оценки достижений подготовленности в легкой атлетике, стимулирования занятий этим видом спорта и лучшей организации соревнований установлено деление спортсменов на разряды. В связи с развитием массового легкоатлетического спорта и непрерывным ростом достижений нормы периодически пересматриваются.

Курочкина Олеся

Данная работа отражает влияние занятий лёгкой атлетикой на развитие физических качеств подрастающего поколения. Отражает влияние занятий на успеваемость учащихся. Их отношении к занятиям физической культуры в школе на уроках. Влияние лёгкой атлетики на эмоциональное состояние учащихся. Пропагандирует здоровый образ жизни среди подрастающего поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ имени В. И. Вернадского

Лёгкая атлетика и её влияние на физическую подготовку

и успеваемость учащихся .

Подготовил:

Курочкина Олеся Геннадьевна

МОАУ СОШ № 71, 8Бкласс.

Руководитель:

Былинкина Светлана Викторовна

Учитель физической культуры, I кв. кат.

Оренбург, 2017

  1. Введение
  2. Цель проекта
  3. Актуальность проекта
  4. Методы исследования и обоснование проблемы
  5. Содержание исследования
  6. Выводы
  7. Список литературы
  8. Приложение

Введение.

«Победитель всегда тот, кто встает на один

раз больше, чем падает» (Э. Маккензи)

Лёгкая атлетика - олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метание. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, т.е. качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Все это положительно влияет на сердечно-сосудистую, мышечную и даже нервную систему, оберегая хрупкий подростковый организм от стрессов и депрессий, восстанавливая сердечный ритм и поддерживая мышцы в тонусе. Лёгкая атлетика, особенно в настоящее время, переживает свой «подъем». Многие люди начинают заниматься этим удивительно полезным видом спорта, услышав о нем из новостей или прочитав в Интернете. Недаром легкую атлетику принято считать «королевой спорта», ведь она включает в себя огромное количество дисциплин, каждая из которых делится еще на несколько своих подвидов. В школе у нас также существует четверть, которую мы посвящаем именно этому виду спорта. Некоторые ученики наивно полагают, что лёгкая атлетика оказывает наименьшую нагрузку на мышцы и организм в целом. Но, только начав заниматься этим спортом профессионально, очень многие признают, что они глубоко ошибались.

Очень многие мои знакомые и друзья занимаются этим увлекательным видом спорта, и я решила узнать, какое же влияние легкая атлетика оказывает или уже оказала на них. Поэтому для исследования я решила взять нескольких спортсменов из секции легкой атлетики нашей школы. Все они тоже прошли этот сложный путь «через тернии к звездам». Сейчас они довольно успешно занимаются этим видом спорта, ездят на различные соревнования (не только школьного уровня) и занимают там призовые места, показывая хорошие спортивные результаты.

  1. Цель моего проекта.

Первостепенной целью для меня являлось изучить влияние лёгкой атлетики на физическую подготовку и успеваемость учащихся.

Также я очень хотела узнать как же этот вид спорта влияет на психику и настроение учащихся, ведь многие из них после занятий в секции легкой атлетики сильно поменяли свои взгляды на жизнь. Из пессимистов стали оптимистами, что немаловажно для подросткового возраста, учитывая тот факт, что многие молодые люди и девушки 14-20 лет испытывают постоянные стрессы из-за недовольства своим внешним видом, внутренним состоянием души, своей физической формой и успеваемостью. Все перечисленное часто является причиной депрессий и различных негативных влияний на самого подростка и окружающих его близких и друзей.

  1. Актуальность проекта.

Мое исследование пропагандирует здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Все мы осознаем их важность в связи с настоящим положением спорта в мире. Мы стремительно теряем здоровых и активных молодых людей, для которых спорт – не просто занятия, а получение удовольствия от них. Компьютеры, планшеты, телевизоры и телефоны заменили современному поколению самое лучшее – физическую активность и замечательное времяпровождение на свежем воздухе в чарующем одиночестве или в веселой компании единомышленников. Мое исследование ставит целью привлечь внимание школьников к такому виду спорта, как легкая атлетика. Все из-за того, что по телевидению постоянно рассказывают про отстранение спортсменов-легкоатлетов от соревнований мирового уровня. По мнению иностранцев, наша легкая атлетика на современном этапе ее развития находится в плачевном положении, повсюду допинг и ни одного «чистого спортсмена», и всячески пытаются внушить это не только самим себе, но и простым обывателям Европы и заокеанским жителям. Но мы знаем, что наши спортсмены – самые честные и самые сильные спортсмены в мире и не только в этом виде спорта. В России существует множество кружков и секций для воспитания нового поколения легкоатлетов, которые будут еще БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ И СИЛЬНЕЕ.

  1. Методы исследования и обоснование проблемы.

Для себя я выбрала следующие методы исследования: анкетирование, анализ результатов и наблюдение.

Для достижения поставленных перед собой целей, я составила простую анкету, состоящую из 5 вопросов, касающихся отношения учеников к своему увлечению легкой атлетикой.

Анкета

  1. Что дала тебе легкая атлетика?
  2. Стало ли тебе легче заниматься на физкультуре?
  3. Повысилась ли твоя самооценка?
  4. Как изменилась твоя успеваемость?
  5. Чем конкретно тебя привлекла легкая атлетика?

Все анкетируемые (16 человек: 11 мальчиков и 5 девочек) занимаются легкой атлетикой уже не один год.

Главной проблемой, из-за которой я взялась за это исследование, является современный образ жизни школьников. О пагубном влиянии вредных привычек, неправильного питания и «сидячего» образа жизни на организм человека, и в особенности подростков, сказано и написано уже очень много. Но, я считаю, говорить об этом, - мало. Нужно прививать любовь к спорту и физической активности еще с детства. И в первую очередь, это нужно делать на своем примере. У многих моих сверстников есть младшие братья и сестры, которые, в силу своего возраста, не всегда могут отличить, что «хорошо», а что «плохо». Наблюдая, с каким удовольствием их старшие братья и сестры проводят часы за компьютером и телевизором, просматривая свою любимую передачу, поедая «фастфуд», чипсы, и запивая все это кока-колой, дети подсознательно начинают понимать, что «это приносит удовольствие, а значит это хорошо», что, конечно же, в корне неверно.

Мое исследование создано именно для таких подростков. Именно сейчас можно сделать такие ошибки, которые в будущем могут сильно отразиться на их здоровье и здоровье их детей.

  1. Содержание исследования.
  1. История.

Считается, что легкая атлетика, как вид спорта появилась в 776 году до нашей эры в Греции, когда состоялись первые Олимпийские игры древности. Тогда в их программу входила только одна дисциплина – «стадиодром», что означает бег на «стадий» (древняя мера длины, равная расстоянию, которое человек проходит за две минуты). Лишь в 724 году до н.э. на 14-х Играх атлетическая программа расширилась до двух дистанций – к «стадиодрому» прибавился «диаулос» (бег на две «стадии»), а четырьмя годами позже появился еще и «долихос» (бег на расстояние около 4,6 км). Чуть позже спортсмены соревновались в беге, прыжках в длину, метании копья (на точность), метании диска (на дальность) и борьбе. Самым прославленным спортсменом античного мира стал Леонидас из Радоса, побеждавший на Играх 12 раз.

2). Современная легкая атлетика.

Древние Олимпийские игры очень сильно отличались от того, что мы наблюдаем сейчас, за счет влияния людей, их веры и отношения к соревнованиям. В современной легкой атлетике каждая дисциплина делится еще на несколько своих подвидов. Например:

Прыжки теперь включают в себя прыжки в высоту, прыжки с шестом, прыжки в длину и тройной прыжок.

Метания состоят из толкания ядра, метания диска, метание копья и метание молота.

Марафоны(бег на дистанцию 42 км 195 м) супермарафоны и кроссы – бег по пересеченной местности на разные дистанции (от 3 до 12 км).

Многоборья тоже подразделяются на 2 вида:

Для мужчин:

  • Десятиборье (летний сезон) - бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м, 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.
  • Семиборье (зимний сезон) - бег 60 м, прыжок в длину, бег 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, бег 1000 м.

Для женщин:

  • Семиборье (летний сезон) - бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.
  • Пятиборье (зимний сезон) - бег 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег 800 м.

3). Лёгкая атлетика в нашей школе.

Прекрасным примером секции для занятий легкой атлетикой является и секция в нашей школе, в которой занимаются ученики и студенты не только из нашей школы примерно с 8-ми и до 20-ти лет. Чтобы понять, как это, быть спортсменом и полностью «отдаваться» любимому увлечению, я посетила эту секцию. В команде царит атмосфера взаимопонимания, поддержки и взаимопомощи, что является огромным плюсом в достижения результатов. Для своего исследования я взяла своих друзей из параллели 8-ых классов. В результате исследования, я выявила следующее.

  • Легкая атлетика дала ребятам новых друзей, уверенность в своих силах, здоровое тело и дух, а также хорошее времяпровождение, навыки в спорте и колоссальный опыт.
  • Всем 16 – ти опрошенным стало гораздо легче заниматься на уроках физической культуры.

90% опрошенных рассказали, что занятия легкой атлетикой сделали их более уверенными в себе, но один человек сказал, что самооценка осталась на том же уровне.

Очень важным для меня также остался аспект учебы в целом. И поэтому я решила узнать, как изменилась успеваемость ребят. Учитывая тот факт, что занятия легкой атлетикой отнимают много свободного времени (примерно по 3 часа в день 3 раза в неделю (вторник, четверг и суббота). 10 человек ответили, что их успеваемость осталась на том же уровне, 1 сказал, что успеваемость понизилась, а оставшиеся 5 человек ответили, что успеваемость повысилась. Это говорит о том, что легкая атлетика ничуть не мешает учебному процессу. Все зависит только от желания.

Для каждого ответ на вопрос, чем же их привлекла легкая атлетика, был сугубо индивидуальным. Для одних легкая атлетика – лучший способ занять свободное время, для других – возможность развиваться как физически, так и морально, а для третьих - свобода действий и возможность общения с увлеченными людьми. Для многих спортсменов, легкая атлетика – не единственная секция, в которой они занимаются. Что говорит о том, что ребята с разными интересами и жизненной позицией, научились работать в команде и уважительно относиться к людям других взглядов. Все спортсмены стали чувствовать себя гораздо увереннее, стали более общительными и дружелюбными, а также стали гораздо спокойнее, собраннее и ответственнее. Как утверждают опрошенные, большое влияние на результативность занятий оказывает атмосфера, царящая в команде.

Для более полного представления о занятиях легкой атлетикой, я посетила нашу легкоатлетическую секцию и посмотрела на занятия юных спортсменов.

В секции легкой атлетики нашей школы существует 3 вида тренировок:

  1. Вторник - техническая(базовая)
  2. Четверг – выездная (занятия в манеже)
  3. Суббота – игровая (разминка, игра в баскетбол, футбол)

3). Мои практические исследования.

Мои исследования показали, что все исследуемые значительно улучшили свои результаты на уроках физкультуры по сравнению с показателями до начала занятий легкой атлетикой. Для более точного представления я составила с результатами сдачи в 2016 году ребятами нескольких дисциплин: бег 30 м, прыжок в длину с места и наклоны туловища. (см. Приложение № 1)

Из представленной таблицы, можно сделать вывод, что по беговым видам все учащиеся зачет сдали на «5» (до занятий: твердая «4»), по прыжкам в длину с места 4 чел. на «5», 1 на «4» и 1 на «3», по наклонам туловища - все в среднем на 4,5 балла.

  1. Выводы

После проведенных исследований, можно сделать соответствующие выводы:

Первое и самое главное – физическое состояние учащихся улучшилось. Все опрошенные после полутора лет занятий стали гораздо сильнее, стройнее и красивее.

В целом, интенсивные занятия легкой атлетикой не снижают успеваемости ребят, а некоторым за счет более рационального распределения времени, даже позволяют учиться лучше.

Все они стали чувствовать себя гораздо увереннее, собраннее и ответственнее.

Ребята научились работать в команде, чувствовать «командный дух», что позволит в дальнейшем им успешно работать в любом коллективе.

Легкая атлетика научила ребят решать различные задачи: от духовного самосовершенствования до сброса веса.

Спортсмены получают гармоничное физическое развитие.

Ими получается разносторонняя подготовка, укрепляется здоровье.

Развиваются различные физические качества.

Формируется положительное отношение к спортивной деятельности и умению трудиться.

Юные спортсмены получают обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса.

Ребята изучают теоретические основы анатомии, физиологии, социологии, биомеханики, биохимии, лечебной физической культуры.

6.Список литературы

История:

http://vtbrussia.ru/sport/track/istoriya-legkoy-atletik/