Чревоугодие как грех. Священное Писание о чревоугодии

Первым звеном греховной цепи является чревоугодие. Многим оно кажется лишь слабостью, не внушающей большого опасения, да и что последствия данного греха, словно струпья от проказы, проявляются вовсе не сразу, а по прошествии нескольких лет. Нужно помнить, что, после Адама совершившего грех, нарушилась гармония души с телом у человека. Ведь тело является лишь инструментом души, а еще органической частью человеческой личности. И оно превратилось в субстрат для страстей с похотью. Тело должно быть рабом духа. Но, ни в коем случае тело не должно повелевать человеком, его душой. В идеале должен быть балансе между духом, душой и телом.

Что такое человеческое тело

Тело можно назвать злым другом и добрым врагом. Без тела не сформируется личность человека. Без тела дух с душой не смогут проявить себя во внешний мир посредством слов и деяний. Лукавая плоть готова в любой момент предать душу Дьаволу, чтобы получить низменные наслаждения. Это, словно Иуда за три десятка сребреников на смерть продал своего Учителя. Тело является очень коварным спутником души на сложном пути ее к царству небесному. оно то покорно следует за духом, то наоборот, старается увлечь его на широкую и выложенную камнем дорогу, что ведет к вечной смерти. Как вариант, можно даже сравнить душу и тело с неким всадником на диком коне. И едва всадник чуть ослабит удила, как конь помчится туда, куда глядят его глаза, в результате чего оба свалятся в ближайшую яму.

Важно!!!

Чревоугодие по своей сути является победой тела над духом. Это своеобразное широкое поле, где буйствуют разные страсти. Можно говорить о нем, как о первой ступени отвесной и скользкой лестницы, которая ведет прямиком в преисподнюю.


Чрево, едва оно отяжелеет от пищи, начинает погружать ум в некую мрачную пучину дремоты, делая его ленивым и даже тупым. Чревоугодник теряет возможность глубоко и точно мыслить или рассуждать о чем-то духовном. Его чрево, словно огромная свинцовая гиря, начинает тянуть оземленную душу прямо вниз. В особенности остро ощущается таким человеком его немощь во время молитвы. Ум никак не может вникнуть в святые слова, словно тупой нож не режет хлеб. В таком смысле чревоугодие можно считать постоянным предательством своей молитвы.


Важно!!!

Следует также отметить, что чревоугодие, как и любой грех, омрачает интеллектуальные и даже творческие силы того, кто ему предается. Практически никто из выдающихся людей, будь они поэтами и художниками, не отличался в свое время чревоугодием, даже не имел тела, которое бы напоминало пивную бочку.


Нередко бывает и так, что чревоугодник, который уже сильно устал от груза своего собственного тела, которое его доводит до одышки и до изнеможения, решает худеть. Его изнуряет необходимость постоянного преодоления преграды в виде размера собственного живота, например, когда нужно нагнуться и поднять с пола вещь или даже банально завязать себе шнурки на туфлях. Тогда логично, что он решает объявить войну и победить беса чревоугодия путем уничтожения, как врага, собственного жира. Такой человек будет выписывать диеты из модных журналов, и даже объявляет всем своим друзьям и близким, что вскоре его фигура заметно уменьшится в объемах. Но, такой чревоугодник, едва садится на диету, оказывается, как бы в роли гладиатора, который безоружным вступил в схватку с огромным, диким зверем. Сначала, первые минуты он сопротивляется, но потом падает, в клочья растерзанный когтями или клыками страшного хищника. Поначалу чревоугодник будет придерживаться строгой диеты и смотреть на окружающих почти что победоносно, но потом желание поглощать пищу возьмет свое и он будет, как и раньше, усердствовать в еде.


Есть ли определенные виды этого греха или его направления?

В чревоугодии условно можно различить два пристрастия: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие по своей сути является ненасытным желанием пищи, своего рода агрессией тела, направленной против души. То есть, постоянное домогательство со стороны чрева, которое то и дело требует от человека постоянного употребления пищи. Такое можно сравнить с безумием чрева, которое поглощает любую пищу без разбора. Желудок у такого человека будет подобен мешку, в который скупой хозяин пихает без разбора все вещи, после чего едва может волочить за собой ненужный груз.

Гортанобесие является постоянным желанием лакомой или изысканной пищи, то есть, это сладострастие гортани. Проще говоря, человек должен кушать, чтобы иметь возможность жить, но, этот человек живет для того, чтобы есть. Он заблаговременно составляет свое меню, уделяя яствам слишком много внимания и тщательно их выбирая. Он на лакомства тратит почти все деньги, словно игрок проигрывает в азарте свое состояние.


Есть и другие типы чревоугодия, как, например, тайноядение – это стремление скрывать свой порок. Раноядение заключается в том, что человек, только проснувшись, тут же принимается за пищу, еще до того, как начнет испытывать чувство голода. Порочно и поспешное ядение, при котором человек старается очень быстро наполнить желудок и глотает пищу, даже не разжевывая ее, как индюк. Греховным считается несоблюдение постов, а еще употребление по своей похоти гортани разных вредных продуктов. Древние аскеты вообще считали грехом чревоугодия даже чрезмерное выпивание воды.

Как же избавить себя от чревоугодия?

Святые отцы рекомендуют сначала ограничиться употреблении пряной или раздражающей аппетит еды. Затем сделать себе ограничение в сладкой и услаждающей гортань еде. Потом можно уже отказываться от жирной и утучняющей тело. Кушать надо неспешно, так будет скорее появляться ощущение насыщения.


Совет

Вставать после трапезы надо в состоянии, когда первый голод уже утолен, но человек все еще ощущает жажду пищи. Раньше даже был обычай молча трапезничать. Любые посторонние разговоры будут отвлекать внимание, а человек, который увлекся беседой, скорее всего, машинально скушает все, что есть на столе. Хорошо бы также во время еды про себя читать молитву.

Вывод:

Можно говорить о том, что грех чревоугодия является постепенным поеданием тела души, а результатом этого является то, что в человеке постепенно меркнет небесное и духовное начало, а он превращается в слепую плоть. Чтобы избавиться от чревоугодия, необходимо отказаться от пряной и раздражающей аппетит пищи, ограничить употребление сладкого. И запомните одно правило – вставать из-за стола нужно с легким чувством голода, тогда чревоугодие не страшно.


О чревоугодии

В современное время большое количество людей страдает лишним весом и многие из них стремятся похудеть с помощью диет, раздельного питания, голодания, изнуряющих физических тренировок.

Одним это удается, для других же попытки сбросить лишний вес остаются безуспешными, а третьими, в сочетании с диетами и спортивными занятиями, используется молитва для похудения.

  • обжорство – это потребление пищи в большом количестве;
  • чревоугодие – неумеренность в еде, объедение.

Оба этих понятия означают смертный грех, последствия которого влекут за собой потерю духовности и здоровья. Низменные инстинкты берут верх над волей человека и превращают его в животное, которого интересует лишь удовлетворение низменных инстинктов, а духовное развитие становится чуждым.

Тело – храм Божий, постепенно разрушается, развивается одышка, нарушается обмен веществ и сердечный ритм, возникают изменения сосудов и отделов сердечной мышцы. Человек становится объектом насмешек, он теряет привлекательность.

Избыточный вес посылается для того, чтобы человек смог справиться со слабостями, познать себя и окружающий духовный мир. В этом случае необходимо усмирить обжорливую утробу, помолиться и искренне попросить Господа избавить от чревоугодия.

Предварительно нужно получить благословение у священника , исповедаться, причаститься и приступить к молитвенному труду.

Какие молитвы читать для похудения и от чревоугодия

Прошение должно быть искренним и идти из глубины души. Священнослужители сходятся во мнении, что совсем необязательно обращаться к Богу с зазубренными текстами, зачастую обычные слова, идущие из самого сердца, гораздо эффективнее.

Они могут быть «корявыми», но зато искренними.

Приняв решение о похудении, необходимо придерживаться православных постов и еженедельных постных дней (среда, пятница). Именно они научат сдерживать неодержимое желание вкусно и много покушать, к тому же постничество благоприятно отразится на фигуре.

Не нужно просить Всевышнего о внешней привлекательности – необходимо молить Его о даровании сил выдержать испытание, поддержать в противоборстве с пагубной зависимостью.

Молитва Иисусу Христу

Молю Тя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва святого Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный.

Очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Молитва Иринарху

О, Великий угодниче Божий и преславный чудо-творче, преподобие отче наш Иринарше! Призри на ны греш-ныя, в скорбех и обстояниих наших усердно к тебе вопию-щия и на тя по Бозе все упование наша возлагающия. Просим тя со умилением многим: твоим предстательством ко Господу Богу испроси нам мир, долгоденствие, братолюбие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благо-временны, и свыше благословение на вся начинания наша благая.

Избави же всех нас святыми твоими молитвами от всяких бед: глада, града, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. И во всех скорбех наших буди нам утешитель и помощник, сохраняя ны от падений греховных и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго. Да прославляем вкупе с тобою всех благих Подателя, Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Молитва святому Алексию человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие!

Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове.

Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Признаки болезни:

  • постоянное переедание при каждом приеме пищи и перекусах;
  • невозможность контроля объема съеденной порции;
  • после еды подавленное состояние из-за тяжести в желудке;
  • просмотр телевизора, использование гаджетов во время трапезы, тем самым бесконтрольность количества съеденной пищи;
  • постоянные перекусы, в том числе ночные;
  • невозможность умственной работы без тарелки с едой.

  1. Необходимо поставить перед собой цель и четко ее сформулировать: записать, нарисовать и повесить на дверцу холодильника, в общем, сделать так, чтобы она всегда была на виду.
  2. Желательно обратиться к специалисту-диетологу для разработки индивидуальной линии похудения.
  3. В процессе снижения веса необходимо учитывать свое психическое и физическое состояние, духовную и медицинскую составляющие.
  4. Будет хорошо, если о начале похудения и молении Богу никто не будет знать. Да и по достижении окончательной цели не стоит рассказывать любопытным друзьям и знакомым, каким способом удалось обрести привлекательную фигуру.
  5. Во время похудения пойдут на пользу физические упражнения и легкая диета. Если диету соблюдать тяжело, то нужно стараться хотя бы не переедать.
  6. Особо важна вера в то, что желаемая цель обязательно будет достигнута. Для этого необходим позитивный настрой.
  7. Нельзя завидовать людям, имеющим красивую фигуру, зависть – это тоже грех, противный Богу.

О переедании:

Следует помнить, что молитва, читаемая сама по себе, не окажет помощи. Необходимо самостоятельно предпринимать какие-либо действия для активного похудения. Например, если перед ужином помолиться, а потом наесться «до отвала» без ограничения количества съедаемой пищи, то вряд ли обращение к Господу и Его святым поможет.

К тому же многие считают, что молитва – это своего рода магическое заклинание, но это в корне неверно.

Не стоит читать мольбу о похудении до тех пор, пока не будет обуздан буйный аппетит. Только тогда, когда обжора откажется от деликатесов, мучного, жареного, копченого, сладкого и придет к простой низкокалорийной пище (овощам, фруктам, кашам, рыбе, диетическому мясу), можно начать молитвенный труд и просить Отца Небесного о помощи.

Смерть от сердечно-сосудистого заболевания в только начавшемся зрелом возрасте - что может быть печальнее для супруги, детей и друзей? Частая причина таких болезней - переедание и связанные с ним осложнения в виде лишнего веса, повышенного уровня холестерина и малоподвижности (с избыточной массой тела двигаться не хочется, порочный круг нелепо замыкается). А причина ненормального отношения к пище в христианской аскетике называется чревоугодие. Это тяжелый грех и в православной, и в католической традиции. Почему?

Сытость как цель жизни

Считается, что человек, зараженный этим недугом духа, ставит свое насыщение и удовольствие от приема пищи выше всего в жизни, в том числе выше Господа Бога. Это подчинение низшим потребностям тела является, по сути, формой рабства. Как много людей желают сбросить вес, не пытаясь победить причину этой беды - ненормальные отношения с пищей!

Не только обжорство

В представлении очень многих чревоугодие - это избыточное потребление еды. На самом деле обжорство - это только лишь один из демонов, терзающих душу. Вторым является пристрастие к вкусной пище. Такое общественное явление, как гурманство, желание «разбираться» во вкусных вещах, с духовной точки зрения очень опасно.

Анорексички тоже чревоугодницы

Вы, наверно, замечали, что многие худеющие начинают болезненно внимательно относиться к пище, планировать каждый ее прием и часами воображать, что же именно они съедят завтра с утра, когда уже «можно» будет есть то, что вечером запрещено? Они одержимы чревоугодием! Булимия и анорексия - это тоже проявление ненормального отношения к физиологии.

А как стоит питаться?

Так что же, есть только Не нужно крайностей, мы не монахи, а потому абсолютная строгость многим не по плечу. Надо просто стараться есть особенно привлекательную пищу по праздникам, желательно церковным, причем ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. Тогда и не согрешим. Главное - не мечтать о празднике за месяц до события, делая гастрономические удовольствия самым главным в «программе».

Не вовремя

Третий демон, терзающий душу чревоугодника, - это нетерпение в отношении времени приема пищи. То есть, когда человек ест ранее того времени, которое для него обычно или назначено. Получается, что идеальный христианин - тот, кто способен обходиться без «вкусностей», он ест умеренно и по расписанию. Чревоугодие - это недуг души потому, что делает грешника зависимым от пищи. Все разнообразие явлений мира для человека оказывается заслоненным возможностью получить удовольствие «здесь и сейчас».

Мать страстей

Чревоугодие - смертный грех потому, что именно с него начинаются все остальные страсти. В частности, у человека, который позволил себе лишнего, появляется чрезмерное или неуместное сексуальное желание, лень, ведущая к праздности, уныние (от лишнего веса, например). Дело может дойти и до гордыни (когда человек уязвлен тем, что он, «титан воли», взял и потерпел поражение).

Существует ли Конкретной нет, но имеет смысл помолиться Марии Египетской, которую преследовали страсти в течение долгих лет мучений в пустыне. Но магии «от Бога» не существует, лучше всего молиться о помощи самому Христу, помня при этом, что победить страсть чревоугодия до конца невозможно, это не удавалось даже великим подвижникам. Нужно просто стараться держать себя в рамках каждый день. И просить сил на борьбу у Бога. Чревоугодие - это еще и несоблюдение постов...

Чревоугодие
Чревоугодие - это такой грех, который заставляет нас принимать пищу и питье только ради наслаждения. Эта страсть приводит к тому, что человек как бы перестает быть существом разумным и уподобляется скоту, не обладающему даром слова и разумения. Учители Церкви говорят нам о том, что чревоугодие является великим грехом. Оно заставило Адама вкусить запретного плода, оно же стало одной из причин Потопа, всякий раз отвлекало израильтян от почитания истинного Бога и склоняло к служению идолам и прочее.

Таким образом, «давая волю» чреву, мы вредим не только своему здоровью, но и всем своим добродетелям, в особенности целомудрию. Чревоугодие возжигает похоть, так как избыток пищи этому способствует. Похоть же ведет к падению, поэтому так необходимо, чтобы человек был хорошо вооружен против этой страсти. Нельзя давать чреву столько, сколько оно просит, а только потребное для поддержания сил.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Животу нужно давать только то, что он должен принять, и не более того. Ведь Господь создал человека не для еды, а создал еду для человека, чтобы у того были силы жить и работать. Еда подобна лекарству: если выпить столько, сколько прописал врач, будет только польза, а если больше - то вред. Чревоугодие есть начало многих грехов, и тот, кто постоянно борется с этим грехом и побеждает его, может господствовать и над другими грехами. Потому все преподобные, подвизавшиеся в пустыне, прежде всего принуждали себя брать верх над чревоугодием, зная, что, победив эту страсть, они избавятся и от всех остальных.

По словам Григория Двоеслова, существует пять видов и путей, которыми нас искушает чревоугодие. Это замысел, способ, качество, количество и ситуация (время). Время заставляет нас предвосхищать очередной прием пищи без пользы или необходимости. Таким образом мы едим намного раньше подобающего часа. Количество пищи заставляет нас есть и пить больше положенного. Качество - искать изысканных по вкусу яств. Способ приема пищи искушает нас есть со страстью, ненасытно, жадно и хищно. Замысел - готовить пищу с выдумкой, с тем, чтобы она услаждала наш вкус.

Посредством чревоугодия рождаются различные страсти, поэтому его причисляют к семи смертным грехам. Чревоугодие огрубляет ум, так как из желудка восходят зловония, затуманивающие разум, делающие человека вялым и неспособным к созерцанию. Усыпляя разумную часть духа, чревоугодие раздувает страсти, делая человека лживым, болтливым фантазером, говорящим неподобающие и нелепые речи.

При этом разум помрачается как от вина, и в этом положении уже нельзя сдерживать ни чувства, ни язык. Но хуже всего, что следствием чревоугодия является нечистота: тот, кто почитает чрево богом, грешит смертным грехом, так как его главная цель в жизни - есть и пить. Влекомые чревоугодием не думают о Господних заповедях, и есть такие, которые, сознательно опившись вином, чинят безобразия и насилия. В частности, такие принуждают других вместе с ними пить и пировать даже в дни поста. Сама по себе склонность к чревоугодию смертным грехом не является, если не делать этого с риском для своего здоровья, во вред себе или в соблазн для окружающих.

Однако большие расходы на питание отражаются на материальном состоянии семьи. И грех, если вы видите, что ваши близкие нуждаются в самом необходимом, и в то же время продолжаете наслаждаться пищей, высказывая родным упреки и не сострадая им. Но даже если чревоугодие не причисляли бы к смертным грехам и оно не мешало бы нам жить, его все равно следовало бы избегать, так как оно вредно для нашего тела. Поэтому нам следует ненавидеть этот грех. Ведь только неразумные животные едят, чтобы скопить жир и быть после этого заколотыми. А люди созданы по образу и подобию Божьему, чтобы наслаждаться вечностью и вкушать Бога в раю.

Если вы в крепкой узде держите плоть, то это приносит пользу душе, так как вы приобретаете добродетели.

Святитель Иоанн Кронштадтский
Бегай такого образа жизни, чтобы жить только животными побуждениями и желаниями, чтобы спать, да есть, да одеваться, прогуливаться, потом опять пить, есть и гулять. Такой образ жизни убивает наконец совершенно духовную жизнь человека, делая его земным и земляным существом; между тем как христианин и на Земле должен быть небесен

И если вы хотите оставаться человеком, сдерживайте свое чрево и храните себя со всей заботой, чтобы случайно не оказаться побежденным даже одним из видов чревоугодия.

Если вас однажды искусил помысел принять пищу раньше положенного времени, нужно всячески противостоять ему по примеру монаха, описанного в «Лавсаике». Когда бес внушал иноку поесть утром, тот говорил себе: «Имей выдержку, и в третий час поешь». Когда наступало время третьего часа, он говорил себе: «Давай позанимаемся рукоделием» или «Давай прочтем псалмы». Затем он неторопливо размачивал сухарь в воде и таким образом дожидался девятого часа. Монах оказался свободен от греха чревоугодия.

Вторым видом чревоугодия является качество пищи, то есть человек сознательно выискивает привлекательные внешне и вкусные блюда. Здесь также нужно быть очень осторожным и вкушать ту пищу, которая не доставляет вам наслаждения: она не изнеживает тела, а лишь поддерживает в нем жизнь. Если простая еда покажется вам невкусной, то нужно какое-то время есть только черствый хлеб, после чего даже простой, но свежий хлеб покажется вам лакомством. Но прежде всего нужно дождаться девятого часа (по современному - три часа дня), когда вы будете достаточно голодны. Только тогда вы сможете понять, насколько вкусной может быть самая простая еда.

Третьим видом чревоугодия является количество пищи. Это происходит тогда, когда вы едите больше, чем требуется организму. Данного вида чревоугодия следует остерегаться не менее, чем прочих видов этого греха, так как он весьма опасен. Обилие яств и вина помрачает разумную часть души, и вы с легкостью можете утратить себя. Сердцем вы веселы, ликуете и поете, бьете в ладоши и подпрыгиваете, оскверняя себя грязными разговорами. Если бы вы поели и выпили достаточно, то так бы себя не вели. Будьте внимательны, в противном случае ваше сердце отяготится хмелем, и в опьянении вы не сможете избежать гнева и возможной беды.

Преподобный авва Феона
Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей.

Четвертый вид этого греха заключается в манере принимать пищу. Если вы едите жадно и быстро все проглатываете, то это называется не иначе как свинским бесчинием. Так едят скоты, но не люди. А вы, когда принимаете пищу, должны следить за собой и внимательно слушать чтение, обычное за трапезой. Если же чтения нет, нужно возвысить свои помыслы к Богу и, думая о Его спасительных Страстях, молиться. В этом случае и душа будет насыщаться вместе с телом.

Пятым, и последним, видом чревоугодия является излишнее попечение о качестве блюд, то есть привычка выбирать только хорошее и разнообразное. Вы всей душой должны возненавидеть эту привычку как вредящую душе и не быть подобными тем, у кого, по выражению апостола Павла, чрево - бог. Эти люди служат чреву с тщательностью, которая прилична только в служении истинному Богу. Освободиться от данной страсти могут помочь поучения святых Отцов Церкви.

Но прежде всего подумайте, сколько тягот доставляют вашему желудку пьянство и обжорство, как они угнетают ваш организм. Да и чего особенного в чревоугодии? Что нового может дать нам вкушение благовидных блюд? Ведь их приятный вкус держится, только когда они у вас во рту. А после того, как вы их проглотите, не останется не только сладости, но и воспоминания об их вкушении. Если вы не верите, то попробуйте спросить себя: какую приятность и какой вкус вы чувствуете от тех яств и вин, которые съели и выпили за свою жизнь? Наверняка вы не сможете вспомнить, а ощущение будет такое, как будто вы никогда ничего не пробовали.

Наслаждение быстро проходит, поэтому, когда вас искушает помысел, подумайте о том, что все уже прошло. Не выполняйте волю плоти, потому что ели ли вы вечером отборные блюда или ограничились хлебом с водой, назавтра уже не будет разницы. Вот только в первом случае у вас будет грех чревоугодия, а во втором - нет.

Что касается вреда и бесчинств, происходящих от страсти чревоугодия, то это прежде всего лишние расходы, связанные с «обслуживанием» чрева, различные болезни, возникающие от пьянства и переедания, а также помрачение ума. В таком состоянии человек не способен ни на какое делание, ни на духовное, ни на телесное, потому что ему ничего не хочется. Стоит также подумать о вечном голоде и жажде, которые вы будете испытывать после смерти, о чем явно говорится в Евангелии от Луки.

Подумайте о том, что вам доставляет чревоугодие и угождение плоти. Ведь после смерти она будет хорошей добычей для червей. Подумайте и о Небесной Трапезе, на которую приглашен каждый. Но если вы желаете вкусить от этой Трапезы, то будьте воздержаны в еде в теперешней временной жизни. Ведь даже здесь, в этом мире, если вас позвали на обед, то вы не будете перед этим есть или пить, в противном случае вы не захотите есть там, куда вас пригласили.Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей.

И последнее: вспомните воздержанность Спасителя, Который в течение 40 дней постился в пустыне. Никогда не забывайте Страстей Иисусовых, но всегда вспоминайте о них с великой скорбью и стеснением сердца. Избегайте званых обедов и пиров, где подают множество яств и трудно сохранить воздержание. Там вы будете повержены одним видом праздничных блюд. Это искушение претерпели и наши праотцы: увидев прекрасный плод и не сумев сдержаться, они совершили грех. И мы, их потомки, теперь сполна расплачиваемся вместе с ними.

Для того чтобы научиться воздержанию, необходимо помнить три правила: первое - живя с другими, нужно принимать пищу вместе с ними и в одно и то же время; второе - не стоит предвосхищать время еды без крайней необходимости; третье - не стоит опаздывать к столу, чтобы не ввести окружающих в соблазн.

То же самое можно отнести и к качеству пищи: если готовят одно блюдо на всех, а кто-то один хочет другое, то это не совсем хорошо. Исключение - больной человек, которому врач прописал ту или иную диету. Но если вы отказываетесь от общего блюда по своей воле, то это грех. Кроме того, нельзя, воздерживаясь, ворчать или осуждать остальных, ведь добродетель воздержания должна совершаться в успокоении и веселье сердечном. Нет награды и тому, кто постится, чтобы возвысить себя в глазах окружающих, так как цель любого воздержания - стяжание славы Божьей. А ее не будет достоин тот, кто стремится к суете и мирской славе. Он скорее наследует мучение вместе с тайноядцем.

Каждый должен воздерживаться по своим силам, в особенности от употребления вина. Ведь не секрет, что опьянение теснит разумную часть души, поэтому становится причиной вреда: порчи тела и души. Нужно остерегаться вина и даже никогда не пить его тем, кто жаждет спасения. А это прежде всего женщины, юноши, священники, судьи и монахи. Молодых людей легко ввести в соблазн, так как у них очень сильно вожделение плоти. Вино же провоцирует порыв к необузданным стремлениям и бесчинию, как говорит апостол Павел в своем Послании к Титу.

Женщинам тоже следует избегать вина, так как у них недостаточно сил, чтобы сопротивляться плотским желаниям, подогретым вином. Так, по словам Валерия Максима, в Древнем Риме женщины никогда не пили вино. Судьям, которые заботятся о благе народа, также не следует пить вино и совершать бесчиния. В Притчах Соломона царям запрещается пить вино, чтобы они могли принимать хорошо взвешенные решения. Не стоит употреблять спиртное и клирикам, чтобы читать с благоговением, совершать службу по чину, со страхом Божьим и умилением, чего никогда не сумеют пресытившиеся.По словам Святых Отцов, плоть наша - бесчинный и дерзкий враг: чем больше мы ему угождаем, тем более жестоко она с нами воюет. Ее полководцы - чувства и вожделения, ее оружие - вина и различные яства, а те раны, которые получает душа, - это грехи. Вред телу - это болезни желудка, головы и почек, и если вы хотите их избежать, боритесь с ними с помощью воздержания. Воздержание - та добродетель, которая отнимает у плоти силу и оружие и саму ее может подчинить господству разума.

Святитель Василий Великий
Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.

Как пьянство может разрастись в блуд, так воздержание -хранитель целомудрия. Воздержание обуздывает плоть, делая человека хозяином страстей и победителем смущающего нас врага. Поэтому нужно ненавидеть чревоугодие как первопричину всех прегрешений. Особенно следует остерегаться тайноядения - порока со змеиным нравом, который наносит нашей душе огромный вред. Этот грех так мерзок Спасителю, что только за него Он уже осуждает человека, о чем много написано в духовной литературе. За одно это прегрешение человек будет мучим, и ему уже не принесут пользы никакие другие благодеяния. Поэтому пьянство и чревоугодие, а в особенности тайноядение нужно возненавидеть всей душой, чтобы не наследовать вечного мучения с грешниками.

Чревоугодие, которому предаются даже христиане высокой духовной жизни, часто сравнивается с орлом. Хотя эта птица и парит в поднебесье, скрываясь от лица людей, но по первому требованию чрева спускается на землю и питается падалью. Поэтому чревоугодие никакими силами нельзя пресечь, подобно другим порокам: его можно только ограничить силой духа. Однако, если побежденное чревоугодие начнет льстить вам своим смирением, как бы упрашивая сделать ему послабление, уменьшить меру воздержания и ревность к строгости, не сдавайтесь: его покорность только видимая. Зная, что вы стали спокойнее от скотского разжигания страстей, не думайте, что опасность миновала, и не возвращайтесь к прежней невоздержанности, потому что побежденное чревоугодие как бы говорит себе: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел» (Мф. 12:44).

Святитель Иоанн Златоуст
Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы... переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю, так и здесь: ни учение, ни увещание, [ни порицание присутствующих], ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

И тогда происходящие от него духи (пороки) числом семеро будут для вас еще злее, чем та страсть, от которой вы избавились, и очень скоро они увлекут вас ко грехам. Поэтому, победив страсть чревоугодия с помощью поста и воздержания, не оставляйте свою душу пустой: в ней должны поселиться добродетели. Заботливо наполняйте все тайные изгибы вашего сердца так, чтобы дух чревоугодия, вернувшись, не нашел себе места. В противном случае он снова войдет в вашу душу, прихватив с собой все семь грехов, так что «последнее станет хуже первого». Ибо нет ничего гнуснее и грязнее той души, которая, хвалясь, что уже отреклась от мира сего, дает приют всем смертным грехам. В результате она подвергается такому тяжкому наказанию, какому не подвергалась до того, как приобрела христианское достоинство.

Дело в том, что упомянутые семь духов считаются злее вышедшего духа, потому что пожелание чрева не было бы так вредно, если бы не влекло за собой более сильные страсти - такие, как блуд, гнев, сребролюбие, уныние, печаль, гордость, тщеславие, которые, без сомнения, для души намного вреднее и гибельнее. И потому не может достигнуть совершенства тот, кто одним воздержанием хочет добиться совершенной чистоты. Ведь воздержание - это пост телесный, после которого, усмирив плоть, следует вступить в брань с остальными страстями.

Прежде всего нужно подавить грех чревоугодия, однако ваш ум должен быть отточен не только постом, но и чтением, бдением и сокрушением сердечным о том, в чем считаете себя побежденными или прельщенными. Тогда, сокрушаясь о своих пороках и обретая желание стать совершенным, человек наконец осознает, что принятие пищи допускается не для нашего удовольствия: оно лишь неизбежная потребность тела. Занятый такими размышлениями человек способен подавить сладострастие, усиливающееся от принятия пищи и вина, и печь его тела, разжигаемая дьяволом, может быть погашена сердечным плачем о грехах. Впоследствии по достижении истинного совершенства этот пламень постепенно угаснет от росы благодати Божьей, пребывающей в наших сердцах.

Дата: 2014-06-05

Здравствуйте читатели сайта .

В этой статье мы продолжим изучать грехи, и здесь мы поговорим о том, что такое чревоугодие . Если спросить любого человека, что это такое, мало кто даст четкий и понятный ответ. Не всем даже известно, что чревоугодие входит в список семи смертных грехов. Вы тоже этого не знаете, а то бы не задавались вопросом, что такое чревоугодие.

Чревоугодие это

В первую очередь чревоугодие это грех против 2-ой заповеди, это один из видов идолопоклонства. У чревоугодников на первом месте стоят чувственные наслаждения, а значит их бог – чрево – это их идол.

Чревоугодие это пристрастие к чему-либо или кому-либо. Чревоугодник – это поклонник. А Вы наверняка слышали такую фразу: «Не сотвори себе кумира» . Обычно считается, что чревоугодники пристрастны к пище. То есть для них главное количество, а не качество еды. Основная цель – насладиться едой как можно дольше.

Есть даже виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (задерживание еды во рту для наслаждения вкусом), пьянство, тайноядение. А теперь по порядку.

Многоядение – это употребление пищи в превышающем количестве для организма. То есть для организма достаточно, а человек продолжает поглощать пищу. Это похоже на обжорство.

Сладкоядение – это поедание сладкого. Такой вид пищи дает человеку возможность насладиться жизнью в полной мере, хоть и ненадолго.

Гортанобесие – желание продлить удовольствие от еды путем медленного поглощения.

Пьянство – основная проблема всего человечества. Объяснять не надо.

Тайноядение – поедание вкусной пищи тайком. К примеру, встал посреди ночи и залез в холодильник. К утру холодильник пуст. А еще это нежелание делиться с другими людьми.

У чревоугодия есть ее противоположность. Это добродетель – воздержание. Все мы любим вкусно покушать, придаваясь страстям. Однако обжорство приводит к печальным результатам. У всех чревоугодников жирные свинячьи лица.

Фраза: «Не сотвори себе кумира» , заставляет меня задуматься о второй версии термина чревоугодия. Я буду рад, если Вы поможете мне разобраться в моих размышлениях. Я предполагаю, что если человек является чьим-то поклонником, то он тоже считается чревоугодником. Ведь быть поклонником значит кому-то поклоняться. То есть у всех поклонников есть кумир, которого они возводят на пьедестал.

Читая другие источники, я не нашел подобной информации. Все говорят, что чревоугодие это обжорство, чрезмерное употребление пищи. Причем чревоугодники это гурманы, то есть те люди, которые едят вкусную и нежную пищу.

А буду ли я считаться чревоугодником, если я люблю употреблять напиток «Липтон» ? Во многих статьях я писал о своем пристрастии к этому напитку. А если летом я начал часто кушать клубнику, значит я снова считаюсь чревоугодником?

Если это так, то тогда мы все чревоугодники. Я хоть Липтон пью – полезный чай. А другие люди пьют пиво, или хуже – водку. Даже само курение является чревоугодием, хотя это не еда и не питье.

Я рассказал Вам все, что знаю об этом грехе. И даже выдвинул еще одну теорию о чревоугодии (быть поклонником человека). Эта теория может быть ошибочной. Вас я прошу присоединиться к беседе. Оставьте свое мнение о том, что такое чревоугодие, ниже в комментариях.

чревоугодие это, что такое чревоугодие

Нравится