Нравственное состояние современного российского общества. «Падение духовности, нравов в предреволюционные годы было очевидно Пути возрождения нравственности

Падение нравов в истории

Кто-нибудь скажет, что периоды вырождения не раз бывали у различных народов и различных цивилизаций. Да! Нравственное падение бывало и раньше, правда, такого падения, как сейчас, не было за всю историю человечества. О деградации прошлого говорить трудно, т. к. часто место реальных фактов занимают домыслы. Например, говорят, такой-то композитор был гомосексуалистом. Проверить этого нельзя, сам он об этом не говорил, документов, подтверждающих домыслы, нет. Таким образом, можно обвинить кого угодно в чем угодно.

Например, врач Д. Хайден в своей книге «Pox: genius, madness and the mysteries of syphilis» рассказывает о том, как сифилис способствовал проявлению либо искажению талантов великих людей. По ее мнению, сифилисом страдал немецкий философ Ницше. Хайден даже знает подробности: узнал о своем заражении Ницше в 23 года, заразился, еще находясь в утробе матери. Но «нацисты, пожелавшие взять на вооружение ницшеанскую философию сверхчеловека, предприняли необходимые меры, чтобы упоминание о сифилисе исчезло из истории болезни философа» , т. е. документов, подтверждающих заболевание философа, нет. Каким образом Хайден узнала о заболевании философа, непонятно, раз документов нет, видимо, у нее есть машина времени. Подобным образом Ницше можно обвинить в чем угодно, в том, что он не только болел сифилисом, но и был гомосексуалистом, педофилом, садомазохистом и т.п. Просто нацисты уничтожили все документы. А если серьезно, то здравомыслящему человеку не стоит даже обращать внимание на произведения людей, пытающихся заработать не продаже эпатажных вымыслов.

Далее. Возможно, какие-то единичные случаи деградации были, возможно, они касались даже выдающихся людей, тем не менее такой массовой эпидемии деградации, как сейчас, не было никогда, и это самое важное. Например, можем ли мы представить парад гомосексуалистов в прошлом?

Надо также учитывать, что народы, у которых встречались элементы духовного разложения, например древние греки или римляне, жили в далекое и во многом дикое время, и сами только-только вышли из варварского состояния. Если младенец ходит в туалет в штаны - это нормально, но если он будет продолжать это делать, когда вырастет, то это болезнь. Поэтому то, что было простительно им, непростительно народам, которые любят себя называть цивилизованными.

В марте 2002 года в Санкт-Петербурге открылась выставка авангардных ювелирных украшений. Естественно, все они сделаны на примитивно-дефективном уровне - например, кольцо, которое можно носить на плече. В телесюжете, посвященном этой выставке, говорилось, что эти работы очень напоминают изделия людей бронзового века. Значит, авангардные украшения есть продолжение традиции, а не деградация. Нашли на кого равняться! Можно предложить создателям таких украшений и выставок, раз они в своей жизни равняются на столь отдаленное прошлое, переселиться жить в пещеры.

Не стоит идеализировать древний мир, в Древнем Риме наслаждались гладиаторскими боями, в Древней Греции было развито мужеложство. Но надо помнить, что у всех подобных цивилизаций есть общее - они погибли. Неважно, что, у кого и когда было, - важно, что такого нравственного разложения не было у нас, и мы не желаем повторять судьбу ни Древней Греции, ни Древнего Рима.

Что касается европейской, русской цивилизации, то стоит признать, что раньше тоже не все было безупречно. Например, существовала проституция, хотя не в таком объеме, как сейчас. Да и вообще сегодня обыкновенная женщина одевается так, как еще в прошлом веке не позволила бы себе самая опустившаяся проститутка. Безнравственность всегда была исключением, и самое главное - она всегда осуждалась. Сегодня осуждают лишь по инерции. Постепенно меняются ценности общества, и это самое страшное. Вот как описывает прошлое и настоящее гедонизма Э. Фромм:

«Хорошо известно, что в истории человечества богатые следовали в своей жизни принципам радикального гедонизма. Обладатели неограниченных средств - аристократы Древнего Рима, крупных итальянских городов эпохи Возрождения, а также Англии и Франции XVIII и XIX веков - пытались найти смысл жизни в безграничном наслаждении. Но хотя максимальное наслаждение в смысле радикального гедонизма и было целью жизни определенных групп людей в определенное время, оно никогда - за единственным до XVII века исключением - не выдвигалось в качестве теории благоденствия никем из великих Учителей жизни в Древнем Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе» .

Падение нравов - норма сегодняшнего дня: например, во многих странах Европы официально разрешена проституция, легализованы наркотики и деятельность гомосексуалистов. Quae fuerant vitia, mores sunt - «Что было пороками, то теперь нравы»: в этой латинской пословице слышится голос умирающей, некогда великой древнеримской цивилизации, и эта пословица очень точно характеризует сегодняшнее положение в нравственной сфере.

Из книги Свои и чужие автора Хомяков Петр Михайлович

1. Повторение пройденного. Эволюция нравов Настала пора признаться читателю, что включённые в эту книгу работы, и в первую очередь глава «Экология антропогенеза», помимо удовлетворения чисто творческой (в том смысле, о котором мы говорили ц данной работе) потребности

Из книги Пятиэтажная Россия автора Пищикова Евгения

Предводительница Новые дворяне. Очерк нравов I.Я чувствовала, что мне должно повезти. Всякое усердие бывает вознаграждено, а я усердно искала своего героя: губернского или уездного предводителя дворянства, который не считал бы себя обязанным играть роль самую

Из книги Проблемы культуры. Культура переходного периода автора Троцкий Лев Давидович

Культура нравов Культурно торговать значит, в частности, не обманывать, т.-е. порвать с национальной торговой традицией: не обманешь – не продашь.Ложь, обман – не личный только порок, а функции (действия) общественного порядка. Ложь есть средство борьбы и, следовательно,

Из книги Союз Правых Сил. Краткая история партии автора Бенедиктов Кирилл

Глава 3 Падение

Из книги Жизнь ничего не значит за зеленой стеной: записки врача автора Профессор Z

Глава 19. Падение Одна из причин, почему академические конфликты так дики, в том, что ставки очень низки. Артур Бауэ 18 февраля 2000 годаСегодня первая полоса в «Нью-Йорк Репорт» посвящена нейрохирургу из Нью-Йорка, он стал предметом расследования ОНПМД. Государственный

Из книги Стихи и эссе автора Оден Уистан Хью

ПАДЕНИЕ РИМА Пирс нещадно волны бьют; на равнине дождь всерьез лупит брошенный обоз; каторжане в горы прут. В сером платье вечерок. Фиск агентов шлет отряд: недоимщики шалят, игнорируя налог. Завершив с Богиней спор, проститутки в храме спят; в подсознании вершат два

Из книги Газета Завтра 432 (9 2002) автора Завтра Газета

Из книги Страсти по власти: от Ленина до Путина автора Пазин Михаил Сергеевич

Падение Маленкова Получив пост Первого секретаря ЦК КПСС, Хрущев на этом не остановился, он хотел большего – одновременно стать и главой правительства. Пример ему подавали Ленин и Сталин: они были и лидерами партии, и лидерами государства. И Хрущев начал медленно

Из книги Итоги № 33 (2013) автора Итоги Журнал

Законодатель нравов / Политика и экономика / Профиль Законодатель нравов / Политика и экономика / Профиль Виталий Милонов: от демократической Гоморры - до библейского Содома Спросите любого: с чем ассоциируется Санкт-Петербург? И

Из книги Секс (июнь 2008) автора Русская жизнь журнал

Падение Дистанция - примерно сто метров, асфальт. Участвуют пары. Каждый участник-мужичок должен взять на руки участницу, свою жену (можно просто подругу, в паспорта никто не смотрит), и пробежать с женой (подругой) на руках расстояние от старта до финиша с максимально

Из книги Литературная Газета 6461 (№ 18 2014) автора Литературная Газета

Комедия нравов, блин! На экране - самая едкая сатирическая кинокомедия 1979 года. Актив гаражного кооператива заседает ночь напролёт. И вот слово берёт седой фронтовик: "Я ведь на войне ни х... не боялся". Именно так прозвучала эта фраза – а вместо отточий зрители услышали

Из книги Чертова дюжина Путина [Хроника последних лет] автора Пионтковский Андрей Андреевич

Падение Парижа 12 октября 2013 годаКогда бывший канцлер Германии пошел служить лакеем на путинской бензоколонке за какие-то жалкие 2 миллиона евро в год, он опозорил прежде всего себя самого, а не свое государство. Его имя стало нарицательным и собственная

Из книги Германия. Свой среди своих автора Мосьпанов Анна

Энциклопедия немецких нравов В предыдущих главах мы с вами подробно поговорили о тех, кого принято называть мигрантами. Настало время вспомнить и тех, кто по праву рождения называет себя коренными немцами. Что мы, собственно, о них знаем? Существует стандартный набор

Из книги Хелависа и группа «Мельница». Не только песни [сборник] автора О`Шей Наталья Хелависа

Падение Сердце мое Меня не может простить, Как я, поднявшись к тебе В седые неба стаи, Вдруг отпустил тебя и ты Стала в небе таять. Сердце мое Тебя простило - лети один. Не зная пути, Я не стою у края. Падаю, приближая тень Одна я не летаю. Так невозможно Не оступиться, Не

Из книги Что к чему [сборник] автора Веллер Михаил

Падение цивилизаций Какой, спрашивается, может быть исторический смысл в покорении варварской ордой цивилизации великой и богатой?Конечно же, скорей все бегом к Риму – велик, культурен, мощен и отлично изучен.Итак. Что мы имеем в Риме. Высочайшая многовековая культура,

Из книги О природе сакрального. К истокам духовного опыта автора Луговский Григорий

Про «быдло», «элиту» и традиционализм (из истории истории) Тема естественного (или сверхъестественного) деления людей на устойчивые группы, отличающиеся по духовным запросам и другим видам специализации стара как мир. Тут можно вспомнить и Платона с его идеальным

По всему миру происходит падение нравов, что ведет к росту радикализма. Россия предлагает всем странам, озабоченным этой проблемой, объединиться для борьбы с общим врагом – терроризмом. Акцент делается на силовое решение проблемы, проблеме духовности уделяется недостаточное внимание. А ведь именно ее отсутствие и порождает радикализм, как протест против несправедливости, в первую очередь. Поэтому, чтобы остановить рост радикализма в мире, надо повышать уровень духовности у населения. Каким образом? С помощью выстраивания более справедливого мира, в котором бы учитывались и сочетались интересы всего со всем. Не является ли такой подход утопическим? И почему падают нравы? К этому надо отнестись серьезно, потому что падение нравов – это разрушение человечности, его божественной сути, основанной на любви, созидании…. Что разрушает человечность? Страх. Чем сильней давление страха на психику человека, тем в более взвинченное возбужденное состояние он переходит, а это влечет за собой разрыв тонких духовных связей, соединяющих все со всем, и вымывание любви и всех ее составляющих, являющихся основой человечности. Когда страх давит и человек не может с ним справиться, он начинает подавлять его и убегать от него во что-то мало значимое, в мир самообмана, в котором «все хорошо» и «нет никаких проблем». Рушатся духовные, семейные ценности, любовь к ближнему и на первое место выходят успешность, материальное положение, деньги, иначе не выжить. Духовные ценности подменяются суррогатами, основанными на лжи, жестокости, пошлятине. Деньги становятся главным мерилом ценностей, а духовность отрицается, так как она препятствует успешности. Как только пытаешься быть духовным, человечным, тут же оказываешься в дураках и тобой начинают пользоваться все, кому ни лень. Многие порядочные люди столкнулись с такой проблемой. Некоторым кажется, что они жизнь прожили неправильно, так как процветают в этой жизни как раз люди без совести, идущие к своим целям по головам. У молодежи, у которой еще не сломлено природное стремление к правильности, справедливости, сносит крышу. Она видит, что честными способами ничего в жизни не добиться, а ломать себя не хочется, поэтому она легко поддается агитации террористов, обещающих ей то, о чем она мечтает – всемирную справедливость. А для этого, надо сначала уничтожить силой оружия всемирное зло. Когда человек отчаялся найти выход, он может поверить во что угодно, лишь бы у него появился шанс реализовать себя в этой жизни. Когда он реально столкнется с изнанкой терроризма, путь назад может быть уже закрытым и тогда придется идти по выбранному пути до конца…. Количество страхов в мире нарастает не только потому, что истощаются природные ресурсы и начинается жесткая конкуренция за их обладание. Сам капитализм, в чистом виде, по природе своей бездуховен. Для него главное – деньги, зарабатываемые любой ценой. Чтобы их легче было зарабатывать, надо как следует запугать человека. Человек запуганный, становится внушаемым, перестает разумно мыслить и начинает потреблять все, что ему впарят, принимая это за чистую монету, за истину. Чтобы окончательно похоронить разум, препятствующий зарабатыванию денег, надо убить любовь, противостоящую страху, агрессии, жестокости. Убивается она пропагандой жестокости, насилия, похабели. Посмотрите сериалы, прокручиваемые на телеканалах, видеоигры, даже детские, социальные сети. Повсюду страх, насилие, жестокость, неприкрытый секс…. Вся эта грязь была, есть и будет. Так, что, смириться? Нет, надо сопротивляться. Каким образом, запретительными мерами? И ими тоже, в определенных пределах – государство должно заботиться о здоровье своих граждан, но в первую очередь с помощью развития в себе духовности, способной противостоять миру насилия, жестокости и несправедливости. Даже, не развитию, а освобождению от оков страха, так как духовность и стремление к ней заложено в каждом человеке природой изначально. Как высвободить духовность из рабства страха? Сделать это можно с помощью снижения возбудимости, успокоения, всматривания в мир, с целью его осмысления. Подавление страха, с целью избежать травмирования и убегание от него в лже ценности, в мир самообмана, дает лишь временное облегчение, но не решает проблему избавления от страха. Страшно мыслить, не как все, можешь стать изгоем и быть отторгнутым обществом. А когда скачешь вместо со всеми и кричишь что белое – это черное, то не будешь отторгнут и сможешь выжить, и даже преуспеть на какое-то время. А чтобы сомнения не мучили, лучше и легче самообман принять за «абсолютную истину», тогда со страхом не будет никаких проблем. Но психика окажется сдвинутой, искаженной, что потом негативно отразится на детях, внуках, на тебе самом и твоем государстве, так как оно будет состоять из таких же, как ты…. Ускорение, в которое сейчас устремился весь мир, уничтожает мир тонких духовных связей, в первую очередь, любовь, противостоящую разрушительным процессам, а потому, происходит падение нравов, что в свою очередь, усиливает рост радикальных настроений, который силовыми методами не остановить. Надо снижать уровень противостояния между государствами и искать пути к сотрудничеству, которое будет всех объединять. Когда во всех видишь только врагов, то они таковыми и становятся. Образ мысли напрямую зависит от степени возбудимости. Начните давить на любого человека, загонять его в угол, не давать ему выхода и он из обыкновенного законопослушного гражданина, превратится в радикала. Отнеситесь к нему по-человечески, по справедливости и он снова станет законопослушным гражданином…. На наших глазах Европа, из толерантной, превращается в радикально настроенную. Это следствие ее бездуховности, стремления все вычислить и рассчитать. Присутствовала бы духовность, она изначально не разрушала бы государства, не могущие дать отпор, а стремилась бы содействовать их развитию и процветанию. А сейчас, все возвратилось бумерангом…. Со снижение возбудимости, духовность восстанавливает свои утерянные позиции автоматически. Сознание снова насыщается тонкими духовными связями. Приходит осознание себя частичкой целого, взаимосвязи всего со всем. Начинают видеться и цениться главные человеческие ценности – дом, семья, дети, любовь, экология, мир, созидание…. Чем ниже возбудимость (больше успокоение), тем прочней становятся эти связи, которые препятствуют разрушительным процессам. Укрепляется здоровье, улучшается качество жизни, увеличивается ее продолжительность. Приходит осознание, что сотрудничать выгодней, чем воевать. Стоит только начать ускоряться, как все это тут же начнет размываться, разрушаться и на смену духовности придет падение нравов. Сообща, всем государствам надо стремиться выстраивать справедливый, гуманный мир, в котором каждый человек чувствовал бы себя свободно, комфортно, защищено, иначе плохо будет всем. А для этого, надо не заниматься самообманом, а видеть, признавать правду и ей следовать, даже если она очень неприятная, так как принуждает признавать собственные ошибки и призывает к их исправлению. 28.10.2015 г.


Э. Дюркгейм: Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить".

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Известный исследователь Л.В.Кудрявцев отмечает, что «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».

Следует констатировать, что сегодня мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие выдающиеся мыслители - Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн говорили о закате западной культуры. Незауряднейший из этого ряда Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе человека. "Но где опасность, - писал он, - там вырастает и спасительное". Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Перейдя к нашим отечественным реалиям, мы можем констатировать, что в российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизнь все», а значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности - признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной женщины. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу - непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, просходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

В статье Андрея Юревича, Дмитрия Ушакова«Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:

Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

Каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

Ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;

Насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;

12% подростков употребляют наркотики;

Более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

Около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

Детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;

Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Происходит дальнейшее уменьшение численность населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились - на 5,6%. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993-2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.

Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11-2,15. Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе Программы развитияООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения. Страна вступила в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребёнка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Эти тенденции также подтверждают данные социологического опроса ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), проведенного в 2008 году. Их данные свидетельствуют, что почти две трети россиян (60%) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. (Всего 5% опрошенных россиян собираются завести детей в ближайшие год-два. Каждый третий (34%) является родителем - 22% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 10% - двоих детей, 2% - более двух детей). Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по числу абортов на число родившихся (до 1995 года второе после Румынии). Однако в последние годы этот показатель почти постоянно сокращается - с 206 на 100 рождений в 1990 до 81 в 2008 году. Но все равно это довольно большое количество абортов. И это официальные цифры, реальная картина может быть совершенно другой, сколько делается подпольных абортов, одному Богу известно.

В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи довели, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный" (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.

Дураки и дороги

Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Хотя и говорят что в России две главные проблемы «Дураки и дороги», но плохие дороги у нас именно потому, что на их строительстве разворовываются колоссальные деньги. Гендиректор российского исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов в качестве примера бездоказательного воровства рассказывает о строительстве дороги Адлер - Красная Поляна протяженностью всего 48 км. Как подсчитало российское издание Esquire, за потраченные на нее $7,3 млрд, эту трассу можно было выстелить сантиметровым слоем черной икры или щедро покрыть 22 см фуа-гра.

Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. А может ли верующий человек (православный, мусульманин, буддист) быть действительно верующим, если нарушает одну из важных заповедей этих религий: «Не укради»? Риторический вопрос.

Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег

Год назад, была запущена первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), а сегодня эта гигантская труба стала эпицентром самого масштабного коррупционного скандала в истории современной России. Как пишет Корреспондент, поводом для него послужили документы, которые выложил в интернет известный российский общественный деятель Алексей Навальный. Согласно бумагам, которые, по данным Навального, были составлены госкомпанией Транснефть, строившей нефтепровод, при его сооружении из госказны украли фантастическую сумму - $4 млрд. Другими словами, из кармана каждого совершеннолетнего россиянина вынули примерно по $35.

Россия заняла 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира, подготовленном Transparency International. В 2010 году России было выставлено 2,1 балла из возможных десяти. Годом ранее Россия занимала в рейтинге Transparency International 146-е место.

Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. При этом исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области. Согласно опубликованным в конце 2009 года данным, за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей.

О тотальной коррупции во всех эшелонах власти уже не могут молчать даже сами чиновники. В конце октября 2010 года начальник контрольного управления президента России Константин Чуйченко заявил, что "экономический эффект от очищения [от] порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей [$32 млрд]". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей?" - переспросил у него президент Дмитрий Медведев и тут же поручил правительству законодательно решить проблему

До тех пор пока в России будет процветать воровство на всех уровнях, когда бюджетные средства раскрадываются чиновниками в колоссальных масштабах, никаких существенных изменений в стране не произойдет. Только строгие и даже жесткие меры могут его пресечь или значительно уменьшить.

Британские ученые доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность.

Изучив свыше 100 стран с разными экономическими, социальными, и религиозными уровнями развития, ученые пришли к выводу, что воровство напрямую зависит от меры наказания, предусмотренной в стране. Чем более строгое наказание, тем меньше желающих умыкнуть чужое.

Моральная деградация российского общества

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы.

По словам президента Группы компаний Imageland Вероники Моисеевой, «идея проведения данного опроса силами PR-агентства родилась как способ привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного состояния общества, так как за решением социально-экономических вопросов эта проблема обычно ускользает из поля внимания государства».

Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% - что моральное состояние общества хорошее.

При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% - «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.

Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.

Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).

В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% - «полностью согласны», 32% - «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.

По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.

Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.

Данные, полученные в ходе опроса, были обсуждены в рамках экспертного клуба, действующего при агентстве Imageland PR. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что цифры были бы еще более удручающими, если бы исследование проводилось не в Москве, а по всей России. Как утверждает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, «нравственный кризис – это отсутствие у людей нравственного стержня, то есть размывание понятий “добро” и “зло”… Бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой “системе ценностей”, где ценностей попросту нет. Сейчас, к сожалению, мы близки к этому состоянию».

По мнению директора по исследованиям и специальным проектам агентства Imageland PR Евгения Кузнецова, хотя данные опроса оказались вполне предсказуемыми, они примечательны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они красноречиво свидетельствуют об очевидном общественном запросе на более активную роль государства в регулировании ситуации в сфере морали. Во-вторых, исследование дает весьма неутешительное понимание того, что население воспринимает СМИ как существующий сам по себе, автономный от общества объект, который несет определенное разрушительное воздействие, и дожидаться от него какой-то моральной воспитательной работы бесполезно. Поэтому общество в целом не имеет ничего против ни цензуры, ни контроля государства над «четвертой властью», в той или иной форме.

Андрей Юревич и Дмитрий Ушаков отмечают, чтокрайне тревожное нравственное состояние нашего общества проступает также в его социологических и психологических исследованиях. Часто констатируется и антагонистическое противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме можно обнаружить намного больше.

И.В.Щербакова и В.А.Ядов сравнивали такую форму проявления вежливости, как придерживание двери в метро следом идущему пассажиру, у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Будапешта. Наихудшие показатели продемонстрировали москвичи, а наилучшие – жители Будапешта, причем в Будапештском метро это чаще всего делала молодежь, а у нас – люди среднего и пожилого возраста. Некоторые российские респонденты сравнивали поездку в метро в час пик с борьбой за выживание, в которой другие пассажиры воспринимаются как конкуренты за место в вагоне. Канадские социологи в 2006 г. провели исследование, продемонстрировавшие, что по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему ужесточению нашей общественной жизни (закономерно, что термин «брутализация» занимает видное место в терминологическом аппарате отечественной социологии). «Брутализируется» все – от отношений между супругами, нанимающими киллеров для решения внутрисемейных вопросов, до способов совершения самоубийств. А около 50% наших сограждан признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой, причем наиболее часто это делают молодые и хорошо обеспеченные люди.

Получены данные о том, что в нашей стране намного больше, в сравнении, например, с США, респондентов, утвердительно отвечающих на вопрос о том, «Может ли человек нарушать закон и при этом быть правым?». А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т.е. подлинно законопослушных, по крайней мере, на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10-15%. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «застревает» на начальной стадии, где послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, характеризующемуся опорой на высшие этические принципы и совесть. Аналогичные результаты дает изучение моральных суждений младших школьников, которые считают основными причинами совершения поступков страх наказания и сочувствие, причем за последние 70 лет эта схема объяснения мало изменилась.

Моральная деградация нашего общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Социологи показывают, что «в конце XX–начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения». Они же констатируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия».

Социологи констатируют, что «Сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».

Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов»; «Криминальная субкультура в последние годы масштабно проникает и в массовый культурный продукт – художественные фильмы и сериалы, блатные песни, звучащие по радио, в ресторанах, кафе, транспорте, детективы и боевики (которыми завалены все книжные прилавки), даже в рингтоны для мобильных телефонов». Подмечено, что главный герой наших кинофильмов и сериалов – «хороший» бандит («Бумер», «Бригада», «Брат» и др.), а отнюдь не борец с криминалом. По данным опросов, больше половины наших сограждан систематически использует блатной жаргон и т.п. На наших телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам.

Главная мотивация ЗМИ и особенно телевидения – это привлечение большинства зрителей и получение максимальных прибылей от рекламы, то есть на первом месте стоят деньги, а отрицательное влияние сцен насилия, разврата, вседозволенности на нравственность населения учитывается в последнюю очередь.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают очень большой уровень отрицательного влияния низкопробного информационного продукта на психику и мораль населения и особенно молодежи. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели - ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, - не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен - закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О.Дроздова (Институт психологии им. Г.Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря пример с телегероев.

Авторы социологического исследования, проведенного в 80-х годах в США среди осужденных преступников, обнародовали следующие факты: 63% осужденных преступников заявили, что они совершили преступление, копируя телевизионных героев, а 22% - переняли из телефильмов «технологию» преступления.

Все это приведет к тому, что остается достаточно высоким уровень криминализованости общества. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий.

Получается довольно парадоксальная ситуация: безнравственность порождает такие социальные отклонения, как преступность, на что сейчас исследователи стали обращать внимание, а преступность, в свою очередь, порождает безнравственность, бездуховность. Ю.М. Антонян и В.Д. Пахомов пишут в этой связи, что преступность оказывает влияние "на нравственно-психологический климат в обществе, на воспитание подрастающего поколения, наносит огромный материальный ущерб, подрывает экономику. В частности, лица, сосредоточивающие в своих руках за счет совершения преступлений значительные материальные средства, демонстрируют уровень жизни, недоступный большинству людей. Многие, особенно молодые, начинают рассматривать этот уровень как некий эталон". И подобные ситуации вполне естественны и психофизиологически обоснованны. В данном случае действует принцип, имеющий психофизиологическую основу и выражающийся пословицей "свято место пусто не бывает". Место нравственности заступает ее противоположность - безнравственность.

Бизнес и мораль

Печальные результаты дают и психологические обследования современного российского бизнеса, свидетельствующие о том, что он не готов к политике социальной ответственности, она воспринимается нашими предпринимателями как противоречащая их коммерческим интересам, а понятие социальной ответственности совершенно по-разному трактуется бизнесменами и основной частью нашего общества. Это создает социально-психологические условия не только неизбежности регулярного возникновения финансовых «пирамид» и прочих проявлений недобросовестности предпринимателей, но и «холодной гражданской войны» между ними и госслужащими.

Гибели Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Именно безнравственность, разврат, чревоугодие, жадность, похоть стали главными причинами падения Римской империи. Приток богатств из покоренных стран распространял самую экстравагантную роскошь, когда для пиршенства собирались павлины из Самоса, щуки из Pessinus, устрицы из Тарента, финики из Египта, орехи из Испании, самые редкие блюда из всех частей мира, и пирующие прибегали к рвотным средствам, чтобы попробовать все блюда. "Они едят", говорит Сенека, "а потом рвут, они рвут, а потом едят". Apicius, который жил под Тиберией, растворял жемчуг в вине, которое пил, растратил огромное состояние для наслаждений своего стола, а затем покончил жизнь самоубийством. Специальный класс слуг, косметиков, заботился о платье, сглаживании морщин, установке искусственных зубов, окраске бровей богатых патрициев. С огромным богатством ужасно контрастировала безнадежная нищета. Огромные налоги истощали провинции, обременяли людей, и страдание ужасно увеличивалось войной, эпидемией и голодом. Свободные граждане потеряли физическую и моральную силу, и опустились до инертной массы, требуя только «Хлеба и зрелищ», пьянство было распространено среди населения. Третий класс состоял из огромного числа рабов, которые выполняют все виды механического труда, даже пахали землю, и во время опасности были готовы присоединиться к врагам империи. Армия, состоящая в основном из грубейших граждан и варваров, была силой нации, но постепенно деградировала, требуя все большей оплаты. Добродетели патриотизма, и добросовестности в общественных общениях, исчезли. Везде преобладали: низменная жадность, подозрительность и зависть, взяточничество, наглость и раболепие.

Работа по деморализации народа, была систематически организована и санкционирована из самых высших эшелонов власти. Самые низменные пороки проявляли императоры. Языческие историки Рима заклеймили и увековечил пороки и преступления Цезаря; мизантропию, жестокость и сладострастие Тиберия; свирепое безумие Гая Калигулы, который пытал мужчин, обезглавлял или пилил на куски для своих развлечений, который серьезно думал убить весь сенат, возвысил лошадь на чин консула и жреца, бездонную подлость Нерона, "изобретателя преступления", который отравил и убил своих учителей Burrhus и Сенеку, своего сводного брата и брата-в-законе Британника, свою мать Агриппину, жену Октавию, любовницу Поппею, который из-за своего каприза поджег Рим, а затем сжег невинных христиан за это, как факелы в своем саду, изображая себя возницей в адском зрелище; изысканную злобу Домициана, который развлекался муками умирающих; бесстыдный разгул Коммода с сотнями его любовниц, и животной страстью умерщвлять людей и животных на арене; который награждал самых падших мужчин высшими наградами, одевался в женскую одежду, женился на развратном мальчишке таким же как и он сам, короче говоря, перевернул все законы природы и порядочности, пока, наконец не был умертвлен со своей матерью солдатами, и брошен в мутный Тибр. И чтобы заполнить меру нечестия и зла, таких имперских монстров было поручено, после их смерти, по формальному указу сената, причислить к божествам и в их честь праздновать праздники в храмах и колледжах жрецов! Император, в языке Гиббон, было сразу "священник, атеист, и бог". Домициан, даже при своей жизни, требовал чтобы его звали "Dominus et Deus noster", и приносил в жертву целые стада животных своим золотым и серебряным статуям. Невозможно себе представить большую публичную и официальных насмешку над религией и моралью.

К сожалению, некоторые современные правители также погрязли в роскоши и разврате при нищете народа, что и начало приводить к народным бунтам. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких дальнейших последствий можно ожидать и видя пример гибели Рима, должно сделать соответствующие выводы, пока еще можно что-то исправить.

Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики аморальности лежит на системе образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.

Можно выделить еще многие аспекты даной проблемы, но нам главное выработать пути решения и выхода из сложившейся ситуации

1) Наладить эффективный диалог между властью и народом. Население должно четко осознавать всю трагичность сложившейся ситуации и требовать от власти принятия неотложных решений. В рамках этого диалога должна происходить активизация деятельности Общественных советов при всех органах власти, которые действуют часто формально. Общественный совет создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью и он должен обеспечивать реальную оценку тех или иных инициатив или решений власти с точки зрения общественной пользы. Нужно усовершенствовать механизмы создания таких советов и четко выписать их полномочия.

Нужно также возрождать институты морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. При всех недостатках в Советском союзе были эффективные механизмы морального контроля при партийных и комсомольских организациях. И сегодня школы и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля. Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе политическим партиям, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов.

2) Принятие строгого законодательства, направленного на защиту нравственности. Четкое исполнение принципов правового государства, особенно принципа равенства всех перед законом, невзирая на должности и положение в обществе. Нужно срочно принять эффективные и жесткие меры по преодоление коррупционных явлений и воровства в России, вплоть до присуждения длительных сроков заключения и конфискации имущества провинившегося чиновника.

Широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками

Определенные шаги в плане морального возрождения общества уже делаются. 15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

3) Внедрение принципов социальной справедливости, которые предполагают:

а) уважение властью своего собственного народа и отсутствие всякого рода произвола, злоупотреблений и грубой эксплуатации;

б) народ реально (не так как теперь) выбирает людей на высшие государственные посты и на выборные должности. Если это лицо не оправдывает надежд людей (например, если определенное процент граждан будет недоволен им) то люди должны иметь возможность отозвать этого человека с должности;

в) лицо, обличенное наивысшей властью, реально считается с народом при принятии важнейших стратегических решений.

4) декриминализация нашего общества, в т.ч. и его бытовой культуры. Неверно думать, что эта проблема имеет отношение только к правоохранительным органам. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона и т.п., но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами. Принятие мер по защите информационного пространства России от зарубежного низкопробного информационного продукта, который популяризует аморальность, насилие, разврат. Протекционизм по отношению к тем ЗМИ, которые популяризуют культуру, нравственность, духовные ценности

5) Налаживание эффективной системы воспитания подрастающего поколения.

Нужно на законодательном уровне принять Стратегию развития института семьи и неукоснительно следить за ее выполнением с постоянным контролем со стороны общественности и СМИ, особенно за распределением денежных средств. Стратегия должна быть направлена на популяризацию семейных ценностей, что предполагает увеличение денежных пособий при рождении ребенка, постоянная социальная поддержка семей, предоставление беспроцентных кредитов на постройку жилья, предоставлении значительных льгот на медицинское обслуживание семей, обучении детей. Конечно, для реализации этой Стратегии нужны будут значительные средства, но при налаживании эффективной системы борьбы с коррупцией и воровством их можно было бы найти.

6) Активное возрождение нравственности через религиозные институты.

Вера – это основа религии, а религия – это основа нравственности. Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения».

Церковь и другие религиозные конфессии и общественные организации могут стать катализаторами возрождения России, если объединят усилия в воспитании нравственности и организации добрых дел. Именно церковь может во много раз ускорить возрождение России, став одним из координаторов такого возрождения. Политические партии на это неспособны именно по причине желания захватить власть. Нужны координаторы, которые не стремятся к власти, а просто служат возрождению России. Потому что: "Тот кто хочет возвыситься, тот унижен будет. А тот, кто унижен, тот возвыситься". Партии постоянно играют в свои игры, борясь за власть и руководствуясь принципом "Разделяй и Властвуй", что приводит только к разделению и обнищанию страны. Поэтому церковь, служа народу России, получит тот самый авторитет, которого не добьется никакой рекламой и близостью к власти. Потому что Иисус сказал "По делам судите. Не приносит худое дерево хорошие плодов, а худой человек не делает добрых дел" Люди судят о жизни церкви по ее делам, а не по рекламе и красивым словам. При этом церковь не должна быть зависима от власти и ее подачок и смело критиковать все ее грехи. Вспомним как Иоанн Креститель обличал аморальность Ирода, пожертвовав даже своей жизнью. Вспомним как митрополит Филипп обличал Ивана Грозного, часто спасая невинных страдальцов.

Церковь должна популяризовать моральные и религиозные ценности и распространять веру. Так как именно истинно верующий человек будет четко следовать религиозным заповедям, главными из которых в большинстве религий есть любовь к единому Богу и любовь к ближнему. А если мы действительно любим ближнего, а ближний – это любой человек, который может встретиться на нашем жизненном пути, то можем ли мы у него украсть или сделать ему другое зло. Если мы любим наших детей, то мы все делаем, чтобы им было хорошо и отдаем им наше внимание, теплоту и любовь и они отвечают нам тем же. Поэтому только любовь как забота и отдача другому человеку или обществу в целом, в противовес потребительскому эгоизму и вседозволенности, может спасти нашу страну и мир.

Сейчас Церкви, государству, общественности нужно объединиться для духовного возрождения России. И при возрождении России нам не нужно отрицать другие религии и направления мысли, если их сторонники своими делами помогают возрождению России. В одной из проповедей Иисус сказал "Кто не против меня, тот со мной". Поэтому деятели других конфессий и религий, и общественных движений должны тоже играть роль координаторов в возрождении России. Потому что сейчас страна нищая. Если страна будет богатой и процветающей как в древности, то все религии в России будут жить хорошо. Поэтому необходимо сотрудничество всех служителей церкви с другими религиями и общественными движениями, и тогда эти движения своими делами будут способствовать возрождению России и ее процветанию.

Увлечение своими страстями и отказ от повиновения Всевышнему – вот два качества нафса, которые препятствуют достижению разного рода благ.

Именно поэтому восстающий нафс так подвержен гневу. А самым лучшим противостоянием такому нафсу является применение благого нрава, способного укротить власть гнева, гася его огонь своей кротостью и мягкостью.

То есть нафс, позволяющий совершать грехи, нужно сломить, с ним надо бороться. А для этого необходимо унизить его путём наказания, указывая нафсу на его презренность, низость и мерзость его поступков.

Праведник Зун-Нун аль-Мисри сказал:

«Духовная погибель, падение нравов людей возникли по шести причинам:

первая – слабость намерения при совершении деяний для ахирата (вечной жизни);

вторая – тела людей стали заложниками их страстей;

третья – их одолели длительные мечты и чаяния, несмотря на приближение смерти;

четвёртая – люди предпочли довольство людей довольству Создателя;

пятая – они последовали за своими страстями, забыв Сунну (путь) своего Пророка (мир ему и благословение),

и шестая – люди, оправдывая свои грехи, вспоминали незначительные ошибки и просчёты прежних праведников, забывая об их многочисленных достоинствах» (Как, например, стали оправдываться разногласием, имевшим место между Али и Муавией, да будет доволен ими Аллах, искажая факты и пренебрегая при этом их прекрасными достоинствами и похвальными качествами).

Существует много методов и средств борьбы с нафсом, о которых сказано в достоверных книгах великих шейхов. Чтобы стремящиеся к довольству Аллаха всегда помнили о них, приведём некоторые из этих высказываний.

1. Один из познавших Аллаха сказал:

«Мы постигли суфизм не из каких-то слов и выражений, а благодаря голоду, отказу от мирских услад, оставлению дурных привычек, исполнению велений Аллаха и отдалению от Его запретов».

2. Другого великого мудреца спросили:

«В какие оковы необходимо заключить свой нафс?» Он ответил: «Сковывай его голодом и жаждой, унижай его, гася страсти, стремление к славе и величию, сломи его путём отказа от атрибутов богатых людей».

3. Передают от Абу Язида (да будет свята его душа):

«Я увидел во сне Господа, Славного и Великого, и попросил Его: «О Господь мой, укажи путь к познанию Тебя?» Аллах Всевышний сказал:

«Оставь свой нафс и иди ко Мне»».

4. Один из шейхов сказал:

«Наш путь (тарикат) основан на трёх правилах: есть, только когда испытываешь голод; спать, только когда одолевает сон, и разговаривать при крайней необходимости».

5. Другой духовный наставник сказал своему ученику:

«Беда приходит по трём причинам: недобрый нрав, неотступное следование обычаям и плохая дружба».

Ученик спросил: «Что значит недобрый нрав?» Наставник ответил: «Это потребление харама (запретного)». Тогда ученик спросил: «Что значит неотступное следование обычаям?» Наставник ответил: «Это взоры на харам, наслаждение запретным и пристрастие к гибату (сплетням)».

Ученик спросил вновь: «А что значит плохая дружба?» На что наставник ответил: «Это следование страсти каждый раз, как только она вспыхивает в душе».

6. Один из известных богословов сказал:

«Наша обязанность не мстить тому, кто плохо обошёлся с нами, а, напротив, попросить прощения и извиниться перед ним, проявляя при этом скромность и простоту. Ведь чтобы очистить сердце от презрения к кому-либо, необходимо оказать благодеяние этому человеку».

Итак, кто дорожит своим нафсом, тому религия презренна. И, напротив, кто дорожит своей религией, тому омерзителен нафс.

Простые люди стараются усовершенствовать свои поступки, а избранные – стараются очищать свои духовные качества (ахваль). Претерпевать голод и ночное бодрствование в поклонении Аллаху – дело лёгкое. А вот исцелять нравы, очищая их от вредных привычек – дело весьма и весьма тяжкое.

Среди основных причин падения нравов в пореформенной России обычно отмечаются следующие. Общее ослабление контроля над поведением граждан, трансформация которого, как показывает история и опыт других стран, характерно для «турбулентных», изменяющихся обществ, и неизбежно сопутствуют радикальным реформам. Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, превратили ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного российского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и применившие свой опыт в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, с поразительной легкостью сменившие социалистическую мораль на псевдокапиталистическую, а, по сути, на криминальную. Распространение в начале 1990-х гг. таких идеологем, как «можно все, что не запрещено законом», «надо жить по закону, а не по совести», «главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, - решение давней российской альтернативы «по совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям».

Распространившееся в начале реформ псевдолиберальное, основанное на «доктрине вульгарного либерализма», понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданность и безответственность, охотно ассимилировано некоторыми слоями нашего общества.

Криминализация (не только в общепринятом - рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова - криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.

Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он - «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).

Аномия - разрушение системы моральных норм и их рассогласование друг с другом, характерная для всех постсоциалистических обществ и пришедшая на смену гиперномии - сверхнормированности - социалистических режимов.

Упразднение социальных институтов морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали партийная и комсомольская организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля.

Господство «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества.

То обстоятельство, что хотя единство обучения и воспитания считалось одним из краеугольных камней отечественной системы образования, с начала 1990-х гг. государство у нас, по существу, ушло из сферы воспитания.

Не имея в данном контексте возможности для развернутого изложения и обсуждения этих причин, подчеркнем, что нравственное состояние общества, которое сторонники «экономического детерминизма» склонны игнорировать, относя, по их явно уничижительному выражению, к «так называемой социалке», имеет в системе социальных процессов, по существу, многокомпонентный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) основу того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем современной России.

Как показывают исследования, чисто экономические меры стимуляции рождаемости могут дать ее прирост в пределах 15 - 20%, поскольку основное влияние на нежелание иметь детей оказывают неэкономические факторы. Среди них, как демонстрируют опросы, одно из первых мест занимает нежелание рожать их в такой стране, нравственное неблагополучие которой акцентируется респондентами. А. Ю. Шевяков приводит данные о том, что «изменения тенденций рождаемости и смертности в России на 85 - 90% обусловлены избыточным неравенством и высокой относительной бедностью населения», выражающими нравственное состояние нашего общества, и подчеркивает, что «связь между социально-экономическими факторами и демографическими показателями опосредована психологическими реакциями людей и вытекающими из этих реакций поведенческими установками». А В. К. Левашов «катастрофическую депопуляцию» современной России объясняет «нравственным разрывом между обществом и государством». Как констатирует Р. С. Гринберг, «демографические исследования показывают, что более двух третей причин депопуляции России связан с такими возникшими в постсоветский период социально-психологическими феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия», одни из которых (например, массовая агрессивность) являются непосредственными проявлениями разрушения нравственности, другие - апатия, депрессия и др. - массовой психологической реакцией на ее разрушение. В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т.п., в свою очередь, порождающие психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечнососудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 45% до 70% всех заболеваний связаны со стрессом, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и опухолевые заболевания обнаруживают от него прямую зависимость.

Падение нравов играет важную роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей статистике наркомании, алкоголизма, несчастных случаев и др., являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества. А. Ю. Мягков и СВ. Ерофеев отмечают, что «в теориях социальной интеграции рост самоубийств традиционно считается важным признаком усиления напряженности и самодеструктивности в обществе, являющихся, в свою очередь, следствием глубоких девиаций в социальных структурах и отсутствия ценностно-нормативного единства»; констатируют, что «продолжающийся рост самоубийств - это та цена, которую мы до сих пор вынуждены платить за нецивилизованные формы перехода к рынку».

Аналогичные закономерности прослеживаются и в истории, в частности, «история дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения». А Б. Кузык на материале важнейших исторических циклов эволюции российского государства показывает, что каждому его политическому и экономическому подъему и спаду всегда предшествовал, соответственно, подъем или спад духовной жизни и нравственности.

Вопреки провозглашенному отечественными реформаторами тезису о «ненужности» морали для рыночной экономики, их тесная связь показана еще в классических трудах М. Вебера и его последователей. Очевидна она и для представителей современного российского бизнеса. Так, президент группы компаний «Рольф» С. А. Петров подчеркивает, что «требования морали - это не какой-то привесок к бизнесу, навязываемый ему некими общественными силами, то есть извне, а залог его успешного развития». Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны», «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности», получает множественные подтверждения. А полученные нами данные демонстрируют, что нравственное состояние российского общества, количественно оцененное описанным выше способом, обнаруживает высокие корреляции с различными показателями его инновационной активности.

Уровень нравственности оказывает существенное влияние и на социально-политические процессы. В частности, трудно не согласиться с тем, что «этика и есть сердце демократии», поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам. Митрополит Кирилл выразился категорично: «Нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации - не больше и не меньше».