Личность и общество, их взаимодействие. Социальная философия о соотношении личности и общества Личность и общество философские аспекты проблемы

  • Критика мертоном «классических постулатов» функционального анализа
  • Влияние современной системы образования на развитие человека и общества в целом
  • Проблема злоупотребления свободой слова (по материалам телевизионных программ)
  • Единство свободы и ответственности личности как условие развития демократического общества

Понятие личность следует отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие "человеческий индивид" обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие индивидуальность, которым оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей).

В теории личности ясно проявляется противоположность материализма и идеализма. С точки зрения идеализма, личность – духовное существо, автономно творящее историю. С точки зрения исторического материализма, личность – продукт общественного развития, она является субъектом общественных отношений не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (сословия, класса, нации, общества в целом). Человек не рождается личностью, а становится ею, и этот процесс социален. Решающим в процессе формирования личности является тот факт, что "...индивиды как физически, так и духовно творят друг друга..." (Maркс К. и Энгельс Ф.), что "...развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...". Это общение структурно организовано в виде различных социальных групп и конкретных коллективов. Личность не исчерпывается ни одной из ее многочисленных ролей; структуру личности образует их целостность, совокупность. Охарактеризовать ее можно только через ее основные роли, в исполнении которых проявляется ее индивидуальность. Определение объективной структуры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает ее зависимость от других индивидов и социального целого.

Однако личность – не только продукт, но и – в составе социального целого – субъект общественных отношений. Усваивая в специфические для нее форме социальные влияния, роли, убеждения, личность одновременно выражает свой "внутренний. мир" в установках, поведении и отношениях к другим людям и к общественным учреждениям.

Становление личности связано, прежде всего, с развитием трудовой деятельности. Если животное тождественно со своей жизнедеятельностью, то отношение человека к природе опосредствуется орудиями труда. В процессе труда человек как бы удваивается, объективирует себя в вещах и тем самым различает себя как деятеля от предметов своей деятельности.

Проблема личности в философии - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он „сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь» (Грамши А.).

В античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие «личность» практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в её сознании. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё «Я» нравственному закону.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: её биологические и социальные определители, степени свободы по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако в домарксовской философии эти проблемы не были достаточно чётко разграничены. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой - волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость.

Марксистско-ленинская философия снимает эти противоположности. Если «сущность человека», не «...абстракт, присущий отдельному индивиду», а «...совокупность всех общественных отношений», то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестаёт быть простой совокупностью «внешних» вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. «...В ходе исторического развития,- и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное,- появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» (Маркс К. и Энгельс Ф.). Это отчуждение достигает своего апогея при капитализме, который, с одной стороны, провозглашает личность высшей социальной ценностью, а с другой - подчиняет её частной собственности и «вещным» отношениям.

Высшей целью коммунистического общества является гармоническое и всестороннее развитие человека. Идеал марксистского гуманизма - не растворение личности в безличной «массе», а гармоническое сочетание личного и общественного. На этом пути встаёт целый ряд сложных социальных проблем (диалектика развития личности и общественного разделения труда, пути превращения труда в первую жизненную потребность личности, соотношение предметной деятельности и межличностного общения и т. д.). Важнейшей предпосылкой формирования нового человека является развитие творческой активности каждого, с которой неразрывно связано чувство социальной и моральной ответственности.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека. Поставить проблему человека - это значит в то же время поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории. Фундаментальной проблемой является проблема отношений между личностью и обществом. Общество представляет собой объективацию человеческих отношений. В обществе "я" может остаться одиноким и не встретиться с "ты". Для социологии личность есть ничтожная часть, подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии, напротив, общество является частью личности, ее социальной стороной. В личности имеется духовное начало, глубина, которая не определяется обществом. Согласно Бердяеву, общество не есть организм, реальность общества определяется реальностью человеческого общения. Объективированное общество, подавляющее личность, возникает из разобщения людей, из их греховного эгоцентризма. В таком обществе существует коммуникация между людьми, но нет общения. Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом. В таком обществе за каждой человеческой личностью была бы признана абсолютная ценность и высочайшее достоинство как существа, призванного к вечной жизни, тогда как социальная организация обеспечивала бы каждому возможность достижения полноты жизни.

Согласно В. Соловьеву, человеческая личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает, что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту «истины, добра и красоты».

Слово «личность» отсылает к внешнему облику, социальной роли, которую играет человек в обществе. В немецком, английском, французском языках «личность» означает лицо, особу человека. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова личность характеризуется как человеческое Я, как индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств. В значении слова «личность» можно выделить два аспекта: во-первых, несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет; во-вторых, социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Можно привести список наиболее важных критериев личности:

  • 1) индивидуальность;
  • 2) интегральность;
  • 3) ответственность;
  • 4) субъективность;
  • 5) генетическое наследие, социальный опыт и жизненная биография.

Античное понимание личности отражает социальную природу человека, который, подобно актеру, играет в обществе ту или иную роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции (главы семьи, царя, судьи и т.д.). Личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

В христианской традиции человек интерпретируется как деформированное первородным грехом «подобие» личности Бога. Перво- личностыо был Бог, являющийся образцом подражания. В эпоху Возрождения личность квалифицируется как свободный, самодостаточный индивид, обладающий самосознанием, стремлением к самореализации. В немецкой классической философии под личностью понимается индивид, наделенный разумом, стремлением к свободе и подчиняющий себя нравственному закону. В марксизме личность определяется как устойчивая система социально значимых способностей. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. В частности, миссия пролетариата заключается как в уничтожении буржуазии, так и самоупразднении. В современной философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения Я с Другим.

Понятие личности начинает играть особо важную роль, когда оно дополняется качеством индивидуальности. Раньше слово «индивидуум» означало примерно то же, что означает слово «особь» применительно к тому или иному живому существу. В современном смысле понятие индивидуальности развивалось в эпоху Возрождения и имело своей почвой становление рыночных отношений, в которые человек втягивался как отдельный товаропроизводитель, конкурирующий с другими. Очень важным является также понятие автономности - независимости, которое является продуктом философии нового времени и выражением самостоятельности человека, освобождающегося от гнета религиозных традиций. Именно благодаря разуму человек может существовать как индивидуальность и вместе с тем вступать в нравственные отношения с другими людьми. В частности, понятие долга объясняло, каким образом индивидуум, принуждаемый экономикой к эгоистическому поведению, оставался тем не менее моральным существом. В современном обществе проблемой оказался поиск идентичности в возрастающем многообразии жизненных практик, гармонии индивидуализации и унификации в жизненном процессе.

Понятие Я использовалось в трансцендентальной философии, где Я было синонимом универсального субъекта, а другой - объектом присвоения. Новая проблематизация личности вызвана развитием этноме- тодологии и культурной антропологии, которые оперируют понятием чужого. Отсюда в философии другое понимаются как нечто чуждое, которое живет не только вовне, но и внутри личности, обеспечивая тем самым возможность ее самоизменения.

Реализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. Человек может осуществить свободный выбор, но одно дело выбирать между жертвой или палачом, и совсем другое - выбирать между разнообразием профессий, позиций и действий, которые предоставляются человеку в высокоразвитом демократическом обществе. Личность в философии исследуется в поисках смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к свободным поступкам. В социологической литературе принят ролевой подход к определению личности. В той или иной общественной структуре человек играет роль, предписываемую институтами. Быть отцом или руководителем предприятия - значит выполнять определенные требования и вести себя соответственно общепринятым представлениям об отце или руководителе. Ролевой подход следует расценивать не как окончательный ответ на вопрос о загадке человека, а как рабочее определение, схватывающее особенности нашего существования.

Каждый из нас, будучи неповторимым и уникальным существом, участвует в жизни как общественно полезная личность. Исполнение общественных ролей не превращает автоматически человека в винтик или функцию социальной системы. В отличие от актерской игры исполнение социальной роли является тем, что называют жизнью. Поэтому свои человеческие качества, чувства, переживания, надежды люди связывают с добросовестным исполнением своих ролей. При этом правила таковы, что они могут исполняться каждым по-своему. Свобода определяется не только выбором между долгом и желанием, но и способами применения формальных правил к конкретным обстоятельствам. Социологическое понятие личности оказывается полезным при объяснении социальной динамики, возможности движения по социальной лестнице. Раньше оно было затруднено множеством сословных и социальных перегородок. Современное общество стимулирует развитие не только внутри группы, но и переход из одного слоя в другой. Важнейшим фактором социальной мобильности при этом выступает образование.

Понятие личности в психологии обозначает существование человека как члена общества, представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом смысле не являются синонимами, ибо означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В теории Л. С. Выготского акцентировано неприродное, историческое начало в человеке. Личность не врожденное состояние, она возникает в результате культурного развития. Согласно Л.Я. Леонтьеву, личность - это такое качество, которое приобретается в обществе, в отношениях с другими людьми.

Если в философии центром личности считалось сознание, отождествляемое с разумом, который, наподобие хозяина, управлял психическими аффектами и телесными желаниями, то в психоанализе были выявлены глубинные пласты личности. С одной стороны, над ней довлеет общественное надсознательное - социальные и моральные нормы, которые Фрейд, основатель психоанализа, называл Сверх-Я. С другой стороны, человек испытывает давление чувственно-телесных желаний (их систему Фрейд называет Оно), которые разум стремится подавить, но в результате добивается лишь «вытеснения» их в подсознание. В результате поведение человека оказывается настолько сложным, что это дало повод говорить о «невротической личности XX столетия».

В рамках социальной философии различают понятия личность, человек, индивид. Личность это продукт общественно-исторического развития. Индивид это единица научного языка, которой обозначают представителя рода человеческого. Человек существо, которое принадлежит одновременно и социальному миру, как личность, и миру биологическому. Об этой двойственности мы уже достаточно много говорили.

Здесь для нас важно зафиксировать точки пересечения понятий личность и человек и выяснить точки, по которым эти понятия обозначают принципиально разные моменты. Итак, личность понятие, которое фиксирует социальную жизнь человека, рассматривая его как продукт общественных отношений в его историческом развитии. В понятии человек обобщен на логическом уровне опыт исследования человеческой природы, отличие этой природы от природы животных.

Понятия никогда не появляются в науке просто так. Зачем появилось понятие личности? Почему так важно различать понятия человека и личности?

В рассмотрении закономерностей развития человеческого мира данное различение есть условие упорядочивания информации, которую мы получаем, исследуя решение проблемы сохранения человеческой жизни, ее распространения и развития на планете. Необходимость навести порядок в большом объеме информации об объекте, приводит к переосмыслению принципа её организации, содержанию понятий, к их разграничению.

Одним из фундаментальных условий воспроизводства общества является воспроизводство человеческого материала, т. е. появление молодого поколения. С появлением каждого индивида реально возникает исходная оппозиция: Индивид – Общество. В этой воспроизводящейся оппозиции встречаются общество как явление природное. Почему природное? Общество становится социальным лишь в процессе формирования из индивида представителя определенного общества. Этот процесс называется процесс социализации.

Процесс социализации связан с ранним возрастом человека. Для него характерно влияние общества на становящегося человека. И это влияние носит контролируемый и целенаправленный характер. Почему? Каждое общество заинтересовано в воспроизводстве, в сохранении себя в пространстве и во времени, кроме того, оно заинтересовано в том, чтобы процесс социализации закончился в сжатые сроки, для того, чтобы индивид включился в жизнь социальной системы и развивал её своей деятельностью. Вот почему общество во все времена фиксировало окончание процесса социализации.

Продуктом процесса социализации является ставший человек. Он обладает минимум знаний, минимум развитых способностей и социальных качеств, но этот минимум достаточен для его включения в практическую жизнь общества. Приобретенные в процессе социализации знания, способности и качества не являются произвольными.

Они отражают уровень развития социальной системы, тех отношений, которые для этого уровня характерны и под влиянием которых осуществлялся весь процесс социализации. Вот почему сущность человека заключается отнюдь не в организме, а в совокупности общественных отношений, которые формировали его как члена общества.

Однако завершение процесса социализации – это не просто приобретение человеком совокупности знаний, способностей и социальных качеств. Это, вместе с тем, рубеж перехода человека к самосознанию, т. е. осознанию своих личных целей и интересов и к началу их практической реализации в общественной жизни.

Таким образом, по завершению процесса социализации возникает новая оппозиция - Гражданин – Общество.

Общество и человек заинтересованы в друг друге. Обществу для функционирования, развития нужен человек реально действующий, реально осуществляющий социальную деятельность. Человеку в свою очередь, необходимо общество для реализации его личных целей и интересов. Эта взаимная заинтересованность общества и человека фиксирует только, что человек должен каким то образом включаться в общественную жизнь.

Исторически существует два типа включения человека в общество и проявления себя в этом обществе. Один из этих типов включения дает нам человека функционера. Другой - человека личность.

Итак, что представляет собой включение человека в общественную жизнь как функционера?

Вступающий в жизнь человек находит уже готовую систему социальной деятельности и она, представлена как совокупность функциональных различных мест. Поэтому человек, вступая в социальную систему, занимает здесь то или иное функциональное место. Исторически общество всегда было заинтересовано в жестоком закреплении человека за определенным функциональным местом.

Это было обусловлено двумя причинами:

1. Стремлением экономить средства, поскольку переход человека по функциональным местам связан с необходимостью переобучения, а значит с определенными общественными затратами.
2. Стремление закрепить человека за определенным функциональным местом, было обусловлено стремлением стабилизировать социальную структуру.

Используя различные социальные механизмы, общество закрепляет человека за определенным функциональным местом. Но этого не достаточно для нормального функционирования общества. Человек должен ещё эффективно исполнять свои функции. Поэтому общество стремиться к развитию именно тех способностей и качеств человека, которые необходимы для отправления именно закрепленной за человеком функции. Другие качества и способности человека не являются предметом интереса общества, и их развитие в лучшем случае предоставляется инициативе самого человека.

Такой тип включения человека в социальную систему даёт нам человека – функционера. Такой человек проявляется лишь в тех общественных отношениях, в которых находится его дело и фактически выключен как активная величина из ряда других.

Обращаясь к истории общества, мы можем заметить, что в обществе превалирует тип человека-функционера. Дело в том, что в процессе исторического развития общества сложилось разделение на классы, на группы и слои. И за каждым классом, группой и слоем закрепилась конкретная деятельность. Эта деятельность занимало всю жизнь человека, требовало от него полной отдачи. Поэтому нет ничего удивительного, что мы имеем дело с человеком функционером.

Давайте посмотрим другой тип включения человека в социальную систему.

Человек, включаясь в социальную систему, всегда включается в какое-то функциональное место. Но вот отношение между человеком и функциональным местом может быть различным. Человек-функционер всегда действует в своей основе по предписанию, алгоритму. Он не вырабатывает сам цели своей деятельности, она берется им извне, впрочем как и средства достижения цели. Другими словами, человек-функционер всегда действует по программе, заложенной в него извне.

Человек-личность действует иначе. Для него функциональное место это лишь направление деятельности, но в этом направлении он, вырабатывает программу своей деятельности сам. Для личности характерно состояние творчества.

Таким образом, личность развивает деятельность, в то время как функционер лишь воспроизводит ее, т. е. консервирует ее во времени.

Творческая деятельность в своём основном деле это лишь одна характеристика личности. Другая её важная характеристика – творческая включенность не только в своё дело, но и все основные, причем сообразно природе этих отношений.

История показывает нам, что личностей было мало, но было всегда много людей, которые стремятся быть личностью. Здесь возникает противоречие между человеком, который стремиться стать личностью и обществом, которое стремиться закрепить его за определенным функциональным местом. Это противоречие разрешалось на протяжении истории двумя способами: действительным и иллюзорным.

Действительный способ это качественное изменение общественных отношений. Вместе с тем, поскольку данное противоречие являлось исторически стабильным, то внутри общества сформировался иллюзорный способ его разрешения. Действие этого способа основывается на механизмах, которые дают человеку стойкое представление о себе как личности. Что это за механизмы?

Первый механизм. Идея Бога. В реальности человек может быть функционером, но в своей религиозной деятельности он приобретает ощущение личности, которая хотя и через Бога, т. е. опосредовано, но всё же включается в социальную систему и влияет на ход событий в общественной жизни.

Второй механизм. Это деньги в мире товарно-денежных отношений есть универсальное средство для вступления в любые социальные отношения и влияние на них. Это деньги. С помощью денег человек может купить идеи и творчество других людей, присвоить их себе. У него будет стойкое впечатление, что это он личность. Но как только он лишается денег, его иллюзия исчезает.

Третий механизм компенсации – это искусство.

Религия и богатство могут создавать у человека иллюзорное впечатление о себе как о личности. А природа искусства такова, что, приобщаясь к нему человек, делает творчество своим внутренним качеством. Кроме того, через жизнь персонажей искусства человек в сознании включается в любые социальные отношения и, так же в сознании действует в них по типу их изменения и развития. Но тем самым он делает качества своих героев своими собственными качествами и тем самым развивает себя как личность. Искусство формирует у человека ту субъективную его сторону, которая характеризует его как личность.

Почему же искусство является компенсирующим механизмом?

Личность в данном случае развивается лишь для себя и в себе. Личность же в социальном смысле проявляется лишь тогда, когда человек реально, практически включается в жизнь социальной системы и творчески действует в ней.

Итак, проявление человека как личности лишь частично зависит от самого человека, в большой степени это зависит от социальной системы, а точнее от тех возможностей, которые она предоставляет человеку.

Очевидно, что между возможностями, которые может предоставить социальная система и механизмами компенсации исторически существует динамическое соотношение. Чем больше отмеченных возможностей, тем менее действуют механизмы компенсации и наоборот.

Исторически эти возможности всегда были резко ограничены, поскольку общество мало нуждалось в человек – личности, а, следовательно, не создавало условий для ее формирования и функционирования.

Продолжая рассматривать грань между индивидуальным и коллективным в человеке, возникает вопрос: что представляет собой всесторонне развитая личность?

По всей видимости, у всесторонне развитой личности должно быть столько сторон, сколько есть общественных отношений, в которые она включается, при этом во всех этих отношениях она должна выступать как творец, творческое начало. В этом смысле общество будет достоянием человека.

Что нужно для такой деятельности человеку?

Он должен обладать рядом качеств. Во-первых, он должен знать законы функционирования и развития каждого социального отношения и социальной системы в целом. Лишь при наличии этого знания, возможно, принимать сознательные решения, которые ведут к развитию социальной системы. Во-вторых, у этого человека труд должен быть потребностью. В-третьих, у такого человека должно быть развито нравственное сознание, как внутренний регулятор деятельности человека. Он будет нести груз ответственности за свои дела, изменяя жизнь общества.

Что мешает человеку стать всесторонне развитой личностью?

Прежде всего, невысокий уровень образовательной подготовки. Отсутствия знания для возможности эффективного включения в тот или иной сегмент социальной системы. Затем большую роль играет шаблонный труд, который выполняет человек. Он дает возможность человеку выжить в социальной действительности, но затрудняет развитие творческого в нем начала. И, кроме того, он ограничивает интересы человека к сути социальной системы тем, что алгоритмизирует человеческие проявления в социальной действительности.

В современном обществе у человека появляется возможность преодоления подобных препятствий в силу развития науки, техники. Однако на данном этапе развития в силу социально-экономических причин развития такая возможность появляется не у всех слоев общества, а только у тех, кто имеет навык систематизации информации, который в конечном итоге дает не только знание ситуации, но и её понимание. Последнее, при наличии постоянного роста объема новой информации, нового знания является условием для выработки принципа эффективной организации по получению информации, знания, усвоению нового знания и деятельности на его основе.

Таким образом, мы рассмотрели проблему соотношения индивидуального, присущего данному индивиду и того коллективного, что он усваивает в процессе социализации, с чем он вынужден считаться, будучи деятелем в социальной системе. Нам остается только рассмотреть закономерность, подчиняясь которой человеческое общество развивается и, игнорируя которое оно останавливается в своём развитии.

Реферат по социологии

Выполнил: студент группы 22ФБ-61 Кутуева Катерина Арифовна

Международный банковский институт

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости - той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность - существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность - это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся" Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.

Социология - наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а. социально типичное в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

В гуманитарных науках широко используются понятия «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.

В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. «Индивид» - это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.

В социологической трактовка личности отражается мера социального в человека, мера его включенности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.

Многие современные исследователи распространяют понятие личности на класс социальных объектов, более широких по объему, чем человеческий индивид (племя, группа, государство), определяют «социальную личность» как присущий некоему социальному объекту произвольного уровня общности целостный уникальный доктринально-конституционный комплекс (интегрированная жизненная суперпрограмма, иерархизированная система в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей, теоретических воззрений, законов и прикладных образцов организации существования, воспроизводства и развития данного социального объекта).

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация - это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и прежде всего в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует в их рамках всю свою дальнейшую жизнь.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. - все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

У личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств - производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете - во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств личности функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности - системы всех ее социальных свойств.

Социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует включать в ее систему. Да потому, что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, - это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это обусловлено тем, что проблема человека невозможно рассматривать в отрыве от социально-политических, экономических, культурно-информативных смыслов ее существования. Ведь без гармонизации отношений в системе человек - общество - государство трудно говорить о возможности выживания не только отдельного индивида, но и общества в целом. Тем более, что, рассматривая человека во взаимосвязи с общественной средой, следует не только акцентировать внимание на сущности человека как такового, но и исходить из взаимовлияния общества на личность и личности на общество. Важной проблемой является и диалектика свободы и ответственности личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Такая постановка вопроса позволит раскрыть природу человека еще под одним углом зрения.

Понятие "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность" и их взаимосвязь

Для того чтобы определить место человека в современном мире, а также выяснить обусловленность в системе "личность - общество", необходимо остановиться на некоторых общих определениях, характеризующие человека с разных сторон.

Человек, как уже отмечалось в предыдущем разделе, имеет биосоциальную природу. С одной стороны, это живое существо с присущими ЕЙ общими чертами, которые свойственны человеческому роду. С другой стороны, в онтологическом аспекте, человек - существо социальное, которая раскрывает свои сущностные черты именно в коллективе, в процессе общения. С помощью целенаправленной деятельности (труд), коммуникации (язык), системы оценки (критика) и самооценки (самокритика) человек становится "общественным животным", уникальным представителем биосферы, создала, по мнению Владимира Вернадского, свою собственную среду обитания - ноосферу. Таким образом, человек - живое существо, имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целенаправленно преобразовывать мир и самого себя.

Однако выяснив многоаспектность природы человека, нельзя ответить на вопросы, почему люди, которые входят в единую этнической общности, отличаются друг от друга, чем одни люди - известны всей стране, а о существовании других знает только ограниченный круг. Иначе говоря, для отражения всех аспектов человеческой личности, исходя из того, что она многогранна, используются различные качественные характеристики. Это такие понятия, как "индивид", "индивидуальность", "личность".

Рассмотрим эти понятия более подробно. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) есть понятие индивид (от лат. Individuum - неделимое). Под понятием "индивид", как правило, имеют в виду конкретного человека. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, "индивид" имеет свои личные качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), и природные задатки и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему неповторимыми индивидуальными чертами.

Понятие "индивид" тесно связано с понятием индивидуальность. Оно, как правило, означает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающие данного индивида от многих других. Эта неповторимость следует из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, общества, другими людьми и зависит от ее позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности ее суждения, поступки, культурные потребности.

И хотя они не очень отличаются от тех, которые свойственны и другим людям, представителям той самой социальной группы, однако в особенности есть нечто свое, присущее только ей. Например, один человек воспринимает весть об определенном событии в обществе спокойно, вторая - с улыбкой, а третья - с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующийся единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью.

Следующий, более высокая степень характеристики общественных свойств человека, - понятие "личность". Личность - высшая ступень духовного развития человека, представляет собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Иначе говоря, каждая личность - человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью становятся. Ничего оскорбительного для людей в этом высказывании нет и используется оно только для того, чтобы в очень краткой форме раскрыть степень общественной разницы между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Понятие "личность" содержит совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшими из которых является отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали.

Личность, таким образом, представляет собой системное качество. ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности в работе и в общении с другими людьми. Индивид только тогда становится личностью, когда он задействован в общественных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие "личность" следует раскрывать через практическую деятельность, потому что именно она является основой формирования и развития личности. Полнее мы изучаем общения между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру каждого, кто вступает в эти отношения. Итак, основу личности составляет устойчивая система общественно значимых черт, находят свое выражение в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, которые происходят в обществе, а иногда и в мире.

Такое понимание личности свидетельствует о сложной внутренней структуре этого феномена, имеет в себе физическую, социальную и духовную составляющие.

Физическая составляющая личности - это тело или телесная организация человека, наиболее устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущение. К физической составляющей личности также часто относят одежду и домашний очаг, что является важной характеристикой сущности личности. Недаром по этому поводу говорится в пословице, что "человека встречают по одежке». К компонентам физической составляющей личности можно отнести все то, что сделано ее руками, а также интеллектом - бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. Д.

Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. Согласно этой теории каждая личность в системе отношений играет определенную роль: отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т. Д. Все формы самоутверждения в профессиональной, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.

Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие направленность личности к ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим образцам духовности. История знает много примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелях литературы и искусства) становилось залогом не только физического выживания, но и активного долголетия.

Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на разных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение.

Человек не рождается личностью, он ею становится в ходе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие является для нее важной проблемой.

Процесс становления личности обусловлен как биологическими особенностями человека, так и социальной средой. По мнению некоторых ученых, умственные способности человека на 70-80 процентов детерминированы биологическими особенностями человека, то есть генетически. Так, в роду Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов, а Александр Пушкин и Лев Толстой являются родственниками. Исследователями установлено, что прабабушка Пушкина и прапрабабка ся Толстого были родными сестрами. Таких примеров генетического влияния на формирование личности можно привести множество. При этом важное место в процессе социализации играет воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость в развитии природных задатков. В то же время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является ее нужность обществу. К сожалению, в истории мы часто наблюдаем эффект незадияности, когда уровень развития личности значительно выше уровень развития общества в целом.

Еще одним важным фактором, имеющим существенное влияние на формирование личности, является социальная среда. Социальная среда это совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только самое общество его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья), которые влияют на развитии личности и формируют своеобразие его духовного мира.

Важным компонентом социальной среды является тип политической системы общества, в котором формируется личность. Известно, что открытое, демократическое общество, в котором отношения между личностью и обществом происходят на принципах социального партнерства и взаимоуважения, более пригодное для развития личности и раскрытие всех его способностей, чем закрытое, тоталитарное (авторитарное), в котором дела в системе "личность- общество "деформированы. Так, например, если в США делают ставку на инициативных людей и практикуют модель интереса в отношениях власти и личности, то в СССР ценились прежде всего исполнительские качества, послушание и отрабатывалась модель принуждения на уровне власть-личность. Поэтому неудивительно, что в соревновании двух противоположных социальных систем более жизнеспособной оказалась демократическая модель США. Таким образом, личность формируется под влиянием среды на основе своих индивидуальных биологических задатков.

Важным вопросом для понимания проблемы личности вопрос о типологии личностей. Существует целый ряд типологий, берут за основу определенный критерий, среди которых: настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и ряд других.

Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: теоретический, экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный.

Политический тип личности - впитывает в себя стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемого через прямое навязывание своего нормативного поля или мысли другим личностям.

Эстетический тип тяготеет к нерольовои деятельности. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности может порой привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме.

Социальный тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь - основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако, в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество), может быть подвержен патриархально-ролевой или анархической поведения, поскольку вхождение в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм ее жизнедеятельности.

Основой для выделения экономического типа личности является ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности является необходимым условием достижения пользы.

Для религиозного типа личности главное является общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения, роль превращается в призвание.

Теоретический типе личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, не обладает условно-ролевая деятельность. Теоретический тип личности далек от вхождения, трансцендирования, что характерно для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность могут только превратить оба способа на объект исследования.

По мнению российского исследователя Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и сподвижники.

К первому социального типа личности - деятелей - он относит: охотников и рыбаков, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т. Д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и себя самого вместе с ним.

Ко второму социального типа личности принадлежат мыслители.

Мыслители - это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощал традиции рода и его историческую память, всегда имел в народе авторитет.

К третьему социального типа личности относятся люди чувств и эмоций. Это, прежде всего, деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые прогнозы и предсказания мудрецов.

Четвертый социальный тип, по данной классификации, - гуманисты и сподвижники, для которых характерно обостренное чувство сожаления, они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном создании добра.

Личностей типологизирует и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая. Согласно этой типологии, предложенной Петром Ганнушкина (1875-1933), выделяются такие личностные психотипы.

1. Высокоэнергетические (агрессивные):

Епилептоидний (доминирует стремление к порядку)

Паранойяльный (предельно выраженная целеустремленность)

Гипертимный (преобладает повышенное настроение, общительность);

Истероидный (обладает выраженным демонстративность поведения).

2. Низкоэнергетические:

Шизоидный (включенность в свой внутренний мир, необщительность)

Психостеноидний (явно выраженная неуверенность в себе);

Гипотимний (преобладает пониженное настроение)

Сенситивный (характерна повышенная чувствительность).

3. Непостоянные типа:

Циклоидный (характеризуется периодическим изменением настроения)

Конформный (доминирует зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему).

Таким образом, эта классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, которые активно влияют на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира.

Рассматривая типы личности, нельзя не учитывать ментальные особенности "западной" и "восточной" человека, который, в свою очередь, могут стать основой для типологии личности. В европейской модели личность в различных ситуациях сохраняет свой "стержень", потому что это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долг и уважение к традициям. Европеец наделен склонностью стать заметным и завоевать окружающий мир, а восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью.

Делая выводы, следует отметить, что в реальной жизни понятие "индивид", "индивидуальность" и "личность" взаимосвязаны, внутренне едины. Поэтому, когда мы говорим о личности, подразумеваем лицо-индивидуальность, то есть такую структуру поведения единичного участника, для которой одновременно характерны самостоятельность и самобытность, ответственность и одаренность, сознание и разносторонность.

На современном этапе Украина осуществляет переход к демократии и в соответствии с Конституцией нашего государства человек является высшей ценностью и целью развития. Поэтому возникает необходимость понять и проанализировать типы взаимосвязи в системе человек - общество.