Основные проблемы развития образования. Доклад "основные проблемы образования"

Основные проблемы образования

3.3 Проблемы исходящие от учителя

Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)

В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Вопросы:

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

Анализ.

Вопрос 1.

4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

1 человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

Вопрос 2.

2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

Вопрос 3.

3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение

В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.

Размещено на Allbest.ru

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Проблемы российского образования и пути их решения

Согласно законодательству Российской Федерации образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Весь мир убежден в том, что советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Япония и Китай.

Но в 1990-е гг. сократилось финансирование образования, упал спрос на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снизилась культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сократились возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

В 2000-е гг. с началом быстрого экономического роста на российское образование, наконец-то, обратили внимание и выяснили, что, оказывается, оно имеет достаточно острых проблем, требуемых решений. К таковым проблемам можно отнести следующие:

  1. Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на смену индустриальному обществу пришло информационное общество. Мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, а на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Для решения данной проблемы необходимо постоянно обновлять в соответствии с последними научными достижениями не только техническое оснащение учебных учреждений, но и преподаваемые знания.

  1. Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений. Для решения данной проблемы необходимо доработать закон «Об образовании».

  1. Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако результата это не дало. Для решения данной проблемы необходимо ужесточать меры наказания за преступления в сфере образования на законодательном уровне.

  1. Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования. Для решения данной проблемы администрациям учебных заведений необходимо найти дополнительные способы финансового стимулирования педагогических работников за эффективную работу, а государству предоставить им возможные льготы, например, на оплату образования детей, жилья, проезда в городском транспорте и т.п.

  1. Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности из-за плохой практической подготовки, слабой связи между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшей системой образования, которая не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо ориентировать все учебники на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами, с которыми сталкивается обучающийся.

  1. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов. Для решения данной проблемы необходима преемственность программ дошкольных учреждений и программ начальной школы; программ начальной школы и программ средней школы; программ средней школы и программ ВУЗов, а также сотрудничество по этому вопросу администраций учреждений между собой.

  1. Массовая ориентация выпускников на высшее образование

С каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, причем, только половина из них, действительно, поступает в ВУЗы с целью приобретения необходимых знаний по специальности, а остальные просто для получения диплома либо для отсрочки от армии. Это непосредственно влияет на увеличение количества вузов, дающих некачественное образование. Для решения данной проблемы необходимо обязать выпускников после получения диплома ВУЗа отработать определенное количество лет по специальности на территории Российской Федерации, в противном случае признать диплом недействительным . Это не только позволит сократить количество ВУЗов, но и «утечку мозгов», а вместе с тем увеличить количество квалифицированных специалистов, работающих по специальности на территории России.

  1. Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

С 1990-х гг. дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. В результате, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием. Для решения данной проблемы необходимо сотрудничество администрации школ и администрации ПТУ и техникумов; привлечение СМИ.

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что не смотря на то, что в российском образовании много разных проблем, их решение во многом возможно благодаря грамотному менеджменту. Компетентный менеджер посредством правильного планирования работы своего учреждения, грамотного определения шагов развития, рационального распоряжения финансовыми средствами, создания в своем образовательном учреждении системы оценки эффективности деятельности работников, а также активного взаимодействия с общественностью, сможет не только умножить количество квалифицированных сотрудников, повысить образовательный уровень и конкурентоспособность российских граждан, но и поднять качество образования в России до международных стандартов.


В целях оказания методической помощи в рубрике «Финансовая академия» в течение следующего учебного года мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

Основные проблемы развития системы образования и пути их решения;

Развитие экономики - обязательное условие деятельности образовательных учреждений;

Государственное финансирование образования;

Внебюджетные средства в системе образования и эффективное их использование;

Участие работников образовательных учреждений в управлении финансовыми ресурсами;

Виды платежей обучающихся и их родителей в образовательных учреждениях;

Экономические стимулы и финансовые ресурсы интернационализации высшего образования;

Педагогические исследования в современном мире и их финансирование;

Совершенствование организационной и финансовой структуры образовательных учреждений;

Эффективность расходов на управление качеством образования;

Финансово-экономическое обеспечение функционирования образовательных учреждений села;

Взаимоотношения контролирующих и контролируемых лиц в системе образования.

Анализ хода реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года показывает наличие ряда положительных сдвигов и сохраняющиеся многочисленные проблемы.

За последнее десятилетие существенно увеличилось число обучающихся в вузах. Постепенно расширяются академические свободы образовательных учреждений профессионального образования. Осуществляются некоторые эксперименты, завершается отработка форм проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), апробируется система профильного обучения на старшей ступени общего образования. В 2000-2005 годах увеличивались расходы государственного бюджета и из внебюджетных источников на образование, возрастал удельный вес в ВВП расходов на образование. Новые возможности для продвижения российского образования на мировой образовательный рынок предоставляет вхождение нашей страны в ВТО и Болонский процесс.

Вместе с тем, перед нашим государством и его системой образования продолжает оставаться острая потребность в решении назревших проблем, значительно тормозящих процесс модернизации сферы образования. Сегодня мы рассмотрим основные проблемы развития системы образования в России и пути их решения. В последующих публикациях намечается рассмотрение и других проблем, также имеющих важное значение для образовательных учреждений разного уровня.

Ответственность за результат

Одной из основных проблем развития системы образования в России является несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики.

Российский и мировой рынок труда предъявляет требования и к уровню теоретических знаний, и к профессиональной компетентности, и к коммуникабельности, и к степени обязательности, надежности и ответственности потенциального работника. Получив фундаментальное образование, человек должен самостоятельно работать и продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости переучиваться. Способность к самообучению будет способствовать успешному профессиональному и карьерному росту человека, в какой бы он сфере, на какой бы территории он ни работал.

Наметившееся у нас определенное отставание системы образования от требований российского и мирового рынка труда является одной из существенных причин того, что выпускники образовательных учреждений фактически нередко не трудоустраиваются по специальности, полученной в учебном заведении.

Этому способствует и то, что наша система образования на практике не несет ответственности за конечные результаты своей образовательной деятельности.

Так что не следует сводить все только к нехватке финансирования, необходимо всерьез заниматься и ликвидацией наметившегося отставания системы образования от требований социально-экономического развития.

На заседании коллегии Минобрнауки России в текущем году при рассмотрении деятельности Рособрнадзора указывались многочисленные нарушения законодательства в сфере образования («Образовательное право», 23 июня 2005 г.).

Особое внимание обращалось на то, что обучающихся и их родителей волнуют вопросы качества образовательных услуг. Это является одной из главных причин реформирования образования.

Рособрнадзором была проведена комплексная проверка 1100 вузов и их филиалов. Так, в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях проверки проводились во всех действующих на их территориях 125 вузах и их филиалах. Это исключало субъективизм при выборе для проверки объектов в данных регионах. Выяснилось, что только одна пятая часть проверенных образовательных учреждений в полном объеме выполняет лицензионные требования и обеспечивает должное качество образования.

Аналогичное положение вскрыто проверками Рособрнадзора в учреждениях общего среднего образования. В семи субъектах Российской Федерации 35 комплексных проверок установили: неправильное оформление уставов; нарушение правил приема, обучения и отчисления детей; нередки случаи ущемления прав детей-сирот; неудовлетворительное ведение работы по возвращению детей, которые по разным причинам не ходят в школу; проведение реорганизации или ликвидации образовательных учреждений в ряде случаев без экспертизы социальных последствий для детей.

На заседании коллегии Минобрнауки России предъявлялись претензии Рособрнадзору в том, что не ведется систематический надзор за соблюдением законодательства в образовательных учреждениях, недостаточна квалификация кадров проверяющих, нередко формально ведется работа с жалобами граждан.

В целях повышения качества образования, по моему мнению, следовало бы:

В Законе РФ «Об образовании», в статье 2, наряду с общедоступностью образования и автономностью образовательных учреждений в число основополагающих принципов государственной политики в области образования включить принцип обеспечения получения гражданами качественного образования;

В Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п.5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Достойная зарплата и престиж

Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемой работы, количества и качества труда, без ограничения ее максимальным размером (ст.132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год («Образовательное право», 10 февраля 2005 г.).

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с перевыполнением федерального бюджета по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители. Так, за январь-май 2005 года доходы федерального бюджета исполнены на 120,6% к плану первого полугодия текущего года. Сверх плана получены доходы на 336 млрд. рублей.

Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Инвестиции

Еще одной основной проблемой является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении по следующим направлениям:

Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать условия для повышения экономической и финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу. Во многом это зависит от совершенствования законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных органов исполнительной власти, таких как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

В-пятых, следует практически решить вопрос о безусловном обеспечении большей прозрачности процессов экономической, финансовой и хозяйственной деятельности системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Причем прозрачной эта деятельность должна быть не только для учредителей, собственников имущества, инвесторов, но и для членов коллектива, работающих в образовательном учреждении, и образованных им общественных организаций, представляющих их интересы и защищающих их права. Требуется отработать и законодательно утвердить перечень полномочий каждого из названных участников этого процесса, формы публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, как видим, во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.

Финансовые реформы

В числе основных проблем развития системы образования необходимо упомянуть и потребность модернизации финансово-экономического механизма в сфере образования.

В ходе совершенствования бюджетного процесса следовало бы активизировать разработку и внедрение современных инструментов финансирования образования.

Актуальным становится переход к повсеместному применению на практике принципа управления и финансирования по результатам.

Но эффективно применять в системе образования данный принцип можно лишь при условии централизованного определения четкого перечня индикаторов результативности и детально научно обоснованной методики их определения раздельно для каждого вида и типа образовательных учреждений, а также для реализации в России федеральных и региональных целевых образовательных программ.

При этом необходимо детально разработать и использовать различные инструменты финансово-экономического механизма в области образования. Они должны являться обязательными составными частями единой системы и применяться в оптимальном сочетании в каждом конкретном случае и с учетом специфики территорий и целевой постановки задачи на определенный период.

Таким инструментом может быть, например, нормативно-подушевое финансовое нормирование и на его основе бюджетное финансирование.

Для решения подобной задачи требуется внести существенные изменения в первую очередь в законодательную базу, а затем и в подзаконные акты.

Так, в Бюджетном кодексе РФ в раздел III «Расходы бюджетов» следовало бы включить вопрос о нормативно-подушевом финансовом нормировании и обязательном применении при бюджетном финансировании законодательно утвержденных таких норм.

В Законе РФ «Об образовании» в главе III «Управление системой образования» полагаю возможным дополнительно включить в число подлежащих ведению соответствующих органов власти вопросы не только общих принципов финансирования образовательных услуг, но и разработку, утверждение в пределах своей компетенции норм подушевого бюджетного финансирования образования по каждому виду и типу образовательных учреждений, а также по федеральным и региональным целевым образовательным программам.

По материалам 5-ой главы монографии "Образование как фактор экономического развития ".

Под государственной политикой в сфере образования в основном понимается государственное управление. Для выработки его содержания с позиций научной методологии необходимо соединить две существенно самостоятельные дисциплины: проблемную аналитику и юридико-техническую и управленческую технологии. При этом имеется в виду, что вся работа и особенно ее заключительный этап должна отвечать требованиям к управленческим государственным документам в соответствии с действующими регламентами государ ственно-управленческих процедур и нормативно-правовых актов. Чаще всего дело ограничивается ответом на вопрос: что происходит (что плохо)? Реже отвечают - почему это так, в чем природа и причины негативных явлений? Совсем редко - что делать? И уж совсем редки ответы на вопрос - как делать, кто будет делать, как подтверждать прогнозами последствия своих действий, в какие сроки, за счет каких ресурсов, во имя каких целей и ценностей, какие параметры развития при этом контролируя для определения результативности своих действий, на какие чувствительные факторы, условия и причины воздействуя?

Но, как очевидно, ответы именно на эти вопросы составляют суть проектирования государственной политики как управленческой задачи. А сама политика приобретает характер ответственных управленческих действий, способных по существу решать проблемы общества и государства. Под государственной политикой понимается совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и действий и порядка реализации государственно-политических решений. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость выявить цели, для чего нужен ценностный выбор и определенность. Для этого необходимы определения: субъектов и объектов управления, представление об инструментах, ресурсах, способах управления, выбор и инвентаризация имеющегося государственно-управленческого инструментария и его дефицита; исходного состояния объекта управления и его желаемого конечного целевого состояния, переходной траектории; программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени; политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов; и многие специфичные обстоятельства, вытекающие из желания создать работоспособный в смысле реальной практики государственного управления документ (пакет документов), определяющий с точки зрения регламентных требований, существующих в реальных процедурах государственного управления. В пакете государственно-управленческих документов по реализации политики в сфере образования особыми требованиями являются:

  • реалистичность предложений;
  • их обоснованность и аргументированность;
  • политологическая обоснованность реализуемости в реальной практике;
  • прогноз последствий;
  • работоспособность документа в практике государственного управления в России.

Как показывает анализ, переход от постановки цели к определению проблем не является обыденным. Каким образом можно определить существенные с точки зрения поставленной цели препятствия-проблемы? Очевидно, что необходимо найти способ соотнесения поставленной цели со всеми разложеными по значимости факторами, влияющими на нее. Определение в процедурах факторного анализа препятствий - наиболее интегративных проблем на пути достижения ценностных целей в общем случае отвечает на вопрос: что мешает достижению целей? Однако каждая из этих проблем сама по себе состоит из подпроблем последующих проблемного разложения. Речь идет о раскладке проблем первого уровня (рис. 1).


Здесь переход на каждый последующий уровень возможен путем ответов на вопросы: в чем причина вышележащей проблемы? Почему возникает вышележащая проблема? Дерево «ветвится» до тех пор, пока исследователь не дойдет до «первопричины», т. е. фактора, уже недекомпозируемого с точки зрения возможности управленческого воздействия. Опыт показывает, что подобных уровней-этажей декомпозирования в практике государственно-управленческого проектирования может быть порядка десяти. Ширина же «ветвления», т. е. число конечных отдельных задач, может достигать сотен. Отсюда следует вывод о том, что по наитию или интуиции найти решения государственно-управленческих проблем с должной степенью эффективности очень трудно, скорее даже невозможно. А вот разложив их на составляющие, найдя управленческое решение для отдельных элементарных задач, что существенно легче, их потом можно встроить в единые государственно-управленческие решения и программные пакеты. Соответственно на последующей стадии необходима обратная свертка-синтез и конструирование пакетированных решений. На цель (ценность) могут быть оказаны как негативные, так и позитивные и вероятностные влияния. В последнем случае они называются рисками и также должны приниматься в расчет. Процедура формирования государственной политики, очевидно, должна учитывать все три вида факторов.

Позитивные факторы в программной части государственной политики нужно поддерживать и усиливать, негативные - купировать, преодолевать и искоренять. Что же касается рисков, то следует вырабатывать меры готовности, профилактики, предупреждения. Иными словами, достаточно понятно, как из анализа факторов вытекает дальнейшее строительство адекватной государственной политики. И, наоборот, без точного представления о реальных факторах государственная политика не гарантирует своей результативности. Итак, определение факторов выступает обязательным звеном в механизме связи цели (ценности) политики с набором действий по ее достижению. Использование указанных принципов государственного проектирования позволяет создать системно построенное проблемное поле и поле конкретных мер, решений и действий государственной политики в сфере образования.

Итак, набор основных проблем выглядит следующим образом: разрушение трудовых мотиваций. Что необходимо сделать? С помощью «ФЗ о доходах и оплате труда» ввести стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда. Так же мы сталкиваемся с непрестижность образования и слабой зависимостью оплаты труда от уровня образования. Что делать?

  • Целевая поддержка талантливых молодых специалистов.
  • Стоимостное отражение уровня образования в установлении минимального размера оплаты труда.

·Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

А какие изменения в документах необходимы?

·Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке в ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О социальных стандартах».

Далее мы сталкиваемся с резким снижением образовательного потенциала российского на-селения. Непропорциональной экономическому состоянию страны ростом численности студентов. Недостаточностью должной профессиональной базы негосударственного образования. Девальвация российского диплома о высшем образовании. Из этого следует, что решение проблем заключается в:

  • Создание механизмов селекционного отбора одаренных студентов.
  • Государственной поддержке развития системы ведомственных вузов.
  • Ужесточении требований к аккредитации образовательных учреждений.
  • Участие в аккредитации образовательных учреждений профессиональных корпораций.

Нормативно-правовые документы в данном случае это:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Еще один уровень проблем это системное недофинансирование всех уровней образования. Тенденция превращения вузов в коммерческие предприятия. Зависимость вузов от набора студентов, обучающихся на коммерческой основе. Здесь предлагаемые решения таковы:

  • Установление принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Установление минимальной почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава по соответствующей специальности.
  • Участие в аккредитации вузов профессиональных корпораций.

Для этого потребуются:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О доходах и оплате труда».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Декоммерциализации вузов.
  • Установлении принципа ведомственного управления вузами (включая управление финансовыми средствами, поступающими в вуз как оплата стоимости обучения студентов).
  • Выделении финансовых средств на развитие инфраструктур вуза и оплату труда преподавателей непосредственно учредителем (ведомством).
  • Установлении максимальных норм аудиторной концентрации студентов.

Нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Коррумпированность системы высшего образования: а) на уровне вузов; б) на уровне органов государственного управления в сфере образования. Решения:

  • Выведение контрольных и надзорных функций из исключительных полномочий вновь создаваемого Министерства образования РФ.
  • Возложение контрольных и надзорных функций на профессиональные корпорации.
  • Участие профессиональных корпораций в организации вступительного отбора абитуриентов.
  • Минимизация набора студентов на заочное отделение, являющееся одной из основных ниш распространения взяточничества в вузах.
  • Установление текущей рейтинговой системы оценки знаний учащихся.

Документы:

  • ФЗ «О профессиональных корпорациях».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Необеспеченность в перспективе финансовыми ресурсами сферы образования и опережающие темпы роста расходов на высшее образование по отношению к национальному доходу можно решить лишь если

  • Соответствие стоимости платного обучения оптимальным критериям затрат, необходимых для подготовки высококлассных специалистов.
  • Определение единой государственной системы оплаты обучения по соответствующей специальности.
  • Установление минимальных ставок оплаты стоимости обучения и минимальной почасовой ставки оплаты труда преподавателя с учетом коммерческого положения соответствующей специальности на рынке труда.
  • Произойдет развитие системы кредитов на образование.
  • Введение элементов механизма послевузовского государственного распределения выпускников вузов, обучающихся на бюджетной основе как гарантии трудоустройства.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Следующий уровень проблем:

Диспропорции в структуре набора студентов по специальностям. Перекос в подготовке специалистов в условиях экспорто-ориентированной экономики в пользу экономических и юридических специальностей. Падение престижа специальностей прикладной направленности. Решения:

  • Установление перечня специальностей вуза и числа мест обучения соответствующей ведомственной структурой.
  • Развитие системы целевого заказа на подготовку высококвалифицированных кадров по той или иной специальности.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства РФ «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Теперь о детях. Происходит деградация системы дошкольных учреждений. Существует невключенность системы дошкольных учреждений в процесс непрерывного обучения. Отсутствует разработанной нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений. Наши предложения:

  • Разработка нормативной правовой базы в отношении дошкольных учреждений.
  • Включение детских садов в единый непрерывный процесс обучения. Для этого используется ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Набившая оскомину проблема снижения интеллектуального потенциала российского населения, требует:

  • Восстановления и сохранения положительного опыта советской системы образования.
  • Развития институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создания механизмов селекционного отбора одаренных студентов.

Документы в данном случае:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О сохранении и поддержке высококвалифицированных кадров».

Слабая управляемость образовательным процессом и слабое соотнесение подготовки специалистов в высших учебных заведениях с перспективными задачами экономического развития, а так же изменение существующей номенклатуры специальностей в связи с потребностями рынка порождает рассогласованность деятельности Министерства образования и науки РФ с интересами экономического развития страны, решается по средствам:

  • Централизации системы управления образованием.
  • Создания тройственной управленческой модели: Министерство образования - учебный округ - учебный департамент.
  • Создания системы государственных заказов на подготовку квалифицированных кадров.
  • Развития нормативной правовой базы и инфраструктуры целевого образования.
  • Возрождения системы ведомственных вузов.
  • Передачи специализированных вузов в ведомственное подчинение.
  • Создания нормативной правовой базы об учредителях высших учебных заведений

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие системы комплексного прогнозирования и планирования в управлении российским образованием и отсутствие управленчески имплементированной системы прогнозов на запросы рынка по специальностям подготовки квалифицированных кадров ведет к распределению Минобрнауки России бюджетных мест без учета данных мониторинга рынка труда, без определения стратегии экономического развития страны. Выход:

  • Введение института ведомственной подчиненности вузов.
  • Создание специального государственного органа для осуществления мониторинга рынка труда на предмет выявления запросов на специальности и решения задач планирования подготовки специалистов с учетом экономической стратегии развития страны.
  • Создание в рамках Министерства образования РФ управления планирования и бюджета, ответственного за разработку средне - и долгосрочных программ развития образования.

Из документов:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».

Отсутствие в России мониторинга функциональной неграмотности можно решить

  • Совершенствованием системы мониторинга образовательного потенциала населения.
  • Созданием в рамках Министерства образования РФ специального органа, осуществляющего текущий диагностический контроль состояния образования как в России в целом, так и по субъектам Российской Федерации.
  • Восстановлением деятельности структуры, аналогичной по функциям обществу «Знание».
  • Закреплением функций по планированию и прогнозированию в сфере образования за Министерством образования Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации».
  • Постановлением Правительства РФ «Об учреждении общества «Знание».

Разрушение системы учебно-производственных комплексов и отсутствие налаженных механизмов прохождения производственной практики в вузах необходимо разрешать

  • Восстановлением аналога системы учебно-производственных комплексов.
  • Осуществлением производственной практики на родственных по профилю ведомства предприятиях а для этого:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации».

Несоотносимость современного состояния российского образования с задачами инновационного развития, его Архаические черты, профанизация (в том числе, снижение качества) заочного образования, качественная неокупаемость государственного финансирования бюджетного обучения заочников требует сокращения числа студентов, обучающихся заочно и:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • ФЗ «О корпоративном образовании в Российской Федерации»

Низкое качество преподавания в значительной части российских вузов (лекция как изложение учебника, «отставники» за профессорской кафедрой требует

  • Распространения на материалы лекций понятия «авторское право».
  • Повышения научных требований к преподавателям вузов.
  • Установления обязательности опубликования научно-педагогических материалов и норм публикаций для профессорско-преподавательского состава вузов
Документы:
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Ошибочность избранного вектора образовательных реформ и угроза разрушения российского образования. Болонский процесс как угроза разрушения национальной системы российского образования требует

  • Корректировки интеграции России в Болонский процесс.
  • Оценки стратегии реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности России.

Для этого нужно:

  • Законодательное закрепление деятельности в сфере образования как приоритета национальной безопасности.
  • Постановление Правительства РФ «О корректировке присоединения России к болонскому процессу».
  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Усиление «оттока мозгов» из России при достижении структурного единообразия образовательного процесса со странами Запада требует закрепления эквивалентности российского диплома об образовании путем применения более гибких моделей нострификации. Для это необходимо «Постановление Правительства РФ «Об организации страновых нострификаций российских дипломов и аттестатов об образовании».

Неэффективность механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, в этой связи предлагается:

  • Создание самостоятельной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Создание государственного органа, координирующего деятельность структур повышения квалификации и переподготовки кадров.
  • Введение законодательного требования об обязательности периодически осуществляемой квалификационной переподготовки.

Документы:

  • ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации»