Что такое общество людей. Что такое общество

Обществознание - 6 класс

Технологическая карта урока.

Соответствует ФГОС.

Учитель: Гильфанова Рамиля Рафаэловна

Школа: МБОУ «Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ

Учебный предмет: обществознание

Тема урока: Что такое общество?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление учащихся с многогранностью понятия «Общество»; развитие учебно-исследовательских умений учащихся; воспитание чувства сопричастности к жизни общества.

Задачи:

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2. Выделять существенные признаки общества.

3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные - владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель и проблему деятельности.

3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи: Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс)

Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1. Учитель задает вопросы классу:

Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том, что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.

Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу?

На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения.

В чем эти противоречия?

2.Учитель просит определить тему урока

3.Учитель и дети формулируют и записывают проблему: Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.

Отвечают на вопросы, дают несколько определений

Определяют тему урока, формулируют проблему, ставят цель и задачи.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем во время беседы, вступают в диалог с учителем

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Этап «Актуализация знаний»

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

Какие мы знаем древние общества, государства?

Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

Каковы были основные занятия людей?

На какие группы делились общества?

Кто и как управлял людьми?

Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

А современное общество, в котором мы живем, отличается от изученного вами в 5 классе на уроках истории?

Вот давайте и определим, из каких элементов состоит современное общество.

Отвечают на поставленные вопросы

Устанавливать аналогии для понимания закономерности

Вступают в диалог с учителем и другими учащимися

Излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждать фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии.

Определять проблему в деятельности, контролировать правильность ответов обучающихся

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонение от эталона, осуществлять взаимоконтроль

Этап «Открытия нового знания»

1.Организует работу с текстом §1с.7-10 «Понятие общества»

2.Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество.

Внимательно прочитайте название второго пункта §1 с.10. и предположите о чем он сможет нам рассказать?

Как ты понимаешь, что означает слово «сфера»?

Проверьте свои предположения, прочитав текст «Сферы жизни общества» с. 10-11. Совпали они или нет и в чем?

Сделайте выводы.

Учитель обобщает выводы учащихся:

Итак, мы сделали

вывод о том, что

А. общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

А теперь давайте посмотрим, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

Работа в четверках «Проверь себя »

(перед детьми раздаточный материал: пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

3.Выявить ошибки

Читают текст, сравнивают определения учебника с теми определениями. Которые дали в начале урока. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают предположения, читая текст, сравнивают свои предположения с написанным.

Учащиеся работают с заданием, работают с текстом.

От каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушивают другие группы

Осуществлять анализ материала, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Осуществлять анализ, выделять главное в тексте. Доказывать или опровергать свою гипотезу, делать выводы

Самостоятельно вычитывать информацию по заданию или выбранным самостоятельно основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать информацию, систематизировать её.

Анализировать, какая группа допустила большее количество ошибок. Почему?

Сопоставляют свое определение с определением учебника

Осуществляют монологическую речь.

Организует работу в группе

Осознано строить свое речевое высказывание

Осознанно строить свой монолог, доказывать свое суждение.

Преодолевать конфликт, договариваться с людьми.

В ходе выступления одних учащихся, остальные контролируют правильность и полноту анализа.

Контролируют выразительность речи обучающихся.

Самостоятельность и взаимопомощь выполнения задания в группах

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль

Осуществлять контроль, обнаруживатьотклонение от темы.

Планировать свое действие с поставленной задачей и условиями её реализации в т.ч. во внутреннем плане. Обнаруживать отклонение от эталона. Вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.

Этап «Применения нового знания»

Первичное закрепление

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать от групп.

Вторичное закрепление

Домашнее задание:

Для всех учащихся: § 1.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Конструктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: составить рассказ на тему «Путешествие
в античное общество»

Участвуют в выполнении теста

Выполнить контроль усвоенного, видеть чужие ошибки, исправлять

«Спикеры» групп выполняют по 1 заданию на интерактивной доске.

Рефлексия своих действий.

Прослушивать ответы «спикеров» групп

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности

Учитель может устроить это в виде блиц - опроса.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Отвечают на блиц-опрос

Критически оценивать свою деятельность на уроке

Излагать свое мнение

Строить правильные высказывания

Выслушивать мнение других

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

Мы произносим слово «общество», не задумываясь над тем, что это . Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин « » обычно используется в двух значениях.

Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.

Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у объединения есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

  • интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.

Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких .

За терминологические рамки социально-философского понятия выходит идеологическое понимание общества , наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г.

Наконец, с точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.

Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:

  • конкретный тип образа жизни;
  • образованные народами конкретные социальные единства;
  • основанные на договорах экономические и идейные объединения;
  • целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;
  • исторически конкретный тип общества;
  • социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Представления об обществе

Очень часто мы произносим слово «общество», не задумываясь о его значении. Но если мы заглянем в словари, специальную литературу, то увидим, что понятие «общество» в них трактуется далеко не однозначно: и как объединение людей, и как совокупность индивидов, и как совокупность человеческих отношений, и как совокупность форм жизнедеятельности, и как социальная система, и как социальный организм.

Понятие «общество» широко используется в разных научных дисциплинах, в том числе в социологии, ибо общество является объектом ее исследования. В социологии понятие «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество — это исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование; во-вторых, общество — это социальная реальность.

Какими критериями следует руководствоваться, чтобы утверждать, что данная конкретная общность людей — это общество? Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни; например современное западное общество. Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

К критериям общества относятся следующие:

  • наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;
  • универсальность (всеобъемлющий характер);
  • автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;
  • интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых и новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Однако установить критерии выделения общества — еще не означает понять, что это такое. Социология должна определить собственный ракурс рассмотрения общества, свои принципы и методологические подходы к нему.

Социологическое понимание общества характеризуется тем, что социология рассматривает общество как систему конкретных взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности.

С самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научается видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.

Итак, чисто социологическое и социально-философское значение понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», а именно: то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Но изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому все мы ощущаем себя причастными.

На этом основании будем понимать общество как объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности, социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричастностью) ее членов.

Понятие общество, государство и страна

Понятия «общество», «государство» и «страна» следует различать.

Общество - это исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.

Страна символизирует промежуточное понятие между понятиями общества и государства, так как представляет собой одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы 2 .

Главным предназначением государства является служение обществу, и в этих целях социальное государство, к построению которого стремится современное российское общество, должно выполнять следующие основные функции:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, добиваясь достижения социального компромисса;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества; заботиться о социально слабых и незащищенных слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • выступать той силой, которая способна интегрировать общество в единое целое.

Социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу, нести ответственность за благосостояние своих граждан, их социальное и физическое самочувствие. Построение такого государства возможно только при совместном усилии всех общественных сил и ему должен соответствовать определенный уровень общественного развития.

Современное общество не представляет собой единого монолитного создания, хотя сегодня как никогда прежде оно пронизано связями различного характера (экономического, политического, культурного), укрепляющимися в процессе глобализации мирового пространства. История человечества представляет собой образование, существование и смену цивилизаций, каждая из которых развивалась по особому сценарию и оставила свой особый след в мировой истории. Однако различие между ними не предполагает противоположности и противостояния, и между самыми далекими друг от друга формами цивилизации существует определенное сходство, вытекающее из единства фундаментальных принципов организации общества и цивилизации. Но сегодня между людьми Востока и Запада, безусловно, существует пропасть, что является одной из характерных особенностей современного мира.

Свойства общества

Важным свойством общества считается его относительная автономность и самодостаточность.

Автономность означает способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям. Конечно, в современном мире усиливаются международные контакты, происходят процессы глобализации, европейской интеграции и т. п. Очевидно, что в этих процессах велика роль не только объективных, но и субъективных обстоятельств. Это усиливает противоречивость происходящих процессов и вызывает иногда острые конфликты.

К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.

Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.

С понятием автономности сближается свойство саморегулирования. Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне.

Долгое время считаюсь абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.

Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.

Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.

Характерным свойством общества считается социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов — государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это — не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.

Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.

Термин "общество" имеет несколько определений.

В широком смысле слова общество

- это формы организации и способы взаимодействия людей и социальных групп, которые обособились от природы, но тесно с ней связаны, и являются частью материального мира.

Понятие общества

в узком смысле представляется в нескольких вариациях:
1. Общество как совокупность людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).


Признаки общества:

а) целостность - означает что общество состоит из взаимосвязанных компонентов (элементы общества);
б) открытость - общество открыто для появления чего-либо нового;
в) устойчивость - общество стремиться к самосохранению
г) динамичность - общество находится в постоянном движении; статичность обществу не свойственно.


Функции общества:

→ репродуктивная - воспроизведение рода.
→ производственная - производство материальных и духовных благ.
→ регламентирующая - установление правил поведения людей в обществе.
→ социализирующая - приобщение человека к достижениям цивилизации.


Общество и природа между собой тесно взаимосвязаны.

Весь материальный мир (планета Земля) состоит из двух частей: общество и природа.
Их взаимодействие может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер.
Пример конструктивного взаимодействия общества и природы: первые поселения вдоль рек, сельскохозяйственное производство.
Пример деконструктивного взаимодействия: осушение водоемов, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды.
Как общество может влиять на природу, так и природа может влиять на общество.
Пример влияния общества на природу→ изменения русла реки.
Пример влияния природы на общество→стихийное бедствие (ураган, землетрясение, цунами).


Культура - вся преобразовательная деятельность человека.

Под влиянием чего развивается общество:
1. Идеалисты считают, что - общество изменяется под влиянием идей человека.
2. Материалисты считают, что - общество изменяется под влиянием желания человека жить в комфорте.
3. Натуралистический подход - общество изменяется под воздействием сил природы.
4. Большинство ученых сходятся во мнении, что - общество изменяется не под воздействием какого-то одного подхода, а под воздействием нескольких.

Общество это динамическая система.

Динамическая - потому, что находится в постоянном движении, статичность обществу не свойственно.
Система - потому, что состоит из взаимосвязанных элементов, подсистем общества.
Сферы общества (подсистемы/элементы):
а) социум
б) политика
в) экономика
г) духовный мир

Общественный процесс - пространственно-временное понятие, включающее в себя жизненные вехи различных поколений людей.

Тенденции общественного процесса:
- прогресс (движение от низших форм к сложным)
- регресс (наоборот, деградация).

Критерии общественного прогресса:
прогрессивное развитие производства
степень развитости науки
уровень жизни населения
уровень защиты чести и достоинства личности
уровень нравственности

Формы общественных изменений:
1. Эволюция
2. Революция
3. Реформа
4. Модернизация

>>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Обществознание: Что такое общество

Конспект урока к предмету Обществознание 10 класс

Тема

Ход урока

Понятие общества

Человек – это такое общественное существо, которое способно реализовать свои возможности только в обществе. Только с осознанием понятия социума, мы можем правильно понимать определенные действия человека, его отношения и связи или условия проживания.

Общество не появилось спонтанно, оно существовало всегда, в разные времена и эпохи, когда человек еще даже не имел представления о том, что такое страна или государство. Первоначально, общество в основном ассоциировалось с государством. Сейчас под этим термином подразумевают, такое объединение людей, при котором они владеют общей территорией и государственным устройством.

Определение общества

Общество – это особая структура жизни человека и его деятельности, которая развивается благодаря социальным законам.

Также под понятием общества иногда используется такой термин, как «социум». В переводе с латинского «социум» - это слово означает объединение, совместный труд, общественная жизнь.

Социальные процессы общества тесно связаны с различными науками и изучаются разными общественными дисциплинами:



Социальная философия – это такая наука, которая непосредственно изучает состояние общества вместе с законами и функциями, а также его непосредственную взаимосвязь, как с природой, так и с окружающим миром. Ведь общество возникло благодаря природной эволюции, и остается ее непрерывным процессом движения в материальном мире.

Характерные эволюционные черты общества:

Это своеобразная организация, которая владеет такой структурной базой и сочетает в себе не только духовное и материальное производство, но и так называемую, социальную структуру, и различные виды отношений.
Общество обладает различными возможностями наследования и методами передачи информации.
Ее главной отличительной чертой социальной материи от других способов движения, является сочетание разных материальных и духовных процессов, а также сознания.

Общество относится к такой системе, которая постоянно развивается. Ее развитие происходит постепенно и по определенным закономерным этапам.

Показатели развития общества:

Своеобразный характер отношений в обществе;
Фактор духовного уровня человека;
Демократичность социального общества.

Главные черты современного общества:

Это его масштабы производства;
Информационные методы человеческих отношений;
Технологические процессы;
Формы демократии;
Глобальное развитие науки и культуры;