Что такое древний восток кратко. Краткая история древнего востока

Введение
1. Древняя Месопотамия
2. Древний Египет
3. Древняя Индия
4. Древний Китай
Заключение
Список использованных источников

Введение .

Начиная с IV по II тыс. до н.э., на Востоке возникают четыре центра цивилизации: междуречье Тигра и Евфрата, долины Нила, Инда и Хуанхэ. В истории развития этих государств немало общего. Можно выделить шесть главных направлений развития цивилизации этого периода:

1) создание производящего хозяйства, приносящего значительный прибавочный продукт, позволяющий создать рационально организованную экономику, развить торговлю;

2) создание института частной собственности и владения имуществом, а, следовательно, появление социального расслоения прежде единой первобытной общины;

3) появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты – института государства и права;

4) появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона;

5) возможность монументального строительства;

6) создание письменности, изобретение которой - свидетельство гигантского скачка в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

1. Древняя Месопотамия.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э., были древние государства Месопотамии. С севера на юг страну пересекали две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями. В IV тыс. до н.э. здесь возникли земледельческие поселения, были построены ирригационные каналы и другие оросительные сооружения. Ирригация привела к росту населения, и скоро в Месопотамии появились первые города-государства, с общей культурой.

Техника:

С помощью простейших инструментов шумеры построили каналы, которые образовали огромную ирригационную систему. Поливное земледелие способствовало повышению урожайности и росту населения. Наравне с земледелием важнейшим занятием стало ремесло. Из местного сырья была лишь глина, тростник, асфальт, шерсть, кожа и лен.

Это и послужило основой раз­вития гончарного и кирпичного производства, когда было изобретено колесо, появившееся пять тысяч лет назад. На основе колеса появился гончарный круг, достигло расцвета керамическое производство. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончар­ном деле. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины. Камыш и тростник использовались для из­готовления плетеных вещей и в кораблестроении. Гончарные сосуды стали предметом экспорта. Обмен достижениями с другими государствами способствовал тому, что гончарный круг, колесо и ткацкий станок появились в других цивилизациях. Позднее в Месопотамии было изобретено стекло.

Пле­мена Месопотамии дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Металлообработка в Междуречье появилась раньше, чем в других цивилизациях. Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий. Из драгоценных металлов произво­дились великолепные ювелирные изделия. В технологии производства ювелирных изделий применя­лись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, уп­ряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали осно­вой зарождения текстильного производства. Ткани производи­лись не только из шерсти, но и из льна, а затем хлопка.

Строительная техника Междуречья отличалась своеобразием, так как нехватка леса и камня и сухой климат способствовал использованию сырцового кирпича. Из него строили дома, крепостные стены, храмовые башни-зиккураты. Обожженный керамический кирпич из-за дороговизны использовался для облицовки. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях большой величины массивные ступенчатые храмовые башни-зиккураты. Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Кладка стен укреплялась веществом, изготовлен­ным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отде­лывались мозаикой. Среди памятников архитектуры Междуречья – Висячие сады Семирамиды, Вавилонская башня и крепостные стены Вавилона с воротами, посвященными богине Иштар.

Наука:

Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н.э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отобра­жали конкретные предметы, поня­тия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распростра­нилась по всему Ближнему Восто­ку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского, греческого.

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятеричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадрат­ных и кубических корней, принцип арифметической и геомет­рической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умноже­ния, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инстру­менты - наподобие счетов.

Необходимость определения нахождения человека на мест­ности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех сторонах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Знание астрономии позволило жрецам создать систему ка­лендаря. Год состоял из 365 дней, делился на 12 частей - меся­цев.

География как наука сложилась в Месопотамии. В III тыс. до н. э. жителям этой страны были известны не только сторо­ны света, но и первые географические карты, выполненные на глиняных табличках.

В Месопотамии примерно в 2000 г. до н.-э. изобрели в каче­стве моющего и дезинфицирующего средства мыло. Его варили из растительного масла и щелочи.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

2. Древний Египет.

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил на основе ирригационного земледелия, сочетавшегося с животноводством и ремеслом. Произошел переход к высокоурожайному поливному земледелию, вызвавшему выделение ремесла в самостоятельную отрасль. Образование государства и становление царской власти позволили сконцентрировать усилия многих египтян на строительстве огромных и сложных сооружений хозяйственного и культового значения.

Техника:

Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов, подъем­ных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью ко­торых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня, что в 10 раз увеличило площадь обрабатываемых земель.

Орудия труда в сельском хозяйстве Египта долго остава­лись примитивными. В основном это были мотыга, плуг, серп с кремневыми резцами, замененный позднее на металлический. В стране были ог­ромные запасы различного камня. Его рано научились обрабатывать, полировать. Из камня делали ножи, топоры, тесла, на­конечники стрел, резцы для серпов. Камень был строительным материалом. Из тяжелых каменных блоков и плит, хорошо об­работанных и подогнанных друг к другу, сооружали огромные храмы, пирамиды, здания. Из раковин делались рыболовные крючки.

В Египте рано стала развиваться металлургия. Выплавлялись медь и свинец. Высо­кого уровня достигло ювелирное производство. Появились новые спо­собы обработки золо­та: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ков­ка и т. д.

В Египте впервые была разработана технология изготовле­ния материала для письма - папируса. Для этих целей с начала III тыс. до н. э. использовалось травянистое растение папирус, стебли которого разрезались на полоски и накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сдавливались под прессом, а затем высушивались. Как писчий материал папирус использо­вался на Ближнем Востоке и в Европе даже в Средние века.

Среди оригинальных изобретений египетских ремесленников были фаянс и глазурь. Важным достижением стало изобретение пастового стекла. По всему древнему миру славились египетские фаянсовые бусы, покрытые глазурями.

Архитектура и строительное дело египтян имело отличия от Междуречья. Из камня строились только храмы и погребальные сооружения, в первую очередь пирамиды. Самыми яркими сооружениями Древнего Египта являются пирамиды, Сфинкс, храмы Луксор и Карнак, скальный храм Рамсеса в Абу-Симбеле. Кроме пирамид, храмов, дворцов в стране велось строи­тельство дорог, каналов.

Был изобретен первый замок – устройство с блокировкой посредством вертикальных штифтов-задержек. Первые замки изготавливали египетские столяры и плотники, так как все элементы корпуса, механизма и крепежные детали были деревянными.

Наука:

В Египте впервые появились солнечные и водяные часы. Благодаря бальзамированию егип­тяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учении о кровообращении, об “идущих от сердца 22 сосудах”. В Египте был создан первый в истории Старого Света солнечный календарь, делящий год на месяцы и дни, которых египтяне насчитывали 365. Началом года считался день 19 июля (1 Тота), когда на горизонте перед восходом Солнца впервые после примерно 70 суток невидимости появлялся Сириус. Египетский год делился на три времени: «разлив», «зима» и «лето» – по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользовались на протяжении многих веков до появления юлианского календаря.

Математика была основана на десятичной системе счисления со специальными знаками для каждой десятичной единицы более высокого разряда - системе, которая нам знакома благодаря римским обозначениям, основанным на том же принципе. Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями. Все дроби сводятся к сум­мам основных дробей, то есть дробей, имеющих числителем единицу. Самым замечательным результа­том в египетских измерениях была формула для объема усеченной пирамиды с квадратным основанием. Египтяне ввели число. Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция, и располагали довольно хорошим приближением площади круга.

3. Древняя Индия

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, ока­завшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии. Эту цивилизацию называют также цивилизацией Мохенджо-Даро или Хараппской. Новациями в сельском хозяйстве были культивированные рис и хлопок, которые в Индской цивилизации появились раньше, чем в других районах Древнего Востока. Местные жители впервые стали одомашнивать кур.

Техника:

Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуж­дало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. - сахарный тростник.В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Даль­нейшее развитие получило хлопководство. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом.

Высокого уровня достигли ремесла. Индская цивилизация была знакома с гончарным кругом, а керамические строительные материалы получили широкое распространение. Почти все постройки были из обожженного кирпича, водопроводные и канализационные трубы были керамическими, полы в домах, дворах и даже улицы мостились керамическими плитами на илистом или асфальтовом растворе. Сосуды и кирпичи об­жигались в специальных печах. Добывались медь, олово, сви­нец, золото и серебро. Производились бронзовые и другие сплавы металлов. В металлообработке уже применялись литье, ковка листа и заклепки. В ткацком производстве в качестве сы­рья использовался хлопок. Было развито ювелирное мастерство. Изделия изготовлялись из золота, серебра, камней.

Наиболее быстрыми тем­пами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хло­пок, как сырье и готовые ткани, был предметом ин­дийского экспорта в сосед­ние страны. Развивались ме­таллообработка и деревооб­работка.

Наука:

Расцвету экономики Древней Индии в VI- IIIвв. до н.э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области ас­трономии, математики, медицины.

В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие ос­новой письменности в странах Юго-Восточной Азии.

Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней.

Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пыта­лись лечить. Изучаются лечебные свойства растений и состав­ляются лекарства. Появляются врачи различных специально­стей: хирурги, терапевты.

Выдающееся достижение древнеиндийской науки – создание десятичной системы счисления. Так же индийцы умели вычислять степени и корни, были предложены способы решения уравнений 1, 2, 3, 4 степени.

4. Древний Китай

Самую крайнюю восточную часть Азии занимает Китай. Китайская цивилизация начала складываться во II тыс. до н.э. Особенностью китайской культуры было то, что сложилась самобытная цивилизация, не имевшая контакта с другими государствами Древнего Востока.

Этнически однородное население, называвшее себя народом хань, позволило создать сильное централизованное государство. Над его созданием трудились многие династии китайских императоров. Ханьцы построили Великую Китайскую стену и проложили Великий шелковый путь, создали философию жизни даосизм и конфуцианство. Возведенные ими дворцы, мосты, каналы и храмы восхищали чужеземцев.

Техника:

В Китае были освоены технологии, долгое время не известные Западу: шелк, бумага, фарфор. Китайцы самостоятельно совершили ряд открытий: изобрели колесо, гончарный круг, освоили технологию плавки меди, олова, получения сплава бронзы, узнали токарный и ткацкий станки. Другими сферами китайской изобретательской мысли была техника использования нефти и природного газа. Для этих целей строились деревянные резервуары для хранения этого сырья и делались бамбуковые газопроводы. Китайцы изобрели компас, взрывчатые и пороховые смеси, которые использовались для фейерверков.

Успешное ведение сельского хозяйства зависело от дожде­вых осадков. Поэтому уже в древние вре­мена китайцы создавали системы искусственного орошения. Орудиями труда бы­ли мотыга, затем появился плуг.

Китайцы первыми стали заниматься шелководством. Изобретение в Китае технологии получения шелковых ни­тей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Китайские мастера изо­брели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса.

Древний Китай славился своими ремеслами. Со времен неолита здесь достигли вы­сокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. Больших успехов добились китайские ремесленники в об­ласти металлургии. Высокохудожественные и качественные из­делия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхи­щают мир.

Китайцы первыми изобрели прототип сейсмографа. Изобрели пушку.

Самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников.

Наука:

Большое внимание уделялось агротехнике. Уже в эпоху Чжоу появляется система смены полей, при которой земельный участок делился на три части. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром. Китайцы первыми стали применять органические удобрения и вести борьбу с вредителями сельско­хозяйственных растений. Применялись также биологические способы борьбы с вредителями. Напри­мер, для защиты цитрусовых деревьев использовались желтые муравьи. Для защиты хризантем от вредителей раз­водили богомолов.

В I в. до н. э. в Китае стали выращивать чай. Сначала ли­стья чая использовались как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах.

Уже в середине II тыс. до н. э. в Китае появляется пись­менность в виде иероглифов-пиктограмм (картинок). Отдельные слова обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозна­чать понятия.

Потребности повседневной жизни вызвали появление зна­ний в области математики. В эпоху Шань китайцы уже облада­ли знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.

Необходимость составления календаря стала основой разви­тия астрономических знаний. Во II тыс. китайские астрономы не только разработали календарь, но могли вычислять и пред­сказывать солнечные и лунные затмения, составили карту звездного неба.

В III в. до н. э. китайцы со­ставляли географические карты Древнего Востока.

Заключение

Возникновение первых цивилизаций в Шумере и Египте резко изменило всю картину древности. В бескрайнем мире первобытных племен появились высокоразвитые центры.

Крупнейшим достижени­ем явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и искусственных водоемов.

Одновременно в течение III тысячелетия до н. э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока,- в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Заметные изменения происходят и в уже сложившихся в III тысячелетии до н. э. хозяйстве обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов - золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника- появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рацио­нальная организация массового применения труда и жесто­кая эксплуатации строителей - свободных общинников и рабов - позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае - вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Считается, что появление письменности есть фактор накопления человеческих знаний. Благодаря науке развиваются все сферы деятельности человека, и в первую очередь устройство жизни самого общества, его быта, хозяйства.

Список использованных источников

1. В.И.КУЗИЩИН. История Древнего Востока. “Высшая школа”, 1999
2. Дж. М. Робертс. Доисторическое время и первые цивилизации. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том 1. – М.: БММ АО, 1998.
3. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: АСТ-пресс, 1998.
4. Википедия

Реферат на тему “Древний Восток” обновлено: Декабрь 12, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Древний Восток - это огромный мир государств, народов и племен, протянувшийся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40° северной широты. О географических и временны́х границах понятия «Древний Восток» среди исследователей до сих пор ведутся споры. Большинство отечественных ученых считают началом древневосточного этапа истории человечества рубеж 4-3-го тысячелетий до н. э., т. е. время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии, концом - первые века новой эры. Этому периоду предшествовали шесть-семь тысячелетий «предыстории», когда в нескольких районах Азии, Африки и Европы возникли и стали развиваться земледелие, скотоводство, ремесла (гончарство, ткачество, обработка металлов), появились первые оседлые поселения. До X-го тысячелетия до н. э. люди повсюду жили исключительно собирательством, охотой и рыболовством.

Карты государств Древнего Востока.

Развалины Карфагена - некогда могущественного города-государства на севере Африки.

Пирамида и сфинкс в Гизе.

Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. XIV-XV вв. до н. э. Египет.

Перечислим наиболее важные государства Древнего Востока. На северном побережье. Африки, напротив острова Сардиния, в IX в. до н. э. выходцами из Финикии был основан город Карфаген, который со временем подчинил себе многие области на юге современной Испании, в Сицилии и Северной Африке. В III-II вв. до н. э. карфагеняне вели кровопролитные войны с Римом, закончившиеся падением Карфагена в 146 г. до н. э. (см. Древний Рим). К востоку от Карфагена, у западной границы дельты Нила, лежала Ливия. Во 2-м тысячелетии до н. э. ливийцы неоднократно сталкивались с египтянами, а в X в. до н. э. один из ливийских царей стал фараоном Египта. Древний Египет занимал территорию дельты и долины Нила до 1-го порога; в некоторые периоды власть египетских фараонов распространялась далеко за эти пределы - на Синай и Восточное побережье Средиземного моря, а также вверх по течению Нила до 4-го порога.

К югу от Египта в 1-м тысячелетии до н. э. в долине Нила существовали царства Напата и Мероэ, а на африканском берегу Красного моря - Аксум (см. Африка в древности и в средние века). На аравийском берегу Красного моря лежали царства Саба и Майн, а севернее, у залива Акаба, - Набатейское царство.

Восточное побережье Средиземного моря занимали финикийские города Тир, Сидон и др.; в долине Иордана в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. существовало Израильско-Иудейское царство. Дальше от моря, в Сирии, располагалось несколько сравнительно небольших царств с центрами в городах Алалах, Эбла, Димашк, Каркемиш, которые то попадали в зависимость от своих могущественных северных и восточных соседей, то успешно противостояли им.

Многочисленные государства существовали на территории Малой Азии. Сначала там жили хатты, а во 2-1-м тысячелетиях до н. э. - хетты, основавшие крупную империю. В VII-VI вв. до н. э. почти вся западная часть малоазийского полуострова вошла в состав Лидийского царства. В области озер Ван, Урмия и Севан, а также на территории Закавказья в 1-м тысячелетии до н. э. сложилось государство Урарту.

На юге Месопотамии, в Двуречье, в начале 2-го тысячелетия до н. э. насчитывалось более двух десятков шумерских городов-государств (Урук, Ур, Киш и др.). В XXIV в. до н. э. населенное шумерами Двуречье было завоевано аккадцами, распространившими свое господство на все междуречье Евфрата и Тигра. Во 2-м тысячелетии до н. э. здесь образовались два крупных царства - Вавилония на юге и Ассирия на северо-востоке. В VII в. до н. э. ассирийские цари подчинили себе всю Месопотамию, Сирию и Египет. Однако Ассирийская «мировая» держава просуществовала всего несколько десятков лет и в конце VII в. до н. э. пала под натиском мидян и восставших вавилонян.

Юго-западные области современного Ирана в 3-1-м тысячелетиях до н. э. занимал Элам, с которым жители Междуречья вели войны на протяжении всей своей истории. Мидия (на севере Ирана) и Персида (на юго-востоке) - две области, откуда иранцы начали свои походы, приведшие к созданию могущественной Персидской державы Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.). Держава Ахеменидов в конце IV в. до н. э. была завоевана Александром Македонским (см. Держава Александра Македонского). На ее территории возникло несколько эллинистических государств, где основателями правящих династий стали полководцы Александра. Позднее здесь возникло Парфянское царство, ведшее упорную борьбу с римлянами за господство на Востоке (см. Эллинизм).

Маска Тутанхамона. Новое царство. Середина XIV в. до н. э. Египет.

В бассейне реки Инд с середины 3-го до середины 2-го тысячелетия до н. э. процветали многочисленные города индской цивилизации (Хараппа, Мохенджо-Даро). Со 2-й половины 2-го тысячелетия до н. э. начинается заселение Северной Индии пришедшими с северо-запада племенами ариев.

Наконец, в Китае, в среднем течении реки Хуанхэ, около 1500 г. до н. э. складывается государство Инь, с центром в городе Шан. В XI в. до н. э. Инь завоевали пришедшие с верховьев Хуанхэ племена чжоу. В VII в. до н. э. царство Чжоу приходит в упадок: на его территории и на соседних землях образуется несколько государств, ведущих между собой борьбу за главенство. С середины 1-го тысячелетия до н. э. осваивается долина реки Янцзы и южные районы страны. Первым централизованным государством в Китае стала Империя Цинь (221-206 до н. э.). Она просуществовала всего 14 лет и распалась в результате народного восстания. Предводитель восставших - мелкий чиновник Лю Бан принял титул императора и провозгласил начало новой династии Хань (206 до н. э.-220 н. э..).

Земледельческие цивилизации Древнего Востока окружали полукочевые и кочевые племена амореев, арамеев и арабов в Аравии и Сирийской степи; киммерийцев и скифов в степях Северного Причерноморья; ираноязычных кочевников на юге Средней Азии; «северных варваров» у границ Китая. Эти кочевые народы то торговали со своими оседлыми соседями, то нападали и грабили их, то сами становились жертвами ответных военных походов.

Приведенный неполный перечень древневосточных государств и народов позволяет увидеть, какую пеструю картину представлял собой Древний Восток. Здесь и карликовые города-государства Шумера, и огромные империи, такие, как Хань или Персидская держава Ахеменидов, раскинувшаяся от Элефантины на Ниле до Гиндукуша. Различия между странами Древнего Востока на первый взгляд кажутся бесчисленными: у них разные климатические и природные условия, их население говорило на разных языках, отличалось обычаями, законами, верованиями; их разделяли порой многие тысячи километров в пространстве и сотни и тысячи лет во времени.

Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах. Середина 2-го тысячелетия до н. э.

Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре. XV в. до н. э. Египет.

Однако при внимательном изучении оказывается, что между древневосточными странами существуют не только различия, но и сходство, причем если различия носят преимущественно внешний характер, то сходство наблюдается в основном - во всех странах Древнего Востока происходили сходные исторические процессы.

Важнейший из них - становление государственности и появление городской цивилизации. В различных уголках мира сравнительно небольшие поселки за довольно короткое время превращались в многолюдные укрепленные города. За этой наглядной переменой крылись глубокие изменения в жизненном укладе людей. Население поселков было довольно однородным (т. е. не разнилось сильно по уровню зажиточности); в жизни людей все определяли родственные отношения и связи; управляли такой общиной старейшины из наиболее влиятельных родов. Власть старейшин покоилась на их личном авторитете и на той поддержке, которую им обязаны были оказывать в случае необходимости родственники.

Через 100-150 лет картина изменилась. Власть сосредоточилась в руках правителя города - предводителя воинов или главного жреца. Он опирался уже на дружину, которую сам содержал, и на аппарат управления, состоявший из разного рода управляющих, хранителей, надзирателей и т. п. Они руководили общественными работами (проведением оросительных каналов, строительством городских стен, храмов) и собирали с населения налоги на общественные нужды, в том числе на содержание дворца и храмов. Используя свою власть, правители и верхушка общества стремились присваивать все большую долю ценностей, создававшихся трудом их сограждан. В некогда однородном обществе произошло резкое имущественное расслоение. Родовые отношения вытеснялись социальными, общественными: стала важна не принадлежность человека к тому или иному роду, а место, которое он занимал на «общественной лестнице», - простой ли земледелец, командир отряда воинов, управляющий храмовым хозяйством и т. д. Обедневшие и попавшие в зависимость от более удачливых соседей переставали быть полноправными гражданами. Появились и рабы, они считались полной собственностью своих хозяев (см. Рабство , Работорговля). Рабство в больших или меньших масштабах известно во всех странах Древнего Востока, на основании чего большинство отечественных историков считали древневосточные государства рабовладельческими.

Медная скульптурная голова, обычно называемая головой Саргона Древнего Ниневия. XII в. до н. э.

Статуя крылатого быка (шеду) у входа во дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине. 712-707 гг. до н. э.

Возникшее деление общества на слои и классы становится со временем очень жестким и закрепляется в письменных законах. Законы не только определяли обязанности и права различных категорий населения, но порой и предписывали каждой из них соответствующую одежду, пищу и т. д. В одном древнекитайском тексте, например, говорится: «Одежда зависит от ранга… При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе. одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы». Сходное положение наблюдалось и в других древневосточных государствах, хотя там подобные правила были, возможно, определены не столь мелочно, как в Китае.

Интересы различных групп населения постоянно сталкивались, и при этом возникали самые неожиданные союзы. Так, царям часто приходилось бороться за власть с крупным жречеством и опираться на мелких и средних земледельцев и торговцев. Время от времени случались стихийные выступления низов, но даже победа восставших не меняла по существу устройства и характера общества.

Город с прилежавшей к нему территорией (достаточной для того, чтобы его население могло прокормиться) представлял собой древнейший тип государства . Центром такого города-государства были дворец правителя и храм местного божества. Древневосточный храм не только место поклонения божеству, но и очень важный очаг хозяйственной жизни. В храмовых сокровищницах и хранилищах собирались огромные богатства; в случае голода из-за неурожая или осады храмовые запасы зерна раздавались населению.

В Египте, Двуречье, в долине Инда и Китае города-государства возникли самостоятельно, в других регионах - под влиянием и по подобию уже существовавших поблизости государств. Повсюду ранние города-государства враждовали с соседями, стремились завоевать их или полностью подчинить союз городов правителю одного из них. При благоприятных условиях складывались большие царства и даже «мировые» империи. Однако единство таких империй держалось лишь силой военного принуждения: выгод от подобного объединения для «провинций» было немного, а дань центральной власти - весьма обременительна. Только страх перед жесточайшими карами и полным разорением мог удержать в повиновении отдаленные области империи. Плохие дороги и отсутствие транспортных средств делали даже успешные карательные походы трудными и дорогостоящими предприятиями, которые истощали казну и держали государство в постоянном напряжении. Поэтому все древневосточные империи были недолговечными и в максимальных своих границах удерживались всего несколько десятилетий.

Изображение, сложенное из изразцов. Вавилон. VII-VI вв. до н. э.

Храм Махабалипурам. Индия.

Итак, на Древнем Востоке человечество впервые вышло из состояния первобытности и создало первые цивилизации . Здесь были заложены основы, надолго определившие последующий ход всемирной истории. Именно на Востоке были сделаны важнейшие открытия в области материальной культуры: одомашнены многие виды животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд), выведены культурные злаки и растения (пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые, виноград, финиковая пальма), выработаны ценные земледельческие навыки. Люди научились обрабатывать металлы (медь, серебро, золото, железо), изготавливать стекло, фаянс, фарфор, бумагу, строить надежные корабли для дальних плаваний, возводить гигантские сооружения. Более чем на 5000 км протянулась Великая китайская стена, каменный вал 10-метровой высоты, построенный в III в. до н. э. для защиты страны от вторжений северных кочевников. До сих пор поражают путешественников египетские пирамиды (см. Семь чудес света).

На Древнем Востоке появилась письменность , быть может, самое важное из древневосточных изобретений, которое обеспечило накопление и надежную передачу знаний от поколения к поколению. Древние памятники письменности - египетские папирусы и надписи на стенах гробниц и храмов, месопотамские глиняные таблички, покрытые клинописью, арамейские и древнееврейские письмена на пергаменте и черепках сосудов - рассказывают о жизни древневосточных народов, об их верованиях, обычаях, законах; они сохранили для нас древние эпические сказания и песни, легенды и исторические предания, труды по различным отраслям знания - математике, астрономии, географии, медицине. В крупных храмах и во дворцах правителей собирались целые библиотеки древних «книг». При раскопках Ниневии в руинах дворца ассирийского царя Ашшурба-напала (669-626 до н. э.) археологи нашли 25 000 клинописных табличек! Здесь были деловые документы, донесения лазутчиков, посылавшихся в соседние страны, решения по судебным делам и сборники законов; на многих табличках были записаны шумерские и ассирийские молитвы, заговоры, медицинские рецепты, двуязычные (шумеро-аккадские) словари, гадательные тексты, донесения астрологов и предсказателей, сводки наблюдений за небесными телами, математические задачи и т. п. (см. Архивы).

Выдающихся успехов вавилоняне достигли в астрономии: они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, определили продолжительность солнечного года с точностью до 4 минут. Труды вавилонских астрономов Набуримани и Кидинну (IV в. до н. э.) были переведены на греческий язык. Вавилонская система мер и весов лежала в основе многих последующих и была окончательно вытеснена из употребления только в прошлом веке введением метрической системы. До сих пор. мы делим круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, используя древнемесопотамскую шестидесятеричную систему счисления.

Из Месопотамии дошло несколько сборников законов. Лучше других сохранился свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Древнейшие записи волшебных сказок были найдены на египетских папирусах. Некоторые из этих сказок напоминают арабские сказки «Тысяча и одной ночи». Самые древние записанные эпические поэмы происходят из Месопотамии.

Это эпос о Гильгамеше, полулегендарном царе шумерского города У рука, который пытался найти «траву бессмертия» и избавить людей от смерти; поэма о сотворении мира богом Мардуком - «Энума элиш»; поэма о сотворении человека и потопе. Огромные эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна» были сложены в Древней Индии. Многие сотни лет они передавались изустно; записали их сравнительно поздно, в начале средних веков. Вспомним и о Библии, книге, создававшейся более тысячи лет и почти две тысячи лет определявшей облик европейской культуры (см. Мифология).

Наконец, следует сказать, что на Древнем Востоке сложились религиозные и религиозно-философские учения, которые оставили глубокий след в истории духовного совершенствования человечества: конфуцианство и даосизм - в Китае, индуизм и буддизм - в Индии, зороастризм - в Иране, иудаизм и христианство - в Палестине (см. Религия).

Цивилизация Древнего Востока оказала значительное влияние на античную (греко-римскую) Европу и на средневековый мусульманский Восток, а через них и на мировую культуру нового времени. Для многих стран Востока (например, Китай, Индия, Израиль) традиции, восходящие к эпохе древности, живы и сейчас и продолжают во многом определять жизнь миллионов людей.

Главные очаги первобытных земледельческих культур находились на территории Передней Азии. Однако процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству шел и в других регионах мира, вплоть до Юго-Восточной Азии. Первые поселения тяготели к небольшим водоемам или таким местам, где земледелие возможно благодаря дождевому орошению и мягкой почве, возделываемой с помощью мотыги и примитивной сохи. Это было в период неолита.

На основе раннеземледельческих культур в эпоху энеолита складываются первые цивилизации. Дело, однако, не в самом появлении нового материала – меди. Медные орудия труда использовались не так уж часто и не всегда имели преимущество перед каменными. За несколько тысячелетий, отделяющих «век камня» от «века металлов», люди изменились сами – и в процессе производственной деятельности, и с приобретением социального опыта.

Первые цивилизации появились не на месте древнейших земледельческих культур, а там, где люди прежде избегали селиться, – в долинах великих рек (Нил, Евфрат). На мягких аллювиальных почвах сложилось высокоурожайное земледелие, основанное на использовании различных ирригационных систем. Относительные излишки продовольствия позволяли создавать его запасы, необходимые как гарантия выживания. В зонах искусственного орошения увеличивалась численность населения, возникали поселения раннегородского типа с плотной застройкой и укреплениями. Развивалось социальное расслоение и складывались государственные институты.

Государства образуются первоначально вокруг городов с прилегающей сельской территорией, в границах, определяемых естественно-географическими или хозяйственными условиями: между рукавами реки, вокруг магистрального оросительного канала и т. п. Таковы египетские номы и шумерские государства.

Во главе их стоит обычно наследственная знать (номархи в Египте) или жрецы – руководители общины, сконцентрированной вокруг местного храма (в Шумере). Для ранней древности характерны крупные хозяйства – царские, вельможные, храмовые. В них обычно занят зависимый люд, объединенный в трудовые отряды. Ремесленники и торговцы обслуживают такое хозяйство, действуя, к примеру, как храмовые работники или служащие царского двора. Для нужд учета была изобретена письменность – сначала пиктографическая, затем словесно-слоговая (египетская иероглифика, шумерская клинопись).

Типичным явлением были трудовые повинности, к которым привлекалась основная масса населения. Представляли их всегда как направленные на общее благо, но зачастую они сводились к обслуживанию политической элиты, которая монополизировала право говорить от имени народа. В Египте уже в начале III тысячелетия до н. э. сложилась обожествляемая власть, в Шумеро-Аккадском царстве деспотическая форма государственного устройства установилась в последней трети того же тысячелетия. «Земные боги» строили монументальные памятники в религиозных и политических целях (пирамиды в Египте, храмовые башни-зиккураты в Месопотамии).

Внешняя политика ранних государств еще напоминала войну племен или общин, предводители которых регулярно нападали на соседей главным образом не с целью завоевания территории, а для грабежа, захвата добычи. Пленных первоначально, видимо, брали редко, ибо их труд было недостаточно выгоден, а принуждать их к работе было небезопасно. Чаще уводили в плен женщин, которых можно было использовать как наложниц и в виде прислуги. Однако развитие рабства способствовало тому, что захват в чужой стране «двуногого скота» стал явлением столь же распространенным, как и «четвероногого».

Общинному типу государства соответствовал и тип религий, главным в которых было устройство празднеств с кормлением богов (жертвоприношениями) и угощением для всего коллектива. Это были религии, самую основу которых составляло строгое исполнение ритуальных церемоний, а неисполнение грозило страшными бедствиями всем. Догматику заменяла мифология. Проблема индивидуальной веры вовсе не вставала.

Ранние цивилизации существовали как разрозненные очаги в море первобытных племен. Однако надо сказать, что такие очаги уже в III тысячелетии до н. э. находились не только в долинах Нила, а также Тигра и Евфрата (Междуречье), но и в Восточном Средиземноморье, в Юго-Западном Иране (Элам), в Центральной Азии – вплоть до отдаленной Хараппы. Судьбы каждого из них складывались по-разному: одни просуществовали в течение тысячелетий, другие – лишь несколько веков, растворившись затем среди окружающих варварских племен.

Показателен пример так называемой Индской цивилизации с такими ее «мегаполисами», как Мохенджо-Даро и Хараппа, своеобразной письменностью и замечательным искусством. Она охватывала всю территорию современного Пакистана и северо-западный регион Республики Индия, а в первой половине II тысячелетия до н. э. загадочным образом погибла, утеряв все характерные черты цивилизации (городское строительство и ремесло, профессиональное искусство и письменность). Как бы ни был решен в науке вопрос о причинах ее гибели, стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве поселений хараппской археологической культуры не найдено знаменитых печатей и надписей, да и вообще каких-либо следов знакомства с письменностью. Высокая культура была свойственна лишь верхушке населения крупных городов. Переход от цивилизации обратно к первобытности мог быть почти незаметен для большинства населения. Ранние цивилизации кажутся весьма непрочными: тонкий налет цивилизованности отнюдь не исключает возвращение общества в первобытное состояние.

Картина понемногу меняется во II тысячелетии до н. э. Возникшее не только в Египте, но и в Вавилонии крупное государство объединило множество старых городских общин в единое целое. Территориальные общины состояли из больших патриархальных семей. Рабы довольно широко использовались в домах состоятельных людей, но положение их напоминало статус младшего члена семьи. В то же время и статус последнего бывал похож на рабский – как в отношении главы семьи, так и в отношении государственной власти. Важнейшим источником пополнения числа рабов являлся, очевидно, естественный прирост – результат сожительства рабов и рабынь (так же, как у домашнего скота). Имела место тенденция к развитию долговой кабалы, приближавшей должника к состоянию рабства. Но общинная и родственная солидарность, старинные традиции и религиозные нормы, наконец, прямое вмешательство государственной власти – все препятствовало переходу общества к этому естественному следствию социально-экономического развития.

В это время международная торговля остается все еще слишком рискованным предприятием для индивидуальной коммерческой деятельности. Поэтому она оказывается в руках крупных кланов, объединений, основанных как на общих интересах, так и на родстве, этническом происхождении (например, Канишская торговая колония в начале II тысячелетия до н. э.).

К середине данного тысячелетия начинают создаваться крупные державы, далеко выходящие за свои естественные границы – как этнические, так и географические. Целью завоевания становится уже не просто грабеж, а присоединение территории и взимание регулярной дани. Египет в эпоху XVIII династии к собственной территории прибавляет несколько обширных провинций, состоящих из зависимых городов и княжеств. Такая административная конструкция смогла просуществовать два-три века. Массивы государственных земель используются чаще всего не для организации крупных хозяйств, экономический эффект от которых сомнителен. Земли отдают в аренду, используют наемный труд. Для многих стран типична система должностных владений, при которой участок становится натуральной формой оплаты за выполняемую службу (административную, военную, жреческую).

II тысячелетие до н. э. – эпоха расцвета бронзового века. Для социальной структуры общества этого времени характерно господство аристократии. В середине тысячелетия сначала в Передней Азии, потом в Египте и в других странах – вплоть до далекого Китая – распространяется легкая боевая колесница, запряженная лошадьми. Колесница имеет и важный социальный смысл: знать выезжает на поле боя на колеснице – рядовые воины сражаются в пешем строю.

К цивилизации приобщаются новые области, далеко отстоящие от плодородных долин великих рек. Это плоскогорья и даже гористые районы, где живет редкое население – скотоводы и земледельцы, не имеющие широких пашен, но возделывающие сады и виноградники. В орбите цивилизаций оказываются такие «периферийные» области, как Малая Азия с народностями, говорившими на индоевропейских (анатолийских) языках, Верхняя Месопотамия и Сирия с западносемитским и хурритским населением (царство Митанни). Все более тесное общение между государствами Ближнего Востока создает в этом обширном регионе определенное культурное единство.

Приходит в движение лесостепная зона Юго-Восточной Европы. К концу тысячелетия миграции племен, говоривших на индоевропейских языках, начинают менять ситуацию на Среднем Востоке (Иран и Центральная Азия) и в Северной Индии. Индоиранцы (арии) имеют иные традиции, чем семитоязычные (или шире – афразийские) народы Ближнего Востока. Прежде всего, у них существует прочная социальная иерархия сословно-кастового типа. Арии ведут полукочевую жизнь, у них нет практики храмового строительства и поклонения изображениям богов. Их отношение к божествам более абстрактное, чем у древних жителей Египта или Междуречья. Если основой духовной культуры народов речных долин была письменность, то арии долгое время обходятся без нее, тщательно заучивая наизусть свои сакральные тексты (Авеста, Ригведа) и старательно оберегая их от посторонних – тех, кто не принадлежит к полноправным ариям. В процессе миграций культура индоевропейцев накладывается на различные субстраты: иранцы оказываются под большим влиянием народов Ближнего Востока с их тысячелетней историей, индоарии воспринимают наследие многочисленных первобытных племен Северной Индии и далеких потомков жителей Хараппы.

Древний Китай во II тысячелетии до н. э. продолжает развиваться в относительной изоляции. Иньское государство складывается в долине Хуанхэ. В ранней истории Китая можно назвать ряд таких черт, которые кажутся архаическими (вера в зооморфных родовых предков, человеческие жертвоприношения и т. п.). Но иероглифы на гадательных костях напоминают те, которые можно увидеть в современной газете.

В I тысячелетии до н. э. повсюду на Древнем Востоке – где раньше, где позже – наступил железный век. Широкое распространение металлических орудий труда делает менее необходимой общинную солидарность соседей и родственников. Большие семьи постепенно распадаются. Территориальная община меняет свой характер, обеспечивая помощь государству в сборе налогов и способствуя эксплуатации односельчан. Развитие индустрии железа (закалка, изготовление «стали») приводит к освоению обширных пространств, прежде мало пригодных для жизни. Изолированные очаги и зоны цивилизации все более сливаются, и теперь уже островками кажутся места расселения первобытных племен. Создаются сверхкрупные государства – мировые державы, или древние империи. Внутренний состав их, естественно, весьма пестр – по языку и этнической принадлежности, по условиям хозяйственной деятельности и образу жизни, по уровню развития цивилизации. Варварская периферия находится не только за границами империй, но и внутри этих границ («внутренняя периферия»). Правители, возглавляющие мировые державы, различными способами стремятся скрепить воедино принадлежащие им территории и навеки обеспечить власть своим потомкам. Они ведут особенно агрессивную внешнюю политику.

На Ближнем и Среднем Востоке одна мировая держава сменяет другую: Новоассирийское и Нововавилонское царства, Персидская держава Ахеменидов. Появляются новые правители и страны-лидеры, но общая тенденция развития остается неизменной. Процессы консолидации не завершаются с гибелью Персидской империи. Ей наследует держава Александра Македонского и огромные эллинистические государства (а к западу от них тогда же происходит возвышение Римской республики, захватившей все Средиземноморье). Южная Азия в III в. до н. э. впервые объединяется под властью династии Маурьев. В пределах того же столетия возникает и первая китайская империя (при династии Цинь). В начале новой эры Римская империя, Парфия, Кушанское царство и Ханьская империя делят мир от Атлантического до Тихого океана. Между разными, в том числе весьма отдаленными, частями этого мира устанавливаются регулярные связи.

На рубеже I тысячелетия до н. э. и I тысячелетия н. э. возникают синкретические культуры, соединяющие, казалось бы, несоединимое – черты совершенно разных цивилизаций. Формируются религии нового типа, в которых обрядность теряет прежнюю значимость и основное внимание уделяется догматике и этике. Рядом с традиционными жрецами появляются пророки, учителя, которые толкуют о высшей цели – спасении. Иногда это религии монотеистические, иногда – отрицающие саму фигуру бога-творца и ставящие учителя выше традиционных небожителей. Эти религии, как правило, стремятся не к сокрытию своих священных текстов от чужаков и непосвященных, а, напротив, к пропаганде, миссионерству, умножению числа последователей истинной веры. Личная, эмоциональная связь индивида с Богом для большинства этих религий представляется особенно важной. Буддизм и христианство уже в первые века нашей эры начинают завоевывать мир.

Огромная территория цивилизаций Старого Света к концу эпохи древности имеет четкие очертания – это зона, границы которой определены географическими и климатическими условиями. В северной части Евразии, в пустынях Аравии, в Тропической Африке переход к цивилизации совершается уже после окончания древности и начала новой всемирно-исторической эпохи – средневековья.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

совокупность ряда стран Юж. и Вост. Азии, Сев. и Сев.-Вост. Африки в период возникновения и существования рабовладельч. формации (с сер. 4-го тыс. до н. э. - для Шумера, с кон. 4-го тыс. до н. э. - для Египта, со 2-го тыс. до н. э -для Индии и Китая) до становления феодализма в первых веках н. э. Важнейшие из культур Д. В. сложились в долинах рек, где для развития земледелия необходимо было создание сети ирригац. сооружений. В бурж. ист. науке к странам Д. В. относят лишь древние культуры Бл. Востока, исключая Китай и Индию, цивилизация к-рых оказала меньшее влияние на Запад и поэтому не считалась классической.

В ср. века Д. В. (так же, как и антич. мир) систематически не изучался. Др.-вост. языки (кроме др.-евр., санскрита и китайского) и мн. системы письменности (егип. и хеттские иероглифы, клинопись и др.) были забыты. Источниками сведений о Д. В. были Библия и древние авторы. Однако изучение Библии находилось в руках богословов (христианских и иудейских), а отрывочные и неточные сведения Геродота и др. древних авторов принимались без всякой критики. Попытки объяснения немногих известных тогда др.-егип. надписей (П. Ланглуа (16 в.), А. Кирхер (17 в.)) сводились к произвольным догадкам. Случайные сведения о древних памятниках Востока доставляли путешественники: венецианец Марко Поло (13 в.), фриулец Одорико (14 в.), испанцы А. Говеа и Г. Сильва да Фигероа (17 в.), впервые обратившие внимание на клинописные тексты, и др. В кон. 16 в. португ. автор Мендоса впервые познакомил Европу с кит. ист. традицией, а в 17 в. дат. миссионер А. Роджер - с инд. лит-рой.

Первые попытки науч. исследования проблем Д. В. в зарубежных странах были сделаны европ. бурж. учеными - Б. Спиноза (17 в.) и франц. врач Ж. Астрюк (18 в.) применили критич. метод к изучению Ветхого завета. В 18 в. были переведены на англ. язык др.-инд. законы Ману. В 1799 во время экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта были обнаружены мн. памятники иск-ва и письменности этой страны (в т. ч. знаменитый Розеттский камень). В 1802 нем. филолог Г. Ф. Гротефенд нашел ключ к чтению перс. клинописи. В 1822 франц. ученый Ж. Ф. Шампольон дешифровал егип. иероглифику, в эти же годы англ. ученый Г. Роулинсон завершил дешифровку перс. клинописи. Он же вместе с другими учеными дешифровал в сер. 19 в. и. вавилонскую клинопись. В 1915-16 чеш. исследователь Б. Грозный интерпретировал хеттские клинописные тексты. В кон. 19 - нач. 20 вв. в пров. Хэнань были обнаружены надписи на костях животных и панцирях черепах, дешифровкой к-рых занимались Ло Чжэнь-юй, Ван Го-вэй и др. В течение 19-20 вв. раскопаны многочисленные города, храмы, гробницы в различных странах Азии и Сев. Африки. Обнаружены архивы 3-го - 1-го тыс. до н. э. и начала н. э., прочтены десятки тысяч надписей на др.-вост. языках. Объектом изучения стало прошлое малоизвестных народов (хеттов, урартов) и совершенно забытых (шумеров, митаннийцев). В связи с начавшимся превращением стран Востока в объект колониальной экспансии европ. держав складывается антинауч. теория превосходства европейцев над вост. народами (франц. ученые Р. дю Ман (17 в.), Ф. Вольней (18 в.), Ж. А. Кондорсе (18 в.)). Классич. оформление этой теории придал Г. В. Гегель в своей "Философии истории". Он объявил китайцев и индийцев неспособными к ист. развитию. Персы, финикияне, иудеи и египтяне, стоящие ближе к Европе, ставились им на ступень выше, но по сравнению с европ. народами считались менее одаренными. Изучение Д. В. в 19 в. сводилось к перечислению царей, описанию войн и придворных интриг и характеристике религ. систем. Нар. массы Востока изображались покорными и инертными. Культура каждой страны трактовалась как неизменная. Типичный представитель этого направления - нем. египтолог Г. Бругш. Значит. сдвиги наблюдались в трудах франц. востоковеда Г. Масперо ("Древняя история народов Востока", 2 изд., М., 1911), к-рый признал политич. и культурную эволюцию др.-вост. народов, впервые отмечал роль рабского труда и говорил даже о восстаниях рабов. Различные этапы в экономике, быте и культуре были установлены для Египта нем. ученым А. Эрманом (A. Erman, Aegypten und aegyptisches Leben im Alterthum, Tübingen, 1885), для Вавилонии и Ассирии - нем. ученым Б. Мейснером (В. Meissner, Babylonien und Assyrien, Bd 1-2, Hdlb., 1920-25), для Израиля - нем. ученым Ю. Вельхаузеном в 1878 ("Введение в историю Израиля", пер. с нем., СПБ, 1909). Однако эти работы носили эмпирич. характер. Причины ист. сдвигов либо оставались без объяснения, либо сводились к психологич. мотивам или к биологич. закономерности.

Наиболее типичным и последоват. идеалистич. течением был панвавилонизм, распространившийся в первые два десятилетия 20 в. (гл. представители - нем. ассириологи Г. Винклер и Ф. Делич). Это реакц. расистское течение выделяло среди восточных народов вавилонский народ, создавший якобы на заре своего развития высокую культуру, основанную на наблюдении небесных светил и развивавшуюся в зависимости от перемен в звездном небе. Культура других древних народов представлялась как механическое заимствование вавилонских образцов. Так же как в историографии Греции и Рима (см. Античность), нек-рые бурж. историки Д. В. проявляли гиперкритицизм, доходящий до полного агностицизма. Франц. египтолог Р. Вейль (R. Weill, Les Hyksôs et la restauration nationale... (опубл. в "Journal asiatique" за 1910-1913 гг.) и др. работы) объявлял вымыслом сообщения первоисточников о восстаниях трудящихся масс Египта, о вторжениях азиатов и т. д. Типичной для бурж. востоковедения являлась также идеализация вост. деспотии. Даже такой крупный амер. египтолог, как Дж. X. Брэстед ("История Египта с древнейших времен до персидского завоевания", пер. с англ., т. 1-2, М., 1915), считал справедливой захватнич. политику егип. фараонов, ассириолог А. Олмстед (А. Olmstead, History of Assyria, N. Y. - L., 1923) прославлял ассирийских царей-завоевателей и т. д.

Наряду с этими направлениями, акцентирующими внимание на политич. и культурной истории и сознательно обходящими социальные проблемы, в кон. 19 в. и особенно в 20 в. в востоковедении (так же как в изучении Греции и Рима) наблюдается реакц. течение, сторонники к-рого делают упор на изучение экономики и социальных отношений, пытаясь доказать повторяемость в ходе ист. развития одних и тех же типов производств. отношений (по циклу, т. е. кругу); гл. представитель цикличности теории - нем. историк Э. Мейер (Е. Meyer, Geschichte des Alterthums, Bd 1-5, Stuttg., 1884-1902). Интерес бурж. науки к смене обществ. форм отражает новые условия, сложившиеся в капиталистич. мире, переходящем в стадию империализма. В обстановке обострившейся класс. борьбы наиболее воинственно настроенные идеологи буржуазии стремятся противопоставить марксистской концепции развития общества по восходящей линии (при наличии временных отступлений) откровенную модернизацию древности, связанную с реакц. теорией цикличности. В странах Д. В. циклисты упорно искали барщину, оброк, ленную систему, вассальную зависимость и др. явления, свойственные феодализму, а в Греции и Риме - капиталистич. отношения. Роль рабского труда всячески снижалась и ему приписывалось второстепенное значение по сравнению с крепостным и наемным трудом.

В последние десятилетия было сделано много археол. открытий (раскопки Ура и Мари в Двуречье, гробницы Тутанхамона в Египте, Мохенджо-Даро в Индии и т. д.; общий обзор последних раскопок дал англ. ученый Г. Чайлд), филологич. и литературоведч. изысканий, важнейшие из к-рых сделаны англ. египтологом А. Гардинером, амер. шумерологом С. Н. Крамером, а также нем. шумерологами А. Деймелем, А. Пёбелем и франц. шумерологом Ф. Тюро-Данженом. Однако разрешить осн. вопросы и вскрыть специфику др.-вост. общества новейшая бурж. историография оказывается не в силах. Достижения марксистско-ленинской ист. науки вызывают различный отклик у востоковедов капиталистич. стран. Наиболее передовые из них стремятся пойти навстречу требованиям времени и в какой-то мере принять участие в разрешении социально-экономич. проблем истории Д. В. Появляются спец. работы, посвящ. рабовладению на В. (I. Mendelsohn, Slavery in the ancient Near East, N. Y., 1949; Abd el - Mohsen Bakir, Slavery in pharaonic Egypt, Le Caire, 1952), отмечаются также пережитки первобытнообщинного строя ("примитивная демократия" в работах амер. ассириолога Т. Якобсена).

Однако мн. представители бурж. науки продолжают развивать реакц. направление циклизма и игнорировать рабовладение на В. Путем различных натяжек они пытаются обнаружить на Д. В. не только феодализм, но также капитализм (бельгиец Ж. Пиренн о буржуазии в Египте, амер. ассириолог Э. А. Спайзер о частной инициативе в Месопотамии и др.) и даже "гос. социализм" (A. Moret, Histoire de l"Orient, t. 1-2, P., 1936). Другим направлением, враждебным передовой науке, является воинств. идеализм, сказывающийся в отрицании роли экономики, классов и клас. борьбы. Так, напр., зап.-герм. египтолог В. Хельк объясняет возникновение гос-ва развитием религ.-магич. верований. Мн. бурж. востоковеды вообще отказываются от постановки широких проблем и ограничиваются изложением фактов и обсуждением частных вопросов (см. "Кембриджскую древнюю историю" - The Cambridge ancient history, v. 1-12, Camb., 1923-39).

В результате крушения колониализма и освобождения ряда стран Азии и Африки изучение Д. В. все более перестает быть монополией европ. науки. Появился ряд специалистов в араб. странах и Индии. Егип. археолог М. З. Гонейм открыл неизвестную пирамиду III династии (1956), иракские ассириологи Ф. Сафар и Т. Бакир произвели ценные изыскания в Тель-Хармале (1939-48) и Эриду (1946-49). Историей культуры Финикии и Палестины занимаются сирийский исследователь Х. Худдад и ливанский историк М. Шехаб. Инд. историки Бимала Лоу, X. Райчхаудхури и мн. др. посвятили ряд исследований далекому прошлому своей страны. Однако этим работам свойственна идеализация древних царей (особенно Ашоки) и недооценка рабовладения и клас. борьбы. Марксистско-ленинскую трактовку истории Индии с древнейших времен дал Ш. Данге (S. A. Dange, India from primitive communisme to slavery, Bombay, 1949).

Очень рано интерес к странам и народам Востока проявился в России. Путешествия в Индию (А. Никитин в 15 в.), Китай (Н. Г. Спафарий и др. в 17 в.), в Египет и Переднюю Азию (А. Суханов в 17 в., В. Г. Григорович-Барский в 18 в. и др.) сопровождались изучением памятников древности. Значит. достижения рус. востоковедения относятся к 19 - нач. 20 вв. В 1908-15 М. В. Никольский издает ценнейшие шумерские и аккадские документы хоз. отчетности (этот труд сохранил свое значение до настоящего времени), а также клинописные тексты Закавказья; В. С. Голенищев знакомит ученый мир с уникальными памятниками др.-егип. лит-ры. Обобщающие труды по Др. Египту и странам Передней Азии дал акад. Б. А. Тураев. Его заслугой является признание ист. роли Востока и борьба с европоцентризмом. Б. А. Тураев создал школу рус. египтологов и ассириологов, мн. из к-рых продолжают работать в наст. время (В. В. Струве, Н. Д. Флиттнер, В. К. Шилейко и др.). Однако его концепция носила идеалистич. характер. Осн. ист. фактором объявлялась религия, и Д. В., в отличие от средневекового, рассматривался как дохристианский. Большую роль сыграли труды выдающегося рус. китаиста Н. Бичурина и рус. индологов К. А. Коссовича, И. П. Минаева и др.

В первые годы после Вел. Окт. революции востоковеды начали уделять большее внимание экономике гос-в Д. В., положению нар. масс и их борьбе. Однако многие старые представления (о феод. характере др.-вост. общества, об особом, отличном от Европы, пути развития Д. В. и др.) продолжали сохраняться. Только в 30-е гг. советское востоковедение, опираясь на марксистскую методологию, стало на путь решит. борьбы как с циклизмом, так и с теорией абсолютной обособленности вост. народов. В ходе дискуссий о социально-экономич. проблемах истории Д. В. (напр., дискуссии об "Азиатском способе производства"), проходивших на протяжении 1929-35, создавалась сов. школа изучения Д. В. В мае 1933 в ГАИМК с докладом "Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельч. общества Др. В." выступил В. В. Струве. Основываясь на положениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о социально-экономич. формациях, опираясь на широкий круг источников, он выдвинул концепцию о рабовладельч. характере др.-вост. общества. Положения В. В. Струве нашли поддержку у Ю. П. Францева, А. Б. Рановича, В. И. Авдиева, А. В. Мишулина и др. Против выступили А. И. Тюменев, Н. M. Никольский, И. М. Лурье и др., но в дальнейшем и они отказались от понимания др.-вост. общества как феодального, и тезисы В. В. Струве с нек-рыми уточнениями были приняты сов. ист. наукой. В наст. время точка зрения сов. историков на др.-вост. общество как рабовладельческое прочно аргументирована и получает новые подтверждения. Наряду с решением осн. проблемы истории др.-вост. общества о характере и местных особенностях способа произ-ва у древних народов Востока сов. наука по-новому осветила ряд др. вопросов (напр., специфику раннерабовладельч. общества на В.). Сов. ассириологи вскрыли характерные особенности землевладения в Др. Двуречье (в первую очередь труды В. В. Струве, а также И. М. Дьяконова и др.), изучили семейную общину в странах Передней Азии (Л. А. Липин, Н. Б. Янковская), гос. строй Шумера и Вавилона (В. В. Струве, И. М. Дьяконов, А. И. Тюменев и др.), а также ряд новых памятников (публикации А. П. Рифтина). Социально-экономич. отношениям Др. Египта посвящены исследования Ю. Я. Перепелкина, Н. С. Петровского, Т. Н. Савельевой, О. Д. Берлева. Формирование гос. аппарата в Египте изучено Н. M. Постовской, военная история - В. И. Авдиевым; сложные вопросы егип. филологии и грамматики - М. А. Коростовцевым и Н. С. Петровским.

Видное место в науке занимают сов. исследования по хеттологии (В. В. Иванов, И. М. Дунаевская, Э. А. Менабде, Г. А. Капанцян) и по Др. Ирану (В. В. Струве, И. М. Дьяконов и И. Г. Алиев, М. А. Дандамаев, В. И. Абаев, Э. А. Грантовский). По-новому подошли сов. исследователи к истории Др. Палестины, где выявляются элементы рабовладения и исследуется положение земледельцев- общинников, к-рых прежде принимали за крепостных (работы В. В. Струве, А. Б. Рановича и в новейшее время И. Д. Амусина, к-рому принадлежат и исследования по кумрановедению - см. Кумранские находки). Своеобразные условия рабовладельческого общества Сирии и Финикии изучаются сов. семитологами М. Л. Гельцером, И. Н. Винниковым, И. Л. Шифманом. Труды сов. специалистов по Др. Индии (Г. Ф. Ильина, Г. М. Бонгарда-Левина и др.) проливают свет на сложные вопросы варн и каст, гос. строя и т. д. Сов. китаисты Л. И. Думан, Л. В. Симоновская, Т. В. Степугина, В. А. Рубин и др. создали работы, в к-рых прослеживается специфика др.-кит. рабовладения. Характерной особенностью сов. историографии является усиленное внимание к малоизученной периферии др.-вост. мира. Сюда относится изучение Урарту (И. И. Мещанинов), Др. Нубии (И. С. Кацнельсон), юж. Аравии (Н. В. Пигулевская, А. Г. Лундин) и особенно древней истории Закавказья и Ср. Азии. Археол. открытия Б. Б. Пиотровского в Армении, Б. А. Куфтина в Грузии и С. П. Толстова в Хорезме, M. E. Масона в Нисе, лингвистич. изыскания Г. А. Меликишвили, Г. А. Капанцяна и др. по урартологии, начавшееся изучение спорных надписей Нисы (парфянский период) открывают широкие перспективы изучения памятников Д. В. на терр. нашей страны.

Большое внимание уделяется вопросам идеологии. К прежним работам по истории религии Египта и Палестины И. Г. Франк-Каменецкого прибавились исследования Ю. П. Францева, А. Б. Рановича, вскрывающие класс. сущность др.-егип. и др.-евр. верований. Егип. мифологии посвящены работы М. Э. Матье. Роль др.-вост. науки, предвосхитившей во многом достижения античности, показана В. В. Струве (по егип. математике), А. А. Вайманом (по вавилонской математике) и М. А. Коростовцевым (о письме и писцах Др. Египта). Ист. роль др.-кит. культуры изучена в трудах А. А. Петрова и Л. Д. Позднеевой. В зарубежных социалистич. странах изучение Д. В. заметно оживилось. Особенно следует отметить труды чехослов. египтологов Ф. Лексы и З. Жабы по истории лит-ры, науки и религии Др. Египта, чехословацкого ассириолога Я. Клима по соц.-экономич. истории Двуречья, польского египтолога Т. Анджеевского по лит-ре и истории религии Др. Египта. Вместе с сов. учеными кит. историки подчеркивают рабовладельч. характер др.-кит. общества. Часть кит. историков, однако, расходится в вопросе о времени возникновения и разложения рабовладельч. формации в Др. Китае. Нек-рые из них ограничивают рабовладельч. строй 2-м тыс. до н. э. (Цзянь Бо-цзань), другие датируют переход к феодализму 7-5 вв. до н. э. (Го Мо-жо и Ли Я-нун).

Науч. учреждения и органы ист. периодики по Д. В. см. в ст. Античность, Арабистика, Ассириология, Африканистика, Византиноведение, Востоковедение, Египтология, Индология, Иранистика, Семитология, Синология, Тюркология, Японоведение.

Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и нач. XX вв. в обл. истории древнего мира, ч. 1, Восток, П., 1923; Тураев Б. A., Рус. наука о Древнем Востоке до 1917 г., Л., 1927; Струве В. В., Проблемы истории древнего Востока в сов. историографии, "ВДИ", 1947, No 3; Постовская Н. M., Изучение древней истории Ближнего Востока в Сов. Союзе (1917-1959 гг.), М., 1961; Библиография, в кн.: Авдиев В. И., История древнего Востока, (М.), 1953, с. 684-735; Уч. зап. Ин-та востоковедения АН СССР, т. 25, М., 1960.

Д. Г. Редер. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ДРЕВНИЙ ВОСТОК" в других словарях:

    Древний Восток историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически… … Википедия

    Древний Восток - (воспитание и обучение) Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в … Педагогический терминологический словарь

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК И БИБЛИЯ. - Д.В. принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Д.В.» включает также страны Юго–Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско–египетского Д.В … Библиологический словарь

    I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - полный - … Правители Мира

    I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ - … Правители Мира

    Принятое в историографии обозначение периода существования древних государств на Востоке (Древний Восток), в Греции и Риме (Античный мир) … Исторический словарь

    В широком смысле обозначение первого и наиболее длит. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800 100 тыс. лет до н. э.) до нач. феод. формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает 2 периода первобытное… … Советская историческая энциклопедия

    Понятие Востока, как географического целого, мы впервые встречаем у древних египтян, называвших восточные страны словом Abt, и у евреев, которые под именем Kedem объединяли все страны, лежащие к востоку от Палестины. Классические греки не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Раздел - I - Краткое описание
Раздел - II -
Раздел - III - Культура Древнего Востока
Раздел - IV -Философия Древнего Востока кратко

Эпоха древнейших цивилизаций , возникающая из первобытности и в последствии сменяющая ее, составляет предмет исследования особой дисциплины — истории Древнего мира , в свою же очередь, подразделяющейся на историю государств Древнего Востока со своей историей, философией и т.д и историю древних обществ. Это разделение отображает существенные отличия в путях становления и социокультурном облике между и античным и древневосточным обществом.

Древневосточная цивилизация начинает свою историю с четвертого тысячилетия до нашей эры. Географически, Древний Восток кратко говоря, охватывает довольно огромные территории,которые протянулись от Тихого океана до Северо-Западной Африки и от Индийского океана до Великой степи.

В основном это места с субтропическм климатом с очень сухим и теплым летом и достаточно теплой зимой. Особую значимость в исторических судьбах народов Древнего Востока играли такие великие реки как: Янцзы, Ганг, Нил, Хуанхэ, Инд, Тигр и Евфрат.

В бассейнах данных рек из за хороших плодородных почв можно было достаточно эффективно развивать различного рода хозяйства. Экономическое развитие, создавая возможности изымать и накапливать продукты потребления, а так же поощряло соц. дифференциацию, а частая необходимость централизованного коллективного труда для проведения ирригационных работ хорошо стимулировала сосредоточение всей власти в верхах общества. Вклад народов древневосточных государств в мировую культуру, носит сложный характер исторического процесса показывающий некую условность традиционного противопоставления Запада к Востоку.

К тому же, древнегреческие философы (в частности Аристотель) отличали мир греков, которые рождены для господства и свободы, угнетая при этом варваров и древневосточные народы. Оппозиция Запад —Восток задавалась и тысячелетним политическим соперничеством нескольких греческих полисов, а в последстии и Рима, с великими державами Ирана— Сасанидской Парфянской а так же Ахеменидской. Только расшифровка письменных памятников,археологические открытия XIX в и активное исследование его культуры и истории Древнего Востока разрушили былое представление о диком, отсталом, и неспособным к развитию Востоке, который оттенял своим варварством культурный и господствующий Запад.