Как члену строительного кооператива оформить земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного жск. Порядок оформления земельного участка членами гаражно-строительных кооперати

1. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативам, созданным в целях обеспечения жильем граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, в соответствии с регулирующими деятельность таких кооперативов федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Земельные участки единого института развития передаются кооперативам в безвозмездное пользование для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется

3. Граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, имеют право на однократное включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому передается земельный участок единого института развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, и однократное вступление в члены такого кооператива, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи. В случае, если граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, являются членами жилищно-строительного кооператива, которому в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в безвозмездное пользование, не допускается включение указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом в члены этого кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ч. 3.1 ст. 16.5 (в ред. ФЗ от 23.07.2013 N 239-ФЗ) распространяется на граждан, исключенных из списков лиц, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК, и (или) которые прекратили членство в кооперативе до 24.07.2013.

3.1. Граждане, исключенные из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) прекратившие членство в кооперативе до приобретения ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, сохраняют право на включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление в члены кооператива в случае, если такие граждане относятся к категориям граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и соответствуют основаниям включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в соответствии с настоящей статьей. Граждане, являющиеся членами кооператива, при исключении их из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива в соответствии с настоящей статьей, в случае возникновения оснований для исключения их из указанных списков после вступления в члены кооператива сохраняют право на приобретение ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Не допускаются включение граждан, которые реализовали свое право на приобретение права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление таких граждан в члены кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет категории граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу, государственную службу иных видов, устанавливаемых федеральными законами, и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных организациях, государственных академиях наук, государственных учреждениях, входящих в структуру Российской академии наук, организациях оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооперативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и основания включения указанных граждан, а также граждан, имеющих трех и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов. Категории граждан из числа лиц, для которых работа в учреждениях и организациях, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, является основным местом работы и которые могут быть приняты в члены кооператива (за исключением граждан, имеющих трех и более детей), и основания включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, утверждаются федеральными государственными органами, органами управления государственных академий наук, научных организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, и федеральных государственных образовательных организаций, опубликовываются в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, органа управления государственной академии наук и размещаются на официальных сайтах этих органов и академий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников учреждений и организаций, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и размещаются на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, утверждаются указанными в пунктах 1 - 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона и уполномоченными на обращение в единый институт развития с ходатайствами федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственных академий наук и размещаются на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанные в настоящей части правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, могут содержать очередность включения граждан в такие списки. Правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, создаваемого в соответствии с частью 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются указанными в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона организациями и размещаются на официальных сайтах указанных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Типовой устав жилищно-строительного кооператива, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 4 настоящей статьи, и соответствует условиям, установленным настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.

5.2. В случае подачи гражданином, имеющим трех и более детей, заявления о включении в список граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, в орган местного самоуправления по месту жительства такого гражданина в целях включения в указанный список применяются утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива.

6. Количество членов кооператива не должно превышать количество создаваемых на земельном участке единого института развития и предназначенных для проживания одной семьи жилых помещений, указанное в ходатайстве, направленном в единый институт развития в соответствии с частью 6.1 статьи 11

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Учредительные документы кооператива должны содержать следующие положения:

1) членами кооператива могут являться только граждане;

2) один пай соответствует праву на приобретение в собственность одного жилого помещения;

3) одному члену кооператива предоставлено право владения только одним паем;

4) запрет на передачу пая членом кооператива до даты регистрации права собственности такого члена кооператива на жилое помещение, за исключением случая наследования пая;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) запрет на добровольную ликвидацию кооператива до даты передачи жилых помещений в собственность всех его членов;

6) в случае прекращения членства в кооперативе в связи с выходом или исключением члена кооператива из кооператива, в результате которого появляется возможность вступления в него новых членов, право на вступление в кооператив возникает только у граждан, указанных в части 4 настоящей статьи;

7) в случае приобретения у члена кооператива пая самим кооперативом распоряжение таким паем возможно только путем его передачи гражданам, указанным в части 4 настоящей статьи;

8) строительство многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, как цель деятельности кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если кооператив создан в целях строительства объектов индивидуального жилищного строительства, учредительные документы кооператива наряду с положениями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, также могут содержать положение о том, что члены кооператива вправе осуществить самостоятельно строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

9. Учредительные документы кооператива должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации соответствующего федерального государственного органа, государственной академии наук и размещены на официальном сайте указанного органа или официальном сайте академии наук в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников учреждений, указанных в части 6.6 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть опубликованы в официальных средствах массовой информации, определенных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещены на официальном сайте соответственно субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций оборонно-промышленного комплекса, сведения о которых включены в сводный реестр таких организаций, должны быть размещены на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 1 , и 4 части 6.12 статьи 11 настоящего Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учредительные документы кооператива, создаваемого из числа работников организаций, указанных в части 6.1-3 статьи 11 настоящего Федерального закона, должны быть размещены на официальных сайтах таких организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативу при условии, что ранее такому кооперативу:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) не передавался или не предоставлялся земельный участок единого института развития для жилищного строительства в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков единого института развития ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не передавался или не предоставлялся земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в случаях, предусмотренных федеральным законом, за исключением случаев передачи или предоставления дополнительно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ранее созданным кооперативам в случае увеличения количества членов таких кооперативов. При этом дополнительно переданные или предоставленные земельные участки должны быть расположены в границах населенного пункта, на территории которого находится ранее предоставленный такому кооперативу земельный участок.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Земельные участки единого института развития, предназначенные для размещения многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры, передаются кооперативам в безвозмездное пользование на срок осуществления жилищного строительства. При этом земельные участки, предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального и транспортного обслуживания, необходимых для развития данной территории, подлежат безвозмездной передаче в собственность муниципального образования или в собственность субъекта Российской Федерации, в границах которых расположены такие земельные участки, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 16.3 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Направление предложения о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития в жилищной сфере кооперативу осуществляется в течение одного месяца с даты принятия единым институтом развития в жилищной сфере решения о передаче земельного участка в безвозмездное пользование кооперативу.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. В договоре безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, заключаемом с кооперативом, единым институтом развития может быть установлена максимальная доля общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений общего пользования, в общей площади многоквартирного дома, если этим договором предусмотрено строительство многоквартирного дома.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Кооператив не вправе передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком единого института развития третьему лицу.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Кооператив уведомляет единый институт развития о получении разрешения на строительство либо уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление о соответствии планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении предусмотренных договором безвозмездного пользования многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельных участков, переданных в безвозмездное пользование кооперативу, с приложением нотариально удостоверенной копии таких разрешения или уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Единый институт развития, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, переданные в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование кооперативам, вправе оказывать содействие в подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Договор безвозмездного пользования кооператива земельным участком единого института развития может быть досрочно расторгнут, и право кооператива безвозмездного пользования земельным участком единого института развития может быть досрочно прекращено судом по заявлению единого института развития в случае неиспользования земельного участка для целей строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование кооперативу, в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. Единый институт развития вправе отказаться от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития в случаях:

1) если кооперативом в течение трех лет со дня заключения между кооперативом и единым институтом развития договора безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития не исполнена предусмотренная частью 13.1 настоящей статьи обязанность;

2) использования земельного участка, переданного кооперативу в безвозмездное пользование, для строительства объектов, не предусмотренных договором безвозмездного пользования.

15.2. В указанных в части 15.1 настоящей статьи случаях договор безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития считается расторгнутым с момента получения кооперативом уведомления единого института развития об одностороннем отказе от договора (исполнения договора) безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института развития.

16. Приобретение прав на земельные участки единого института развития, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется в порядке, установленном статьей 16.4 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. С даты уведомления единого института развития кооперативом о вводе в эксплуатацию или о получении уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее - уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках единого института развития, и представления кооперативом единому институту развития сведений о распределении образованных земельных участков единого института развития между членами кооператива единый институт развития осуществляет:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, занятых жилыми домами, в том числе объектами индивидуального жилищного строительства, в собственность граждан, являющихся членами кооператива;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) безвозмездную передачу образованных земельных участков единого института развития, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры или занятых ими, в собственность кооператива.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципального образования на основании письменного запроса кооператива вправе передавать ему безвозмездно архитектурные проекты и проектную документацию объектов жилищного строительства (право их использования).

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Реорганизация кооператива, включая его реорганизацию в целях обеспечения содержания построенных на земельных участках единого института развития многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, ликвидация кооператива осуществляются в порядке, установленном регулирующими деятельность такого кооператива федеральными законами, с учетом особенностей, которые предусмотрены учредительными документами такого кооператива в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае, если в течение одного года со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона и содержащего поручение в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 12 настоящего Федерального закона, земельный участок единого института развития не передан в безвозмездное пользование кооперативу в связи с тем, что соответствующий кооператив не создан или не удовлетворяет условиям, установленным настоящей статьей, либо в связи с тем, что с кооперативом не подписан договор безвозмездного пользования земельным участком единого института развития, единый институт развития вправе распорядиться таким земельным участком иными способами, предусмотренными частью 1 статьи 12.2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. В целях жилищного строительства и (или) строительства объектов инженерной инфраструктуры кооператив самостоятельно или с привлечением технического заказчика заключает с учетом положений, предусмотренных частями 27 , и настоящей статьи, договор на строительство жилья и (или) строительство объектов инженерной инфраструктуры (далее - договор строительного подряда) с лицом, которое соответствует установленным частью 26

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Кооператив с учетом положений, предусмотренных частью 27 настоящей статьи, заключает договор на осуществление функций технического заказчика с лицом, которое соответствует установленным частью 25 настоящей статьи требованиям.

23. В случае, если договор строительного подряда с генеральным подрядчиком или подрядчиком заключается техническим заказчиком, такой договор заключается с учетом положений части 21 настоящей статьи.

25. В случае заключения кооперативом договора на осуществление функций технического заказчика к лицу, с которым кооператив заключает такой договор, предъявляются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве технического заказчика при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве технического заказчика за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных частью 28 настоящей статьи, составляет не менее чем общая площадь многоквартирных домов, жилых домов (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), предусмотренная проектом такого договора;

(см. текст в предыдущей редакции)

26. При заключении кооперативом или техническим заказчиком договора строительного подряда к лицу, с которым заключается такой договор, устанавливаются следующие обязательные требования:

1) наличие у указанного лица опыта работы в качестве лица, осуществляющего строительство, при условии, что совокупная общая площадь объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию с участием указанного лица в качестве генерального подрядчика, подрядчика по договору строительного подряда на строительство этих объектов за последние три года, предшествующие дате предоставления кооперативу указанным лицом документов, предусмотренных

Здравствуйте, Сергей Иванович! Являюсь членом жилищно-строительного кооператива. Земельный участок предоставлен в аренду на 49 лет ЖСК для индивидуального жилищного строительства (разрешенное использование в соответствии со сведениями ГКН и договором аренды). Земельный участок разделили на 336 земельных участков (ЗУ) для каждого члена кооператива. Земельный кодекс не предусматривает случаи предоставления образованных ЗУ членам ЖСК с учетом такого вида использования. В связи с чем есть намерение оформить путем переуступки. Однако это требует предварительного оформления права аренды самим ЖСК с органом местного самоуправления) на каждый образованный земельный участок (Росреестр отказывает в регистрации договора о переуступке права без одновременной регистрации все договоров аренды на образованные ЗУ). Данное обстоятельство не в интересах ЖСК: бремя госпошлин на все 336 ЗУ (администрация отказывается обращаться на регистрацию в качестве заявителя). Есть ли иной выход для оформления прав на образованные ЗУ?
Можно ли получить разрешение на строительство члену кооператива на земельном участке, предоставленном в аренду ЖСК для ИЖС?
Благодарю!

Здравствуйте.

В соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статьей 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно пунктам 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.

С учетом приведенных выше норм, боюсь, без оформления и регистрации аренды на каждый образованный земельный участок не обойтись.

Согласно ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство
застройщик должен приложить правоустанавливающие документы на земельный участок. Таким документом в данном случае будет договор аренды с застройщиком. Поэтому, скорее всего, член кооператива не сможет получить разрешение на строительство на участке, который находится в аренде у ЖСК.

Для более полного и точного ответа необходимо изучить все документы и обстоятельства Вашего дела на очной консультации.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Жилищные кооперативы известны еще с советских времен, однако с тех пор изменились условия вступления и участия в них. Несмотря на то, что в современном мире кооперативы встречаются достаточно редко, они еще имеют место быть, и интересуют потенциальных покупателей новостроек.

Жилищный кооператив тогда и сейчас

С точки зрения законодательства, жилищно-строительный кооператив (ЖСК) - это добровольное объединение, в которое вступают физические лица для совместного строительства или приобретения жилья. Однако на практике, поясняет Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», они сегодня играют другую роль, нежели их прототипы из советской эпохи. Тогда строительные кооперативы частично финансировались государством или предприятием, поэтому были реальным инструментом обеспечения населения жильем. Разумеется, в наши дни ни одно добровольное объединение пайщиков не располагает достаточным количеством денег для строительства многоквартирного дома. Поэтому жилищно-строительные кооперативы чаще всего создаются самими девелоперами в качестве одной из законных схем привлечения денег граждан на строительство дома.

Сегодня ЖСК должен единовременно соответствовать двум главным критериям для возможности привлечения денежных средств:

Во-первых, иметь статус застройщика (для этого необходимо получить разрешение на строительство);

Во-вторых, иметь земельный участок, на котором позволено осуществлять строительство.

До внесения изменений в закон о жилищно-строительных кооперативах в середине 2016 года, ужесточающих степень контроля за деятельностью ЖСК, часто девелоперами использовалась схема заключения инвестиционного контракта между собственником земельного участка и кооперативом, осуществляющим строительство. В настоящее время подобный договор является незаконным, поскольку в таком случае земельный участок не принадлежит жилищному кооперативу, и, соответственно, обязанности ЖСК перед членами по строительству дома оказываются ничем не обеспечены.

Актуальное законодательство в области ЖСК содержит обязательное требование вести в открытом доступе реестр членов с указанием размера паевого взноса и подлежащего передаче по окончании строительства дома конкретного жилого помещения.

В общем виде схема участия в ЖСК на текущий момент выглядит следующим образом: застройщик создает жилищно-строительный кооператив, в который привлекаются потенциальные покупатели квартир в жилом комплексе. Покупатели подписывают с кооперативом договор участия и становятся его пайщиками. ЖСК, в свою очередь, заключает инвестиционный контракт с девелопером и направляет собранные средства пайщиков на строительство жилья. Несмотря на кажущуюся простоту схемы, существует много подводных камней, которые могут сыграть как в пользу покупателя, так и против него. Далее они будут рассмотрены более подробно.


Подводные камни жилищного кооператива

Пожалуй, главная особенность покупки квартиры через ЖСК - это отсутствие договора долевого участия (ДДУ). Все условия приобретения регулируются договором участия в жилищном кооперативе, а также уставом этой организации.

Не трудно догадаться, что все основополагающие документы (устав и типовой договор участия) написаны в интересах застройщика, так как именно он создает ЖСК. Это означает, что в случае возникновения споров, в более выигрышном положении выступит застройщик, стоящий за созданным кооперативом.

В частности, ЖСК не обязан фиксировать конечную стоимость квартиры, и по решению собрания итоговая цена может быть повышена, причем неоднократно, предупреждает Мария Литинецкая. В этом случае жилищно-строительный кооператив вправе требовать от пайщиков дополнительных взносов по уже оплаченным договорам. Также он не несет ответственности за сроки реализации проекта, если они не прописаны в уставе или договоре участия. Поэтому нельзя предъявить неустойку в случае нарушения сроков строительства. Порядок возврата средств оговаривается в уставных документах, поэтому в случае финансовых проблем у кооператива, получить свои деньги назад проблематично. Наконец, сам договор с ЖСК не обязательно подлежит государственной регистрации, что может привести к «двойным продажам» квартир в новостройке. Потому что покупателю трудно проверить, не заключен ли с другим лицом договор на ту же квартиру.

Существуют и другие риски для участника ЖСК, связанные не с оформлением отношений, а с самим правовым статусом кооператива и пайщика. Так, с точки зрения закона, член жилищно-строительного кооператива не является потребителем услуг, а значит, не защищен соответствующим Законом о защите прав потребителя. Это лишает члена ЖСК возможности требовать от кооператива надлежащего исполнения своих обязательств, прежде всего - качества строительства. Кроме того, кооператив не обязан устранять выявленные недочеты и дефекты строительства.

Наконец, еще одним существенным минусом покупки через ЖСК является отсутствие ипотечного кредитования с государственной поддержкой. Банки в целом неохотно предоставляют кредиты на покупку жилья через жилищный кооператив, поскольку, на их взгляд, отсутствие государственной регистрации правоотношений, связанных с приобретением квартиры по такой схеме, является менее надежным инструментом, чем зарегистрированный договор участия в долевом строительстве.

Несмотря на большое количество недостатков, есть у ЖСК и свои плюсы. Так, участие в жилищно-строительном кооперативе позволяет получить рассрочку на длительный срок. Например, в «Эталон Сити» предлагается рассрочка до 2023 года, отмечает Баранкова Наталья, юрист компании АО «Пересвет-Инвест». При реализации квартир путем заключения ДДУ рассрочка предоставляется, как правило, до конца строительства. После ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности участник долевого строительства становится собственником квартиры.

Кроме того, после окончания строительства право на управление домом автоматически переходит к членам ЖСК, которые могут преобразовать кооператив в ТСЖ - товарищество собственников жилья. Таким образом, покупатели сами могут выбрать управляющую компанию (УК), тогда как при ДДУ подбор УК для завершенного дома остается прерогативной девелопера.

Еще одним плюсом для члена ЖСК, рассказывает Рената Беляева, руководитель юридического департамента семейства компаний KASKAD Family, является то, что при наличии желания покупатель может непосредственно участвовать в жизни кооператива и быть в курсе его финансовой деятельности. Это возможно потому, что высшим органом управления является общее собрание членов жилищно-строительного кооператива, и это дает ему право контролировать исполнение положений устава и действовать в интересах членов ЖСК.

И, наверное, самым большим преимуществом приобретения квартиры в жилищном кооперативе является привлекательная цена. Застройщик не обязан нести расходы по страхованию гражданской ответственности, как в случае продаж через заключение договоров участия в долевом строительстве, которые увеличивают цену объекта.

Рената Беляева также обращает внимание потенциальных покупателей на то, что в настоящее время законодательство о правоотношениях с ЖСК существенно ужесточилось. Были введены обязанности кооператива по раскрытию информации перед членами ЖСК и контролирующими органами в области строительства. Введены штрафы за нарушение законодательства о привлечении денежных средств граждан с отступлениями от требований законодательства в административном порядке в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей, введена уголовная ответственность лиц, виновных в привлечении денежных средств граждан в обход закона в крупном и особо крупном размере. Все изменения призваны минимизировать риски «двойных продаж» и тем самым сократить число обманутых застройщиками граждан.

Есть ли будущее у ЖСК?

Сегодня на рынке новостроек подавляющее большинство объектов продается посредством заключения ДУДС (договора участия в долевом строительстве) и договора уступки права требования к нему. ДУДС дает максимальную защиту покупателям в рамках 214-ФЗ (проходит регистрацию в Росреестре, в договоре четко прописаны все условия покупки недвижимости, предусмотрены механизмы получения компенсации за неисполнение условий). На данный момент ДДУ является самым надежным на строительном рынке.

Как уже было сказано, покупка через ЖСК - весьма рискованная схема. Это понимают не только клиенты, но и сами девелоперы, поэтому ЖСК не получили широкого распространения - их доля на столичном рынке, например, не превышает 9% от общего объема предложения.

Как правило, ЖСК используются девелопером в качестве временной схемы привлечения средств клиентов в отсутствие необходимой разрешительной документации, в частности, оформленных прав собственности или аренды на земельный участок, а также опубликованной проектной декларации. После получения необходимых бумаг девелоперы обычно перезаключают с участниками ЖСК договоры долевого участия.

Мария Литинецкая полагает, в обозримом будущем данная схема не будет пользоваться популярностью, пока есть существенно более безопасный путь участия в долевом строительстве - ДДУ. Использование застройщиками ЖСК и дальше будет иметь эпизодический характер.

Таким образом, при реальной возможности приобрести квартиру в жилищном кооперативе, необходимо взвесить все плюсы и минусы и решить подходит ли данный способ именно Вам.

Специально для портала "Все Новостройки.ру"

Порядок оформления земельного участка членами гаражно-строительных кооперативов

Для тех, кто еще не успел оформить участок под ГСК в собственность или не знает, как это сделать, Агентством государственного имущества и земельных отношений совместно с Региональным земельно-имущественным информационным центром и Ассоциацией гаражно-строительных кооперативов был разработан подробный порядок оформления земельного участка в двух вариантах.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ – оформление земельного участка по общим правилам земельного законодательства.


Он применяется, когда земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования либо аренды у ГСК. При этом гаражные боксы поставлены на кадастровый учет, зарегистрировано право собственности членов ГСК в отношении всех или части гаражных боксов.

В данном случае упрощена процедура оформления в собственность гаражей, так как акт ввода в эксплуатацию не требуется. Однако при оформлении такого земельного участка члены ГСК могут столкнуться с проблемой, когда границы участка не установлены или гаражные боксы занимают большую площадь, чем им было предоставлено. Также сложность состоит в том, что не все члены ГСК хотят оформить земельный участок в общую долевую собственность или в аренду.

В первом варианте члены ГСК не попадают под закон «О гаражной амнистии», т.к. данный закон направлен на оформление земельных участков под гаражами, которые не могут быть приобретены членами гаражно-строительного кооператива в собственность по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ.

Для того чтобы зарегистрировать право собственности на гаражные боксы, членам ГСК необходимо обратиться в Управление Росреестра, предоставив следующие документы: паспорт; квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности; нотариально заверенную доверенность; справку ГСК о полной выплате паевых взносов; справку о правообладателе.

В случае, если границы участка не установлены, ГСК заказывает у кадастрового инженера межевой план земельного участка и обращается в Агентство госимущества с целью внесения сведений о границах земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.

Если на земельный участок оформлено право аренды ГСК, то председатель обращается в Агентство госимущества с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка. Заявление должно содержать следующую информацию: наименование и адрес юридического лица; дату, номер договора аренды и кадастровый номер земельного участка. К заявлению прилагаются паспорт и протокол общего собрания ГСК. В течение 30 календарных дней Агентство госимущества рассматривает заявление и подготавливает проект соглашения о расторжении договора аренды.

Если на земельный участок оформлено право постоянного (бессрочного) пользования ГСК, то председатель обращается в Агентство госимущества с заявлением, в котором указывает: наименование, адрес юридического лица, кадастровый номер участка. К заявлению прилагаются: паспорт; протокол общего собрания ГСК; копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); выписка из ЕГРН; документы, удостоверяющие право на землю. Агентство госимущества рассматривает заявление в течение месяца и подготавливает проект распоряжения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Для приобретения земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора члены ГСК обращаются в Агентство госимущества с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В заявлении необходимо указать:

ФИО;
адрес, реквизиты паспорта;
кадастровый номер участка, основание предоставления;
вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;
реквизиты решения об изъятии (если участок изымается для государственных и муниципальных нужд);
цель использования;
срок аренды пользования;

адрес для связи с заявителем.

К заявлению прилагаются документы:

паспорт;
документ, удостоверяющий права заявителей на помещения гаражных боксов;
документ, устанавливающий права заявителей на земельный участок;
список сооружений на земельном участке, принадлежащих заявителю, с указанием адресов и кадастровых номеров зданий.


Заявления членов ГСК рассматриваются Агентством госимущества в течение 30 календарных дней. По итогам рассмотрения подготавливается проект договора купли-продажи или договора аренды земельного участка. После подписания сторонами договоров купли-продажи или аренды земельного участка осуществляется государственная регистрация права членов ГСК на земельный участок в Управлении Росреестра по Ульяновской области.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ – оформление земельного участка в общую долевую собственность членов гаражного кооператива в соответствии с законом «О гаражной амнистии».

Если первичные документы о предоставлении земельного участка под строительство ГСК отсутствуют, либо нет разрешения на строительство ввиду отсутствия документов на землю, а соответственно гаражные боксы не поставлены на кадастровый учет и не оформлены в собственность граждан, члены ГСК имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность бесплатно.

Для формирования земельного участка члены ГСК вправе обратиться в Агентство госимущества с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к нему схему, изготовленную кадастровым инженером. По результатам рассмотрения заявления принимается решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое является основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Для приобретения земельного участка в общую долевую собственность бесплатно члены ГСК обращаются в Агентство госимущества с заявлением, в котором указывают:

ФИО, адрес, реквизиты паспорта, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
основание предоставления земельного участка;
вид права на приобретение;
реквизиты решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд (при наличии);
цель использования;
реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования (если земельный участок предоставляется для размещения объектов);
реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления участка (если земельный участок образовывался или его границы уточнялись);
адрес заявителя.

К заявлению прилагаются:
копия паспорта;
копия устава гаражного кооператива, заверенная председателем ГСК;
копия документа, подтверждающего полномочия председателя ГСК;
список членов ГСК; справка о полной выплате паевого взноса;
копия документов, подтверждающих выделение гаражному кооперативу земельного участка;
заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям градостроительных норм и правил пожаробезопасности;
выписка из ЕГРН.

Заявления членов ГСК рассматриваются Агентством госимущества в течение 30 календарных дней. По итогам рассмотрения готовится проект распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, которое является основанием для государственной регистрации права собственности членов ГСК на земельный участок в Управлении Росреестра по Ульяновской области.

Информация предоставлена Агентством государственного имущества
и земельных отношений Ульяновской области


Делитесь понравившимися материалами журнала «Недвижимость Ульяновска»
в соцсетях! Нажмите кнопку вашей соцсети внизу страницы сайта.

По вопросам сотрудничества с журналом обращайтесь к главному редактору
по e-mail: [email protected]

ВС РФ и ВАС РФ о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти, приведенными в совместном Постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Так, ст. 23 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе и на земельный участок под многоквартирным домом.

Земельные новости

Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющийся в материалах дела выпиской из ЕГРП. Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях Администрации Щелковского муниципального района Московской области к предпринимателю Беликовой С.П., ссылаясь на следующие законодательные акты.
Исходя из системного толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, частей 1, 2 статьи 16 Вводного закона, следует, что моментом возникновения права собственности на земельный участок для собственников помещений многоквартирного дома является дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть 01.03.2005 г., если на эту дату земельный участок был сформирован.

Арендная плата за землю под многоквартирным домом

Какая бы форма собственности на земельный участок ни была оформлена у застройщика, и договор аренды, и свидетельство о праве собственности на землю должны быть соответствующим образом оформлены и иметь регистрационный номер, полученный в Регистрационной палате РФ. Право собственности на земли под многоквартирным домом (МКД) Согласно законодательству РФ, земля под многоквартирным домом и прилегающий участок являются коллективной собственностью всех жильцов.


Это возможно при сформированном участке, который имеет свой кадастровый номер. Право собственности жильцов на земельный участок закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Передача земли в долевое владение жильцов проводится на бесплатной основе. Когда процесс строительства и ввода в эксплуатацию МКД завершен, владельцы квартир регистрируют свои права собственности на имущество.

Собственники офисов в жилых домах не должны платить за аренду земли

Материалами дела в судебном заседании было подтверждено, что постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был предоставлен земельный участок в аренду.

Внимание

Действие договора аренды было продлено постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116з сроком до 01 июня 2003 года. Жилищно – Строительному Кооперативу «Моно» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 530 кв.


м, предназначенный для строительства 9-этажного 152-квартирного жилого дома со встроенным гаражом-стоянкой. Главой Администрации Щелковского района был утвержден акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию вновь построенного жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой.Жилищно строительному кооперативу разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом общей площадью 11 491,9 кв. м, в том числе, жилой — 8 049 кв. м, нежилой — 3 442,9 кв. м Предприниматель Беликова С.П.

Земля под многоквартирным домом аренда или собственность

Необходимо отметить, что правило, закрепленное в указанной статье Закона о введении в действие ЖК РФ, предусматривает специальный порядок возникновения права собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Это отграничение вызвано в первую очередь спецификой такого земельного участка, который, равно как и иное общее имущество собственников многоквартирного дома, предназначен для обеспечения возможности собственникам пользоваться принадлежащими им помещениями.


До принятия Постановления КС РФ от 28.05.2010 № 12-П в судебной практике существовали разные подходы к толкованию ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ.
Земельные участки под многоквартирными домами сегодня требуют оформления. По опросам населения, только 3% таких земельных участков сегодня оформлены в собственность жителей такого многоквартирного дома и собственника нежилых помещений в таком доме.

Важно

Спорные ситуации между администрациями районов и собственниками помещений в многоквартирном доме возникают все чаще и чаще. Как поступить, как решается ситуация? Читайте материалы практики юристов компании.

Комитет управления муниципальным имуществом одного из городов Московской области обратился в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. о взыскании задолженности по оплате по договору аренды земельного участка N 030214, ссылаясь на то обстоятельство, что Беликова С.П.

Кто оплачивает аренду земли под многоквартирным домом

  • Недвижимость
  • Земельное право
  • Добрый день! Два года назад нами было приобретено на физическое лицо нежилое помещение в многоквартирном доме. Бывшим собственником с ДГИ были заключены договоры аренды земельных участков. Мы подали заявление о вступлении в эти договоры. Департамент городского имущества ответил, что на данных земельных участках расположен многоквартирный жилой дом и положениями п.13 ст.39.20 ЗК, п.1 ст.36 ЖК и ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ земельный участок на котором расположен МКД переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и иных форм оформления земельно-правовых отношений на земельные участки для эксплуатации жилых зданий не предусмотрено. Поэтому оформление дополнительных соглашений к договорам аренды с множественностью лиц в части смены сторон не представляется возможным.

При этом для возникновения права собственности на указанный земельный участок не требуется каких-либо решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (их участие необходимо лишь в процессе формирования). Более того, для возникновения права собственности на земельный участок собственникам помещений в многоквартирном доме не нужно совершать каких-либо дополнительных действий по осуществлению госрегистрации такого права на земельный участок.

В указанном случае право собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу прямого указания закона в момент формирования и постановки данного участка на кадастровый учет.
А определить такие границы никто не спешит. Это или не нужно жильцам (ведь так они быстрее станут платить налог за участок, да и походить по инстанциям надо), или просто невозможно, так как нужно провести собрание жильцов и нужны деньги на старт землеустроительных работ; (или) если участок все же сформирован (согласованы его границы и план), то Росреестр отказывает в регистрации права собственников жилых и нежилых помещений на него на том основании, что нет решения местного органа власти о передачи участка в собственность владельцев дома <2. А местный орган власти в таком решении часто не заинтересован — либо не согласен с «нарезкой» границ, либо чиновники боятся брать на себя ответственность, так как процедуры передачи как таковой нет.
Поэтому местные власти считают, что право собственности так и не перешло и это по-прежнему их участок.

ВАЖНО! Если вы приобрели квартиру до 2005 года, то стоит проверить, входит ли территория под МКД в вашу собственность. Не волнуйтесь, если участок ещё не сформирован. Его владельцем пока является публично-правовое образование, то есть муниципальное образование или государство.

Никто, кроме жильцов дома, по закону не сможет его приватизировать. Поэтому жителей и так можно считать владельцами двора, однако до приватизации их полномочия несколько ограничены. А что сказать о новостройках, введённых в эксплуатацию после 2005 года? Земля под многоквартирным домом кому принадлежит в таком случае? В таких домах владельцы квартир автоматически являются собственниками, ведь без соблюдения вышеупомянутых условий строение не смогли бы сдать в эксплуатацию. Первоначально владельцем является застройщик, однако в момент продажи права переходят жильцам.
Июл 2010 08:37 Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П В конце мая Конституционный Суд РФ принял крайне важное решение, касающееся земельных прав миллионов граждан-квартировладельцев и тысяч организаций — собственников помещений в многоквартирных домах — офисов, магазинов, парикмахерских и прочих пристроек. Напомним, что участок согласно нормам Земельного и Жилищного кодексов РФ должен автоматически (и бесплатно!) переходить в собственность собственников помещений в многоквартирных домах, а значит, им надо платить земельный налог, но не арендную плату. Но в процессе земельной реформы выявились две проблемы: (или) под домами в старой городской застройке земельные участки как таковые не сформированы. То есть каждый дом имеет свои физические границы, но вот на планах границы участка с детскими площадками, автостоянками и т.д.