Яркие и теплые цитаты и афоризмы о солнце. Как работает и греет солнце


I Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь.Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первыйкрик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами всвоей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почтидетскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как убалованного ребенка, испытывающего непривычное горе. Бабка наклонилась ухом к ее что-то тихо шептавшим губам. - Отчего... отчего это он? - спрашивала больная едва слышно. Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больнойпробежало отражение острого страдания, и из закрытых глаз скользнула крупнаяслеза. - Отчего, отчего? - по-прежнему тихо шептали ее губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила: - Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает,успокойтесь. Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новомкрике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением: - Отчего... так... так ужасно? Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать иговорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее изанялась ребенком. Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание,которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ееглаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катилисьпо бледным, как мрамор, щекам. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенкомявилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью,чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то нибыло, ребенок родился слепым.II Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым инеопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста всеноворожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считаласьуже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачокопределился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим вкомнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которыепокачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшаяоправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детскоголица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным. Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица [Горлица -голубка], и спрашивала: - Скажите же мне, отчего он такой? - Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем неотличается от других детей такого возраста. - Посмотрите, как странно ищет он что-то руками... - Дитя не может еще координировать [Координировать - согласовывать,устанавливать правильные соотношения] движений рук с зрительнымивпечатлениями, - ответил доктор. - Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? -вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ееуспокоить. Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул вглаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещаявернуться дня через два. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка ксвоей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным исуровым взглядом. Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собойофтальмоскоп [Офтальмоскоп - медицинский инструмент, специальное зеркало,употребляемое для исследования дна глазного яблока]. Он зажег свечку,приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец,сказал с смущенным видом: - К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп,и притом безнадежно... Мать выслушала это известие с спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо.III Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно.Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и "дяди Максима", какзвали его все без исключения домочадцы и даже посторонние. Отец был похож натысячу других деревенских помещиков Юго-западного края: он был добродушен,даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить иперестраивать мельницы. Это занятие поглощало почти все его время, и потомуголос его раздавался в доме только в известные, определенные часы дня,совпадавшие с обедом, завтраком и другими событиями в том же роде. В этихслучаях он всегда произносил неизменную фразу: "Здорова ли ты, моя голубка?"- после чего усаживался за стол и уже почти ничего не говорил, разве изредкасообщал что-либо о дубовых валах и шестернях. Понятно, что его мирное инезатейливое существование мало отражалось на душевном складе его сына. Затодядя Максим был совсем в другом роде. Лет за десять до описываемых событийдядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностяхего имения, но даже в Киеве на "Контрактах" ["Контракты" - местное названиенекогда славной киевской ярмарки. (Примеч. автора)]. Все удивлялись, как этов таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство паниПопельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто незнал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов онотвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самыйсмирный из "шляхтичей" непременно бы отвечал оплеухами. Наконец, к великойрадости всех благомыслящих людей [Благомыслящие люди. - До революции такофициально назывались сторонники существующей власти, враждебно настроенныепо отношению к революционной деятельности], дядя Максим за что-то сильноосердился на австрийцев [Осердился на австрийцев - возмутился австрийцами,под гнетом которых тогда находилась Италия] и уехал в Италию; там онпримкнул к такому же забияке и еретику [Еретик - здесь: человек, отступившийот общепринятых взглядов] - Гарибальди [Гарибальди Джузеппе (1807 - 1882) -вождь национально-освободительного движения в Италии в середине XIX века,возглавлявший борьбу итальянского народа против австрийского гнета],который, как с ужасом передавали паны помещики, побратался с чертом и в грошне ставит самого папу [Папа - римский папа, верховный главаримско-католической церкви]. Конечно, таким образом Максим навеки погубилсвою беспокойную схизматическую [Схизматическая (греч.) - еретическая] душу,зато "Контракты" проходили с меньшими скандалами, и многие благородныемамаши перестали беспокоиться за участь своих сыновей. Должно быть, австрийцы тоже крепко осердились на дядю Максима. Повременам в Курьерке, исстари любимой газете панов помещиков, упоминалось вреляциях [Реляция - донесение, доклад] его имя в числе отчаянныхгарибальдийских сподвижников, пока однажды из того же Курьерка паны неузнали, что Максим упал вместе с лошадью на поле сражения. Разъяренныеавстрийцы, давно уже, очевидно, точившие зубы на заядлого волынца [Волынец -уроженец Волыни, Волынской губернии в Юго-западном крае] (которым, чуть лине одним, по мнению его соотечественников, держался еще Гарибальди),изрубили его, как капусту. - Плохо кончил Максим, - сказали себе паны и приписали это специальномузаступничеству св. Петра за своего намесника. Максима считали умершим. Оказалось, однако, что австрийские сабли не сумели выгнать из Максимаего упрямую душу и она осталась, хотя я в сильно попорченном теле.Гарибальдийские забияки вынесли своего достойного товарища из свалки, отдалиего куда-то в госпиталь, и вот, через несколько лет, Максим неожиданноявился в дом своей сестры, где и остался. Теперь ему было уже не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, ипотому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась толькона то, чтобы кое-как опираться на палку. Да и вообще он стал серьезнее,угомонился, и только по временам его острый язык действовал так же метко,как некогда сабля. Он перестал ездить на "Контракты", редко являлся вобщество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтениемкаких-то книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения,что книги совершенно безбожные. Он также писал что-то, но так как его работыникогда не являлись в Курьерке, то никто не придавал им серьезного значения. В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новоесущество, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробиваласьсеребристая проседь. Плечи от постоянного упора костылей поднялись, туловищеприняло квадратную форму. Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стуккостылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, невыпуская изо рта трубки, - все это пугало посторонних, и только близкие кинвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце,а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работаетнеугомонная мысль. Но даже и близкие люди не знали, над каким вопросом работала эта мысльв то время. Они видели только, что дядя Максим, окруженный синим дымом,просиживает по временам целые часы неподвижно, с отуманенным взглядом иугрюмо сдвинутыми густыми бровями. Между тем изувеченный боец думал о том,что жизнь - борьба и что в ней нет места для инвалидов. Ему приходило вголову, что он навсегда выбыл уже из рядов и теперь напрасно загружает собоюфурштат [Фурштат (нем.) - военный обоз]; ему казалось, что он рыцарь,выбитый из седла жизнью и поверженный в прах. Не малодушно ли извиваться впыли, подобно раздавленному червяку; не малодушно ля хвататься за стремяпобедителя, вымаливая у него жалкие остатки собственного существования? Пока дядя Максим с холодным мужеством обсуждал эту жгучую мысль,соображая и сопоставляя доводы за и против, перед его глазами стало мелькатьновое существо, которому судьба судила явиться на свет уже инвалидом.Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом странноесходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима. - Гм... да, - задумчиво сказал он однажды, искоса поглядывая намальчишку, - этот малый тоже инвалид. Если сложить нас обоих вместе,пожалуй, вышел бы один лядащий [Лядащий - слабосильный, невзрачный]человечишко. С тех пор его взгляд стал останавливаться на ребенке все чаще и чаще.IV Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут нетолько не было и тени чьей-либо "злой воли", но даже самая причина несчастияскрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. А между темпри всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от остройболи. Конечно, она страдала в этом случае, как мать, отражением сыновнегонедуга и мрачным предчувствием тяжелого будущего, которое ожидало ееребенка; но, кроме этих чувств, в глубине сердца молодой женщины щемилотакже сознание, что причина несчастия лежала в виде грозной возможности втех, кто дал ему жизнь... Этого было достаточно, чтобы маленькое существо спрекрасными, ко незрячими глазами стало центром семьи, бессознательнымдеспотом, с малейшей прихотью которого сообразовалось все в доме. Неизвестно, что вышло бы со временем из мальчика, предрасположенного кбеспредметной озлобленности своим несчастием и в котором все окружающеестремилось развить эгоизм, если бы странная судьба и австрийские сабли незаставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры. Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно далодеятельной мысли изувеченного бойца другое направление. Он все так жепросиживал целые часы, дымя трубкой, но в глазах, вместо глубокой и тупойболи, виднелось теперь вдумчивое выражение заинтересованного наблюдателя. Ичем более присматривался дядя Максим, тем чаще хмурились его густые брови, ион все усиленнее пыхтел своею трубкой. Наконец, однажды он решился навмешательство. - Этот малый, - сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет ещегораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться. Молодая женщина низко опустила голову, и слеза упала на ее работу. - Жестоко напоминать мне об этом, Макс, - сказала она тихо, -напоминать без цели... - Я говорю только правду, - ответил Максим. - У меня нет ноги и руки,но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ниволи... - Отчего же? - Пойми меня, Анна, - сказал Максим мягче. - Я не стал бы напрасноговорить тебе жестокие вещи. У мальчика тонкая нервная организация. У негопока есть все шансы развить остальные свои способности до такой степени,чтобы хотя отчасти вознаградить его слепоту. Но для этого нужно упражнение,а упражнение вызывается только необходимостью. Глупая заботливость,устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на болееполную жизнь. Мать была умна и потому сумела победить в себе непосредственноепобуждение, заставлявшее ее кидаться сломя голову при каждом жалобном крикеребенка. Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно ибыстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и скакою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет,попадавший в руки.V Мать он скоро научился узнавать по походке, по шелесту платья, покаким-то еще, ему одному доступным, неуловимым для других признакам: сколькобы ни было в комнате людей, как бы они ни передвигались, он всегданаправлялся безошибочно в ту сторону, где она сидела. Когда она неожиданнобрала его на руки, он все же сразу узнавал, что сидит у матери. Когда же егобрали другие, он быстро начинал ощупывать своими ручонками лицо взявшего егочеловека и тоже скоро узнавал няньку, дядю Максима, отца. Но если он попадалк человеку незнакомому, тогда движения маленьких рук становились медленнее:мальчик осторожно и внимательно проводил ими по незнакомому лицу; и егочерты выражали напряженное внимание; он как будто "вглядывался" кончикамисвоих пальцев. По натуре он был очень живым и подвижным ребенком, но месяцы шли замесяцами, и слепота все более налагала свой отпечаток на темпераментмальчика, начинавший определяться. Живость движений понемногу терялась; онстал забиваться в укромные уголки и сидел там по целым часам смирно, сзастывшими чертами лица, как будто к чему-то прислушиваясь. Когда в комнатебывало тихо и смена разнообразных звуков не развлекала его внимания,ребенок, казалось, думал о чем-то с недоумелым и удивленным выражением накрасивом и не по-детски серьезном лице. Дядя Максим угадал: тонкая и богатая нервная организация мальчика браласвое и восприимчивостью к ощущениям осязания и слуха как бы стремиласьвосстановить до известной степени полноту своих восприятий. Всех удивлялапоразительная тонкость его осязания, По временам казалось даже, что он нечужд ощущения цветов; когда ему в руки попадали ярко окрашенные лоскутья, ондольше останавливал на них свои тонкие пальцы, и по лицу его проходиловыражение удивительного внимания. Однако со временем стало выясняться всеболее и более, что развитие восприимчивости идет главным образом в сторонуслуха. Вскоре он изучил в совершенстве комнаты по их звукам: различал походкудомашних, скрип стула под инвалидом-дядей, сухое, размеренное шоркание ниткив руках матери, ровное тикание стенных часов. Иногда, ползая вдоль стены, ончутко прислушивался к легкому, неслышному для других шороху и, подняв руку,тянулся ею за бегавшею по обоям мухой. Когда испуганное насекомое снималосьс места и улетало, на лице слепого являлось выражение болезненногонедоумения. Он не мог отдать себе отчета в таинственном исчезновении мухи.Но впоследствии и в таких случаях лицо его сохраняло выражение осмысленноговнимания: он поворачивал голову в ту сторону, куда улетала муха, -изощренный слух улавливал в воздухе тонкий звон ее крыльев. Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головкуслепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливалисьего представления. На лице застывало особенное внимание к звукам: нижняячелюсть слегка оттягивалась вперед на тонкой и удлинившейся шее. Бровиприобретали особенную подвижность, а красивые, но неподвижные глазапридавали лицу слепого какой-то суровый и вместе с тем трогательныйотпечаток.VI Третья зима его жизни приходила к концу. На дворе уже таял снег,звенели весенние потоки, и вместе с тем здоровье мальчика, который зимой всеприхварывал и потому всю ее провел в комнатах, не выходя на воздух, сталопоправляться. Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. Взалитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые ещеветки буков, вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятнатающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава.Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленнойи бодрой жизненной силы. Для слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливымшумом. Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку Друг задругом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буковшептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. Аторопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченныхутренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонкихударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстроотбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрикижуравлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точнотихо тая в воздухе. На лице мальчика это оживление природы сказывалось болезненнымнедоумением. Он с усилием сдвигал свои брови, вытягивал шею, прислушивался изатем, как будто встревоженный непонятною суетой звуков, вдруг протягивалруки, разыскивая мать, и кидался к ней, крепко прижимаясь к ее груди. - Что это с ним? - спрашивала мать себя и других. Дядя Максим внимательно вглядывался в лицо мальчика и не мог объяснитьего непонятной тревоги. - Он... не может понять, - догадывалась мать, улавливая на лице сынавыражение болезненного недоумения и вопроса. Действительно, ребенок был встревожен и беспокоен: он то улавливалновые звуки, то удивлялся тому, что прежние, к которым он уже началпривыкать, вдруг смолкали и куда-то терялись.VII Хаос весенней неурядицы смолк. Под жаркими лучами солнца работа природывходила все больше и больше в свою колею, жизнь как будто напрягалась, еепоступательный [Поступательный - направленный вперед] ход становилсястремительнее, точно бег разошедшегося поезда. В лугах зазеленела молодаятравка, в воздухе носился запах березовых почек. Мальчика решили вывести в поле, на берег ближней реки. Мать вела его за руку. Рядом на своих костылях шел дядя Максим, и всеони направлялись к береговому холмику, который достаточно уже высушилисолнце и ветер. Он зеленел густой муравой, и с него открывался вид надалекое пространство. Яркий день ударил по главам матери и Максима. Солнечные лучи согревалиих лица, весенний ветер, как будто взмахивая невидимыми крыльями, сгонял этутеплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющеедо неги, до истомы. Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручкаребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этомупроявлению детской тревоги. Она вздыхала полной грудью и шла вперед, необорачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение налице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением.Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба,которую вынули из воды; выражение болезненного восторга пробивалось повременам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-тонервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опятьвыражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Толькоодни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом. Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняламальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватилсяза ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуяпод собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения,потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине. Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на которомони сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины,и только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние изних, выделяясь белыми пятнышками, На поемных лугах [Поемные луга - луга,заливаемые водой во время разлива реки] стояла вода широкими лиманами [Лиман- залив]; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурнымсводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобнольдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальшеза рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюсядымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоскулеса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубыжертвенного фимиама [Жертвенный фимиам - дым ароматных веществ, сжигаемыхпри приношении жертвы божеству по обрядам некоторых религий]. Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный кпразднику. Но для слепого это была только необъяснимая тьма, котораянеобычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь кнему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычнымивпечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце. С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрелинежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, какбудто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ниэтой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта.Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касаетсяего лица ножным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный илегкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лицаэту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчикпривык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же егоохватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, тощекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивалиськем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самогозатылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь егокуда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навеваязабывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а егосердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться. Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотряна странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал былоразличать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по-прежнемунеудержимо, ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как ударыего всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн.Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелестраспустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистелалегким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и надвсем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине,понукавшего волов над распахиваемой полоской. Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их,расположить в перспективу [То есть не мог уяснить себе степень отдаленностиили близости долетавших до него звуков]. Они как будто падали, проникая втемную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие,оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь внепонятную дисгармонию [Дисгармония - несозвучность, разноголосица]. А ветерс поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и ихрокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то одругого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звукитускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы.Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза тозакрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всехчертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшеееще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно ещеборолось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять срединих, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Нозадача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этойработы зрительных представлений. И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые,слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее,налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак,сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнееподымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этимтускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем всесразу смолкло. Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстроповернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубокомобмороке.VIII Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он сталвыписывать книги по физиологии [Физиология - наука, изучающая функцииотправления организма человека и животных], психологии [Психология - наука,изучающая психику человека, то есть его душевную организацию, процессыощущения, восприятия, мышления, чувства] и педагогике [Педагогика - наука ометодах воспитания и обучения] и с обычною своей энергией занялся изучениемвсего, что дает наука по отношению к таинственному росту и развитию детскойдуши. Эта работа завлекала его все больше и больше, и поэтому мрачные мысли онепригодности к житейской борьбе, о "червяке, пресмыкающемся в пыли", и о"фурштате" давно уже незаметно улетучились из квадратной головы ветерана[Ветеран - престарелый, испытанный в боях воин]. На их месте воцарилось вэтой голове вдумчивое внимание, по временам даже розовые мечты согревалистареющее сердце. Дядя Максим убеждался все более и более, что природа,отказавшая мальчику в зрении, не обидела его в других отношениях; это былосущество, которое отзывалось на доступные ему внешние впечатления сзамечательною полнотой и силой. И дяде Максиму казалось, что он призван ктому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли исвоего влияния уравновесить несправедливость слепой судьбы, чтоб вместо себяпоставить в ряды бойцов за дело жизни нового рекрута [Рекрут - новобранец;здесь: новый борец за социальную справедливость], на которого, без еговлияния, никто не мог рассчитывать. "Кто знает, - думал старый гарибальдиец, - ведь бороться можно нетолько копьем и саблей. Быть может, несправедливо обиженный судьбою подыметсо временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, итогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат... " Даже свободным мыслителям сороковых и пятидесятых годов не было чуждосуеверное представление о "таинственных предначертаниях" природы. Не мудренопоэтому, что по мере развития ребенка, выказывавшего недюжинные способности,дядя Максим утвердился окончательно в убеждении, что самая слепота есть лишьодно из проявлений этих "таинственных предначертаний". "Обездоленный заобиженных" - вот девиз, который он выставил заранее на боевом знамени своегопитомца.IX После первой весенней прогулки мальчик пролежал несколько дней в бреду.Он то лежал неподвижно и безмолвно в своей постели, то бормотал что-то и кчему-то прислушивался. И во все это время с его лица не сходило характерноевыражение недоумения. - Право, он глядит так, как будто старается понять что-то и не может, -говорила молодая мать. Максим задумывался и кивал головой. Он понял, что странная тревогамальчика и внезапный обморок объяснялись обилием впечатлений, с которыми немогло справиться сознание, и решился допускать к выздоравливавшему мальчикуэти впечатления постепенно, так сказать, расчлененными на составные части. Вкомнате, где лежал больной, окна были плотно закрыты. Потом, по меревыздоровления, их открывали на время, затем его водили по комнатам, выводилина крыльцо, на двор, в сад. И каждый раз, как на лице слепого являлосьтревожное выражение, мать объясняла ему поражавшие его звуки. - Рожок пастуха слышен за лесом, - говорила она. - А это из-защебетания воробьиной стаи слышен голос малиновки. Аист клекочет на своемколесе [В Малороссии и Польше для аистов ставят высокие столбы и надевают наних старые колеса, на которых птица завивает гнездо. (Примеч. автора)]. Онприлетел на днях из далеких краев и строит гнездо на старом месте. И мальчик поворачивал к ней свое лицо, светившееся благодарностью, бралее руку и кивал головой, продолжая прислушиваться с вдумчивым и осмысленнымвниманием.X Он начинал расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание, и матьили, еще чаще, дядя Максим рассказывали ему о разных предметах и существах,издававших те или другие звуки. Рассказы матери, более живые и яркие,производили на мальчика большее впечатление, но по временам впечатление этобывало слишком болезненно. Молодая женщина, страдая сама, с растроганнымлицом, с глазами, глядевшими с беспомощною жалобой и болью, старалась датьсвоему ребенку понятие о формах и цветах. Мальчик напрягал внимание, сдвигалброви, на лбу его являлись даже легкие морщинки. Видимо, детская головкаработала над непосильною задачей, темное воображение билось, стремясьсоздать из косвенных данных новое представление, но из этого ничего невыходило. Дядя Максим всегда недовольно хмурился в таких случаях, и, когдана глазах матери являлись слезы, а лицо ребенка бледнело от сосредоточенныхусилий, тогда Максим вмешивался в разговор, отстранял сестру и начинал своирассказы, в которых, по возможности, прибегал только к пространственным извуковым представлениям. Лицо слепого становилось спокойнее. - Ну, а какой он? большой? - спрашивал он про аиста, отбивавшего насвоем столбе ленивую барабанную дробь. И при этом мальчик раздвигал руки. Он делал это обыкновенно приподобных вопросах, а дядя Максим указывал ему, когда следовало остановиться.Теперь он совсем раздвинул свои маленькие ручонки, но дядя Максим сказал: - Нет, он еще гораздо больше. Если бы привести его в комнату ипоставить на полу, то голова его была бы выше спинки стула. - Большой... - задумчиво произнес мальчик. - А малиновка - вот! - и ончуть-чуть развел сложенные вместе ладони. - Да, малиновка такая... Зато большие птицы никогда не поют так хорошо,как маленькие. Малиновка старается, чтобы всем было приятно ее слушать. Ааист - серьезная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом,точно сердитый хозяин на работников, и громко ворчит, не заботясь о том, чтоголос у него хриплый и его могут слышать посторонние. Мальчик смеялся, слушая эти описания, и забывал на время о своихтяжелых попытках понять рассказы матери. Но все же эти рассказы привлекалиего сильнее, и он предпочитал обращаться с расспросами к ней, а не к дядеМаксиму.


ский) 3) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется
броситься и переделать всё самому. (А. Гончаров) 4) Пьер как
законный сын получил всё. (Л. Толстой) 5) Ему как человеку
робкому и необщительному прежде всего бросалось в глаза то
что у него никогда не было... (А. Чехов) 6) Мне как лицу вы-
сокопоставленному не подобает ездить на конке . (А. Чехов)
7) Какстилист Чехов недосягаем. (М. Горький) 8) Вы как ини-
циатор должны играть главную роль. (В. Панова) 9) Как жи-
вописец Маяковский уважал и любил Серова. (Б. Шкловский)
246.
1. Выразительно прочитайте отрывокиз повести В. Г. Короленко
«Слепой музыкант». Озаглавьте этот фрагмент. Найдите в тексте
слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и
сгруппируйте их по тематическому признаку. Определите принад-
лежность каждого выписанного вами слова к той или иной части
речи и сделайте выводы. Какова роль этих слов в раскрытии
основной мысли текста?
2. Проведите орфографический и пунктуационный разбор текста.
Особое внимание уделите объяснению расстановки знаков препи-
нания в предложениях с однородными, обособленными членами и
сравнительными оборотами.
3. Выпишите слова, при изменении ударения в которых изменя-
ется грамматическая форма или «появляется» другое слово.
4. Графически обозначьте все члены предложений, входящих в
состав 1-го абзаца.
5. Напишите текст под диктовку, проверьте и оцените свою работу.
Природа раскинулась кругом, точно великий храм, при-
готовленный к празднику. Но для слепого это была только
необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг,
шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, при-
касаясь к его душе со всех сторон неизведанными ещё, не-
обычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно
билось детское сердце.
С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему
в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал
ксолнцу свои незрячие глаза, какбудто чувствуя, ккакому
центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой
прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвину-
того горизонта. Он чувствовал только, как что-то материаль-
ное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, согрева-
ющим прикосновением. Потом кто-то прохладный и лёгкий,
хотя и менее лёгкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с
его лица эту негу и пробегает по нему ощущением свежей
прохлады. В комнатах мальчикпривыкдвигаться свободно,
чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили ка-
кие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то
щекочущие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца
быстро обмахивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши,
охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась
140
вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его
куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося со-
знание, навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика
крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, каза-
лось, вот-вот совсем перестанет биться.
247.
Подготовьте диалог, соответствующий такой речевой ситуации:
G тема высказывания: «Моя любимая музыкальная группа»;
G цель высказывания: воздействовать на слушателей, убеждая
их в своей правоте;
G адресат: друзья;
G обстановка: неофициальная;
G жанр: диалог;
G стиль: разговорный.
Продумайте, какие выразительные языковые средства вы будете
использовать, чтобы привлечь внимание друзей и аргументиро-
ванно выразить свою точку зрения.
Используйте в своём рассказе предложения со сравнительными
оборотами.
248.
1. Прослушав текст первый раз, объясните, какими языковыми
средствами пользуется автор для того, чтобы портреты были опи-
саны образно и ярко.
2. Прослушайте текст ещё раз, а затем попробуйте нарисовать на
бумаге портреты детей. Какие детали словесного портрета помо-
гут вам в этом?
3. Напишите под диктовку текст, а затем сравните его с напеча-
танным, исправьте ошибки и объясните причины их появления.
4. В каждом предложении текста выделите грамматическую
основу и второстепенные члены. Сделайте вывод о том, помогает
ли такая работа разобраться в пунктуационных особенностях тек-
ста. Аргументируйте свой ответ.
Их было трое: рыжеволосый мальчик, с изменчивыми
глазами, зеленоглазая девочка, с каштановыми волосами, и
совсем маленькая девочка, с глазами голубыми и с волосами
светлыми, как лён. Все трое капризники и причудники.
Глаза голубые, как лён, и волосы паутинисто-светлые, как
лён. Глаза изумрудные, как травинки весной, и волосы, как
цвет осенних листьев, золотисто-каштановые. Глаза, и самые
причудливые глаза, то чёрные, как ночь, то сияющие, как ут-
ро, то неверные-неверные, как море, - и волосы огненно-зо-
лотые, словно матовое золото, немного потускневшее.
(К. Бальмонт)
249.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте
постановку знаков препинания. Какова роль сравнительных обо-
ротов в этом тексте?
141

Солнечные дни в летнюю пору – это весьма привычное явление. Летом солнце никого не удивляет и не воодушевляет так, как зимой. Летом многие часто сетуют на невыносимую жару и ждут, когда же солнце зайдет за горизонт. То ли дело зима! Мрачные дни идут один за другим, и тут то люди начинают понимать, что им чего-то не хватает. Чего? Конечно же, солнца!

Зимой солнышку радуются все без исключения. Когда яркие солнечные лучи выходят из-за туч, они заставляют улыбаться и детей, и взрослых! Зимой дни очень короткие, не успел прийти рассвет, как уже близится закат. Постоянная нехватка ярких пейзажей и пасмурные дни приводят к зимней хандре. Исцелить от зимнего уныния может только солнце! Пусть оно еще не может согреть тело человека, зато оно греет душу. Солнечные зимние дни напоминают настоящую сказку.

Солнце – это не просто небесное тело, это единственная звезда Солнечной системы, вокруг него вращаются спутники, планеты, астероиды и пр. С солнцем всегда ассоциируется что-то теплое и светлое, именно поэтому при слове солнце возникает ряд метафорических значений. Солнцем часто называют детей, которые подобно солнечным лучам освещают жизнь своих родителей. Слово солнце часто употребляют в обращении к своим любимым, подчеркивая то, что они единственные и неповторимые.

– Какие три вещи не могут быть надолго скрыты?
– Солнце. Луна. Правда.

Человеку часто не хватает солнца, как, впрочем, и правды…

Удовольствие от жизни черпается из наших встреч с новым, а потому нет большего счастья, чем постоянно менять свои горизонты, встречая каждый день под иным солнцем.

Нужно жить, путешествовать и уметь радоваться жизни и солнцу!

Почему люди перестали обожествлять солнце? Ведь солнце располагает для этого неисчислимо многим: оно создало жизнь, оно безгранично таинственно, оно столь могущественно, что никто на земле не смеет глядеть в его сторону.

Люди перестали ценить солнце. Они перестали видеть его силу и красоту.

Неверные друзья - это ласточки, которых встречаешь только летом; это солнечные часы, польза от которых лишь до тех пор, пока светит солнце.

Солнце заходит, чтобы вновь взойти.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Дети — это самое настоящее солнце!

Если человек имеет возможность рассуждать, и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен.

Природа — это настоящий друг, пока человек видит природу вокруг себя, пока он не одинок.

Человек - это солнце, чувства - его планеты.

Их количество зависит от чистоты чувств.

Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.

Только слепой жаждет увидеть солнце, но не может. А глупец все может, но ничего не хочет.

Публика аплодирует фейерверку, но не восходу солнца.

Все радуются техническому прогрессу, при этом перестали замечать и ценить красоту природы, думая, что она всем все должна…

Афоризмы

Тишину нарушало только шкворчание - это солнце поджаривало небеса.

Не все могут видеть, не то что слышать звуки природы. Они просто не хотят.

Солнце было счастливо тем, что светило, море - тем, что отражало его ликующий свет.

Человек тоже должен быть счастлив от того, что делает добрые дела.

Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод.

Так вот почему зимой солнце светит, но не греет. Оно простужено и у него нету сил.

Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.

Только человек делает все с какой-то целью и выгодой для себя…

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.

Нет ничего ярче солнца и теплее доброты.

Даже солнце, когда опускается, всегда краснеет.

А вот человек может опускаться, лгать и не краснеть.

Знаешь в чем сила солнца? Оно не боится заглянуть в Тьму.

Не нужно бояться погрузиться во что-то новое.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Зато оно видит все-всех на свете!

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Пока человек сам не захочет, он не засветит…

Когда ты выйдешь на улицу и увидишь свет, не пугайся - это наш друг Солнце.

Солнце слепит, его пугаются и от него прячутся. И только лжи никто не боится и не прячется от нее…

Солнечные статусы

Солнце светит - хорошо, не светит - тоже хорошо, я сам себе солнце.

Нужно находить в себе силы, чтобы светить другим!

Нужно впустить солнце внутрь, чтобы почувствовало сердце.

Тогда внутренний мир станет теплее и человек сможет всех озарять солнечным светом!

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

На самом деле человеку для жизни нужно не так и много…

Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех.

Но дорожат этим бриллиантом единицы…

Солнце светит для всех, но не всех оно озаряет.

Не все воодушевляются ярким солнечным светом. А жаль…

Кто сам в себе носит солнце и жизнь, не станет искать света где-то на стороне.

Посели внутри себя добро, и в тебе поселится солнце…

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому, как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

Искренние чувства, подобно солнцу, могут все.

Надеюсь, под Солнцем никогда не будет таблички «Мест нет».

Хотя, если бы она была, увидеть солнце и порадоваться ему хотели бы все…

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

Солнце особенное. поэтому и любовь к нему тоже особенная.

Солнце светит, но не греет.

Это чтобы его тепло ценить начали!

Если солнце с утра не встало, значит, солнце сегодня - ты! Иди и свети!

А кто тебе мешает ждать, пока кто-то или что-то сделает?!

Солнышко в отпуске, сегодня я за него!

Только согревать буду не всех, а только тех, кто в меня верит…

Я нашел, где живет солнце! В моем сердце…

А значит, там и любовь живет…

Вам не хватает солнечного света или вы, наоборот, восторженно радуетесь проблеску солнечных лучей? А может, вы просто хотите сказать своим родным и близким что-то приятное? Выбирайте красивые высказывания о солнце, делитесь ими с друзьями, и все вокруг станет намного ярче и теплее!

Хаос весенней неурядицы смолк. Под жаркими лучами солнца работа природы входила все больше и больше в свою колею, жизнь как будто напрягалась, ее поступательный ход становился стремительнее, точно бег разошедшегося поезда. В лугах зазеленела молодая травка, в воздухе носился запах березовых почек. Мальчика решили вывести в поле, на берег ближней реки. Мать вела его за руку. Рядом на своих костылях шел дядя Максим, и все они направлялись к береговому холмику, который достаточно уже высушили солнце и ветер. Он зеленел густой муравой, и с него открывался вид на далекое пространство. Яркий день ударил по глазам матери и Максима. Солнечные лучи согревали их лица, весенний ветер, как будто взмахивая невидимыми крыльями, сгонял эту теплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющее до неги, до истомы. Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручка ребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этому проявлению детской тревоги. Она вздыхала полною грудью и шла вперед, не оборачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение на лице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением. Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба, которую вынули из воды; выражение болезненного восторга пробивалось по временам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-то нервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опять выражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Только одни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом. Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняла мальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватился за ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуя под собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения, потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине. Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поемных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно льдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальше за рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубы жертвенного фимиама. Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце. С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться. Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись попрежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как удары его всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и над всем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукавшего волов над распахиваемой полоской. Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их, расположить в перспективу. Они как будто падали, проникая в темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию. А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то с другого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений. И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее, налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все сразу смолкло. Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке.

Солнце - главный источник энергии на Земле. Без него невозможным было бы существование жизни. И хотя все буквально вертится вокруг Солнца, мы очень редко задумываемся над тем, как работает наша звезда.

Структура Солнца

Чтобы понять, как работает Солнце, сначала нужно разобраться в его структуре.

  • Ядро.
  • Зона лучистого переноса.
  • Конвективная зона.
  • Атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона, солнечный ветер.

Диаметр солнечного ядра составляет 150-175 000 км, около 20-25% солнечного радиуса. Температура ядра достигает 14 млн градусов по Кельвину. Внутри постоянно происходят термоядерные реакции с образованием гелия. Именно в ядре в результате данной реакции выделяется энергия, а так же тепло. Остальная часть Солнца нагрета этой энергией, она проходит сквозь все слои до фотосферы.

Зона лучистого переноса находится над ядром. Энергия переносится с помощью излучения фотонов и их поглощения.

Над зоной лучистого переноса находится конвективная зона. Здесь перенос энергии осуществляется не переизлучением, а переносом вещества. С высокой скоростью более холодное вещество фотосферы проникает в конвективную зону, а излучение из зоны лучистого переноса поднимается на поверхность - это и есть конвекция.

Фотосфера - это видимая поверхность Солнца. Из этого слоя исходит большая часть видимого излучения. В фотосферу уже не проникает излучение более глубоких слоев. Средняя температура слоя достигает 5778 К.

Хромосфера окружает фотосферу, она имеет красноватый оттенок. Из поверхности хромосферы постоянно происходят выбросы - спикулы.

Последняя внешняя оболочка нашей звезды - корона, состоящая из энергетических извержений и протуберанцев, образующих солнечный ветер, распространяющийся к самым дальним уголкам солнечной системы. Средняя температура короны - 1-2 млн К, но есть участки с 20 млн К.

Солнечный ветер - это поток ионизированных частиц, распространяющийся до границ гелиосферы со скоростью около 400 км/с. Многие явления на Земле связаны с солнечным ветром, например, полярное сияние и магнитные бури.

Солнечное излучение


Плазма Солнца обладает высокой электропроводностью, что способствует появлению электрических токов и магнитных полей.

Солнце - самый сильный излучатель электромагнитных волн в мире, который дает нам:

  • ультрафиолетовые лучи;
  • видимый свет - 44% солнечной энергии (преимущественно желто-зеленый спектр);
  • инфракрасные лучи - 48%;
  • рентгеновское излучение;
  • радиационное излучение.

Лишь 8% энергии отводится на ультрафиолетовое, рентгеновское и радиационное излучение. Видимый свет расположен между лучами инфракрасного и ультрафиолетового спектра.

Также Солнце является мощным источником радиоволн нетепловой природы. Помимо всевозможных электромагнитных лучей излучается постоянный поток частиц: электронов, протонов, нейтрино и так далее.

Все виды излучения оказывают свое влияние Землю. Именно это влияние мы ощущаем.

Воздействие УФ лучей

Ультрафиолетовые лучи воздействуют на Землю и все живые существа. Благодаря им существует озоновый слой, так как УФ-лучи разрушают кислород, который модифицируется в озон. Магнитное поле Земли в свою очередь формирует озоновый слой, который, как ни парадоксально, ослабляет силу воздействия УФ.

На живые организмы и окружающую среду ультрафиолет влияет многогранно:

  • способствует выработке витамина D;
  • обладает антисептическими свойствами;
  • вызывает появление загара;
  • усиливает работу кроветворных органов;
  • повышает свертываемость крови;
  • увеличивается щелочной резерв;
  • дезинфицирует поверхности предметов и жидкости;
  • стимулирует обменные процессы.

Именно ультрафиолетовое излучение способствует самоочищению атмосферы, устраняет смог, частицы дыма и пыли.

В зависимости от широты сила воздействия УФ излучения сильно изменяется.

Воздействие ИК лучей: почему и как Солнце греет

Все тепло на Земле - это инфракрасные лучи, которые появляются благодаря термоядерному синтезу водорода с образованием гелия. Эта реакция сопровождается огромным выбросом лучистой энергии. До земли доходит порядка 1000 Ватт на квадратный метр. Именно за это ИК излучение очень часто называют тепловым.

Удивительно, но Земля выступает в роли инфракрасного излучателя. Планета, а также облака поглощают ИК лучи, а затем переизлучают эту энергию обратно в атмосферу. Такие вещества как водяной пар, капли воды, метан, диоксид углерода, азот, некоторые соединения фтора и серы излучают ИК лучи во всех направлениях. Именно благодаря этому имеет место парниковый эффект, который поддерживает поверхность Земли в постоянно подогретом состоянии.

Инфракрасные лучи не только нагревают поверхности предметов и живых существ, но и оказывают другое влияние:

  • обеззараживают;
  • улучшают метаболизм;
  • стимулируют кровообращение;
  • снимают болевые ощущения;
  • нормализуют водно-солевой баланс;
  • укрепляют иммунитет.

Почему зимой Солнце греет слабо

Так как Земля вращается вокруг Солнца с некоторым наклоном оси, в разное время года происходит отклонение полюсов. В первой половине года Северный полюс повернут к Солнцу, в во второй - Южный. Соответственно, меняется угол воздействия солнечной энергии, а также мощность.