Чувственный человек творчество. Тонкая душевная организация, советы ее носителям

Различные творческие , которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов – это и есть креативность.

Креативные способности даны всем от рождения, но под действием многих факторов они постепенно притупляются. Одни ученые доказывали, что способности человека к творчеству возникли с течением времени и развивались благодаря множеству изменений в культуре и демографии. Другие считали, что креативность появилась внезапно, вследствие генетической мутации мозга человека многие тысячи лет назад.

По сути, креативность – это восприимчивость к новым идеям , а не только критичное отношение к чему-то новому со стороны существующего опыта.

Креативность изначально рассматривали как некую функцию интеллекта и, соответственно, уровень интеллекта приравнивался к уровню креативности. Вследствие чего, было выявлено, что чем выше уровень интеллекта, тем ниже у человека развиты креативные способности.

Сегодня креативность рассматривают как функцию цельной личности, и зависит она от общего комплекса всевозможных характеристик. Поэтому, главное в изучении креативности, это выявить те личностные качества, благодаря которым она проявляется.

Креативность, включающая в себя и к нехватке или противоречивости информации, бывает образной и вербальной. Кроме того, выделяют особые критерии креативных способностей :

  • гибкость ума
  • беглость – количество идей создаваемых за единицу времени
  • оригинальность – способность к созданию необычных идей, сильно отличающихся от общепринятых норм
  • метафоричность – возможность творить в необычном направлении, умение увидеть в обычном нечто необыкновенное и наоборот, способности к ассоциативному символичному мышлению
  • восприимчивость – готовность мгновенно переходить от одной идее к другой, чувствительность к неопределенностям, противоречиям и необычным деталям.

Для того чтобы оценить креативные способности творческих людей и проанализировать результативность их деятельности, прибегают к различным тестам или опросникам с целым списком определенных ситуаций, форм поведения, чувств, интересов. Такие анкеты адресованы не только самим испытуемым, но также и их окружению.

Исследователями отмечено, что наличие у ребенка высоких показателей креативности вовсе не дают гарантию, что в будущем у него точно будут хорошие творческие достижения, а всего лишь показывают, что у такого ребенка есть наибольшая вероятность их проявления, но только в том случае, если он сможет получить необходимую мотивацию и творческие навыки.

Можно отметить несколько важных условий, которые стимулируют развитие креативных способностей:

  • пусть будет открытость или незавершенность вместо жестких правил и строгого контроля
  • любые вопросы необходимо разрешать и даже поощрять
  • создавать побуждение к независимости и ответственности
  • акцентировать внимание на собственных чувствах, наблюдениях, обобщениях, разработках

И наоборот, креативные способности могут замедлить свое развитие, если применять следующие условия:

  • постоянное избегание рисковых ситуаций
  • желание получить успех любыми путями, не смотря ни на что
  • жесткие шаблоны поведения и мышления
  • стремление быть неким признанным или необходимым стандартом
  • поклонение, каким либо кумирам, авторитетам
  • неодобрение собственной фантазии, воображения, исследования

«По-настоящему творческий ум в любой области – это человеческое существо, рожденное с аномальной, нечеловеческой чувствительностью»
- Перл Бак

Вспоминая процесс записи песен с молодым Майклом Джексоном, продюсер Куинси Джонс сказал, что «Майкл был настолько застенчив, что пел за диваном, повернувшись спиной ко мне, а я сидел, закрыв руками глаза и выключив свет».

Наблюдая за его зажигательными выступлениями на сцене, большинство даже не догадывалось, что Майкл Джексон был глубоко застенчивым и чувствительным человеком. Король поп-музыки излучал энергию, силу, обаяние на сцене, но в личной жизни был до крайности чувствителен и одинок.

Джексон воплощал в себе противоречие многих исполнителей: они невероятно открыты, и в то же самое время крайне чувствительны. Психолог Михай Чиксентмихайи считал открытость и чувствительность противоположными друг другу качествами личности, которые не только сосуществуют в характере творческих исполнителей, но образуют ядро ​​их личности. Этот парадокс помогает объяснить, как исполнители могут быть смелыми и харизматичными с одной стороны, и эмоционально хрупкими - с другой.

«Открытость и чувствительность творческих людей часто являются не только причиной страданий и боли, но и большой радости, - пишет Чиксентмихайи. – Одиночество и популярность делает человека очень уязвимым».

Тот факт, что многие, казалось бы, экстравертные исполнители также весьма чувствительные люди, доказывают многие музыканты, относящиеся к жанру металла и рока. На сцене музыканты кажутся прототипом экстраверсии: смелые, громкие и необузданные. Но за кулисами они показывают другую сторону своей личности. Им требуется одиночество, чтобы зарядиться энергией, и они предпочитают одиночные виды деятельности - чтение, игру на инструментах. Многие музыканты говорили о повышенной чувствительности к окружению, звуку, освещению и запахам. Они часто склонны к мечтательности и фантазиям.

Обладание повышенной чувствительностью может быть и благословением, и проклятием, и часто требует от творческой натуры проводить больше времени в одиночестве. Как пишет психолог Дженнифер Граймс, иногда люди стремятся блокировать «подавляющее стимулы». Все субъекты ее исследования говорили, что музыка - способ выразить себя, найти связь с другими, самореализоваться.

Результаты исследования Граймс позволяют предположить, что очень творческий человек скрывает за внешним фасадом глубину, сложности и противоречия свой личности. Творческие люди всех типов, как правило, остро чувствительны, и, наоборот, чувствительные люди часто весьма креативны.

Очень творческий и высокочувствительной человек больше наблюдает, больше замечает, ему требуется проработать больше информации. Очень чувствительные люди, как говорила лауреат Пулитцеровской премии Перл Бак, видят мир более красочным, трагичным и красивым. Чувствительные люди часто замечают мелочи, которые другие упускают, видят закономерности там, где другие видят случайность, и находят смысл и метафору в мелочах повседневной жизни. Неудивительно, что данный тип личности часто приходит к творческому выражению.
Исследование во главе с психологом Элейн Арон определило чувствительность как фундаментальную размерность человеческой личности. Оказалось, что высокочувствительные люди склонны обрабатывать больше сенсорной информации и во внутренней, и во внешней среде.

По оценкам, jn 15% до 20% людей считаются высокочувствительными, но среди художников и творческих мыслителей этот процент гораздо выше. Высокие уровни чувствительности коррелируют yt только с творчеством, но и с такими чертами характера, как духовность, интуиция, мистические переживания, связь с искусством и природой.

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Тема этой статьи, тонкая душевная организация . Здесь я попытаюсь разобраться, чем характеризуется этот тип склада психики и является ли он типом вообще. Хорошо это или плохо. Также я буду строить рассуждения вокруг этого понятия и отвечу на вопрос, действительно ли следствием развитой личности, большого таланта является склонность к тревожности, глубоким и сильным переживаниям, сверхчувствительности и депрессии.

В заключение статьи я дам советы людям с тонкой душевной организацией, помогу разобраться в том, следует ли им жить с этим качеством или избавиться от него, как от совокупности вредных недостатков.

Что такое тонкая душевная организация?

Итак, что же такое тонкая душевная организация? Считается, что это особый психический тип, проявляющийся у людей тонкой чувствительности. Носители такого типа имеют способность к глубоким и сильным переживаниям, обостренному восприятию, ярким эмоциям. По мнению многих людей, тонкая душевная организация является следствием развитых чувств и ума, большого таланта, утонченности и сильного нравственного чувства.

То что у обычных людей считается недостатками: импульсивность, обидчивость, неспособность сдерживать эмоции, тревожность, уныние, стеснительность, боязливость — для личности тонкой душевной организации является чуть ли не набором подтверждений его большого ума и таланта! Он же художник, творец или просто очень тонкая персона, все эти качества — следствия его одаренной натуры, думаем мы и, скорее всего, думает так про себя человек тонкой душевной организации.

Мифы, которые мы придумываем

«Хотя он и находился под сильным влиянием Хейуорда, он никак не мог согласиться с ним, что нерешительность - свидетельство тонкой душевной организации; его злила усмешка, с которой Хейуорд взирал на его прямолинейность».

Я вынужден не согласиться с этим мнением. Не существует никакой тонкой душевной организации: на мой взгляд — это огромный нонсенс, в который многим людям было удобно поверить(именно поэтому вы видите эту статью в разделе «мифы»).

Дело в том, что многие из нас так устроены, что всегда готовы наполнять каким-то небанальным, позитивным смыслом совокупность своих личностных качеств, особенно если этот процесс активно питается от общественного мнения. Ранимый, несдержанный, замкнутый, неуверенный в себе человек вдруг обнаруживает, что существует такое понятие, как «тонкая душевная организация» и, то, что он до этого считал недостатками, оказывается является просто следствием его утонченности, своеобразным проявлением оригинальности в среде людей грубых и простых.

В результате, этот индивидуум с готовностью примеряет на себя тот ярлык, который возводит его недостатки в разряд чуть ли не достоинств! Ведь, благодаря этому, он может думать о себе не как о слабохарактерном и безвольном, а как о сложном и утонченном!

Я повторяю, что нет тонкой душевной организации, в привычном понимании этого термина, а есть просто набор определенных качеств, которые получают свою качественную окраску безотносительно, того, к какому объекту они относятся. Слабохарактерность и эмоциональная несдержанность — это плохие качества, и не важно у кого они проявляются, у поэта эпохи просвещения или у грузчика в соседнем магазине.

Наличие этих качеств говорит о том, что их носители не потрудились развить в себе волю и способность к самоконтролю. ВСЕ! Это не обозначает никакой прямой связи с чьим то талантом или бездарностью, умом или глупостью.

Страдание — удел гениев?

Многие гениальные, одаренные люди имели много причуд и, действительно, характер многих из них можно было описать тонкостью душевного типа. Но это не проистекает напрямую из их таланта. На мой взгляд, это связано с тем, что наделенный каким-то врожденным даром личность, добивается намного больших успехов в области применения своего таланта, чем все остальные.

Гениальному шахматисту не обязательно развивать в себе те качества, которые требует шахматный спорт, чтобы блистать на спортивном олимпе. Менее одаренный шахматист должен быть эмоционально выносливым, дисциплинированным, чтобы добиться каких-то успехов. Гению это необязательно. В силу своего таланта, он может быть более слабовольным и ленивым, чем его соперники, но при этом все равно достигать лучших результатов чем они!

Пример про гениального шахматиста взят из реальной истории. Этим я хотел им пояснить, что талантливые люди получают меньше стимулов для гармоничного развития, чем люди более посредственные, так как с их даром какая-то деятельность дается им крайне легко и без всякой работы над развитием других своих качеств.

Гений способен получить мировое признание и богатство за счет своего таланта, при этом он может быть полным ребенком во всех других, не связанных с его главной работой, областях жизни. У человека, обделенного феноменальными способностями, такой трюк очень редко пройдет: хочешь не хочешь, жизнь заставит взрослеть и развиваться.

Гений, как я уже сказал, остается ребенком, многие свойства его натуры остаются в зачаточном состоянии, только потому что они их не развивал. Отсутствие этого развития является лишь побочным следствием его таланта, а не прямым, ведь если бы он захотел стать более решительным, волевым, твердым в жизненных вопросах, он бы таковым стал, ничто ему не мешало.

Но кто-то решает что гению это не нужно. Хотя, например, Эйнштейн, несмотря на имидж сумасшедшего ученого, был гармонично развитой личностью, судя по биографии. Нельзя говорить о тонкости душевной организации Эйнштейна, потому что таковая, по всей видимости отсутствовала, несмотря на явное дарование.

Всеми этими рассуждениями я хочу доказать отсутствие прямой связи между талантом и такими качествами, как характер, воля, — недостаток в развитии которых, часто маскируется понятием «тонкая душевная организация». Талантливые люди страдают не из-за таланта, а из-за того что они не могут решить те проблемы, которые для других людей проблемами вовсе не являются. Это их слабость, упущение, а не заслуга!

Пора назвать вещи своими именами

«Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие - за непостоянство артистической натуры, лень - за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимая все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Не следует воспринимать свою излишнюю эмоциональность как особый род утонченности. Скорее всего это просто избалованность чувств. Я призываю называть вещи своими именами, избавляться от своих недостатков, а не прятаться за мутными терминами, вроде «тонкая душевная организация» или «богатый внутренний мир».

Эта статья, так же как и все другие статьи на моем блоге, основана на личном опыте. Когда-то мне казалось, что причины моей депрессии, робости, эмоциональности, стеснительности и нерешимости коренятся в каком-то особом, утонченном и сложном душевном складе, то есть в неком уникальном типе личности, а не в распространенном недостатке.

Конечно, так думать было удобно, ведь это избавляло меня от всякой ответственности за свои дурные качества: душевный тип и все тут — я ни в чем не виноват. Такой вот я есть, весь утонченный и чувствующий.

Но, посредством работы над собой, я понял, что мои недостатки имеют куда более прозаичную природу, чем какой-то тонкий тип личности. Я осознал, что чувствительность — просто следствие расшатанной нервной системы, эмоциональность это всего лишь неумение контролировать свои эмоции и болезненная зацикленность на собственных переживаниях, а робость и замкнутость — это результат закомплексованности и неуверенности в себе. И я стал работать над искоренением этих качеств и с тех пор добился значительных успехов.

Это я пишу не для того, чтобы похвастаться своими достижениями на почве саморазвития, а для того, чтобы на своем примере доказать вам, что, так называемая, «тонкая душевная организация», это не какой-то прикрепленный к вам намертво тип личности, а просто набор вредных качеств, от которых каждый может избавиться!

Если вы испытываете неудобства из-за своей необщительности, стеснительности и тревожности не нужно ставить крест на этих качеств, думая что они относятся к тому типу, носителем которого вы являетесь. Каждый человек может изменить себя, лишиться недостатков и развить свои лучшие качества, как это получилось у меня. Если вы последуете моему примеру, то «тонкая душевная организация» также станет для вас каким-то бессмысленном курьезом и постыдным оправданием своим слабостям.

Итак, что я могу посоветовать людям, которые считают, что у них тонкая душевная организация.

Перестаньте вешать на себя ярлыки

Попытка определить свою личность в рамках известного душевного типа — это присвоение ярлыка, который, как мы убедились ранее, очень грубо обобщает какое-то множество явлений, проводит несуществующие связи и скрывает от вас истинную природу вещей. Легко сказать «у меня тонкое строение внутреннего мира», поэтому я такой и сякой, и потом плюнуть на это. Намного сложнее начать анализировать свои слабые стороны, осознавать причины своих недостатков и направлять действия на их устранение.

Меньше подражайте героям художественных произведений

Большая начитанность, сильная любовь к мировому кинематографу или театру, помноженные на ваше гипертрофированное восприятие может породить один неприятный эффект. А именно, то, что вы будете пытаться бессознательно привести свой эмоциональный мир в соответствии с таковым у героя художественного произведения.

В классической литературе и театре мы видим преувеличенную страсть и раздутые эмоциональные переживания и начинаем думать, что сильные эмоции — это свойство поистине утонченных натур. Мы забываем, что драма, она на то и драма, чтобы драматизировать (уж простите за тавтологию), возводить в крайность какие-то особенности жизни.

Из-за этого начинаем переоценивать свои эмоции, вести себя подобно героям книг или спектаклей, так как в горячих порывах эмоционально нам видится утонченность, богатство внутреннего мира, а не банальная неспособность к трезвому, лишенному эмоций мышлению.

Перестаньте неосознанно подражать героям старых романов, так как они часто ведут себя очень глупо. Например, самоубийство из-за несчастной любви, это не гордый и романтический поступок, а большая глупость и слабость, следствие непонимания природы своих эмоций, неспособность находить трезвое и здравое решение проблем.

Никакая это не трагедия, так как последняя подразумевает ситуацию, в которой человек стал жертвой неконтролируемой стихии. Здесь же он просто не справился со своими эмоциями.

В художественных произведениях мы постоянно видим, проблемы, раздутые из-за пустяков самими героями, необдуманные, импульсивные поступки, приводящие к трагедии и неконтролируемые чувства. Эта психология напоминает поведение ребенка: импульсивность, непостоянство, превалирование эмоций над здравым смыслом. Не следует перенимать такой тип психики и придумывать для него красивое название.

Закаляйте свой характер

Вы слишком чувствительны? Учитесь . Вы постоянно робеете — работайте над собой, чтобы . Вы часто нервничаете? Узнайте . Материалы моего блога помогут вам развить свои слабые стороны и перестать видеть в них неискоренимые свойства своего душевного мира.

Что мы потеряем, когда лишимся тонкой душевной организации

Будет ошибкой думать, что если вы избавитесь от того, что называется «тонкая душевная организация», то вы навсегда утратите, то, что связано с положительной стороной этой явления: способность чувствовать людей, тонко воспринимать произведения искусства, сопереживать близким, наслаждаться красотой природы и т.д.

Уверяю вас, эти способности никак не связаны с гипертрофированной эмоциональностью, несдержанностью и слабохарактерностью. А вся противоречивость рассматриваемого в статье явления обусловлена тем, что эти вещи пытаются связать и объединить в рамках термина, описывающего это явление! Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.

Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.). Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.

Ведь одно другому не мешает. О чем постоянно забывают те кто верит в какую-ту мифичесмкую душевную организацию.