Значение и функции вспомогательных исторических дисциплин. Введение во вспомогательные исторические дисциплины

Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.

Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .

Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.

В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.

По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.

Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.

Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.

Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.

Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.

Вспомним:

объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;

предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;

задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.

На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .

1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .

Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.

Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.

Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.

2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.

Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.

Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.

Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.

Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).

Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).

Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .

Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.

Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).

Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.

Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.

Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.

С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.

Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.

3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).

Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.

Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.

По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.

Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.

Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.

Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.

В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.

В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).

По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.

Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.

Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.

С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.

Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.

Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.

Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.

В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.

Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.

Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.

См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.

Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.

Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.

Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.

Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.

Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.

Вспомогательные исторические дисциплины - это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.


Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики : выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география - изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.


Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.

Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .

Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.

В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.

По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.

Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.

Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.

Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.

Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.

Вспомним:

объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;

предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;

задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.

На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .

1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .

Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.

Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.

Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.

2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.

Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.

Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.

Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.

Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).

Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).

Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .

Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.

Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).

Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.

Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.

Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.

С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.

Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.

3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).

Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.

Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.

По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.

Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.

Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.

Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.

В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.

В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).

По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.

Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.

Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.

С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.

Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.

Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.

Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.

В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.

Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.

Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.

См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.

Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.

Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.

Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.

Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.

Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования. Они изучают его детально и таким образом способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: археология - которая изучает остатки материальной культуры людей разных эпох и которая пытается на основе их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовная жизнь в середине тех или иных человеческих коллективов; этнология - наука, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и которая проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытном строе; хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; прапорознавство - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфике - надписи на каменных скалах, плитах, глиняных изделиях, металле; генеалогия - наука о происхождении городов и фамилий; топонимика - о происхождении географических названий; краеведение - история местности, региона, края.

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, правят, служат современному человечеству, но и одна из самых древних. История тесно связана с другими науками в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической научной теорией, математикой, языкознанием, литературоведением и тому подобное. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность. В то же время каждая из существующих наук за время развития человечества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел. Например, история математики, лингвистики, литературы, история государства и права и другие.

ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Функции исторической науки. История вообще, а история Украины в частности, выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, интеллектуально развивает, которая заключается в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Суть ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осознания исторических фактов закономерности развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс, избегать субъективным решением. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к истории. Каждый народ история заставляет заниматься двусторонней культурной работой, - как над природой страны, в которой ему суждено жить, так и над своей собственной природой.

Функция - мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителей, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. А факты - вещь упрямая. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности. Только тогда можно будет получить объективную картину мира и обеспечить научность познания.

История имеет большое воспитательное значение. Это четвертая функция истории. Знание истории Украины формирует качества гражданина - патриотизм, показывает роль народа и отдельных исторических лиц в развитии общества, позволяет познать достижения человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, общественный долг, позволяет видеть пороки и недостатки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение прошлого приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.