Ли вы подкрепить конкретными фактами. Что такое свободное общество

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере - разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. «Все, что может делать общество и государство, - это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», - писал один из американских политических деятелей. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости. Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений - альтернатив - дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого. Основные понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины: деиндивидуализация, предопределение.

Проверьте себя

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе? 2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным? «Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя». 3. Как вы понимаете выражение «Свобода - это выбор»? 4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»? 5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными: 1) свобода - это отсутствие всяких преград и помех; 2) свобода - это осознанное следование необходимости; 3) свобода (свободная воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; 4) свобода - это осознанная возможность исторического творчества? 6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе? 7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте. 8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание. 9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин... Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию... Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере -- разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. «Все, что может делать общество и государство, -- это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», -- писал один из американских политических деятелей. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага.

Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости. Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений -- альтернатив -- дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого. Основные понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины: деиндивидуализация, предопределение.

Проверьте себя

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе? 2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным? «Наша жизнь -- это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя». 3. Как вы понимаете выражение «Свобода -- это выбор»? 4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»? 5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными: 1) свобода -- это отсутствие всяких преград и помех; 2) свобода -- это осознанное следование необходимости; 3) свобода (свободная воля) -- это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; 4) свобода -- это осознанная возможность исторического творчества? 6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе? 7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?

Свою позицию обоснуйте. 8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы -- это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание. 9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин... Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию... Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Выводы к главе II

1. Наука и философия прошли большой путь в постижении общества и социальной сущности человека. Преодолевая односторонность прежних подходов, современные исследователи определяют сущность человека как единство природного, социального и духовного, рассматривают его в качестве субъекта общественно-исторической деятельности, творца культуры. 2. Философы и социологи выделяют три уровня рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На социально-философском уровне давно ведутся поиски социальной макротеории, способной охватить все многообразие видов и форм общественных отношений. Разработаны стадиальные и циклические, формационные и цивилизационные, локальные и глобальные модели общества. 3. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Различают также цивилизации западного и восточного типов. 4. В современном обществознании глубже, чем ранее, осмысливается понятие общественного прогресса. Отмечается противоречивость прогресса, нередко высокая «цена» общества за достижения в отдельных областях. Продолжаются дискуссии о критериях прогресса. При этом многие исследователи считают, что подлинный прогресс проявляется в возвышении гуманизма, в создании условий для свободного развития личности.

Вопросы и задания к главе II

1. «Эволюция первобытного стада в кровнородственную общину вела к глубоким изменениям самого человека, к развитию у него коммуникативных качеств, появлению зачатков нравственности». «Постепенное развитие у человека навыков общения с себе подобными способствовало переходу на более высокую ступень общественной организации -- кровнородственную общину». Сформулируйте проблему, различные решения которой отражены в приведенных высказываниях. Какая из двух точек зрения вам представляется более убедительной? Если вы не согласны ни с одной из них, сформулируйте свой вариант решения данной проблемы. 2. Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. Заполните таблицу.

Типы обществ Критерии различения

Цивилизации западного и восточного типов

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

3. Немецкий философ Фихте утверждал: «Философ, который занимается историей в качестве философа, руководствуется при этом априорной нитью мирового плана, ясной для него без всякой истории, и историей он пользуется... только для того, чтобы пояснить и показать в живой жизни то, что ясно и без истории». Как вы понимаете слова «априорная нить мирового плана»? Назовите известные вам философские учения, содержащие подобный план мировой истории. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки отмеченного философом взгляда на историю? 4. Раскройте связь общественного прогресса и возрастания свободы человека. В чем выражается возрастание свободы человека в современном обществе?

Готовимся к экзамену

1. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний? 2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь? 3. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно(ы): 1) прямохождение; 2) нравственные чувства; 3) членораздельная речь; 4) использование орудий. 4. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности. 5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 6. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2) роль народных масс; 3) прогнозируемость последствий. 7. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).

  1. Обсудите с одноклассниками следующую проблему: «Что является определяющим ресурсом экономики: природа, люди, средства производства, знания (информация)?» Сделайте свой выбор и обоснуйте его.
  2. Экономист Ф. А. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа».

    Согласны ли вы с данным утверждением?

  3. Какое положение вы можете признать нормальным: когда водитель такси ищет пассажира или когда пассажир ищет такси? Объясните свою точку зрения.
  4. Почему в рыночной экономике наряду с крупными супермаркетами существует множество мелких магазинчиков? Объясните, что позволяет им выжить.
  5. Предпринимательство называют четвертым фактором производства. Приведите примеры деятельности известных вам фирм или предпринимателей, когда именно этот фактор был использован для организации успешного производства.
  6. «Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее», - утверждал английский писатель и философ С. Батлер. Почему автор наделяет предпринимательскую деятельность этой характеристикой? Что необходимо учесть, рассчитать и предвидеть предпринимателю, прежде чем рискнуть взяться за дело?
  7. Вспомните реформы С. Витте и П. Столыпина, которые имели целью усилить воздействие государства на развитие экономики. Какие методы государственного регулирования были использованы и почему они способствовали подъему российской экономики накануне Первой мировой войны?
  8. В 2004 г. в России введено обязательное страхование автомобилей. Этот процесс имел как сторонников, так и противников среди владельцев машин.

    Какую позицию поддержали бы вы? Ответ аргументируйте.

  9. Молодая семья хотела купить однокомнатную квартиру стоимостью 1 млн р., но располагала только половиной необходимой суммы. Семья приняла решение воспользоваться банковским займом и оформила кредит на сумму 500 тыс. р. на 3 года под 20% годовых.

    Подсчитайте, какую сумму семье придется вернуть банку через 3 года.

  10. Что продает человек на рынке труда? Объясните, почему раньше наемных рабочих называли пролетариатом, что означало «не имеющие ничего, кроме потомства». Чем отличается современный работник от наемных рабочих XIX в.?
  11. Представьте ситуацию: вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримете для сокращения издержек производства?
  12. Поинтересуйтесь, во что ваши знакомые, родственники, друзья предпочитают обращать свои сбережения: покупать иностранную валюту, ценные бумаги, приобретать товары длительного пользования, открывать счет в банке?

    Проанализируйте причины предпочтения того или иного выбора и влияние на него экономической ситуации в стране.

  13. Изменяется ли структура расходов потребителя на различных фазах экономического цикла: спад, подъем, экономический кризис? Каким образом? Приведите примеры и аргументируйте свои выводы.
  14. Как вы понимаете смысл английской поговорки: «Цена человека - его зарплата»? Разделяете ли вы мнение, что условием профессионального успеха в равной степени являются деньги и хорошее образование? Аргументируйте ответ.

Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни

  1. Русско-американский социолог П.Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

    Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

  2. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?
  3. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:
    1. свобода - это отсутствие всяких преград и помех;
    2. свобода - это осознанное следование необходимости;
    3. свобода (свободная воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;
    4. свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения?
  4. В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:
    1. достоверными;
    2. проверяемыми.

    «Ряд ученых полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определенный тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определенного исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

    Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

  5. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.
  6. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

    Прокомментируйте это высказывание.

  7. Прочитайте приведенный текст, ответьте на вопросы:

    «Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

    1. мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
    2. доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

    Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме...

    Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова...»

    (Фролов С. С. Социология. - М., 2003. - С. 248.)

    Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

    Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

  8. В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определенной социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

        Коль любить, так без рассудку,
        Коль грозить, так не на шутку,
        Коль ругнуть, так сгоряча,
        Коль рубнуть, так уж сплеча!
        Коли спорить, так уж смело,
        Коль карать, так уж за дело,
        Коль простить, так всей душой,
        Коли пир, так пир горой!

    А. К. Толстой

  9. Л. Н. Толстой писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру».

    Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

Глава III. Человек и закон

  1. В международном законодательстве действуют два принципа определения гражданства: «принцип крови» и «принцип почвы». Согласно первому, гражданство ребенка определяется гражданством родителей. Согласно второму, он приобретает гражданство того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства его родителей.

    Определите, какой принцип действует в России.

  2. Есть ли в современном российском семейном законодательстве юридическое понятие «глава семьи»? Сформулируйте свой ответ, опираясь на основные принципы семейного права.
  3. При нарушении установленных условий заключения брака он признается недействительным. Сформулируйте перечень случаев, когда это может иметь место.
  4. Является ли брачный договор обязательным условием брака? Может ли брачный договор регулировать личные неимущественные отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей? Обоснуйте свой.ответ.
  5. Как вы думаете, почему не могут стать опекунами и попечителями лица, лишенные родительских прав или ограниченные в них, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей)?
  6. Сделки по распоряжению недвижимостью могут совершаться одним супругом только при нотариально удостоверенном согласии второго супруга. Почему установлено такое требование? Какую юридическую основу брака оно иллюстрирует?
  7. Почему алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления свидетельства о браке?
  8. Зарегистрировано немало случаев дискриминации русскоязычного населения на территории бывших республик СССР.

    Предложите несколько способов защиты ущемленных прав человека.

  9. Немецкий писатель и ученый Г. К. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем». А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно».

    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Тема «Проблемы социально-политической и духовной жизни».

Цели урока:

    Углубить понимание учащихся по данной теме Формирование умений и навыков у учащихся анализировать, делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, отстаивать свою точку зрения Продолжить формирование умения применять полученные теоретические знания на практике.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. и др. . — М. : Просвещение

Ход урока:

1.Оргмомент

приветствие, объявление темы, целей урока.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся:

Ребята мы продолжаем изучать раздел обществознания «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Сегодня у нас с вами урок-практикум, где мы повторим и обобщим весь пройденный материал ранее.

3.Учебная деятельность учащихся:

А) В начале нашего урока я хотела бы обратится к Русску-американскому социологу П. Сорокину, он писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода.

Как вы понимаете эту мысль? Каково ваше отношение к данному утверждению?

Примерный ответ:

Только сытый может жить по совести и думать о гуманности. у голодного идеология меняется, прекраснодушие исчезает и совесть позволяет делать все для того, чтоб утолить голод. если сытый не сворует - у голодного рефлекс препятствующий утолению голода - не воруй-ослабевает. голодные способны применять меры, направленные на утоление голода - отобрать у богатого еду. запретить одним накапливать еду за счет других.

Б) Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период Новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

Примерный ответ:

Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.

Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи.

В) Какие из приведённых ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

Свобода – это отсутствие всяких преград и помех; свобода – это осознанное следование необходимости; свобода (свободная воля) – это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения?

Примерный ответ:

(Свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе. В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости. В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности)

Г) В представленном ниже фрагменте текста выделите тезис (основную идею) и аргументы. Оцените, являются ли эти аргументы:

Достоверными; проверяемыми.

«Ряд учёных полагает, что каждой исторической эпохе соответствует определённый тип основных умонастроений и эмоциональных отношений, своего рода «дух времени». Он определяет преобладающую духовную атмосферу определённого исторического периода. Так, в эпоху классического Рима доминантой была гражданственность, а в период подготовки Великой французской революции конца XVIII в. такой доминантой была свобода».

Согласны ли вы с тезисом, высказанным в фрагменте текста? Приведите собственные дополнительные аргументы.

Примерный ответ:

С аргументом согласен... они проверяемые, основная идея (донести до читателей то, что в разные эпохи была разная духовная атмосфера)

Д) Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

Примерный ответ:

Согласен. Все очень просто. Человек в своем поведении опирается не только на то, что записано в генах, а и на весь предыдущий опыт человечеста, читая книги и общаясь с другими людьми. Соответственно в любом его действии уже заложено влияние общества - свободным от общества быть нельзя.

Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть свободы народов».

Прокомментируйте это высказывание.

Примерный ответ

Мыслитель рассматривает свободу как функцию власти закона над индивидуем или гражданином. Даже если законы - власть всеми одобряются и честно исполняются, они являются внешними регуляторными средствами ограничивающими волеизъявления человека, поэтому могут относиться к разновидности свободы, к свободе государственной или гражданской. Свобода вообще, это ничем не ограниченное волеизъявление человека, что хочу, то и делаю, но дело в том, что человек может никогда не захотеть сделать что - либо не соответствующее природной этике, именно поэтому реальная свобода имеет внутренний регулятор - ответственность. Мерой свободы является мера ответственности человека. Конечно свод законов может быть библией свободы, но только по той же причине что библия так же является внешним ограничителем свобода, ну типа указует - не убий, не укради и прочие что можно, а что нельзя, именно по этой причине религиозная совесть не может быть внутренним регулятором свободы, поскольку совесть - это добровольно взятые на себя ограничения, какая уж тут свобода, когда что - то может быть и хочу, а делать не буду, совесть не позволяет.

Е) Прочитайте приведённый текст, ответьте на вопросы:

«Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определённой социальной группы и субкультуры в данном обществе; доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности (гетерогенность – неоднородность по составу) и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме…

Общественное мнение создаётся через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова…»

(Фролов. – М., 2003. – С. 248.)

Как в данном тексте определяется, что такое общественное мнение? Как, по-вашему, связаны между собой общественное мнение и общественное сознание?

Выскажите свою точку зрения, почему значительна роль общественного мнения в современных демократических обществах, какими обстоятельствами это обусловлено.

В данном ниже стихотворении отражены особенности психологического портрета определённой социальной группы. Выскажите обоснованные предположения о том, кому свойственны такие черты:

Ж)Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Примерный ответ

В стихотворениях рисуется образ русского человека, у которого особый взгляд на мир, которому свойственна широта души, храбрость, удаль.
Данное стихотворение посвящено анализу особенностей русского национального характера, для которого свойствен максимализм, стремление к полноте чувств и самоотдаче. Русский человек не может делать что-то наполовину, быть рационалистом и прагматиком во всех сферах своей жизни.

З) В Конституции РФ (ст. 7, ч. 1) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Примерный ответ:

Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст.25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай , болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой »

И) писал: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру».

Согласны ли вы с мнением писателя? Аргументируйте свой ответ.

Примерный ответ:

Не согласен. Эти вопросы - второстепенны. Первично в религии - подчинение массы людей. А "зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру" - это уже инструмент удержания, как и понятие перманентного греха, как и обещание рая, как и привязка к вере.

Итоговое закрепление – Тест ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рефлексия: Синквейн по теме.

Домашнее задание: Повтор по главе.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» .

Вариант 1.

1. Возможность выбора у человека, сделанного на основе собственного решения:

а) свобода б) информация в) религия г) политика

2. В свободном обществе:

а) господствует одна форма собственности б) разнообразие политических партий

в) существует тоталитарный режим

3. Выберите формы общественного сознания:

а) экономика б) философия в) наука г) мораль д) устав

4. Система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая её коренные интересы:

а) общественная психология б) политическое сознание в) идеология г) право

5. Верны ли утверждения:

а) «Общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех».

б) «Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности».

в) «Информационная функция СМИ заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения».

6. Сильная государственная власть, традиционализм – характерные черты идеологии:

а) консервативной б) коммунистической в)неолиберализма г) фашизма

7. Закончи предложения:

а) «Деструктивная форма политического поведения подрывает... … …»

б) «К административной элите относятся … … …».

8. Лидер наделён исключительными качествами, которого основан на вере – это черта лидерства:

а) легальное б) харизматическое в) традиционное

9. Суженное воспроизводство и сокращение численности населения – это:

а) депопуляция б) инфантилизация в)миграция г) деградация

10. Добровольное граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица:

11. К специфическим правам религиозных организаций относится право

а) осуществлять б)производить, приобретать религиозную литературу в) быть собственниками

12. Объясните высказывание:

«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (немецкий мыслитель К. Маркс).

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» 11 класс. Вариант 2.

1. Сознательная готовность человека следовать установленным нормам:

а) ответственность б) политика в) наука г) эстетика

2. В свободном обществе:

а) государство устанавливает полный контроль над жизнью граждан

б) существует предпринимательство в) устанавливается одна идеология

3. Выберите типы идеологии:

а) либеральная б) консервативная в) этическая г)психологическая д)социалистическая

4. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для социальных групп:

а) идеология б) общественная психология в)правовое сознание г) мораль

5. Верны ли суждения:

а) «Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание».

б) «Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, выступления партийных и государственных деятелей».

в) «Функция политической социализации СМИ состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке».

6. Свобода личности, равенство возможностей – характерные черты идеологии:

а) социалистической б) консервативной в) либеральной г) неоконсерватизма

7. Закончи предложения:

а) «Конструктивное политическое поведение способствует … … …».

б) «В политическую элиту входят … … ….».

8. Лидерство, основанное на законе, называется:

а) традиционное б) харизматическое в) легальное

9. Семья полная, состоящая из одной пары супругов с детьми:

а) патриархальная б) нуклеарная в) многопоколенная в) партнёрского типа

10. Добровольное религиозное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность на основе государственной регистрации в качестве юридического лица:

а) религиозная группа б) религиозная организация в) религиозная партия

11. К типичным правам религиозных организаций относится право

а) быть собственниками б) основывать и содержать культовые здания

в) проводить религиозные обряды

12. Объясните высказывание:

«Лидер действует открыто, босс – за закрытыми дверьми. Лидер ведёт за собой, а босс управляет» (Т. Рузвельт, президент США)