Об эзотерике — Вопросы священнику. Православие или Оккультизм, что выбрать? Откровения бывшего практика Христианская эзотерика

Ричард Смоули

Утрата веры, пожалуй, главная проблема последнего столетия. Неумолимый ход событий заставляет нас подвергать сомнению прогресс, цивилизацию, политику и экономику, словом, все, вплоть до самой идеи изначально присущего человеческой природе благородства. Христианство не стало исключением. В XIX веке было научно доказано, что Земля возникла не шесть тысяч (как говорится в Библии), а миллиарды лет назад. Даже Евангелия для многих уже воспринимаются буквально: историко-критические методы показывают, что некоторые излагаемые в Евангелиях события жизни не столько исторические факты, сколько возникшие вокруг них мифы и легенды.

Все эти открытия получили самые разные отклики со стороны духовенства и мирян. Одни яростно отвергали новые знания, ища прибежища в традиционализме и фундаментализме. Другие попытались примирить новые открытия с прежними религиозными взглядами, и в результате их вера приняла расплывчатую аморфную форму. Третьи и вовсе утратили к религии всякий интерес.

Но какой бы путь мы ни избрали, очевидно одно: отныне мы не можем верить слепо и бездумно. Мы больше не живем в мире воздвигнутом на неоспоримых церковных догматах и трактующихся буквально библейских истинах. И уже, какими бы обескураживающими и разоблачающими ни были современные исследования, они не отменяют, а поощряют религиозные искания. Люди перестали довольствоваться избитыми истинами и стремятся теперь к непосредственному переживанию Божественного Присутствия.

В последние десятилетия это породило волну религий нью-эидж, альтернативных духовных учении и восточных практик. Многие из этих религиозных движений, новоизобретенных или заново открытых, своей целью ставят просветление. Они утверждают, что привычный для нас уровень сознания - это всего лишь одна из низших, иллюзорных ступеней сознания. Такие духовные практики, как медитация, могут вырвать нас из забвения и вернуть нам нашу истинную сущность.

Неувядающий интерес к истокам христианства побудил ученых переосмыслить многие древние тексты и заняться поиском новых. Самые знаменитые находки - это свитки Мертвого моря и библиотека Наг-Хаммади. Некоторые из обнаруженных исследователями текстов доказывают, что первые христиане не только обрели прозрение, схожее с прозрениями восточных духовных традиций, но имели собственные, весьма неоднозначные представления о человеческом сознании. Их интересовало то, что они называли гнозисом - что по-гречески означает «знание». Это знание особого рода - непосредственное интуитивное постижение, превосходящее возможности обычного разума и дарующее духовное освобождение. Гнозис весьма напоминает просветление, как оно представлено в индуизме и буддизме.

Несмотря на огромный интерес к этим древним учениям, многие полагают, что они давно исчезли, вытесненные официальной церковью. Но более тщательные исследования показывают, что эти истины всегда сохранялись в христианской традиции и питали западную цивилизацию подобно подземным водам, редко выходящим на поверхность. В христианстве всегда были учителя и движения, которым удавалось достичь высшего состояния сознания и передать свое знание другим.

Знание, освобождающее сознание, часто называют эзотерическим. В самом слове «эзотерика» есть нечто запретное, вызывающее ощущение чего-то тайного, экзотического, несовместимого с повседневной жизнью, далекого от действительности. Но этимология этого слова говорит об обратном: оно происходит от греческого слова esotero, что означает «дальше внутрь». Чтобы овладеть этим знанием, человек должен заглянуть «дальше внутрь» себя. Термины «сокровенное христианство» и «эзотерическое христианство», которые я использую в этой книгe, - взаимозаменяемы.

Эзотеризм учит, что наш внутренний мир столь же богат и разнообразен, сколь и мир внешний, и состоит из множества уровней. Более того, эти уровни доступны объективному познанию: мы можем делиться друг с другом своими переживаниями и обнаруживать в них сходство. Эти уровни отделяют нас от Бога - но не как препятствия, а как остановки в пути. Христос говорит: «В доме Отца Моего обителей много» (Иоанн 14:2). Греческое слово, которое переводится здесь как «обители», буквально означает «остановки в пути».

Некоторые мыслители разделяют понятия эзотерические и мистические; впрочем, не стоит слишком жестко разграничивать их. Для эзотерики характерен интерес к различным уровням сознания и существования. Мистицизм же интересуют не столько эти промежуточные состояния, сколько непосредственное постижение Бога. Мистик стремится как можно скорее достичь своей цели, «пункта назначения», а эзотерик хочет узнать еще и о том, что встречается на его пути, изучить окрестности. Более того, мистик тяготеет скорее к пассивности, тихому «ожиданию Бога», нежели к активным поискам.

В христианской традиции присутствуют оба пути мистический, и эзотерический. Первый путь представлен, например, английским текстом XIV века под названием «Облако неведения», где говорится о постижении Бога в тишине сердца; испанским квиетизмом XVII века, а также духовностью квакеров с их переживанием Внутреннего Света. Моя книга посвящена главным образом эзотерике: это попытка обсудить различные уровни, лежащие между Божественной и физической реальностью, и показать, каким образом человек может их постичь.

Эзотерическое христианство открывает перед человеком путь самопознания - путь, который лежит, возможно, к конечному познанию своего истинного Я переживанием Внутреннего Света. Кроме того, оно предлагает свое решение древней загадки веры. Как может заметить даже самый неискушенный и не слишком прилежный читатель Нового Завета, вера всегда означала убежденность и уверенность: «Вера твоя спасла тебя» (Лука 17:19). Но со временем это понятие девальвировалось, превратившись в слепую приверженность тексту догматов. Однако для эзотерического христианства вера сохранилась не как слепая убежденность, а как живая реальность, как «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). В этом смысле вера - это глубоко осознаваемая внутренняя уверенность в том, что под внешней оболочкой вещей скрывается нечто истинное и живое, неподвластное влиянию мирского. Это и остановка в пути, и врата к знанию.

Для христианства в целом эзотерический подход - это путь обновления и возрождения традиции, возможность справиться с трудностями, которые сегодня кажутся почти непреодолимыми. Одна из таких трудностей - буквальное толкование Библии. Фундаменталисты считают Священное Писание непогрешимым: все, о чем сообщается в Ветхом и Новом Заветах, для них непререкаемая истина. Модернисты же, наоборот, утверждают, что на самом деле Библия -это собрание легенд и мифов, которые зачастую далеки от реальности.

Оба этих взгляда заводят в тупик. Фундаменталисты требуют воспринимать все, что записано в Книге Бытия, буквально, и не сомневаются, что жизнь человека продолжалась сотни лет и что Бог странным и чудесным образом вмешивался в ход истории. Либеральный взгляд таких требований не предъявляет, но, не принимая во внимание многие факты, изложенные в священных текстах, тем самым ослабляет и даже лишает силы Божественное откровение. Бесконечные, насчитывающие уже более двухсот лет споры, в которых «исторический Иисус» противопоставляется «Христу веры», так и не принесли никаких плодов.

Эзотеризм, в отличие от традиционализма, утверждает, что Библия имеет несколько уровней прочтения и буквальное восприятие текста - лишь один из них, причем самый простой. Отец церкви Ориген, живший в III веке, пишет: «Множеством ошибок мы обязаны тому, что люди не умеют правильно прочесть священные тексты и склонны воспринимать их дословно. В Писании воображаемое переплетено с историческим: то в них говорится о совершенно невозможном, то - о возможном, но не случившемся… Точно так же Слово проявилось в евангелиях и Деяниях апостолов, ибо и в них историческая правда смешана с тем, чего никогда не бывало… Кто же в здравом уме поверит, что Бог, подобно земледельцу, насадил на востоке сад Эдемский и поместил в нем древо жизни, зримое и осязаемое… Полагаю, вряд ли кто усомнится, что в рассказе о том, как Бог прогуливался вечером в саду и Адам укрылся от Него поддеревом, нет ничего от подлинных исторических событий - это лишь образы, в коих сокрыто некое тайное знание»

Как мы увидим в дальнейшем, это «тайное знание» имеет непосредственное отношение к завоеваниям человеческого разума и раскрытию заложенного в нас потенциала. С этой точки зрения, история грехопадения - это не какое-то древнее сказание, а яркое, живое и подробное повествование о сложном положении, в котором оказалось человечество; а история Христа - не просто рассказ об исторической личности, но и указание пути, которым должен следовать каждый, кто жаждет освобождения. Кристофер Уолтон, английский эзотерикХ1Х века, пишет: «…все, что сказано, провозглашено и записано в eвaнreлии, - это лишь запись того, что было сказано и сделано и что свершается в твоей душе». Таким образом, эзотерическая духовность отличается от экзотерической, или внешней, традиционной религии. Эзотерическое христианство долгое время были тайным и в оп«деленной степени недоступным большинству верующих, но вовсе не из-за высокомерия его хранителей. Отчасти в этом виновна господствующая церковь, которая на протяжении вeков с недоверием относилась ко всем, чьи представления о Божественном отличались от ее собственных, и либо сторонилась таких людей, либо подвергала их гонениям. Но чтобы постичь эзотерическую традицию, даже сегодня, в наш век свободомыслия, по-прежнему необходимы особые усилия и духовная честность, которым нередко препятствуют стереотипы внешней жизни. «Ибо много званных, а мало избранных», говорит Христос (Мф. 22:14). В конечном счете, это «избранничество» и есть выбор самоопределения.

Внешнее христианство сосредоточено на идее спасения в загробной жизни. Мы просим Христа очистить нас от грехов и отвратить угрозу вечного проклятия. Сокровенное христианство согласно с тем, что загробная жизнь зависит от поступков, совершенных нами в этой жизни, но его цель не столько обретение спасения в будущем, сколько достижение просветления в настоящем. Это различие можно заметить, если обратить внимание на новозаветное греческое слово metanoia («метанойя»), которое обычно переводится как «покаяние». Под этим словом традиционно подразумевается изменение жизненной позиции: мы исправляем свои ошибки и просим Бога о помощи «ныне и в час смерти нашей». Но «метанойя» буквально означает «перемена ума» и даже, возможно, смещение фокуса внимания. В повседневной жизни наше внимание направлено вовне, в мир ощущений, мыслей и чувств. Когда же фокус смещается, наш ум направляется вовнутрь, в центр бытия, лежащий за пределами сознания, - туда, где Бог встречается с нашим эго. Такое «покаяние» может действительно повлечь за собой перемену образа жизни, но с эзотерической точки зрения, подобная перемена - естественное следствие расширения сознания. Чем глубже мы проникаем во внутренний мир, тем естественнее и непосредственнее проявляются в нас любовь, доброта и сострадание. Как же соотносится сокровенное христианство с ортодоксальной христианской традицией? Следует ли считать его самостоятельным движением, движением внутри определенного религиозного течения или же это попытка реформировать современную церковь?

Экзотерическая религия и эзотерическая традиция связаны незримой нитью. Это хорошо видно на схеме, которая восходит к отцу Дорофею, греческому ортодоксу жившему в VII веке. Внешний круг на схеме - это внешняя жизнь, называемая в христианстве «миром». Здесь же можно поместить и внешнюю, или экзотерическую, религию. Ее символ в Библии - Вавилонская башня. Это уровень «смешения языков». В мире великое множество религий, и каждая, критикуя остальные, уверяет, что именно ей принадлежит вся полнота истины, а другие религии ложны. Но чем ближе к центру, к Богу, тем теснее смыкаются два пути. Во внутреннем круге, на эзотерическом уровне, два различных учения уже не столь разнятся между собой. Эзотерики различных вероисповеданий ближе друг другу, чем представители тех же религий, которым доступна лишь внешняя сторона вещей. Теперь понятно, почему эзотерики вызывают такое раздражение ортодоксальной церкви. Эзотерическая духовность далеко не всегда бросает вызов церковным властям, но не всегда и нуждается в них.

Во всех конфессиях, да и вне их, можно встретить людей, следующих путем сокровенного христианства. Дело не в том, что эзотерик не интересуется догмами и учениями; просто ни одно учение не в состоянии выразить всю полноту духовной истины. Язык, яркий и убедительный в одну эпоху, становится малопонятным в другую. Сегодня никто уже не способен истолковать истинный смысл таких, казалось бы, привычных понятий, как «душа» и «дух». Эзотерики стараются, насколько возможно, постичь сокровенную реальность и выразить ее в соответствии с потребностями своего времени и на языке своей эпохи.

Эта книга - попытка создать нечто более доступное для понимания. Многое в ней взято из классических текстов, как хорошо известных, так и довольно редких; и всюду, где возможно, я ссылаюсь на них. Другие сведения взяты из устной традиции. Остальное - мои собственные мысли, и ответственность за них я полностью беру на себя. Рассуждения об эзотерической традиции неизбежно означают необходимость заново все истолковать и переосмыслить. Не существует «чистого» учения в отрыве от его проповедников; ни одну книгу нельзя считать окончательной и неопровержимой истиной - ведь даже Писание, как уже говорилось, весьма неоднозначно, это налагает определенные обязательства на читателя: эзотерическую мысль можно постичь, лишь откликнувшись на нее всем своим существом. Цитаты и догмы здесь не помогут.

Евангелие говорит о Христе: «…народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28-29). «Книжники» - это начетчики всех времен, которые, с их мелочными придирками, вечно спорят из-за главы или стиха.

Христос, как свидетельствуют Евангелия, не раз принимал их вызов, но его сила и авторитет шли не от эрудиции и умения дискутировать, а от знания, которое глубже и важнее буквы закона. Вот чему «дивился» народ. Но чтобы услышать голос истины, люди сами должны были обладать неким сокровенным знанием. Именно это интуитивное знание, которым, порой сами того не ведая, мы внутренне обладаем необходимо для постижения духовных текстов, иначе они превращаются в бездоказательную и бесполезную информацию.

Книга также - попытка осмыслить эзотерическую традицию, какой я вижу ее сегодня. Эзотерик иногда напоминает толстяка в легком самолете, где от его местоположения зависит равновесие машины. Действительно, :христианство всегда высоко ценило роль эмоциональной жизни души в общении с Богом. Современное христианство огромное значение придает молитве, созерцанию и мистицизму.

Никто не станет отрицать, что все это необходимо для духовного становления. Однако этого недостаточно. Для гармоничного и целостного духовного развития полюс любви должен уравновешиваться полюсом знания, чего не хватает, на мой взгляд, сегодняшнему христианству.

И хотя мы не испытываем недостатка в богословских и научных изысканиях - по-своему весьма ценных, - почти все они находятся на внешнем круге схемы отца Дорофея и соприкасаются лишь с поверхностью истины. Знание о сокровенных уровнях духовного опыта по большей части утрачено. Задача этой книги - попытаться восполнить пробелы в сокровенном знании. Разумеется, то, что любовь и знание явления разнополюсные, не означает их соперничества. Здесь, как у противоположных полов, - не борьба, а активное взаимодействие. Молитва без знания граничит с излишней чувствительностью и даже с фанатизмом, а знание без молитвы - с сухим педантизмом. Если же они гармонично сочетаются, то знание, возникающее из любви к истине, начинает питать и услаждать сердце, которое, в свои черед, порождает энергию для дальнейшего постижения. Живший в XVII веке англичанин по имени Джон Пордейдж выразил эту истину, заявив, что символом христианского эзотерического пути мог бы стать образ глаза в пылающем сердце. Надеюсь, что книга эта укажет путь к подобной целостности, к слиянию любви и знания.

И наконец, я хотел бы сделать особую оговорку для тех, кто с подозрением - подчас небезосновательным - относится к христианским сочинениям. Я не пытаюсь здесь явно или скрыто пропагандировать христианство, как и не стремлюсь вернуть в стадо заблудших овец. Я лишь хочу показать, что универсальные истины эзотерического знания выражены в христианстве не меньше, чем в других традициях, и для многих представителей нашей культуры эти истины будут наиболее ясны, если изложить их в христианских понятиях. В наш век духовных поисков и свободы настало время открыть врата эзотерического знания широким массам.

Елена Терехова

Эзотерика и самопознание - разные и одинаковые понятия, так как самопознание имеет более широкий смысл. Познать себя можно и с точки зрения религии. Существует ли на самом деле связь между эзотерикой и православием? Считается ли нормальным, если человек верующий интересуется мистикой?

Можно не практиковать духовные учения, просто заниматься приворотами, быть тайным членом оккультного общества. Православие отрицательно относится к тайному учению и практике. Церковь принимает только свои Таинства — исповедь, причастие и другие.

Эзотерика и самопознание - это сочетание мыслей и рассуждений о необъяснимых наукой фактах, которые, тем не менее, являются реальностью. Эзотерику можно сравнить с различным пониманием реальности, которое глубоко вошло в нашу жизнь. Христианская вера с самого начала ее существования рассказывала об особых отношениях между человеком и Богом.

Как и другие религии, христианство состоит из учений, рассуждений и интерпретаций видения мира, состояний души, анализа наших поступков и людей, которые окружают нас. Это можно сравнить с системой эзотерического учения. С давних времен школы, различные ремесла начинали свое развитие при храмах и монастырях.

Эзотерика и самопознание, как тайное искусство, также имели место при храме. Однако теперь все позиции четко обозначены и разделены на божественное и дьявольское. Третьего не дано. Люди в любое время совершенствовались, познавая жизнь, и время от времени сталкивались с чем-то необъяснимым. Это проявления разных сторон бытия, которые бывает трудно постичь.

Но человек все же пытается объяснить необъяснимое - читает разную литературу, знакомится с тематическими фильмами, ищет ответы на возникающие вопросы в Интернете. Когда ответ найден, человек часто относится к нему с чрезмерным доверием, не задумывается над тем, кем он предоставлен. Случается, что люди начинают познавать Бога с точки зрения оккультного учения представителей Рерих или Блаватской вместо того, чтобы обратиться к Священному Писанию.

Эзотерика и самопознание - понятия, которые должны иметь правильный смысл. Его вправе выбирать каждый для себя индивидуально. Православный христианин должен духовно образовывать себя в течение жизни. Речь идет о том, что оккультизм - открытое поклонение Сатане.

Он часто предлагает вредное для души в виде блага, соблазняет и обманывает человека. Подводя итог, можно отметить, что, познавая самого себя, с точки зрения христианства, необходимо ознакомиться с Библией. Апостолы и пророки, которые занимались написанием Священного Писания, были руководимы Духом Святым. Поэтому не должно возникать сомнений в том, что именно эти тексты принесут пользу нашей душе и помогут познать себя.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Анни Безант

Эзотерическое христианство, или малые мистерии

Продолжая рассмотрение мистерий познания, мы останемся верными достойному и чтимому правилу традиции, начав с происхождения вселенной, установив те главные черты физического исследования, которые необходимо предпослать, и, устраняя все, что может послужить препятствием на нашем пути; так чтобы ухо приготовилось к восприятию традиции гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению, и мистерии предшествуют мистериям.

Св. Климент Александрийский

Да будет этот образец достаточен для тех, кто имеет уши. Ибо не требуется раскрывать мистерию, но лишь указывать на то, что достаточно.

Св. Климент Александрийский

Кто имеет уши чтобы слышать, да слышит!

Св. Матвей

Предисловие

Цель этой книги – предложить читателям ряд мыслей относительно глубоких истин, лежащих в основе христианства, истин, которые или принимаются слишком поверхностно или даже совсем отрицаются. Великодушное желание разделить со всеми наиболее драгоценное, широко распространить бесценные истины, не лишать никого света истинного познания имело последствием усердие без разбора, которое упростило христианство до того, что его учения приняли такую форму, которая и возмущает сердце, и не принимается разумом. Заповедь «проповедовать Евангелие всей твари», которую едва ли можно признать за подлинную заповедь, – была истолкована как запрещение передавать гнозис немногим, и она же вытеснила иное, менее распространенное изречение того же великого Учителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями».

Эта неразумная сентиментальность, отказывающаяся признать явное интеллектуальное и моральное неравенство людей и, благодаря этому, стремящаяся свести к уровню понимания наименее развитых людей учения, доступные лишь для высокоразвитого ума, жертвующая таким образом высшее на пользу низшему к обоюдному вреду, – такая сентиментальность была чужда мужественному здравомыслию ранних христиан.

Св. Климент Александрийский говорит совершенно определенно: «И даже ныне, как сказано, не нужно метать бисера перед свиньями, да не попрут его ногами и, обратившись, не растерзают вас. Ибо трудно изложить чистые и прозрачные слова, касающиеся истинного Света, свинским и неподготовленным слушателям».

Если бы гнозис, это истинное познание, возродившись, составило снова часть христианских учений, – подобное возрождение оказалось бы возможным только при условии прежних ограничений, только тогда, когда самая мысль о нивелировке религиозного учения до уровня наименее развитых, будет оставлена решительно и навсегда. Лишь повышая уровень религиозных истин, можно открыть путь к восстановлению сокровенного знания и к научению малых мистерий, которое должно предшествовать научению великих мистерий. Последние никогда не появятся в печати; они могут быть передаваемы ученику только «лицом к лицу» Учителем. Но малые мистерии, т. е. частичное раскрытие глубоких истин, могут быть восстановлены и в наши дни, и предлагаемый труд имеет целью дать их краткий очерк и показать природу того сокровенного учения, которым следует овладеть. Там, где даются лишь намеки, сосредоточенной медитацией над затронутыми истинами возможно едва заметные очертания сделать ясно видимыми и, продолжая медитацию, углубляться все более в понимание этих истин. Ибо медитация приводит к успокоению низший разум, вечно занятый внешними предметами, и, когда он затихнет, тогда только возможно воспринять духовное просветление. Познание духовных истин может быть приобретаемо только изнутри, а не извне, не от внешнего учителя, а лишь от божественного Духа, построившего свой Храм внутри нас. Эти истины «познаются духовно» тем пребывающим внутри божественным Духом, тем «умом Христовым», о котором говорит апостол, и этот внутренний свет изливается на наш низший разум.

Это есть путь Божественной Мудрости, истинной теософии. Теософия не есть, как некоторые думают, слабая версия индуизма или буддизма, или даосизма, или иной определенной религии; она есть эзотерическое христианство, как есть и эзотерический буддизм, и принадлежит она одинаково каждой религии, исключительно же – ни одной. В ней – источник указаний, которые даются в этой книге для помощи тем, кто ищет Свет, – тот «истинный свет», который просвещает каждого человека, приходящего «в мир», хотя бы у большинства еще и не раскрылись глаза, чтобы видеть его. Теософия не приносит Свет, она лишь говорит: «откройте глаза, и смотрите – вот Свет!». Ибо так слышали мы. Теософия призывает лишь тех, которые жаждут получить более того, что могут дать им внешние учения. Для тех, кто вполне удовлетворяется внешними учениями, она не предназначена, ибо зачем насильно предлагать хлеб не голодному?

Для тех же, кто голоден, да будет она хлебом, а не камнем.

Глава I. Сокровенная сторона религии

Многие, может быть, большинство, прочитав заглавие этой книги, отнесутся к ней отрицательно, и будут оспаривать существование какого бы то ни было учения, заслуживающего названия «Сокровенного христианства». Существует широко распространенная уверенность, что в связи с христианством совсем не имеется того, что можно назвать оккультным учением и что «мистерии», как малые, так и великие, были чисто языческим учреждением. Самое название «Мистерии Иисуса», которое было так дорого для христиан первых веков, не вызвало бы ничего, кроме изумления среди современных христиан; если же заговорить о «мистериях» как об определенном учреждении древней церкви, скорей всего можно вызвать лишь улыбку недоверия. Более того, для христиан является предметом гордости, что в их религии нет никаких тайн, что все, что христианство имеет сказать, оно говорит всем, что все, чему оно учит, предназначено для всех без исключения. Предполагается, что его истины так просты, что самый обыкновенный человек, будь он даже малоумный, не может заблуждаться в них, и «простота» евангелия сделалась ходячей фразой.


Ввиду этого особенно важно доказать, что христианство в своем раннем периоде ничуть не отставало от других великих религий, которые все обладали сокровенными учениями, доказать, что и оно обладало своими мистериями и охраняло их как бесценное сокровище, тайны, раскрывавшиеся только для немногих избранных, которые участвовали в мистериях.

Но прежде чем приступить к таким доказательствам, следует рассмотреть вопрос о сокровенной стороне религии вообще, и отдать себе отчет, почему такая сторона должна существовать, чтобы придать религии силу и устойчивость; если мы выясним этот вопрос, все последующие ссылки на Отцов Церкви, доказывающие существование сокровенной стороны в христианстве, покажутся естественными и перестанут вызывать недоумение. Как исторический факт, существование эзотеризма в древнем христианстве может быть доказано, но оно может быть подтверждено и внутренней необходимостью.

Первый вопрос, на который нужно ответить, следующий: какова цель религий ? Религии даются миру их Основателями, несравненно более мудрыми, чем те народы, для которых они назначаются, и цель их – ускорить человеческую эволюцию. Чтобы успешно достигнуть этой цели, религиозные истины должны достигать до сознания всех отдельных людей и влиять на это сознание. Но мы прекрасно знаем, что не все люди стоят на одном и том же уровне развития; мы знаем, что эволюцию можно изобразить как постепенный подъем, на каждой точке которого находятся различные люди. Наиболее развитые стоят гораздо выше, чем менее развитые, как в смысле ума, так и в смысле характера; и способность понимать и правильно действовать меняется на каждой восходящей ступени. Поэтому совершенно бесполезно давать всем одно и то же религиозное учение: то, которое поможет интеллектуально развитому человеку, останется совершенно непонятным для человека первобытного, а то, что способно поднять святого до экстаза, оставит преступника вполне равнодушным. С другой стороны, если учение способно оказать благое влияние на человека неинтеллигентного, оно покажется младенческим для философа, и то, что несет в себе спасение для преступника, окажется совершенно бесполезным для святого. А между тем, все люди нуждаются в религии, для всех необходим идеал, к которому можно было бы стремиться, и ни одна из ступеней развития не должна быть пожертвована ради другой. Религия должна быть так же постепенна, как и эволюция, иначе она не будет достигать своей цели.

Затем возникает вопрос: каким образом религии могут ускорить человеческую эволюцию? Религии стремятся развивать моральные и интеллектуальные стороны людей и помогать раскрытию их духовной природы. Рассматривая человека как сложное существо, они стремятся помочь всем сторонам его бытия – дают учения, соответствующие всем разнообразным нуждам человека. Следовательно, религиозные учения должны давать ответ каждому уму и сердцу, к которому они обращены. Если религия недоступна для сознания человека, если она не овладевает им, если она не очищает и не вдохновляет ею эмоций, в таком случае она для него не достигла своей цели.

С точки зрения православной религии увлечение эзотерикой грех? и получил лучший ответ

Ответ от Hoochie Coochie Man[гуру]
Непонятно, собственно говоря, в чем выражается грех с точки зрения православия, если человек желает познать дальше и больше. Библия содержит в себе лишь экзотерические знания, то есть, знания для масс, все то, что необходимо знать среднестатистическому человеку в духовных, исторических, религиозных вопросах; Эзотерика призвана повести человека дальше, раскрыть те знания в их полноте и значимости, которые остаются не освещенными в Библии, или завуалированы так, что бы преподнести их в виде сказок, легенд, притчей для простоты понимания обывателя. Эзотерика это совершенно другой уровень познания, и эти знания не могут быть выданы всем и каждому, скажем, как содержание Библии. Поэтому Эзотерическую Мудрость понимают и знают далеко не все, а лишь посвещенные. Именно для посвещенных предназначена эта Мудрость, и многие Знания, как сокровещница истинной Мудрости, пока остаются за семью печатями. А что касается верующих, надо сказать прямо, вряд ли они люди граммотные и продвинутые, скорее богобоязненные и суеверные, иначе они бы не придумали такую глупость, что бы сказать и назвать изучение Эзотерики грехом, забыв при этом добавить, что жизнь подобная животному образу, животному мышлению, грех не меньший, но многие живут именно так. И тех людей, кто начинает понимать и видеть дальше этих религиозных постулатов и догм, которые вместо своего развития лишь застыли на одном месте вековой давности, это мы знаем хорошо из истории, называют еще еретиками, богоотступниками. Более высшее богохульство я не встречал. Но все же выбор у каждого человека свой собственный, мы все поднимаемся на вершину, но только разными путями и с разной скоростью. Так зачем же придумывать и называть то грехом, если в чем- то мы сами слепы, глупы и через чур наивны? Я считаю, что Эзотерическая Мудрость включающая в себя столько еще других понятий и наук, несет Истинный Свет и Прозрение, как лучик света в царствие Тьмы, вековой отсталости и заторможенности в сознании. Так давайте не будем мешать другим и не называть это грехом, если сами погрязли в них.
Hoochie Coochie Man
Искусственный Интеллект
(113763)
Конечно, сам написал. Мог бы больше, но толку то.

Ответ от Алла [активный]
для провославных нет, для Бога - да!


Ответ от Ђатьяна Крылова [гуру]
В заповедях Христа об этом не сказано, значит это не грех.


Ответ от Владимир Родин [гуру]
Для любой церкви все другие направления грех.)) Постулат- наша церковь - дом Божий, кто не с нами тот еретик.)


Ответ от Лайма Варсаз [гуру]
Естесственно, так как помешает разглядеть - есть ли он или нет, что за этим прячется и т. д.


Ответ от Ѝльвайра [гуру]
Эзотерика-это не увлечение, а способ и метод существования.


Ответ от Паро [гуру]
с точки зрения религии всех грех.... так что не обольщайтесь....


Ответ от .!. [гуру]
с точки зрения эзотерики: религия православная бред...


Ответ от Марк Геллерштейн [гуру]
Расширение кругозора никому не вредит


Ответ от Геката Афинская [гуру]
Да, церковь считает это грехом. Но им ведь просто нужна паства, как надёжный источник дешёвой силы и дохода.
Самый страшный грех - это подавление свободной воли человека. А всё христианство строится на этом. Поэтому сторонитесь вы всех этих батюшек как огня. Это падшие люди, которым нравится управлять людским незнанием.



Ответ от Ёерафим Питерский [гуру]
У Вас не определено понятие, что есть эзотерика? Задайтесь простым вопросом: почему то, что тысячелетия назад надо было скрывать от вполне религиозных людей вдруг сегодня можно проповедовать в по сути обезбоженном мире прямо на стадионах и в домах культуры? или распространять "тайные знания" на всех книжных развалах? Но если Вы серьезно будете искать Истину, то довольно скоро придете в Православию


Ответ от Людмила [гуру]
А провославная религия не эзотерика? молитвы, просьбы, отпущение грехов, различные службы, напоминающие массовую медитацию!


Ответ от Валерий Пикунов [гуру]
Грех - это заблуждение, ошибка. То, что принесёт вред.
Увлечение эзотерикой может дать разные результаты, оно может принести пользу, а может принести вред. Я думаю, это зависит от стадии духовного развития. В древности тех, кто крал, убивал, врал не брали даже в ученики.


Ответ от Kassandra [гуру]
Вначале рассмотрим, что такое "эзотерика". Не надо разглагольствовать о каких-то расплывчатых тайных знаниях. Эзотерика - это оккультизм. Почему-то это слово избегают употреблять.
Магия и оккультизм - это добровольное искание союза с князями ада, это договор сатаны с человеком, заключенный против Бога. Христианство основано на любви и самоотверженности, его очи устремлены в вечность. Магия всегда утилитарна; оккультист смотрит на духовный мир как на средство для достижения своих личных, вполне земных целей. Христианин подчиняет свою волю благодати Божьей. Оккультист посредством заговоров, мантр, заклинаний и астрологических карт пытается овладеть духовным миром и подчинить его себе. Но на самом деле, оккультист, отдавшись демону, похож на ребенка, который хочет покататься на спине тигра, но оказывается в зубах зверя.
Человек вначале добровольно тянется к оккультизму, а затем, словно завороженный входит в поле демонических сил, которое засасывает его как топкое болото. Выбраться из этого болота удается немногим; большинство осознают свою катастрофу только в час смерти, когда мнимый ангел сбрасывает с себя маску помощника, и человек видит своего убийцу - демона. Магия это подкуп, за который человек отдает свое бессмертие.
Священное Писание и Предание относят магию к самым тяжелым, вопиющим к небу грехам. Все виды оккультизма: призывание духов, колдовство, ворожба, попытки узнать судьбу по звездам, и т. д. по закону Моисея наказывались смертью – побиением камнями. За эти преступления пророки предвозвещали горе не только самим чародеям, но и народу, который слушал своих обольстителей. Волхвование в Ветхом Завете приравнивалось к отречению от Бога и поклонению идолам. Царь Саул, поколебавшись в вере в Бога, перед сражением с филистимлянами вопрошал волшебницу об исходе боя. Библия открывает нам, что за грех царя он и его дети пали на поле битвы, войско было разгромлено, а народ попал в тяжелую зависимость от филистимлян.
В новозаветной Церкви всякий вид волхвования рассматривается как тягчайший грех. В "Деяниях апостолов" и житиях святых описана борьба апостолов и учеников Христа с колдунами и магами. Например, в книгах святого Климента Римского рассказывается о борьбе апостола Петра с Симоном Волхвом, которая окончилась поражением и смертью мага. (Надо отметить, что в гностической секте, основанной Симоном Волхвом, культивировались астрология, хиромантия, гадание по буквам алфавита и т. д.) .
В последующий период волхвы и колдуны подвергались той же епитимии, как и убийцы, а обращавшиеся к ним отлучались от причастия на длительный срок. Заговоры от болезней, которые нередко прикрывались молитвами, также рассматривались как вид колдовства: лекарство, смешанное с ядом, превращается в яд.
Будущее скрыто от человека для его пользы, чтобы не связывать его воли. Если бы человек знал свое будущее и час смерти, то это было бы для него мучением. Если бы человек во плоти мог своими глазами видеть духовный мир, то он не выдержал бы ни света ангелов, ни вида демонов.

Когда мы вселились в нынешнюю нашу квартиру, прямо напротив балкона, в двадцати метрах от нас, обнаружился удивительный артефакт, так называемый дольмен – сооружение древнее и загадочное. В Крыму найдено несколько таких дольменов, но в Симферополе оказался только один и, надо же такому случиться, именно во дворе нашего дома. Для справки: дольмен – это доисторическое, предположительно еще эпохи бронзы, мегалитическое сооружение, о предназначении которого ученые до сих пор спорят. Внешне он похож на ящик, сложенный из массивных каменных плит. Одни полагают, что это склеп, где хранили кости и черепа жителей местной общины, другие же считают, что дольмены – это культовые объекты, об истинном назначении которых мы можем только догадываться в силу почти полной утраты представления о традициях и обрядах народов, которые жили в те стародавние времена.

Заинтересовавшись этим вопросом, я прочитал о мегалитах много любопытного, но в основном все это напоминало жанр «фэнтези». Например, что древние люди, уходя в дольмены, погружались в вечную медитацию. При этом их эфирные тела отделялись и, путешествуя по разным уровням бытия, познавали истину. Там же, в дольменах, эти люди каким-то образом оставляли для потомков информационный след своих знаний. Узнал я и о том, что разрушать дольмены ни в коем случае нельзя, но не потому, что нехорошо разрушать памятники истории и культуры, а потому, что неодолимая сила непременно отмстит за такой вандализм. К этому предостережению прилагалась история о том, что когда-то (по всей видимости, в конце XIX – начале XX века) где-то в России построили церковь из плит 44 дольменов. А в 1917 году большевики зверски замучили именно 44 священнослужителя, которые участвовали в постройке храма… А еще у нашего Симферопольского дольмена некий раб Божий Иван спросил однажды, почему в Крыму слабо развивается движение органического земледелия. И, представьте себе, он-таки получил ответ…

В наше время дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения

Так или иначе, но в наше время особой предрасположенности широких слоев населения к мистике, «магическая» версия происхождения мегалитов стала преобладать, и дольмены стали для многих неким «местом силы», объектом магического притяжения. И я уже не удивлялся, когда время от времени замечал возле ограды нашего дольмена странных людей, которые совершали некие загадочные действия явно «мистического» характера.

Я не стану рассуждать обо всех предполагаемых «священных» свойствах дольменов, но одно могу сказать точно – функцию «оберега» наш, Симферопольский дольмен выполнил на все сто процентов. Причем выполнил он эту функцию, если можно так сказать, непогрешительно. Как это произошло, я расскажу позже, а сейчас, горестно вздохнув из глубины души, хочу поговорить о том, с чего и начал – о повальном увлечении русских людей , оккультизмом и эзотерикой, причем даже не в углубленном, а в бытовом, но оттого не менее опасном отношении.

Речь пойдет о тех, кто использует в своей жизни всевозможные магические фетиши, надеясь, что они принесут удачу, прибыль, защиту, обеспечат духовное просветление, а также карьерный рост, материальное благополучие и достаток… Я, может быть, и не стал бы об этом говорить, если бы речь шла об убежденных язычниках. Мало ли во что верит современный, лишенный «предрассудков» человек, всей душой устремленный в объятия аборигенов Африки, Океании и Амазонии… Каких только безумств и ахиней, нелепиц и несуразиц не увидишь и не услышишь в наше время! Что тут сказать – свобода, знаете ли, и каждый волен верить во что угодно.

Лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики, африканские маски, пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь в местах обитания братьев и сестер наших православных!

Но я хочу поговорить о людях крещеных, в домах, автомобилях, офисах, на груди, одежде и аксессуарах которых красуются всевозможные фетиши, символы, знаки, амулеты и обереги магического, эзотерического и оккультного содержания. Всевозможные «глазки », лягушки с монетами в зубах, магические колокольчики с таинственными письменами, каббалистические, даосские знаки, папирусы, африканские обрядовые маски, египетские заклинания, «счастливые» веники и пугающе веселые «домовенки»… Чего только не встретишь с изумлением в местах обитания братьев и сестер наших православных! И ведь никто из них, похоже, не сомневается в нормальности подобного антуража, не задумывается о том, что негоже в православном доме держать всякую нечисть. Более того, многие и не считают всю эту атрибутику нечистью и даже охотно готовы рассказать, какой фетиш от какой напасти хранит и для какого именно «фарта» предназначена та или иная вещица. Верите ли, мне ничтоже сумняшеся подносили, и не раз, в парчовой коробочке золотые булавки «от сглаза» для освящения…

Словом, есть повод в который раз поговорить о простом, но важном: об отношении православных к магическим предметам.

Сама идея использования потусторонних сил для решения своих бытовых и житейских проблем есть магия чистой воды и не совместима с Православием. Кстати, и отношение к требам как к каким-то магическим ритуалам – это тоже отношение кощунственное и магическое. А такое отношение встречается на каждом шагу. То есть люди наивно (но и преступно ведь) надеются «использовать» Бога для своих нужд, не собираясь при этом сами меняться ни на йоту. Просят священника совершить какой-нибудь ритуал «потаинственнее» со всеми атрибутами: чтением «заклинаний» (молитв), каждением фимиамом, кроплением водой и так далее… Чаще всего «заказывают» освящение дома, но под этим действием подразумевают чуть ли не «очищение ауры» или «исправление кармы», только не всегда говорят об этом прямо.

Приходится объяснять, что все, что делает Церковь, она делает с единственной целью – освящения и спасения человека. А это вовсе не равно его, человека, беспечному благополучию и фартовому житию. Больше того, молясь Богу, мы просим Его «вмешаться» в нашу жизнь и даровать нам то, что полезно для нашего спасения и вечной жизни. И это могут быть вещи прямо противоположные ожидаемым…

Распространенная среди крещеных людей привычка использовать магические фетиши и ритуалы есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога

Но вернемся к теме нашего разговора, к распространенной среди крещеных людей привычке использовать всевозможные магические фетиши и ритуалы, полагая, что все это может уживаться с Православием. Так вот: такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит. Бог призывает нас к вере и верности, к благочестию и постоянству в доброделании, к тому, чтобы, трудясь в этой жизни, мы все упование наше возлагали на Бога и с благодарностью принимали бы все, что Он нам подает. Это и есть модель христианской жизни и христианского благоденствия, возможность которого не отвергается, но которое должно быть следствием доброй жизни в согласии с Богом. Магия тем и опасна, что человек, пренебрегая законами духовной жизни, надеется на каких-то истуканов и идолов. А ведь за идолами скрываются бесы, об этом много раз говорится в Писании. Вот почему использование «невинных» фетишей для вроде бы невинного «везения» может быть не только признаком маловерия, но и (надо говорить прямо) идолопоклонства. Что в Православии считается тягчайшим грехом.

Бывает, что говорят: «Да это так, просто… Я и не знаю толком, что это такое. Подарили знакомые… зять привез… дочка купила… Подумала, пусть себе будет…» Получается, что сам человек как будто и не имеет к магическому предмету никакого отношения. Но это не значит, что присутствие таких предметов не влияет на жизнь самого человека. Предметы служат воплощением, материальным выражением тех или иных идей, мировоззрений, тех или иных энергий. В отношении же предметов ритуальных – это утверждение верно на сто процентов. Следовательно, даже если человек не понимает, что означает та или иная надпись, тот или иной знак или предмет, он все равно привлекает в жизнь человека определенные энергии, связанные с функционированием этих предметов, написаний и знаков, а в случае с предметами магическими эти энергии – однозначно бесовские. Так что лучше не искушать Господа и не держать дома даже сомнительных с точки зрения магического употребления вещей и символов, не говоря уже о предметах, прямо и очевидно предназначенных для подобного употребления.

Если же человек замечает, что такие фетиши и в самом деле «действуют» в его жизни – это настоящая беда, ведь это значит, что между человеком и демонами, по попущению Божьему, установилась опасная связь. Это самое страшное, что может быть, даже если последствия такого общения (горькие и плачевные) до поры до времени не проявляются, а напротив, все очень даже неплохо «устраивается» в житейском смысле. Беда, если так происходит, потому что это означает, что Господь оставил человека «ходить по путям своего сердца». А пути эти – зачастую пути плотоугодия, греха и грядущих за ними боли и ужаса. Оставляет же Господь человека обычно за упрямство и гордость, когда человек не слышит, не хочет слышать те предупреждения, которые подает ему Господь, указывая посредством неких чувствительных «преткновений» на опасность выбранного пути.

Так что если фетиши «не работают», не помогают – это можно считать добрым знаком Божьей милости. Это означает, что Господь не попускает бесам действовать, не дает вступить в силу закону причинно-следственных отношений между демонами и человеком. Закону, согласно которому человек, пользуясь от нечистых духов теми или иными «благами», все более попадает от них в пагубную зависимость, не замечая порой своего гибельного положения. И это бессознательное пребывание в плену у бесов может продолжаться даже до самой смерти, когда обнаружится во всей ужасающей полноте история чудовищного обмана и катастрофы, которую уже невозможно будет исправить.

Так что давайте, дорогие братья и сестры, с благочестивой настороженностью относиться ко всяким магическим фетишам, к этим «помощникам» и «защитникам», отвергая их как происки злонамеренных демонов. Будем освящать свою жизнь и жизнь своего дома призыванием и исполнением Его заповедей, жизнью в согласии с Ним.

Ну и в конце, как обещал, я раскрою секрет нашего Симферопольского дольмена. Объясню, почему я считаю его действительным, настоящим и даже в некотором смысле непогрешительным «оберегом», исключением из общего правила, о котором шла речь.

Итак, недавно я познакомился со старожилом нашего дома, благодушно словоохотливым стариком. И вот что он рассказал:

– Я эту пятиэтажку сам строил и живу здесь вот уже сорок два года. А напротив, в двадцати метрах, собирались еще один дом строить, притом девятиэтажку, четырехподъездную. Получалось так, что она нам совершенно перекрывала бы солнечный свет. Никто, естественно, этого не хотел, и начальник нашего кооператива, человек с красноречивой фамилией Фридман, предпринял блестящую авантюру.

В цокольном этаже нашего дома располагался тогда филиал краеведческого музея. И Фридман, уж не знаю каким образом, договорился с работниками музея, чтобы к нам во двор из Керчи привезли в разобранном виде настоящий дольмен. Его-таки привезли, да еще и костей каких-то доисторических насыпали внутрь. Но главное – дольмен обнесли оградой, а рядом поставили столбик с чугунной табличкой, на которой было начертано, что сей дольмен – памятник археологии и охраняется государством. Естественно, проектировщики и строители спорить с государством не стали (все-таки это был еще Советский Союз) и у нас перед домом осталось, как видишь, свободное пространство… И солнышко теперь нас радует по утрам!

Вот, собственно, и вся история.

В одной из Своих проповедей Господь похвалил человека сметливого в житейском смысле и сказал, что и в духовной жизни мы должны проявлять смекалку и догадливость в достижении главной цели жизни – (Лк. 16: 1-9). Тот человек, плотской, делал добрые дела для того, чтобы в трудные времена не лишиться доброго к себе отношения и приобрести выгоду, а нам надлежит творить добро, чтобы быть причастниками Благого и Всесовершенного Бога.

Господь многое дал человеку: и свободу, и разум, и волю. И если мы будем, храня свою совесть, проявлять смекалку и настойчивость, трудолюбие и постоянство, Господь обязательно подаст нам все потребное для жизни. И вовсе не нужны нам для этого никакие амулеты, тотемы, пенаты и фетиши… Более того, все это лишает нас помощи Божией, а без Бога мы уж точно ничего доброго в жизни сделать и добиться не сможем.

Тем паче и в духовной жизни нам нужно прилагать усилия, добрую ревность, благочестивое попечение со смирением, чтобы стать причастниками Божественного света, сподобиться лицезрения Солнца правды, Христа Бога нашего. И пусть в этом добром стремлении нашем опыт предприимчивого «сына века сего» послужит примером и назиданием.