Программа по финансовой грамотности для детей. Рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Протокол заседания МО учителей

Заместитель директора по УВР_________Педашенко Г.В.

Решением педагогического совета

Естественно-математического цикла

от « »_____2017 года

от « »______2017 года №___

« »________ 2017 года

Протокол №___

Руководитель МО:

введено в действие приказом

/Костюк Л.Г../______________

от « »_____2017 года

Директор МКОУ «ЦО» ИМРСК

___________/Ю.Г. Горлов/

Рабочая программа

по курсу:

« Основы финансовой грамотности»

11 класс

Количество часов - 34 часа

Учитель математики: Костюк Любовь Григорьевна

Программа разработана по спецпроекту Российской экономической школы по личным финансам.

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Сейчас в мире сложилась ситуация, когда школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой.

Данный курс «Основы финансовой грамотности» разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 11 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из учебных модулей основного предмета «Обществознание». Предназначение курса - предметно-ориентированное - дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических работ.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса « Основы финансовой грамотности» состоит из пяти разделов:

Управление денежными средствами семьи.

Способы повышения семейного благосостояния.

Риски в мире денег.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Человек и государство: как они взаимодействуют.

Цели и задачи курса

Цель: сформировать у обучающихся 11 класса основы финансовой грамотности.

Задачи:

усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых в финансовой сфере

формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе собственные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

лекции,

практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

семинары,

дискуссии,

деловые игры,

решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. В процессе обучения проводится две контрольных работ.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 11 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

Раздел 3

Риски в мире денег

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

ВСЕГО:

Литература:

www.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ

www.gov.ru - сайт Правительства РФ

www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики

www.economy.gov.ru/minec/ma - сайт Министерства экономического развития РФ

www.minpromtorg.gov.ru - сайт Министерства торговли и промышленности РФ

www.fas.gov.ru - сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ

www.nalog.ru - сайт Федеральной налоговой службы РФ

www.rbx.ru - сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Содержание курса

Раздел 1.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX - начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Базовые понятия и знания :

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

Календарно - тематическое планирование по основам финансовой грамотности

11 класс

Количество часов: 1 час; всего 34 часа

Содержание

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Домашнее задание

1.

Управление денежными средствами семьи (10 ч)

1.1.

Деньги: что это такое?

конспект

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

конспект

1.3

Какие бывают источники доходов

конспект

1.4

конспек

1.5

От чего зависят личные и семейные доходы

Подготовить реферат на тему: «Управление денежными средствами семьи»

1.6

Как контролировать семейные расходы

конспект

1.7

Что такое семейный бюджет и как его планировать

Привести пример семейного бюджета вашей семьи

1.8

Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

конспект

1.9

Как оптимизировать семейный бюджет

конспект

1.10

Практическая работа

Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

2.1

Для чего нужны финансовые организации

конспект

2.2

конспект

2.3

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

конспект

2.4

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

конспект

2.5

Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Подготовить реферат на тему: «Способы повышения семейного благосостояния»

2.6

Контрольная работа № 1

Повторение пройденного материала

Риски в мире денег (5 ч)

3.1

Особые жизненный ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

конспект

3.2

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

конспект

3.3

Какие бывают финансовые риски

конспект

3.4

Способы сокращения финансовых рисков.

конспект

3.5

Что такое финансовые пирамиды

Подготовить реферат на тему: «Риски в мире денег»

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

4.1

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

конспект

4.2

Польза и риски банковских карт

конспект

4.3

Что такое бизнес

конспект

4.4

Личный бизнес - план

Привести пример личного бизнес - плана

4.5

Как создать свое дело

конспект

4.6

Что такое валютный рынок и как он устроен

конспект

4.7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Подготовить реферат на тему: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

5.1

Что такое налоги и зачем их платить

конспект

5.2

Какие налоги мы платим

конспект

5.3

Все о будующей пенсии: для учебы и старости.

конспект

5.4

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

конспект

5.5

Ответственность налогоплательщика.

Подготовить реферат на тему: «Общие принципы устройства пенсионной системы РФ»

5.6

Контрольная работа № 2

Подведение итогов

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

Методические рекомендации для учителя



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

Разделы: Технология , Экономика

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

Проводить своевременный финансовый анализ;

Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

Основам взаимодействия с кредитными организациями;

Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

Выбирать страховые продукты и страховые компании;

Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

Составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться :

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Понимать права и обязанности в сфере финансов;

Владеть коммуникативными компетенциями;

Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

Определять задачи в области управления личными финансами;

Находить источники информации для решения финансовых задач;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

Формировать собственную финансовую стратегию;

Решать финансовые задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Личное финансовое планирование (11 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

Н.В. Кузнецова

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

№ ________ от __________________ 2017г.

Директор МОУ СОШ № 3

Е. С. Нурбекьян

Рассмотрено на заседании школьного МО обществознание

Протокол № _______ от «____» _________________ 2017 г.

Руководитель МО ________________ М.Я.Осипова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

(10-11 класс)

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №3

Пояснительная записка

1 Назначение программы

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

2. Актуальность и целесообразность курса

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.

Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует ее в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления.

Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения, является неадекватная современным требованиям система финансового образования.

По данным Национального агентства финансовых исследований (далее – НАФИ), которое регулярно проводит измерение уровня финансовой грамотности населения России, ее уровень можно охарактеризовать как невысокий.

Потребители финансовых услуг в отличие от потребителя обычных товаров не обладают достаточными компетенциями и не знают, где они могут получить достоверную и понятную информацию, например, о переходе на накопительное пенсионное страхование, о состоянии и преимуществах финансового рынка, принятие самостоятельного решения о выборе управляющей компании для накопительной части пенсии часто становится неразрешимой проблемой.

Казалось бы, существующая в течение многих лет система страхования широко используется населением, однако, как показывают исследования, около 20% населения при покупке финансовых услуг не читали контракт или не до конца понимали его смысл, но все равно подписывали его; 14% взрослого населения не умеет пользоваться платежными терминалами, каждый десятый вообще не знает о такой возможности или не имеет платежного терминала на расстоянии пешей доступности. Инвестируют свои средства в акции, облигации и другие финансовые инструменты сегодня менее 2% россиян.

Менее половины населения (45%) осуществляют учет личных финансов, еще меньше (32%) способны различить простейшие признаки финансовой пирамиды. По данным опроса НАФИ, проведенного в апреле 2011 года, 78% опрошенных потребителей ничего не знали о вступившем в силу законе «О национальной платежной системе», регулирующем электронные платежи.

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и в целом государственной политике в этой сфере, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста.

С точки зрения экономики в целом недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев населения в их потребление, а, значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста.

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации о финансовых инструментах «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.

Рассматривая финансовую грамотность и инвестиционную культуру, как составляющую социально-экономических компетенций современного человека, основной целью предлагаемого пособия является помощь педагогу в формировании у сегодняшних подростков и молодежи практических навыков использования финансовых инструментов. Главная образовательная и воспитательная задача – подготовить молодых людей к жизни в реальных условиях рыночной экономики, научить их эффективно использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и финансовые услуги для повышения собственного благосостояния и успешности в целом.

Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет в качестве главных результатов - предметные, метапредметные, личностные результаты.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. В этой связи, реализация программы «Основы финансовой грамотности», выступает развивающим пространством способствующим формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования.

Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

3. Целевая аудитория

В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10-11 классов.

4. Цели и задачи реализации программы «Основы финансовой грамотности»

С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса :

Содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи:

  1. проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;
  2. показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
  3. способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
  4. научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления .

5. Методы и формы обучения

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Интерактивные технологии.
  • Индивидуальная работа.

Принцип отбора материала в соответствии со спецификой аудитории связан с необходимостью выделить те темы, которые будут способствовать формированию финансовой культуры, освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета, практических навыков принятия ответственных решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

На занятиях необходимо использовать игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные, исследовательские и проектные формы работы.

Курс «Основы финансовой грамотности» имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (например, история денег и т.д), обществознанием (основы экономики), технологией.

Оценка результатов обучения

Учащиеся проходят процедуру оценки результатов обучения в форме итогового компьютерного тестирования. Тест состоит из 20 заданий разной сложности. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому школьнику на уровне его возможностей.

Для проверки практической части программы учащиеся защищают проекты по финансовой грамотности.

Критерии оценивания результатов

1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):

«отлично» - 18-20 баллов;

«хорошо» - 15-17 баллов;

«удовлетворительно» - 12-14 баллов;

«удовлетворительно» менее 12 баллов.

2. Защита проекта. Процедура защиты предусматривает доклад учащегося по материалам проекта (исследования) с демонстрацией презентации (5-7 минут).

Доклад должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад обзорными и заимствованными материалами, лучше сосредоточиться на собственных исследованиях и результатах. Перечень возможных форм презентаций.

  1. Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.

6. Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

7. Деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы профильного обучения

Организационная, методическая деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы образования, а также порядок взаимодействия между ними представлены в таблицах 1,2:

Таблица 1.

при организации занятий с детьми

Предмет деятельности

Деятельность педагога, работающего по ФГОС

Подготовка к занятиям

Пользуется сценарным планом, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

Основные этапы деятельности

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Главная цель педагога

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма занятий

Групповая, индивидуальная.

Нестандартное ведение занятий

Занятие ведут два и/или несколько педагогов.

Взаимодействие сродителямиобучающихся

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение педагога с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.

Образовательнаясреда

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

Создание портфолио.

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Таблица 2.

Предмет деятельности

Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС

Вид деятельности

Активные действия

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на занятии осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей:

  • по поиску, обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказыватьмнения, противоположные мнению учителя

Результатыобучения

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценкадеятельностиобучающихся

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки

8. Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

9. Социальное партнерство

Занятия предполагают проектирование и реализацию инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательного учреждения. Содержание курса по выбору «Основы финансовой грамотности» предусматривает привлечение таких социальных партнеров, как отделение Сбер банка г. Георгиевска , Налоговая инспекция, г. Георгиевска , Пенсионный фонд России г. Георгиевска, Министерство финансов Ставропольского края, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», Главное Управление Центрального банка РФ по Ставропольскому краю .

«Основы финансовой грамотности»

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)

Тема 1. Банковские продукты (10ч.)

Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.

Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)

Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт

Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4. Основы налогообложения. (8ч.)

Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 5. Личное финансовое планирование. (8 ч)

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

Итоговый контроль по курсу.

11. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во час

Тип урока

Краткое содержание

Планируемые результаты

Раздел I. Банковские продукты 10 часов

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

Открытие новых знаний

Виды кредитов.

Ипотечное кредитование.

Принципы кредитования

Различать виды кредитования

Условия кредитов.

Открытие новых знаний

Необходимые документы при оформлении кредита

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках

Что такое кредитная история заемщика?

Комбинированный урок

Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история

Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

Практикум

Виды платежей по кредитам

Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов

Виды депозитов.

Открытие новых знаний

Банковские депозиты: виды, особенности и доходность

Приводить примеры виды банковских депозитов

Условия депозитов.

Комбинированный урок

Способы начисления процентов по депозитам

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту

Выбор банка. Открытие депозита.

Практикум

Критерии надежности банка. Условия открытия вклада

Экскурсия в банк

Экскурсия

Информация о банке и банковских продуктах

Раздел II. Расчетно-кассовые операции 2 часа

Валютный курс.

Открытие новых знаний

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

Банковские карты.

Открытие новых знаний.

Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная)

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами

Раздел III. Страхование 7 часов

Виды страхования в России.

Открытие новых знаний

Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России

Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека

Страхование имущества.

Комбинированный урок.

Страхование имущества граждан.

Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

15-16

Личное страхование.

Комбинированный урок

Особенности личного страхования

Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая

Страховые продукты.

Комбинированный урок

Виды страховых продуктов

Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя»

Выбор страховой компании.

Практикум

Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

Экскурсия в страховую компанию

Экскурсия

Информация о страховой компании

Раздел IV. Основы налогообложения 8 часов

Налоговый кодекс РФ.

Открытие новых знаний

Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ

Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики

Виды налогов в РФ.

Открытие новых знаний

Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения

Составление схемы «Налоги их виды»

22-23

Налоговые льготы в РФ.

Открытие новых знаний

Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот

Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу

Обязанность и ответственность налогоплатель-щиков.

Открытие новых знаний

Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов

Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины

25-26

Налоговый инспектор.

Деловая игра

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги

Расчет налогового вычета по НДФЛ.

Расчет НДС

Экскурсия в налоговую инспекцию.

Экскурсия

Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками

Заполнение основных разделов налоговой декларации

Раздел V . Личное финансовое планирование 8 часов

Роль денег в нашей жизни.

Открытие новых знаний

Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости

Семейный бюджет.

Открытие новых знаний

Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода

Составление семейного бюджета

Личный бюджет.

Практикум

Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета

Личные финансовые цели.

Практикум

Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости

Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах)

Составление личного финансового плана.

Урок – проект

Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП

Личный финансовый план

Защита своего личного финансового плана

Представление личного финансового плана

Индивидуальный проект «Личный финансовый план»

34-35

Итоговое занятие

Итоговый урок

Итоговое тестирование. (Приложение 1) Защита исследовательских и творческих проектов

Прохождение теста. Индивидуальный проект

  1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Гражданский Кодекс РФ
  2. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.
  3. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..
  4. Налоговый Кодекс РФ
  5. Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.

Дополнительная литература

  1. Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.
  2. Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.
  1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
  2. В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014

5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

  1. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
  2. И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014
  3. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.
  4. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

13. Аннотация сайтов

1. Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.

2. Академия личных финансов - www.homecredit.ru

Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.

3. Мои умные деньги - www.visa.com.ru

Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.

  1. МЦФО - http://mmcfo.ru

Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.

  1. Школа личных финансов - www.familyfinance.ru

Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.

  1. Ученики Скруджа - ycheniki-skrudja.com

Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.

  1. Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru

Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.

  1. Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru

Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.

  1. Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.
  2. Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru

Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.

  1. Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru

Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.

Методические приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Итоговое тестирование (1 ч.)

Тест для контроля знаний и умений

Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.

Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты , который содержит список вопросов и различные варианты ответов.

Тест:

выполните задания с выбором ответа

(с одним или несколькими правильными ответами)

Условия выполнения задания:

1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин.

2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

Задания с выбором ответа

Вопрос №1. Что такое финансовый план?

Варианты ответов:

1) исполнение Ваших желаний;

2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент;

3) предположение о том, что может произойти в будущем.

Вопрос№2. Что такое бюджет?

Варианты ответов:

1) сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели;

2) Ваши ежемесячные расходы;

3) план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете.

Вопрос №3. Среднесрочная цель – это:

Варианты ответов:

1) Вы хотите достичь ее в течение следующего года;

2) Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет;

3) для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше.

Вопрос №4. Активы - это:

Варианты ответов:

1) квартплата;

2) банковские депозиты;

3) банковский кредит.

Вопрос №5. Налоговая ставка устанавливается в виде:

Варианты ответов:

1) налогового периода;

2) процентов;

3) твердых сумм.

Вопрос №6. Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию:

Варианты ответов:

Вопрос №7. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете:

Варианты ответов:

1) 1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3) 4000 рублей.

Вопрос №8. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете:

Варианты ответов:

1) 1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3) 4000 рублей.

Вопрос №9. Простой расчет сложного процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет:

Варианты ответов:

1) 21000 рублей;

2) 22000рублей;

3) 24200 рублей.

Вопрос №10. Накопительная часть пенсии формируется у граждан:

Варианты ответов:

1) старше 1955 года рождения;

2) с 1967 года рождения и моложе;

3) с 1980 года рождения.

Вопрос №11. Финансовая "подушка безопасности" - :

Варианты ответов:

1) обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай ;

2) инвестиции в акции;

3) кредитная банковская карта.

Вопрос №12. Недвижимость - это:

Варианты ответов:

1) высоколиквидный актив;

2) низколиквидный актив;

3) все ответы правильны.

Вопрос №13. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества:

Варианты ответов:

1) при продаже имущества;

2) при приобретении имущества;

3) при строительстве имущества;

4) все ответы правильны.

Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:

Варианты ответов:

1)индивидуальным предпринимателям;

2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам;

3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства;

4) все ответы правильны.

Вопрос №15. Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности:

Варианты ответов:

1) снизить расходы;

2) зарабатывать больше денег;

3) занять деньги у друзей.

Вопрос №16. По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать:

Варианты ответов:

1) 30% от нее;

2) 50% от нее;

3) 70% от нее.

Вопрос №17. Телебанкинг – это:

Варианты ответов:

1)управление счетом при помощи телефона;

2) работа со счетом через персональный компьютер;

3)расчетные операции с помощью Интернета;

4) управление счетом при помощи портативных устройств.

Вопрос №18. Профицит бюджета - это:

Варианты ответов:

1) убытки;

2) прибыль;

3) расходы.

Вопрос №19. Инвестиционные активы имеют цель:

Варианты ответов:

2) поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.

Вопрос №20. Потребительские активы имеют цель:

Варианты ответов:

1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;

2) поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.

Ключи к тесту


№1 - 2

№11 - 1

№2 - 3

№12 - 2

№3 - 2

№13 - 4

№4 - 2

№14 – 4

№5 – 2,3

№15 – 1,2

№6 - 1

№16 - 2

№7 - 2

№ 17 - 1

№8 - 3

№18 -2