Лень портит, а труд кормит: физические и моральные аспекты. Идеи для школьного сочинения

Все в мире создается трудом: строятся города, фабрики и заводы, выращивается хлеб, создаются умные машины, добротные Дома, спроектированные инженерами, шахты, построенные строителями, уголь, добытый шахтерами, цветущие сады, ухоженные людьми, смеющиеся дети, воспитанные родителями, детским садом и школой, - во все это вложен труд людей. Их мысль взлетела высоко, а руки воплотили мысль в дело. И все это для человека чтобы он был сыт, здоров, весел и счастлив. А без труда нет и плода - говорит народная мудрость, ведь «всякое дело человеком ставится, человеком и славится» .
Нет числа пословицам и поговоркам, в которых народ возвеличивает труд. А труд превозносит человека, делает его сильным и стойким, богатым и независимым. «Труд для человека - здоровье и жизнь» . Ведь «кто привык тру­диться, тому без дела не сидится» . Таких всегда уважают, ценят и в семье, и на производстве.

Пословицы вездесущи. Они вторгаются во все области человеческой жизни. Много в народе сложено пословиц о труде. Пословица красноречива, емка, хороша и коротка. Познакомьте своих детей с наиболее известными пословицами о труде, разъясните смысл устаревших слов в пословицах.
Хорошая пословица не так проста в понимании, ведь весь смысл ее заключен в ассоциации. Рекомендую вам прочитать с детьми собранные в нашей статье пословицы о труде и о лени.


У лентяя Федорки на все отговорки.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Проснулась Ульяна ни поздно ни рано: все с работы идут, а она тут как тут.
Делу время, а потехи час.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Спозаранку трудится — сердце радовать.
Дело мастера боится.
По труду вам и честь.
Трудом праведным не наживешь палат каменных.
Труд человека кормит, а лень портит.
От скуки бери дело в руки.
Белые ручки чужие труды любят.
И Москва не вдруг строилась.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Хоть работа черна, да денежка будет бела.
Ешь досыта, работай до поту.
Маленькое дело лучше большого безделья.
На дело не набивайся, а от дела не отбивайся.
Пчела далеко за каплей летит.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Сделать то не трудно, трудно задумать.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
За труд, попал в хомут.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Жизнь меряется не годами, а лишь трудами.
Грибов ищут - по лесу рыщут.
Один с сошкой, а семеро уж с ложкой.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Пилось бы, да елось, коль работа б на ум не шла.
Глаза страшат, а руки делают.
Ест руками, а работает брюхом.
Пашню пашут руками не машут.
Всей работы не переработаешь.
Пахать - не в дуду играть.
Барской работы не переработать
Кто не пашет, у того и огрехов нет.
Работа не черт, в воду не пойдет.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
У бога дней много, наработаться успеем.
Попытка не пытка, а спрос не беда.
Работа с зубами, а лень с языком.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хлеб за брюхом не ходит.
Без росы и трава не растёт.
Коль не трудиться, то и хлеб не родится.
Коси, коса, пока роса: роса долой - и ты домой.
Просо полоть - руки колоть.
Сам в пеленках, а лень уже с теленка.
Земля заботу любит.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Терпенье и труд всё перетрут.
Всякая птица своим носом сыта.
Без работы жить — небо коптить.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Каковы труды — таковы плоды.
Каков работник — такова ему и плата.
Всякое дело мастера боится.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Тот разбогатеет, кто от ремесла потеет.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит.
Без заботы и репу не вырастишь.
Без работы и печь холодна.
Без труда ничего не дается.
Боже поможи, а ты на боку не лежи.
Не всяк труд — добро.
Не молись, а трудись.
От бессонницы трудом лечат.
Смотри дерево по плодам, а человека по трудам.
Золото проверяют огнем, а человека — трудом.

Пословица не стоит на месте. С течением времени, она меняется, обрастает новыми словами или трансформируется под среду. Если вы знаете новые пословицы о труде или по-вашему какие-то из приведенных в списке пословиц не совсем правильные, пришлите их нам, мы будем вам благодарны.

Каждое утро люди начинают с работы. Школьник садится за парту, водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, бизнесмен звонит по телефону, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека.

Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. “Землю красит солнце, а…

человека труд” – такая поговорка ходит в народе.

У трудолюбивой личности способности и таланты не пропадают зря. Она приобретает авторитет и уважение других. “Трудом славен человек” – так говорят об этом.

Человека деятельного легко отличить от ленивого. Поскольку для человека неестественно ничего не делать, то ленивый и праздный сам себе не найдет места. Он будет скучать и “убивать время”. Ему даже развлекаться когда-нибудь надоест.

В произведениях русских классиков описаны дворяне, которым не нужно было работать, но счастливее они от этого не стали. Они не знали, куда себя применить. “Где труд, там и радость” – гласит пословица, а бездельник этой радости лишен.

Пусть каждый из нас найдет себе труд, который ему подойдет, и тогда его личность будет развиваться.

Вы сейчас читаете сочинение

Труд кормит, а лень портит

Беседа «Труд человека кормит, а лень портит»

Цель: воспитание положительных качеств личности.

Задачи: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека.

Корригировать и развивать у них процессы памяти, зрительное и слуховое внимание, воображение, мышление, речь, творческие способности через чтения стихотворений, инсценировки.

Воспитание трудолюбия, старательности, ответственности.

Словарная работа: труженик, трудолюбие.

Оборудование: рисунки о труде, ИКТ, выставка книг о труде, карточки с заданиями, атрибуты к инсценировке, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о труде К. Д. Ушинский «Два плуга», Е. Пермяк «Золотой гвоздь», К. Д. Ушинский Как рубашка в поле выросла», беседа «Пословицы и поговорки о труде, игра «Скажи наоборот»

Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги. Я рада всех видеть. Ребята поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь,пускай хорошее настроение сегодня присутствует на занятии.

II Вступительная беседа

Воспитатель: внимательно послушайте стихотворение

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

тетрадь, ботинки, пара лыж

тарелка, вилка, нож.

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Воспитатель: о чем это стихотворение?

Ответы: о труде.

Воспитатель: Правильно. Это стихотворение посвящено труду. Сегодня на занятии мы будем говорить о труде

III Слайд 1

Воспитатель: Прочитайте тему занятия.

Дети читают:

«Труд человека кормит, а лень портит»

Воспитатель: как вы понимаете эту пословицу?

Ответы: человек, который трудится будет зарабатывать деньги, а ленивый ничего не делает.

Воспитатель: прочитайте.

Труд- вид деятельности, результат которого закреплен в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие-любовь к труду, нравственное качество, проявляющее в стремлении к труду.

Трудолюбивый---любящий трудиться

Лень--- отсутствия желания трудиться, склонность к безделью.

Воспитатель: Послушайте рассказ К, Д, Ушинского «Два плуга»

Чтение рассказа (читает ученик)

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Конспект внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Тема: «Труд кормит, а лень портит».

Класс : 3

Цель :обобщить знания детей о труде и лени в пословицах и поговорках.

Задачи:

Образовательные: р асширять информационную базу учащихся, знакомство с сокровищницами общечеловеческой культуры уточнять и расширять запас конкретных представлений по данной теме; способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления памяти, используя стихи, пословицы, поговорки.

Развивающие: развивать логические мыслительные операции, устную речь младших школьников.

Воспитательные: прививать любовь к устному народному творчеству; формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение к гостям и друг другу; совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Метапредметные:

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, выделение проблемы, выполнение сравнения, аналогии, установление причинно-следственных связей;

Регулятивные – принимать поставленную задачу познавательной деятельности; оценивать познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные - умение слушать и понимать других;формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

владение диалогической и монологической речью.

Личностные: оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Средства обучения (интернет-ресурсы): презентация, проектор, дидактический материал (карточки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть (мотивация и актуализация познавательной деятельности)

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех на занятии. Вы все в хорошем настроении. Я надеюсь, что и работать на занятии вы будете хорошо, будете внимательны, активны.

Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

О чём стихотворение?

Рассмотрите фотографии.

Людей, каких профессий вы видите на них?

Что объединяет этих людей?

Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?

Давайте прочитаем тему занятия: “Труд человека кормит, а лень портит”

Как вы понимаете эту пословицу?

Хорошо, молодцы.

Приветствуют учителя.

О труде

Отвечают.

Эти люди трудятся, выполняют определенную работу.

О труде

Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, чему-то учиться, а ленивый человек ничего не делает.

2. Основная часть занятия (10 минут)

На нашем занятии будут часто звучать слова, представленные на слайде. Что эти слова обозначают?

Труд

Трудолюбие

Трудолюбивый

Лень

- Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте. О чем этот рассказ?

Два плуга”

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот.

– А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

О чём этот рассказ?

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ?

Дети, на доске написаны пословицы. Какая, по вашему мнению, пословица подходит к этой сказке? Почему?

КТО НЕ РАБОТАЕТ - ТОТ НЕ ЕСТ.

КАК ТЫ К РАБОТЕ, ТАК И РАБОТА К ТЕБЕ.

КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ.

ПО ТРУДУ И НАГРАДА.

Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях?

Как относятся к ленивым людям? - Почему?

- Что труд даёт человеку?

- В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.

    Старательность

    Добросовестность

    Завистливость

    Умение заставить себя

    Необязательность

    Умение трудиться

- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.

Игра “Доскажи пословицу”.

    Деревья смотри в плодах, а людей......

    Терпенье и труд....

    Под лежачий камень.....

    Маленькое дело....

    Не спеши языком....

    Любишь кататься - .....

    Делу время....

    Ищи невесту не в хороводе......

    Человек от лени болеет, а....

    У лентяя Федорки всегда.....

    Бездельник, что бесплодное.....

А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Не сиди, сложа руки – не будет и скуки.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Физминутка.

Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.

Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться?

Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря?

Какое состояние любит лентяй больше всего?

Какая главная черта характера лентяя?

Что на уроке заменяет лентяю кровать?

Так куда же загоняют лентяя из-под палки?

-Правильно, ребята.

Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б.Заходера “Петя мечтает”.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!

Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? Почему?

Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.

Какие люди живут здесь?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.

Составьте правила трудолюбивого школьника.

Воспринимают.

– вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

– любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

– любящий трудиться.

– отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Воспринимают, анализируют.

-О труде и лени.

Потому что он трудился

Он потемнел и покрылся ржавчиной

Труженика и лентяя

Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет.

Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е.Пермяк “Пичугин мост»

Их не любят. Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.

Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо

Выполняют задание

Смотри в делах

Все перетрут

И вода не течет

Лучше большого безделья

Спеши делом

Люби и саночки возить

Потехе час

А в огороде

От труда здоровеет

Отговорки

Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно.

За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится.

Отгадывают кроссворд

Нет, потому что человеку нужно самому все делать: умываться, трудиться, тогда у него все будет в порядке.

Аккуратные, трудолюбивые.

Составляют.

1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.

2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.

3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.

3. Заключительная часть (рефлексия познавательной деятельности) (2 мин.)

Наше занятие подошло к концу.

Что вам больше всего понравилось?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Надеюсь, на сегодняшнем занятии вы узнали для себя что-то новое и сможете применять полученные знания в дальнейшем.

Все большие молодцы. Спасибо за занятие!

Выполняют рефлексию познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Ольга Приходина
Занятие «Труд человека кормит, а лень портит».

Труд человека кормит, а лень портит.

Цель: помочь воспитанникам осознать значение труда.

Была бы охота – будет ладиться работа. Не сиди сложа руки – не будет скуки.

Педагог может предложить детям вспомнить, как они помогают взрослым (помощь родителям, участие в уборке квартиры, уход за своей одеждой, книгами, вещами) и др. Важно помочь детям почувствовать радость от того, что они что-то умеют и делают сами.

В качестве литературной иллюстрации к теме используем известные детям сказки, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях (разные варианты сказки «Морозко» и др.) При анализе сказки педагог обращает внимание детей на трудолюбие и вежливость одной сестры и нежелание трудиться и грубость другой. Так же анализируются и другие произведения, которые будут предложены детьми. (Дать задание детям, чтобы они подумали).

В беседе с детьми педагог подчёркивает, что отношение к ленивым людям всегда негативное (их не любят, и вместе с детьми ищет и формулирует ответ на вопрос, почему так происходит. Дети приходят к выводу, что ленивый тоже хочет есть, пить, одеваться, но не любит добывать всё это своим трудом. Значит, за него работают другие. Педагог предлагает воспитанникам вспомнить, кто в их семье выполняет работу по дому и какую. Затем педагог выясняет, какие обязанности у детей в семье, как и чем они облегчают домашний труд родителей.

Главный итог занятия – помочь детям осознать, что все блага, окружающие нас в школе и дома – результаты труда многих людей. Сохранение их и создание новых благ – забота каждого.

В заключении педагог даёт детям задание перечислить на листочке свои постоянные обязанности, дела которые выполняются ими по просьбе родителей, а также назвать нелюбимый и любимый вид работы. В заключении дети читают правила трудолюбивого школьника и делают рисунки, изображающие разные виды домашнего труда.

ПОМОГАЮ ВЗРОСЛЫМ

Когда в комнате порядок и чистота, настроение хорошее,

работа лучше спорится.

Ты должен уметь застелить красиво свою кровать и делать

это каждое утро.

Твои книжки и игрушки должны лежать на местах после игр

и занятий. Если насорил, собери мусор, подмети пол,

вытри пыль.

Твоя одежда, куртка, обувь должны всегда быть на одном

Умей постирать майку, носовой платок, свои носки.

Умей заштопать небольшую дырку, пришить пуговицу,

делай это, не дожидаясь напоминаний.

Если видишь, что твои родители устали, будь к ним

особенно внимателен: помоги накрыть на стол; спроси,

надо ли что-нибудь сделать по дому.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

СЛОВАРИК ДЛЯ ПЕДАГОГА

Труд – вид социальной деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбивый - старательный, работящий, труженик.

Трудолюбие – любовь к труду.

Трудолюбие – нравственное качество, проявляющееся в стремлении к труду, неумения жить без дела.

ТЕКСТЫ

Г. Мамлин

Серёжа ищет карандаш.

Сегодня в доме ералаш:

Серёжа ищет карандаш.

Я положил его в буфет,

Кто карандаш мой трогал?

У вас порядка в доме нет! –

Сказал он маме строго.

Вооружился кочергой

Для поисков Серёжа.

И для начала он ногой

Котёнка пхнул в прихожей.

Искал в шкафу, вставал на стул,

Ничком ложился на пол,

Он под диваны заглянул,

Он с полки вазочку смахнул

И стол он поцарапал.

Поднялся в доме ураган.

Упал со шкафа чемодан,

И пронеслись под потолком

Подушки, Брема толстый том,

Тетрадки и газеты

И прочие предметы.

Как Серёжа искал карандаш?

Кто пострадал от его действий?

Будет ли порядок при таком поведении?

С. Баруздин.

Хозяин.

Наша мама на работе,

На работе старший брат.

Сколько у тебя заботы,-

Мне соседи говорят.

Я решил за дело взяться.

Если мамы долго нет,

Должен кто-то постараться

Приготовить нам обед.

Пусть она у нас не тужит –

Принесу побольше дров

И обед сварю не хуже

Настоящих поваров.

Наношу воды в кадушку

И посуду перетру.

Все тетрадки и игрушки

Я на место уберу.

Мама с братом скажут: «Знаем,

Не парнишка – просто клад.

В этом доме есть хозяин,

Хоть и ростом маловат».

Вопросы и задания:

Как мальчик решил помочь маме и брату?

Его отношение к домашним делам можно назвать хозяйским?

Расскажите, как ты помогаешь дома?

Вл. Лифшиц

Разговор.

Усталая, с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметён,

Что, лёжа на диване,

Читает книжку он…

И мать ему с обидой

Промолвила: «Сынок,

Когда-нибудь ты маме

Хоть чем-нибудь помог?»

А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

Ты, мама, про Тимура

Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар –

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,-

То этому парнишке,

Что так встречает мать,

(Вернее, мог сказать):

«В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренёк!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять – не смог…»

О чём был разговор мамы с сыном?

Почему мама обиделась на сына?

Каким «важным» делом был занят сын?

Кто знает, кто такой Тимур и его команда?

Чем они занимались?

Чего не понял в книжке сын?

Б. Заходер

Чья корзина тяжелей.

Ходили два приятеля,

Ходили по грибы.

Ходили да ходили, Устали от ходьбы.

В одну ходили сторону

И поровну прошли,

Да только вот не поровну,

Не поровну нашли.

В одной корзине – белые,

И все как на подбор!

В другой – один –единственный

Трухлявый мухомор.

Сказал второй приятель:

Ну что ж, не повезло.

Зато мою корзинку

Тащить не тяжело! –

Идут они обратно,

Идут они домой, Бежит вприпрыжку первый,

За ним ползёт второй.

Бежит вприпрыжку первый

С добычею в руке,

Второй едва плетётся,

Хоть он и налегке.

Сказал второму первый, Прощаясь у дверей:

Пустая-то корзинка,

Выходит, тяжелей!

Почему ребята с таким разным результатом собирали грибы?

Почему получилось, что пустая корзинка тяжелее полной?

От чего это зависит?

Ты собираешь грибы?

Какие у тебя бывают успехи?

Народная мудрость.

Не сиди сложа руки – не будет и скуки.

Была бы охота – будет ладиться работа.

1. Назовите, какого человека мы называем трудолюбивым?

2. Отметь знаком «+» те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека:

Умение трудиться.

Хорошее настроение.

Старание.

Умение заставить себя довести начатое дело до конца.

3. Выполни задание и проанализируй полученные результаты: отмечай знаками «+» в таблице в течение надели те качества, которые говорят о трудолюбии, и знаком «-» качества, мешающие стать трудолюбивым.

Числа/качества 1 2 3 4 5 6 7

Старательность

Добросовестность

Дисциплина труда

Умение заставить себя

Самостоятельность

Завистливость

Необязательность

Желание помочь

3.1. Подчеркни красным карандашом свои постоянные обязанности дома, зелёным ту работу, которая выполняется по просьбе родителей, и жёлтым – ту, которую ты никогда не делаешь, нужное допиши на свободной строчке.

Хожу в магазин за хлебом.

Гуляю с собакой.

Убираю за кошкой.

Кормлю животных.

Убираю клетку птиц.

Поливаю цветы.

Подметаю пол.

Вытираю пыль.

Выношу мусор.

Убираю в своём уголке (навожу порядок).

Застилаю свою кровать.

Мою посуду.

3.2. Подчеркните нужный ответ.

Мне трудно себя заставить: сесть за уроки, начать уборку, начать любое дело по дому.

Публикации по теме:

«Нам маме помогать не лень! 8 марта – мамин день!» Скоро 8 марта. Постепенно стирается политический оттенок этого праздника. Но надо сказать.

Физкультурное занятие «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах» (разновозрастная группа) 5–7 лет Задачи: 1. Упражнять в равновесии; в прыжках в высоту через канат, бросать мяч в баскетбольное кольцо одной и двумя руками уверенно.

Интегрированное занятие (познание и ручной труд) в подготовительной к школе группе «Кукла-оберег» Цель: Формирование умение изготавливать тряпичную куклу-оберег «Колокольчик» Задачи: Расширять представления детей о народных игрушках.

Интегрированное занятие «Напрасно потраченный труд» по рассказу (Мы лепили снеговика) Интеграция областей: Познавательное, коммуникативное, речевое, художественное эстетическое Цель: Обучение рассказыванию. Задачи: Познавательные.

Конспект занятия в старшей группе

"Труд человека кормит, а лень портит".

Задачи:

1. Обогащать представление о людях разных профессий, их нравственных качествах. Развивать самостоятельность в играх.

2. Воспитывать уважение к взрослым людям, ценностное отношение к человеческому труду.

Материалы: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схемы для составления описательных рассказов; мяч; флажок, предметы для организационного момента – ножницы, фен, поварешка, кастрюля, ножницы, нитки с иголкой, кисточка, краски, градусник, шприц, шпатель, конфеты, весы, гитара, труба.

Предшествующая работа:

Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем я мечтаю стать».

Ход занятия:

1.Приветствие.

2.Беседа.

Воспитатель: Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Что можно сказать о нашей стране?

Дети: Богатая, красивая, большая.

Воспитатель: Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой?

Дети: Люди труда, люди разных профессий.

Воспитатель: А что такое профессия?

Дети: Это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы получить профессию?

Дети: Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «городу профессий». Чтобы попасть в «город профессий» нам надо выполнить задание на внимание.

Игра на внимание «Кто больше назовёт профессий»

(игра с флажком в кругу)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А теперь отправимся в «город профессий»:

3.Физкультминутка: «Летчик»

Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»)

А летчиком лучше. (бегают по кругу, руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)

Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)

«В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны).

Чтобы птицы пели».

Воспитатель: Наши самолёты приземлились. Вот мы и оказались в «городе профессий»!

Игра «Кому что…»

На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка…)

Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы.

Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий). Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).

Воспитатель: Я думаю, что ножницы оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д.

Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.

Воспитатель: Молодцы, вы помогли навести порядок в «городе профессий», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их работе.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…»

Повара перестанут готовить пищу?

Врачи перестанут лечить людей?

Учителя перестанут учить детей?

Строители перестанут строить дома?

Все водители откажутся сесть за руль?

Полицейские перестанут выходить на службу?

4. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Воспитатель: Любите ли вы загадки? Тогда отгадайте мою:

Ежедневно спозаранку

В руки он берет «баранку»

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест ее никак.

Воспитатель: Мне бы хотелось послушать ваши загадки - описания о разных профессиях. А для выполнения этого задания, вам нужно разделиться на группы (по три человека). Пройдите к своим столам. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о профессии, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии вы нам рассказали. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему. Воспитатель: Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме:

1. Рука - что делает человек данной профессии.

2. Геометрические фигуры - какие предметы нужны ему для работы.

3.Сердце - какими качествами должен обладать человек данной профессии.

Образец рассказа: Этот человек подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.

Самостоятельные рассказы детей.

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы.

5. Рассматривание пособия «Что перепутал художник?»

Воспитатель: Пока мы с вами играли, к нам приходил Весёлый художник, он принёс вам картину, на которой изображены люди разных профессий. Но мне кажется, что с этой картиной что-то не так?

Давайте объясним, что перепутал художник. (Ответы детей)

6. Пословицы о труде.

Воспитатель: Ребята молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось?

Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны.

Давайте вспомним пословицы о труде. (Дети отвечают)

Труд человека кормит, а лень портит.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Терпение и труд всё перетрут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд кормит, а лень портит.