Сознание и мышление. Речь

Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и - отражением . которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости , существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с , ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры , т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Структура и уровни сознания

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • , к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
  • волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

Сознание никогда не существует в «чистом виде» , само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

    Понятие сознания

    Зигмунд фрейд причина бессознательного

    Что относят к бессознательносму

    Идеализм

    Функции сознания??

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину.Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения,которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека.Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита.Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию.Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – "души ", обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождаю щим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальн ое (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Человеческое сознание по выражению английского физика Р. Пенроуза является "высшей тайной всего сущего" и подобраться к раскрытию этой тайны - задача высшей степени сложности. "Исследование мозговой организации мыслительных процессов в условиях прямой регистрации различных физиологических показателей жизнедеятельности мозга при одновременной реализации психических тестов позволило осуществить первый прорыв в проблеме "Мозг и психика", - это цитата из книги известного российского нейрофизиолога Н. П. Бехтеревой . Последняя декада ХХ столетия, была названа "десятилетием мозга" и предполагала осуществление второго прорыва в этой проблеме, поскольку благодаря использованию современных неинвазивных методов позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной обработки физиологической информации стало возможным, по словам Н. П. Бехтеревой, "строить новую функциональную анатомию мозга человека". Да, с этим нельзя не согласиться: велик и многообразен поток научных работ о мозге, попытки "прорыва" действительно происходят, только вопрос: куда? Какова его стратегия? Сейчас, в начале нового тысячелетия, со всей очевидностью стало ясно, что по окончанию "десятилетия мозга" существенного "прорыва" все же еще не состоялось.

Академик Н. П. Бехтерева, как и многие другие ведущие физиологи, полагает, что "на сегодня важнейшей стратегической задачей в науке о мозге человека является исследование мозгового кода мысли". Но что вкладывается в суть понятия "мозговой код мысли"? По крайней мере, многолетние исследования электрической активности мозга методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) к пониманию принципа кодирования в ЭЭГ функциональной организации сознания не привели. Нужно ли вообще мозгу в реальности это многократное кодирование и декодирование информации? В развитии представлений о сознании человека и его мыслительной деятельности среди множества направлений можно обобщенно выделить четыре наиболее выраженных - это нейрофизиологическое, психологическое, кибернетическое (мозг - вычислительная машина) и эзотерическое. Нейрофизиологический подход в общем виде исходит из того, что головной мозг как центр высшей нервной деятельности является интегративным регулятором всех психофизических процессов в организме. Гипоталамо-лимбическая система, продолговатый мозг и ряд других подкорковых отделов главным образом отвечают за вегетативные функции, а все сложные поведенческие реакции, мыслительную и психическую деятельность формирует и контролирует кора больших полушарий. В коре выделены зоны, отвечающие за тот или иной вид восприятия и деятельности (зрительная, слуховая, двигательная и т. д.).

Зрительные образы внешнего мира после предварительного преобразования в сенсорной системе глаз в виде последовательности электрических импульсов поступают по зрительному нерву в соответствующие отделы коры, здесь каким-то неизвестным образом идентифицируются, перерабатываются (перекодируются) и сохраняются (запоминаются). Аналогичным образом преобразуется информация от слухового, обонятельного, вкусового и тактильных анализаторов. Нейроны, обладая способностью к пространственно-временной самоорганизации в функциональные ансамбли, за счет многочисленных синаптических связей образуют когерентно возбуждаемые нейронные сети, определяющие интегративную реакцию, направленную на достижение необходимой цели в зависимости от совокупного образа внешнего явления, сформированного сенсорными сигналами. При этом предполагается, что в коре головного мозга происходит высшая переработка всей сенсорной информации: хранится информация о событиях прошлого, формируются образы явлений окружающего мира, идет процесс осознания этих явлений, вырабатывается стратегия поведенческих реакций в соответствии с обстановкой и формируется весь комплекс мышления и психоэмоционального состояния человека. Это кратко изложенный взгляд современной нейрофизиологии на проблему деятельности головного мозга. Нейрофизиологический подход основан на прямых электрофизиологических исследованиях, показывающих пути прохождения нервного импульса от биосенсоров до участков коры, на данных по изучению нейронной активности и иррадиации возбуждения при различных звуковых, зрительных и эмоционально-психологических тестах, то есть на опытах, включающих прямое воздействие на ту или иную сенсорную систему и изучение ответной реакции на нейронном и поведенческом уровнях. В этом направлении накоплен ценнейший экспериментальный материал.

Физиологические эксперименты и клинические наблюдения позволили установить многие важные для понимания механизмов деятельности мозга закономерности. В первую очередь, в аспекте рассматриваемой проблемы биологии сознания, это принцип "обратной связи", понятие о котором было введено в физиологию П. К. Анохиным задолго до появления этого понятия в кибернетике Н. Винера. Суть принципа "обратной связи" состоит в том, что любое адекватное действие саморегулирующейся системы может происходить лишь при условии получения ею своевременной информации о результатах предыдущего действия и динамике состояния окружающей среды. П. К. Анохиным введены также очень важные понятия "обратной афферентации", "афферентного синтеза", "опережающего отражения", которые характеризуют свойства нейронных структур, необходимые для формирования функции сознания.

Еще в начале прошлого века В. М. Бехтерев весьма четко представлял ход развития сложных нервно-психических процессов. Он пишет, что "центральная реакция, развиваясь далее, передается в другие центры нервно-психической деятельности, где путем переработки и сочетания с соответствующими мышечными ощущениями превращается в иной род реакции, выражающейся представлением, которое оставляет о себе след в форме вспоминательного образа, способного к оживлению. Далее, представление, являющееся спутником дальнейшего развития центральной реакции, благодаря существованию ассоциативных связей между различными областями головного мозга, вступает в сочетание с другими вспоминательными образами пережитых ранее подобных же центральных реакций, образуя собою более сложные продукты нервно-психики, которые также не лишены материальной основы" .

Представления В. М. Бехтерева перекликаются с высказываниями уже современного английского нейрофизиолога Стивена Роуза, который, даже как-то несколько смущаясь собственных мыслей, приходит после многолетних нейрофизиологических исследований к парадоксальному, как он говорит, выводу, что "в некотором важном смысле память и вовсе не заключена в каком-то небольшом наборе нейронов, а должна пониматься как свойство всего мозга и даже целого организма, … уровень, на котором возможно понимание памяти, - это уровень системы в целом" . Кроме того, С. Роуз замечает, что "процедурные навыки, например, умение ездить на велосипеде, кодируется не только в мозгу, но и в целых комплексах изменений, затрагивающих мышцы и сухожилия".

Тем не менее, в рамках существующей нейрофизиологической модели весьма сложно объяснить феномен сознания как таковой со всей широчайшей гаммой ассоциативных реакций, происходящих у каждого из нас при восприятии окружающего мира, те эмоционально-психические проявления, внутренние переживания, сопровождающие мыслительный процесс и творческую деятельность человека. Поиски "места" хранения информации (памяти) в головном мозге, как известно, к успеху не привели. Более того, как показали результаты многочисленных исследований, включая исследования последних лет, области локализации проекций тех или иных однотипных сенсорных стимулов в коре мозга варьируют в широких пределах и имеют отражение в различных ее зонах . Но главное даже не в том как в нейронных сетях организована память. Ведь никто из современных нейрофизиологов не может хотя бы приблизительно дать объяснение тому как и где из электрических потенциалов нейронной активности воссоздаются (извлекаются из памяти) или синтезируются образы и понятия в результате мыслительной работы и на каком принципе вообще осуществляется сама эта мыслительная работа.

Психологическое направление в познании мыслительных процессов отличает многообразие суждений и субъективных идей, порой лишь манипулирующих иррациональными терминологическими сущностями, оторванными от реальной природы явлений. Это и понятно, поскольку объект исследования - "психо…" (от греческого psyche - душа) - есть субстанция неопределенная, по крайней мере, в естественнонаучном понимании. Важно другое: то, что эта наука о логике психических проявлений (проявлений души) в поведенческих и эмоциональных реакциях организма при различных его состояниях и в различных ситуациях, непосредственно изучая такие свойства сознания как ощущение, память, восприятие и их личностные особенности, дает множество описательного материала о явлениях, называемых психическими. Наблюдение результатов осознания ситуации и мышления при проведении психологических и психофизиологических тестов позволяет наглядно оценить спектр возможностей этих процессов и выявить их физиологические и биофизические корреляты. Именно в этом просматривается наибольший вклад психологии в продвижении к пониманию механизмов работы сознания человека.

Кибернетическое направление (мозг - вычислительная машина) - это путь моделирования мыслительной деятельности на принципах работы ЭВМ. Действительно, если проследить историю развития моделирования мозга и искусственного интеллекта, то некоторая аналогия между мозгом и ЭВМ по нашим понятиям существует. Разработки нейрокомпьютеров, современных роботов свидетельствуют о возможности машинного моделирования логического "мышления" с элементами самообучения. Видимо, именно логика кодирования информации в ЭВМ направила нейрофизиологов по пути поиска аналогичного принципа кодирования и декодирования в нейронных сетях мозга. Однако нужен ли такой принцип живой возбудимой среде нервных клеток? По выражению М. Арбиба , "для того, чтобы достичь настоящего интеллекта искусственному интеллекту требуется мозг". Иначе говоря, только на базе знаний о механизмах естественного мышления человека можно приблизить к нему по способностям искусственно созданные "мыслящие" машины. Но только возникает вопрос: нужно ли это? Не лучше ли разумно и в полной мере использовать и развивать мощнейший инструмент собственного человеческого мышления?

Эзотерическая концепция - это использование древних "сокрытых" знаний и представлений. В противоположность физиологической науке, эзотерическая модель мыслительной деятельности человека, его психоэмоциональной сферы строится на базе "тонкой" материи, а сам субстрат мышления выносится в "полевой фантом" человека, в его "эфирные" тела.

В современной интерпретации широко используется понятие всеобщего энергоинформационного поля, в "недрах" которого якобы формируются или регулируются мысли каждого человека; мозгу в этом случае отводится роль ретранслятора, принимающего сообщения, воспринимаемые людьми как результат их собственного мышления. Например, профессор Э. М. Каструбин пишет, что "информационное поле взаимодействует с программой, которая формируется мыслями каждого человека с помощью своеобразного индивидуального компьютера каждого человека - полевого фантома мозга" . С позиций такой концепции делаются попытки объяснить многие паранормальные явления человеческой психики и некоторые физические явления, которые не в состоянии объяснить современное естествознание.

Действительно, наука только стоит на пороге познания многих явлений как чисто физических, так и связанных с сознанием человека в единстве с физическими процессами космического масштаба. Но относительно таких понятий как астральные и эфирные тела, энергоинформационное поле и т. п. пока существуют лишь абстрактные представления, некоторое теоретизирование, констатация таинственных (не укладывающиеся в современные научные знания) эффектов, не поддающихся какой-либо метрологической оценке, и не более. Следует, конечно, отметить, что физические поля (электромагнитное, гравитационное и др.), которыми оперирует современная фундаментальная наука, кстати, несущие и энергию и информацию, хотя и позволяют производить некие измерения своих проявлений и воспроизводятся в доступных человеку пределах техническими средствами, остаются до сих пор также загадочными в сути своей природы.

Относительно эзотерической концепции о вынесении сознания человека в некий внешний полевой или эфирный субстрат, даже в рамках эзотерических представлений, возникает совершенно банальный вопрос: зачем было Господу Богу угодно создавать по своему образу и подобию столь сложно организованную систему, как человек с его мозгом и органами чувств, и потом переносить "сознание" - основную "божественную" функцию этой же системы, то есть человека, - в некий эфирный полевой субстрат с меньшей степенью организации? Можно возразить, заявив, что так называемый "тонко материальный мир" - более высоко организованная система нежели биологическая. Однако такое заявление пока не имеет аргументированных доказательств. Еще Платон в своем трактате "Тимей" писал о том, что боги создали "сферовидное тело, то самое, которое мы ныне именуем головой и которое являет собою божественнейшую нашу часть, владычествующую над остальными частями" . Наверное, все же каждый живой организм, в том числе и человеческий, - вполне самодостаточная система, обеспечивающая себе всесторонний обмен с окружающей Природой, пользуясь собственными средствами "соображения", по крайней мере, для выработки своим мышлением тактики поведения в своей среде обитания соответственно сохраняющимся в памяти знаниям об этой среде.

Итак, в багаж науки для познания принципов мыслительной деятельности к началу ХХI века нейрофизиология внесла обширные знания о том, как от органов чувств афферентные сигналы в виде электрических импульсов поступают в специфические зоны коры головного мозга, а эфферентные - к мышечным группам и железам внутренней секреции, установила многие закономерности взаимодействия структур мозга и характерные особенности нейронной активности как в условиях нормы, так и при различных патологических нарушениях в центральной нервной системе; психология дала широчайший спектр описаний результата работы мышления, его личностные особенности в различных ситуациях; разработки искусственного интеллекта позволили создавать, пока на примитивном уровне, технические модели "разума", а эзотерические парадигмы - строить гипотетические модели сознания за пределами познанного. Настоящее время, когда с полной очевидностью стала ясна тщетность попыток прийти к пониманию сути процесса мышления в рамках существующих нейрофизиологических и психологических представлений, характеризуется появлением различных гипотетических теорий о механизмах сознания: голографическая модель, молекулярно-клеточный биокомпьютер, полевой биокомпьютер и тому подобное, но реального объяснения "высшей тайны всего сущего" пока нет.

Излагаемая в данной книге теоретическая биология сознания (ТБС) сформировалась на основе логического осмысления накопленного наукой в данной области экспериментального материала, различных подходов, гипотез и теорий. Не претендуя на всеобъемлемость решения проблемы, ТБС обосновывает биологические механизмы сознания, рассматривает возможные пути исследований, ставя при этом задачу четко разделять абстрактные образы (модели) и реальные явления Природы. Основные положения излагаемой в данной книге теории впервые были доложены на Международном конгрессе "Наука, информация, сознание"99" в 1999 году в Санкт-Петербурге .

Чем же отличается высшая нервная деятельность человека от высшей нервной деятельности животных? У людей, в отличие от животных, есть сознание - высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой. Сознание человека позволяет отделять собственное «я» от других людей и окружающих предметов («не я»).

Мышление - способность человека определить для себя и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного обьема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система.

Первая сигнальная система воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой правильного реагирования на происходящее вокруг. Например, для лисы запах мелкого грызуна свидетельствует о близком присутствии пищи и при наличии пищевой потребности (которая у лисы всегда имеется), лиса примется раскапывать мышиную норку или предпринимать какие-то другие действия для того, чтобы поймать мышь, съесть ее и тем самым удовлетворить голод.

У людей, кроме первой сигнальной системы, появилась вторая сигнальная система, что было связано с появлением и развитием речи. Особенность ВНД человека - способность воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно смысловым значением, которое несет это слово. Одни слова обозначают предметы, другие - их качества, третьи - обстоятельства, четвертые - действия. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Вторая сигнальная система позволяет с помощью слов, математических символов, нотных знаков, образов, художественных произведений передавать разнообразную информацию от человека к человеку, из поколения в поколение. Но язык - это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают отдельные слова во фразы.

Мы можем точно описать самые свои тонкие ощущения, представления, сформулировать любые понятия, умозаключения и донести всю эту информацию до других людей. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и других. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика строения скелета черепа не дает ей возможность произносить слова и фразы.

Таким образом, можно выделить три уровня ВНД человека:

  1. уровень безусловных рефлексов и инстинктов, которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга;
  2. уровень условных рефлексов, вырабатываемых в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или иного подкрепления; такие рефлексы замыкаются на уровне коры больших полушарий;
  3. уровень словесной сигнализации, анатомическим субстратом которой являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также ее высшие сенсорные и двигательные отделы.

Первые два уровня ВНД характерны как для человека, так и для животных. Третий уровень в развитом виде существует только у человека; у животных можно наблюдать лишь отдельные его элементы, даже у человекообразных обезьян.

Функциональная асимметрия мозга. Мышление - это продукт деятельности всего мозга, но исследования показали, что левое и правое полушария по-разному участвуют в процессах мышления.

Иными словами, существует асимметрия в работе, т. е. в функциях правого и левого полушарий мозга. Эту асимметрию назвали функциональной.

Левое полушарие отвечает за речь, абстрактно-логическое мышление, а в правом полушарии на основе информации, получаемой через органы чувств, формируются конкретные образы. Левое полушарие лучше воспринимает последовательно получаемую информацию, например запоминание читаемого текста связано именно с левым полушарием, а вот распознавание изображения предмета или фотографии человека, происходящее за сотые доли секунды, связано с работой правого полушария.

Иными словами, правое полушарие связано с работой первой сигнальной системы, а левого - с работой второй сигнальной системы. Люди с преобладанием функций левого полушария имеют хорошие логические способности, у них развита речь, из них получаются хорошие аналитики с абстрактным мышлением. «Правополушарные» люди тонко чувствуют происходящее, хорошо запоминают зрительные образы, воспринимают предмет или явление целостно. Склонны к созерцанию, медлительны, молчаливы.

Конечно, есть люди с явным преобладанием функций левого или правого полушария, но у большинства людей обе половины мозга прекрасно взаимодействуют, работая в тесной координации, и не доставляют своему «хозяину» лишних хлопот.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю- книги, инженеру - изобретать новые машины.

Проверьте свои знания

  1. Какова роль слова в жизни человека?
  2. Что такое вторая сигнальная система? В чем ее отличие от первой сигнальный системы?
  3. Каково значение мышления в жизни человека?
  4. Как распределяются функции между полушариями головного мозга?

Мышление - это обобщенное и опосредованное познание действительности. Мышление - одна из главных функций человеческого мозга. В высшей нервной деятельности человека выделяют три уровня: уровень безусловных рефлексов и инстинктов, уровень условных рефлексов и уровень словесной сигнализации. Наличие второй сигнальной системы у человека связано с появлением и развитием речи.

Вся история человечества - история поиска тайн сознания, стремление понять, каким способом человек, выделяя себя в мире природы как нечто отличное от нее, тем не менее, воспринимает бытие, природу как целое, частицей которого является он сам.

Полагают, что познать сознание невозможно. Столь категоричное утверждение справедливо, если принять во внимание ограниченность и неполноту всякого знания, что определяется принципиальной неисчерпаемостью объекта познания. Тем не менее, философия, опираясь на результаты естественных наук (биологии, физиологии и психологии), на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование, как, впрочем, и других философских вопросов, осуществлялось по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная философия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность. Материализм в вопросах происхождения и функционирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее - признание связи психики с сознанием. Отсюда вытекает определяющая роль головного мозга в формировании сознания.

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животных и человека. В силу этого обстоятельства иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Оставим проблемы антропосоциогенеза в стороне. Рассмотрим мозг человека как основу нервной системы. Именно развитие мозга (цефализация) привело к завершению процесса антропогенеза и рождению феномена сознания.

Одно лишь описание мозга как структурно-функционального органа требует привлечения многочисленного ряда специальных наук. Целые научно-исследовательских институты заняты изучением его деятельности. Многое в структуре и функции этого важнейшего органа еще предстоит выяснить.

Структура мозга включает около 14 млрд. клеток-нейронов, взаимодействие которых образует нейронные ансамбли. Основная работа мозга осуществляется в коре больших полушарий, их подразделяют на правое и левое. Важное значение, очевидно, имеют и подкорковые центры. Главная функция мозга - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Именно физиологические механизмы (мозг с его сложной структурой) лежат в основе познавательной деятельности человека, конкретно-образного и абстрактного мышления.

Нейрофизиология исследует механизмы функционирования мозга, обеспечивающие поведение человека. Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) заложил основы экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов. Развивая учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности, он подчеркивал в природе рефлекса его причинный характер, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза. В своем учении о высшей нервной деятельности Павлов доказал, что в коре больших полушарий головного мозга животных и человека образуются временные связи. Он сделал выводы о сигнальной функции психического. Суть их в том, что он определяет формы приспособления организма, который в своей ответной реакции предвосхищает течение будущих событий. Важное философское значение имеет теория Павлова о второй сигнальной системе.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение . Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью . Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

40 Сущность, структура и функции сознания. Язык и мышление.

Язык и сознание .

Сознание очень тесно связано не только с функциями мозга, но и с речью человека. Появление языка и сознания – шло параллельно и взаимно дополняло друг друга. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления.