Микены описание. Микенская культура и их города-крепости

Одним из самых важных археологических памятников Греции являются Микены. Микенская эпоха процветала в Греции, начиная с 3000 года до н.э. Культура жителей Микен была уникальной, что ярко проявляется в легендах, искусстве и архитектуре. Она была обогащена греческой и средиземноморской культурой.

Сильное влияние королевской власти проявилось в величии крепости Цитадели, ее дворце, роскошном погребении королевской семьи. Основатель Микен теряется в тумане истории. Здесь приходят на помощь лишь греческие мифы, согласно которым город основал легендарный герой Персей.

Микены процветали долгое время, но в ходе кровопролитных и опустошительных войн цивилизации пришел конец. Наибольший вклад в обнаружение находок внес знаменитый археолог – Генрих Шлиман . Ценители древнейшей истории и развития цивилизаций непременно должны включить Микены в список своего туристического маршрута.

В Микенах можно найти множество интересных достопримечательностей, главнейшей из них является цитадель. Она стоит над плодотворной равниной Арголиды у побережья на северо-востоке Пелопоннеса.

Основной доступ к ней обеспечивают Левские ворота. Два льва, расположенные симметрично вокруг колонны, охраняют вход. Их размещение над главными воротами самой мощной цитадели позднего бронзового века символизирует что-то очень важное. Рельефная скульптура вырезана из серого известняка, а головы львов из металла, который со временем был утрачен. Ворота ранее закрывались двойной, тяжелой деревянной дверью.

Пройдя через Львиные ворота, справа можно увидеть знаменитое кладбище – первый круг королевских гробниц. Их обнаружил Генрих Шлиман в 1870-х годах. Зона захоронения имеет диаметр 27 метров , она обнесена двойным кольцом вертикально обтесанных каменных плит.

По ходу движения в цитадели, направляясь от гробниц, виден дворец. Он занимает центральное место на вершине цитадели.

Во внутреннем дворе находилась центральная королевская палата, ее пол был выложен гипсом, стены облицованы лепниной, на них рисунки в критском стиле, внутри был священный очаг, а крышу поддерживало 4 столба, сейчас именно эти столбы можно увидеть. В микенские времена дворец был щедро украшен яркими фресками и мозаикой.

Археологи, проводившие раскопки в древнем городе Микены были поражены. Ведь здесь было найдено величайшее чудо инженерии – система водоснабжения. Благодаря этому впечатляющему творению Цитадель имела неограниченную и безопасную подачу воды.

Вода поступала по подземным трубам из ближайшего природного источника. Каждый желающий может осмотреть тоннель, ведущий к подземному бассейну.

За стенами Цитадели можно посмотреть еще одно древнее захоронение. Ему дали название – могильный круг Б. Начало захоронений в этом месте относится к 1650 году до н.э. Здесь обнаружено 25 могил и собрано огромное количество артефактов. Наиболее ценными считаются экземпляры драгоценных предметов из золота, слоновой кости горного хрусталя.

Знаменитую гробницу Клитемнестры обнаружил известный немецкий археолог Генрих Шлиман. Клитемнестра являлась супругой Агамемнона, чья золотая маска была обнаружена в ходе раскопок и сейчас находится в Афинах в археологическом музее.

Гробница расположена около микенской цитадели и акрополя. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о годах ее строительства. Они предполагают, что она создана в период между 15 и 18 веком до н.э. Гробницу построили для захоронения царицы вместе с ее любовником Эгисфом. Каждый год сюда съезжаются туристы, которых привлекает микенская культура.

Покидая цитадель, обязательно стоит взглянуть на гробницы в западной части. Здесь хорошо сохранилась Сокровищница Атрея, или по-другому ее называют Гробницей Агамемнона. Она была построена между 1350 и 1250 годами до нашей эры, и это самая сохранившаяся найденная могила. Вход в нее обрамлен металлическими элементами. Сокровищница изготовлена из камня, за столь долгую историю была разграблена. Но не смотря на это остается интересной достопримечательностью Микен.

Сувенирный магазин Золото Микен

Магазин Золото Микен – интересное место, которое разнообразит увлекательную поездку в крупнейший центр греческой цивилизации. В нем прошлое переплетается с настоящим. Подбирая сувениры себе и своим близким, складывается ощущение, что вы находитесь в музее, а не в крупном сувенирном магазине.

Здесь представлен огромный выбор продукции на любой вкус. Это и небольшие керамические, и металлические статуэтки, ювелирные изделия, невероятной красоты амфоры и многое другое. Все это копии подлинных предметов, найденных при раскопках, и созданы они своими руками.

  • ДАТА: XII-XIV века до н. э.
  • СТИЛЬ: Микенский
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень
  • ПОСТРОЕН: по приказу критских правителей
  • Легендарный дворец-крепость Агамемнона и Клитемнестры, история которых много раз становилась сюжетом для великих произведений древнегреческой литературы

Гомер в своих эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее» описал Микены, легендарную горную твердыню царя Агамемнона, как «несокрушимую цитадель, бога-тую золотом», И Гомер, и Эсхил в своей «Орестее» называли Микены местом кровавой расправы, где смертных карают боги. Агамемнон был предводителем войска во время Троянской войны. Потом, чтобы боги даровали попутный ветер, и военный флот мог двигаться, он принес в жертву свою дочь Ифигению. Царь вернулся с победой, но его жена Клитемнестра с любовником Эгистом убила его прямо в купальне. Убийцам отомстил Орест, сын Агамемнона, и они приняли свою смерть от его руки.

Мифы и реальность

Из всех археологических достопримечательностей Греции, у которых есть мифическое прошлое, Микены ближе всего к греческим легендам. Особенно если считать, что в легендах сплетаются истории из разных времен. Микены расположены на скалистых холмах над Аргосской долиной, рядом с главной дорогой между городами Коринф и Аргос. Крепостные стены и большинство зданий были построены в 1380- 1190 годах до н. э., хотя на этом месте еще с глубокой древности, с XVI века до н. э„ были поселения правителей. В наши дни цитадель лежит в руинах, но даже сейчас можно вообразить себе ее потрясающее великолепие и поразиться архитектурным достижениям микенской цивилизации.

Знаменитые Львиные ворота – главный ритуальный вход в крепость, где жила элита. В основном город располагался перед ними. Чтобы подчеркнуть великолепие ворот, каменную кладку там обработали лучше, чем в других местах, и над воротами установили удивительный каменный рельеф. Два мускулистых и, увы, уже безголовых льва на этом рельефе стоят по бокам колонны.

За стенами цитадели

Прямо за стенами цитадели находится кладбище правителей, обнесенное стеной по кругу. В этих гробницах немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил одну из самых великолепных археологических находок – множество прекрасных кинжалов из бронзы, чаш и кубков, тиар и цепей из золота филигранной работы и удивительную золотую посмертную маску. Шлиман тогда воскликнул: «Я взглянул в лицо Агамемнона!» Хотя последующие исследования показали, что гробницы появились за 300 лет до Троянской войны, все равно нельзя усомниться в богатстве и величии микенской цивилизации.

За стенами крепости, под холмом, расположена так называемая Сокровищница Атрея, прекрасный пример микенского каменного “мавзолея-улья”

От гробниц лестницы ведут прямо к царскому дворцу на вершине холма, границы стен его до сих пор заметны. В центре – двор, оттуда можно попасть в мегарон, большой зал для приемов, с традиционным круглым очагом. Стены этого зала когда-то были покрыты яркой росписью. Еще во дворце был тронный зал и много маленьких комнат. На востоке – Дом с колон-нами, величественное здание, двор которого с трех сторон окружают колонны. Tакже частично сохранилась лестница, когда-то она вела на второй этаж.

У восточной стороны крепости был потаенный источник с водохранилищем, он залегал под землей, к нему спускалась винтовая лестница. Водохранилище построили в XII веке для того, чтобы люди в крепости могли выдерживать долгую осаду. Осаждали крепость, скорее всего, враждебные микенские пари или захватчики-дорийцы с севера. К 1100 году до н. э. когда-то процветающее поселение уже было заброшено.

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

Удивительно, но те руины, которые представляют собой сегодня Микены, когда-то были одним из наиболее значимых городов Греции. Столь важным для государства, что целый этап в его развитии историками принято обозначать как «Микенский».Туристический портал сайт

Микены - вид на остатки цитадели на холме
Микены - вид на археологические раскопки

Возникновение Микен

Первое упоминание Микен обнаруживается в трудах Гомера, который характеризует их как «Златообильные». Однако древний город существовал задолго до рождения легендарного поэта, жившего в IX в. до н.э. Исследователи утверждают, что территория, на которой выросла столица Древней Греции, была населена еще в эпоху раннего неолита. Конечно, ни о каких крупных селениях в то время речь не шла, однако захоронения той поры указывают, что место, удаленное на 90 км от современных Афин, полюбилось человечеству издавна.

Если верить древнегреческому эпосу, Микены были основаны Персеем, сыном Зевса и Данаи. Археологи же уверены, что город вырос из древнего акрополя, который в 1800 - 1700 до н.э. частично уже был обнесен крепостной стеной. Ко времени Позднего бронзового века (1600-1200 до н. э.) на возвышенности сформировались полноценные городские укрепления, а Микены были доминирующим городом (вероятно, столицей) государства на восточном Средиземноморье.

К 1350 г. до н.э. крепостные стены были перестроены в так называемом циклопическом стиле - когда стена создается из крупных тесанных глыб, укладываемых без раствора. В окружении этих укреплений, руины которых сохранились и по сей день, были построены многочисленные дворцы и храмы. Общая длина крепости составляла 1105 м, высота защитных сооружений доходила до 12,5 м. При этом ширина кладки могла колебаться в пределах 7,5 - 17 м. Для того, чтобы построить такую стену, требовались валуны массой от 10 тонн. Наиболее крупные камни из тех, что были обнаружены во время раскопок, весили по 20 тонн. «Лидеры» же приближались к отметке в 100 тонн.Туристический портал сайт

Падение Микенской цивилизации


Микены - реконструкция вида цитадели

К 1200 году до н.э. влияние Микен на полуостров постепенно снизилось. В результате, всего за одно столетие Микенская цивилизация практически перестала существовать как таковая, что является последствием «коллапса бронзового века». Большинство сооружений на территории города было разрушено. Это, вероятно, стало прямым итогом вторжения дорийцев -воинственных народов с севера (из Спарты, Крита, Южной Италии).

По другой версии, причиной стало нарушение торговых путей, вызванное миграцией таинственных «народов моря», уничтоживших империю хеттов, а также нападавших на представителей 19 и 20 древнеегипетских династий. Впрочем, в конце XIII века Микены снарядили экспедицию против Спарты, что говорит об отсутствии угрозы с моря.

Среди других вероятных причин падения влияния Микен называют засуху, землетрясения, извержение вулкана. Впрочем, сказать точно, по какой причине практически одновременно были оставлены или разрушены центры этой цивилизации, теперь нельзя.

Так или иначе, но Микены продолжали свое существование. Пусть уже и не блестящее. В эпоху архаики в цитадели был построен величественный храм Геры. Микенская армия сражалась при Фермопилах во время войны с персами. Участвовали войска и в битве под Платеями. А 468 г. до н. э. ознаменовался для города очередными потерями - войска полиса Аргос захватили Микены, изгнали жителей и разрушили укрепления.

На короткий срок Микены были восстановлены в эллинистический период, когда город мог похвастаться роскошным театром, руины которого сохранились и до сей поры. Однако постепенно это место вновь было заброшено, а в римский период истории Греции Микены уже стали туристической достопримечательностью.

Греция Микены - львиные ворота на входе в цитадель
Микены - львы на воротах

Достопримечательности Микен

Микенский акрополь, в отличие от , сохранился достаточно слабо. Сказалась и судьба города, и испытания, выпавшие на долю его построек. Уже после того, как Микены были заброшены, во II столетии до н.э. акрополь пострадал от сильнейшего пожара. Однако, благодаря циклопической кладке и основательности строительства, до сих пор здесь сохранилась часть стен, передающих основательность строительства.

Чтобы попасть на территорию Акрополя, необходимо познакомиться с другой достопримечательностью Микен - «Львиными воротами». Интересно, что укрепленная часть города была для жителей чем-то сродни божественной обители - простолюдины могли попасть сюда только в праздничное время. Не удивительно, что центральные ворота, отделявшие крепость от жилищ бедняков сооружены так, чтобы продемонстрировать их значимость для границы между двумя частями столицы полиса. Благодаря основательной кладке стен, ворота отлично сохранились. Как и главное их украшение - барельеф с двумя львицами. Он считается одним из известнейших в мире геральдических памятников, а сами ворота стали символом разрушенного города.Туристический портал сайт

Микены - акрополь
Микены - одна из гробниц

Раскопки древних Микен

В 1874 - 1876 гг. во время раскопок на территории Микен были обнаружены многочисленные гробницы, принадлежавшие царям полиса. «Могилы» строились в форме своеобразных куполов - «толосов», которые изготавливались из каменных плит. Чтобы иметь представление о размахе, можно представить себе сокровищницу Атрея - мифического царя. Высота погребальной камеры в ней составляет 13 м. (высота пятиэтажного здания), а ширина - 14 м.

Удивительно, но две огромные плиты над входной дверью, использованные вместо балок перекрытий, весят примерно 120 тонн вместе. К сожалению, гробница была разграблена еще в древности. Поскольку толосы (так назывались гробницы) могли позволить себе только знаменитые и богатые жители Микен, при раскопках здесь обнаружилось немало предметов из драгоценных материалов. Кроме того, захоронения позволили узнать много о Микенской культуре - ее время слабо освещено в литературных памятниках.

Не менее интересны и найденные у крепостной стены гробницы Клитемнестры и Эгисфа - микенской правительницы и ее любовника. К сожалению, могилы возлюбленных были повреждены еще в эллинистический период, когда над ними был построен знаменитый микенский театр. Позже захоронение царицы было отреставрировано, а во время раскопок в ней нашли немало дорогих украшений.Туристический портал сайт

Микены - золотая маска 1600г. до н.э.
Микены - золотые украшения найденные при раскопках

Археологический музей Микен

На территории раскопок в Микенах с 1902 г. действует Археологический музей. Современное здание для него было построено совсем недалеко от акрополя. Располагается строение так, чтобы посетители, изучающие выставленные в залах экспонаты, могли через огромные окна посмотреть на руины города. Экспозиции занимают четверть всей музейной площади. При этом наибольшее внимание уделяется быту микенцев - народа, за две тысячи лет до н.э. приступившего к строительству одной из передовых стран древнего мира.

У подножия бывшего города раскинулась Арголидская равнина - достаточно большой участок плодородной земли, которая 4100 лет назад стала домом для греческих племен, вступивших в среднеэлладскую эпоху. Сегодня равнина является одним из наиболее привлекательных туристических объектов, несмотря на удаленность от Афин - большое количество сохранившихся здесь архитектурных сооружений позволяет гостям Греции проникнуться величием цивилизации, заложившей основы современных политических, научных и культурных тенденций.Туристический портал сайт

Микены часы работы:
Зима: с 08:00 до 17:00
Лето: (1 мая - 31 октября) с 08:00 до 20:00

Билет для Акрополя, «Сокровища Атреуса» и Музея:
Полная стоимость - 12.00 €
Со скидкой - 6.00 €
Подростки до 18 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 18 апреля, 18 мая (Международный день музеев), последние выходные сентября, 28 октября, каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта.

Микены адрес: Τ.Κ. 21 200, Mykines (Prefecture of Argolida)

Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен — их строительство стало острой необходимостью. Таким примером являются Микены. Микены - это древний город-крепость, которую окружали крепостные стены, сложенные из монолитных глыб. Впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь » - «верхний город», Пространство между глыбами было заполнено грунтом и глиной. Это так называемая «циклопическая кладка». Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Крепость располагает двумя воротами – у северо-западного угла находятся главные ворота, известные, как Львиные, тогда, как на северной стороне расположены ворота второстепенного значения. К Львиным воротам вела основная дорога. Знаменитые «» — венчает монолитный фронтон с изображением двух львов, опирающихся на небольшой двойной алтарь.


Львы, головы которых не сохранились, охраняют колонну — символ дворца микенских правителей. Потолок и притолока весят предположительно более 20 тонн. Ширина ворот 3 метра. Раньше ворота закрывались деревянными створками. Мы поднимаемся до них, и фотографируемся в их проёме на память. Под вратами дует хороший сквознячок. От ворот дорога поднимается на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. Поднимаемся ещё выше. Внутри крепостной стены, справа от главного входа, находится знаменитое захоронение, которое окружено круговыми оградами, образуя знаменитые могильные круги.


Здесь ведутся археологические раскопки, и туда проходить нельзя, мы можем смотреть на них только сверху. Одной из его самых выдающихся находок в каменном круге были царские захоронения 1600-1500 гг. до н.э., то есть относящимися к раннему периоду микенской культуры. Поднимаемся выше по склону горы. Здесь уже хорошо жарит солнце, +24 C’ в тени. Подниматься не просто.


Акрополь стоит на холме треугольной формы, высота которого около 40 м. На вершине акрополя находятся развалины царского дворца 13-го в. до н.э. Это место огорожено. В центре дворца когда-то было парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине - мегарон.

Здесь наверху можно присесть на камни и отдохнуть, после крутого подъёма. Далее обходим скалу с другой стороны, и спускаемся по окружной дороге. Северо-восточный выступ был пристоен в 12 веке до н. э. с целью обеспечения его водой, для чего была сооружена подземная цистерна в естественном углублении скалы. К цистерне подходил терракотовый водопровод. Тайные резервуары обеспечивали дворцу постоянную подачу воды, даже в случае осады. Мы обнаружили вход в цистерну, которая представляет собой скрытый ступенчатый спуск, который проходит через всю толщу крепостной стены, и далее.

Здесь было уже темновато, и можно воспользоваться светом своего телефона. Далеко идти жутковато.

Внизу под склоном горы есть археологический музей. Под стеклом экспозиции древних предметов: гребни, бусы, керамические изделия.

Родовой склеп царя Агамемнона

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. царей-полководцев Микен и других греческих городов-государств хоронили в гробницах, известных под названием толос. Толос, раскопанный в Микенах, был назван сокровищницей Артея, так как поначалу решили, что это захоронение отца Агамемнона — Артея.

Мы проходим через узкий проход в гробницу под курганом. Тело царя вместе с его оружием и сокровищами помещали в склеп, напоминающий по форме пчелиный улей. Это огромный купольный зал высотой 12 м и шириной 14 м., построенный без использования кладочного раствора в 1250 г. до н.э. Гробница была сооружена в 13-м веке до н.э. и состоит из длинного (36 метров) коридора, круглого помещения, накрытого куполом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Зал пустой здесь ничего нет. Акустика здесь восхитительная. Следов захоронения в гробнице обнаружено не было, возможно она разграблена в более ранние времена.

Это золотая погребальная маска одного из первых микенских царей.

Сначала считалось, что она была сделана с легендарного царя Агамемнона, воевавшего против Трои в знаменитой Троянской войне, но теперь известно, что маска относится к гораздо более древнему периоду. Но до сих пор она ассоциируется со знаменитым микенским царём и так и называется: «Маска Агамемнона». Маска находится в музее, но естественно это копия. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу лица. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.