Египетские мифы и легенды. Египетские мифы

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство - одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину окружали высокие горы, а за ними лежали бескрайние, мертвые пустыни. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет.

Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,

Никому не дано повелевать твоим сердцем.

Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области - номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене - богине неба Мутиих сыну - богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта - создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.

Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имен.

Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. «Хепри» - означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ Хепри - жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе, то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра - зрелый муж - символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит «совершенный» - солнце вечернее.

Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.

Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на небе солнце.

Небесная река - не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.

Еще одно воплощение неба в египетской мифологии - богиня Нут. В «Текстах пирамид» - магических надписях на стенах гробниц фараонов - о Нут говорится так: «Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног.

Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми - Осирис, Сет, Исидаи Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов.

Очень почитаем был бог Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.

Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Бог мертвых Анубис изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт - покровительница женщин и детей, помогающая при родах - в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек - с головой крокодила и т. д.

Культ животных - самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.

Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.

Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире.

Египтяне верили, что загробная жизнь - это прямое продолжение и подобие жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес».

В отличие от многих народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а по- родственному заботились о них.

Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.

По представлениям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Все эти проявления человеческой сущности могли иметь достаточно самостоятельные функции. Так, в одном из памятников древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.

Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит - «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку.

Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» - небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - «Вот мы!», - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».

Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание - предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. «Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество», - говорится в одном из древнеегипетских текстов.

В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян - «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял рыдать»; и о религиозных предписаниях - «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня»; и о правилах общежития - «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: «Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной».

Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов - их живыми воплощениями.

Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной - засевал первую борозду, осенью - сжинал первый сноп.

После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. «Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».

Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы - пирамиды. «Глаз не в состоянии охватить их, мысль отказывается воспринять», - писал французский египтолог Э.Ф. Жомар Магические тексты на стенах гробниц фараонов - основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Столица Египта Каир – крупнейший город Африки, который поглотил несколько городов разных эпох – древние Иуну (Гелиополь) и Вавилон Египетский, средневековый Фостат. Это самый большой город африканского континента, город «тысячи минаретов», «ворота Востока». Он вплотную

Из книги 100 великих династий автора Жадько Елена Григорьевна

XX ДИНАСТИЯ ЕГИПТА Рамзес II и другие.XX династия замечательна своими военными достижениями и памятниками архитектуры Построенные фараоном Сети храм в Карнаке и Рамзесом II - храм в Абу-Симбеле до сих пор являются непревзойденными по красоте и величию.Первым

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Исторические источники, что сообщают нам о Втором переходном периоде в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Нового царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Позднего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Литература по истории, культуре Древнего Египта, что была использована при написании книги "Повелители Чёрной страны " 1.Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. М.: 1959.2.Ардзинба В. Хеттское царство // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М.:

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Из книги автора

Мифология Древнего Рима Основатели Рима Рея

Искусство древнего Египта Рельеф из гробницы Никаухора. Около 2480–2320 до н. э.Обнаруженная в гробнице недалеко от пирамиды Сенусерта I статуя скорее всего изображает именно этого фараона. На его голове - корона Нижнего Египта, представляющая собой «ступку» со «стрелой»

Египетская мифология - кладезь информации для современных исследователей. Старана пирамид представляет собой таинственный мир, полный загадок и тайн. Мировоззрению современного человека взгляды древних порой кажутся невообразимыми. До сих пор ученые до конца не знают, что же скрывают иероглифы и чудные изображения на папирусах.

Значение мифологии

Мифология играет огромную роль в изучении Древнего мира. Религиозные верования, которые лежат в основе египетских мифов, позволяют ученым изучать эволюцию развития мира. На примере культуры Древнего Востока становится очевидным отличие египетской мифологии от верований других народов.

Египтяне уделяли огромное значение не столько миру живых, сколько загробной жизни . При детальном изучении религии складывается впечатление, что жители Египта считали земную жизнь неким промежуточным звеном между важнейшими этапами своего существования.

Важнейшими чертами египетских верований были:

  • обожествление усопших;
  • наделение животных сверхъестественными силами;
  • почитание культа мертвых и потустороннего мира.

Основным источником данных является информация, оставленная древними жителями в местах захоронений, саркофагах и гробницах. Письмена позволяют систематизировать данные и сформировать общую картину мифологии Древнего Египта.

Боги

Описание жизни богов и их деяний позволяет сформировать примерный набросок мировоззрения древних египтян. Ключевое значение в религии отводилось не конкретным событиям, а идеям и учениям.

  • Амон . Божество, наиболее уважаемое на территории Фив. Часто его изображают в виде человека с бычьей головой. Если же голова на изображении человеческая, то ее непременно венчают два пера, символизирующие рога священного быка. В XVIII веке Амон был введен в ранг верховных богов. Под его властью было царское правительство, а также победы в сражениях.
  • Анубис . Покровитель царства мертвых. Владыку загробного мира изображали в виде человека с черной шакальей головой.
  • Апис . Божество, воплощенное в теле священного тельца. Быкоподобный бог служил символом плодородия.
  • Атон . Во времена правления царя Эхнатона божеством, олицетворявшим отца правителя, считался бог Атон. В знак почтения к данному божеству египтяне поклонялись фигуре в виде солнца.
  • Атум . До начала правления V династии божество олицетворяло единение всего живого. Позже Атуму приписывалось сотворение мира. Его также считали олицетворением бога Солнца.
  • Ба . Божеству приписывалась власть над эмоциями. Бог представал в виде своеобразного "2 духа», характер которого мог изменяться в зависимости от того, в каком состоянии находится его физическое тело. Понятие бога Ба схоже с современной интерпретацией души человека.
  • Геб . Покровитель земли, а также защитник усопших. В древних письменах Геб представал в виде старика с длинной бородой.
  • Ка . Своеобразное воплощение души человека. По поверьям, Ка каждого человека следует за ним всю жизнь, вселяясь во все предметы и существа, с которыми человек контактирует. Изображалось божество в виде простертых вверх ладоней.
  • Мин . Владыка животноводства, а также покровитель кочевников.
  • Монту . Изображался в виде человека с птичьей головой. Он помогал воинам в битвах.
  • Осирис . Покровитель потустороннего мира - загробного царства.
  • Птах . Божество, которому приписывали создание остальных героев мифологии.
  • Ра . Божество верховного порядка. По преданиям, являлся отцом всех остальных богов.
  • Себек . Представитель покровителей плодородных земель и владыка вод. Изображался в виде крокодила.
  • Сет . Воплощение вселенского зла, покровитель бурь и непогоды. В мифологии Сету приписывали защиту бога солнца.
  • Тот . Божество, стихией которого была мудрость, а символом - луна. Изображался Тот в виде человека с головой ибиса. Считалось, что письменные навыки и летоисчисление - заслуга Тота.
  • Хапи . Божество, которому отводилась роль хранителя реки Нил, а точнее, ее разлива. Изображение Хапи демонстрировало тучного персонажа с кувшином воды.
  • Хнум . Создание человечества считалось его рук делом. Согласно мифам, люди вышли из глины, которую лепил Хнум. Также богу отводилась роль защитника Нила. Изображался Хнум в виде человека-барана.
  • Хонсу . Божество, изображение которого состояло из человеческого облика, головы сокола и лунного серпа, увенчавшего голову. Хонсу покровительствовал над целителями.
  • Хор . Заступник правящего фараона, находящегося под опекой этого божества.
  • Шу . Владыка воздушных масс и защитник дневного света.
  • Ях . Выступал в роли покровителя луны.

Богини

Богини древнеегипетской мифологии выступали не только в роли покровительниц тех или иных явлений, но и часто были спутницами богов-мужчин.

  • Исида , покровительница матерей и детей, воплощение женственности и материнства. Исида представала в роли возлюбленной Осириса.
  • Бастет - покровительница нежных чувств, влюбленности и веселья. Ее облик изображался в виде женского силуэта, увенчанного кошачьей головой.
  • Маат стояла на страже справедливости и правды. Изображалась в образе женщины, в чьи волосы было воткнуто длинное перо.
  • Мут - богиня, под чьей властью находились небесные просторы. Также по совместительству с некоторыми богинями покровительствовала материнству. Фараоны считали, что она дарует правителям власть, поэтому поклонялись Мут.
  • Нейт считалась одной из создательниц мира, а также покровительствовала охотникам и воинам.
  • Нефтида (Небетхет)- богиня, которой приписывали власть над смертью. Также образ Небетхет олицетворял женскую красоту и сексуальность. В иероглифах Древнего Египта было обнаружено изображение этого божества в виде женщины, на голове которой находится дом.
  • Нехбет - защитница рожениц. Образ коршуна тесно связан с Нехбет, поскольку изображалась эта богиня либо в виде женщины с птицей на голове, либо в облике пернатого хищника.
  • Нут - мать некоторых из богов, а также покровительница небесных стихий. Образ Нут представлялся в виде коровы, которая парит, либо летящей женщины, прикасающейся кончиками пальцев к земле.
  • Сохмет - супруга Птаха и покровительница солнечного жара. Помогала воинам в битвах.
  • Таурт - защищала обратившихся к ней за помощью от злых духов, а также олицетворяла женскую плодовитость.
  • Тефнут - женщина со львиной головой олицетворяла природные явления: жару и влагу.
  • Уаджит - женщина, силой которой наделся правящий фараон. Изображение Уаджит демонстрировало кобру.
  • Хатхор - богиня музыкальности, мелодии, а также любви. Женщина, представленная на настенных рисунках, обладала коровьими рогами.

Мифы

Самым интересным мифом Древнего Египта считается сотворение мира и всего живого. Согласно мифологии, боги создали все сущее из бездонного водного простора, который заполнял пространство. Подробности поверий варьируются в зависимости от религиозного центра, которых в Древнем Египте насчитывалось три:

  • Мемфис;
  • Гермополис;
  • Гелиополис.

Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Поэтому сотворение мира приписывалось Атуму. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху - Шу, а также богиню, под властью которой находится влага - Тефнут. Два божества соединились , и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба - Нут. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи.

Последователи религии, распространенной в Гермополисе, считали, что авторами всего сущего стали четыре женских божества и четыре мужских, которые в совокупности предстали в "оглоаде" - восьмерке божеств. Владыки, соединяясь попарно , сотворили пространство, воду, воздух и тьму. Родителями Солнца стали все восемь персонажей.

Мифология Мемфиса в точности копирует поверья Гермополиса. Единственное отличие состоит в том, что Птах появился раньше покровителя Солнца, который был рожден из сердца и языка создателя мира.

Роль Осириса в мифологии

Самый известный из героев древнеегипетских мифов - Осирис . В разные периоды под влиянием правящих династий роль этого бога изменялась. В один период египтяне приписывали ему царствование над загробным миром, в иных интерпретациях Осирис покровительствовал земледельцам и виноделам.

Согласно поверьям, Осирис правил в Египте и, будучи фараоном, стал жертвой зависти своего младшего брата Сета. Желая заполучить трон, Сет совершил убийство брата.

Супруга Осириса не смогла отыскать тело мужа. Вскоре у нее родился ребенок - Гор. Повзрослев, сын Исиды одолел Сета, после чего воскресил Осириса . Тем не менее оживший бог не смог ужиться среди людей и богов, отправившись в загробный мир и став его владыкой.

Египтяне верили, что от качества проведения погребальной мессы зависит загробная жизнь человека. Если обряд проведен по всем правилам, то душа сможет продолжить свое существование, подобно богу Осирису.

Значение Нила в религии египтян

Древний Египет не смог бы существовать без могущественной реки, которая протекала по его территории. Нил давал жизнь, возможность пахать земли и даровал влагу всему живому. Неудивительно, что ему уделялось особое значение в мифологии.

Согласно мифам, Нил олицетворял своими водами божество по имени Хапи. Именно этот бог управлял рекой, а будучи в хорошем расположении духа, наводнял водоем настолько, что волны захлестывали берега. Благодаря таким «выходкам» небожителя египтяне имели возможность выращивать урожай, за что благодарили Хапи.

Живность, которая обитала в водах Нила, также олицетворяла некие божественные силы. Власть приписывалась всем: лягушкам, крокодилам и рыбе.

Бог Ра

Особое значение в мифологии Древнего Египта было отведено богу Ра. Некоторые из поверий гласят, что люди на земле возникли из слез, которые пролили божественные глаза Ра.

Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. К примеру, в одном из сказаний бог Ра пытался сотворить мир, который напоминает нашу землю. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.

Видео

Это видео познакомит вас с увлекательной мифологией и богами древнего Египта.


молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" (см. рис. 1) - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта (см. рис.2) , сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и др. Значительный

материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1-2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и др.

Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их , ) днём выходят на солнечный свет, взлетают на к богам, странствуют по подземному царству (). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка , ; русское слово " ", однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным вместе с другими богами вершит загробный (ему специально посвящена 125-я глава "Книги мёртвых"). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт ( с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару . Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т.н. "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125-й главе "Книги мёртвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист",- утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой Е. м. является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились (, , , ) и (, ), баран ( и ), змея, крокодил (), кошка (), (воплощение многих богов: , Сехмет, и др.), шакал ( ), сокол (Гор ), ибис (; прилёт ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, изображалась в виде женщины с кошачьей головой, - в виде человека с головой ибиса и т.д. (см. рис.4)



Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы - в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался "тельцом". На палетке царя Нармера (Менеса?) (ок. 3000 до н.э.) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Нижнего Египта). Во время праздника "Хеб-сед" (тридцатилетнего юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - считался огромный змей, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия , богиня - хранительница кладбищ , и - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня - покровительница Нижнего Египта, охранительница и фараона, и др.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, центра почитания , он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога - покровителя умерших Анубиса - вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога - хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых , восприняв эпитет "первый на Западе" (т. е. "первый из мертвых"). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с отождествляются , , Гор, с - , Гор, и т.д. (см. рис. 6)


Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой , первозданную пучину вод - . Из хаоса вышли боги, создавшие землю, людей, животных и . Первым богом было , выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса , а оттуда появилось ( - ), , "осветившее землю, пребывавшую во мраке". В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей "великий Гоготун". Существовал миф, согласно которому было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. (О , "золотом теленке, рожденном небом", говорится в "Текстах пирамид". ). Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает , вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и следующим утром вновь рождает его. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в "Сказке о двух братьях" неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог , отождествленный с солнцем - , появившийся из хаоса - Нуна ("создавший сам себя"), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов, пару и (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба , у которых родились и , и Сет . Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду , почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящемся к Древнему царству, демиургом выступает местный бог . В отличие от Атума, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце - "седалище мысли") и назвал их своим языком ( творил "языком и сердцем", т. е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и , людей, животных, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе наделен всеми атрибутами царя. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16-14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с фиванский бог , которого называют царем всех богов: "Отец отцов и всех богов, поднявший и утвердивший землю. Вышли люди из его , стали боги из его уст. Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов", - говорится в "Большом гимне Амону". С отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утверждённую богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате - поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.)? В нём говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса и землю, для дыхания - , для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слёз или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. отражают две группы представлений: о смене времён года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока - дочери . (иногда называемая также ), поссорившись с , царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, посылает за ней в Нубию и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть к отцу, завлекая её пением и танцами . В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты . Вернувшись, вступает в брак со своим братом , что предвещает рождение природой новых богатых плодов. возвращения любимой дочери отмечался и в исторический период. В египетских календарях он назывался "днём виноградной и полноты Нила". Население Египта встречало богиню песнями и плясками. "Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином. Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется. Идёт к своему дому. О как сладостно, когда она приходит!",- говорится в гимне.
В наиболее знойное время года , считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию . Когда состарился ("его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури"), люди перестали почитать бога-царя и даже "замыслили против него злые дела". Тогда собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь , называемую в мифе Сехмет или . Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени даёт власть над его носителем). Исцелить может только , "великая чарами", "госпожа волхований", которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от назвать ей своё тайное имя. выполняет условие, и исцеляет его.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов является в них владыка подземного мира огромный змей . Миф повествует, что днём плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. Однако , желая воспрепятствовать плаванию и погубить его, выпивает воду Нила. Между и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остаётся за : Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. же продолжает свой , чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Pa- в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову


Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном , сам почитался как солнечное божество, воплощённое в образе сокола (см. рис. 12). В этом мифе Гор выступает не только как сын , но и как сам , сливаясь с ним в одно синкретическое божество -Гарахути (Гарахути означает "Гор обоих горизонтов"). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью , плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов Гор - сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). В период складывания древнеегипетского государства победа Гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог - покровитель царской .
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с . Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в "Книге мёртвых" назван зерном, в "Текстах пирамид" - богом виноградной ), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространённом сказании, описывающем его и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса (в то же время являющаяся его женой) и долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. зачинает от мёртвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако , не желая оставаться на земле, становится царём загробного мира и верховным судьёй над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что , оплакивающая Осириса, после "ночи слёз" наполняет реку своими слезами.) Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как "служители Гора" (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и преемнике его , а умершие отождествляются с . Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил . Начиная с эпохи Среднего царства с отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя " ". Такая "демократизация" представлений об Осирисе после падения Древнего царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3-го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.
Связанные с мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца "хойяк" - начале первого месяца весны "тиби" совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нём. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла , а другая - зиму. Победу всегда одерживало (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего. Победа, естественно, остаётся за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора - сына Исиды, а умерший царь изображался , сидящим на троне.


Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелёными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из неё всходами, которые поливает жрец
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю); срезал первый сноп на празднике жатвы за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница (миф о и змее, версии мифа, по которым Осириса оживила сама , и др.), она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую великую богиню-мать, а её культ распространился далеко за пределы Египта (см. рис. 16 ). Р. И. Рубинштейн

Рис.17 Статуэтка бога Тота в образе павиана. 1 тыс. до н.э.

Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Государственным богом Куша был , его оракулы избирали царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш ещё в эпоху Древнего царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём считалась покровительницей царской (с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества ( (в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с ). Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который вершит над умершими.

Э. Е. Кормышева (Миньковская)

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т.н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог , и от этого брака рождается трое близнецов - детей солнца, основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога - быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут ) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца, и над мёртвыми.

Лит.: Коростовцев M. A., Религия древнего Египта, М., 1976, Матье М. Э., Древнеегипетские мифы. [Исследование и переводы текстов с коммент.], М., 1956; Францов Г. П., Научный атеизм, Избр. труды, М., 1972; Bonnet H., Reallexikon der дgyptischen Rehgionsgeschichte, B., 1952; Kees H., Der Gцtterglaube im Alten Agypten, 2 Aufl., B., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter, B., 1956; Erman A., Die Religion der Agypter, B., 1934; Cerny J., Ancient Egyptian religion, L., ; Vandier J., La religion йgyptienne, P., 1949; Drioton E., La religion йgyptienne, в сб.: Histoire des religions, t. 3, pt. l, P, 1955; Morenz S., Дgyptische Religion, Stuttg., ; Breasted J. H., Development of religion and thought in ancient Egypt, N. Y., 1912.

Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.

В египетской мифологии огромную роль играл культ мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга мертвых", которая писалась, начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.

Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных. Многие богини и боги предстают либо в виде животного, либо в виде человеческого существа с головой зверя или птицы. Эта черта свидетельствует о глубокой архаичности мифологии древнего Египта, так как восходит к первобытному тотемизму - вере в то, что человек (или разные племена) произошли от определенных животных или птиц.

Египетская мифология: бог Ра плывет по подземному миру, Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль в изменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые роли божество, покровительствовавшее их роду. Фараоны V династии Древнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца, поскольку происходили из Гелиополя ("солнечного города").

В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон из города Фивы. С конца III тысячелетия до н.э. особую роль играет Осирис - бог мертвых.

Мифы древнего Египта



Египетская мифология: богиня Исида согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собой бездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса появились боги, которые создали землю, небо, людей, растения и животных. Из цветка лотоса родился бог солнца Ра и осветил своим светом землю.

Первые девять богов стали правителями Египта - фараонами. Летнюю жару и засуху люди понимали, как гнев солнечного божества, которое наказывает людей за отступление от традиций.

Борьба света и тьмы в египетской мифологии

Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам "подземного Нила" и побеждает змея.

Сын бога Ра, Гор, в образе сокола побеждает не только всех врагов, принимающих вид крокодилов и бегемотов, но и предводителя злых сил - демона Сета.

Мифы об Осирисе



Египетская мифология: Осирис один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осирис считался богом земледелия, вина, винограда, а также всех жизнь рождающих сил природы.

Осирис принадлежал к числу "умирающих и воскресающих" богов, которые олицетворяют смену времен года, а также зерна, которые, прорастая, дают жизнь колосьям и новому урожаю.

Сначала Осирис повелевал всем Египтом, и времена его царствования были обильными и благодатными. Но его коварный младший брат, Сет, задумал убить его и отобрать у него власть.

Сестра (и одновременно жена) Осириса Исида долго ищет тело убитого мужа, после чего рождает его сына - Гора. Когда Гор вырастает, он побеждает Сета и возвращает к жизни отца. Однако Осирис после возвращения в мир людей не желает в нем оставаться. Вместо этого он выбирает загробный мир, в котором становится владыкой и судьей, взвешивающим на весах грехи, которые люди совершали при жизни.

Египтяне верили, что если строго соблюсти погребальный ритуал, то впоследствии они, подобно Осирису, смогут возродиться для вечной жизни.

Нил - жемчужина Египта



Египетская мифология: бог ГорЕгипет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река дала начало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилу египтянам удалось построить развитое земледельческое общество.

Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю - мир людей - но также через Небо и подземный мир. "Земной" Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи, который своими разливами насыщал почву благодатным илом и кормил людей.

Река была населена добрыми и злыми духами, принимавшими вид животных: крокодилов, бегемотов, лягушек, змей, скорпионов.

Мифы Египта в соседних странах

Мифы древнего Египта широко проникали в соседние страны, в том числе в древний Рим, где особенно почиталась Исида. В Исиде многие римляне видели Великую богиню - мать всего сущего. Вместе с тем этот образ вызывал противоречивые чувства - власти Рима пытались бороться с засильем "пришлых" божеств, культы которых начинали вытеснять собственно древнеримские божества.

В наше время египетская мифология, наряду с греко-римской, служит богатым источником для литературы и живописи. К ней неоднократно обращались кинематографисты. На образах древнеегипетской мифологии основан фильм известного режиссера Роланда Эммериха "Звездные врата" и одноименный фантастический телесериал, выходивший в течение
десяти лет.

Новость отредактировал Дезмонд Майлс - 9-04-2011, 00:01

Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии. Они являются необходимым источником и для изучения всей культуры Египта. Привлечение мифологического материала неизбежно и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства, ибо мифология - это «природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно - художественным образом народной фантазией».

Однако значение египетских мифов этим не ограничивается: они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений различных времен и народов вообще, и для истории возникновения и развития христианства в частности. Происхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии страшного суда, богоматери и ряда святых, - все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области египетской религии.

Исследование египетской мифологии в значительной степени затрудняется отрывочностью и неполнотой сохранившегося материала. Совершенно несомненно, что все известные нам до сих пор сказания составляют крайне незначительное число по сравнению с тем количеством мифов, которые некогда слагались в долине Нила. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев мы не имеем полных записей и тех немногих сказаний, которые до нас дошли. Достаточно сказать, что у нас нет полного текста даже такого важнейшего сказания как миф об Осирисе. Равным образом до нас не дошли полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.

Трудности изучения египетских мифов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются с другой стороны его крайним многообразием. Кроме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии являются различные религиозные тексты. Наиболее значительны из них так называемые Тексты Пирамид - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах пирамид фараонов V и VI династий (XXVII–XXVI вв. до н. э.), затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XX, XIX и XVIII веков до н. э. и, наконец, Книга Мертвых, - сборник религиозных текстов, образовавшийся из прежних заупокойных ритуалов с добавлением новых глав и песнопений.

В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Не меньшее значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи употребления которых надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий. Крайне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.

Однако исследователь египетской мифологии не может ограничиваться изучением одних религиозных текстов; более того, он не может вообще ограничиваться одними письменными источниками, так как важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов египетской мифологии дает изучение памятников материальной культуры - храмов, гробниц, культовых статуй мумий почитавшихся священными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах и черепках, словом, всего того обилия памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий.

Наконец, очень существенны сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами.

Сложность разработки всех этих разнообразных источников увеличивается тем огромным временным протяжением, от которого они сохранились. Тысячелетнее развитие египетской культуры, естественно, обусловило большую пестроту не только в различном оформлении восприятий одних и тех же явлений в зависимости от времени, места и среды их возникновения, но и вызвало на протяжении веков всевозможные переработки и изменения этих уже мифологически оформленных восприятий в силу различных условий бытования и использования сказаний.

В настоящей работе даны переводы всех основных египетских мифов, дошедших до нас в более или менее полных литературных записях. Автору казалось, однако, нецелесообразным приводить такие сказания, тексты которых перегружены массой магических формул или богословских рассуждений и которые представляют собой интерес только для узкого круга специалистов. Так, в переводах не включен текст сказания о Горе Бехудетском, содержание которого к тому же изложено в II главе первой части. В силу этих же соображений те сказания или отдельные эпизоды мифов, которые сохранились в текстах гимнов или заговоров, приведены с опущением таких строк гимнов или магических заклинаний, которые к данному мифу непосредственно не относятся и могли бы только затруднить его понимание. Что же касается сказаний, из которых, как уже указывалось выше, известны до сих пор только отдельные упоминания или отрывочные сведения, то по отношению к ним пришлось ограничиться изложением их содержания в первой части работы; однако, и в этих случаях по возможности даны переводы тех немногих текстов, которые из них известны.

Глава 1. Сказания о сотворении мира

Дошедшие до нас египетские сказания о сотворении мира на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым многообразием. Творцами богов, людей и вселенной выступают в этих легендах то животные, то птицы, то боги, то богини; по одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, а по третьему - из гусиного яйца. Различны и способы творения, и сами творцы, и общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.

К сожалению, почти ни одно из этих сказаний не сохранилось до нас целиком, и слишком часто мы не только не имеем связного изложения всего сказания, но нам не удается полностью восстановить даже сюжета той или иной легенды. Отсутствие записей большинства рассказов о происхождении мира приходится заполнять с помощью других источников, и в целом ряде случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании различных памятников как письменных, так и вещественных.

Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и казалось бы никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих с одной стороны произвести некоторые группировки сказаний, а с другой выявить те общественные условия, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.

Во многих легендах в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица.

Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему телу звездами. Об этом свидетельствуют и Тексты Пирамид, говорящие о «Ра, теленке золотом, рожденном небом», и позднейшие изображения, показывающие эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами (рис. 1). Аналогичные представления о великой корове, создательнице мира и праматери всего живого, широко распространены в фольклоре Африки. У ряда африканских племен находим мы космогонические сказания, в которых, как и в Древнем Египте, божественная корова занимает главное место в процессе мироздания. И если в сказании племени шиллуков великая белая корова, появляющаяся из воды, приносит тыкву, из которой выходят все звери и прародители людей, а в легенде племени шона такая же корова, так же выходящая из воды, производит на свет первого вождя племени, то в космогонии Древнего Египта небесная корова, появляющаяся из первоначального хаоса, рождает солнечное божество, которое затем творит всю вселенную.