Конспект урока по химии "металлическая связь".
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение «Караульская средняя школа-интернат»
Бугрим Лариса Валериевна, учитель химии.
Технологическая карта урока химии.
Тема урока «Простые вещества – металлы»
Цель урока: изучить физические свойства и области применения простых веществ - металлов на основе их строения.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний, формирование научного мировоззрения.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение.
Регулятивные: формулировать цель урока; работать по плану; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.
3. Предметные : описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Средства обучения: учебник, рабочие тетради, презентация, карточки с заданиями, коллекции металлов.
Оборудование: ложка, кружка, скрепка, термос, школьный колокольчик, точилка для карандаша, стаканы с горячей водой, проволока алюминиевая, медная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1) Организационный этап. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коммуникативные: учатся культуре общения. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель: на партах у каждой группы находится задание. Вам необходимо их выполнить и определить тему нашего урока. Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний | Работают в группах, выполняют задания и определяют тему урока. 1 группа: рассматривает предметы, определяет общее: все предметы изготовлены из металлов. 2 группа: разгадывает ребусы 3 группа: по электронной формуле определяет химические элементы. Определяют тему урока: «Металлы». Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, культуре общения. Познавательные: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать |
3) Актуализация знаний. | Учитель: что мы уже знаем о металлах вспомним, выполнив задание «Верно-неверно». Учитель организует работу по выполнению задания на карточках. | Выполняют задание на карточках, используя свои ответы, заполняют пропуски в тексте. Выполняют взаимопроверку | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: создание письменного ответа – контроль, коррекция |
4) Первичное усвоение новых знаний. | 1. Предлагает в группе поработать с коллекцией металлов по инструктивной карте и ответить на вопросы: встречаем ли мы в повседневной жизни данные металлы; каково их положение в ПСХЭ, можно ли провести параллель между строением атомов-металлов и особенностями физических свойств. 2. Организует самостоятельную работу с учебником, заполнение таблицы | 1. В группе (3-4 человека) работают с коллекциями металлов, выполняют лабораторную работу, отвечают на вопросы. Наблюдают, анализируют, делают выводы о физических свойствах металлов. 2. Индивидуально работают с учебником (смысловое чтение), выделяют главное, записывают в тетрадь(заполняют таблицу). 3. Совместно с учителем отвечают на вопросы, делают обобщение. | Познавательные: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: формирование жизненного самоопределения. |
5) Первичная проверка понимания |
|||
6) Первичное закрепление. | Организует работу по заполнению текста в рабочей тетради;самопроверку. | Заполняют в рабочей тетради текст с пропущенными словами, осуществляют самопроверку. | Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | задания на стр.53-55 на выбор 3-5 заданий. Творческое задание: составить ребусы, загадки, кроссворд или синквейн по теме | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Выберите 1-2 предложения и закончите их в тетради:
сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Познавательные: учатся ориентироваться в рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, учатся выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные: формирование личностного самоопределения. |
Работа в группах.
1 группа.
Задание: у вас на рабочем столе находятся предметы: ложка, кружка, скрепка, термос, школьный колокольчик, точилка для карандаша. Определите, что общее у всех этих предметов.
2 группа.
Задание: решите ребусы. Как, одним словом можно назвать эти элементы?
3 группа.
Задание: по электронной формуле определите химические элементы. Как, одним словом можно охарактеризовать их.
б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1
в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2
г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1
Задание. «Верно - неверно»
Утверждение | «Не знаю» |
||
1.Атомы металлов имеют большое число электронов на внешнем слое (от 4 до 8) | |||
2.Атомы металлов имеют небольшое число электронов на внешнем слое (от 1 до 3) | |||
3.Радиус атома металла больше радиуса атома неметалла | |||
4.Радиус атома металла меньше радиуса атома неметалла | |||
5.Атомы металлов стремятся принять недостающие электроны до завершения уровня | |||
6. Атомы металлов стремятся отдать внешние электроны | |||
7.Атомы металлов при отдаче электронов превращаются в катионы | |||
8.Атомы металлов при принятии электронов превращаются в анионы | |||
9.Ионы металлов обуславливают два вида химической связи: металлическую и ковалентную | |||
10. Ионы металлов обуславливают два вида химической связи: ионную и металлическую |
Используя свои верные ответы, заполните текст по теме «Металлы» - задание №2-3 стр.52 в рабочей тетради.
Лабораторная работа «Физические свойства металлов».
Цель: познакомиться с физическими свойствами металлов
Оборудование : коллекция металлов (или набор металлов: алюминиевая проволока, медная проволока), стаканы с горячей водой.
Правила ТБ :
Задание: ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных вам металлов, изучите физические свойства. Результаты занесите в таблицу.
1.Рассмотрите образцы и установите, в каком агрегатном состоянии находятся выданные металлы.
2.Рассмотрите образцы металлов и определите их цвет.
3.Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.
4.Несколько раз перегните проволоку из металлов и определите, пластичны ли они.
5.Опустите проволоку в стаканчик с горячей водой и определите, проводят ли металлы тепло.
6.Вспомните из жизненного опыта, курса физики, проводят ли металлы электрический ток.
7.Сделайте вывод.
Агрегатное состояние | Пластичность | Теплопроводность | Электропроводность |
|||
Вывод: металлы обладают общими физическими свойствами:
Заполните таблицу, используя материалы учебника на стр.
Физическое свойство | Чем обусловлено | Примеры металлов, у которых это свойство наиболее выражено |
Из 114 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева 92 элемента образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.
Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и плуги... На часах человеческой истории каменный век сменился веком медным, затем - бронзовым, далее - железным...
Все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твёрдые вещества и имеют ряд общих свойств. Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.
Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Известные ещё в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.
Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро - с Луной, медь - с Венерой, железо - с Марсом, олово - с Юпитером, свинец - с Сатурном, ртуть - с Меркурием (рис. 44). Совпадение числа металлов, знакомых древним, с числом планет, которые они видели на небе, казалось бы, подтверждало взаимосвязь земных металлов с небесными телами. Когда в XVI в. алхимикам стала известна металлическая сурьма, они долго отказывались признавать её металлом - ведь для сурьмы на небе не хватало планеты.
Рис. 44.
Обозначение химических элементов алхимиками
М. В. Ломоносов определял металл «как светлое тело, которое ковать можно», и относил это свойство к металлам: золоту, серебру, меди, олову, железу и свинцу. А. Лавуазье в «Начальном курсе химии», написанном в 1789 г., упоминал уже 17 металлов. В начале XIX в. последовало открытие платиновых металлов. К настоящему времени число известных металлов возросло до 92.
Пластичность - это важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. При этом подвижные обобществлённые электроны смягчают перемещение положительных ионов, экранируя их друг от друга. Поэтому обработка металлов с изменением формы происходит без разрушения.
Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной два километра.
Все металлы, как вы знаете, твёрдые при обычных условиях вещества. Исключение, как уже отмечалось, составляет ртуть, которая при обычных условиях представляет собой жидкий блестящий серебристо-белый металл.
Металлы различаются по твёрдости. Мягкие - щелочные, например, или свинец, а твёрдые - хром, титан, молибден.
Представление о температурах плавления и плотности некоторых металлов вы можете получить, если внимательно рассмотрите рисунок 45.
Рис. 45.
Температуры плавления и плотности некоторых металлов
Наличие обобществлённых электронов объясняет и такие характерные свойства металлов, как их тепло-и электропроводность. Достаточно даже небольшой разности потенциалов, и беспорядочно движущиеся электроны начинают двигаться строго упорядоченно. Лучшие проводники электрического тока - серебро, медь, золото, алюминий. В приведённом списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности.
Свободные электроны обусловливают и такое свойство, как металлический блеск. Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои, вторичные, волны излучения, которые мы воспринимаем как металлический блеск. Прекрасно отражают свет палладий, ртуть, серебро, медь.
Лабораторный опыт № 5
Ознакомление с коллекцией металлов
Ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных вам металлов, расположите их в порядке возрастания:
- плотности;
- пластичности;
- твёрдости;
- металлического блеска;
- электропроводности;
- теплопроводности.
Для выполнения задания используйте приложения 1 и 2, дополнительные источники информации.
Ключевые слова и словосочетания
Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро- и теплопроводность.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
- Какое из веществ, названных в приведённом ниже стихотворении, не относится к металлам?
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро...
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец...
Сын мой, сера - их отец.
А ещё ты должен знать:
Всем им ртуть - родная мать. - Как понимать приведённые в этом стихотворении образные выражения: «сера - их отец» и «ртуть - родная мать»?
- О каком свойстве металлов говорится в начальной строке стихотворения А. С. Пушкина «Кинжал»?
Лемносский бог тебя сковал...
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров... - Почему авиакомпаниям запрещено перевозить аппараты и приборы, содержащие ртуть?
- Пользуясь дополнительной литературой, приготовьте сообщение о появлении зеркал в жизни человека и совершенствования способов их изготовления.
Валиева Эльвира Фанисовна,
учитель химии, высшей квалификационной категории
МБОУ “АСОШ №1” Актанышского муниципального района
Республики Татарстан
ТЕМА УРОКА: ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - МЕТАЛЛЫ”
Цели урока:
Образовательные - совершенствовать знания о химических элементах на примере металлов.
Развивающие – описывать физические свойства и объяснять их. Доказывать преимущества применения металлов в различных областях. Развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные – воспитывать личностных качеств, работоспособности, коммуникативной компетенции и культуру общения через работу в паре, группе.
Методы и методические приемы - лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: алюминий: фольга, ложка алюминиевая, проволока, натрий, медь, медная катушка, серебряная ложка.медная катушка, коллекция «Металлы», градусник, оловянные солдатики, модели атомов и молекул.
Методическое пособие:
1. Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан. Преподавание обучения для XXI века.
2.Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс.
3. Электронный учебник «Химия, 8 класс» и электронное методическое пособие издательства «Дрофа».
4.Презентация в PowerPoint., интерактивная доска, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
5.Инструкция - распечатка для проведения данного урока. Наборы коллекций металлов, справочники для проведения лабораторной работы, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
Ход урока:
I . Проверка знаний по основным понятиям, которые ученики уже изучили.
На данном этапе урока использую метод Д Ж ОТ ТОТС .
Ученики берут по 3-4 маленьких листочка бумаги. Объявляю тему “Виды химической связи” и дает время подумать. В течение времени заданного учителем, ученики называют слова вслух по теме, записывают его на листочках и кладут на центр стола словом вверх. Повторяют шаги 1-3, пока они не используют все листочки. Например, слова: ионы, катионы, анионы, электроотрицательность, ковалентная, полярная, неполярная, металлическая, связь, ионная, кристаллическая решетка, соли и......
Учител: таким образом, мы узнали понятия следующие понятия.
Использую ТИК-ТЭК-ТОУ. – крестики – нолики.. Учитель: я разложила 9 листочков с понятиями в формате 3*3. Каждый участник составляет предложения, используя любые три слова, расположенных в лубом ряду по ветрикали, горизонтали и диагонали (на одной линии слова, за одну минуту). Например:между ионами образуется ионная связь. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и аионы . Кислоты имеют коваленную полярную связь .
В ззавершении опроса знаний провожу КОНТИНИУС РАУНД РОБИН . Задаю вопрос и даю время подумать. Четыре ученика в команде по очереди отвечают по кругу до того момента, пока учитель неостановит их. Отблагодарите друг друга.
II . Изучение нового материала.
1. Учитель:
Слайд. Сколько видов химических элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева? Что такое химический элемент? (определенный вид атома)
Слайд.
Демонстрация моделей атомов и молекул. Атомы образуют молекулы, а молекулы…. (вещества)
Слайд. Вещества бывают какие? Примеры.
Слайд. Простые вещества состоят из атомов одного вида. Сложные вещества состоят из разных видов атомов.
Слайд. Простые вещества по свойствам бывают: металлы и неметаллы. По характеру элементы бывают, какие?
Слайд. Используя НАМБЭ АП назовите металлы. «Магическое слово» - металл. Члены команды, начиная с первого элемента ПСХЭ перечисляют элементы вслух. Каждый раз, когда металл, ученики проговаривают его и встают. Отблагодарите друг друга.
Таким образом из 109 химических элементов ПС 88 элементов образуют простые вещества с металлической связью.
2.Металлы и небесные тела.
Алхимическими металлами «управляют» семь планет классической астрологии. В алхимической практике для обозначения металла чаще всего используется символ управляющей планеты: Золото наши предки связывали с Солнцем. Серебро – с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово с Юпитером, свинец – с Сатурном. Ртуть – с меркурием. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и «родственные» этим планетам металлы. Рисунок 12.
Использую ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Задаю вопрос: Какой вид моделирования использовали алхимики? Дается 30 сек. для размышления. Учитель: Улыбнулись соседям по плечу и даем ответ. У кого шире улыбка тот начинает отвечать первым, дается 30 сек. Время засекается, затем второй в течение 30 сек. Таким образом, обмениваются между собой. Фраза на завершение (Мне понравилось слушать о….)
Есть благородные металлы : серебро, платина, осьмий, золото.
Щелочные металлы: литий, натрий, калий, цезий, рубидий, франций (очень редкий и радиоактивный металл).
Физические свойства металлов и области их применения.
3. Работа в группах
Лабораторная работа
Агрегатное состояние некоторых металлов .
Демонстрация: алюминий: порошок и фольга, галлий: в твердом виде и расплавленный; медь: порошок и проволока; ртуть: жидкий.
Жидкое агрегатное состояние позволяет использовать ртуть для измерения температуры.
Высокая прочность стали обусловлена одного из наиболее твердых металлов – хрома.
Учитель:
Пластичность (089). Пластичностью называют способность металла под действием нагрузки, не разрушаясь, принимать новую форму. Под действием нагрузки металлы в различной степени удлиняются, а их поперечное сечение уменьшается. Чем больше способен образец удлиняться, а его поперечное сечение сужаться, тем пластичнее металл. Рисунок «образец художественной ковки». Пластичные металлы можно подвергать обработке делением – ковать, штамповать или вытягивать слитки металлов в полосы. Листы, рельсы и другие изделия заготовки.
В противоположность пластичным хрупкие металлы под действием нагрузки разрушаются без изменения формы, внезапно. Хрупкость является отрицательным свойством.
Самыми пластичными являются золото, серебро и медь. Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0, 003 мм, которую используют для золочения изделий.
Прутки из цинка или олово хрустят при сгибании. Марганец и висмут при деформации почти не сгибаются, а сразу ломаются. Пластичность зависит от чистоты металла. Чистый хром пластичен, но загрязненный даже незначительными примесями, становится хрупким и более твердым.
Заполнение таблицы.
Отчет о лабораторном опыте
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Физические свойства | |
Пластичность | |
Твердость. | |
Температура плавления | |
Плотность. | |
Теплопроводность. | |
Электропроводность. | |
Металлический блеск. |
Задание группам. Каждой группе дается определенная тема. Для изучения дается инструкция. Сначало каждый ученик изучает материал за 1 минуту. Затем вместе объясняют этот материал в виде схем или рисунковвместе в формате А3. Дается 3 минуты. Один из группы объясняет материал.
Задание первой группе. Температура плавления (091).
Температура плавления металлов лежит в диапозоне от -39С (ртуть) до 3390 С (вольфрам). Таблица «Температура плавления некоторых металлов». По температуре плавления металлы разделяют на легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкими считаются металлы, имеющие температуру плавления ниже 500 С. К ним относятся щелочные металлы, олово и свинец, которые можно расплавить на обычной электрической или газовой плите. Ртуть – единственный металл, который при н.у. находятся в жидком состоянии. Галлий может быть расплавлен на ладони. Одной из особенностей галлия является широкий температурный интервал существования жидкого состояния – от 30-2230 С.
Тугоплавкие металлы – металлы, имеющие очень высокую температуру плавления, обладающие повышенным показателем плотности и стойкостью к изнашиванию. К этой группе металлов относять пять металлов – ниобий, молибден, тантал, рений и вольфрам. Все они имеют температуру плавления выше 2200 С. По более широкому определению к тугоплавким относят металлы, имеющие температуру плавления выше, чем у железа. Это определение позволяет включить в список тугоплавких еще титан, ванадий, платину и хром.
Взаимосвязь температуры плавления металлов и их применения.
Задание второй группе. Плотность (092). В большинстве своем металлы тяжелее неметаллов.. Самой высокой плотностью среди неметаллов обладает алмаз (3,5 г/см3). В зависимости от плотности металлы делят на легкие (плотность 0,53 – 5 /см3) и тяжелые (5- 22,5 г/см3). Самым легким (плотность 0,53 г/см3) . Плотность двух самых тяжелых металлов – осмия и иридия – равны, они почти в два раза тяжелее свинца (плотность около 22,5 г/см3).
Из приведенной таблицы, используя данные составьте список металлов.
3. Работа в группах
Физические свойства металлов.
Лабораторная работа
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Отчет о лабораторном опыте
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Физические свойства | Последовательность металлов (в порядке возрастания свойств) |
Пластичность | |
Твердость. | |
Температура плавления | |
Плотность. | |
Теплопроводность. | |
Электропроводность. | |
Металлический блеск. |
Сформулируйте вывод, вписав пропущенные слова и словосочетания: « Для большинства металлов характерны следующие …..свойства:………………… однако металлы различаются……….)
III. Закрепление знаний. РЕЛЛИ РОБИН. Задаю вопрос: Что Вы узнали на уроке?. Ответы запишите в виде списка. Для размышления дается одна минута. Ученики устно про очереди дают короткие ответы. Хвалите друг друга.
IV. Домашнее задание. Упр. 1.2 стр. 56. Рабочая тетрадь с. 53 № 2.
Прощальная фраза: Отличного Вам дня! Я была рада встретиться с вами. До встречи!