Тренинг по сказкотерапии для педагогов. психологические упражнения для тренингов

Тренинг по сказкотерапии с педагогами.

Тема: Сказкотерапия в работе с детьми.

Задачи:

    Сплочение коллектива.

    Показать педагогам пользу работы со сказками.

    Научить практическим приемам работы со сказками.

    Раскрыть творческий потенциал педагогов.

Необходимые материалы. Куски старых обоев; краски; журналы с картинками, фотографиями; карандаши, фломасте­ры; кисти; ножницы; пластилин; различный бросовый матери­ал; клей; небольшие карточки для написания первыми буквами имен участ­ников; аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия:

    Круг.

Что ожидаете от семинара?

На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки – уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Цели сказкотерапии: развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии . Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает педагогу воз­можность помочь детям справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию, процессу активизации ресурсов, потенциала личности.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, стихи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Участники сидят в кругу. К кому относится данное высказывание меняются местами.

Поменяйтесь местами те, кто всегда выполняет правила;

Кто верит, что чудеса существуют;

Кто до сих пор ждет принца;

Кто боится Бабы-Яги;

Кто верит в свои силы;

Кто любит сочинять сказки.

    Введение в сказку:

Жила-была волшебница. Она каждую ночь отправлялась к людям, в их волшебные сны. Летала она на своей золотой колеснице. Добрых людей она одаривала разными талантами. В эту ночь она побывала у вас. Кто видел ее? Она побывала и у тех, кто ее не видел. И всех вас она одарила талантом сочинять сказки».

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну.

Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Задание : каждая группа придумывает свой ритуал. Это может быть сказка, стихи, легенда и др.

Демонстрация .

Обсуждение :

Сейчас каждый может высказать свои мысли по поводу происходящего .

2 Задание:

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокой­ной музыки.

«А теперь закройте глаза... Представьте, что вы отправи­лись в путешествие. Вы объездили множество стран, познако­мились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дво­рец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красо­той. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Двор­це вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете воз­вращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И поти­хоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Обсуждение.

2. «Создание Сказочной Страны»

Сейчас я предлагаю вам взять все хо­рошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать каждой группе свою Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

    Группа создает страну на плакате.

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цвет­ную бумагу, пластилин, краски, фломастеры, карандаши и про­чие материалы.

    Группа создать «Сказочную Страну» на песке.

    Группа создает «Сказочную Страну» в пространстве.

Для со­здания страны участникам дается 20 минут. И предлагаю придумать название нашей Сказочной Страны. Для этого можно сложить начальные буквы своих имен и создать одно новое имя. Это и будет имя вашей Сказочной Страны.

Демонстрация .

Обсуждение :

«Какие чудесные страны у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души.

«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь. Только в ней нет еще сказочных жителей, поэтому созданием сказочных жителей мы сейчас займемся.

    Выбор сказочных героев:

Игра «Ассоциации»

Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из известных сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Ассоциацию желательно обосновать.

1 Группа. Каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

    Группа. Каждый участник по кругу произносит свое имя, а затем называет какой-нибудь волшебный предмет из сказки на последнюю букву своего имени.

    Группа. Я вас просила принести пред­меты или игрушки как любимые, так и не любимые. Только нужно вдохнуть в них как можно больше любви, чуть-чуть фантазии и приложить полную чашу терпения. И тогда они станут по-на­стоящему волшебными. Это будут ваши герои.

Беседа

    Основная тема линии героев: мотивы их поступков определим, если ответим на вопросы: «Почему герой совершает поступок?», «Зачем?» , «Как он связан с поступками других героев?», способы преодоления трудностей открывает в результате вопросов: «Как герой решает проблему и каким способом?» , Отношение к окружающему миру, к себе предлагает вопросы: «Что приносят поступки героя окружающим?» В каких он - созидатель, а в каких- разрушитель?

    Темы сказок: основная тема является выражением задачи или урока, который заключен в сказке. Поиск темы сосредоточивается вокруг вопросов: «Чему учит эта сказка?», «Как мы будем использовать полученные знания?»

    1. Трудности общения со сверстниками, с родителями,

      Чувство неполноценности, Агрессивное поведение (чувствует себя слабым, ненужным.)

      Страхи, тревоги

      Возрастные особенности

      Одиночество,

      Школьные трудности

      Изгойство

      Утверждение себя как личности

Алгоритм психо-коррекционной сказки:

    Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру).

    Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

    Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

    Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

    Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

Обсуждение:

Как вы выбирали роли?

Кто первый предложил что-то использовать?

Как создавался сюжет?

    Круг. Рефлексия:

Насколько оправдались ваши ожидания?

«Анонимный подарок» (рисование)

«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бу­маги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».

Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы из­готавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на работы, которые им приглянулись. Если чья-то работа оста­лась без подарка, группа для этого участника делает коллек­тивный подарок.

«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни по­могает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».

Обсуждение. Проводится итоговое обсуждение встречи

Что запомнилось больше всего?

Осталось ли у кого-то что-либо невысказанное? У вас сейчас есть возможность об этом сказать.

Какие вы можете высказать пожелания относительно на­шей работы в следующем учебном году?

Сказкотерапия для дошкольников

Описание работы: Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов. Тренинг разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей старшего дошкольного возраста в группе, с использованием игрового материала по сказкотерапии. В ходе трехдневного тренинга дети осваивают способы саморегуляции поведения, способы неконфликтного общения, получают заряд эмпатийного развития.

Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения довольно часто возникают конфликты. Отношения людей обязательно походят проверку на прочность средствами ссор и конфликтов.
На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.
Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования.
Одной из главных задач взрослых заключается в том, чтобы научить детей эффективному взаимодействию в этом мире. Но, исходя из практики, могу с уверенностью заявить, что имеющиеся теоретические знания у детей о правилах неконфликтного поведения не обеспечивают сокращения конфликтных ситуаций и могут охватывать разные сферы детских отношений, приводящих в той или иной степени к психологическим проблемам.
Наблюдая эту ситуацию, появилась идея провести психологический тренинг с установкой на сплочение детей подготовительной группы и познакомить детей с некоторыми способами саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций.
Уже известно, что через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. К примеру, релаксация помогает высвободить ту энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло. Раскрывая функциональную сторону релаксации, пантомимы, можно сказать, что работа с телом через движения помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в наш мозг различного рода импульсы, не характерные для его (тела) привычного состояния. Специально организованные движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне.
Когда движения нашего тела закончены, пластичны и плавны, у нас появляется тенденция к завершенному действию, плавному течению мыслей. Происходит психологическое раскрепощение и появляется чувство радости.
Продумывая занятия тренинга, я стремилась к тому, чтобы опыт, полученный детьми, был перенесен в реальную жизнь и стал верным помощником в решении неблагоприятных ситуаций.

I день. Тема: Дружба делает чудеса.

Введение в сказку.
Разминка
1. «Мое настроение» (передавая игрушку по кругу)
2. «Доброе тепло» (взявшись за руки, передавать пожатие руки по кругу)
3. «Березка»: Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. (По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение).
Ведущий: Ребята, вы сейчас ощутили, как растет дерево. Но, ведь не только деревья, вырастая корнями, держатся за землю, но и другие растения. Почему, как вы думаете, герои сказки не могли вытянуть репку? (Репка крепко держалась за землю). А герои, наверное, были слабы и не очень дружны. Ведь, как известно, дружба делает чудеса, помогает справиться даже с самыми большими трудностями!
Сегодня мы с вами познакомимся с героями этой сказки, а еще придумаем старую сказку на новый лад. Но, для начала, давайте вспомним сказку «Репка» как она есть. (Рассказываю).
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашем садике
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок…)
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
(ритмичные касания пальцев обеих рук)
Пять, четыре, три, два, раз.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы подружимся сейчас.
(сжать сильно руки в замке, расслабить, встряхнуть кистями).
Ведущий: А теперь нам нужно попасть в сказочный мир и познакомиться с героями (Ритуал входа в сказку – перешагнуть волшебный пень (тоннель), взявшись за руки).
(Дети занимают любое место в групповой комнате).
Эмпатийное рассказывание (Я-Репка) Я беру игрушку–репку, рассказываю о ней – наделяю ее особенностями, характером от ее лица: «Я – репка. Посмотрите, какая я большая, спелая, сочная, сахарная. Кажется, положишь кусочек меня в рот, и я растаю. Меня весной посадил дед – бросил крошечную семечку в землю, прихлопнул ладошкой и полил из лейки. В земле мне стало тепло, влажно и темно. От влаги я начала разбухать до тех пор, пока не треснула скорлупка, и не появился росточек. От темноты мне хотелось убежать, но у меня нет ножек. Тогда я стала тянуть стебелек вверх, откуда чувствовалось солнечное тепло, и в то же время под землей я выпустила корни, чтобы всасывать влагу и питание из земли и удерживать слабенький росток. Так прошло лето. Дождик омывал мои листочки и подпитывал корешки, солнышко согревало ласковыми лучами, ветерок нашептывал мне разные истории, принесенные из чужих стран. Так незаметно я и выросла».
Проводится игра по типу «Паровозик» с элементом социометрического исследования. Я записываю цепочку выбора.
Ребенок, к которому подъезжает «паровозик», выбирает героя и дает ему характеристику, рассказывает какое у него настроение и почему (от лица героя; эмпатийное рассказывание). Это настроение может быть созвучно с его – самого ребенка – настроением. Возвращаемся из сказочного путешествия с помощью того же ритуала: взявшись за руки, перешагиваем волшебный пень или, взявшись за руки, пройти по тоннелю, выставленного из стульчиков. Садимся на коврик вкруг и начинаем коротко обсуждение характеристики и настроения выбранных героев.
Вывод: от нашего настроения зависят наши поступки, а по нашим поступкам судят о нас.
Игра «Лабиринт» (по типу «Слепой и поводырь»), дети выбирают в свою пару того, кому они доверяют.
Итог: Дружат с теми, кому доверяют. Без доверия дружбы нет.

II день. Тема: Эмоции и конфликты, разрушающие жизнь. Разрешение конфликтов.

«Мое настроение»
1. Какое бывает настроение?
1.1 пиктограммы страха, удивления, грусти, злости, радости.
1.2 мимика эмоции. Как себя чувствует человек, испытывая ту или иную эмоцию: мышечный тонус, частота сердечных ударов, психологическое напряжение.
«Доброе тепло»
- Сейчас возьмите своих героев, вспомните, что вы рассказывали о них.
Пантомима «Что любит делать твой герой?»
Мы их возьмем с собой в сказку, и там вы сами будете играть роль героя. Для того чтобы вы ясно поняли, что нужно делать, послушайте меня (рассказываю от имени Репки (Колобка) – эмпатийное рассказывание).
Ритуал перехода в сказку – под музыку разные движения в разном темпе. (Берем с собой колобок).
(Дети с героями на пальце занимают определенные места в группе). Я, выполняя роль колобка, обегаю всех героев, которые рассказывают о своей жизни – записываю – и то, с каким героем он не хотел бы встречаться в этой сказке?
Смоделировать ситуацию встречи таких героев
- Выяснить, в чем причина конфликта (записываю)
- Собираю информацию (метод пересечения сюжетных линий: бабка, дед, внучка - ленивая; кошка, собака – задиристые, не хотят уступать; мыши и кошка – жертва и палач; заяц – слабый, волк - сильный; цыпленок и утенок – глупый и умный; медведь и львенок – две силы противостояния).
Ритуал возвращения из сказки – в кругу Релаксация под лучами солнца №6.
В кругу, сидя на ковре, под спокойную мелодию ведущий говорит спокойным голосом мелодично:
- Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза. Дышите ровно и медленно. Вдох – сила, выдох – уверенность и спокойствие. Эти силы помогут вам всегда. Ваше тело почувствовало силу. Вы говорите себе: «Я спокоен, уверен в себе, я сильный и мудрый. Свою силу я готов направить на добрые дела!».
Теперь пошевелите пальцами, руками, откройте глаза и произнесите: «Я сильный и мудрый».
- Отдохнули? А теперь давайте вспомним, что у нас происходило в сказке: у нас создались конфликтные ситуации между определенными героями. Почему? Основная причина конфликтов в том, что их желания не совпадали. А ведь нам нужно их всех подружить, чтобы они дружно вытянули репку. Скажу вам по секрету, в последний раз в сказке «Репка» эту самую репку вытянуть так и не смогли даже с мышкой. Поэтому нам придется наших героев звать на подмогу. Вот почему необходимо из подружить.
Проводится игра «Сладкая проблема».
- Воссоединитесь в те группы, в которых вы состояли в сказке и сядьте напротив друг друга. Между вами я положу на салфетку конфету…. Пожалуйста, пока не трогайте. Дело в том, что вам с партнером надо решить одну проблему. Вы можете получить конфету только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст вам это. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять конфету без согласия своего партнера.
А теперь я дам каждой паре еще одну конфету. Обсудите, как вы поступите с конфетой на этот раз?
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший пример сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первой конфетой, а что со второй?
(Подвести к пониманию, что тот, кто сумел уступить, он может стать хорошим надежным другом. Такой человек не станет раздумывать о своей выгоде, а просто поможет другу в беде).
Итог: (Колобок по кругу) Расскажите колобку о том, что вам понравилось в сегодняшней игре и какое на этот момент настроение?

III день. Тема: Мы сами можем делать чудеса.

Упражнение «Мое настроение».
Пальчиковая игра «На блины»:
Стала Маша гостей собирать:
И Иван приди,
(хлопки)
И Степан приди,
(кончик указательного
И Андрей приди,
пальца правой руки
И Матвей приди,
зацепляет полусогнутые
А Митрошечка:
пальцы левой руки)
Ну, пожалуйста!
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин,
(ладонь левой руки раскрыта)
И Степану блин,
(указательный палец правой
И Андрею блин,
нажимает на подушечки
И Матвею блин,
пальцев)
А Митрошечке:
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать:
Прощевай, Иван!
(правой рукой
Прощевай, Степан!
загибаем
Прощевай, Андрей!
пальцы левой)
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
(мизинчик
Моя крошечка,
массажируем,
Побудь со мной
поглаживая)
Еще немножечко!

«Разбуди дух»
Встаньте широким кругом и, не сгибая колени, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Потом я начну считать от одного до десяти. На каждый счет вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счет «десять» ваши руки будут подняты вверх, к небу. Сначала, стоя с опущенными вниз руками и дотрагиваясь до ступней, вы можете чувствовать усталость. Но, чем выше будут подниматься руки, тем бодрее будет становиться ваш Дух! Готовы? Начали! (Ведущий выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом громко и медленно от 1 до 10).
- На прошлой игре мы с вами учились решать конфликтные ситуации. Сегодня мы будем учиться вступать в контакт с другими «героями» в сказке.
Как вы помните, в сказке «Репка», если кого-то позвали на подмогу, он тут же бросал все свои дела и бежал на подмогу. Но у нас с вами необычная сказка. Во-первых, тут много разных героев, которые в этой сказке никогда не участвовали. Да и вряд ли им нужна репка, которую еще вдобавок надо вытянуть.
Так вот, в сказке вы, играя роль своего героя, должны будете убедить другого героя в том, что если он поможет, то он только выиграет от этого. А в чем он выиграет – это вы сами должны придумать. (Пример).
Берите героев и в путь!
Ритуал перехода в сказку – «Сороконожка».
(Оказавшись в сказке, дети надевают пальчиковые куклы себе на палец, Репка занимает свое место). Репка начинает убеждать деда, что она уже поспела, что она такая вкусная, ароматная и т.д., чтобы дед ее вытащил. Когда «дед» соглашается и идет тянуть, пробует – не получается, репка не поддается. Предлагаю сходить за бабкой и уговорить ее помочь и т.д. Когда все герои встанут в ряд – начинают тянуть. Нужно делать синхронные движения дружно, вместе.
Наконец Репка поддается и благодарит за помощь всех.
Упражнение на сплочение: «Аплодисменты» - с одного хлопка, добавляется еще один, далее еще и так один хлопок превращается в аплодисменты.
Ритуал возвращения из сказки – «Сороконожка».
- Молодцы, ребята! Анализируем события в сказке. Что было трудно? Что понравилось? (Возвращение кукол)
Игра «Акулы и матросы» Часть детей становится в очерченный круг «корабль»- это матросы. Другая часть детей – акулы, находятся вне круга. Задача «акул» выдернуть из круга «матросов». (Правило – браться только за руки)
Итог игры: В дружном сплоченном коллективе нет ссор, обид и драк потому, что каждый уважает всех своих одногруппников, даже если кто-то из них не является ему другом, даже если чем-то он не нравится – уважать его мнение надо.
Надо к другим относиться так, как хотели бы, чтобы к вам относились – главное правило жизни в обществе.

(Мёртвая вода и живая вода в психотерапии)

Сказочные метафоры и глубинные символы очень похожи на те символы и метафоры, которыми оперирует современная психотерапия.

Возьмём, всем известный образ «мёртвой воды» и «живой воды» и сравним его с терминологией и приёмами, хотя бы НЛП.

Что есть «мёртвая вода» в сказках? То, что нейтрализует всё, тормозящее развитие и счастье человека.

Мёртвой водой побрызгал на раны - и раны затянулись.

Что есть «живая вода» в сказках? То, что даёт новые силы для исцеления, сращения, созидания...

«Мёртвую воду» и «живую воду» можно сравнить с техникой диссоциации и ассоциации в НЛП.

Диссоциация в НЛП - «мёртвая вода», это приём, который делает картинку ситуации тусклой, далёкой, чёрно-белой, крошечной и позволяет нам как участнику событий (подразумевается - негативных) выйти из рамки этой картинки и стать сторонним равнодушным наблюдателем. Не правда ли, похоже на мёртвую воду?

Ассоциация в НЛП - «живая вода», это, наоборот, включение ярких цветов в картинке, включения звука и запаха на полную «громкость», приближение картинки перед самые наши глаза, позволяющее нам впрыгнуть в неё целиком - подразумевается в картинку хорошую. Чем не живая вода, оживляющая тусклый кадр?

На наблюдении о том, что почти все сказочные образы старины, можно применить как техники психотерапии основан следующий тренинг-игра по арт-терапии и сказкотерапии.

Как замечено в его названии, он совмещает арт-терапию и сказкотерапию.

Тренинг можно проводить и с детьми и со взрослыми. Итак, приступим?

Первый этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Создание рисунков на тему...

Пусть члены вашей группы создадут рисунки своих негативных переживаний. Чтобы негативные переживания было легче вычленить из потока спутанных претензий к миру и осознать, предложите следующие темы:

  1. То, что мешает мне быть спокойным и уравновешенным.
  2. То, что мешает мне быть счастливым.
  3. То, что мне нужно убрать из своей жизни.
  4. Мои цепи и гири.
  5. Мой заколдованный круг.

Предупредите своих участников тренинга по арт-терапии и сказкотерапии о том, что эти рисунки будут сжигаться и затем поливаться «мёртвой водой». Поэтому проблема, которую они рисуют должна быть нарисована так, чтобы потом не было мучительно страшно за проделанную процедуру.

Так, если человека делает несчастным его вес и объёмы, то не стоит рисовать карикатурное изображение СЕБЯ ЛЮБИМОЙ на весах перед зеркалом с сантиметровой лентой в руке. Ведь вы это будете сжигать и поливать мёртвой водой!

А если ваш «замкнутый круг» - это непослушные детки и прожорливый муж, опять же не стоит рисовать карикатуру мужа и неприятных детишек - напоминаю, это мы тоже будем сжигать.

Хотите ли вы сжигать мужа и детей даже в рамках арт-терапевтического тренинга?

Думаю - нет. А если - нет, то подумайте коллективно - КАК изобразить метафорически именно ПРОБЛЕМУ, отделённую от конкретных людей, чтобы сжигать можно было - только ПРОБЛЕМУ... Её-то не жалко... Её-то и надо сжигать.

На коллективное обсуждение и творчество обычно уходит от 15 минут (у продвинутых семинарцев) до 40 минут стандартного академического часа.

Второй этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Огонь и вода

Теперь вы как Ведущий приступаете к сказкотерапевтическому шоу. Запаситесь необходимым инструментарием, соответствующей моменту музыкой, возможно и видеорядом на экране проектора...

Из насущно необходимого: Большая огнеупорная ваза, в которой вы будете предавать рисунки аутодафе - сжиганию.

Две склянки - одна с «мёртвой водой», вторая - с живойводой. Чтобы эти две склянки получились РАЗНЫМИ и художественно убедительными, вам нужно подключить своё воображение.

Разведите огонь в своей огнеупорной вазе и предложите (замогильным голосом) скомкать свои рисунки (то, что мешает жить счастливо) и предать ЭТО огню.

Всё это можно проделать и на улице, разведя костёр. Однако, для третьего этапа вам понадобится зола, поэтому как разводить огонь - решать вам.

После того, как все рисунки прогорают до золы, огонь заливается мёртвой водой, которая по версии сказки вашего тренинга - окончательно нейтрализует зло, делает пепел - безопасным.

Третий этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Земля и вода

Ведущий продолжает рассказывать «сказку» своего семинара.

«То, что когда-то ещё недавно было сутью наших несчастий и страданий, превращено в нейтральный пепел. Он может стать метафорой нашего жизненного опыта...

А опыт, особенно опыт хорошо осмысленный (а пока семинарцы рисовали ПРАВИЛЬНЫЙ рисунок, они опыт - осмыслили) может служить почвой, удобрением для роста нового, свежего, юного, прекрасного и неожиданного - желанного.

Итак, вперёд! Удобряем наши идеи и начинания.

На этом этапе из существенно необходимого Вам реквизита понадобятся: горшочки с землёй и семена любого растения, которое вы сочтёте уместным.

Если время проведения тренинга - весна или ранняя осень, то заключительную часть можно проводить вне дома - на клумбе, в саду.

Помните только, что дети, в отличие от взрослых, не потерпят бросание высаженного семечка на произвол судьбы. Они воспринимают всё буквально и очень серьёзно.

Поэтому, если многим взрослым можно дать посадить хоть «вишенку от компота» и они не расстроятся, то работая с людьми, чувствительными к правде сказки, лучше позаботиться о реальных семенах и реальных малюсеньких горшочках с землёй. Высаживайте неприхотливое растение, которое гарантированно примется и даже может быть пересажено затем куда-нибудь ещё.

Закопайте в землю немного пепла, полученного от предыдущей работы, высадите семечки и полейте их несколькими каплями «живой воды».

Тренинг по арт-терапии и сказкотерапии - окончен!

Этот инсценированный древний МИФ позволит вашим семинарцам реально прожить ситуацию освобождения от зла и ситуацию - созидания Добра на глубинном психодраматическом уровне.

Здесь выложена бесплатная электронная книга Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия = 202.88 KB


РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.
Комментарий. Кто может играть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может
быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включаю-
щийся в работу группы участник.
- Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Коро-
лем, Совет Архитекторов выбрал для него дворец. Король был торже-
ственно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт
радости от совместной работы, принятия важных решений, поддерж-
ки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с
собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните ру-
ки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной
страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают по-
лукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый
шар. в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к сво-
ему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми
совместно с ведущим).
А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал из Сказочной страны.
После -занятия ребята МОГУТ сами разобрать песочную страну, но-
Волшебная страна внутри нас
ЗАНЯТИЯ С ТРЕТЬЕГО ПО ДЕВЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГАМИ-ЧУВСТВАМИ
Информация для ведущего
С третьего занятия мы начинаем цикл чувствами. Нам важно донести до своих воспитанников, что чувства
являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я.
Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2. Выбор фигурки иди рисование образа слуги-чувства (Как же вы-
глядит этот слуга?)
3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается патом, что
все образы - разные и мы все - разные, в этом наша исключитель-
ность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые
сознаю! свою непохожесть и принимают исключительность другого,
никогда не бывает скучно вместе.
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зри-
тельный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисун-
ка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого
слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется
этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий?
тихий? громкий?);
обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или
нет. что это за запах);
вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь,
сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение
этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он тан-
цует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег
реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь
поселился этот слуга Короля).
6. Создаем архитектурный проект лома слуги-чувства. Выбираем
лучший на конкурсной основе.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю.
Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления
Короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством,
если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержит-
ся во дворце). Потеря Меры - потеря эмоционального баланса. Про-
говариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно при-
носит пользу, в каких - вред.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ РАДОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий говорит: мется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, по-
селит Короля.
У Короля - немало придворных. Но есть среди них слуги особен-
ные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними
поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость,
Страх, Обида, Вина и Интерес.
Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Ра-
дость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?
Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по име-
ни Радость.
Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете,
почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из
нас своя.
Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени
Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с
каждым выбранным вами персонажем.

Название : Тренинг по сказкотерапии
Автор : Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Издательство : Речь
Год издания : 2006
Страниц : 176
Формат : doc+djvu
Размер : 2,82 Мб
ISBN : 5-9268-0406-Х
Качество : отличное

Используя представленные в данной книге психотерапевтические программы возможно развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие его личности и коррекция возникающих у него эмоциональных проблем. В книге приведены рекомендации к проведению занятий, сценарии и методические указания.
Книга предназначена педагогам, детским психологам, родителям и воспителелям.

Содержание
Предисловие …5
Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов. Волшебная страна внутри нас …11
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков …11
Введение …11
Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика результативности …12
Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем …17
Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами …20
Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость …22
Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть …26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес …31
Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость …36
Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх …38
Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида, вина и удовольствие …44
Занятие десятое: заговор обиды …44
Занятие одиннадцатое: в поисках любви …47
Занятие двенадцатое: возвращение короля …47
Т. Зинкевич-Евстигнеева. Сказки звездной страны зодиакалии …50
Введение …50
Сказка о созвездиях …58
Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — Овен …61
Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель —
Телец …64
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Близнецов …67
Сказка о том, как возникло созвездие Рака …70
Сказка о том, как на небе появилось созвездие Льва …74
Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие Девы …76
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Весов …79
Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии Скорпиона …82
Сказка о созвездии Стрельца …86
Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие Козерога …89
Сказка о созвездии Водолея …93
Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель —
созвездие Рыб …96
Н. Соловьева. Чудеса на песке» …100
Введение …100
Оборудование и материалы …106
Несколько слов из опыта работы по программе …107
Сценарии занятий …109
Занятие Ml …109
Занятие № 2 …112
Занятие № 3 …114
Занятие № 4 …116
Занятие № 5 …118
Занятие № 6 …120
Занятие № 7 …123
Занятие № 8 …125
Занятие № 9 …127
Занятие № 10 …129
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года …132
Введение …132
Ознакомительный модуль …134
Коррекционно-развивающий модуль …146
Интеграционный модуль …154
Логопедические задания …158
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка» …164
Литература …170