Петров пост: ограничения в еде, православные традиции и правила. Что можно есть в петров пост Апостольский пост что можно есть

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.



На этот раз его начало приходится на 15 июня понедельника, а окончание – 11 июля субботы. Очень важно понимать значение поста, и также знать, что можно, а что нельзя кушать по дням.

  • Значение
  • Календарь питания
  • Запреты

Значение

Сейчас считается, что апостолы Петр и Павел, постились для того, чтобы подготовиться к проповеди Евангелия. Потому, со временем этот период воздержания от скромной пищи установили в память о них.

Примерно в III веке, когда про пост только начали появляться упоминания, его не связывали с апостолами. Он считался такой себе «компенсацией» для христиан. То есть, те, кто по определенным причинам пропускал Великий пост перед Святой Пасхой, получали возможность после окончания церковного ряда.

Есть сведения, что примерно до 1000 года из него верующие исключали июль. Тогда его первая часть стала заканчиваться день 12 числа, а вторая же образовывала Успенский пост, который начинался 14 августа.




Календарь питания

Петров пост несколько отличается от Великого поста хотя бы потому, что в нем гораздо меньше ограничений в еде. В рационе присутствуют все полезные продукты для организма, за исключением мяса.

1. Понедельник. Первое время (15, 22, 29 июня, 6 июля) в этот день недели придется исключать жир из рациона. Меню должно состоять из хлеба, круп, сырых или тушеных овощей, фруктов. А уже в июле (2, 9) дозволяется полакомиться небольшим кусочком рыбы.
2. Вторник. В течение всего поста (16, 23, 30 июня, 7 июля) основными продуктами вторника будут блюда из рыбы и морепродуктов. При приготовлении их можно заправлять подсолнечным маслом.
3. Среда. 17 июня и 24 июля при приготовлении постных блюд допускается немного постного масла (жарка, заправка каш, салатов). В остальные числа (1, 8 июля) – только хлебобулочные изделия без сахара, овощи и фрукты.
4. Четверг. В эти дни (18, 25 июня, 2, 9 июля), как и во вторник главной на обеденном столе должна стать рыба (можно даже консервы). В качестве дополнения хорошо послужат крупы, сваренные на воде, салаты и закуски из морепродуктов, заправленные подсолнечным маслом.
5. Пятница. На 19, 26 июня и 3, 10 июля приходится все то же, что и на числа понедельника. Разрешена лишь не вареная пища. К хлебу, свежим овощам и фруктам по желанию можно добавить сухофрукты, натуральный мед, грецкие орехи.
6. Суббота (20, 27 июня, 4, 11 июля) и воскресенье (21, 28 июня, 5 июля) по праву можно считать более «свободными» днями. Кроме рыбы и морепродуктов, разрешается выпить немного церковного вина.




Петров пост заканчивается 11 июля – день Петра и Павла. Выходит, что наиболее строгими днями станут понедельник, среда и пятница. Есть разрешается всего раз в сутки после 15:00. Если слишком уж сложно, то по понедельникам можно готовить горячие первые и вторые блюда, естественно, без масла.

Запреты

В Петров пост нужно не только тщательно подбирать продукты питания, правильно готовить, но и следить за размерами поедаемых порций. Частое переедание очень вредит организму.

Кроме мясных изделий, нежелательным является алкоголь. Имеется в виду водка, пиво, коктейли "с градусом". Но если на этот период выпадает какой-либо церковный праздник, то можно немного выпить вина.




Петров пост позволяет очиститься от негатива. Все истинно верующие христиане непременно будут строго соблюдать каждое его правило, касаемо пищи. С помощью него, возможно, избавиться от большинства вредных привычек.

Какого числа будет Петров пост в 2020 году? В 2020 году Петров пост длится с 15 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как не призывом к миссионерству, должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. — М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2020 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно — по средам и пятницам — воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Компоненты:

  • 150 г. перловки;
  • 2 л. воды;
  • 3 картофелины;
  • 1 морковь;
  • 200 г. цветной капусты;
  • соль, по вкусу;
  • 2 лавровых листа;
  • 0, 25 чайной ложки;
  • 6-8 веточек зеленого укропа;
  • банка оливок без косточек;
  • 50 мл. растительного масла

Для супа можно взять свежую или замороженную цветную капусту. В первом случае ее необходимо помыть и разделить на соцветие, а во втором не обязательно даже размораживать.

Приготовление:

За 2 часа до начала готовки замочите в воде перловку, а затем хорошенько промойте. Закипятите воду в кастрюле для супа и положите туда крупу. Уменьшите газ до минимума и варите перловку 35-40 минут.


Подготовьте овощи: удалите с них кожуру, вымойте, порежьте на аккуратные кубики. Измельчите морковь соломкой, брусочками или половинками кружочков. После того, как перловка сварится, поместите в кастрюлю морковь, через 5 минут – картошку, еще спустя 3 минуту – цветную капусту. Добавьте в блюдо соль, лавровый лист, молотую гвоздику, и варите овощи до готовности.


Положите оливки вместе с рассолом и держите еще 7-8 минут. В конце налейте немного растительного масла, добавьте измельченный укроп, все размешайте, вскипятите и выключите газ. Не торопитесь подавать, дайте супу настояться 15 минут.


На заметку

В этом рецепте возможна замена ингредиентов: вместо перловки пшено или рис, цветную капусту заменить шпинатом, картошку – вареной или консервированной фасолью. Выйдет также вкусно.

Тыквенный суп-пюре


Ингредиенты:

  • кусок сладкой тыквы граммов на 300-400,
  • по 1 шт. моркови и лука,
  • 3 картофелины,
  • вода, масло (по желанию).

Приготовление:

Срежьте кожуру с тыквы, порежьте ее кусками средней величины. Очистите картофель, лук и морковь, также нарежьте крупно. Форму смажьте растительным маслом, выложите кусочки овощей. Добавьте немного воды (пару ложек), и добавьте по желанию масла (1-2 ложки). Только берите очищенное, чтобы никаких лишних ароматов не добавило оно нашему блюду. Запеките овощи при 180 градусах в течение 30 минут.


Переложите в кастрюлю. Влейте кипяток, чтобы только чуток покрыло овощи, и поставьте варить на плиту.


Пробуйте вилкой, как картошка с тыквой станут мягонькими, снимите с огня. Юшку слейте в отдельную чашку или кастрюльку. Погружным блендером приготовьте пюре.


Добавьте приправы, влейте столько юшки, сколько пожелаете, регулируя консистенцию супа. Кто-то погуще любит, кому-то пожиже понравится. Перед подачей посыпьте блюдо молотыми семенами тыквы и кунжута.


К супу идеально подходят сухарики, и вы можете их сделать самостоятельно, не покупая магазинные, напичканные химией. Достаточно нарезать слегка черствый хлеб мелкими кубиками, выложить в форму, и при не большой температуре (примерно 160 градусов) минут 10-15 их подсушить.

Морковный суп-пюре


Ингредиенты:

  • морковь – пол кило,
  • головка репчатого лука,
  • горсть риса (3 ст. ложки),
  • бульон овощной или вода – 1,5 литра,
  • специи – по вкусу,
  • растительное масло – 10-15 мл.

Приготовление:

Очистите и нарежьте средними кусочками морковь и лук.

Бульон доведите до кипения, отварите в нем морковь в течение 5 минут, выньте шумовкой.

Разогрейте масло, выложите лук вместе с бланшированной морковью, обжарьте, посолите, добавьте щепотку сахара.

Переложите овощи обратно в бульон, варите на медленном огне четверть часа после закипания. Добавьте подготовленный рис и варите 25 минут.

Остудите, переложите в блендер и измельчите. Верните пюре в кастрюлю, еще раз доведите до кипения и подавайте к столу.


Постные фрикадельки из фасоли


Компоненты:

  • стакан фасоли;
  • 4 репчатые луковицы;
  • 40-50 мл. подсолнечного масла для жарки;
  • приправы по вкусу;
  • крупная морковь;
  • 2-3 чесночные дольки;
  • 2 ст. ложки томатного соуса или пасты;
  • 2 ст. ложки муки;
  • 0, 5 стакана воды

Приготовление:

Заранее замочите фасоль и оставьте в воде на 8 часов. Желательно сделать это вечером, а с утра отварите, промойте и остудите. Очистите репчатый лук, промойте, измельчите небольшими кусочками. Часть нарезанного овоща поместите в миску, остальное прожарьте на сковороде с подсолнечным маслом до легкой золотистости. Измельчите фасоль (через мясорубку или блендером), добавьте к ней жареный лук, перемешайте, добавьте немного соли и перца или другие специи.


Сделайте из фасолевой смеси маленькие шарики (фрикадельки). Поместите их в холодильник на время приготовления соуса.

Почистите, вымойте и потрите на средней терке морковку. Раздавите чеснок ножом или потрите его на терке. Разогрейте подсолнечное масло, положите измельченный лук, прожарьте его, добавьте морковь и чеснок. Затем положите томатный соус, все размешайте. Если смесь слишком густая, налейте немного кипяченой воды. Тушите все ингредиенты в сковородке 5 минут, чтобы вышел хороший овощной соус для фрикаделек.


Каждый шарик обваляйте в муке и положите в овощную смесь. Поставьте фасолевые фрикадельки на слабый огонь, готовьте 20 минут.


Подавайте их с картошкой и грибами, тогда постное угощение будет очень вкусным.

Отварной минтай


Компоненты:

  • 2 рыбины;
  • 2 моркови;
  • 2 репчатые луковицы;
  • 1 ч. ложка карри;
  • 1-2 лавровых листочка;
  • черный перец горошком;
  • соль;
  • зелень.

Как приготовить:

Подготовьте рыбу — почистите, промойте, обсушите салфеткой, нарежьте порциями. Поместите куски минтая в кастрюлю, налейте горячей воды, чтобы она закрывала кусочки. Доведите до кипения и снимите образовавшуюся пену. Нарежьте полукольцами лук, а морковь – кружками, измельчите зелень. После закипания рыбы добавьте приготовленные овощи. Спустя 10 минут приправьте специями и варите 5 минут.

Жареная плотвичка


Продукты:

  • рыба - 1 кг,
  • масло растительное - 2 ст. ложки,
  • мука - 10 ст. ложек,
  • соль - по вкусу.

Приготовление:

Рыбу необходимо тщательно промыть, аккуратно вспороть брюхо и удалить внутренности. Немного обсушить рыбку, чтобы с неё не текла вода. Посолить рыбу, если кому нравится острая еда, можно поперчить. Подсоленную рыба обвалять в муке с обеих сторон, лишнюю муку стряхнуть, для того чтобы она не горела на сковороде.


В сковородку налить растительное масло и хорошенько прогреть. Выложить обваленную в муке рыбу на сковороду.


Обжарить рыбу с двух сторон, примерно минут 10 с каждой стороны, периодически переворачивая рыбу для равномерной обжарки.


Для того чтобы рыба получилась не вареной, а хрустящей, первые несколько минут жарить без крышки, затем можно закрыть сковородку, не забывая периодически переворачивать рыбу. Рыба готова, если глаза имеют ярко выраженный белый цвет. Подавать как отдельно, так с гарниром, например с отварными овощами.


Если рыба с икрой, то не стоит её выбрасывать. Подсолите икру, обваляйте в муке и обжарьте. Жарится икра несколько минут с каждой стороны. Икра является не только очень полезным продуктом, но и станет отличным украшением вашего блюда.

Постный овощной салат с фасолью


Компоненты:

  • головка репчатого лука;
  • болгарский перец;
  • морковь;
  • 5 ст. ложек оливкового масла;
  • 3 картофелины;
  • 2 соленых или маринованных огурца;
  • 2 чесночных зубчика;
  • 100 г. консервированной фасоли;
  • 2 ч. ложки горчицы;
  • соль и молотый перец, по вкусу

Приготовление:

Очистите морковь и лук, вымойте и порежьте кубиками среднего размера. Отделите от перчика семена и плодоножку, промойте и нарежьте такими же кусочками. Разогрейте в сковороде 3 ложки оливкового масла, обжарьте овощную нарезку до готовности. Для экономии оливковое масло можно заменить подсолнечным или кукурузным.


Сварите в мундире картошку, дайте ей остыть, снимите кожуру и нарежьте средними кусочками, а затем положите их в большую салатную миску. Измельчите огурцы, подождите, пока с них стечет рассол, добавьте их к картофелю. Раздавите чеснок, положите его к овощам.

Слейте соус с маринованной фасоли, промойте ее под холодной водой, положите в общую посудину для салата вместе с жареными овощами со сковородки.


Теперь нужно перейти к заправке. В маленькую пиалку налейте оливковое масло, соль, насыпьте молотый перец и горчицу. Полейте соусом салат и тщательно размешайте.


Также можно добавить каждую специю отдельно.

Постные пирожки с квашенной капустой


Компоненты:

  • 0,5 стакана растительного масла;
  • 2 стакана муки;
  • 0,5 стакана воды;
  • щепотка соли и сахара;
  • 2 стакана кислой капусты;
  • подсолнечное масло

Как приготовить:

Налейте в посуду воды и масла, насыпьте соли. Постепенно добавляйте муку и делайте таким образом эластичное тесто. Оно должно быть маслянистым и не липнуть к рукам. Накройте его увлажненной теплой тканью. Выжмите сок из квашенной капусты и пожарьте ее в масле. Можно положить еще немного лука и моркови.

Сделайте из теста 12 одинаковых комочка. Положите внутрь начинку ближе к краю, а не в центре. Прикройте ее тестом с боков и заверните рулетики.


Пеките постные пирожки в духовом шкафу, но предварительно обрызгайте каждый сладкой водой. Оптимальная температура для выпечки – 200 градусов, а время – 20 минут. Укладывать их лучше на противень, застеленный пергаментной бумагой.