Методический доклад типология педагогов. Типы учителей Типологии учителей

Учитель, также как и ученик, является индивидуальностью. В. Н. Сорока-Росинский с удивлением спрашивал, почему не говорят об индивидуальности и типизации учителей. Он одним из первых предложил такую классификацию. По его мнению, есть две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой", личности и безличные, "беспородные". Породистых учителей он делил на таких представителей:

  • учителя-теоретисты, у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике;
  • педагоги-реалисты, которые разбираются в мире вещей и людей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого;
  • педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Для них весь мир - лишь материал, и учащиеся лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности;
  • педагоги-артисты. Это те, как говорил В. Н. Сорока-Росинский, кого у эллинов называли "вдохновителями". Он дал им еще одно название - "интуитивисты". Главное свойство этих учителей - способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом их и сила, и слабость.

Несмотря на то что в каждой из названных категорий есть масса недостатков и слабых сторон, самая сильная их сторона, повторим вслед за автором, та, что они - Личности. "Одним словом, он должен быть олицетворением зрелого, воспитанного, если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя" (А. Дистервег).

Януш Корчак определил такие тины учителей:

Воспитатель-тиран - создает многочисленные запреты и требует их исполнения, свои обязанности видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.

Честолюбивый воспитатель - стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет ребенка действовать соответственно их намерениям и расчетам. Сюда же он относил и тех учителей, которые считали, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.

Разумный воспитатель - действует только во имя добра к детям, ясно осознает воспитательные и образовательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.

В настоящее время есть типизация по преобладающей направленности личности учителя: организатор, предметник, коммуникатор, интеллигент. Каждый из указанных типов имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Структуру личности типа "организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий, скорее всего, обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

"Предметника" характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для учителя-предметника, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Согласно имеющимся связям, может быть промежуточный тип - "предметник-организатор", сочетающий в себе характеристики обоих этих типов. Его отличием от "предметника" будет более жесткая направленность учащихся па предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от "чистого" организатора, основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа "коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика.

Учитель-интеллигент , или "просветитель", отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует его;! посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

Существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, "предметник-коммуникатор", "предметник-просветитель". В то же время вероятность появления "интеллигента-организатора" очень мала.

Учитель является организатором педагогического процесса, постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами и другими людьми, все это накладывает на него огромную ответственность и предъявляет к нему большие требования. Что значит хороший учитель? "Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком" (В. А. Сухомлинский).

Интегрирующим личностные и профессиональные качества учителя является феномен педагогической культуры.

Педагогическая культура - совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Личностная культура учителя формируется из совокупности социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям.

Компоненты педагогической культуры: педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность.

Педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Структура педагогической направленности:

  • направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
  • направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
  • направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессиональное мастерство в педагогической деятельности возможно лишь при наличии определенных личностных качеств. Исследователи (Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, Ф. Н. Гоноболин и др.), занимающиеся проблемой учителя, называют самый различный набор таких качеств. Еще К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педагогические учебные заведения надо принимать людей "специально к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования". В "каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детей и в народных школах большее влияние на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах" (К. Д. Ушинский).

Ведущий специалист в вопросах подготовки учителя В. А. Сластенин так определяет портрет современного учителя:

  • высокая гражданская активность и социальная ответственность. Главный ориентир его деятельности - высокий профессиональный долг;
  • любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нем}";
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Н. В. Кузьмина отмечает, что при безответственном отношении к делу педагогические способности не обеспечивают достижения педагогического мастерства. В то время, как при средних способностях, но развитом чувстве долга и ответственности можно стать мастером. В зарубежных исследованиях выявлен феномен локуса контроля. Локус контроля - свойство видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе. Два тина людей но локусу контроля - интерналы, объясняющие события внутренними причинами и принимающими ответственность па себя. И экстерналы - объясняющие события внешними причинами, т.е. пытающиеся всю ответственность возложить на других людей или внешние обстоятельства. У учителя-экстернала всегда и во всем виноват ребенок.

Профессия учителя требует подвижничества и самоотверженности. Об истинности этого тезиса свидетельствуют примеры жизни видных педагогов: И. Г. Песталоцци, А. Макаренко, Я. Корчака, В. Сухомлинского.

Перечисленные личностные качества учителя можно дополнить следующими:

  • аттракция - социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности, мере всех вещей;
  • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека);
  • сензитивность к потребностям учащихся - раскрытость и восприимчивость к ним;
  • способность к рефлексии;
  • креативность - способность к творчеству, нестандартности мысли и поступков, неординарности;
  • экстравертность - раскрытость на общение с людьми;
  • эмоциональная устойчивость - уравновешенность, подвижность эмоциональных состояний, умение удержать себя от крайних проявлений - слепого гнева, безудержного веселья, страха и т.п.; уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность и динамичность нервной системы (способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде);
  • способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
  • развитое профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы, давать теоретическое обоснование своим действиям;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащегося, прежде всего, своим личным примером. "Никто не сможет воспитывать человека, если он сам себя не воспитывает" (В. А. Сухомлинский);
  • владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;
  • личностная самостоятельность учителя, которая "...никакие исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности" (С. Л. Рубинштейн).

Подлинные профессионалы учительского труда неизменно владеют ситуацией, культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учениками, симпатизируя им и понимая их непосредственные нужды. Умея благодаря чувству юмора разрядить обстановку, великолепно зная свой предмет, они преподают его с энтузиазмом и выдумкой, очень рационально используя время. Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого, тактичны.

Педагогический такт - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Тактичный учитель всегда старается понять воспитанника, его состояние, настроение, выяснить причины возникшей ситуации. Он всегда корректен, вежлив, внимателен, руководствуется идеями поддержки и помощи.

Пускай во всем, что совершаешь ты. Проступит след душевной чистоты: Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей.

М. Джалиль

Вот некоторые утверждения А. С. Макаренко по этому поводу. Ваши аргументы "за" и "против" такой позиции.

А. С. Макаренко

"В прошлом году я читал в вашем педагогическом журнале, каким топом надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанниками ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так, что - не то сердится, не то педагогическую мораль разводит".

А. С. Макаренко

"В то время, как мне еще приходилось спорить с Украинским Нарком-просом, меня спросили на педагогической конференции: вы знаете, что такое такт?

  • - Знаю.
  • - А что это такое?
  • - Предположим, вы обедаете с каким-нибудь человеком, и он плюнул вам в тарелку, и вы можете ему сказать: что вы делаете, это нетактично.

А можно поступить и так: взять тарелку и разбить у него на голове. И никакого риска не будет.

Иногда нужно разбивать такую тарелку на голове, доводить человеческий поступок до логического предела, а не замазывать его.

Разве такт иногда не является уклонением от ответственности?

Передо мной мальчик или девочка, с которыми надо что-то сделать, а я не хочу ничего делать, боюсь риска и начинаю тактично поступать. Тактично отъезжать от данного случая в какой-то закоулок".

Все стороны проявления педагога в деятельности оцениваются окружающими с позиции его авторитетности. Авторитет - внутреннее признание окружающими за учителем права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности с детьми, родителями, коллегами. Авторитет - степень доверия к человеку. Авторитет складывается из профессиональной компетентности учителя, его личных качеств, способностей к общению, характера лидерства. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя. Есть два свойства педагогического авторитета.

Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в других он не выступает в качестве авторитета: "Иван Петрович великолепный физик, но организатор из него плохой". "Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем" (А. С. Макаренко).

Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство, повышенное чувство долга и повышенную ответственность.
В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.
Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н.Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам (Я.Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
Качества необходимые для эффективной работы
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.[
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми. 1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность».

Есть много подходов к выделению типов учителей.
Типология педагогов на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.). Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся.
"Сократ"
Это Педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос,учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их..
"Руководитель групповой дискуссии"
Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.
"Мастер"
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
"Генерал"
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
Р. Блэндер, Джон Гриндер в книге: "Из лягушек - в принцы" замечают: "Однажды мы обедали вместе с полковником в отставке, который решил, что собирается стать коммуникатором. У него было две стратегии. Одна - давать команды и ещё одна, предназначенная для получения согласия. Ни та, ни другая не имеют никакого отношения к сбору информации; Вся эта последовательность попросту заканчивается там, где имеется согласие. Так что независимо от того,что он говорит,если вы отвечаете: "Я с вами согласен" он больше не может функционировать. Он человек такого типа, с которым естественным образом вы никогда ни в чём не согласитесь, что бы он ни говорил, потому что у него голос такой, что принуждает вас реагировать отрицательно.

"Менеджер"
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи,качественному контролю и оценке конечного результата.
"Тренер"
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное - конечный результат, блестящий успех, а учащиеся - только члены единой команды, а не индивидуальности.
"Гид"
Преподаватель этого типа - ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен.
Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей:
"Организатор"
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую.
"Предметник"
"Предметник" обладает наблюдательностью. стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. "Предметник" при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую. обучающую ориентировочную функции.
"Коммуникатор"
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью,эмпатичностью, любовью к детям, а процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию.
"Интеллегент"(просветитель)
Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершествования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): "Знание - сила". Они действуют по заповеди пришедшую из древних времен: "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит"(Митина Л.М.,2008, с.29.) .
Другой подход к типизации учителей избран,Б.П.Ковалевым (1989). В основу деления учителей на типы он положил два признака - рефлексивные способности учителя и стиль его общения. В результате выделено пять групп учителей.
Первая группа - самооценка соответствует оценке учителя учащихся, характерен демократический стиль общения.
Вторая группа - учитель правильно прогнозирует свою оценку, но самооценка не адекватна, характерна авторитарность в общении.
Третья группа - у учителя адекватная самооценка, но не адекватен прогноз. В отношениях с учащимися проявляется либерализм; отношения с учащимися хорошие и доброжелательные.
Четвертая группа - низкая адекватность представлений и самооценки; такой учитель стремиться узнать о себе у учащихся, но не умеет общаться, отсюда часты конфликты. Характерен авторитарный стиль общения или общение ситуативно.
Пятая группа - представления учителя противоположны мнению о них учащихся, что вызывает наибольшие трудности в общении.
Типы педагогов по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися.
Р.Атаханов и М.Г. Бобкова (2007) выдели пять типов педагогов:
* с активно положительной профессиональной установкой;
* функциональной профессиональной установкой;
* с нейтрально-безразличной профессиональной установкой;
* ситуативной профессиональной установкой;
* скрыто-отрицательной профессиональной установкой.
Педагоги с активно-положительной установкой на эмпатийное общение дают эмоциональный отклик на переживания учащихся. Они способны предвосхищать поступки учеников, основываясь на понимании их эмоций и мыслей по невербальным проявлениям - мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо понимают речевую экспрессию, легко находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях. Проявляют на уроке доброжелательность, используя похвалу и подбадривание. Это стимулирует активность учащихся: дети подают реплики с мест, выдвигают предположения по решению проблемных задач, свободно высказывают собственное мнение без специального указания учителя. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися.
Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие особенности: дают недостаточный эмоциональный отклик на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Это существенно снижает способность педагогов понимать учащихся. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для "хороших" учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Не всегда могут находить соответствующий тон общения, так как не владеют достаточным репертуаром ролевого поведения. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.
Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом болезненно развитое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события,так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися.
педагоги со скрытно- отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому. что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. они относятся к учащимся предвзято. имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого они плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем,и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке.
Различия в обучающей деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин.
Современное образование выполняет функцию трансляции и ретрансляции науки и культуры, т.е. роль консерватора общественного опыта.
В современных условиях данного типа школы легче адаптировались педагоги-женщины. Как пишут Г.М Бреслав и Б.И Хасан (1990), «легче всего адаптировались педагоги-женщины, которые достаточно легко приняли на себя роль проводника «прогрессивных» идей и знаний, то есть роль репродуктора и надзирателя, ибо эффективность обучения и воспитания в значительной степени определялась контролем правильности выполнения данного действия-образца и соответствующими карательными санкциями» (с.340).
Педагоги-женщины в силу более выраженного их стремления к упорядоченности, конкретного и прагматического мышления, ориентированны на получение необходимого результата и они лучше справляются с образовательными задачами, чем мужчины-педагоги. А почему?
Существуют гендерные различия деятельности и личности педагогов.
Понятие гендер (англ.hender - социальный пол) зачастую рассматривают как обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин. Наверное было бы главным рассматривать личностные проблемы мужчин и женщин, порождаемых дифференциаций их психических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в профессиональных сферах(в данном случае педагогической, обучающих сферах).
Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы.
Нельзя не видеть естественного предрасположения женщин к учительской профессии, сочувствие и терпение, приветливость и веселость, заботливость и трудолюбие женщин внесли многие из благороднейших черт учителя (Г. Мюнстенберг.,2003.с.311).
С.А. Гаранин (1993) выявил, что учителя-женщины в большей степени, чем учителя мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то время как учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников.
Болгарский психолог С.В.Иванов (1990) выявил, что у учителей-женщин проявляется больше, чем у учителей-мужчин, стремление к показу и объяснению учебного материала, они дают учащимся как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки.
Указания, требования, ультимативные рекомендации, прямые распоряжения чаще используют учителя-мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы. В воспитательной работе они больше внимания обращают на внешнюю и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения учащихся. Они чаще используют дисциплинирующие замечания. Таким образом, у учителей-мужчин деятельность несёт в себе отпечаток авторитарности, что связано, очевидно, с их личностными особенностями такими как агрессивность, напористость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и повышенную требовательность. У учителей-мужчин по сравнению с учителями-женщинами больше всего выражена склонность к прямой вербальной агрессии, а не к косвенной вербальной агрессии (c. 349-342)

Литература:
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек - в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО "Модэк", 2001.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться - найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но... они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй - диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора - директора школы, главное - угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора - «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом - раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» - одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем - вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание - главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами - выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус - настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, - вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф - идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то - веселым и взбалмошным, а кто-то - дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» - свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья - всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на в Хогвартс «Инглекс».

или Новая типология педагогов

С самого начала я хотел бы сделать два важных предупреждения для излишне рьяных психологов.
Во-первых, предлагаемая мной типология вовсе не преследует цели обидеть учителей или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика учительских типов необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков и для предостережения учителей от грубых воспитательных ошибок. Поэтому очень хотелось бы, чтобы школьные психологи не восприняли материал как повод для начала боевых действий против педагогов.
Во-вторых, не спешите предъявлять полученную информацию учителям и демонстрировать их принадлежность к какому-либо из перечисленных типов. Постарайтесь просто учесть возможность и такого взгляда на педагогов при психологической работе с ними.
А теперь - к делу.
Педагогический труд представляет собой единство трех пространств - педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). В каждом из этих пространств можно выделить некоторое системообразующее качество, которое кристаллизует вокруг себя в определенной иерархии другие значимые качества и свойства.
Так, по мнению многих психологов, ведущим качеством личностного развития учителя правомерно считать творческое начало. Именно выраженность творческой составляющей в личности определяет нашу оценку учителя: «личность» или «серость». Представим эту основополагающую характеристику педагога в виде первой оси, края которой обозначим как «самостоятельность» и «зависимость».
Базовой составляющей педагогического общения является система отношений. Здесь можно рассмотреть вторую ось, задаваемую понятиями «принятие» и «непринятие» учеников.
Можно считать, что фундаментальной характеристикой педагогической деятельности является основной способ ее осуществления. Один край этой третьей оси - действия, направленные на подавление личности и самостоятельности ребенка, на принуждение к учению и регламентацию поведения (система принуждения). Другой - действия, ориентированные на создание оптимальных условий для творческой самодеятельности ребенка (система, направленная на развитие).
Ни одна из фундаментальных характеристик педагогического труда сама по себе, по нашему мнению, не свидетельствует однозначно о его эффективности. Только в указанном триединстве эти составляющие характеризуют педагогическую работу.
На основе высказанных положений можно построить трехмерную модель пространства педагогического труда. Выделенные нами фундаментальные характеристики трех основных сторон труда учителя - творчество, система отношений, способ осуществления педагогических действий - можно представить как оси системы координат (см. схему вверху).
Восемь пространственных углов, обнаруживаемых на этой схеме, определяются тремя сторонами каждый и могут интерпретироваться как восемь возможных вариантов проявления учителем своих особенностей в пространстве педагогического труда. Иными словами, возникает четко определенная типология учителей, состоящая из восьми основных типов. Предлагаемая типология отражает разные уровни профессионального развития учителей - от самого низкого до абсолютно совершенного.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

"НАПОЛЕОН"

Девиз:

Ученики - неприятное, но необходимое средство моей творческой деятельности.

Краткая характеристика. Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель напоминает полководца, для которого солдаты - это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко цениться руководством. Но дети его не любят. За его абстрактными построениями человека часто не видно. Этот тип часто встречается в администрации школ, рай- и гороно.
Пример поведения . В связи с тем что десятые классы были переполнены, директор принял решение о расформировании одного из классов. Часть учащихся должна была перейти в новую, только что построенную школу. Вернувшись после летних каникул, ребята обнаружили на дверях школы список учащихся, которые остаются в прежней школе. Это были исключительно «хорошисты» и «отличники». Остальным недвусмысленно было указано на дверь. Ребята были в недоумении: столько лет учились вместе, общие интересы, взаимные симпатии, дружба и не только дружба... И вдруг, даже не посоветовавшись с ними, живой организм класса разрезали пополам. Возмущенные десятиклассники пришли к директору. Мария Антоновна (кстати, отличник просвещения, учитель-методист, бывшая до этого момента в неплохих отношениях с классом) была непреклонна:
- Я так решила! Это выгодно и удобно нашей школе. Тех, кто хорошо учится, мы не отдадим - столько сил в вас вложено! А остальным у нас делать нечего.
- Но Марья Антоновна, мы хотим быть вместе, - возразили отличники. - Мы тоже уйдем в новую школу.
- Только через мой труп.
Тем не менее ребята попытались всем классом перейти в новую школу, но учителя не пустили на уроки «лишних». Две недели десятиклассники не учились. Письма от Марии Антоновны на работу к родителям «прогульщиков» подлили масла в огонь. Большинство ребят не выдержало натиска директора и укоров родителей. Но трое продержались еще почти месяц, пока директор новой школы на свой страх и риск не разрешил им посещать занятия в своей школе без документов.
С тех пор Мария Антоновна не отвечает на приветствия своих «бывших» ребят и только багровеет при встрече.
«Пушечное мясо» проявило неповиновение...

"САМОДУР"

Девиз:

Вы виноваты, что я посредственность

Краткая характеристика . Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и случайного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей. Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремление ограничить учеников твердыми рамками запретов.
Пример поведения. Семиклассники написали обращение к директору школы с просьбой заменить у них учителя физкультуры. Под обращением подписался весь класс. Директор сразу не нашел времени отреагировать на него, и на следующий день ни один из учеников класса не явился на урок физкультуры. Разбор конфликта показал, что ребятам пришлось вынести немало унижений и даже физических наказаний от пресловутого физкультурника. Поводом для оскорбления детей («осел», «кретин», «пенек с ушами») служили самые малейшие проступки - двухсекундное опоздание в строй, неудачное выполнение упражнения, задержка в выполнении команды. Нарушения дисциплины - громкая реплика или смех - незамедлительно карались ударами классным журналом, пинками или подзатыльниками.
Подобное обращение дети терпели несколько месяцев, пока наконец по инициативе одного из учеников не написали заявление на имя директора. Выяснилось, что и в других классах на уроках физкультуры происходило то же самое. В результате после обсуждения на педсовете учитель физкультуры уволился из школы. Это принесло облегчение и детям, и ему самому. В системе образования он больше не работает.

"НАРЦИСС"

Девиз:

Я творю, а вы мне не мешайте

Краткая характеристика . Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его не интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.
Другой пример - академический ученый, умозрительно понимающий ценность и уникальность других людей, но в педагогической деятельности решающий только свои научные проблемы, стараясь не проявлять никакого насилия по отношению к детям. Без души.
Пример поведения. Ярко иллюстрирует характерные для этого типа особенности поведения юмористический (но абсолютно реальный) случай, произошедший на одном из уроков физики.
Учитель увлеченно объясняет сложный раздел термодинамики, глядя только на доску, где он делает нужные записи. В какой-то момент он все-таки поворачивается к классу:
- Все понятно?
- Нет! - дружно и искренне отвечает класс.
- Замечательно! Идем дальше.
И как ни в чем не бывало продолжает объяснение.

"НАБЛЮДАТЕЛЬ"

Девиз:

Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте

Краткая характеристика . Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого учителя неспособным даже к манипуляциям. По-видимому, такие люди совершенно нерасположены к педагогической профессии.
Пример поведения . На педагогическом совете было принято решение провести в школе субботник. Учитель М.К. пришел в свой девятый класс и традиционно тихим голосом объявил:
- Завтра суббота. Хоть мы и не учимся, но все должны прийти мыть школьный коридор.
- Но мы завтра идем в поход всей секцией! - выкрикнул один из ребят (надо сказать, что больше половины класса посещало секцию краеведов в районном Доме творчества). - Давайте сделаем уборку в другой день.
- Это ваши проблемы. Нам директор сказал сделать завтра, - опять так же тихо ответил М.К. - Завтра в девять.
И удалился. На следующий день пришли только три ученика, да и те через некоторое время потихоньку улизнули. М.К. подождал до десяти, после чего написал докладную директору. Тот предложил ему самому поговорить с классом и разрешить возникшую ситуацию.
- Я им объявил о субботнике и сам пришел. А они не пришли, - обычным спокойным тоном сказал М.К. - Теперь вы с ними разбирайтесь. Это ваши проблемы.
В описанной ситуации характерными являются слова учителя «это ваши проблемы». Нежелание действовать, стремление переложить ответственность на другого, позиция пассивного созерцателя определяют низкую эффективность педагогического труда.

"ШТАМПОВЩИК"

Девиз:

Я вас люблю, но если надо...

Краткая характеристика. Вероятно, это - самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Поэтому такой учитель осуществляет насилие по отношению к детям.
Пример поведения . Идет урок геометрии в восьмом классе. Проверочная контрольная работа, присланная из управления образования. Учительница Мария Алексеевна, проходя по классу, бросает взгляд в тетрадь одного из лучших учеников класса и обнаруживает, что тот доказал теорему не тем способом, который описан в учебнике, да еще и произвольно оформил запись доказательства.
Учительница, ткнув пальцем в тетрадь ученика, коротко и негромко командует:
- Переделать!
- Но Мария Алексеевна! - с удивлением отвечает ученик. - Разве я сделал неправильно?
- Правильно или неправильно - неважно! Я вас учила по-другому. Запись доказательства тоже не соответствует нужной форме.
- Как это неважно? - начинает возмущаться строптивый мальчишка. - Я придумал доказательство красивее и интересней! А оформление - дело пятое. Главное же - понятно.
- Что ты споришь со мной? - раздражается учительница. - Есть четкие правила: доказывать так, а не выдумывать чего-то. Сказано - переделать!
- Не буду!
- Не будешь? Получай то, что заработал: двойка за контрольную. Остальные задания я и проверять не стану!
В этой ситуации учитель отказывает ученику в праве на творчество, на индивидуальный способ мышления и требует беспрекословного подчинения формальным требованиям и правилам.

"КОТ ЛЕОПОЛЬД"

Девиз:

Ребята, давайте жить дружно!

Краткая характеристика . Этому типу свойственны слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привести к гибели деревца.
Пример поведения . Миша В., ученик восьмого класса, слыл грозой школы и микрорайона. Он никогда не выполнял домашние задания, пропускал уроки, а если появлялся на них, то только для того, чтобы откровенным образом сорвать их, подраться с кем-нибудь из одноклассников и нахамить учителю. Мальчик также был замечен в попытках отобрать деньги у младших ребят. Райотделу милиции его имя было хорошо знакомо.
Классный руководитель Анна Васильевна, никогда не повышавшая голос на детей, периодически вела с ним душеспасительные беседы. Когда в очередной раз Мишу застали, что называется, с поличным (проникнув в раздевалку, он шарил по карманам чужих курток в поисках денег), Анна Васильевна решила снова поговорить с ним:
- Миша, ты знаешь, что я тебе скажу? Брать чужое нехорошо!
- Что вы говорите? - Миша делает вид, что до глубины души поражен этим откровением.
- Миша, вот представь, что у тебя самого кто-то украл деньги.
- Я бы ему в морду дал.
- Но ведь и тебе могут дать!
- Пусть попробуют!
- Миша, давай договоримся, что ты больше не будешь этого делать?
- А почему? - теперь уже вполне искренне удивляется Миша.
- Потому что это противоречит нормам морали.
- А-а!
- Мишенька, я тебя очень прошу, ну пообещай, что этого больше не случится! Я не стану вызывать родителей.
Это аргумент. Отец может и ремень взять.
- Ну ладно... обещаю.
Миша уходит, мгновенно забыв о разговоре. Через три дня ему исполнится четырнадцать, а еще через неделю он попадется на квартирной краже. Колония для несовершеннолетних.
Могли иметь смысл подобные беседы? Сомнительно. Стиль поведения такого учителя не может предотвратить негативные поступки учащихся, ведет к «свободе роста сорняков» в душах детей. Боязнь вмешательства ведет к неоказанию помощи.

"ДОКТОР ФАУСТАС"

Девиз:

Я сделаю тебя таким, каким хочу видеть!

Краткая характеристика . Учитель «лепит» ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он «формирует» личность. Многие, даже несомненно талантливые учителя поднаторели именно в этом, и для многих это - единственный видимый путь.
Пример поведения . Зинаида Борисовна, блестящий учитель математики, человек разносторонне эрудированный, уроки которой интересны и содержат много методических находок, является классным руководителем десятого класса. Однажды, придя на урок, она заявила, что с завтрашнего дня все ее десятиклассники должны посещать еженедельный математический лекторий в педагогическом институте.
- Простите, Зинаида Борисовна, - возразила Настя, - но я, например, не имею никакого желания каждую неделю ездить на другой конец города ради какого-то лектория.
- Как! - вспыхнула учительница. - Вы должны блестяще знать математику, и вам просто необходимо посещение лектория.
- Школьную программу мы осваиваем нормально, - снова не согласилась Настя, у которой были твердые «четверки» и по алгебре, и по геометрии. - Сверх нее нужно тем, кто будет поступать в технические вузы. А мне нужно знать литературу, я ведь пойду на гуманитарный факультет.
Лицо Зинаиды Борисовны сделалось каменным:
- От кого я это слышу?! А я считала тебя культурным человеком. Да как ты сможешь жить, не зная математику! Любая интеллектуальная работа немыслима без математики. Я лучше тебя знаю, что нужно вкладывать в твою голову.
И обращаясь ко всему классу:
- И вы все будете знать математику на уровне спецшколы! Современный человек должен все знать блестяще: и стихи Маяковского, и теорему Пифагора...
- Я не люблю Маяковского! - фыркнула строптивая Настя.
- Культурный человек не может не любить Маяковского, - категорически заявила Зинаида Борисовна. - И вы у меня все полюбите Маяковского. И все полюбите формулу косинусов, и все, что я считаю нужным, полюбите.
Класс затих. Придется полюбить...
В таком явном виде особенности этого типа проявляются не столь часто. Но почувствовать сходный подтекст можно в словах и поведении многих учителей.

"САМОАКТУАЛИЗАТОР"

Девиз:

Ты уникален, как и я, но мы поймем друг друга!

Краткая характеристика . Как нам кажется, именно в этом пространственном углу лежит путь самоактуализирующейся личности учителя. Система отношений с детьми, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним, одухотворенная личностным творческим потенциалом, порождает и систему соответствующей педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка.
Пример поведения. Одна из самых ярких черт учителей этого типа - уникальная гибкость поведения, способность мгновенно находить неожиданные, но педагогически верные способы разрешения возникающих педагогических ситуаций.
Молодая, но педагогически одаренная учительница пришла на первый урок в новый класс. Шестиклассники решили, как обычно в таких случаях, устроить ей испытание. Она входит в класс и видит на шкафу одного из учеников, который сидит там как ни в чем не бывало и жует бутерброд.
Реакция учителя была мгновенной.
- Осторожно, не урони бутерброд за шкаф - потом будет сложно доставать, - невозмутимо говорит она, проходит к учительскому столу, здоровается с учениками и начинает вести урок, как будто забыв о мальчике на шкафу.
Через несколько минут она предлагает ребятам сделать записи в тетрадях и поворачивается к несколько растерявшемуся ученику:
- Дружок, а ведь ты не захватил туда тетрадь, ручку, учебник. Как же ты там будешь работать? Давай я тебе туда все подам?
- Нет, спасибо, я уж лучше за партой, там удобней, - смущенно отвечает тот и слезает со шкафа.
Никаких последствий для озорника этот поступок не повлек, но подобных проверок учительнице дети больше не устраивали.
Возможно, это был и не лучший вариант поведения, но в указанной ситуации он неплохо сработал. С классом сразу установились прекрасные отношения.

Они такие разные, и все-таки в одном месте: вузовские преподаватели. Хотите сдать экзамен без труда и проблем? Тогда вам следует довольно точно определить тип вашего преподавателя, чтобы умело найти подход к нему и успешно сдать даже самый сложный экзамен.

Итак, приступаем: вот вам самые часто встречающиеся типы учителей и классификация преподавателей. И если вы еще не знаете, какие бывают преподаватели и учителя – эта информация поможет вам пробиться в университет и существенно облегчит процесс обучения.

Преподаватель - борец за справедливость

Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.

  • Они искренне верят, что их предмет – самый важный в жизни студента, поэтому с выражением читают каждую лекцию, даже если делают это в 100500-ый раз.
  • Несмотря на то, что во время занятия могут отпустить парочку шуток и приколов, часто бывают довольно суровыми. Тем не менее, террор с их стороны недолго длится.
  • Знают свой предмет вдоль и поперек.
  • Голос повышают нечасто – обычно одного их убийственного взгляда студенту достаточно впасть в уныние, особенно если студент – первокурсник.
  • Во время экзамена оценивают не только знания предмета, но и находчивость и креативность.
  • Оставьте любые попытки списать у них на экзамене – уже много лет назад они изучили все возможные способы, и даже придумали несколько своих.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Преподаватель - пиявка

Эта классификация учителей в школе однозначно подходит и для преподов в универе. Читайте, узнавайте, ищите своих:

  • Большая часть представителей этого типа – особи женского пола. Собственно, именно это и опасно. Стоит случиться малейшей неприятности в их жизни, как они тут же пытаются выместить свое недовольство на незадачливых учениках.
  • Их конспекты – идолы, на которые студенты должны молиться и читать каждую ночь перед сном.
  • Требуют дотошного знания материала, вплоть до цитат, кавычек и запятых.
  • Ненавидят любого вида творчество, креатив и сообразительность.

Преподаватель - флегма

  • Встречается редко, но встречается. И счастливчик тот студент, которому выпадет честь сдавать экзамен такому преподу!
  • Ведет свой предмет тихо, скромно, по накатанной.
  • Зачет для него – обычный исход ситуации, даже если вы отсутствовали на 99% его лекций, обозвали его «лохом» и подсунули кнопку на сиденье стула.
  • У такого препода не просто легко списать, но и даже легко сдать, абсолютно без шпаргалок и бомб.

Принципиальный преподаватель

С этим видом сложнее всего. Такой препод – наказание каждому студенту, и вот почему:

  • Знает свой предмет безукоризненно хорошо. И требует такого же знания от студентов.
  • Спрашивает на экзамене не только вопрос, но и все, что похоже с его тематикой. И не дай бог вам не ответить. А почему? Да потому что дело принципа! Как же вы можете знать экономику, если не знакомы с механизмами рыночной торговли Уганды?
  • Такой препод – сообразительный, зараза. Смекалка срабатывает на лету, а посему противостоять ему смогут только такие же смекалистые. Впрочем, и у них нет шансов, потому что если преподаватель не захочет – не поставит, а потому что дело принципа!
  • Единственный способ сдать ему экзамен – убедить его, что вы из себя ничего не представляете, не выскочка и не тюфяк, не прогульщик и не ботаник. Обычный середнячек, который просто пришел, чтобы просто сдать то, что выучил.

Преподаватель - молодняк

"Зеленый"

Еще вчерашние студенты уже сегодня пришли на работу или на практику. И с ними тоже будет непросто, и вот почему:

  • Креатив так и прет у них со всех дыр. Еще бы: они столько лет изучали этот предмет и не имели возможности применить все свои «гениальные» идеи на практике! Ну, держитесь – теперь они будут применять их на вас.
  • Милые, добрые, чаще всего – женского пола. Всегда стараются всем угодить, боятся кого-то обидеть.
  • Такого преподавателя легко раскрутить на автомат или быструю сдачу экзамена, построив ему глазки или пригласив на чашечку кофе в местную столовку. Пошла – компромат. Не пошла – у нее будет весь оставшийся год чувство вины, что она разбила ваше чувствительное сердце.

Терпеливый западлист

  • Западлист – потому что дотошный и подлый.
  • Терпеливый – потому что хватает терпения отправлять 90% студентов на пересдачу по 7-8 раз. У других бы уже терпение лопнуло видеть одни и те же лица столько раз. А этот – нет, этот терпит, пусть даже его летний отпуск уже заканчивается. Он терпеливо будет и дальше продолжать издеваться над бедными учащимися.
  • Экзамен принимает с момента открытия университета до момента его закрытия. Не видит ничего страшного поставить экзамен (или того лучше – пересдачу) на 20.00 часов вечера 31 декабря.

С ним, к сожалению, ничего поделать нельзя. Он перестанет вас мучить только тогда, когда ему станет скучно это делать. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.

Конечно, ото всех бед вы не можете быть спасены. Но если вам понадобится существенная подстраховка и помощь – студенческий сервис в вашем распоряжении!