Педагогические идеи в произведениях Ф. Рабле, Э


Кампанелла Томмазо (1568-1639) - итальянский коммунист-утопист. В ранней юности поступил в доминиканский монастырь, где изучал философию. Под влиянием произведений итальянского натурфилософа Телезия (1508-1588) Кампанелла перешёл в лагерь противников схо-ластизированного церковниками учения (см.). В1591 г. Кампанелла издаёт в Неаполе свою работу «Философия, основанная на чувствах», направленную против средневековой философии. За свои литературные выступления Камнаелла был арестован и хотя вскоре был выпущен из тюрьмы, однако оставался иод сильным подозрением у инквизиции.

Подвергая критике схоластическое мышление, Кампанелла призывал к опытному познанию, к изучению природы. Кампанелла одухотворял всю природу, рассматривал её как живой организм. Материал истическая тенденция натурфилософии Кам-папеллы сочетается ещё с остатками схоластического мышления, от которого он не освободился полностью. Кампанелла был передовым политическим деятелем и патриотом. Италия находилась в то время под игом испанского владычества, и Кампанелла вступил в борьбу против испанского гнёта, стал руководителем тайной организации, которая ставила своей целью освобождение Италии. В результате предательства организация была разгромлена. Кампанелла находился в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца», впервые опубликованное в 1623 г. В нём он изложил свою мечту об утопическом коммунистическом строе.

Кампанелла - один из первых коммунистов-утопистов. Он отстаивал идею политического и экономического равенства люден. Правда, этот принцип последовательно не развивался Кампанел-лой; в Городе Солнца правящей силой является лишь интеллигенция, «сословие мудрых». В своей книге Кампанелла подверг критике эксплуататорское общество, где «крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство- надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, чёрствыми, обидчиками и т. д.».

Кампанелла с гениальной прозорливостью отстаивал мысль, что в обществе, где но будет частной собственности, социального неравенства и угнетения, создадутся предпосылки для невиданного расцвета пауки, техники, искусства. Солярии (жители Города Солнца) для облегчения своего труда и создания изобилия пользуются усовершенствованной техникой во всех областях производства. Для граждан Города Солнца, для освобождённого человека, труд стал внутренней потребностью, «поэтому каждый, па какую бы службу ни был он назначен, исполняет её как самую почётную. Рабов... у них нет: они в полной мере обслуживают себя сами и даже с избытком». Коммунистический идеал Кам-панеллы был выражением настроений и чаяний городской и деревенской бедноты и интеллигентских низов Италии конца XVI- начала XVII в. Кампанелла был мыслителем-одиночкой, его утопическая идея о будущем справедливом строе была лишь догадкой, мечтой, не основанной на знании реальных законов развитии общества.

В работе «Побеждённый атеизм» Кампанелла под видом критики

В эпоху Возрождения, в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру, провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова «humanus» — человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения , представляя собой прогрессивное явление, был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Значительным вкладом в педагогику эпохи Возрождения явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).
Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.

Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Педагогические идеи Томазо Кампанеллы, выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

«Город Солнца» — это государство, которое, подобно Утопии, построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы «сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

В различных странах педагогическая теория и практика в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Значительной личностью среди гуманистов эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1466—1536). В своем главном труде — «О первоначальном воспитании детей» — Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Эразм отстаивал широкое светское образование — не только для мужчин, но и для женщин, он требовал реформы школьного обучения. Сущность учения Эразма - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности.

С1495 года Эразм преподавал латынь и риторику. Многие годы он был профессором Кембриджского университета. Он создал ряд произведений педагогической направленности: «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514) и другие. Трактат «О приличии детских нравов» (1530) — первое западноевропейское сочинение о физическом и нраве- твенном воспитании детей раннего возраста. В России это произведение было опубликовано в XVIII веке под названием «Гражданство обычаев детских».

Эразм отвергал методы обучения, основанные на зубрежке и подражании непререкаемым образцам. Судьбы людей, считал Эразм Роттердамский, в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. «Людьми не рождаются, а воспитываются» — таково отличие человека от других живых существ. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Подверг уничтожающей критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Пропагандировал такие методы физического воспитания, как гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением — необходимые условия гармоничного развития детей.

Основной труд выдающегося французского гуманиста Мишеля Монтеня (1533—1592) «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своем главном труде М.Монтень обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка.

(до пострижения в монахи - Джованни Доменико) (05.09.1568 г., Стило, Калабрия, - 21.05.1639 г., Париж), итальянский философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 г. монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-1599 гг. возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в том числе утопию "Город Солнца" (рукопись на итальянском языке, 1601 г.; впервые издана в 1623 г. на латинском языке во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, который, вероятно, и сделал перевод).

Кампанелла, как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип "общественного воспитания" с уничтожением частной собственности.

В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит, развитие естественных наук, происшедшее со времени создания "Утопии" Мора, отразилось на "Городе Солнца": в государстве соляриев всё устроено "по науке". Деторождение как святое дело во благо государства должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью два года и более, затем детей делят на группы и передают "на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик". Начиная с трех лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, различными играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. "На седьмом году переходят они к естественным наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремёслам". Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлечённым дисциплинам - математике, медицине; основной формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских - ремеслу. Наставники выясняют, в чём каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремёсел, где он будет использован. Физический труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) - дело чести. Почётнее всего - самые тяжёлые ремёсла.

Нерадивых ждёт не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят главным образом моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и другими почётными наградами. У молодёжи воспитывается - как добродетель и долг - уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящён духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний.

В физическом воспитании торжествует спартанское начало: лишь закалённые люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены общественным строем: солярии оставили позади и римлян, которые добровольно умирали за отечество, "потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности". Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города.

Кампанелла разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние Кампанеллы. В Городе Солнца, построенном в виде концентрических поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определённой последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактические цели, но служат задачам нравственного и эстетического воспитания: портреты великих мудрецов, учёных, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет.

Литература: Квачала И. И. Фома Кампанелла // Журнал Министерства народного просвещения. - 1906. - № 10; 1907. - № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966; его же, "Город Солнца": утопия и наука. М., 1978 (библиогр.); Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969. /p>

Основное произведение - Золотая книга, столь же полезная, как за­бавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.


Право на обучение

Язык преподавания и круг учебных предметов

Физическое воспитание

Нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Умственный труд

Самообразование


Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые.

Преподавание ведется на родном языке. Основ­ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек­тика, естествознание, теоретическое земледе­лие. В обучении широко применяются нагляд­ность и экскурсии.

Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Детей учат нравственности и добродетели, кото­рые послужат оплотом государству.

Основа воспитания - земледелие, которое изу­чается в школах теоретически, на полях - прак­тически: соединение обучения с производи­тельным трудом. Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ре­меслу еще в детском возрасте.

Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, осво­бождаемые от физического труда.

Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив­шие таким образом глубокие познания становят­ся учеными.



МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533-1592)

«Монтень первый ясно выразил мысль о свободе воспитания»

Л.Н. Толстой


Краткая

Биография.

Основные

Труды


Педагогические взгляды

Родился 28 февраля в богатой, просвещен­ной купечес­кой семье. Получил блестящее образова­ние, много путешество­вал.

В1580-1588 гг.

написал свой основ­ной труд.

Был совет­ником

Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.

Монтеня отличал философс­кий скепти­цизм.

Опыты - трехтомный труд, в который вошли размышле­ния филосо­фа о разных областях человечес­кого бытия;

Дневник путеше­ствия.


Цель образования - «знание себя, а также того, что может на­учить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является са­мым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку, которая «изучает не книги, а вещи», за полез­ное в жизни образование.

Резко критиковал схоластическую систему обучения. Высту­пал против схоластики и ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совер­шенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время шко­лы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господ­стве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, за­поминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наи­зусть - еще не значит знать».

Считал, что образование должно прежде всего развивать ум уча­щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные - дети одной матери Природы. Необходимо при­вивать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача образования и воспитания - обретение мораль­ных качеств.

Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.

Главный враг - узость кругозора. Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края.

Программа теоретического образования включает физику, гео­метрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.

Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и иг­рам.

Выступает против жестокости средневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум.

Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимо­сти. Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов си­лой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворе­ния своих самых низменных страстей. Стремился отделить философию от теологии. Считал, что образование «повредит естественным прелестям женщины».


Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца» (1623г.). «Город Солнца» был написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город солнца» хорошо просматривается.

Кампанелла рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев».

За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым? Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел к выводу: существующий строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди равны между собой.

В жанровом плане «Город Солнца» тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране.

В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована частная собственность; труд-общая повинность и главная потребность человека. Все солярии «принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве…А тот, кто знает большее число искусств ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла…считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими…Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». У соляриев 4-часовой рабочий день. В оставшееся от работы время люди должны развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. В городе Солнца господствует духовная аристократия. Кампанелла пишет: «Верховный правитель и них-священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховным правителем становится самый образованный человек. Им может стать человек, достигший 35-летнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такой человек, который окажется мудрее своего предшественника. При Верховном правителе состоят три соправителя: Пон, Син, Мор или Мощь, Мудрость, Любовь. Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, «если только по совещанию между собой не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим. Они действительно настолько разумны и честны, что охотно уступают мудрейшему и сами у него поучаются, но такая передача власти случается редко».

Распределением всего, что производится в городе Солнца, занимаются должностные лица, и никто не может ничего себе присвоить. У соляриев все общее дома, спальни, кровати и все необходимые предметы. Через каждые шесть месяцев начальники назначают «…кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке».

Внутренней торговли у соляриев нет. С купцами из других стран совершается обмен товарами.

Монах Кампанелла пишет, что солярии «на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц». Пары для воспроизводства населения подбирает само государство, «женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же-с худыми, а худые-с полными, дабы они хорошо и с пользую уравновешивали друг друга».

Основная причина зла по Кампанелле-собственность, которая порождает эгоизм. Для достижения своих эгоистических целей, богатства человек начинает грабить государство или становится предателем или лицемером, когда ему недостает могущества и знатности. Кампанелла пишет: «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине…» В идеальной общине Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети целиком воспитываются государством.

Считая, что причина народного несчастия – это невежество, Кампанелла большое внимание уделил народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Они изучают азбуку, по картинам знакомятся с историей и языками. С семи лет они изучают естественные науки и другие предметы, вместе с этим их учат ремеслам и сельскому хозяйству. Дети, воспитанные таким образом, сходны по способностям и нраву, отчего в государстве великое согласие, «поддерживаемое неизменной взаимной любовью и помощью друг другу».

Осуществление своей программы Кампанелла, возлагал на Европейских государей, испанского, затем французского короля и Римского папу, стремясь достичь, духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.