Резьба по дереву татьянка окская. Способы художественной резьбы по дереву

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.

Читайте также

Стили резьбы по дереву


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

Искусство резьбы по дереву доступно практически каждому, несмотря на возраст, пол и даже наличие художественных способностей. Такое заявление еще совсем недавно показалось бы как минимум странным, но сегодня оно подтверждается многолетним опытом резчиков и преподавателей, работающих в стиле резьбы по дереву «Татьянка».

Эта техника родилась в 1990 году в результате творческого эксперимента мастера Шамиля Сасыкова и превратилась в целую художественную систему, которой уже обучилось более 10 тысяч человек. Для кого-то из них резьба «Татьянка» стала увлекательным хобби, для кого-то — любимой работой, а для кого-то просто приоткрыла дверь в мир резного искусства. Возможно, и вы захотите попробовать свои силы в этом виде творчества после знакомства с серией уроков по резьбе «Татьянка» для начинающих, которые мы будем публиковать на сайте.

Рабочее место

Резьба по дереву — процесс увлекательный, но длительный, поэтому очень важно, чтобы ваше рабочее место было максимально удобным. Для резчика в стиле «Татьянка» подойдет любая ровная деревянная плоскость, верстак, даже угол стола или подоконника, а то и просто табуретка. Лучше, конечно, чтобы это был стол или верстак, тяжелый и упертый в стену, с деревянной столешницей. Но подойдет и полированный стол, просто положите на его поверхность кусок фанеры или чертежную доску размером не меньше 20х20 см. Тогда инструмент не сломается, если вдруг сорвется и воткнется в столешницу. Кстати, очень хорошим материалом для поверхности стола является липа, осина, ель.

Обратите внимание, что мы не закрепляем учебную доску — на столе она лежит свободно — и часто работаем без упора. Важно, чтобы вы сразу привыкали выполнять работу именно так, потому что заготовки из липы мягкие и от упора во что-нибудь твердое на их поверхности образуются вмятины.

Освещение

Работа резчика достаточно кропотливая, требует четкости исполнения и аккуратности, следовательно, все должно быть хорошо видно. Освещение лучше всего выбирать естественное или современное с широким спектром. Неплохо, если стол стоит перед окном и имеет дополнительное освещение от любой настольной лампы. Главное — нужно следить за тем, чтобы свет не отсвечивал от доски в глаза.

Так как след от карандаша при резьбе полностью срезается («исчезающий рисунок»), то при этом остается только чистое дерево без цветовой контрастности, но уже с рельефом. Если такую доску дополнительно освещать сбоку, то неровности рельефа отбрасывают тени, и все становится четко различимым.

Материал

Для резьбы по дереву, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и сучков. Хотя при желании мастер сможет обыграть любой завиток или сучок. Мы же используем чистые доски или заготовки, поскольку вырезаем, словно рисуя на полотне бумажного листа, — не учитывая текстуру дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом. Лучше всего для наших целей подходит древесина липы. С уверенностью можно сказать, что самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба в стиле «Татьянка» получается именно на ней. К тому же это довольно распространенная в нашей стране древесная порода, которая традиционно используется в декоративно-прикладном искусстве, например, для изготовления заготовок и форм для росписи. Липа — материал мягкий, пластичный и удобный для выполнения резьбы. Она легко режется практически во всех направлениях и не требует большой физической силы, поэтому работать с ней могут как женщины, так и дети.

Выбирая доску для вырезания учебных орнаментов, первым делом обратите внимание на ее торец — здесь древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски. В серединной (радиальной) доске слои располагаются и вовсе поперек, поэтому у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах. Чем ближе доска к коре, то есть к краю бревна, где слои размещаются полого к поверхности, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Плохо, когда слои размещаются под углом к плоскости доски, наискось, образуя косослой. На поверхности такой доски легко можно резать только по направлению волокон, а вот в другую сторону — против волокон труднее: здесь слои уходят вниз, поэтому и стружка от стамески тоже уходит вниз. С горем пополам с этим удается справиться, но все же срезы получаются чаще всего нечистые, занозистые, образуются сколы. Таким образом, любые включения, отклонения от «спокойного», «ровного» размещения слоев усложняют процесс резьбы, особенно для начинающих резчиков, не имеющих достаточного опыта работы с деревом.

Хранение доски

В перерывах между работой учебную доску не следует держать в пакете или в мокрой тряпке, иначе в дереве развиваются различные бактерии, оно темнеет и может покрыться плесенью.

Лучше всего для хранения досок подходят не отапливаемые помещения с уличной влажностью: сарай, сени, баня, гараж, лоджия или балкон. Не рекомендую держать доски в ванной комнате, холодильнике, подвале или на солнце.

Влажность

В процессе резьбы поверхность учебной доски все время подсыхает, поэтому ее необходимо постоянно увлажнять для поддержания в рабочем состоянии — примерно 12-15% влажности. К этому надо отнестись очень ответственно! Поэтому можно заранее, за несколько часов до работы слегка увлажнить доску, промачивая в основном торцы. Поскольку все доски разные, следует самому на практике проанализировать результаты увлажнения и определить продолжительность замачивания доски.

А вот изделия, в отличие от досок, замачивать нельзя. Особенно клееные шкатулки: они деформируются и могут развалиться. Поэтому, начав работать со свежей заготовкой, постарайтесь выполнить работу в течение нескольких дней. Чтобы резать с достаточной для этого скоростью, предварительно оттачивайте все приемы резьбы и вырезайте узор на простых учебных досках. Но есть, конечно, свои хитрости. Например, большое изделие можно локально увлажнять тампонами, промокая слегка верхний слой, но ни в коем случае не допуская увлажнения более пяти процентов от всей плоскости.

Инструмент

Для удобства и четкой организации учебного процесса был разработан специальный инструмент «Татьянка», обладающий параметрами, рассчитанными именно для работы по мягким пластичным породам древесины и выполнения из единого массива дерева ювелирно-тонкого, ажурного и технически сложного растительного орнамента «Татьянки». Самодельные или фабричные инструменты малопригодны: в них много брака и несоответствия, в том числе по размеру, профилю, толщине полотна стамески и т. д. Конечно, если нет возможности использовать специальный инструмент для выполнения приемов, описанных в уроках по «Татьянке», то можно приспособить для работы и другие резцы. Но в этом случае практическое обучение будет осложнено, займет больше времени, да и сам характер резьбы изменится.

Для выполнения первых простых учебных орнаментов вам будет достаточно минимального, так называемого ученического набора «из трех штук», в который входят нож-косяк, стамески № 17 и № 6.

Стамески

На первом этапе обучения резьбе «Татьянка» лучше всего начинать работать именно полукруглыми (радиусными) стамесками среднего диаметра. Это стамески с профилем лезвия, имеющим в поперечном сечении часть круга. Если их поставить торцом на доску и провернуть вокруг оси, их лезвие должно прорезать дерево, замкнув окружность.

Используемые нами стамески позволяют сделать хороший, достаточно глубокий срез и получить четкий рельеф, при этом они довольно маневренные и хорошо подходят для отработки основных приемов работы инструментом.

Обратите внимание на то, что в «Татьянке» мы не применяем молоток или киянку — срезание дерева производится только за счет приложения усилия рук. Это, кстати, очень полезно для развития мелкой моторики рук как у детей школьного возраста, так и у взрослых.

Нож-косяк

Один из главных инструментов резчика — нож-косяк, названный так по форме лезвия с косым срезом. Нож-косяк «Татьянка» рассчитан на руку среднего размера. Длина лезвия от ручки до пятки должна быть такой, чтобы пятка не доставала своим углом до руки 2 см. А длина лезвия от ручки до носка определяется расстоянием до пятки при угле в 45 градусов. Ширина полотна лезвия должна быть в пределах 15-25 мм, а толщина полотна — около 1,5 мм.

Полезно знать

Как разобраться с материалами для резьбы

Первым делом обратите внимание на торец доски — древесина должна быть плотной, однородной и не рыхлой, как на рисунке.

По торцу доски сразу видно, из какой части бревна она взята. Чем ближе к середине бревна, тем под более крутым углом располагаются годичные кольца к поверхности доски.

Основные разрезы ствола:

  1. Поперечный — разрез, проходящий перпендикулярно к оси ствола и направлению волокон и образующий торцевую плоскость ствола, доски, бруска. На поперечном разрезе ствола видна сердцевина, кора и древесина с ее годичными слоями.
  2. Радиальный — продольный разрез, проходящий вдоль оси ствола через его сердцевину, у таких досок повышенная скалываемость при поперечных срезах.
  3. Тангенциальный — продольный разрез, проходящий на некотором расстоянии от сердцевины. Древесина на указанных разрезах имеет различный вид и текстуру.

Чем ближе доска к коре, тем плотнее древесина. Такую доску можно резать легко и свободно: почти везде, по всей плоскости сохраняется однородная плотность, и резьба выполняется лучше.

Расскажу немного о моем инструменте для резьбы.
Когда начал ходить в клуб резьбы по дереву, я пользовался инструментом мастера. И сразу начались мечтания о собственном инструменте.
У парня с которым я ходил на резьбу отец работал на каком-то металлургическом заводе и я заказал у него 2 полукруглые стамески, потом мне подарил еще пару резцов друг брата, 2 ножа и 2 полукруглые стамески знакомый художник, 1 нож парень со двора. Сталь хорошая инструментальная, пользуюсь ими и сейчас.

Потом как-то к нам домой приходил сантехник, чинить кран и мы разговорились, я рассказывал ему о том что занимаюсь резьбой. И он сказал, что у него дома лежит набор резцов советский и он хочет мне его подарить) я был безумно рад и прыгал до потолка, он сходил домой и принес его. Это было круто, они даже не заточенные были!) особенно мне понравился нож, он долгое время был моим любимым инструментом. Резал красиво и ровно. Долго держал остроту, советские резцы - классные резцы!

Затем у меня был перерыв с резьбой, да и заточить ножи и резцы было негде.
Потом я стал разыскивать магазины и рынки, палатки, где можно было бы купить резцы. Но не находил.
Не много научился точить тот инструмент который у меня был, но это было очень неумело.
Через какое-то время я нашел в интернете страничку tatianka.ru, но тот момент на выбор были только отечественные резцы и ножи и я заказал себе пару ножей и стамесок, так мой арсенал стал пополняться))



Я копил деньги и купил себе не большой набор из 12 резцов Татьянка. Мне он нравиться, сейчас им пользуюсь. Вырезал с помощью него шкатулку. Сталь не плохая, но конечно не сравниться с Pfeil, их нужно часто править на коже с пастой ГОИ и потом подтачивать. Они подходят только для мягких пород древесины (липа, ольха, клен, береза).

Потом мне на тот момент моя девушка (а сейчас уже жена) подарила на день рождения набор из 7 ножей, я был очень рад. Вырезал с помощью них обрамление для зеркала ), шкатулку с геометрическим рисунком и ящик для пожертвований.

В магазине Леруа Мерлен нашел резцы чешской фирмы Narex и конечно я не смог удержаться и купил их. (Кто ищет, то всегда находит). Резцы хорошие, сталь лучше чем у Татьянки, но и стоят они в 2 раз дороже.

Когда я был в Москве к командировке, проездом или в гостях у друзей я заходил в магазин Татьянка на Бауманской. Конечно мне там очень понравились резцы фирмы Pfeil и я себе прикупил пару ножей.
Они хорошо показали себя в работе, долго остаются острыми, хорошо и чисто режут древесину, как мягких так и твердых пород (резал ими бук, дуб).
Сейчас у меня несколько резцов и ножей Pfeil и они самые любимые, т.к. это очень хороший инструмент. Стоимость у них от 500 р. (самый дешевый нож) и выше, но по-моему мнению это не переплата за бренд, а покупка хорошего и качественного инструмента (еще раз это мое мнение, не все могут быть со мной согласны, но я считаю так).

Также у меня появился интересный нож фирмы Bahco. Я купил его за 4 евро, не плохая цена за хороший нож. Отлично режет бумагу и древесину как мягких так и твердых пород.

Я люблю хранить резцы в тканевых скрутках, ящичках:

Также я подписываю свои резцы.

Один небольшой совет, если вы не пользуетесь по какой-то причине ножами, резцами, то смазываете резвия любым инструментальным маслом (я пользуюсь WD-40), чтобы они не заржавели.

Думаю, что все резчики со мной согласятся, что резцов мало не бывает)))) но при этом я сторонник разумности, денег много не бывает, потому нужно стараться покупать тот инструмент, который будет использоваться и окупит себя, а не будет просто лежать без дела.
Ни и напоследок о мечтах))) хочу заработать и купить себе вот этот чудесный чемоданчик все той же любимой фирмы Pfeil:

Есть много других хороших производителей как отечественных так и иностранных которые производят и продают инструменты для резьбы, я написал о своих.
Хочу добавить ссылки на некоторые ресурсы которыми я пользуюсь, где можно поискать инструмент, приспособления, оснастку и все необходимое для резчика и хороший форум Мастеровой.
tatianka.ru
reznoe.ru
stameskino.ru
rubankov.ru
kalpa-vriksa.ru
forum.woodtools.ru

Спасибо за внимание.

В тексте указаны работы выполненные резцами, далее будут добавлены ссылки на статьи этих работ.
И обязательно будет статья о заточке ножей и резцов.

В статье использованы фотографии с веб-страницы tatianka.ru

Купить и заказать деревянные работы можно в моем магазине

Резьба по дереву на протяжении многих лет привлекает внимание не только ценителей искусства, но и людей, которые хотят освоить этот декоративный вид ремесла. Придание уникального облика деревянным изделиям является самым популярным способом художественной резьбы.

Оригинальная технология резьбы по дереву «Татьянка» собрала почитателей разных возрастов по всему миру. Тем более что для создания необыкновенного изделия требуются всего несколько инструментов: стамеска и резак.

Где можно научиться резьбе по дереву в технике «Татьянка»?

Способ «Татьянка» позволяет начинающему резчику освоить с легкостью все принципы и правила резьбы по дереву. Изучить технику можно с помощью обучающих курсов, которые проводятся ее основателем Шамилем Сасыковым или посредством обучения на курсах в других школах. На учебных занятиях каждый резчик от новичка до опытного мастера узнают поэтапный процесс изготовления креативного изделия из дерева.

К каждому ученику подбирается индивидуальный подход, на основании которого и стоится план занятий. Срок занятий неограничен. Для каждого резчика выбирает определенный уровень резьбы.

Резьба по дереву «Татьянка» может изучаться самостоятельно с помощью видеороликов в интернете. Многие резчики делятся своим опытом и дают полезные советы. Посредством видео занятий можно освоить поэтапную резьбу по дереву. Сначала необходимо выполнять простые элементы.

Также есть в продаже множество учебных пособий, которые обучают технике «Татьянка». Из книжных иллюстраций можно узнать, как правильно нанести рисунок на заготовки, как вырезать выемки и многое другое.

Изготовление деревянных изделий с помощью техники «Татьянка»

Резьба по дереву «Татьянка» представляет собой уникальную технологию изготовления резного растительного узора, который позволяет выполнить удивительные шедевры из дерева. Например, можно создать изящные украшения и аксессуары, сувенирную продукцию, декоративное панно, мебель и декоративные элементы интерьера.

С помощью резьбы по дереву можно создать объемные скульптуры, украшенные резным орнаментом и кружевом.

Мебель, созданная методом «Татьянка», органично впишется в любой интерьер помещения. Эксклюзивные столы, стулья, стеллажи, двери и другие изделия, выполненные своими руками, привнесет в интерьер эстетику и колорит.

Резьба по дереву: процесс и технология

Чтобы начать работу, необходимо на заготовку нанести выбранный рисунок. Новичкам не следует выбирать сложные узоры, достаточно начать с простого геометрического орнамента. Контуры основных деталей необходимо обвести резаком. Резак должен быть заточен с двух сторон и иметь длинную отполированную фаску.

После нанесения рисунка и обведения контуров в процесс вступают стамески. Их нужно подбирать так, чтобы ширина инструмента соответствовала ширине изображения. Стамесками вырезаются выемки на маленьких деталях по направлению обводки. Каждая выемка вырезается одним движением стамески, при этом ее край должен быть отполирован и удлинен.

Переход стамески на формирующий элемент должен осуществляться следующим образом: фаска вдавливается в элемент второй рукой, после чего образуется соответствующий след. Выемки на основных элементах вырезаются также одним точным проходом стамески.

Маленькие детали завершаются вертикальным срезом дерева теми же стамесками. Контур деталей обводится под небольшим углом к поверхности заготовки, который следует направлять внутрь или наружу относительно контура.

Можно сделать дополнительную обводку под внутренним углом, если границы контура направлены наружу и обведены под углом. Таким методом можно выполнить ажурную, изящную резьбу, которая состоит из растительного элемента с использованием орнамента или фигур птиц, животных или насекомых.

Для выполнения резьбы следует положить заготовку на горизонтальную рабочую поверхность. Режущие инструменты необходимо держать двумя руками. При этом резак или стамеску надо держать в таком положении, чтобы несколько пальцев и ладонь одной руки находились непосредственно на инструменте, а вторая рука перемещала заготовку в необходимом направлении.

Фаску в вырезаемую выемку нужно вдавливать указательным пальцем. В ходе процесса вырезания используются отлогие, полукруглые стамески среднего и крутого уклона. Вырезать элемент начинают от обведенного контура или с середины, а заканчивают в том месте контура, который заранее обведен резаком.

Удерживание резака или стамески обеими руками позволяет обеспечить безопасность человека и контролировать силу надавливания на инструмент.

Преимущества резьбы по дереву способом «Татьянка»

С помощью резьбы по дереву создаются необыкновенные изделия, которые уникальны по своей природе. Данная техника включает в себя:
- высокое качество резьбы;
- необычность способа;
- минимальное затрачиваемое время;
- безопасность;
- использование любой древесины;
- точную обводку контуров;
- использование минимального инструментария;
- эстетичный внешний вид каждого изделия.

Резьба по дереву «Татьянка» является необычным способом, в котором применяются специальные режущие инструменты. С помощью инструментария, который обладает принципом единичной обработки, можно изготавливать удивительные декоративные изделия из массива дерева.

Обучиться приемам резьбы по дереву можно в короткие сроки и без приложения значительных физических нагрузок. Немного опыта, и каждый новичок за короткое время может создать форму, полученную способом рельефной резьбы.

Совет 1. Перед началом работы инструменты следует хорошо подготовить, а именно заточить, тогда любая порода дерева будет обрабатываться легко и просто.

Совет 2. Элементы первого слоя необходимо вырезать с особой тщательностью. Иначе не недоделанный основной слой остальные лягут неправильно и некрасиво.

Совет 3. Для того, чтобы исключить повреждения слоев, необходимо продумать последовательность воспроизведения деталей.

Резьба по дереву в стиле "Татьянка" была создана Сасыковым Шамилем в декабре 1990 года и запатентована как изобретение, названа автором в честь жены - Татьяны Владимировны. Сейчас "Татьянка" - семейная компания, в которой помимо автора работают и его семеро детей: руководят производством инструмента, организуют поставки, занимаются интернет-продажами, администрируют сайт, создают рисунки и орнаменты, верстают и редактируют учебные пособия, преподают в центре "Татьянка".

Самым молодым видом деревянной резьбы является, придуманный в 90-х годах прошлого века, способ под названием «Татьянка». Резчик по дереву, Шамиль Сасыков, разработавший оригинальную технологию, дал ей название в честь свой жены Татьяны. С конца уже минувшего 20 века популярность авторского метода резьбы возросла до небывалых размеров, и теперь он является одним из самых используемых, появились даже специальные школы, где методы «Татьянки» изучают люди разных возрастов. Одним из преимуществ этого способа является то, что освоив его, начинающий резчик с легкостью поймет принципы других видов резьбы по дереву.

Необычность способа заключается в том, что для «Татьянки» используются специальные инструменты, которые благодаря принципу единичной обработки позволяют создавать декоративные элементы из древесины. Те же формы, полученные методом рельефной резьбы, создаются опытным мастером в течение нескольких часов, способ Шамиля Сасыкова позволяет затрачивать на них намного меньше времени, не прикладывая значительных физических нагрузок.

Для резьбы в стиле «Татьянка» могут быть использованы практически любые породы древесины, как твердые, так и мягкие. Специальные инструменты, в случае если они хорошо заточены, с легкостью обрабатывают любой материал. Однако заточка инструментов должна производится с учетом особенностей того или иного вида древесины.

Резьба «Татьянка» многослойная, поэтому очень важен процесс перехода от одного этапа работы к другому. Если элементы первого слоя вырезаны недостаточно качественно или вообще недоделаны, то последующие не смогут лечь правильно и красиво. При прорезании нижних фрагментов рисунка могут возникнуть сложности, если верхние уже закончены, так как доступ к основанию без повреждения уже имеющихся элементов будет затруднен. И даже если кропотливые старания, в конце концов, увенчаются успехом, и нижний слой будет достигнут для обработки, невелика вероятность, что его рисунок получится выразительным. Для того чтобы оптимизировать процесс работы и исключить повреждение слоев нужно досконально изучить этапы резки, продумать расположение деталей и последовательность их воспроизведения. Одно неверное движение и неправильно срезанный элемент будет невозможно восстановить.