Интервью с Оксаной Ухлиной: жизнь в Индии, как она есть. Путешествие в Индию: шок – это по-нашему

Текст: Виктория Крундышева

О ЖИЗНИ ИНДИЙСКИХ ЖЕНЩИН мы узнаём либо из болливудской классики вроде «Зиты и Гиты», либо из сводок новостей: пока на экране поют жизнерадостные красотки в ярких сари, в реальном мире женщин серной кислотой и во время операций по стерилизации. Недавно социальные сети облетел , в котором положение женщин сравнивают с коровами - не в пользу первых.

В индийской культуре женщине до сих пор отводят всего две роли: в зависимости от возраста её воспринимают либо как продолжение мужчины (дочь или жену), либо как мать семейства - хранительницу домашнего очага. И в первом, и во втором случае у женщины нет реального голоса, то есть её жизнь полностью зависит от воли мужчины. В последние несколько лет в стране открыто заговорили о домашнем и сексуальном насилии, о и даже о . Мы попросили Викторию Крундышеву, которая пять лет назад переехала в Индию, рассказать об истоках жестоких практик и о том, что с индийскими женщинами происходит сегодня.

Самосожжение и легенда о Сати

Индуистская мифология метафорична и открыта для интерпретаций - в ней немало сильных и самостоятельных женских образов, однако патриархальный уклад допускает лишь одну трактовку мифологических сюжетов. Идеальной женой и ролевой моделью для индийских девушек стала Сати (Савитри) - героиня древнего эпоса «Махабхарата». Главное качество Савитри - её бесконечная любовь к мужу: по легенде, принцесса последовала в загробный мир за любимым после его смерти и благодаря своей хитрости и смекалке победила местного правителя, вызволив и супруга, и себя. Со временем история Савитри трансформировалась: в поздних пересказах мифа на первый план выходит уже не мудрость принцессы, а то, что её верность и поклонение мужу заставили её пойти за ним в загробный мир. Имя «сати» получила жестокая традиция, которая обязывает вдову после смерти мужа взойти на погребальный костёр и заживо сгореть вместе с телом мужа - чтобы встретить с ним загробную жизнь.

Отказ добровольно проститься с жизнью считался бесчестьем. Женщин, которые не хотели гореть вместе с умершим мужем, не уважали и сторонились, а ещё чаще наказывали - то есть всё равно сжигали. Обряд сати, который был распространён по всему субконтиненту - яркая иллюстрация положения женщины в индийском обществе: первые свидетельства этой практики восходят к I веку до нашей эры, а наибольшую популярность она получила в 1800-х годах. Хотя со временем обряды сати проводились всё реже и реже - они сохранялись лишь в далёких деревнях и самых бедных районах Индии, - окончательно традиция была искоренена только после запретительного закона (Prevention of Sati Act) в 1987 году, который был принят после громкого случая самосожжения 18-летней вдовы.

Даури и фемицид

Фемицид (женский инфантицид, или убийство новорождённых девочек) в Индии практиковался веками и продолжает существовать сегодня. Правда, убийства младенцев сходят на нет, так как появилась возможность делать . У появления фемицида много причин: это и общая бедность, и потребность в тяжёлом физическом труде, которым в основном занимаются мужчины, и обязанность родителей невесты платить семье зятя богатое приданое. И хотя, как и сати, фемицид был запрещён ещё во время британского правления, долгое время он оставался одной из главных социальных проблем Индии.

В 1991 году была принята правительственная «Программа по защите детей», а год спустя - «Колыбельная программа», позволяющая анонимно отдавать детей на усыновление. В некоторых штатах семьям с двумя или более дочерьми выплачивают пособия. Несмотря на государственные меры, фемицид существенно повлиял на демографию в стране: сегодня в Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы прекратить селективные аборты, государство запретило процедуры по определению пола ребёнка - однако в подпольных клиниках это всё равно можно сделать за 3–8 тысяч рупий (примерно та же сумма в рублях). Только за 2016 год двенадцать докторов были отстранены от работы по подозрению в том, что нарушали запрет. В борьбе с фемицидом правительство и некоммерческие организации задействовали социальные сети и маркетинговые кампании, их самый известный слоган - «Save a Girl Child» («Спаси девочку»).

Древний обычай даури - так называется традиция, обязующая семью невесты платить семье жениха - ещё одна иллюстрация того, что женщина в индийском образе считается обузой. Платить можно и деньгами, и «подарками»: недвижимостью, машинами, украшениями и дорогими бытовыми приборами. Даури официально запретили в 1961 году, но отследить выплату приданого трудно, поэтому практика существует до сих пор.

Система даури поддерживает идею, что мужчины более ценны, чем женщины, и обладают врождёнными привилегиями. Она пронизывает всю матримониальную систему Индии - особенно это заметно при поиске невесты, когда к женщине предъявляются абсурдные требования: оценивается образование, таланты, цвет кожи и внешность потенциальной супруги. Лучшей невестой считается та, которая обещает не работать после свадьбы, а заниматься исключительно хозяйством и детьми.


Болливуд и стереотипы

Болливуд безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов - поэтому гендерные стереотипы, которые он транслирует, заслуживают отдельного внимания. До недавнего времени женские образы в Болливуде были представлены либо героинями, всегда второстепенными по отношению к главному герою, либо участницами так называемых item numbers (музыкальных вставок). Героиня item number - соблазнительная красотка, которая фигурирует в фильме на протяжении одной песни и не добавляет в сюжет ничего нового, а просто радует мужской глаз. Болливудская дихотомия «женщина-ангел» - «женщина-шлюха» сильно повлияла на мировоззрение индийцев: общество приклеивает женщине ярлык «плохой» или «хорошей» в соответствии с киностандартом.

Степень объективации женщин в индийском кино трудно осознать, не понимая текста песен: композиции, сопровождающие item numbers, часто имеют недвусмысленный сексуальный подтекст и откровенно поощряют насилие. «Не важно, скажешь ли да или нет. Ты моя, Киран», - эту строчку из известной песни каждый в Индии знает наизусть. Звучит она из уст культового актёра Шахруха Хана. Рэпера Хани Сингха, чьи треки часто звучат в болливудских блокбастерах, постоянно обвиняют в мизогинии. Своё отношение к женщинам певец не скрывает: он записал целый альбом о сексуальном насилии, который так и называется - «Насильник».

Мужчины напевают эти песни на улице, когда какая-нибудь девушка кажется им привлекательной. Во многом благодаря Болливуду уличные приставания считаются нормой. В популярных комедиях, например, «Отрываясь по полной - 2» («Grand Masti»), главные герои пристают к героине на улице и следуют за ней, пока та не устаёт от внимания и не «сдаётся». Из подобных сцен зрители усваивают, что незаинтересованная или открыто отвергающая ухажёра женщина не знак «стоп», а вызов и признак того, что нужно приставать активнее, «добиваться» девушки.

В последнее время в индийском кино прослеживается обнадёживающий тренд: в фильмах появляется всё больше сильных героинь и женщин-протагонисток (например, в картинах «Королева», «История» («Kahaani») и «Мэри Ком»). Однако массовое кино по-прежнему держится на «тестостероновых» комедиях и блокбастерах, приносящих большой доход.

Нирбая и страна насилия

Переломный момент в обсуждении прав женщин случился в декабре 2012 года, когда вся страна узнала об ужасающем групповом изнасиловании в Дели. Город называют «столицей изнасилований» - именно здесь происходит больше всего жестоких преступлений против женщин.

14 декабря 23-летняя девушка (в прессе её имя не стали разглашать, дав ей псевдоним Нирбая) пошла в кино вместе со своим молодым человеком. После сеанса они сели в автобус, где находились шестеро мужчин, в том числе один несовершеннолетний; они жестоко избили девушку и изнасиловали её, а после оставили на дороге раздетую и истекающую кровью. Молодой человек, попытавшийся защитить Нирбаю, получил удар по голове, но выжил, а его спутница скончалась в больнице через две недели из-за многочисленных повреждений внутренних органов. Преступление получило беспрецедентную огласку и вызвало бурную реакцию и в Индии, и в мире. В Дели и других городах прошли акции протеста, а насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни.

Гибель Нирбаи спровоцировала серьёзную дискуссию о положении женщин в Индии, но проблема по-прежнему не решена. Политики много говорят о том, что было бы неплохо обеспечить безопасность женщин и ужесточить наказания за изнасилования, но преступлений не становится меньше, и многие из них отличаются жестокостью. В столице Индии Дели женщины стараются не выходить на улицу в одиночестве после наступления темноты.

Стоит отметить, что жертвами насилия и дискриминации в первую очередь становятся женщины индийского происхождения, а иностранки, даже если они живут в стране очень долго, чувствуют себя в большей безопасности. Возможно, это связано с тем, что преступления в отношении иностранцев привлекают внимание госслужб и консульств, и полиция относится к ним серьёзнее, чтобы не навлечь международный скандал. Иностранок, особенно из Европы, считают более «распущенными» и - если использовать болливудскую терминологию - более «item», то есть выполняющими декоративно-развлекательную функцию.


Виктимблейминг и западные ценности

После дела Нирбаи и других громких преступлений индийцы стали открыто требовать реакции властей. Но большинство политических и религиозных лидеров не только отказываются брать на себя ответственность за решение проблемы, но подливают масла в огонь, виня во всём жертв насилия и открыто поддерживая патриархальные установки.

Массовые протесты в 2012 году один из крупнейших религиозных лидеров страны Асарам Бапу прокомментировал так: «Жертва виновна не менее насильников. Она должна была не противиться, а взывать к насильникам как братьям и умолять их остановиться. Она не должна была садиться в автобус и идти в кино с молодым человеком». «Женщины не должны шляться по улицам с мужчинами, если не состоят с ними в родстве. Такие случаи - результат влияния западной культуры и стиля в одежде», - заявил лидер правой политической партии «Раштрия сваямсевак сангх» Мохан Бхагуот. Перекладывание вины на «влияние Запада» - характерный приём для политиков, выступающих за «сохранение традиционной индийской культуры». Эта очевидно популистская позиция игнорирует тот факт, что насилию подвергается множество женщин из традиционных семей, не имеющих никакого доступа к западной культуре.

На требования высшей меры наказания для насильников политик Мулаям Сингх Ядав заявил : «Мальчишки ведут себя как мальчишки, разве нужно их за это вешать?» Прогрессивные слои индийского общества ужасаются подобным высказываниям, но большая часть населения попадает под влияние популистов. В массе индийцы по-прежнему считают, что жертва « », а в некоторых случаях насилие может быть оправданно.

Женщины, пережившие насилие, редко обращаются в полицию: из-за коррупции многие дела не доходят до суда, кроме того, с жертвами зачастую плохо обращаются. Полицейские допускают ехидные комментарии и откровенно унижают женщин, известно и о случаях насилия в полицейских участках. Правозащитники считают, что в 9 из 10 случаев изнасилования жертва не сообщает о нём в органы власти, из-за чего преступники чувствуют абсолютную безнаказанность и вседозволенность.

Разговор о равенстве

В Индии до сих пор нет закона, запрещающего домашнее насилие. Женщины ежедневно сталкиваются с домогательствами в общественном транспорте, непристойными комментариями на улице и осуждающими взглядами со стороны пожилых людей, которым не нравится их «слишком современная» или «чересчур открытая» одежда. Однако есть и сдвиги к лучшему: в последние несколько лет о насилии наконец стали говорить, а популярные медиа и знаменитости осознали, как сильно влияют на общество - и теперь открыто призывают уважать женщин.

Всё больше медиа и социальных платформ пишут о равноправии - и впервые за много лет призывают активно бороться с сексизмом и выступать против насилия. На изменения реагирует и Болливуд: сенсацией 2016 года стала картина «Розовый» («Pink») с одним из самых известных и уважаемых актёров страны Амитабхом Баччаном в главной роли. Этот фильм затрагивает проблему виктимблейминга, говорит о принципе согласия и уважении к правам женщины.

Современная Индия только начинает разговор о феминизме. Как и в любой укоренившейся патриархальной системе, идеи равноправия встречают сопротивление. Уже сейчас можно заметить, что девушки-миллениалы более независимы, чем их старшие сёстры и матери, и готовы постоять за себя - но эмансипация явно займёт много лет.

Фотографии: Wikimedia Commons , Reliance Entertainment, Getty Images (1)

Много говорится о том, насколько плохо живут нищие слои населения в Индии, а вот о жизни богатых людей в этой стране пишут меньше. Однако богатых людей в Индии немало.

Хрусталь и рубины в интерьерах домов: миф или реальность

Когда речь заходит о быте богатых людей, что мы сразу себе представляем? Конечно, инкрустацию разных предметов драгоценными камнями, хрустальные люстры, а также мебель из самых дорогих сортов дерева. И все это непременно блестит, сверкает, пестрит, мерцает и переливается.

Однако такое представление в конечном итоге оказывается не более чем шаблонным видением.

Возьмем дом знаменитого индийского актера по имени Раджиникант. Его интерьер выглядит так:

Он довольно внушительный и масштабный, но по своему наполнению больше похож не на дворец, а, скорее, на дом, в котором проживают обычные зажиточные индусы. Большинству домов индийских знаменитостей присущи следующие черты:

  1. Минимализм. Многие знаменитости в в собственном доме хотят чувствовать себя уютно и комфортно, а не как в стенах Лувра. Поэтому все предметы, которые выбираются для украшения жилья, могут быть довольно дорогими, но выглядят благородно и скромно.
  2. Стиль лофт. Знаменитости также следят за модой и им не безразлично, какие интерьеры и стили входят в тренды. Учитывая тот факт, что стиль лофт начал набирать обороты, многие богатые люди в Индии стали создавать лофт-интерьеры в своих домах.
  3. Все пестрые элементы являются больше экзотикой для , а богатые люди Индии желают видеть в своем доме скорее европейский стиль.

Стеклянный интерьер Раджиниканта выглядит довольно стильно, однако все же жизнь в прозрачном доме, пожалуй, далеко не так уютна, какой она кажется на первый взгляд. Все равно сохраняется ощущение, будто за тобой то и дело норовят проследить СМИ.

Развлечения и дополнительные элементы

Естественно, что в домах богатых людей в Индии имеются не только изящно обставленные комнаты, но и дополнительные элементы для развлечений и хобби, которые по роскоши могут сравниться с императорскими дворцами. Вот здесь уже определенно есть где разгуляться:

Это дом миллиардера по имени Мукеш Амбани, который выстроил собственный особняк, потратив на него миллиард долларов. Он построил дом для себя, своей жены и сыновей. В нем 27 этажей, роскошные гостиные, удобные спальни, а также дополнительные комнаты, например бассейн и бильярдная.

Стоит заметить, что для того, чтобы управляться с таким огромным зданием, Мукешу потребовалось нанять 600 человек. Кроме основных комнат у Мукеша имеется парковка, на которой вполне свободно можно разместить 160 автомобилей, а также огромный тренажерный зал, в котором он сам любит проводить время.

Кроме этого, у Амбани в доме есть целая танцевальная студия и собственный домашний кинотеатр, который способен вместить 50 человек. В доме имеется великолепная обзорная площадка, откуда открывается чудесный вид. На крыше этого небоскреба располагается несколько вертолетных площадок.

Друзья, привет!

Когда мы с мужем переехали в Индию, я сразу же зарегистрировалась на форуме индийских жен. Я хотела не только получить побольше информации о новой стране проживания, но и познакомиться с людьми, ее населяющими.

Одной из первых, с кем я тогда познакомилась, была Оксана. Мне нравилось читать её рассудительные сообщения на форуме, смотреть фото и видео на Фейсбуке и общаться лично в чате. К тому же, я была удивлена и впечатлена такой сильной и позитивной интеграцией в индийскую жизнь.

Так вот, когда я задумалась в очередной раз: у кого же мне взять интервью? Я, даже не сомневаясь, подумала про Оксану и была очень рада, что она согласилась.

Оксана уже 8 лет живет в Индии

Итак, Оксана родилась и выросла в городе Павлодаре, что в Казахстане. Получив диплом экономиста-менеджера, она проработала 10 лет в родном университете на административных должностях в экономической службе, а так же немного с преподавала для студентов вуза и дочернего ему колледжа.

В 2008 году Оксана вышла замуж за индийца и начала «освоение» Азии. Не успев как следует распробовать вкус высокоорганизованной заманчивой жизни в Гонконге и Сингапуре и, попав в жернова экономического кризиса, уже в конце того же года Оксана с мужем вынуждены были вернуться в Индию.

Находясь дома по уходу за ребенку и, будучи ограничена в передвижении по городу, Оксана начала заниматься фотографией и вести блог о жизни в Индии. В настоящее время Оксана с мужем и дочерью Катриной живут в южной Индии - в городе Хайдарабаде.


Муж Оксаны Шрикантх, Оксана и их дочь Катрина

Привет, Оксана! Давно ли ты в Индии?

Привет! J В Индию впервые попала в 2007 году, приехала знакомиться со страной и родственниками будущего мужа. Живу постоянно с 2009 года, впрочем с перерывами на ожидание и рождение дочери и достаточно продолжительными летними каникулами почти каждый год.

Скажи, а как ты познакомилась со своим мужем и легко ли тебе далось решение выйти замуж (и уехать) за границу?

С мужем мы познакомились в аське (ICQ ). Сначала, конечно же, общались просто так, узнавали друг друга. Примерно через пол года он приехал в мой родной город знакомиться «вживую», и тогда мы уже решили, что все серьезно. Решение о замужестве вряд ли кому-то дается легко независимо от того, происходит это в родном городе или в другой стране. Здесь важна вера в человека, с которым собираешься связать свою жизнь. Я поверила и поэтому поехала к своему мужу в Гонконг, где он тогда работал, для заключения брака и начала нашего совместного путешествия под названием «семья».

Как отнеслись родители, близкие люди, друзья к твоему переезду? Ездишь ли ты к родственникам и насколько часты такие встречи?

Родные и друзья отнеслись к изменениям в моей жизни положительно, поддерживая и искренне сопереживая. К родным стараюсь ездить регулярно. Раньше это были поездки раз в год. Последние 2 раза была с перерывами в два года.


Оксана на выставке, организованной в рамках Хайдарабадского фестиваля искусств


Изменились ли отношения с теми, с кем ты много общалась до переезда в Индию? Поддерживаете ли вы связь до сих пор?

Отношения изменились в том плане, что общаемся теперь виртуально из-за разделяющих километров. Однако, с кем-то это работает даже лучше, чем в реале, а есть друзья, которые мало пользуются возможностями виртуального общения, но которые всегда рады встречам, когда я бываю в родной стороне.

Сложно ли было принять новую культуру? И насколько, как тебе кажется, ты ее приняла?

Я считаю культурное разнообразие одним из прекраснейших моментов нашего мира. Насчёт принятия всё упирается в отдельные культурные аспекты. Я, например, с удовольствием слушаю индийскую музыку и смотрю индийские фильмы, без проблем принимаю нюансы, касающиеся повседневного и праздничного одеяния, с интересом участвую в национальных и религиозных празднованиях, если меня приглашают. При этом мне также важно сохранять и личную самоидентификацию с набором заложенных в меня с детства и осознанно принятых культурных ценностей.


Празднование Дня рождения Бахауллы в общине Бахаи Хайдарабада. Девушка исполняет классический танец телугу-штатов (Андхра-Прадеш и Телангана) - кучипуди .


В каком индийском городе вы живете сейчас и где жили до этого?

Сейчас мы живем с семьей в Хайдарабаде. После того, как зарегистрировали брак, мы жили несколько месяцев в Гонконге, а потом пару месяцев в Сингапуре. В Индии мне довелось пожить также в Мумбаи и Пуне.

Какие у тебя в целом впечатления от проживания в Индии, в частности в Хайдрабаде? Насколько сильно отличается жизнь в разных индийских городах?

В целом, мои впечатления от проживания в Индии таковы, что с одной стороны, это каждодневный вызов и преодоление трудностей, с другой стороны - куча возможностей для новых знаний и открытий не только во внешнем мире, но и в самом себе. Особенных отличий в тех городах Индии, где мне удалось пожить, я не нахожу. Естественно, что жизнь здесь не стоит на месте и всё развивается. Могу сказать, что в некоторых аспектах жизнь в Хайдарабаде, по моему личному мнению, изменилась в лучшую сторону. Самый яркий пример, пожалуй, развитие сервиса такси.


Женщина покупает гуаву с тележки у дороги


Скажи, а какое у тебя впечатление об индийцах (индианках)? Какие люди в Индии? Чем они отличаются от, скажем, россиян? Понимаю, что все разные, но все же:))

Как ты правильно заметила, все люди очень разные. Если попробовать обобщить, то можно выделить следующие моменты, отличающие от жителей наших стран:

· низкий общий уровень начального образования. Т.е. я говорю о таких навыках, как умение писать и читать;
· мощнейшее социальное расслоение общества, проявляющееся как в бытовых вопросах, так и в доступе к среднему и высшему образованию, в возможности реализации в профессиональном плане и т.д. и т.п.;
· закостенелость во взглядах и традициях, гипертрофированная консервативность;
· гендерное неравенство, проявляющееся порой в таких формах, которые в наших странах даже трудно представить;
· культ «белого человека» и, одновременно с этим, стремление «использовать его» любыми возможными способами;
· расслабленность в жизни, читай - неорганизованность, ярко проявляющаяся во всех жизненных аспектах;
· необязательность, постоянные «завтраки»;
· привычка не отвечать отказом, даже если точно знают, что не смогут прийти, посетить, поучаствовать или что-то сделать;
· смещение понятий личного пространства, касающееся и ранних неоговоренных визитов, и неудобных вопросов, и кучи других вещей, связанных с необходимостью проявления тактичности;
· и другие

При этом я могу сказать, что на моем пути повстречалось очень много искренних, доброжелательных, готовых прийти на помощь, разносторонних, образованных, тактичных, вежливых и восхитительных людей.

Оксана у родственников в Омске


Знаю по себе, к Индии нужно привыкнуть. После многих лет жизни, я уверена жизнь становится проще здесь, но сложности, наверняка, остаются. Остались ли такие сложности у тебя? К чему сложно привыкнуть в Индии и принять это?

Да, Ириш, все верно. Более того, какие-то вещи, которые нами воспринимались как сами собой разумеющиеся на Родине, здесь или напрочь отсутствуют или только начинают своё развитие. Первым и самым главным для меня является ужасное качество воды. Конечно, понимая масштабы этой проблемы в целом в Индии, все не так уж плохо в нашем конкретном случае, но тем не менее. Для пищевых целей использовать приходится исключительно бутилированную воду. Для того, чтобы принять ванну, приходится добавлять в воду специальные дезинфицирующие растворы.
Близкая к вышеозначенной проблеме - это скорость накопления пыли в доме. А также чисто женская, возможно, страшилка - насекомые и прочая домашняя живность, с которой зачастую приходится просто сосуществовать.

Так же можно отметить низкий уровень безопасности в отношении женщин и детей; отсутствие тротуаров, неприемлемый уровень общественного транспорта, очень напряженное дорожное движение.

Еще лично я, сколько живу в Индии, столько не могу решить проблему с парикмахерскими услугами. До сих пор стригусь только по приезду в Россию/ Казахстан.


Ганеша или Ганапати - один из самых почитаемых богов в Индии

Скажи, а чего тебе не хватает в индийской жизни?

Самое главное - это, конечно же, общение с родными и друзьями. Мы летим домой со множественными пересадками. По пути домой в Алматы или в Астане нас встречают друзья. Мы общаемся, делимся новостями, узнаем о планах, шутим, дурачимся и... хохочем. Вот знаешь, когда я начинаю хохотать с друзьями, я понимаю, что за всё это время в Индии с момента нашей предыдущей встречи, я не хохотала ни разу, я не ощущала той самой единой волны принятия и восприятия, понятного юмора, веселья, дурачества...

Профессиональная реализация? Скорее, да. С другой стороны, есть возможность заниматься тем, что действительно интересно и важно (есть, так сказать, время на себя), а также уделять достаточное внимание воспитанию дочери.

Детские кружки - не такая уж большая проблема, но по сравнению с их развитием на родине, все равно своеобразное испытание.

Научилась ли ты готовить индийские блюда? Какие твои самые любимые? Без каких блюд ты уже не можешь представить себе жизнь? Скажем, если бы ты переехала в другую страну, что бы готовила ежедневно или время от времени из индийской кухни.

Благодаря моему мужу, который любит и умеет готовит, я практически с первых дней замужества, еще когда мы жили далеко от родителей мужа и другой индийской родни, научилась готовить чапати и дал. Постепенно стала ориентироваться в мире специй. Узнала и полюбила экзотические для наших стран овощи и фрукты. Также мне очень нравятся южно-индийские закуски - идли и доса с разнообразными чатни, гуджаратская докла. Но сама я их пока не готовлю, наслаждаюсь замечательной готовкой свекрови.

Если бы я переехала в другую страну, то из индийской кухни непременно оставила бы привычку использования специй при приготовлении любых блюд. Обязательно бы продолжала включать в рацион бобовые, а также все доступные овощи.

Другая сторона индийской жизни


Отличается ли индийский быт от российского?

Отличается разве что возможностью позволить себе использование приходящих или постоянно проживающих с семьей работников, помогающих с уборкой, стиркой, готовкой и т.п. Но я в своем пространстве всё делаю сама, и в этом смысле мой быт настроен также как и на Родине.

Как обстоит дело с языками? Учишь или выучила ли ты местный язык? Достаточно английского языка?

Могу сказать, что после переезда в Индию сначала был огромный интерес к изучению хинди, и я даже начала его учить по самоучителю. Но потом оказалось, что родной язык семьи моего мужа - тамильский, а в Хайдарабаде вообще говорят на телугу... Так я решила сконцентироваться на совершенствовании английского, и пока умудряюсь обходится только им.

Я знаю, что ты очень активна в Индии - участвуешь в разных мероприятиятиях, поёшь, занимаешься дочерью, ведешь блог, встречаешься с друзьями. Расскажи, как проходит твой обычный день. И чем ты еще занимаешься?

Еще люблю фотографировать и вязать J . Мой обычный день схематично можно представить таким образом. Утро начинается со сборов дочки в школу, потом мы вместе с мужем отвозим ее на машине. После возвращения я хожу на прогулку в ближайший парк. Потом меня ждут домашние дела и время для занятия хобби или подработкой. В два часа я забираю дочь из школы, и потом часть времени мы проводим вместе - обедаем, делимся впечатлениями, определяемся с домашними заданиями и планами на день грядущий, часть времени каждый занимается своими делами. Вечером после возвращения мужа с работы мы проводим время всей семьей в нижней части дома, где живут свекры, свекровь часто готовит ужин на всю семью. Катринка любит оставаться с бабушкой и дедушкой, а мы с мужем можем также съездить за продуктами и прочими нужными вещами.


Оксана исполнет песню на русском языке «В горнице» на индийской свадьбе


Скажи, а изменились ли твои привычки или общий стиль жизни после переезда в Индию?

Очень изменился стиль жизни в связи с тем, что из трудоголика, проводившего большую часть времени в офисе, общаясь с огромным количеством людей и решая невероятное количество задач, я превратилась в тотальную домохозяйку, которой пришлось искать себе занятия, не отходя, так сказать, от детской кроватки. Конечно, на это повлиял не столько переезд в Индию, сколько рождение дочери, но всё же Индия в этом плане гораздо более жёсткий ограничитель, чем родной город, где всё известно, и где в большей степени можно положиться на помощь родных по уходу за ребенком.

Все мы знаем, что Индия - это страна контрастов. Здесь есть как чрезвычайно бедные, так и неприлично богатые люди. Как ты думаешь, кому, перефразируя русского классика в Индии жить хорошо?

Пришлось серьезно подумать над вопросом... Пожалуй, отвечу, что безотносительно материального уровня жизни, для того, чтобы хорошо жить в Индии нужно иметь внутреннее состояние гармонии, способность философски относиться ко многим вещам, которые невозможно изменить в одночасье ну и последнее в перечислении, но не по значимости - любить людей. То есть вот так вот просто, в принципе, любить людей...

Расскажи, пожалуйста, про свою дочку. На сколько сильно отличается жизнь в Индии и России (или другой стране) для маленькой девочки. В чем плюсы и минусы.

Нашу дочь зовут Катрина. Ей 7 лет и она учится во втором классе. Самое первое, что приходит на ум, это безопасность детей. Возможно, в России она бы уже могла выходить одна гулять во двор и ходить в ближайшие магазины за хлебом. В Индии я пока даже не могу предположить, когда смогу предоставить ей эту возможность. Среди плюсов могу выделить естественный билингвизм с рождения - Катюшка свободно говорит, читает и пишет на английском и русском языках.


Муж Оксаны Шрикантх и дочь Катрина в Хайдарабадском зоопарке


Скажи, как ты относишься к традиционной индийской одежде, в частности, к сари? Носишь ли ее? Как себя чувствуешь в такой одежде? Носишь ли европейскую одежду?

К индийской традиционной одежде отношусь хорошо. Мне очень нравятся сари, но надеваю я их, в основном, только на праздники и торжества. Хорошо отношусь и к простым камизам. Удобно в сильную жару и для поездок в индуистские храмы. Но все-таки европейскую одежду ношу больше, хотя и с поправкой на индийскую действительность - я не открываю ноги и не ношу майки. Очень удобны в повседневной жизни курты (туники), которые можно комбинировать и с джинсами, и с леггинсами, и даже с длинными юбками.

Путешествуете ли вы по Индии? Где уже были, куда хотите съездить и что бы ты посоветовала обязательно посетить тем, кто уже живет в Индии или только собирается сюда приехать/переехать?

К моему величайшему сожалению, мы по Индии практически не путешествовали еще. Как-то все было не до этого - то маленький ребенок, то напряженный график работы мужа. В конце прошлого года выбрались в наше первое независимое путешествие на машине в соседний городок Варангал с уникальными храмами и фортом. Были безумно счастливы. Также удалось побывать в Гоа (Мапса, Панаджи), в Агре, немного познакомиться с Дели, Ченнаи и Бангалором, пожить чуточку в Мумбаи и Пуне. Все эти города имеют свою привлекательность, и были для меня интересны. Пожалуй, я бы даже не стала говорить о каком-то месте в Индии, как обязательном. Но мне лично хотелось бы побывать в Удайпуре и Амритсаре, посетить Кашмир и западную Бенгалию, насладиться морем в Керале и побывать на её чайных и кофейных плантациях, прогуляться по набережной в Пондичерри и непременно встретить рассвет и насладиться закатом в Каньякумари.


Оксана с Катриной на смотровой площадке на озере Гандипет в пригороде Хайдарабада

Что бы ты порекомендовала почитать или посмотреть тем, кто интересуется Индией, но пока нет возможности приехать и посмотреть её лично?

Вот честно этот вопрос поставил меня в тупик. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что лучше личного опыта, может быть только личный опыт. Можно начать с общей информации о стране в Википедии, выбрать множество книг, музыки и фильмов из Индии или об Индии в соответствии со своими предпочтениями, можно почитать форумы, например такие как Бхарат форум или блоги экспатов, живущих там.

Скажи, а что бы ты посоветовала попробовать в Индии туристам? Какой новый опыт приобрести?

Попробовать все сезонные фрукты и овощи J и вообще попробовать индийскую кухню. В качестве приятных, полезных и вкусных вещей порекомендовала бы красивые сари или анаркали, браслеты, ароматические палочки, масло сандала, приправы, сушеный инжир... В качестве сувениров - собственно любые сувениры в национальном стиле.


Женщины исполняют танец дандия (деревянные палочки) в заключительный день фестиваля Ганеша Чатуртхи (День рождения Ганеша). Хайдарабад, Индия.


Индия у каждого своя. Какими 5 словами ты бы описала свой опыт проживания в Индии?
Пряный, будоражащий, восхищающий, испытующий, благодарный.

Что ты можешь посоветовать девушкам, которые планируют связать свою жизнь с индийцем?

Обязательно познакомиться с родителями избранника. Серьезно обсудить все моменты о распределении обязанностей в семье, ну и побывать в Индии и, по возможности, в доме (семье) молодого человека.

Большое спасибо за твои ответы.

Все фото в интервью принадлежат Оксане, если вы хотите их скопировать и использовать по своему усмотрению, пожалуйста, напишите их


Без сомнения Индия считается одной из самых красивых и интересных стран в мире. Она все равно остается загадкой для большинства, несмотря на то, что все знают о ней самой, о ее традициях, кулинарии, истории. Всем известно о том, что это страна контрастов. И всё же в Индии, в стране с демократией, мобильными телефонами, развитой фармакологической промышленностью и Болливудом, много странных и непонятных явлений.


Известно, что в Индии живут более миллиарда людей, это самая большая демократическая страна в мире. Трудно представить такую огромную поддержку правительству со стороны общества, но и общество в свою очередь заставляет правительство много работать. Ну, или создается такое впечатление! До сих пор в Индии сохранилась кастовая система, которая каждому члену общества указывает на его место.


В большинстве стран мира всего 4 времени года, есть страны, в которых и того меньше. К примеру, в странах, расположенных на экваторе, круглый год тепло, и наоборот, в странах за полярным кругом постоянно холодно. В Индии же 6 времен года по календарю Индуизма, главной религии страны: лето, сезон муссонов, осень, зима, предвесенний сезон, весна.


К сожалению, национальную валюту Индии, рупии, не разрешают вывозить из страны. Эта новость огорчит туристов, но это исключает спекуляции с валютой. Хотя местные жители пытаются вывозить валюту и спекулировать с соседним Бангладешем, это всё происходит в небольшом масштабе. Все больше и больше жителей Индии начинают пользоваться карточками.


Индия – страна контрастов. В стране рядом живут бедные и богатые, грамотные и люди, не умеющие писать и читать, а такое величественное сооружение, как Тадж-Махал соседствует с лачугами. В стране только 65% грамотного населения. Среди женщин грамотных насчитывается 45%, а среди мужчин – 75%. Несмотря на относительно высокую грамотность в Индии высокий уровень бедности.


Население страны продолжает расти. Говорят, что к 2028 году Индия догонит Китай. Уже сегодня оно превысило общее количество населения Западной Европы.


Во времена Пангеи все континенты были одни большим участком суши. Благодаря тектоническим процессам огромные части начали разъединяться. Именно тогда Индия и начала путешествие отдельно от других частей. Позже она натолкнулась на кусок, который сегодня является Азией, и остановилась.


В Индии люди говорят на 1000 разных языках и диалектах. Путешественнику не поможет и разговорник, так как многие местные диалекты и языки кардинально отличаются. Правда, большинство людей знают хинди.


В Индии самый высокий процент смертности в мире. Главная причина этого явления – дорожные происшествия. Движение на дорогах в Индии, особенно в городах, чрезвычайно интенсивное, а его регулировка отсутствует. Чтобы безопасно маневрировать между автомобилями, мотоциклами, рикшами, животными и пешеходами, надо иметь талант. Люди гибнут под колесами автомобилей или из-за удушья в переполненных автобусах. Свой вклад в высокий уровень смертности вносит и смертность новорожденных детей и беременных женщин из-за недостаточно квалифицированной врачебной помощи. Кроме этого, до сих пор убивают за неверность и за приданое.


Когда речь заходит о кино, то у всех возникают ассоциации с Голливудом. Однако в Индии ежегодно выпускают около 1100 фильмов, что в два раза больше, чем в США. Хотите верьте, хотите нет, но большинство индийских фильмов производят не в Болливуде. Хотя многим нравятся красочные, эмоциональные, экспрессивные фильмы звезд Болливуда, это только небольшая часть всей индийской кинопродукции.



Страсть индийцев к рекордам в разных сферах можно назвать странной. К примеру, в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован рекорд самого большого в мире одеяла, связанного крючком. В Индии возвели самого большого в мире павлина из металла. Зафиксирован рекорд на самое массовое исполнение национального гимна.


Всем известна проблема, возникающая в многомиллионных мегаполисах во всем мире – это загрязнение воздуха от выхлопных газов автомобилей, которая проявляется визуально в наличии смога, а физически в затрудненном дыхании. Больше всего этим славится Китай, но в Мумбаи ситуация еще хуже. Пребывание в Мумбаи или Дели один день приравнивается к выкуриванию 100 сигарет. По данным Всемирной организации здоровья в этих городах ежегодно от рака легких и астмы умирают 1,5 миллиона человек.


Хотя большинство людей в Индии употребляют растительную пищу, в индийской кухне есть очень вкусные блюда из курицы, козы, ягненка. Но в Индии самое большое количество вегетарианцев. В Индийском Золотом Храме ежедневно бесплатно раздают несколько тысяч вегетарианских обедов нищим и бездомным. Непременно здесь нужно попробовать панир, наан и бириани – блюда из овощей и риса.

8. 53% домов без водопроводов и канализации


В городах Индии люди гибнут под колесами автомобилей, от загрязненного воздуха, а еще и от антисанитарии, так как в 53% домов отсутствует водопровод и канализация.


Приданое – это древняя индийская традиция. Когда парень и девушка собираются пожениться (очень часто за них выбор делают родители) невеста и ее семья дают крупную сумму денег семье жениха. Особенно это большие суммы, когда через брак они собираются улучшить свое социальное и кастовое положение. К сожалению, из-за этих денег ежечасно в Индии убивают одну девушку.


В каждой ложке практически всех индийских блюд можно найти куркуму, кориандр, горчицу, тмин, корицу, кардамон, перец чили. Неудивительно, что 70% всех мировых запасов специй имеют индийское происхождение. Если хочется попробовать исконно индийское блюдо, то лучше пойти в гости в любую индийскую семью. На приготовление блюда они тратят несколько часов, огромное количество разнообразных специй – этому искусству трудно научиться.


К сожалению, рабство в Индии существует и сегодня. Количество рабов достигает 14 миллионов человек. Долгое время эта тема умалчивалась, и на нее не обращали внимания. Люди во многих странах мира даже и подумать не могли, что в Индии есть рабство, которое существует благодаря несовершенному законодательству, коррумпированности местной власти. Большинство рабов – это бедные неграмотные женщины и дети, которых принуждают к тяжелому труду и проституции.


Кроме рабов, в Индии очень много бедных. Большое количество семей с детьми живут на улице, собирают подаяния. В Индии среднестатистический человек должен работать по 14-16 часов, чтобы заработать небольшие деньги. В среднем в день зарабатывают до 1,25 доллара. Правительство пытается выплачивать пособия бедным, стимулировать развитие сельскохозяйственных районов и мотивировать бедных к занятию земледелием, но пока безрезультатно.


В мире существует целый ряд развитых государств, где в равной мере одинаково соблюдаются права мужчин и женщин. В Индии же в некоторых семьях сознательно убивают новорожденных девочек, так как они не смогут продолжить род. От 100 до 500 тысяч девочек убивают ежегодно в стране, только по причине их гендерной принадлежности. Здесь практикуют селективные аборты, которые официально были запрещены еще в 1994 году. Те девочки, которым удается выжить, часто унижаются всю жизнь со стороны мужского населения. Если говорить о медицине, то больше внимания и уважения, говоря о вакцинациях и лечении, проявляют к мальчикам и мужчинам.


В соответствии с традициями индуизма, который очень распространен в Индии, день похорон усопшего празднуется и поминается родственниками. Чаще всего в Индии трупы сжигают, а на похоронах не разрешают употреблять алкоголь или есть мясные продукты, это правило распространяется и на следующие 12 дней. Самый старший сын в семье высыпает пепел усопшего в воду любого водоема, находящегося поблизости, это может быть океан, море, река, озеро. Родственники и друзья семьи отмечают смерть усопшего, желая ему счастливой загробной жизни.


В древние века в Индии марихуану использовали в разных целях. Сегодня это абсолютно легальное действие, марихуану употребляют в разных видах, хотя есть некоторые ограничения, которые связаны с религией и традициями. Например, её добавляют в блюда, готовят из нее молочные коктейли. Она входит в пятерку священных растений, которые упоминаются еще в древних индуистских текстах. Марихуану используют и для лечения разных болезней и во время религиозных церемоний. Индусы уверены, что Шива тоже употреблял марихуану.
Не менее