Монастырь иконы федоровской божьей матери. Феодоровская икона пресвятой богородицы

Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.

По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христа на иконе обнажена до колена.

Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.

Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых. 14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству ».

С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.

Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери. Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор. На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. Однако начиная с 1620 года что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца, этот праздник закрепляется за 14 марта и сразу же становится весьма торжественным и значимым в царской семье.

При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью и приравнивалось к празднику Благовещения. Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус. В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года.

Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии.

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад. В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.

Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в браке.

Тропарь, глас4:
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак, глас8:
Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Цикл документальных фильмов «Царица Небесная»

Феодоровская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает ее авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает ее с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Федоровича. Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии ее происхождения: икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря; икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского; икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 — 1220 годы в связи с возвращением ему его жены Феодосии.
Режиссер: Наталья Сергеева

История создания Феодоровской иконы Божьей Матери предполагает три версии. По одной из них она написана по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря в 1164 году. По другой – написание её заказано в 1239 году князем Ярославом Всеволодовичем и его женою как дар по случаю заключения брака благоверного князя Александра Невского, но это не совпадает со сведениями о пребывании иконы в XII веке в Городецком монастыре.

То, что икону готовили в качестве свадебного подарка, подтверждает изображение на ее оборотной стороне великомученицы Параскевы Пятницы, издревле почитавшейся покровительницей семей и, прежде всего, невест и жен. Еще версия – икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1218 – 1220 годах, но в связи с иным событием – возвращением ему его жены Феодосии, которую из-за княжеских распрей отнял у князя ее отец Мстислав Мстиславович Удатный, и рождением сына Феодора.

«Феодоровской» икону, как предполагается, назвали потому, что святой Феодор Стратилат считался небесным покровителем князей Мстиславичей, с чьим родом был связан князь Ярослав через свою жену Феодосию.

Если исходить из первой версии создания иконы, то поначалу в XII веке она находилась в часовне близ города Кидекша недалеко от Пскова и еще тогда славилась своими чудотворными свойствами. Князь псковский Гeopгий Всеволодович хотел перенести икону в сам город, но никто не смог даже взять ее с места – Божья Матерь не хотела, чтобы эта икона Ее уходила из этого маленького храма. Князь понял пожелание Пречистой и пошел по другому пути – на месте часовни он основал Городецкий монастырь, икону же назвали «Феодоровской», потому что ранее она находилась в деревянной часовне Феодора Стратилата.

Во время татарского нашествия, когда захватчики сожгли и город, откуда бежали жители, бросив весь домашний скарб, и обитель, все решили, что в пожаре сгорела и икона, которая тогда стояла за святым алтарем. Но чудотворная икона, которая хранила образ и Царицы Небесной, и святой великомученицы Параскевы, осталась нетленной. Обретение ее произошло в 1239 году при следующих обстоятельствах.

Князь Василий Георгиевич Квашня охотился в лесу, недалеко от города. Во время охоты, когда мимо него промелькнул зверь, князь бросился вдогонку и внезапно оказался перед сосной, на которой стояла утраченная будто бы икона. Князь потянулся, чтобы взять святыню в руки, но та внезапно плавно взмыла в воздух. Князь и вся его свита, потрясенные увиденным, пали на колени. Когда икона снова возникла на дереве, он вновь протянул к ней руки, но икона снова отклонилась, поднявшись на воздух.

Тогда княжеский кортеж поспешил в город, где собрали священников и всех жителей, и все крестным ходом двинулись к чудесному месту. Совершив перед иконой молебен, они беспрепятственно сняли образ с дерева и понесли с молитвенным пением в соборный Костромской храм Во имя великомученика Феодора Стратилата.
Во все годы после обретения к Феодоровской иконе Божьей Матери прибегало с молитвою множество людей, получая и исцеления, и решения многих жизненных вопросов, связанных с семейным благополучием, и чудеса не прекращались.

В тяжкие для России времена, когда возникла тяжелая Смута из-за нападений поляков и литовцев, великая старица Марфа Ивановна Романова оставила Москву, удалясь в Кострому. При ней был ее сын Михаил. Все свое время старица отдавала добродетельным монашеским деяниям. Но России нужен был государь, и при соборном выборе жребий пал на юного Михаила Романова.

Послы с известием об этом повезли челобитную в Кострому, в Ипатьевскую обитель, где пребывала с сыном старица Марфа. Они были с почестями встречены всеми духовными лицами с крестами и Феодоровской иконой Божьей Матери. Из ворот монастыря вышел Михаил, он облобызал икону и честной крест, его благословил архиепископ Фeoдорит, но взойти на престол Михаил не желал. Плакала старица Марфа, смертельно опасаясь за жизнь единственного сына, которому предлагался царский венец в такое смутное и опасное для России время. Сколько не умоляли их архиепископ и послы собора, оба – ни мать, ни сын – не уступали.

Последним доводом, который все же убедил их, стал поступок архиепископа Феодорита. Он взял чудотворную икону Богоматери, а келарь Авраамий из Троице-Сергиевой лавры – икону святителя Ионы, и принесли они святыни к старице и ее сыну Михаилу со словами о том, что если просьбы народа оставляют их непреклонными, то пусть Михаил Федорович примет царский престол ради Царицы Небесной и всех Божьей Матери и всех святителей земли Русской по Божьему повелению.

Старица была растрогана бесконечно. Став на колени перед ликом Богоматери, она долго молилась, а затем обратилась к Ней со словами, что вручает Ей сына своего в Ее святую волю.

Таким образом, 14 марта 1613 года царем был объявлен Михаил Федорович Романов. Коронация состоялась в июле того же года, и правление его было до 1645 года, что приходится на все Смутное время.

К тому ж периоду обретения иконы – 1239 году – относится еще одно важное историческое событие – брак Александра Невского с Параскевой, дочерью Брячислава, князя полоцкого. Жена Ярослава Всеволодовича, мать Александра, благословила Феодоровской иконой Богоматери молодую княжескую пару, она же сделала заказ – написать на оборотной стороне чудотворной святыни образ святой великомученицы Параскевы Пятницы.

В том же году икона была перенесена в Успенский собор Владимира, она же находилась при благоверном князе Александре Невском в его походах и битвах. После победы на Чудском озере в 1240 году по повелению князя, который следовал примеру святого князя Андрея Боголюбского, в устье реки Вуокса был заложен храм во имя Феодоровской иконы Божьей Матери и посад, из него затем возник современный Приозерск.

Какое чудо произошло

Через некоторое время после первого пожара в Городце на Русь снова пришли татары и принесли горе и пепелища на нашу землю. Пошли они и к стенам Костромы, где находилась Феодоровская икона Божьей Матери. И, казалось, нет спасения от иноверцев. Князь Георгий Васильевич и все жители усердно и слезно молились Богородице о помощи и защите, и Она услышала чистую сердечную молитву их. Князь взял икону с собой на битву, и только противники сошлись, и уже должна была начаться атака со стороны татар, как Её лик засиял с иконы нестерпимо ярким светом, ярче солнца. Татары, сжигаемые этим светом, обратились в бегство, побросав свое оружие. Кострома была спасена Царицею Небесной, и в память об это чудесном событии на месте поля битвы, которая не случилась по Её воле, был поставлен крест, а озеро около того места с того давнего времени и по сей день носит название Святого.

Потом пожар еще раз произошел в соборной церкви, все с ужасом подумали, что в огне погибла и икона. И каково же было радостное и трепетное изумление сбежавшихся на пожарище костромичей, когда они увидели, что икона, как и давеча в лесу, поднялась и стала над пламенем. Все взмолились, чтоб Богоматерь не покидала их, а оставалась образом святым с ними, будучи заступницей и покровительницей. Тогда икона опустилась и стала посреди площади перед горевшим храмом. Когда от пожара осталось пепелище, на его месте в краткий срок возвели каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где был придел во имя святого Феодора Стратилата, там и поместили чудотворную Феодоровскую икону Божьей Матери, которая никогда не оставляет с верою и молитвою притекающих к Ней.

Значение иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, названная «Феодоровской», стала одной из важнейших святынь России. От нее было получено и много исцелений, и чудесных, радостных для православных христиан событий, и на долгие времена она стала символом защиты России от многих исторических бедствий – так Царица Небесная через Феодоровскую икону Божьей Матери являла Руси свое особое покровительство, которое проявлялось через многие удивительные дела.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.

Феодоровский образ Богоматери является одной из чудодейственных православных икон, которые глубоко почитаются на территории Руси, и которая, как гласит предание, была создана рукой святого евангелиста Луки, точно так же, как и Владимирский образ. Два раза в год, а конкретнее 27 марта и 29 августа, проводится празднование в честь великой святыни дома Романовых – Федоровский образ Богоматери.
По преданию имеется 2 версии, согласно которым появился Феодоровский образ.

Первая из версий гласит, что Феодоровский образ был создан в 1164 году для Городецкого монастыря. Однако, в период частных набегов полков монголо-татар в 1238 году на город Городецк, хан Батый поджег и разорил монастырь, после чего образ был потерян, однако спустя несколько лет икону снова обрели в городе Кострома. Согласно второй версии Феодоровский образ Богоматери создали в 1239 году по указанию князя Ярослава Всеволодовича в качестве подарка на свадьбу своему сыну Александру. «Свадебный характер образа описывается историками присутствием на обороте образа святой великомученицы Параскевы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и будущих жен, а также покровительницей рода Полоцких». Третья версия гласит, что когда-то князь Юрий Всеволодович в первой четверти тринадцатого века, проезжал мимо города Городецк. На пути своего следования он обнаружил старую заброшенную часовню из дерева, возле которой он решил остановиться и где вскоре обнаружил древний образ, который был написан на доске. После этого князь забрал икону с собой.

После кончины князя, образ Богоматери был передан по наследству его брату Ярославу Всеволодовичу. Вскоре он был передан Александру Невскому, а после его кончины икона досталась его младшему брату, которого именовали, как Василий Невский.

Шестнадцатого августа (29 по новому стилю) 1263 года образ перевозится в город Кострома Василием Невским, где она была установлена в храме великомученика Феодора Стратилата, являвшегося небесным покровителем князя Ярослава Всеволодовича, а также многих других князей из рода Мстиславичей. Отец Василия, именовавшегося как князь Ярослав, был женат на Феодосии, которая в свою очередь являлась дочерью Мстислава Удатного.
От имени святого Феодора Стратилата и идет название образа «Феодоровский образ» и данный день (29 августа) считается первым днем памяти сего образа.

Первое диво от Федоровского образа Богоматери

Конкретной даты никто назвать не может, где-то примерно в 1263 г. войска крымских татар совершили набег на величественный город Кострома. Всю территорию города подвергли пожарам и разорениям. Предания повествуют о 2 крупных пожарах, в которых были разрушены 2 церкви.

Полки русских воинов, спасая Феодоровский образ Богородицы, приняли решение взять его с собой в сражение. К вечеру им удалось отвоевать город Кострому, и загнать татар в озеро. Христианские войска русских солдат разместили свои немногочисленные отряды круг озера. Татары же в своих попытках оборониться принялись стрелять в русских солдат стрелами. Однако внезапно произошло чудо. Феодоровский образ Богоматери начал источать божественные лучи, которые начали ослеплять. Ужасаясь и пребывая в смятении от данного явления, татары приняли пускать ещё больше стрел, которые к ним же и возвращались. В тот день на озере, которое позднее стали именовать Святым, сыскала своей смерти неисчислимая масса татар. Немногочисленные войска русские смогли победить в бою, не прикладывая к этому особых усилий, а также возвратили русских пленных.

Бытует также «Предание о явлениях и дивах Феодоровского образа Богоматери», подтверждающие сей факт. На месте, где была расположена икона, был установлен поклонный крест, а позднее, во второй половине семнадцатого века была возведена Феодоровскую часовня из камня.
Династия Романовых и её связь с Феодоровским образом Богоматери.

Случилось это в 1613 г., когда Земский собор вызвал на царство Михаила Федоровича Романова. После того, как была подписана Соборная клятва, назначили посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь. В данном монастыре проживал будущий царь России Михаил Федорович Романов вместе со своей матерью, инокиней Марфой.

Прибытие посольства в монастырь состоялось 14 марта 1613 г. И оповестило Михаила Федоровича о его призыве на престол. Но произошло так, что Михаил и его мать сначала отреклись от престола, однако позднее согласились, и мать дала ему своё благословение Феодоровским образом Богородицы.
Никто конкретно не может сказать, что же произошло и заставило будущего царя сменить своё решение и принять престол, а также какую роль во всём этом сыграл Феодоровский образ. Однако, с того самого дня, 14 (27) марта считаю вторым памятным днем Феодоровского образа Богородицы.

Находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре , Храме Святителя Николая в Кленниках , г.Москва.


Икону Федоровская Божья Матерь сотворил апостол Лука. На обратной стороне этого образа изображена мученица Параскева. Ежегодно верующие два раза в год отмечают праздник этой иконы: 14 марта и 16 августа. Первое чудо произошло в начале XII века, когда храм и земли, где хранился образ, были сожжены, и он пропал. По божьей воле была возвращена на русские земли.

Перед тем как выяснить, в чем помогает Федоровская икона Божьей Матери, узнаем, что изображено на ней. Этот образ относится к иконографическому типу Елеуса. Многие считают, что он является списком-репликой известной иконы Владимирской Божьей Матери. Есть одно значимое отличие – оголенное до колена нога Богомладенца. Богородица и сын щеками соприкасаются друг с другом, что символизирует собой теплые чувства между ними. В данный момент внешний вид иконы сильно потертый и многие детали невозможно рассмотреть. С другой стороны образа изображена Параскева в красных одеяниях, украшенные золотым растительным орнаментом. Ее руки воздеты в молении на уровне груди.

В чем помогает Федоровская Божья Матерь?

Главное предназначение этого образа – помогать девушкам, избавиться от существующих страхов, которые касаются предстоящих родов. Многие представительницы прекрасного пола переживают по поводу своего положения, волнуются, чтобы с малышом все было хорошо, и роды прошли легко без осложнений. Со всеми этими проблемами поможет справиться молитва, обращенная к Федоровской Божьей Матери. Возносят прошения к святой женщины о семейном благополучии и сохранении теплых между влюбленными. Помогает Божья Матерь также в просьбах о защите своего ребенка от различных проблем и болезней. Еще одно значение иконы Федоровской Божьей Матери – она помогает избавиться от многочисленных болезней и в первую очередь от женских.