Конспект занятия логопеда в подготовительной группе. Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Подготовительная группа

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

ЦЕЛИ: закрепить знания о согласных и гласных звуках ; учить соотносить звук с графемой, совершенствовать умения делить слова на слоги разной слоговой структуры; продолжать учить выделять гласные и согласные звуки из любой позиции слова; ; познакомить с начертанием печатных букв, научить моделировать буквы разными способами.

Оборудование: предметные картинки; карточки с индивидуальными заданиями; карандаши; соленое тесто, стеки, клеёнки, салфетки; тесьма; магнитофон, диск.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Под музыку дети входят в группу. В группе оформлены задания: «Радуга звуков», «Остров слов», «Веселая полянка». Между ними проложена извилистая «звуковая дорожка», украшенная яркими буквами.

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Входит Незнайка (ребенок из другой группы) с конвертом заданий.

Незнайка. Ребята, я сегодня был в школе, но ничего не понял, учительница говорит, что я перепутал все звуки и буквы.

Логопед. Давайте пригласим Незнайку пройти с нами по «звуковой дорожке» и поможем ему выполнить задания. (Незнайка отдает конверт с заданиями.)

В ходе занятия дети поочередно проходят по дорожке все пункты. Каждый из них получает индивидуальную карточку, карандаш; свободно располагаясь, выполняет задание. Логопед с Незнайкой проверяют и приглашают к следующему пункту.

ЗАДАНИЯ «Звуковой дорожки».

«РАДУГА ЗВУКОВ» – соединить линией картинки, названия которых начинаются с одного звука.

«ОСТРОВ СЛОВ» – определить позицию заданного звука в слове. Написать букву в том месте, которое соответствует позиции звука.

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛЯНКА» – на импровизированной выставке разложены предметные картинки. Дети по очереди берут картинки, делят слова на части (слоги), подсчитывают количество слогов.

2. Изготовление волшебного медальона.

Логопед. Ребята, вы знаете, что такое медальон?

Дети отвечают.

Логопед. Медальон – это ювелирное украшение, которое человек может получить в подарок или сделать сам. Давайте и мы вместе с вами сделаем медальон и украсим его первой буквой своего имени. Медальоны носят на шее, поэтому к нему мы прикрепим тесемочку.

Логопед. Незнайка, а с какого звука начинается твоё имя? Ребята, а вы можете назвать первый звук своего имени?

Дети отвечают.

Логопед. Начнем мы нашу работу с формы-основы. Она может быть треугольная, квадратная, круглая. Затем лепим букву, выкладываем на основе, делаем петельку из тесьмы, которую подарил Незнайка.

Дети выполняют работу. После выполнения дети рассматривают медальоны, называют буквы, имена и слова, начинающиеся с этой буквы.

Логопед. Какое имя еще можно назвать на этот же звук?

3. Итог занятия.

В конце занятия логопед предлагает детям спеть веселую песенку. Звучит аудиозапись мелодии по выбору. Все дети и логопед сидят в кругу, тесно прижавшись друг к другу, поют и выполняют действия в соответствии с текстом песни:

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать.

Соседей можно потолкать, потолкать.

Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать.

Соседей можно щекотать, щекотать.

Соседу можно пошептать, пошептать, пошептать.

Соседу можно пошептать, пошептать.

Соседа можно обнимать, обнимать, обнимать.

Соседа можно обнимать, обнимать….

Незнайка благодарит детей и уходит.

Итоговое игровое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе. Конспект


Занятие будет интересно учителям-логопедам подготовительных групп, воспитателям подготовительных групп, реализующих дополнительную программу по обучению чтению, учителям начальных классов при прощании с букварём.

Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
закреплять умение определять первый звук в слове;
закреплять умение составлять слова из букв;
закреплять навык звукового анализа слова;
закреплять умение составлять предложения из слов;
закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать память и внимание;
развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование: аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)

Давайте откроем наш букварь и покажем, как мы научились читать.
(Презентация. Слайд 2)

Ведущий:
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила - праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики - кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)

3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)

Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий. Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга. Не верю! Докажите!
Ведущий . Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Дима)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Матвей М.)
У Полкана под лапкой палка. (Влад)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Максим.)
Не хочет косой косить косой,
Говорит: "Коса коса". (Егор Б.)
Баба Яга . (С сожалением) Эх, мало у меня настоящих учеников. Мало ребят, которых могут красиво сделать хорошую пакость. Вот и вы…. А хотя, нет…. вы же на Ж мне ничего не рассказали…….
Ведущий . А на Ж, мы тебе расскажем Жужжащие стихи. Написал эти стихи
Андрей Усачев (Дети показывают инсценировку)
Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу ЖУЖЖА.
Я спросил Ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
И совсем я не жужжу!
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну жужжу, - ответил Жук.-
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
Баба Яга.
Ой, какие хорошие стихи! Да-да, с этого звука начинается имя моей лучшей подружки. Ох, как она проучила крокодила Гену и Чебурашку… И зовут её - Жабокляк.
Ведущий. Дети, с какого звука начинается имя у Шапокляк? (Ш)
Тебе нужно научиться различать эти звуки, а мы уже научились.
Выходи Маша, расскажи стихотворение про эти звуки.
ШИПИТ – ЖУЖЖИТ. (Карельская Е.Г.)
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука.
Ш прошипит, проползая змеёй.
Ж – прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
Ж – всегда звонкий.
Ш – он глухой.
Бабя Яга. (Плачет) Ну вот, ничего-то я не знаю….
Ведущий. Давай я поиграю с ребятами, а ты посмотри и может, чему-нибудь научишься.
2 задание
Я скажу вам 4 слова, а вы найдите одно лишнее и объясните, почему это слово лишнее.
МАК – РАК – АЛЬПИНИСТ – БАК.
(Слово альпинист лишнее, потому что в этом слове 3 слога, а в других словах по 1 слогу)
Баба Яга: (ворчит)
Ну, ну какие умные то! У меня тоже есть игра, с которой вы не справитесь.
Ведущий:
Ну давай, загадывай свою игру.
Баба Яга.
Буквы лежат, надо эти буквы на доски развесить. Только вот как? Забыла…. Ох, уж этот мне склероз.
3 задание
Ведущий:
Да мы это знаем, правда, ребята? На какие 2 группы можно эти буквы разложить? (На буквы, которые обозначают гласные звуки и на буквы, которые обозначают согласные звуки) (Дети выполняют)
Баба Яга
Ну ладно, ладно заумничали, заумничали.
Ведущий. А хочешь, мы имя твоей подружки напишем, чтобы ты запомнила, как оно пишется, вдруг письмо захочешь ей написать.
Баба Яга. (Недоверчиво) А вы умеете? Не может быть!
4 задание
Ведущий.
Выходите ко мне …(Приглашает 3-4 человек, они выкладывают из букв слово Шапокляк.)
Баба Яга: Ой, ой, ой, ой расфуфырились.
Ведущий: Да мы не только можем слово написать, а ещё выложить звуковую схему слова.
Баба Яга: Да быть этого не может!
5 задание
Ведущий вызывает к себе 3-4 детей, они выкладывают схему слова
Баба Яга:
Показали вы так внятно, и теперь мне все понятно.
Меня спросите что-нибудь, знаниями хочу блеснуть!
6 задание
Ведущий.
Хорошо, Баба Яга! Сейчас мы с детьми поглядим, а сможешь ли ты выполнить моё задание. У нас на досках есть слова, имена детей. И имя твоей подруги мы тоже написали. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её фломастером. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым фломастером, если согласный звук мягкий.
(Все работают, как закончили, объясняют.)
Баба Яга: Я конечно, почти готова навести порядок в букваре, но вы - то наверное и читать не умеете?
7 задание.
Ведущий.
Как это не умеем! Очень даже умеем. И не только слова, но и предложения. Выходите, ребята. Давайте объединимся в 2 команды. Одна команда - ко мне, а другая к Бабе Яге. У каждого из вас на груди табличка с одним словом. Встаньте так, чтобы зрители смогли прочитать предложение. (Ведущий помогает, а Баба Яга путает)
Баба Яга:
Да уж, я была не права, вы молодцы, столько всего знаете, придётся и мне с Лариской всему этому учиться. Ладно уж, давайте наведём порядок в Вашем букваре. (Слайд 3)
Ведущий.
Давайте прочитаем, что написано в нашем букваре. (Дети читают.)

Баба Яга:
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
- Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» -
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.

Ирина Нагорная
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

«Путешествие в страну знаний»

Цель : Учить детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов, давать полную характеристику звукам. Закрепить у детей навыки правильного звукопроизношения, развить у детей фонематическое восприятие. Развивать лексико-грамматический строй речи : умение согласовывать существительное и прилагательное с числительным; подбирать антонимы; употреблять притяжательные прилагательные, использовать предлоги в предложениях.

Развивать познавательные процессы : внимание, память, мышление.

Воспитывать умения работать в коллективе. Прививать любовь к книгам.

Предварительная работа : Чтение рассказов Носова «Незнайка на луне» , «Старик - Хоттабыч» . Проведены дидактические игры : «Моя первая азбука» , «Четвертый лишний» , Карусель – «Учим буквы» , «Расшифруй слова» , «Речевая тропинка» , «Фонематика» , «Поиграем со словами» , «Набор звуков – символов» с подгруппами детей .

Оборудование : предметные картинки, таблица с изображением дома, избушки, замка, иллюстрация с изображением животного, картинка с изображение инопланетянина, мяч, конверты на каждого ребенка с буквами разного размера, сундук.

Ход занятия

Логопед : Ребята, я узнала, что у вас из группы исчезли все книги , буквари, буквы.

Кто же это мог сделать?

Звонок телефона

И в школе я училась ну кое-кое как,

А вы так много знаете, меня этим пугаете.

Все буквы ваши, книжки на 7 замков закрыла.

Я спрятала в сундук.

Чтобы нового вы ничего не узнали,

Чтобы в школу вас не взяли!

Логопед : Ребята, не огорчайтесь, мы откроем все 7 замков у сундука, чтобы вернуть ваши книги, буквы, но для этого нужно выполнить задания, которые она вам приготовила.

Логопед : Вы готовы?

1 задание

Старуха - Шапокляк хочет узнать, как вы умеете использовать предлоги в предложениях.

Какого персонажа из сказки вы видите на картинках? - Старик-Хоттабыч

На чем сидит Старик –Хоттабыч?

Куда спрятался Старик - Хоттабыч? - Спрятался за кувшин

Откуда он выглядывает? - Выглядывает из-за кувшина.

Куда влез Старик - Хоттабыч? - Забрался под кувшин

Молодцы. Сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Превращалки»

Посмотрите на картинку, назовите ее, назовите ее маленькой и огромной, например : Это паук, маленький паучок, огромный паучище.

Картинки : рука, лиса, диван, кровать. Это рука, маленькая ручка, огромная ручища.

Ребята, вы молодцы справились с 1заданием.

Логопед : 2 задание.

Старуха – Шапокляк хочет узнать, как вы умеете внимательно слышать слова.

Если вы услышите слова правильно – показываете большой палец, а если не правильно, то трогаете мочку уха.

Клетка Альбом

Къетка Авбом

Кветка Аньбом

Киетка Афбом

Кветка Аньбом

Клетка Альбом

Молодцы ребята, вы умеете правильно слышать слова.

Логопед : 3 задание.

У каждого на столе лежат конверты. Вам задание : из букв лежащих в конвертах, составить слово, начиная с самой высокой буквы.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Настя прочитай слово, которое у тебя получилась. зима

Максим, сколько звуков в слове ЗИМА? - 4 звука

Диана, назови первый звук. – [ Зь]

Лера, дай характеристику этому звуку.

Женя, назови второй звук. [ И]

Аня, дай характеристику звуку [И].

Настя, назови 3 звук в слове ЗИМА. [М ]

Коля, охарактеризуй этот звук.

Кристина, назови последний звук, какой это звук. [А ]

Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.

Физминутка.

Логопед : Ребята, я смотрю, вы устали и сейчас немножко отдохнем.

Дети встают в круг. Вы сейчас будете передавать друг другу эмоции.

Настя передай детям радость –

Слава передай удивление –

Женя передай задумчивость –

Лера передай морщинистый лоб –

Аня нахмурь брови -

А теперь я вам передаю ритм, а вы его повторите….

Елена Михайловна проиграет ритм, на кого покажу, тот должен его повторить. (Дети повторяют музыкальный ритм)

Мы с вами немного отдохнули, передали друг другу эмоции, отхлопали сложные ритмы

Логопед : Следующее задание.

Скажите, кто из сказочных героев был на луне?

Незнайка прислал вам с луны свои рисунки.

Незнайка нарисовал животного, которого не существует, внимательно посмотрите и назовите :

Чей хвост? Это хвост заячий.

Чья голова? Это голова беличья.

Чьи уши? Это уши лисьи.

Чьи лапы? Это лапы волчьи.

Поиграем в игру «СОСЧИТАЛКА» .

Две зеленые руки.

Три красные руки.

Два синих глаза.

Четыре черных антенн.

Молодцы, вы правильно справились с заданием.

Логопед : 5 задание от старухи - Шапокляк.

Игра «Посели слово»

Слушайте задание : У вас на столах лежат картинки. Определите количество слогов в словах , изображенных на картинках, и «поселите» эти слова в соответствующие дома. Те картинки, где один слог «поселим» в дом, в замок – картинку, где два слога и в избушку – картинку, где три слога.

Молодцы. Вы правильно поделили слова на слоги и «поселили» картинки.

Последнее задание.

Шапокляк, прислала нам ряд вопросов и просит, чтобы мы ответили на них.

Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок должен поймать мяч и назвать противоположное слово, например : грустный- веселый

Друг Бежать Горячо

Вдох Тонкий Больной

Широкий Длинный Лето

День Высоко Мокрый

Молодцы ребята. Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями.

Звонок телефона : Я вредная старушка, старушка Шапокляк.

Вы так много знаете, пожалею я вас, верну я вам ваши

книжки – вот ключи от замков. Открывайте сундук ,

забирайте книги.

Логопед : Как гласит пословица «Ученье свет, а не ученье тьма» .

Итог : Давайте вспомним, чем занимались?

Оценка : Мне очень приятно было слышать ваши полные правильные ответы, особенно хочу отметить Настю, Славу, Аню, Леру, Максиму хочется напомнить не торопиться выслушивать задание до конца.

За ваш труд я хочу вам подарить эти книги, по которым вы будите получать дальнейшее знание.

На этом наше путешествие закончено.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по теме: «В гостях у Золотой рыбки».

(Автоматизация звука (р) в связной речи).

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и углубить представления детей о рыбах, классификация рыб по месту обитания (речные, озёрные, морские) Активизация и расширение словаря дошкольника по теме: «Рыбы». Учить детей чётко произносить звук (р) в связной речи. Учить преобразованию слов. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные. Учить детей формированию обобщающих понятий. Учить формированию навыков словообразования, употреблению существительных с увеличительными суффиксами – ище, - ища. Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. Учить детей звуковому анализу и синтезу слов. Упражнять в формировании слоговой структуры слов.

Коррекционно – развивающие цели :

Развитие навыков связной речи, фонематического восприятия, логического мышления, памяти, внимания, развивать координацию движений, пространственные представления, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к подвижным играм, спортивным состязаниям.

Оборудование : Сухой бассейн, карта, разрезанная на части, (пазлы), картинки с изображением озёрных рыб, речных, морских, мяч, мячики – тренажёры, магнитная доска, фишки ля звукового анализа слов, обручи, маты, шкатулка с «сокровищами», ноутбук, диск «Звуки природы. Шум моря».

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку…(Приветствие гостей).

Логопед: – Ребята, вы когда – нибудь мечтали найти настоящий клад или совровища моря? Посмотрите, что нашла для вас Золотая рыбка. Мне кажется, это карта Острова сокровищ, Давайте поможем Золотой рыбке собрать карту. Ребята, вы поможете? (Дети собирают карту Острова Сокровищ). О чем нам говорит карта? Рассмотрите, какие слова здесь написаны? (ка _п, уго _ь, т_ еска, фо _ ель, морской ё_ ш, _ ыба - меч) Какую букву размыло водой? Дети: - Буква (Р). Логопед: – Ребята, а как одним словом назовём карпа, треску, ерша, форель? Дети: - Это рыбы. Логопед: – Ребята, а какие это рыбы? Дети: - Это морские рыбы. Логопед: – Ребята, а каких рыб мы ещё знаем? Дети: - Есть морские, речные, озёрные, аквариумные рыбы. Логопед: – Молодцы, а теперь покажем Золотой рыбке, как мы выполняем пальчиковую разминку. Логопед проводит пальчиковую гимнастику. 1) Пальчиковая гимнастика «Рыба - меч».

Захотела рыба – меч

Воду надвое рассечь:

Раз – сечёт, два – сечёт,

А вода себе течёт.

Логопед: – Ребята, а теперь нам нужно выполнить следующее задание. Дети выполняют звуковой анализ слов: рыба, карп, угорь. Дают характеристику звукам. Логопед: – Ребята, чтобы продолжить путь и найти сокровища, нам нужно расшифровать слова. 2) Проводится игра «Шифровка» . Дети на доске расшифровывают слова. (Барракуда, горбуша) ,объясняют что за рыба барракуда. Логопед: – А теперь вам нужно найти новые слова, которые спрятались в слове БАРРАКУДА

3) Проводится игра «Придумай словечко» (БАРРАКУДА). Дети: - бар, рак, ура, удар, рука, краб, арка. т.д.

(Дети выкладывают при помощи разрезной азбуки слова) Логопед: – Ребята, вы молодцы столько интересных слов придумали. Но нам нужно торопиться, чтобы отыскать сокровище! - Послушайте, вы ничего не слышите? - Мы с вами уже приближаемся к острову сокровищ (звучит музыка шум моря). – Садимся в лодочки и плывём дальше. – Взяли к руки бинокль. Посмотрите направо, потом налево, в верх на скалы, вниз. 4) Логопед проводит гимнастику для глаз. « Бинокль» (Дети изображают руками бинокль выполняют движения глазами по заданию логопеда. 5)Проводится игра с волной. Логопед: – Ребята, вы слышите, как бьются волны о берег. Изобразите морскую волну. Логопед изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движениями «волны». Как только «волна» начинает накатывать на берег (логопед двигается к детям, дети убегают. Волна откатывается в море (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке моря. – Не боитесь воды? - Тогда садитесь в одну лодку и поплыли дальше! Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Имитируют движения гребли на вёслах.

Динь – дон, динь – дон, Мы на лодочке плывём, Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает, - Вправо лодочку качает, Влево лодочку качает.

Динь – дон, динь – дон, Дружно к берегу плывём, К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко.

Логопед: – Ребята, вот мы с вами и оказались на прекрасном острове. – Вы устали в лодке сидеть? Тогда, я предлагаю вам, обследовать остров. Полоса препятствий, основные движения:

    Прыжки из круга в круг;

    Обойти камни;

    Ходьба по следам к пещере.

Логопед: – Ребята, посмотрите, ведь вход в пещеру закрыт. Чтобы пещера открылась, нужно выполнить задания, которые записаны на листах бумаги. 6) Проводится эстафета «Нарисуй рыб». Дети делятся на 2 команды. Первые участники рисуют золотую рыбку, бегут к листам бумагу и рисуют какую – либо одну часть рыбки и возвращаются к команде, вторая команда - камбалу. Кто быстрее закончит рисунок.

Логопед: – Ребята, а теперь следующая игра «Чей?, чья?, чьё? , чьи?» Л: Чья голова? - Это рыбья голова. Чьи жабры? – Это рыбьи жабры. Чьё туловище? – Это рыбье туловище. Чья чешуя? – Это рыбья чешуя. Чей хвост? – Это рыбий хвост. Чьи плавники? - Это рыбьи плавники. Чьё брюшко? - Это рыбье брюшко. (Игра проводится с мячом, дети стоят в кругу и передают друг другу мячик). 7) Проводится игра «Рыбки - великаны» Логопед: - акула – акулища; рыба - рыбища; ёрш – ершище, карась - карасище т. д.

8)Игра « Сосчитай - ка» (Одна рыба, две рыбы т.д. один ёрш, два ерша т.д.) Логопед: – Ребята, вы работали так дружно, что смогли справиться со всеми заданиями. Вы стали такими ловкими и смелыми. Посмотрите, пещера открылась, нам осталось только найти сокровище. (Дети в сухом бассейне ищут шкатулку с «сокровищами») - Посмотрите, сколько здесь лежит драгоценностей и в каждой из них маленький секрет. Дети открывают звёздочки и находят в каждой из них буквы.

Р Ж У Б А Д

Л: - Ребята, соедините буквы так, чтобы у вас получилось слово. – Какое слово у вас получилось? Дети: - Дружба. Л: – Значит, какое сокровище мы с вами нашли? Логопед: - Нам пора возвращаться к Золотой рыбке. Пока лодка нас несёт к родным берегам, мы будем слушать музыку волн.

9)Мышечная релаксация «Морские волны» Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»). Итог занятия. Дети получают сокровище, по жемчужине, прощаются с гостями.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для педагогов ДОУ и родителей

Возраст – дети 6-7 лет.
Предмет, тема занятия . Логопедическое занятие по теме: итоговое занятие.
Образовательная область: коммуникативная.
Этап обучения : 3 период, итоговое занятие.
Цель : Проверить знания воспитанников подготовительной логопедической группы ДОУ в конце учебного года.
Задачи:
Коррекционно – образовательные, развивающие: Развитие речевого слуха, фонематических представлений, совершенствование звуко-буквенного анализа, навыка чтения слогов, слов, предложений. Развитие связной речи через театрализованную игру. Развитие интонационной выразительности речи. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.
Коррекционно – воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Тип занятия - комплексное.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
исследовательское обучение, моделирование, частично-поисковые вопросы, технология развития навыков детского сотрудничества.
Оборудование (техническое, демонстрационное, раздаточное):
магнитофон с записями песен, магнитные доски, костюмы и маски для детей (костюм колобка, вороны, медведя, зайца, волка, лисы, маска жука, очки и усы для дедушки), напечатанные слова, схемы, текст рассказа «Очки», медали для детей.
Прогнозированный результат:
Знания детей по грамоте соответствуют программе подготовительной логопедической группы ДОУ.
Состояние звукопроизношения (все дети идут в общеобразовательную школу).
Литература:
1 Каше А.Г. «Подготовка детей к школе», М., «Просвещение», 1985г.
2 Герасимова А.С. «Тесты по подготовке к школе», М., «Айрис-пресс»,
2004г.
3 Филичева Т.Б. «Учись говорить правильно», Москва, 1993г.
4 Кылосова Л.Е. «Коррекция звукопроизношения у детей» (Дидактический материал), Волгоград, «Учитель», 2009г.

Ход занятия:

1 Дети входят в зал под веселую музыку
- Сегодня на открытом занятии по грамоте мы покажем родителям все наши знания, которые получили в течение 2-х лет занятий в логопедической группе.

- А чему мы учились с вами на логопедических занятиях?
- Правильно. Если вы разгадаете ребус, то узнаете, кто помогает детям исправлять речь: «ВЕ – ЛО – СИ – ПЕД» СИ = ГО - логопед.
- Правильно. Логопед помогает детям научиться правильно говорить все звуки родного языка, говорить выразительно. Учит читать и даже грамотно писать.
- Давайте прочитаем, что здесь написано:
Мы будем разговаривать и будем выговаривать:
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Прочитать стихотворение:
Живет на свете Саша, во рту у Саши каша-
Не рисовая каша, не гречневая каша, не манка, не овсянка
На сладком молоке. С утра во рту у Саши слова простые наши,
Слова простые наши на русском языке.
Но то, что можно внятно сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, как люди говорят.
Наш Саша так корежит, что сам понять не может.
Он скажет: «До свидания!», а слышится: «До здания».
Он спросит: «Где калоши?», а слышно: «Это лошадь».
Он может, но не хочет за речью последить.
Нам нужен переводчик его переводить.
- Ребята, а почему Саша плохо говорит? Наши дети - молодцы и в конце учебного года уже научились говорить все звуки правильно и если будут стараться сегодня на занятии будут говорить четко, не торопясь, произносить все звуки.
А теперь мы с вами поедем в гости к дедушке и бабушке
Магнитофон, запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Композитор: Шаинский В., автор слов: Пляцковский М.
- Артикуляционная гимнастика: Толстые внуки приехали в гости, с ними худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись в улыбочке губы: чистим свои мы верхние зубы, с нижними зубками тоже мы дружим: чистим мы зубы внутри и снаружи. Блюдо поставят, блины нам положат. Блинчик жуем и завернем. Чашки поставят, мы чаю попили. Вкусно всем было, нам угодили.
- А какие еще вы знаете русские народные сказки, в которых герои: дедушка и бабушка?
- И у нас в гостях: «На сметане я мешен, на окошке я стужен, золотистый бок. Ну, конечно: колобок». Только у нас с вами будет немного другая сказка про колобка.
Катится Колобок , а навстречу ему жук. Колобок спрашивает: «Ты кто?»
Я жук. «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу и не тужу.»
- Поем песенку жука.

Магнитофон «Песенка жука» . (Логопедические распевки).
Колобок был такой аппетитный, жук решил его съесть. Не ешь меня, я тебе песенку спою. А жук говорит, знаю я твою песенку, лучше помоги выполнить мне одно задание, тогда не съем. Ребята, поможем колобку.
- Один пишет слово: ЖУЧОК, второй ребенок делает звуковой анализ.
- «Колобок, колобок, помоги найти грибок: прочти слово, встань под свой грибок». Дети читают слова, делят их на слоги и встают у грибка с символами слогов. (Грибки: 1-2-3 слога. Слова: Женя, снежок, этажи, еж, жирафы, жук, желуди). Назовите, какой звук во всех словах?
- Какое правило вы нашли в словах. Хором проговорить правило: ЖИ – ШИ - пиши через «И».
- Покатился колобок дальше, а навстречу ему заяц.
- Колобок, колобок, я тебя съем. Не ешь меня, я тебе песенку спою. Знаю я твои песенки, лучше выполни мое задание, тогда не съем
- назовите родственные слова к слову – заяц: зайчишка, зайчонок, заячья, зайчишки.
- Подберите слова со звуком «З» к схеме: начало, середина.
Прописаны слова: Зайка, коза, змея, ваза.
А почему в конце слова «З» мы часто не слышим - оглушается. Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?
Поиграем в игру «Зайки серые сидят». Игра:
«Зайки серые сидят и ушами шевелят: вот так, вот так и ушами шевелят.(руки как уши) Зайкам холодно сидеть надо лапки им погреть: вот так, вот так надо лапки им согреть (хлопаем в ладоши). Зайкам холодно стоять, надо зайкам поплясать: вот так вот так надо зайка поплясать (дети танцуют).

А теперь спойте мою любимую песенку: «В зеленом, зеленом, зеленом лесу».
Магнитофон: песня «В зеленом, зеленом лесу». (Логопедические распевки).
] - Катится колобок, а навстречу ему Мишка - медведь. Говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Не ешь меня. Я тебе песенку спою. Знаю я твою песенку. Не съем, если выполнишь мое задание.
- Любимая игра у мишки: рифмовочки. Я говорю, вы подбираете рифму: Маша-каша, ложка – мошка, петушок – гребешок. Кто альбом раскрасит наш, ну, конечно, …(карандаш). Кто улегся у окошка, ну, конечно, наша – (кошка). Замени «Ш» на «Ж» (шить – жить, Леша – лежа, машут - мажут).
- Мишка очень любит разгадывать кроссворды: через загадки: «сама крошка, боится кошки» - мышка. Где учатся дети? - школа. Косолапый топтыжка - мишка. (Нарисована схема кроссворда).
- Расскажите стишки про мишку.


Дети рассказывают стишки: «Мишка милый, мишка славный, неуклюжий и забавный. Весь из плюша мишка сшит, ватой пышною набит».
«Мой мишутка плюшевый ничего не кушает. Целый день в углу сидит, и на нас с тобой глядит ». (Автор не известен)
Мишка отпустил колобка.
- Катится колобок, а навстречу ему волк. «Колобок, колобок, я тебя съем. – Не ешь меня, я тебе песенку спою» Знаю я твою песенку. Выполни задание, которое мне дали в лесной школе: Вставь пропущенную букву в слова: Во.к- Кук.а, .авка, со.онка. Какое слово подходит к этой схеме? (символы: синий- согласный, красный - гласный, синий - согласный, синий - согласный – ВОЛК).
- Катится колобок, а навстречу ему лиса, она только что полакомилась сыром, который ей достался от одной птицы и колобка ей совсем есть не хотелось. Отгадайте, что это за птица: первый звук - в, 2-о, 3-р, 4-о,5-н,6 –а. ВОРОНА. Подберите слова признаки к слову ворона, слова – действия.
- Инсценировка стихотворения «Ворона» . (Автор В. Орлов). Исполняют двое ребят.
«Кра!- кричит ворона.- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи, не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана. У тебя же нет кармана.
- Как!- Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали! Ка-ра-ул! Карман украли!»
- Ворона недавно летала к нам в город и украла. Отгадайте что. Загадка: «Два близнеца, два братца. Верхом на нос садятся» - очки.


- Чтение и инсценировка рассказа «Очки» . (Автор не известен).
Текст напечатан.
«Дедушка надел очки и стал читать книгу. Алеша говорит: «Дедушка, купи мне очки, я тоже хочу читать книги».
- Прав ли Алеша? Помогут ему очки? Как вы учились читать?
- Назовите - из чего состоит этот рассказ. Сколько предложений в этом рассказе? Какое правило про предложение вы знаете?
- Вороне, лисе очень понравились ваши инсценировки, они решили отвести колобка дедушке и бабушке, а вас угостить сладкими конфетками.
- Мы с вами возвращаемся в группу с песней «Мы едем, едем, едем».