Употребление собирательных числительных двое трое. Собирательные числительные

Собирательных числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро употребляются преимущественно в разговорной речи. У этих числительных есть ограничения в возможности сочетаться с другими словами.

Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат;

2) с субстантивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц мужского пола: трое смелых, двое ожидающих; пятеро отдыхающих;

3) с существительными общего рода: трое сирот;

4) с местоимениями мы, вы, они : нас двое, их двое, вас пятеро;

5) с существительным дети: двое детей;

6) с существительными, обозначающими детенышей животных: семеро козлят, трое волчат;

7) с существительными, имеющими только форму множественного числа и обозначающими парные или составные предметы: двое саней, трое брюк, четверо суток.

При одушевленных существительных (особенно в косвенных падежах) собирательные числительные могут быть заменены количественными числительными целых единиц:

пятеро студентов – пять студентов

троими детьми – тремя детьми

семерым солдатам – семи солдатам

Такие варианты являются нормативными в обоих случаях.

Не употребляются собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных:!!! нельзя – трое дочерей, семеро овец, двое медведиц;

надо: три дочери, семь овец, две медведицы

Не употребляются собирательные числительные с существительными среднего рода, обозначающими неодушевленные предметы: !!! нельзя: трое озер; надо: три озера

В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относится образование сложной формы сравнительной и превосходной степени. Норме соответствуют формы типа “более, менее + начальная форма прилагательного”: более интересный, наиболее, наименее + начальная форма прилагательного. Образование типа более интереснее, наиболее интереснее является ошибочным. Ненормативными являются также формы типа самый глубочайший, самый мудрейший, т.к. превосходство выражено в них дважды: суффиксом –ейш-, -айш- и частицей самый. Правильно: самый глубокий, самый мудрый или глубочайший, мудрейший.

Многообразны нормы, касающиеся употребления глаголов.

Глаголы полоскать, колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать, махать и некоторые другие образуют вариативные формы настоящего времени:

полощут и полоскают, колышут и колыхают, мурлычут и

мурлыкают, плещут и плескают, рыщут и рыскают, машут

и махают.

Первые формы, с чередованием согласных, являются общелитературными, вторые, без чередования, свойственны разговорному стилю и в большей степени просторечию.

Стилистически дифференцируются также формы настоящего времени глаголов сыпать (сыплет - сыпет), щипать (щиплет – щипет); первые формы являются литературными, вторые разговорными.

Есть особенности в образовании повелительного наклонения некоторых глаголов:

От глагола ехать - поезжай, (!!! Нельзя: ехай, едь), от глагола положить - положи (!!! Нельзя: ложь), от глагола класть – клади (!!! Нельзя: поклади), от глагола лечь – ляг (!!! Нельзя: ляжь).

Особого внимания требуют глаголы класть – положить.

Глагол класть не употребляется с приставками:

Правильно Неправильно

Я кладу я покладу

Ты кладешь ты покладешь

Он кладет он покладет и т.д.

Глагол положить, наоборот, употребляется только с приставками:

Правильно Неправильно

Я положу я ложу

Ты положишь ты ложишь

Он положит он ложит и т.д.

Вариантные словоформы глаголов подытоживать – подытаживать, обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать различаются как книжные (с гласным О в корне) и разговорные (с гласным А в корне). Предпочтительными являются первые.

Распространенной ошибкой является сохранение суффикса –ну- в форме прошедшего времени непродуктивных глаголов на –нуть: (мокнуть, мерзнуть, сохнуть, привыкнуть, отвыкнуть, повиснуть, виснуть, воскреснуть, воздвигнуть, прокиснуть, продрогнуть, отвергнуть и нек.др.). В прошедшем времени нужно употреблять формы: мерз, мок, сох, привык, отвык, повис, вис, воскрес, воздвиг, прокис и т.д. !!! Нельзя: мерзнул, мокнул, сохнул, привыкнул, повиснул и т.д.

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) употребляются только в следующих случаях:

  1. с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
  2. с именами существительными ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА, а также со словом ЛИЦО, употреблённом в значении «человек»: трое детей, четверо молодых людей, двое ребят, двое незнакомых лиц;
  3. с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят;
  4. с существительными, имеющими ФОРМУ ТОЛЬКО множественного числа: семеро суток, двое саней, четверо ножниц;
  5. с личными местоимениями: нас было трое; их пришло пятеро.

Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т.д.) НЕ употребляются :

· с именами существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери (нельзя сказать «двое дочерей»), три сестры (нельзя сказать «трое сестёр»);

· с именами существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки (нельзя сказать «двое кошек»), три медведя (нельзя сказать «трое медведей»).

Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ

Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени существительного:

· имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;

· имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.

Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении:
По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.
Грамматическая ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода (ДОРОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА. ОБОИМИ, так как эти собирательные числительные могут употребляться только с именами существительными мужского или среднего рода.
Правильный вариант построения этого предложения:
По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.

Нормативное образование и употребление местоимений

  1. Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ (г. не «ихний дом»); ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).
  2. Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».
    Форма «У НЕЙ» носит разговорный характер и неупотребительна в письменной речи. «Увлечён ей» так тоже говорить неправильно.
  3. Грамматически правильными являются следующие словосочетания:
    грущу по вас,
    тоскую по вас.
  4. При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят:
    1. после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. (без неё, за ними, от него, к ней);
    2. после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родительным падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.

Примечание:

  1. НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существительных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).

  1. НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (наперекор ей, подобно ему, подобно им).
  2. После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).

Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».

Нормативное образование и употребление глагольных форм

1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ; Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;
Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;

Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;
Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.

2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глагола Форма повелительного наклонения (единственное число) Форма повелительного наклонения (множественное число)
ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ ВЫ ЛЯГТЕ
ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ
ПОЛОЖИТЬ ТЫ ПОЛОЖИ ВЫ ПОЛОЖИТЕ
ТРОГАТЬ ТЫ НЕ ТРОГАЙ ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ
МАХАТЬ ТЫ МАШИ ВЫ МАШИТЕ
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ ВЫ КЛАДИТЕ
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ ВЫ БЕГИТЕ
ВЫСЫПАТЬ ТЫ ВЫСЫПИ ВЫ ВЫСЫПИТЕ

3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ - Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ - Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
МАХАТЬ - Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) - Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) - Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) - Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ - Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

4. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ (неправильно МАХАЕТ),ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.).

5. При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использовать суффикс -СЬ, а не -СЯ.
Например: они встретились (неправильно «они встретилися»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулися к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтеся теплее»).
Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

6. Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ».

Например: «Утром я обычно ЕМ йогурт».
Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»

Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий

  1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ образуются. Поэтому следующие формы являются грамматическинеправильными: сделающий, напишущий, поинтересующийся.
  1. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-.Поэтому как грамматические ошибки сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правильный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)
  1. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-. Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант: «читая книгу»).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
  2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
    1. форм именительного падежа множественного числа;
    2. форм родительного падежа множественного числа.
  3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
    1. нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
  4. Если это имя числительное, помните о том, что
    1. у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
    2. при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
    3. числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах - полутора;
    4. числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах - полутораста;
    5. числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода;
    6. числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода;
    7. собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
  5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
  6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
    1. форм повелительного наклонения;
    2. форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
    3. личных форм некоторых глаголов;
    4. возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
  7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются.
  8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
    1. от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -Ш
    2. от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами -AЩ.
  9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.

Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычноепять суток вместо«пятеро суток» ) сочетаются:

с существительными мужского и общего рода, называющими лиц:двое друзей, трое сирот;

с существительными, имеющими формы только множественного числа:двое саней, трое ножниц, четверо суток;

с существительнымидети, ребята, люди, с существительнымлицо в значении«человек» :двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

с личными местоимениямимы, вы, они; нас двое, вас трое, их было пятеро.

Собирательные числительные употребляются в значении субстантивированных числительных:вошли двое, трое в серых шинелях; семеро одного не ждут.

В разговорном языке и просторечии круг сочетаемости собирательных числительных шире. Они сочетаются:

с названиями лиц женского пола , например:Семья Зиненков состояла из отца, матери и пятерых дочерей (Куприн);У него не хватило бы средств дать образование многочисленным детям пятерым девочкам и трем сыновьям (Паустовский);В [военное] училище, я пошел, чтобы облегчить заботы отца, у которого было еще трое моих сестёр (В. Песков). Как показывают примеры, такое употребление чаще встречается в формах косвенных падежей, реже в форме именительного падежа, например:Трое женщин в доме (Г. Николаева); сочетания типа«трое портних», «четверо учениц» и т.п. не рекомендуются даже в разговорной речи;

с названиями детенышей животных , например:двое медвежат, трое щенят;

с названиями парных предметов , например:двое рукавиц, трое сапог в значении«столько-то пар»; нормативным является сочетаниедвое брюк (а не«две пары брюк» , вызывающее представление о четырех предметах, так как брюки считают не на пары, а на штуки); сочетанияпара брюк, пара ножниц имеют разговорный характер;

с другими словами в стилизованной речи : Три пограничника. Шестеро глаз да моторный баркас (Багрицкий);трое коней (Паустовский).

При синонимичности, конструкций с количественными и собирательными числительными типа два друга двое друзей возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных :

с субстантивированными прилагательными мужского рода:двое прохожих, трое больных, четверо конвойных;

с существительными мужского рода, имеющими окончание :двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не«двое профессоров», «трое генералов» ).

В сочетании с одушевленными существительнымисобирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах:трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительнымииспользуется, как правило, только форма именительно-винительного падежа:двое саней, трое ножниц, четверо суток. В косвенных падежах используются формы соответствующих количественных числительных:к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При словечасы (прибор) употребляется собирательное числительное(одни часы, двое часов )или добавляется словоштука (не хватает пяти штук часов ). Выражение«пара часов» имеет просторечный характер.

Склонение и употребление собирательных числительных.

Собирательные числительные - это семантическая разновидность количественных числительных, употребляемая преимущественно в разговорной речи.

В состав собирательных числительных входит девять слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Особенностью собирательных числительных является то, что они могут сочетаться с довольно ограниченным кругом существительных: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

При одушевлённых существительных в косвенных падежах собирательные числительные могут заменяться числительными, обозначающими целое число, например: троими детьми - тремя детьми, семерым солдатам - семи солдатам. Числительное оба при сочетании с существительными в винительном падеже принимает соответствующие окончания именительного или родительного падежей: вижу оба стола - вижу обоих всадников, вижу обе книги - вижу обеих сестёр

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа: пятеро(мальчиков) пятерых (мальчиков)

Числительное оба имеет общие формы для мужского и среднего рода и особые для женского рода. Им.п-оба обе; р.п обоих обеих; д.п обоим обеим.

27.Склонение дробных числительных. Особенности склонения слов

Все дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста) являются составными. Их первая часть, назы­вающая числитель, - это количественное числительное, а вторая, называющая знаменатель, - порядковое (три чет­вертых; триста двадцать семь пятьсот сорок девятых и т. п.). Соответственно, при склонении первая часть (числи­тель) изменяется, как количественное числительное, а вторая (знаменатель) - как порядковое (и в том и в другом случае - или как простое, или как составное), т. е. в числителе изменя­ется каждое слово, а в знаменателе - только последнее. Практически у всех дробных числительных совпадают формы им. и вин. п., однако нужно обратить внимание на следующее: если дробное-числительное стоит в формах этих падежей, то его последнее слово (порядковое числительное) употребляется в форме род. п. мн. ч. (три четвертых; семь девятых; два­дцать четыре сорок седьмых и т. п.), т. е. у последнего слова будут совпадать формы трех падежей: им., род. и вин. п. Это­го не происходит лишь тогда, когда часть, называющая числи­тель, представлена словом один или же заканчивается этим словом. В этом случае формы названных падежей будут раз­личаться (им. п. - одна шестая; тридцать одна сорок вто­рая; род. п. - одной восьмой; двадцать одной пятьдесят четвертой; вин. п. - одну пятую; сто одну двести три­дцать четвертую и т. п.). При этом слово один и последнее слово дробного числительного употребляются в форме ж. р

лись на двухстах пятидесяти четырех семьсот двадцать третьих(предл. п.).

Примечание. В тех случаях, когда нам нужно назвать коли­чество выражаемое смешанным числом (т. е. числом, содержащим це­лую и дробную части: 9 3/5; 7 13/8 и т. п.) или десятичной дробью (0,125; 4 18 и т п) мы пользуемся специальным сочетанием слов {шесть це­лых семь пятнадцатых; двадцать четыре целых и восемь сотых и т п) Первая часть этого выражения состоит из сочетания количест­венного числительного и слова целый. После числительного один сло­во целый изменяется как соответствующее прилагательное в форме ж р {одна целая; одной целой; одну целую и т. п.). После остальных числительных {два..., семь..., двадцать... и т. п.) данное слово изме­няется как соответствующее прилагательное в форме мн. ч., но при этом в им. и вин. п. у него используется та же форма, что и в род. п. (им. и вин. п. - двадцать целых; род. п. - двадцати целых; дат. п. __двадцати целым и т. д.). Вторая часть рассматриваемого выраже­ния является дробным числительным и, соответственно, изменяется так, как это было показано выше. Обратите внимание на то, что между эти­ми частями может использоваться союз «и» {две целых и семь пятых и т. п.).

Таким образом, для того чтобы правильно образовывать и употреблять падежные формы имен числительных, необходи­мо запомнить и усвоить 1) основные типы склонения простых числительных; 2) правила, которыми регулируется изменение составных количественных, составных порядковых и состав­ных дробных числительных; 3) правила, определяющие упот­ребления слова один, а также слов тысяча, миллион, милли­ард и т. п., когда эти слова являются частью составных числительных. При этом необходимо помнить следующее: ес­ли в пределах составного числительного слово изменяется, то оно почти всегда изменяется точно так же, как и соответст­вующее простое числительное.

Дробные числительные полтора и полтораста имеют только 2 падежные формы: одну-в им и вин п (полтора),а вторую – в род,дат, ТВ и предл п (полутора) Числит-е полтора в им и вин пад имеет 2 родовые формы: полтора- муж и ср р и полторы-ж р (полтора стакана, полтора бревна, но полторы ложки

Числительное полтора имеет 2 окончания, а полтораста- только одно, кот нах-ся в середине слова

Примеры которых постоянно встречаются в повседневной речи, практически не используются в деловых документах. Да и само это понятие является условным. Ведь на самом деле собирательное числительное - это некая разновидность количественных. Но отличия между этими разрядами существуют.

Что обозначают собирательные числительные?

Каждая часть речи играет свою определённую роль в предложении. Однако собирательные и обозначают практически одно и то же. Но в их употреблении есть существенная разница. Собирательные числительные указывают на лицо, чем обуславливается их субстантивация. Например: «Кто эти трое парней ? Наверняка этих троих молодых людей узнали многие, ведь именно они снимались в знаменитом сериале!» Из контекста понятно, что речь идёт о парнях в количестве трёх человек. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое собирательное числительное, следующий: это часть речи, которая указывает на число лиц в том или ином собрании людей. А вот использовать их по отношению к животным невозможно.

Собирательные числительные

Примеры таких словосочетаний, как «двое работников», «пятеро малышей» или «оба мальчика» указывают не просто на количество или порядок перечисления. В первую очередь эти выражения отображают группу неких лиц. Интересен тот факт, что в современном русском языке имя числительное (собирательное) представляет собой замкнутую, непроизводящую, пережиточную группу слов. Эту фразу следует понимать так: язык постоянно преобразуется и развивается. Однако эта его ветвь остаётся неизменной, сохранив традиционный исторический вид.

Группы собирательных числительных

  1. Особым пунктом выделяется числительное оба (обе). О нём будет речь отдельно.
  2. По способам образования выделяют слова "двое" и "трое". Их корни - соответствующие им количественные числительные два и три . Образуются они при участии суффикса -ое .
  3. Более широкая группа состоит из собирательных числительных четверо, пятеро и так далее, до десяти. Они образуются при помощи суффикса -ер- и окончания -о.

Просторечье в группе собирательных числительных

Употребление подобных образований от более крупных чисел следует отнести к просторечью, хотя и отмахнуться вовсе от их существования будет поступком неосмотрительным. Иногда можно встретить даже в художественной литературе такие собирательные числительные. Примеры подобных высказываний есть в повести Лавренева «Сорок первый», когда главная героиня - девушка из народа - читает стихи собственного сочинения. Ярка и живописна строка «Двадцатеро в степь ушло» - именно она показывает, что в просторечии собирательные числительные употребляются не только те, что образованы от чисел первого десятка, но и от более крупных. Производят их тем же способом, то есть при помощи суффикса -ер - и окончания -о .

Изменение собирательных числительных по родам, числам и падежам

Для связи в предложении слова изменяются. Так же, как и количественные, собирательные числительные не имеют числа и рода. Исключение в этом смысле составляет слово "оба", так как может иметь форму женского рода - "обе". Но вот по падежам изменяются все собирательные числительные. Примеры:

  1. О, это великое чудо, когда двое влюблённых дарят ласку друг другу, создают семью, рожают и воспитывают детей!
  2. Любовный треугольник носит такое название именно потому, что отношения связывают троих любящих людей , а не двоих.
  3. Семерым парням так и не пришлось вернуться к своим родителям - они подорвались на мине в первом же бою. (Дательный падеж).

Склонение слов «двое» и «трое»

Собирательные числительные с существительными - например, «двое мальчиков» и «трое парней» - изменяются по падежам так же, как полные прилагательные в мягком варианте, стоящие во Например:

Несмотря на то, что у двоих мальчиков (Р. п.) была всего одна игрушка, ссор между ними не возникало никогда. Этим двоим малышам (Д. п.) было так комфортно друг с другом, что чувство белой зависти к их дружбе возникало в душе само собой. Видя этих двоих ребят (В. п.), самозабвенно играющих одной и той же игрушкой, взрослые порой задумывались о том, а правильно ли мы живём в своём взрослом мире? Старушки же с умилением любовались двоими малышами (Т. п.), которые практически не разлучались ни на минуту. А местные сплетницы судачили об этих двоих мальчиках (П. п.), придумывая неправдоподобные истории их происхождения.

Склонение слов «четверых», «пятерых» и так далее

Все остальные количественно-собирательные числительные нужно изменять по падежам по принципу полных прилагательных множественного числа. Только этот процесс проходит по твёрдому варианту. Также следует помнить, что ударение в этих собирательных числительных, стоящих в косвенных падежах, всегда падает на окончание. Просклоняем выражение «четверо певцов»:

И. п. - четверо певцов.

Р. п. - четверых певцов.

Д. п. - четверым певцам.

В. п. - четверых певцов.

Т. п. - четверыми певцами.

П. п. - четверых певцах.

Собирательное числительное оба (обе)

Это слово выделяется особо, так как по смыслу обозначает не только двоих людей, но и пару неодушевлённых предметов. Остальные же собирательные числительные могут обозначать группу только лиц, то есть людей, либо неживых существ, имеющих человеческий облик, например, мертвецов. Также следует знать, что такое собирательное числительное, как «оба» может сочетаться с существительными женского рода в форме «обе». Склоняются эти слова так же, как и собирательные числительные «двое», «трое», то есть подобно полным прилагательным множественного числа в мягком варианте: оба, обе (И. п.), обоих, обеих (Р. п.), обоим, обеим (Д. п.), обоих, обеих (В. п.), обоими, обеими (Т. п.), обоих, обеих (П. п.).

Речевые ошибки, связанные с употреблением слова «оба»

  1. Чаще всего в разговоре наблюдается подмена слова «оба» существительным «обои». Здесь злую шутку играет схожесть входящих в них букв. В качестве примера рассмотрим сообщение бабушки о том, что оба внука вернулись домой: «Обои дома, иди скорее!». Её дочерью это обращение вполне может быть растолковано как тот факт, что кто-то купил шпалеры для ремонта и положил их в комнате.
  2. Нередко люди используют форму «оба» в в сочетаниях с существительными, обозначающим лиц или предметы женского рода, вместо собирательного числительного «обе». Например, неправильным будет высказывание: «У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы». Вместо этого следует говорить и писать так: «У неё браслеты были на обеих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы".

Употребление

Собирательные числительные используются реже, чем количественные. Происходит это оттого, что они могут сочетаться с более узким кругом существительных.


Ошибки при употреблении собирательных числительных

  1. Чаще всего замечается такой нюанс неверного использования этой группы слов, как сочетание их с существительными, обозначающими лиц женского пола, например: «четверо странниц», «пятеро монашек», «трое студенток» . Вместо этого следует воспользоваться количественными числительными, как-то: «четыре странницы», «пять монашек», «три студентки» .
  2. Абсолютно недопустимо употреблять собирательные числительные с неодушевлёнными существительными, имеющими единственное число, например: «двое инструментов», «трое столов» . Здесь требуется, как и в подпункте выше, воспользоваться сочетаниями «два инструмента», «три стола» .
  3. Нельзя сочетать собирательные числительные с одушевлёнными существительными, обозначающими не лица, а животных, например: «трое медведей» вместо «три медведя» , «четверо быков» вместо «четыре быка ».

Вариантные формы употребления существительных с количественными и собирательными числительными

Русский язык отличается от всех других тем, что всегда существуют варианты, могущие заменить одно выражение другим равнозначным. Зачастую возможны употребления словосочетаний как существительных с собирательными числительными, так и с количественными. Такие замены возможны в следующих случаях.

  1. В разговоре о лицах мужского пола допускается вариативность: «четверо шпиков» и «четыре шпика» , «двое сыщиков» и «два сыщика» .
  2. В словосочетаниях существительных, обозначающих единичные предметы, но в единственном числе не употребляющихся, и собирательных числительных (кроме «двое», «трое» и «четверо») возможно использование и количественных. Например: «пятеро ворот» - «пять ворот», «семеро вил» - «семь вил» .

Но в заключении следует повторить: собирательные числительные более уместны в просторечии, в разговорной речи. Если автор ставит перед собой цель написать текст красивым литературным языком, следует избегать таких словосочетаний. А вот в художественном произведении (при оформлении диалогов) они помогут добавить колорита в образы героев, передать дух эпохи. Категорически нельзя употреблять собирательные числительные в документах и официальной речи.