Обязательно ли венчаться. Венчание: практические советы

Как мужа и жены, так и жениха и невесты в церкви. Еще со времен Древней Руси любая молодая пара должна была обязательно сочетаться узами брака в храме. Молодые возлагали на себя ответственность перед Господом и Церковью, поклявшись хранить ниспосланный свыше союз всю жизнь. Сегодня же это необязательная процедура. Молодые люди, которые знают, для чего нужно самостоятельно принимают решение в необходимости этого таинства.

Прежде всего, для этого надо быть искренним со своим партнером и с самим собой. Ни в коем случае нельзя венчаться только лишь потому, что это составляющая а также из-за нынешней моды на эту процедуру!

венчание в церкви?

Это нужно для Божьего благословления заключенного брака. Супруги, посвященные в таинство венчания, получают Божью благодать, что помогает им построить единый союз мыслей и любви. Но, пожалуй, самой главной целью, для чего нужно венчание в церкви, является духовное слияние души и тела двух любящих сердец и, конечно же, прививание будущим или уже имеющимся детям христианской морали. Кроме этого, венчание предполагает надежду двух любящих людей друг на друга и, естественно, на Господа.

Многие люди, не совсем ясно понимающие, для чего нужно венчание в церкви, ошибочно полагают, что это непременная гарантия семейного благополучия и счастья, а также полное избавление от житейских тягот. Это совсем не так! Венчание не дает никаких семейных благ и поблажек. Считается, что венчающиеся души должны самостоятельно пройти все испытания, уготованные им судьбой, и решить все спорные моменты. Запомните, венчание - это аттестат ваших созревших чувств! Люди, которые решились на это таинство, должны осознавать всю ответственность за свою лодку любви.

Что необходимо знать?

1. Венчающиеся должны прекрасно осознавать, что предполагается один раз и на целую жизнь.

2. Считается, что новая жизнь, которая наступает после венчания, предполагает полное очищение от грехов и внутреннее обновление человеческой души, поэтому перед таинством оба причащаются и исповедуются во время литургии.

3. Молодые постятся в течение трех дней перед таинством. Желательно во время поста не заниматься сексом (и онанизмом), думать только о духовном.

4. У невесты должно быть заготовлено специальное платье для венчания (особого пошива, не оголяющее спину, плечи и руки до локтей). Кроме того, оно не должно быть ярким, красным и темным. Невесте нельзя прятать лицо, поскольку она открыта перед Богом и своим возлюбленным. Наряд жениха - тот же, что и на свадьбе.

5. Существует специальный календарь венчаний. В нем рассчитаны дни, по которым, согласно церковным правилам, проводятся таинства венчаний. Указаны и дни, в которые ни в коем случае нельзя этого делать.

6. Время, которое затрачивается на данную процедуру, обычно не превышает сорока минут. Это нужно иметь в виду всем, кто собирается пригласить на таинство друзей и родственников.

1. Изменилось ли что-нибудь в вашей семейной жизни после венчания?

2. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в брак?

«КАК НЕ НАДО»

Сергей и Елена МАДЕЕВЫ.
Общий стаж совместной жизни – 10 лет. До венчания в браке прожили чуть больше трёх лет. Трое детей.

Сергей Фёдорович, директор собственного предприятия ООО «РСУ», пос. Сангар:


1. После семья стала более дружной и воцерковлённой. До этого я был очень раздражительный, ревнивый, старался повернуть всё в свою сторону, из-за чего случались серьёзные скандалы в семье. Слава Богу, Он повернул нас обоих к Себе лицом. Честное слово, жить стало намного легче.
2. Молодым людям желаю веры в Бога. Что бы ни было, любите, верьте и терпите друг друга. Перед браком не нужно обманывать и хитрить, так или иначе всё тайное станет явным. Мне кажется, лучше не торопиться с венчанием, это очень серьёзный шаг в жизни. Но расписаться обязательно нужно.

Елена Валерьевна, адвокат:

1. Если честно, мы пример – «как не надо». Разница в возрасте семь лет «в мою пользу» и двое детей от первого брака. Сошлись в день моего в суде. Жили, даже не собираясь быть вместе. Первые полтора года просто, что называется, «встречались». Конечно, это очень обидно для женщины, но я считала, что не имею права на большее… Да и вообще не собиралась второй раз выходить замуж!

Каждый из нас имел собственные представления о христианстве, Боге, вере, Церкви. Однажды мы на пасхальную службу ходили в разные храмы. Когда я приняла решение уехать, в том числе от Сергея, он помог собраться, проводил в порт. Плакала сама, плакали дети. Но я была убеждена, что через месяц он найдёт другую, без прошлого, детей, возрастного мезальянса. Я жертвовала собой и берегла себя одновременно. А он, видимо, берёг себя. От меня… Во всяком случае, оба тогда считали, что мы – не пара.

Через три месяца разлуки поняла, что мученицы из меня не получилось. Я сдалась, он приехал, стали строить семью. До этого нам жилось как-то проще, легче. Первое время «настоящей» семейной жизни мы задыхались от отчаяния. Ничего не выходило! Муж страдал от ревности, я – от ярости из-за его ревности. Хотя, в общем, мы чувствовали себя счастливыми, дети тоже. Но не было ощущения надёжности. Мучило чувство, что вот-вот всё кончится, и уйдёт моё небывалое женское счастье…

С самого начала мы хотели заключить союз только перед Богом. Великим постом в монастырском храме на исповеди я призналась отцу Леониду, что не собираемся регистрировать брак, а желаем сразу венчаться… у меня не случилось. Под угрозой отлучения от Святой Чаши я сделала мужу… предложение оформить отношения в ЗАГСе. Мы расписались, муж поважнел, я поменяла паспорт. На этом изменения кончились. Остались ревность, гнев, ярость и… любовь. Мы с нетерпением ждали отпуска, чтобы, наконец, повенчаться. Храма у нас в посёлке тогда ещё не было.

И вот Господь соединил нас в таинстве венчания. Сразу пропала ревность, появилось что-то другое… тёплое… настоящее. Мы стали одной плотью. Венчание дало уверенность, нежность, осознание важности семьи и понятие о её бесконечности. Я поняла, что можно любить глубоко и честно. У нас общие интересы. Родилась дочь. Конечно, остались проблемы, бывают конфликты. А так как мой гнев, в отличие от его ревности, «мне верен» и после венчания, ссоры наши весьма зрелищны, просто китайский фейерверк! Как муж это терпит, не знаю. Думаю, что и он тоже не знает. Знает Бог, взявший нас под Свою защиту. Порой бывает трудно, но помогает совет священника, данный на исповеди. Да и как можно долго «дуться», если вместе – в храм, вместе – к Причастию?

2. Что пожелать молодым, вступающим в брак? Счастья! Слушайте своё сердце, Господь знает кому, когда и что дать. Если молодые люди – верующие, им легче жить, легче сохранить любовь. А если ещё нет веры, то пожелать можно её обретения, потому что встретить Бога – значит, найти смысл жизни. Хочется, чтобы молодые люди, создающие семьи, помнили: жизнь – штука короткая, проплакать, «прострадать» её – дело нехитрое. Легко гордиться собой, выяснять отношения, сводить счёты. Куда сложнее сделать друг друга счастливыми, живя так, будто завтра может не наступить.

А ещё я всем желаю детей, много и здоровых! Детей, которые будут расти рядом с любящими их и друг друга родителями.

«НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА»

Юрий Викторович и Ольга Аркадьевна ЛАРИОНОВЫ.
30 лет супружеской жизни. Венчались после 25 лет брака. Двое детей, двое внуков.

Юрий Викторович, технический директор ООО «КопирТехСервис», пос. Жатай:
1. Мы венчались, когда ещё только начали в церковь ходить, и глубокого понимания не было, что это за таинство. Просто знали, что грех – жить невенчанными, что только брак, благословлённый Богом, – настоящий. Уже потом я прочитал слова апостола «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) и понял, что если отношения между двумя людьми строятся на вере в Бога, то она укрепляет их союз. А тогда больше чувствовал, что такова обязанность всех православных семей – НАДО венчаться. Конечно, за столько лет совместной жизни мы притерпелись друг к другу, знали, у кого какие слабости, и всё равно что-то изменилось. Не сразу, но у меня появилось более глубокое отношение к жене, понимание, что она и есть та половина, которую мне Господь предназначил, Богом благословенная. А ещё появилась уверенность, что и в жизни вечной мы будем вместе. Отец Алексий венчал нас в Никольском храме покаянным чином – ни фаты, ни торжеств, в полутёмном храме горели свечи… Нам подарили иконы, батюшка объяснил, что именно семья – путь нашего спасения.

2. Я бы пожелал всем венчаться, только без веры, думаю, не стоит этого делать. Зачем? Обряд красивый совершить и надеяться, что всё теперь пойдёт хорошо? Этого не будет! Главное – жить с Богом, хранить любовь, а по вере каждому и дано будет.

Ольга Аркадьевна, медсестра в детской поликлинике пос. Жатай:
1. Всё изменилось! – отношение к мужу, работе, детям. Мы более терпимыми стали, ответственными. Кажется, что на тебя сверху Господь смотрит. Муж у меня всегда был очень хорошим, а после венчания, мне кажется, стал ещё мягче, спокойнее, терпеливее. Повенчавшись, мы стали сильнее чувствовать, что в трудных ситуациях жизни нам всегда Господь помогает.

Во время венчания я испытывала ОГРОМНОЕ волнение. Думала, поймут ли меня дети, окружающие? В храме было лишь несколько прихожан. Но они так нас поддержали, так тепло поздравили, накрыли стол… Меня поразило то, как люди нас понимают, как тепло относятся. Было очень приятно! И очень ответственно. Робела, ведь батюшка сидел с нами за столом, а я многого, что касается веры и церковной жизни, не знала. Ещё нас поздравили дети.
2. Дочь наша, когда замуж выходила, сразу венчалась, сын женат, но не венчан, хотя они и в храм ходят с сыном и причащаются. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они повенчались, ведь если двое людей вместе живут и не венчаны, Божия благодать им не такая даётся, и молитвы не так доходят до Господа. Я бы пожелала всем венчаться. Ну, а житейские пожелания обычные: ценить друг друга и уважать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.
Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года. Четверо детей.

Сергей Егорович, журналист:
1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике:
1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему. И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается.

Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь. Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу. В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные. И бывает трудно «носить бремена друг друга». Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным. Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные?

2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

КОГДА БОГ – СВИДЕТЕЛЬ

Александр и Анжела БОЛДАКОВЫ.
Общий супружеский стаж – 7,5 лет. В законном браке до венчания . Двое детей.

Александр Васильевич, начальник производственной базы нефтегазовой строительной компании:
1. Внешне ничего не изменилось, но внутренне…

До венчания я чувствовал неуверенность в браке. Возможно потому, что это у меня была вторая попытка. Мы жили вместе уже пять лет, а регистрироваться не спешили. Я думал: «Зачем? По сути, это и есть гражданский брак. Ведь что такое ЗАГС? Зал актов гражданского состояния. Значит, и брак, заключённый там, – гражданский».

Но мы с женой – воцерковлённые люди, а потому приходится отчитываться за дела свои скорбные. Каждый раз на исповеди священник ставил вопрос: «Женат?» – «Да» – «Венчанный?» – «Нет» – «А почему?» И уже выглядели несерьёзно. Надо было определяться. Вот мы и определились. А после венчания появилась уверенность. Я обрёл душевное равновесие. Все колебания просто улетели. Почему и говорят «ТАИНСТВО венчания» – священник призывает Бога в свидетели того, что мы с женой даём друг другу обет верности. Между нашими обещаниями присутствует Сам Господь. И это меняет всё.
2. У меня две взрослые дочери от первого брака, обе вышли замуж. Одним из условий для того, чтобы получить родительское благословение, было венчание. Моё пожелание всем: только венчаться! Раз и навсегда. Думайте, прежде чем принять решение, а дальше – совет да любовь.

Анжела, юрист:

1. Мы какое-то время даже в браке не состояли – сожительствовали просто. Муж всё не решался оформить отношения. Сначала меня это вполне устраивало, а потом, когда дети родились, обидно стало. Хотя я, если честно, и за собой оставляла право выбора. В Евангелии же читала: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит», и мне всё казалось – раз Бог нас не сподобил венчаться, значит, мы не созданы друг для друга. Такие лукавые мысли в голову лезли. Я не боялась мужа потерять, была уверена в нём. Это он долго во мне сомневался.

Мы познакомились в храме, муж уже был прихожанином, а я ещё только воцерковлялась. А потом вместе начали делать шаги в вере, и стали друг другу ближе. Духовную литературу читали и постепенно «созрели» к венчанию. Некоторые сначала венчаются, потом узнают, что это такое, мы же сначала всё узнали, а потом венчались.

Переживания были сильные во время таинства. Слёзы сами лились, настолько глубокие чувства я испытывала. И после этого у нас обоих очень изменилось отношение к браку, трудностям, ссорам. Мы стали более сдержанными, терпимыми. У меня твёрдая убеждённость есть: если Господь сподобил венчаться, то теперь до конца вместе – либо в рай, либо в ад. Даже несмотря на то, что Церковь даёт право разводиться при определённых обстоятельствах, я хочу, если, не дай Бог, что-то случится, не разводиться с мужем, нести общий крест, чашу радости и печали испить вместе до конца.

После венчания во мне всё, что я теоретически знала, укрепилось, живой жизнью забилось. Я молиться стала иначе. Раньше всё больше о детях молилась. А молитвы святым о супружеской жизни оставляла на потом. Теперь молюсь мученикам Адриану и Наталии, благоверному князю Петру и княгине Февронии, мученикам Симону, Гурию и Авиву, и вместе с мужем мы читаем молитву по соглашению супругов.

2. Я бы пожелала всем любить не себя в семье, а саму семью. Молодёжь эмоциональна, она поначалу всё равно шишек набьёт, но надо стараться не эмоциями руководствоваться, а разумом. Желательно иметь духовного наставника, который бы объяснил: брак – это настолько серьёзно, что грех измены приравнивается к убийству. Начинайте совместную жизнь с убеждением, что ваша семья – единый организм и разрушать его нельзя ни при каких обстоятельствах!

«СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ» СЕМЬЯ

Сергей Анатольевич ТАШМАКОВ и Ольга Иосифовна ПАШКЕВИЧ.
Общий стаж брака – 21 год. Повенчались через восемнадцать лет. Одна дочь и два внука.

Сергей Анатольевич, сотрудник Республиканского ипотечного агентства:

1. Вопрос о венчании для меня не стоял, пока я не стал воцерковлённым, но срок этого события отодвигал. К окончательному решению подтолкнула смерть отца. Мои родители прожили в браке почти сорок лет и всё время думали повенчаться, но так и не собрались. Я не хотел повторять их ошибки.

После венчания появилось ощущение того, что теперь мы с супругой одно неделимое целое.
2. Молодым я советую относиться друг к другу смиренно, не обращать внимания на мелочи, а ценить любовь, потому что жизнь такая короткая!

Ольга Иосифовна, доцент Якутского высшего командного речного училища (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта:

1. Когда женились, мы с Сергеем не были даже крещёными. Он покрестился спустя два года, а я – через десять лет. Повенчались, как я шутила, в год совершеннолетия нашей семьи.

Мысль об этом появилась у меня, когда мы присутствовали на таинстве брака наших знакомых. Муж моё предложение отверг, сказал, что повенчаемся, если проживём вместе тридцать лет. Тогда я на него немножко обиделась, но после поняла, что он был прав, потому что я восприняла только внешнюю, обрядовую сторону и просто хотела устроить себе праздник.

Хотя мы и молились дома, но церковь посещали редко, постов не соблюдали, не исповедовались и не причащались. Нельзя сказать, что наша семья была абсолютно счастливой. Случались ссоры, непонимание. А несколько лет назад мы оказались в очень сложной ситуации. В июле должен был родиться наш первый внук. За неделю до срока дочь положили на сохранение, и в тот же день у свёкра произошёл инсульт. Надежды на то, что выживет, не было. Вот тогда-то я и стала регулярно ходить на церковные службы. Через неделю благополучно появился на свет внук, и в тот же день отец мужа открыл глаза, а вскоре к нему вернулась речь.

В ситуацию, когда близкие постоянно нуждались в моей помощи и приходилось делать многое в ущерб своим интересам, я попала впервые. Надежда была только на Бога. Тогда-то постом и молитвой подготовилась к исповеди и причастилась.

Я начала замечать, что в храм люди приходят семьями, с детьми, что их объединяет общая молитва. Хотелось, чтобы рядом со мной тоже был муж. После смерти отца Сергей стал постоянно ходить в церковь. Венчание прошло скромно, свидетелем был наш зять. И всё-таки получился прекрасный день. Я не надеялась на чудо, на то, что сразу же в семье исчезнут разногласия, но появилась уверенность: теперь мой муж станет мне родным и по духу. Так и вышло.
2. Как-то одна знакомая сказала: «Что ты всё в церковь ходишь. Ведь у тебя всё хорошо!» Мне кажется, в том-то и беда, что люди идут в храм, когда им уже совсем плохо. Поэтому молодым я хочу пожелать любить друг друга и быть благодарными Богу за то, что он помог им встретиться. Ведь Бог ждёт от нас не только молитв о помощи, но и нашей благодарности и, конечно, любви.

СОЕДИНЕНИЕ «В ПЛОТЬ ЕДИНУ»

Иерей Виктор и Вероника БЛИНОВЫ.
Вместе 10 лет. В браке до венчания прожили около пяти. Есть дочь.

Отец Виктор, священник градоякутского Преображенского собора:

1. Когда у человека в сердце рождается любовь, он стремится быть вместе с возлюбленной. Именно поэтому появляется семья. Наша – не исключение.
Когда мы с женой пришли к вере, нам, естественно, захотелось получить благословение Божие. Ведь семья – это не только мы вдвоём, но и весь наш род. Во время подготовки к венчанию и после него произошла большая переоценка взаимоотношений, потому что в таинстве брака два разных человека соединяются воедино. Человек, осознанно приступающий к венчанию, понимает, что в нём создаётся новая (домашняя) церковь, а Церковь Христова – это люди, объединённые Духом Святым, главный плод Которого есть любовь. Наша любовь стала более зрелой, в чём я стараюсь каждый день признаваться жене.

2. Желаю молодым парам любви, доверия и уважения, а тем, кто уже укрепился в вере, – Божьего благословения. Главное в семейной жизни, на мой взгляд, это когда каждый готов ради другого поступиться своими личными желаниями и амбициями.

Вероника Геннадьевна, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), аспирантка IV курса Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

С супругом мы познакомились на дружеских посиделках. Свадьбу сыграли через год, когда я закончила первый курс юридического факультета, а мой будущий муж – второй. Изменения в семье начались ещё до венчания, с приходом в Церковь. Для нас церковный брак стал своеобразным этапом духовной жизни, когда мы пришли к пониманию, что без Божьего благословения христианская семья существовать не может. Но сначала был довольно долгий период воцерковления, когда наша семья, после крещения мужа, влилась в число прихожан Никольского собора. Затем супруг стал чтецом, а я с дочерью в свободное время помогала по храму. К открытию церкви мы уже были достаточно уверенной в себе христианской семьёй, и архиепископ Герман спросил, а не задумывались ли мы о венчании? Честно скажу, на тот момент не задумывались. Но благодаря словам Владыки о том, что церковный брак благословляет сам Господь, мы стали всё чаще обсуждать эту тему и пришли к его необходимости.

Именно после венчания в моих отношениях с мужем особых изменений не было. Но они постоянно происходят по мере духовного роста (как я дерзко надеюсь). Венчание помогло нам стать полноценной христианской семьёй, соединило нас Божьим промыслом.
Естественно, людям неверующим это священнодейство непонятно, и практической необходимости в нём нет. Известно, что во многих ведущих странах церковный брак столь же легитимен, как и гражданский (официально зарегистрированный в государственных органах). В России до революции долго единственной возможной формой создания семьи был церковный брак. В советское время венчание в церкви лишилось официального признания. Семейный кодекс РФ признаёт только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния. На мой взгляд, это вполне закономерно и не должно вызывать противоречий в обществе. Церковь – не государственный институт и не должна подменять собой его органы, она, скорее, оказывает влияние на общество опосредованно, через духовную жизнь прихожан. Но для православного христианина церковный брак – единственная возможность соединить свою жизнь с любимым человеком, поскольку всё для верующего связано с Богом и без него немыслимо.

Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Брак есть некий дар любви неразрушимой, Божественный дар любви… Это не юридическая категория и не юридический акт – это момент духовной жизни. Поэтому таинство брака православными воспринимается как момент принятия благодати Божией, как момент совершения некоего чуда соединения…»

К такому пониманию брака готовит Церковь своих прихожан и в этом его отличие от брака гражданского. На мой взгляд, церковное венчание ни в коей мере не должно быть блажью, данью моде. К пониманию необходимости церковного брака надо прийти. Люди, формально подходящие к венчанию, попросту не воспримут его духовный смысл, не станут семьёй в той полноте, к которой призывает нас Господь. Для православных людей их соединение «в плоть едину» происходит во время совершения таинства, через совместную Евхаристию и вхождение новой семьи в Церковь.

2. Сказать: давайте все венчайтесь и будет вам счастье, я не могу. Таинство есть таинство, только для избранных – христиан то бишь… причём воцерковлённых.

Подготовили Ирина ДМИТРИЕВА,
Ариадна БОРИСОВА

Что такое венчание, зачем люди венчаются и почему не стоит венчаться в церкви даже христианам, особенно славянам по происхождению, да и вообще всем не иудеям.
Зачем люди венчаются? Что происходит во время обряда венчания в православной церкви? Все, что говорится во время обряда венчания – это некий договор с Богом, да и супругов друг с другом, который заключается на всю жизнь.



А что может быть важнее, чем договор с самим Богом? Читаете ли вы важные документы, которые подписываете?
Поэтому соответственно своей важности этот договор перед его «заключением» нужно внимательно пересмотреть и скрупулезно перечитать, чтобы быть осознанно уверенным, что то, на что вы соглашаетесь в процессе обряда венчания, соответствует произносимому священником тексту и договору.
Но почему-то при всей этой важности каждого слова, под которым мы подписываемся на пожизненный срок, несем ответственность за его исполнение перед самим Богом, большинство людей просто дожидаются окончания этого ритуала.
При этом отбывают ритуал венчания как обычную скучную формальность, чаще всего даже не разбирая, что говорит священник на старорусском языке или очень странным быстрым образом, так что отдельные слова вообще редко получается разобрать. Тогда зачем люди вообще венчаются? Как происходит венчание?
Чтобы вы могли осознанно и ответственно принять решение о том, стоит ли венчаться в церкви (кроме росписи в официальных государственных органах), я как главный редактор портала саморазвития и человек, достаточно глубоко и давно изучающий эту тему, напомню основные спорные моменты и некоторые странности в логике и тексте обряда венчания. Речь пойдет о православном церковном бракосочетании.
А также напомню судьбы, характеры и жизненные истории людей, о которых упоминается в данных текстах и ритуалах, и на кого, по мнению церкви, следует равняться в жизни мирской и духовной. Тех, кто считается церковью образцами чистоты, доброты, мудрости и целомудренности.
Ведь сами посудите, как мы можем подражать кому-то, толком не вспомнив основные их благодеяния и самые известные факты из их жизней.



Основные проблемные места обряда венчания в православной церкви
Итак, давайте начнем. Первой проблемой и, можно сказать, первым недоумением славянских семей в обряде венчания в православной церкви чаще всего бывает фраза, которую можно встретить в разных вариантах, но так или иначе она чаще всего произносится.
Это может быть – «Венчается раб божий (имя) с рабой божьей (имя) во славу Израиля!» или «Во славу Израиля венчаю я (или их)» .
Или в середине – «Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей.Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!»
Есть ли в обряде венчания патриотизм?
Кажется немного странным, что славянскую пару молодоженов где-нибудь в России, Украине или Белоруссии венчают именно в пользу и во славу государства Израиль. Причем часто никто из этих пар даже не был в Израиле, как собственно и сам священник.
Есть, конечно, и имя такое – Израиль, и возможно был этот человек хорошим и благочестивым евреем, но от этого ритуал венчания не становится более славянским или более патриотичным именно для той страны, в которой он проходит и людей, которые в данном государстве родились.
Почему бы не на благо своей страны жениться, венчаться и рожать детей, почему, например, хотя бы не на благо Японии, Дании или Парагвая, почему именно во благо Израиля?
Почему не венчаться для блага и мира на своей земле, и вообще, во всем мире? Почему мир должен быть только на Израиль, а на своей земле что, трава не расти?
Разве Израиль – центр христианства?
Почему если и дается благословение от самого Бога, то оно должно быть именно с Сиона? Почему так считают священнослужители, или те, кто писал слова для данного ритуала (что, кстати говоря, не очень-то и известно). Неужели Бога нет на наших землях?


Тем более, венчаться православным христианам во имя Израиля – религиозно не очень обосновано, ведь все основные центры христианства находятся далеко за территорией Израиля, да и здесь христиан по процентному соотношению чуть ли не меньше всего на планете. Сейчас Израиль – не центр христианства.
К тому же большинство народа в этих краях однозначно проголосовали за распятие «Божьего сына», естественно, не жалея об этом до сих пор.
Более того, родись он там еще раз в наше время, по наставлениям духовных писаний этой страны его распяли бы еще раз, ибо заповедано: «Если пророк или толкователь снов появится среди тебя и покажет знамение или чудо, и если это знамение или чудо сбудется… тот пророк или толкователь снов должен быть предан смерти» (Книга Второзаконие 13:1-5)
Дальше по тексту: «Если твой родной брат или сын, или дочь, или любимая жена, или твой ближайший друг станут тайно искушать тебя, говоря: «Пойдем, чтобы служить другим богам» … не слушай его. Не жалей его. Не щади и не покрывай. Ты непременно должен убить его» (Книга Второзаконие 13:6-9)
То есть если верить тексту Библии, вы непременно должны убить любого своего родственника, лучших друзей и родителей, если они исповедуют другую религию или являются атеистами.
Да еще и созвать на казнь соседей и родственников, а в случае массового отступничества уничтожить целые города и народы (Книга Второзаконие 13:14-16).
Это уж точно не христианство, а какая-то бесовщина. Мне кажется, это жестковатый выход даже для очень ревнивых христиан, и это нисколько не соотносится с христианскими идеалами прощения своих врагов и «возлюбливания» всех ближних.
Лично мне не хотелось бы, чтобы меня окружали люди с подобным мировоззрением. Слишком много убийств и крови уже пролилось ради всемилостивого, всепрощающего и всех одинаково любящего Бога.
Все это никак не может быть рекомендацией к счастливой и благостной жизни адекватного человека в наше время.

Наталья Капцова


Время на чтение: 11 минут

А А

Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.

Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?

Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения?

«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.

Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.

Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.

Видео: Венчание — как правильно?

Что дает венчание?

Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».

Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.

Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.

Кто не может венчаться в православной церкви?

Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?

До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.

Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.

И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.

Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?

Пару точно не допустят к венчанию, если…

  • Брак не узаконен государством. Такие отношения Церковь считает сожительством и блудом, а не брачными и христианскими.
  • Пара состоит в 3-й или в 4-й степени бокового кровного родства.
  • Супруг – духовное лицо, и он принял священный сан. Также не допустят до венчания монахинь и монахов, которые уже принесли обеты.
  • Женщина – вдова после третьего брака. 4-й церковный брак запрещен категорически. Запрещено будет венчание и при 4-м гражданском браке, даже если церковный брак при этом будет первым. Естественно, это не означает, что Церковь одобряет вступление во 2-й и 3-й брак. Церковь настаивает на вечной верности друг к другу: двое- и троебрачие не осуждает всенародно, но считает «нечистотами» и не одобряет. Впрочем, препятствием к венчанию это не станет.
  • Вступающий в церковный брак виновен в предыдущем разводе, и причиной было прелюбодеяние. Повторно вступить в брак будет разрешено только при покаянии и исполнении наложенной епитимьи.
  • Имеет место неспособность к браку (прим. – физическая или же духовная), когда человек не может изъявлять волю свободно, болен душевно, и проч. Слепота, глухота, диагноз «бездетность», болезнь – не являются причинами для отказа в венчании.
  • Оба — или кто-то из пары — не достиг совершеннолетия.
  • Женщине – боле 60-ти лет, а мужчине – более 70-ти. Увы, высший предел для венчания тоже существует, и такой брак может быть одобрен только епископом. Возраст старше 80-ти лет – абсолютное препятствие к браку.
  • Отсутствует согласие на брак от православных родителей с обеих сторон. Впрочем, к данному условию Церковь уже давно относится снисходительно. В случае, если родительским благословением заручиться не получается — его пара получает у епископа.

И еще несколько препятствий к церковному браку:

  1. Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
  2. Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
  3. Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
  4. Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
  5. Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
  6. Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
  7. Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
  8. Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.

Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.


Когда и как организовать венчание?

Какой день стоит выбрать для венчания?

Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…

  • На канун церковных праздников – великих, храмовых и двунадесятых.
  • На один из постов.
  • На 7-20 января.
  • На Масленицу, в сырную и Светлую седмицу.
  • На 11 сентября и накануне его (прим. – день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи).
  • На 27 сентября и накануне его (прим. – праздник Воздвижения Креста Господня).

Не венчают также в субботу, вторник или четверг.

Что нужно для организации венчания?

  1. Выбрать храм и поговорить с батюшкой.
  2. Выбрать день венчания. Самыми благоприятными считаются дни осенней жатвы.
  3. Внести пожертвование (его вносят в храме). За певчих вносится отдельная плата (при желании).
  4. Выбрать платье, костюм для жениха.
  5. Найти свидетелей.
  6. Найти фотографа и договориться о съемке со священником.
  7. Купить все необходимое для обряда.
  8. Подучить «сценарий». Свою клятву вы произнесете лишь единожды в жизни (дай Бог), и звучать она должна уверенно. Кроме того, лучше заранее прояснить для себя – как именно проходит обряд, чтобы знать — что за чем следует.
  9. И самое главное — подготовиться к таинству ДУХОВНО.

Что понадобится на венчании?

  • Нательные крестики. Конечно, освященные. Идеально, если это крестики, что были получены при крещении.
  • Обручальные кольца. Их тоже должен освятить священник. Раньше для жениха выбирали золотое, а для невесты серебряное кольцо, как символ солнца и луны, которая его свет отражает. В наше время никаких условий нет – выбор колец целиком и полностью лежит на паре.
  • Иконы : для супруга – образ Спасителя, для супруги – образ Божьей матери. Эти 2 иконы – оберег всего рода. Их следует хранить и передавать по наследству.
  • Венчальные свечи – белые, толстые и длинные. Их должно хватить на 1-1,5 часа венчания.
  • Платочки для пары и для свидетелей , чтобы снизу обернуть свечи и не обжечь руки воском.
  • 2 белых рушника – один для обрамления иконы, второй – на который пара встанет перед аналоем.
  • Подвенечное платье. Конечно же, никакой «гламурности», обилия страз и декольте: выбираем скромное платье светлых оттенков, которое не открывает спину, область декольте, плечи и колени. Без фаты не обойтись, но ее можно заменить красивым воздушным платком или шляпкой. Если плечи и руки остаются голыми из-за фасона платья, то накидка или шаль обязательна. Брюки и непокрытая голова у женщины в церкви недопустимы.
  • Платки для всех женщин , присутствующих на венчании.
  • Бутылка кагора и каравай.

Выбираем поручителей (свидетелей).

Итак, свидетели должны быть…

  1. Близкими вам людьми.
  2. Крещенными и верующими, с нательными крестиками.

В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.

Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.

Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.

Чего не должно быть на венчании:

  • Яркого макияжа – как самой невесты, так и гостей, свидетельницы.
  • Ярких нарядов.
  • Лишних предметов в руках (никаких мобильных телефонов, букеты тоже отложить на время).
  • Вызывающего поведения (шутки-хохмы, разговоры и прочее – неуместны).
  • Лишнего шума (ничто не должно отвлекать от обряда).

Помните, что…

  1. Скамьи в церкви стоят для старых или больных людей. Будьте готовы, что придется час-полтора выдержать «на ногах».
  2. Мобильные придется отключить.
  3. Прибыть к храму лучше минут за 15 до начала обряда.
  4. Стоять спиной к иконостасу не принято.
  5. Уходить до окончания таинства не принято.

Подготовка к таинству венчания в церкви – что иметь в виду, как подготовиться правильно?

Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.

На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.

Что включает в себя духовная подготовка?

  • 3-дневный пост. Он включает в себя воздержание от брачных отношений (даже если супруги живут вместе уже много лет), развлечений и употребления пищи животного происхождения.
  • Молитва. За 2-3 дня до обряда нужно молитвенно готовиться к таинству утром и вечером, а также посещать богослужения.
  • Взаимное прощение.
  • Посещение вечерней службы накануне дня причащения и чтение, помимо основных молитв, «ко Св. Причащению».
  • Накануне венчания, начиная с полуночи, нельзя пить (даже воду), есть и курить.
  • День венчания начинается с исповеди (будьте честны перед Богом, от него ничего не скроешь), молитвы за литургией и совместного причащения.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.