Как называется шапочка у католиков. Секрет Тиары Папы Римского: Почему на головном уборе понтификов красовалась сразу три короны

Хотел бы остановиться вскользь и вкратце на атрибутах понтификов. Эти самые атрибуты я бы разделил формально на одеяние и необходимые регалии, причем под последним я подразумеваю перстень рыбака, тиару, паллий и посох.
Начну, пожалуй, с одежды. Ее можно разделить на повседневную и литургическую.
Обычная повседневная одежда папы представляет собой белую, сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани сутану с пелериной, с подвернутыми рукавами, белые чулки, белую шейную повязку (колларе), белую шелковую шапочку, называемую пилеолус, белый шелковый пояс с золотыми кистями, украшенный вышитым или нарисованным папским гербом (называется фашья). Зимой иногда Папа поверх Пилеолуса может надевать так называемую камауро - шапочку красного цвета, отделанную горностаем.

моцетта Бенедикта XVI

Посему перейдем сразу к главным атрибутам любого римского папы, коих, как я указал 4 штуки.
Перстень рыбака (по-другому Кольцо рыбака) - золотое кольцо, с изображением Рыбака, забрасывающего сеть в море. Тут двойной смысл. Во-первых, изображение Рыбака - это символ апостола Петра, первого римского первосвященника, бывшего простым рыбаком и носившим имя Симон. Ну а во-вторых это намек на слова Христа (Марк 1:17): «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков ». Ношение перстня показывает преемственность от Первого Папы до нынешнего


кольцо рыбака Папы Бенедикта

Папа носит его на безымянном пальце правой руки. Для каждого папы делается отдельное кольцо, на котором выгравировывается его имя. Дизайн рисунка, форма кольца, наличие/отсутствие драгоценных камней и иных вставок тоже может быть различным, главное, чтобы на нем был изображен рыбак, забрасывающий сети. Перстень не обязательно носить ежедневно, хотя Папа Бенедикт XVI никогда его не снимает. После смерти папы кольцо уничтожается Камерленго. Примерно как это делается, вы можете видеть в фильме «Ангелы и демоны» - кольцо плющится с помощью молотка, а потом расплавляется.

Тиара

Тиара - еще один атрибут папства, точное происхождение которого неясно. Появилась она в начале VII века. Представляет собой головной убор стогообразной формы с ниспадающими 2-мя лентами. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. В течение долгого времени тиара претерпевала различные изменения. Сначала к ней была приделана одна царская диадема, потом их стало две, ну и наконец, в XV столетии папский головной убор принял свое нынешнее обличье - с 3-иы венцами и венчающим тиару крестом. Объяснения символизма тиары достойно целой книги. Различные богословы видят в ней разное- тут и форма, напоминающее яйцо, а значит сущное и саму жизнь, и символ власти над тремя сферами - небом, землёй и подземным миром, и значение трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество, и намек на святую троицу. Наконец есть те, кто считает, что это выражения власти папы над небесами, землёй и адом. Как бы там не было, все исследователи и толкователи адепты Католической церкви сходятся в одном - папская тиара указывает на то, что папа - отец Церкви, земной правитель и наместник Христа. Хотя есть один интересный момент. Начиная с 1965 года Папы не используют этот символ. Тиара даже была передана в дар Базилике Непорочного зачатия в Вашингтоне. Надолго ли? Тут есть о чем поразмыслить и сделать выводы о том, почему так произошло и почему сейчас она не в почете.

Иоанн Павел II с посохом

Современные римские папы носят не архипастырский посох (согнутый пасторский посох стилизованный как пастуший крюк), а некий иной символ - посох с Папский Крестом или по иному Ферулой на вершине. Использование папского креста - древняя традиция, установленная еще до XIII столетия. Три перекрестные линии этого креста символизируют власть и Древо Жизни. Символика посоха еще более древняя и уходит корнями еще в дохристианскую эпоху. Скорее всего, это так называемый магический посох священников Вавилонии. Хотя в христианской традиции эту регалию соотносят с пастушьим посохом, намекая на пастырство Папы над божьими агнцами.
Паллий - это первый из атрибутов Понтифика, который накидывают на него после того, как он подтверждает то, что готов стать Папой. Паллий - это узкая лента с округлыми концами из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями.

исторический паллий

На концах - обшитые черным шелком кусочки свинца. Возникновение и истинное значение этого одеяния до конца неясно. Католическая церковь делает ссылку Евангилие от Матфея (18:12) - символику заблудшей овцы, которую пастырь несёт на своих плечах. Однако меня подобные объяснения не очень удовлетворяют.
Вопрос об одеянии и атрибутике римских первосвященников сложен и многогранен, и мой небольшой обзор не дает возможности раскрыть эту тему хотя бы процентов на 15. Но если Вы заинтересовались, то возможно сами найдете нужные книги и документы для того, чтобы стать в этот вопросе если не докой, то хотя бы хорошоинформированным человеком. Дерзайте!

Interregnum... Всего несколько недель назад отречение Папы Римского казалось событием немыслимым. Последний раз нечто подобное случилось около шести веков тому назад. В интернете много разного по этому поводу было написано, я лишь добавлю пару аспектов, о которых ни у кого не читала. Сначала одну мысль выскажу: отчего это событие вызвало такой большой резонанс. Не только потому, что это редкое событие в истории, да еще с фигурой такого ранга. А потому что сдвинулось с места нечто такое, что казалось неизменным в этом мире, незыблемым.

Стабильность обрушилась и тут - и как бы ни были церковные дела безразличны многим, все же краем падающего камня царапнуло в подсознании. Что касается уважения к поступку Папы, о котором много где пишется - это уважение вполне в духе современного мира - поощрение бросать незаконченные дела, не донести свой крест до конца, IMHO. Но сам пост будет о другом. И побудило меня к этому высказывание в одном роялти-сообществе, куда кто-то запостил сообщение о Папе: зачем это тут, ни новых платьев не обсудить, ни драгоценностей. :-))

Женщины, конечно любят тряпки обсуждать, но вот что касается Бенедикта XVI, то тут как раз богатая тема для обсуждений. Посмотрим на его одеяния? Честно говоря, я тоже не ожидала такого разнообразия, когда стала подбирать фотографии. Бенедикт, оказывается, кучу реформ провел в области одежды.

Начнем с головных уборов.

Тиара (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год. Последним папой, который короновался тиарой, был Павел VI, в 1963 году. Для него была специально изготовлена тиара Миланской епархией. После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь базилики Святого Петра, а в 1968 году она была передана в дар Базилике Непорочного зачатия в Вашингтоне. После этого ни Иоанн Павел I, ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI не короновались тиарой. А Бенедикт XVI даже убрал тиару из папского герба.

Митра (греч. μίτρα, «пояс, повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей. В латинском обряде Католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического священнослужителя: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. Митр у Бенедикта XVI было много разных. Часть из них покажу здесь, остальное увидите ниже.



Камауро (итал. Camauro; от лат. camelaucum, от греч. καμηλαύκιον, «[шляпа из] верблюжьей шерсти», слово того же происхождения, что и камилавка) — головной убор Папы Римского. Папские камауро: красные, шерстяные или бархатные, отделанные белым горностаем, носятся обычно зимой. Папская камауро вышла из употребления после смерти папы римского Иоанна XXIII в 1963, но была восстановлена в декабре 2005 папой римским Бенедиктом XVI. Ношение Бенедиктом камауро вызвало в средствах массовой информации сравнения его с Санта-Клаусом и Фазер Крисмасом (Рождественским Дедом).

Пилеолус (лат. Pileolus от pileus — шляпа, колпак, также итал. Zucchetto, исп. Solideo) — шапочка (священника). Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа. Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус. Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала — красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов — фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус черного цвета. Все представители епископата, то есть папа римский, кардиналы, титулярные епископы (обладающие званием, но не имеющие подчиненных территорий), епархиальные епископы носят пилеолус на протяжении большей части Св. Мессы, снимая его в начале Евхаристического Канона и возвращая на место в конце обряда причащения. Небольшая подставка, расположенная на алтаре, как правило, выполненная из меди или дерева, известная как funghellino, используется в некоторых церквях для хранения пилеолуса в течение этой части Мессы. Никому иному не позволено надевать пилеолус во время Мессы.

Также пилеолус остается на голове, когда духовное лицо надевает митру. Он располагается внутри митры. Так как митра не имеет дна, пилеолус располагается на голове, в то время как митра размещается вокруг него.

Капелло Романо (итал. cappello romano — буквально «римская шляпа») или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством. В отличие от многих других атрибутов церковного облачения, эта шляпа не имеет церемониального назначения и являются, прежде всего, утилитарным головным убором, носимым в частной жизни. В настоящее время эту шляпу практически невозможно увидеть вне Рима, хотя с XVII века до 1970-х годов она была весьма популярной во многих странах с католическим большинством населения. Капелло романо изготовляют из бобрового меха или фетра, обычно с подкладкой из белого шёлка. Однако существуют некоторые различия в дизайне шляпы, зависящие от ранга её носителя. Папа римский носит капелло красного цвета с золотыми шнурами (прежде право на красную шляпу имели также кардиналы, пока папа Павел VI не лишил их этой привилегии, и теперь шляпы кардиналов, как и всех всех других клириков, имеют чёрный цвет).

Удивительно, что папа примерял и более светские шляпы:

Папские туфли - исторический элемент одежды, носимый епископом Рима. Папские туфли были формой епископских сандалий, носимых епископами. Папские туфли всегда были красного цвета. Красный был официальным папским цветом до XVI столетия когда папа римский Пий V, доминиканец, продолжил носить белое доминиканское монашеское одеяние. Папа римский традиционно носил туфли внутри папской резиденции, в то время как красную кожаную папскую обувь носил на открытом воздухе. Папа римский Павел VI прекратил использование папских туфель, но продолжил носить красные наружные папские ботинки, которые были оставлены папой римским Иоанном Павлом II в пользу полуботинок из кордовской коричневой кожи, сделанные в его родной Польше. Папа римский Бенедикт XVI восстановил использование красных наружных папских ботинок, подобные тем которые носил Павел VI. Такой фасон туфель называется лоуферы:


Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка, которая охватывает плечи и застёгивается на груди. Она является элементом церковного облачения части духовенства Римско-католической церкви: папы римского, кардиналов, епископов и аббатов. Её носят также представители англиканского духовенства. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но он был упразднен папой римским Павлом VI. Папа римский носит две разновидности моццетты: одна, невыровненная атласная моццетта и другая тёмно-красная бархатная отделанная горностаем моццетта.


Папская моццетта , с ее королевской отделкой, является напоминанием о днях папского могущества. Её носили круглый год понтифики шестнадцатого и семнадцатого столетия. Позднее её носили в основном зимой.

Еще обнаружилась такая необычная коричневая моццетта(?)

В остальную часть года Папы Римские носят, как и кардиналы, плащи из легкой шерсти.

Также, в период Пасхальной октавы, надевается белая моццета из дамасского шёлка, подбитая горностаем. Белая моццетта, которая надевается только в период Пасхальной октавы, была восстановлена папой Бенедиктом XVI в 2008. До того времени последний раз её надевал папа Павел VI 40 лет назад.

Каппа Магна или Плувиал (итал. pluviale, cappa, mantus от лат. pluvia — дождь) — элемент литургического облачения католического и англиканского священнослужителя. Представляет собой полукруглый плащ без рукавов, закрывается впереди пряжкой. Сзади находится декорированный воротник, что оставляется с капюшоном. Часто Каппа украшена вышивкой и украшениями. Используется при процессиях, вечерних и торжественных литургиях в римско-католической, англиканской и евангелистской церквях. Может использоваться также лицами, которые не принимали священства.

Казула или орнат (лат. casula — "плащ") — элемент литургического облачения католического священнослужителя. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника. Существуют два покроя казулы: романский и готический. На фото - образец папского облачения 16 века, которое Бенедикт XVI возвратил в обиход:

Наиболее привычный вид римского понтифика:

Но, кроме этого, Папа замечен в необычных фасонах одежды: стеганой куртке(?) и белом пальто:

И к сутане необычного покроя (см. рукава) прилагается бейсболка!

Сто́ла - элемент литургического облачения католического священнослужителя. Шелковая лента 5-10 см в ширину (у папы шире) и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевают столу на шею таким образом, чтобы концы ее спускались до колен на одном уровне. Надевают столу как незавязанный шарф, не перекрещивая на груди, как было принято ранее. Как видите, у Папы есть разные варианты стол:




А вот какой-то необычный платочек:

Па́ллий, Паллиум (лат. pallium) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади.

Надо сказать, что хотя белый и красный цвета преобладают в папской одежде, однако Бенедикт был замечен и в других цветах!
Лиловый:


Розовый:

Голубой:

Зеленый:



Желтый:

Молодой и модный папа:
из чего состоит и как меняется гардероб папы римского

Что носит папа римский, почему одежда папы Франциска отличается от всего того, что до этого носили римские понтифики, и откуда на голове молодого папы Джуда Лоу белое сатурно? Разбираемся, из чего состоит гардероб римских пап - прошлого, настоящего и вымышленного.

Что носит папа римский и что это означает

В своем первоначальном виде духовная одежда появилась в VI веке. Тогда введение отдельных клерикальных одеяний - одежды для духовенства - было необходимо, просто чтобы священников можно было отличить от других людей. А современная одежда католических священников, как и самого главного католика мира - папы римского - сформировалась к XVII веку. Первая одежда римских пап отличалась от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Ведь папа - это не только глава Святого престола и католической церкви, но и суверен города-государства Ватикан.

Коронация Павла VI в Ватикане

Гардероб папы римского можно условно разделить на два вида - праздничный и повседневный. К первому типу костюма относится альба - длинное белое литургическое одеяние из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани, перепоясанное веревкой. Происходит альба от древнеримской длинной рубашки, которую носили под туникой. Казула, или орнат, - накидка поверх альбы, похожая на длинное пончо, цвет которой может быть разным в зависимости от церковных праздников. Поверх альбы и казулы папа надевает паллий - белую ленту, которая ложится на плечи, а два ее конца свисают спереди и сзади. На паллии вышиты шесть темных крестов, в три из которых воткнуты золотые булавки, символизирующие три гвоздя, которыми Иисус был распят на кресте.

Папа Бенедикт XVI

Папа Франциск

Во время богослужения папы надевали тиару, которую с конца Х века использовали вместо епископской митры. Тиара - это трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом. Это корона главы Ватикана и католической церкви. Изначально тиара состояла из двух уровней, которые символизировали светскую и духовную власть папы. Позднее появился третий уровень, означающий верховенство папы над всем миром, а с точки зрения христианской идеологии три уровня стали объяснять отсылкой к трем ипостасям божественного. Тиары отличаются по размеру, цвету, высоте и богатству отделки. Папа может выбрать тиару для своей коронации самостоятельно, а может и заказать. Тиары хранятся в музее Ватикана, папа может брать оттуда любую и надевать по случаю, главное, чтобы тиара подошла по размеру.

Последний раз тиару при коронации надевал папа Павел VI в 1963 году. Она была выполнена в футуристическом и готическом стиле с очень условными «тремя уровнями корон». В 1965 году папа продал ее как реликвию базилике Непорочного Зачатия в Вашингтоне, а полученные деньги пожертвовал на благотворительность. Теперь во время богослужений и различных церемоний папа вновь надевает на голову митру - высокий колпак с двумя свисающими тканевыми полосками сзади.

К повседневному типу папской одежды можно отнести сутану - длинное слегка приталенное платье с рукавами на пуговицах и со стоячим воротником. У папы она, конечно, белого цвета. Существует разновидность сутаны - дзимарра, у которой на плечи пришита накидка. Также есть отдельная короткая накидка на плечи - моццетта. Раньше у нее сзади был капюшон, но он был упразднен Павлом VI. Папская моццетта может быть или атласной - алого цвета, или бархатной - темно-красного, и тогда вдобавок она отделана мехом горностая. В таких накидках можно было часто заметить отрекшегося от престола папу-модника Бенедикта XVI. На улицу поверх сутаны папа надевает традиционный красный плащ из легкой шерсти, а зимой добавляет шапку камауро из бархата, похожую на головной убор Санта-Клауса. Традицию ношения камауро тоже вернул Бенедикт XVI.

Обязательным элементом костюма папы является также «кольцо рыбака» - папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На кольце выгравировано имя новоизбранного папы, а после смерти или отречения предыдущего его кольцо уничтожают.

Папа Иоанн-Павел II

Цвета в одежде католического клира и папы имеют определяющее значение. В отличие от ткани или стиля одежды изменить цвет того или иного предмета гардероба гораздо сложнее из-за их символического смысла. Черный цвет ассоциируется со священниками, фиолетовый и малиновый - с епископами, красный - с кардиналами. Главный цвет в одежде папы римского - белый. Поэтому повседневный гардероб папы в основном состоит из белой одежды с вкраплениями красного цвета. При этом в зависимости от элемента одежды значение цвета может еще детализироваться. Например, красный означает кровь Христа, только когда речь идет о красных поясах кардиналов.

Кто шьет одежду для папы

Традиционной мастерской по пошиву одежды для папы римского считается ателье Ditta Annibale Gammarelli, которое работает с 1798 года. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей.

Считается, что мастерская Гаммарелли шила одежду для всех пап без исключения, начиная с Пия IX и до нынешнего папы Франциска. Ходили слухи, что папа Бенедикт XVI изменил марке Гаммарелли и стал заказывать одежду у другой римской фирмы - Euroclero.

Сейчас мастерской Gammarelli управляет потомственный портной Лоренцо Гаммарелли вместе с двумя двоюродными братьями - Массимилиано и Стефано. В мастерской работают всего девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и администраторы. Как рассказывал Лоренцо изданию «Вокруг света», папы никогда сами не приходят в мастерскую для заказа одежды и снятия мерок: «Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду».

Перед избранием нового папы, чье имя и уж тем более размер одежды никогда не известны заранее, мастерской приходится отшивать три одинаковых облачения разного размера: small, medium и large. И если обычно на пошив сутаны уходит два с половиной месяца, то для папы в ответственные моменты заказ может быть исполнен за две недели - тогда работает весь коллектив мастерской.

Официальным сапожником римских пап с 2003 года считался итальянский мастер Адриано Стефанелли. Сейчас, скорее всего, этим занимается старый аргентинский друг папы Франциска и его обувной мастер Карлос Самария, работающий в Буэнос-Айресе.

Папа в стиле athleisure

Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться - упрощенной, невзыскательной и очень экономной.

Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора - без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска -длинный посох - тоже сделана из серебра.

В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану - с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку - моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто - головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.

А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, - зимой, и из более легкой - летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый - это кремовая слоновая кость», - пишет издание.

Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота - Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.

В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.

Молодой и модный папа

Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов - как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, - в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, - оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».

Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» - тоже вещь лишняя», - говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. - Прим. ред.) - это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) - в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».

Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде - это стиль. Белоснежное сатурно - потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом - потому что это роскошно. Красные лоферы - потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви - по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды - это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», - говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей в сериале - в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», - рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40} false 767 1300 false true {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}

Один из самых популярных вопросов в сканвордах: «Как называется головной убор Папы Римского?» (5 букв). Ответ знают многие и не путаются: тиара. Но что она из себя представляет, и когда ее носят, мы расскажем ниже, а также о других атрибутах, предназначенных для головы Его Святейшества.

Знакомство с головными уборами понтифика

Головной убор далеко не один. Но мы начнем описание с самого известного - с тиары. Ее точное происхождение неизвестно. Она появилась семь веков назад. Тиара имеет форму стога, яйца или гнезда пчелы, кому какое больше нравится сравнение. Ее изготавливали из плотной белой ткани и богато украшали золотой вышивкой и обязательно двумя лентами, который ниспадали на спину Его Святейшества.

Затем к ней добавили еще один венец, который, по предположениям, должен был обозначать власть светскую и духовную. Наконец, у нее появился третий, который завершает крест. По оценкам различных богословов, тиара может являться символом жизни, так как ее форма напоминает о яйце, или обозначать власть над всеми сферами - землей, небом и подземной жизнью. Три ее обода могут также отражать страдания, борения и победу церкви или власть над такими континентами, как Европа, Африка и Азия.

Тиара использовалась при вступлении во власть нового Папы. Церемония интронизации требовала возложения тройной короны. Последним папой, который поддержал эту церемонию, был в 1963 году Павел VI, но через несколько недель в знак смирения он передал свою тиару в алтарь собора Святого Петра. Его преемники с 1965 года более не коронуются. Ватикан по этому поводу комментариев не дает. В 1968 году она была дарована собору Непорочного Зачатия в Вашингтоне. Это было сделано с целью ее показа и сбора средств для беднейших слоев населения.

Зимняя шапка

В холодное время года головным убором Папы Римского является камауро. Это теплая шапочка из шерсти верблюда или бархата. Она красного цвета, и отделкой ей служит мех горностая.

Головной убор (на фото) камауро надет вместе с теплым плащом (моццетта) тоже красного цвета.

Что понтифик носит летом

Летом используют дзукетто или пилеолус. Он появился по необходимости. Голова католического служителя церкви имеет пробритую тонзуру, которую потребовалось защищать от холодной температуры в церкви. Дзукетто сшит из восьми клиньев и имеет маленький хвостик сверху, и у понтифика пилеолус всегда белого цвета, в отличие от шапочек кардинала, епископов и других прелатов.

Его святейшество нередко отдавал свой дзукетто гостям на память. А с понтификом Франциском в Италии произошел небольшой казус. Пока он благословлял и целовал пятилетнюю девочку, наклонившись к ней, она в это время сняла дзукетто с его головы, что не обидело, а только позабавило Папу Римского, который посмеялся над этим вместе со всеми остальными.

Головной убор пилеолус, обязательно надевается, когда служится Святая Месса. Потом на некоторое время он снимается, и его располагают на небольшой медной или деревянной подставке. После обряда причащения его вновь надевают.

Литургическое облачение

Для службы в соборе или церкви головной убор Папы Римского называется митрой или инфулой. Она также имеется у протестантов и в православии. Традиционная современная католическая митра надевается не прямо на голову, а на пилеолус и состоит из двух частей, которые вверху сходятся в конус над лбом и затылком. Сзади к ней прикрепляются две ленты, которые являются символом Ветхого и Нового завета. Митра понтифика (она обычно у него не одна) украшена настоящими драгоценными камнями и великолепной золотой вышивкой по белому фону.

Интересный факт. Митральный клапан человеческого сердца, который расположен между левым желудочком и левым предсердием, назван так из-за его сходства по форме с митрами. Андреас Весалиус отметил поразительное сходство между ними при выполнении анатомических вскрытий в шестнадцатом веке.

Повседневный атрибут

Повседневный головной убор Папы Римского - шляпа красного цвета с невысокой круглой тульей и двумя золотыми шнурами, которые завязываются под подбородком. Ее изготавливают из меха или войлока бобров. У нее Ее название - капелло романо («римская шляпа»), а дополнение «сатурно» она получила из-за сходства ее внешнего вида с планетой Сатурн, окруженной кольцом. Капелло романо не используется в литургических службах.

В этой статье мы описали по возможности подробно все пять головных уборов, которые имеются в гардеробе Его Святейшества Папы Римского.

Хотел бы остановиться вскользь и вкратце на атрибутах понтификов. Эти самые атрибуты я бы разделил формально на одеяние и необходимые регалии, причем под последним я подразумеваю перстень рыбака, тиару, паллий и посох.
Начну, пожалуй, с одежды. Ее можно разделить на повседневную и литургическую.
Обычная повседневная одежда папы представляет собой белую, сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани сутану с пелериной, с подвернутыми рукавами, белые чулки, белую шейную повязку (колларе), белую шелковую шапочку, называемую пилеолус, белый шелковый пояс с золотыми кистями, украшенный вышитым или нарисованным папским гербом (называется фашья). Зимой иногда Папа поверх Пилеолуса может надевать так называемую камауро — шапочку красного цвета, отделанную горностаем.

моцетта Бенедикта XVI


Сутану изготовляет придворный портной, пояс и сандалии (туфли) обычно папа получает в подарок от аристократических семей или от монашеских орденов. Сандалии изготовляют из пурпурного шелка или красного бархата с золотой вышивкой, на передней части - крест. Туфли из чаще всего производят из красной и черной кожи, но бывают и исключения. Тот же предпоследний папа Иоанн Павел II предпочитал коричневый цвет.

туфли Пия VII

Поверх сутаны папа носит моццетту (пелерину) красного цвета, зимой из красного бархата, отороченного соболем, а летом - легкую шелковую, без оторочки.
На время прогулок в Ватиканском саду, папа одевает длинное белого цвета пальто или алый плащ из шарлахового сукна, красную шляпу, украшенную кисточками золотого цвета.
Иногда папа надевает моццетту и широкую красную ленту 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами («столу») на специальное облачение из белой ткани, доходящее до середины бедра (комжу или стихарь).

виды пилеолусов

С Литургическим облачением все гораздо сложнее. Скажу честно, сам до конца не разобрался с тем, когда именно используется тот или иной вид, и цвет одежды. Все зависит от праздника и года. Например, в дни, посвященные Богородице, используются голубые литургические цвета, а в День святого духа — красный.

литургические перчатки

Посему перейдем сразу к главным атрибутам любого римского папы, коих, как я указал 4 штуки.
Перстень рыбака (по-другому Кольцо рыбака) — золотое кольцо, с изображением Рыбака, забрасывающего сеть в море. Тут двойной смысл. Во-первых, изображение Рыбака — это символ апостола Петра, первого римского первосвященника, бывшего простым рыбаком и носившим имя Симон. Ну а во-вторых это намек на слова Христа (Марк 1:17): «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков ». Ношение перстня показывает преемственность от Первого Папы до нынешнего

кольцо рыбака нынешнего Папы

Папа носит его на безымянном пальце правой руки. Для каждого папы делается отдельное кольцо, на котором выгравировывается его имя. Дизайн рисунка, форма кольца, наличие/отсутствие драгоценных камней и иных вставок тоже может быть различным, главное, чтобы на нем был изображен рыбак, забрасывающий сети. Перстень не обязательно носить ежедневно, хотя Папа Бенедикт XVI никогда его не снимает. После смерти папы кольцо уничтожается Камерленго. Примерно как это делается, вы можете видеть в фильме «Ангелы и демоны» - кольцо плющится с помощью молотка, а потом расплавляется.

Тиара

Тиара — еще один атрибут папства, точное происхождение которого неясно. Появилась она в начале VII века. Представляет собой головной убор стогообразной формы с ниспадающими 2-мя лентами. Тиара делалась из белой плотной и жесткой ткани и богато украшалась золотой вышивкой. В течение долгого времени тиара претерпевала различные изменения. Сначала к ней была приделана одна царская диадема, потом их стало две, ну и наконец, в XV столетии папский головной убор принял свое нынешнее обличье — с 3-иы венцами и венчающим тиару крестом. Объяснения символизма тиары достойно целой книги. Различные богословы видят в ней разное— тут и форма, напоминающее яйцо, а значит сущное и саму жизнь, и символ власти над тремя сферами — небом, землёй и подземным миром, и значение трёх статусов Церкви: Рим, христианский мир и духовное владычество, и намек на святую троицу. Наконец есть те, кто считает, что это выражения власти папы над небесами, землёй и адом. Как бы там не было, все исследователи и толкователи адепты Католической церкви сходятся в одном - папская тиара указывает на то, что папа — отец Церкви, земной правитель и наместник Христа. Хотя есть один интересный момент. Начиная с 1965 года Папы не используют этот символ. Тиара даже была передана в дар Базилике Непорочного зачатия в Вашингтоне. Надолго ли? Тут есть о чем поразмыслить и сделать выводы о том, почему так произошло и почему сейчас она не в почете.

Иоанн Павел II с посохом

Современные римские папы носят не архипастырский посох (согнутый пасторский посох стилизованный как пастуший крюк), а некий иной символ — посох с Папский Крестом или по иному Ферулой на вершине. Использование папского креста — древняя традиция, установленная еще до XIII столетия. Три перекрестные линии этого креста символизируют власть и Древо Жизни. Символика посоха еще более древняя и уходит корнями еще в дохристианскую эпоху. Скорее всего, это так называемый магический посох священников Вавилонии. Хотя в христианской традиции эту регалию соотносят с пастушьим посохом, намекая на пастырство Папы над божьими агнцами.
Паллий — это первый из атрибутов Понтифика, который накидывают на него после того, как он подтверждает то, что готов стать Папой. Паллий — это узкая лента с округлыми концами из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Один конец ее спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями.

исторический паллий

На концах — обшитые черным шелком кусочки свинца. Возникновение и истинное значение этого одеяния до конца неясно. Католическая церковь делает ссылку Евангилие от Матфея (18:12) - символику заблудшей овцы, которую пастырь несёт на своих плечах. Однако меня подобные объяснения не очень удовлетворяют.
Вопрос об одеянии и атрибутике римских первосвященников сложен и многогранен, и мой небольшой обзор не дает возможности раскрыть эту тему хотя бы процентов на 15. Но если Вы заинтересовались, то возможно сами найдете нужные книги и документы для того, чтобы стать в этот вопросе если не докой, то хотя бы хорошоинформированным человеком. Дерзайте!