Племя каннибалов в африке. Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов

История Центральноафриканской Республики не менее печальная, чем её настоящее, - это та самая страна, где правил настоящий людоед - Жан Бокасса, объявивший себя в этой бывшей колонии Франции ни много ни мало императором всей Африки. Любимой шуткой диктатора было пригласить на торжественный обед какого-нибудь посла европейской страны, а затем - как бы между делом - небрежно поинтересоваться:

Ну и как вам рёбрышки бывшего министра торговли? Кажется, что покойный и при жизни был немного жестковат?

А потом наблюдать, как цивилизованный европеец медленно сходит с ума, пытаясь подавить приступы рвоты - все знали, что Бокасса не шутил и его холодильник действительно был забит свежей человечиной...

Но Бокасса появился в этой стране вовсе не сам по себе.

Африканский Наполеон

Когда в эту часть Африки пришли французские колонизаторы, их встретили как настоящих спасителей - в течение многих лет местные племена гбайя отбивались от мусульманских работорговцев из Судана, открывших бесперебойный канал поставки тогдашнего "чёрного золота" на рынки Османской империи.

Французы, основавшие здесь колонию с красивым названием Убанги-Шари, разогнали суданских рейдеров, но затем и сами стали регулярно жечь деревни местных племён, никак не желавших оставлять скотоводство и становиться шахтёрами в местных рудниках - как выяснилось, главной ценностью Африки были вовсе не люди, а полезные ископаемые.

Восстания в Убанги-Шари вспыхивали с пугающей регулярностью, и когда в Париже подсчитали баланс, то решили, что все прибыли от прямого владения африканскими колониями никак не окупают тех колоссальных затрат на превращение выжженной солнцем саванны с дикарями в обычную французскую провинцию. В итоге Париж в августе 1960 года без особых сомнений и сожалений избавился от колонии Убанги-Шари, переведя "независимую Центральноафриканскую Республику" (ЦАР) на режим "доверительного управления" - проще говоря, у власти остаётся тот местный вождь, кто больше всех платит французам.

Именно таким и был бравый французский старший сержант Жан-Бедель Бокасса, который благодаря своему двоюродному брату Давиду Дако, первому президенту ЦАР, стал в независимой республике полковником и начштаба армии.

Правление Дако продолжалось шесть лет, после чего Бокасса, свергнув братца, сам объявил себя не просто президентом, а новым императором.

Лучшие европейские фирмы мастерили корону, украшенную двумя тысячами бриллиантов, - на её создание ушла четверть годового экспортного дохода страны. Также был изготовлен золотой трон в форме сидящего орла весом в две тонны.

Было закуплено более 100 лимузинов для иностранных гостей и 130 белых арабских скакунов для личной гвардии Бокассы. Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона I, которого новоявленный император считал образцом для подражания.

Правил Бокасса 13 лет, ввергнув страну в такую тотальную разруху и нищету, по сравнению с которыми времена колониального гнёта казались "золотым веком". Словно издеваясь над подданными, в 1970 году Бокасса принял ислам и даже короновал себя как "халиф Салах-эд-дин Ахмед" - хотя в те времена количество мусульман в стране не превышало и 10 процентов.

Впрочем, показная религиозность ничуть не мешала Бокассе устраивать банкеты со стейками из человечины - всё строго по языческим обычаям африканцев.

халифа-императора" Париж махнул рукой: дескать, у всех халифов свои причуды).

Кстати, привечали Бокассу не только в Париже, но и в СССР, где он с успехом исполнял роль "борца против колониализма". Бывший главный кремлёвский врач Евгений Чазов вспоминал, что, когда Бокасса в 1970 году проходил лечение в Москве, он полюбил русскую еду и попросил откомандировать с ним советского повара. Как-то повар обнаружил на президентской кухне в холодильнике человеческое мясо и в ужасе бежал в посольство.

халиф" решил отдать месторождения урана не французам, а ливийскому диктатору Каддафи, в Париже тут же объявили о начале процесса "демократических преобразований". В столицу ЦАР - город Банги - на ударных вертолётах прибыла группа опытных "демократизаторов" из Иностранного легиона, которые за один день свергли новоявленного "халифа" и вернули в президентское кресло Давида Дако, которого его братец-людоед почему-то так и не решился пустить на колбасу.

Наследники Бокассы

После этого в ЦАР установились относительная стабильность и спокойствие - французские компании выкачивали из страны нефть, уран и алмазы, а африканские вожди и царьки малой кровью свергали друг друга, претендуя на золотой трон в Банги. Но уже на рубеже тысячелетий в стране вспыхнула небольшая гражданская война.

Всё началось с того, что в 1993 году к власти после серии переворотов пришёл некто Анж-Феликс Патассе - бывший премьер-министр в правительстве Бокассы, который объявил о начале демократизации страны.

Патассе при полном благословении Франции правил страной более семи лет, пока в 2001 году против президента не поднял мятеж сам начальник Генштаба вооружённых сил Центральноафриканской Республики генерал Франсуа Янгувонда Бозизе.

Момент был выбран как нельзя кстати: как раз в это время французский президент Жак Ширак, стремительно терявший популярность у французов, был занят подготовкой к новым выборам, а также старался не допустить втягивания Франции в войну США в Афганистане. Словом, Париж при президенте Патассе совершенно расслабился и перестал обращать внимание на дела в бывших колониях.

Однако Патассе недаром слыл политическим тяжеловесом - вопреки национальной традиции, он не захотел свергаться. Более того, верные ему войска подавили мятеж генерала Бозизе. В столице более пяти дней шли ожесточённые бои с применением танков и авиации, превратившие центр Банги в натуральные руины. В итоге генерал Бозизе со своими сторонниками были вынуждены бежать на север страны - в сторону Чада.

империю", или "халифат" Бокассы. И начал он с указа о реабилитации людоеда, которого суд в 1980 году заочно приговорил к смертной казни по обвинению в 13 преступлениях (от изнасилований и воровства до убийств и каннибализма). Надо сказать, что после своего свержения Бокасса спокойно жил во Франции в собственном замке под Парижем. Но в 1986 году - после смерти братца Дако - Бокасса совершил, пожалуй, самый эксцентричный поступок в своей жизни: он добровольно вернулся в Банги, очевидно, рассчитывая, что народ вновь возведёт его на трон.

Но к власти уже пришёл генерал Андре Колингба - кстати, бывший помощник Бокассы, сыгравший в свержении босса самую решающую роль. Возможно, что именно Колингба и заманил Бокассу в страну, понимая, что только смерть "императора" станет гарантией его личного спокойствия. Так или иначе, но в аэропорту Бокасса был немедленно схвачен и отправлен в тюрьму. Суд снова приговорил свергнутого диктатора к смертной казни, которая была заменена на пожизненное заключение. Но в 1993 году людоед был амнистирован - по указу президента Потассе (бывшего министра водных ресурсов при Бокассе, в этой стране этот пост является стратегическим, как в России пост главы РАО "Газпром"). Три года спустя он скончался от инфаркта в своём поместье.

Но генерал Бозизе настоял не просто на амнистии, но на возвращении покойному людоеду всех его регалий и почестей. И о возвращении родственникам Бокассы всех конфискованных миллиардов.

Я хочу говорить о Бокассе, - восклицал генерал. - Великий гуманист и сын нации построил нашу страну, а мы разрушили всё, что он нам оставил!

Указ Бозизе возмутил северные племена, где ещё помнили о своих вождях, съеденных "императором". В стране вспыхнул новый мятеж, после которого Бозизе сам был вынужден бежать из страны, которая оказалась поделена между десятками террористических группировок.

"Селека"

Слово Seleka на местном жаргоне санго означает "коалиция". И первоначально эта группировка действительно была союзом трёх "национально-освободительных" политических партий (CPSK- CPJP-UFDR), работавших с мусульманским электоратом на севере страны. Создал же "Селеку" полковник Хасан Аль-Хабиб, служивший ещё при Бокассе.

В то же время он был яростным противником генерала Бозизе. И, когда в столице вспыхнул мятеж, полковник Аль-Хабиб, опубликовавший в Сети "Патриотическую конвенцию о спасении страны", призвал всех мусульман к оружию.

В прессе о новой "коалиции" мусульманских партий заговорили после того, как отряды полковника Аль-Хабиба взяли штурмом христианские города Сибут, Дамара и Декоа в самом центре страны. Причём город Дамара расположен всего в часе езды от Банги.

Наступление мусульман здорово испугало и самого президента Бозизе, и его противников. Буквально через несколько дней против отрядов "Селеки" было выслано звено боевых вертолётов, которые размолотили ракетами наступавшее ополчение, вооружённое в основном допотопными французскими винтовками.

Русский след" в Африке

Новым главой "Селеки" стал некий Мишель Ам-Нондокро Джотодия, которого в самой Африке все именуют "русским". И неслучайно - ещё в 70-е годы Мишель Джотодия отправился учиться в Советский Союз.

Первоначально он поступил в Учётно-кредитный техникум Госбанка СССР в Орле - ныне это Орловский банковский колледж Центрального Банка России. Затем он отправился в Москву, поступив на экономический факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

И, надо сказать, Мишелю Джотодия настолько понравилось жить в СССР, что он решил остаться в Москве навсегда. Мишель женился на русской девушке, обзавёлся дочерью.

Но всё изменил распад СССР. В 1993 году Джотодия решил вернуться на родину, где также шли реформы президента Потассе.

В Банги Джотодия был принят с распростёртыми объятиями. Около десяти лет он работал на различных государственных постах, возглавляя налоговую инспекцию и посольство в Судане. В 2006 году он вернулся в Банги и вместе с полковником Джума Наркойо основал свою партию - "Союз демократических сил за единство" (UFDR), которая и вошла в "Селеку".

После гибели полковника Аль-Хабиба Джотодия и возглавил группировку, отдав приказ о возобновлении атак на правительственные силы.

В марте 2013 года около тысячи бойцов "Селеки" вновь подошли к столице Банги. Мешали им не столько правительственные войска, сколько миротворцы Африканского союза - несколько сотен солдат армии ЮАР, которых поддерживал единственный оставшийся в строю боевой вертолёт. После непродолжительного боя бойцы "Селеки" умудрились сбить и последний вертолёт, после чего южноафриканцы, потеряв 13 человек убитыми, решили оставить столицу ЦАР.

принуждения к миру" и даже отдал приказ направить в аэропорт Банги более 500 французских десантников. Но, после того, как Джотодия объявил о страстной любви ко всему французскому, о планах отказаться от контрактов с китайскими бизнесменами в пользу французских, в Париже сменили тон и заявили, что французские десантники будут находиться в аэропорту исключительно для "защиты граждан Франции и Евросоюза".

И уже через неделю Джотодия стал новым президентом страны.

Падение Банги

"Селеке" потребовалась всего лишь пара дней, чтобы взять под контроль столицу, где исламисты отметилась феерическим - даже по африканским меркам - погромом города. Грабили буквально всё - от магазинов до церквей, школ и больниц, откуда растащили даже матрасы. Разгрому подверглась и местная электростанция, в результате чего многие городские кварталы лишились света и водоснабжения. Не работала канализация.

"Селека" хозяйничала в Банги девять месяцев, за это время её жертвами стали тысячи человек.

Мой муж ушёл на работу и не вернулся - просто исчез,- рассказывала одна из местных жительниц Одиль, официантка из отеля "Убанги". - Отца, школьного учителя, убили - пришли домой и просто расстреляли, узнав, что он христианин. А маму изнасиловали - она до сих пор не может оправиться от шока. Я с пятилетней дочкой целый месяц провела в католическом соборе, где прятались беженцы. Вы не можете себе представить, какой это ужас - спать на полу, когда по тебе ползают насекомые.

Боевики не покусились только на собственность международных организаций, потому как Джотодия предупредил полевых командиров, что это чревато разборками с французскими солдатами.

Впрочем, международная поддержка не помогла Джтодии сохранить власть в стране.

Когда в разорённой столице стало совсем нечего грабить, боевики "Селеки" рассеялись по стране, разоряя и сжигая деревни, а также отжимая для себя лично - уже не для президента - алмазные копанки.

В итоге президент Олланд под давлением бизнес-структур буквально заставил Джотодия уйти в отставку.

Главарь "Селеки" уехал в соседний Бенин, где он поселился со своей новой женой Шантиль Тохуэгона. Впрочем, в просторном особняке живут и старые жены Джотодия, и его русская дочь - по собственному признанию лидера Селеки", сегодня с ним постоянно живут 24 близких родственника - в основном его жёны, дети и внуки.

"Антибалака" против джихада

После отставки Джотодия военная мощь "Селеки" стала рушиться буквально на глазах.

К тому же в стране возникло новое движение "Антибалака". То есть "Антимачете" - именно с помощью этого оружия боевики "Селеки" массово резали местных жителей христиан, основное население столицы. Собственно, ещё до воцарения президента Джотодия в пригородах столицы начали стихийно формироваться отряды самообороны, которые стали совершать "рейды возмездия" в населённые мусульманами кварталы, вымещая ненависть к боевикам на абсолютно невиновных людях.

После же ухода Джотодия межобщинные столкновения переросли в полноценную религиозную войну христиан против мусульман. Из некоторых кварталов Банги было изгнано практически всё население, тысячи человек погибли. Резня происходила по всей стране - правда, счёт убитым в отдалённых городах и префектурах никто не вёл. Поэтому все данные относительно числа жертв приблизительные - гуманитарные организации говорят о "десятках тысяч".

Мировые СМИ запестрели заголовками: в одних "Селеку" представляли не просто бандами грабителей, но "джихадистами, режущими головы христианами по приказу ИГИЛ*"; в других "Антибалака" превращалась в "исламофобских крестоносцев, устраивающих геноцид мусульман".

В итоге в 2013 году президент Олланд всё-таки был вынужден вмешаться в гуманитарную катастрофу - да и обещанного лидерами "Селеки" доступа к месторождениям урана он так и не получил. И вскоре в аэропорт Банги прибыли первые подразделения 25-го авиационного инженерного полка, а вместе с ним французские морпехи - Troupes de marine.

Началась операция "Сангарис". Увы, всё получилось совсем не так образцово-показательно, как в Тимбукту, столице Мали, где в том же году французские парашютисты в ходе операции "Сервал" сместили туарегов-исламистов, решивших организовать свой филиал ИГИЛ под названием "Азавад". Если высадка в Тимбукту стала гордостью французских генералов, то операция "Сангари" в ЦАР не задалась с самого начала.

Главным сюрпризом для тысяч прекрасно обученных и оснащённых по последнему слову техники французов стало то, что боевики "Селеки" и "Антибалаки" ничуть не испугались европейцев, а стали отстреливать и всех встречных иностранцев. Поскольку миротворцы в ответ стали стрелять по всем людям, кто был облачён в камуфляж, боевики "Селеки" и "Антибалаки" моментально перешли на сугубо гражданскую одежду, что лишь усилило общий бардак и погромы.

Конфликт не только не утих, а, напротив, разгорелся с новой силой. В итоге французы, осознав, что численность оккупационного контингента явно недостаточна, чтобы навести порядок в такой огромной стране, которая по площади превосходит Германию и Великобританию, решили сосредоточить свои усилия только на столице.

Резня затихла только к 2016 году, когда "Антибалака" вырезала или заставила бежать из "своих районов" страны значительную часть обитавших в ней мусульман.

Сегодня ЦАР находится в состоянии полного распада.

Формально страной руководит президент Фостен-Арканж Туадера - доктор наук по математике и бывший ректор Университета Банги. Наверное, это лучший президент за всю историю страны, но только вот власть президента признаётся только в городе Банги, да и то далеко не во всех районах.

Мишель Джотодия, укрывшись в Бенине, стал главой Народного фронта возрождения Центральноафриканской Республики, боевики которого создали на территории страны отдельное не признанное никем мусульманское государство. Впрочем, несколько верных людей Джотодия - например, Махамат Усмане и Хасан Буба - вошли в состав правительства президента Туадера в качестве гарантов того, что исламисты вновь не пойдут на столицу войной.

"Селека" распалась на мелкие группы, каждая из которых контролирует мусульманские районы на севере.

Своё псевдогосударство появилась и у группировки "Антибалака", которую сейчас возглавляет Леви Якете - бывший пресс-секретарь свергнутого президента Франсуа Бозизе.

В 2013 году Якете стал и министром обороны страны - как считали французы, перераспределение полномочий в пользу боевиков-христиан поможет остановить войну. Но в прошлом году, после того как лидер "Антибалаки" попал в чёрный список ООН как международный преступник, президент Туадера уволил Леви Якете с поста министра обороны. В ответ "Антибалака" отказалась подчиняться центральному руководству страны, которое заняло явно промусульманскую позицию.

Впрочем, на тлеющей войне эти политические интриги не отразились никак.

И такое положение устраивает, похоже, всех главных игроков, стоящих за конфликтом между "Селекой" и "Антибалакой". Но самое главное - распад государства вполне устраивает французские и китайские корпорации, которые за последнее десятилетия взяли под свой полный контроль месторождения урана и других полезных ископаемых.

Ведь это же не бизнес, а настоящая мечта: надо только отстёгивать долю от прибыли местному полевому командиру - и больше не нужно платить налогов в бюджет страны, не нужно заботиться о соблюдении экологических норм и законов, не требуется и договариваться с профсоюзами, ведь, если потребуется, местные полевые командиры обратят в рабство всё население соседних деревень и загонят их работать в шахты.

* Деятельность террористической организации запрещена в России по решению Верховного суда.

Ахтунг! Участники этнографической экспедиции "Африканское кольцо" отыскали в диких лесах Танзании племя каннибалов, которые говорят на русском языке.

Экспедиция проводилась на трёх машинах высокой проходимости "КамАЗ" по территории 27 стран Африки. За время научно-исследовательской работы участники собирали и документировали информацию о самых значимых ценностях народов Африки - традиции, ритуалы, обычаи и другие особенности коренного населения "черного континента".

Исследователи отыскали племя русскоязычных чернокожих каннибалов в Восточной Африке, неподалеку от границы Танзании в труднопроходимой местности. Первобытное племя достаточно агрессивно, в обычаях туземцев - поедание человечины. Самое поразительно, что эти жестокие дикари, как оказалось, не только говорят на русском языке, но использует при этом его чистейший образец XIX века. Как рапортовал представитель Санкт-Петербургского университета Александр Желтов, "племя говорит на чистейшем, красивом русском языке дворян XIX века, на котором говорили Пушкин и Толстой".

Мужчины племени очень опасны, так как воспринимают всех людей исключительно как еду. Во время контакта с русскоязычными каннибалами члены экспедиции держали наготове оружие для самообороны. Впрочем, глава племени понимал, что конфликт с белыми людьми ему не выгоден. Племя вооружено примитивным оружием, а у каждого участника экспедиции с самой было охотничье ружье. Очевидно, что в случае заварушки и без того сокращающееся племя (всего 72 человека) было бы всё перебито.

Руководитель экспедиции Александр Желтов также рассказал, что когда племя людоедов предлагало гостям попробовать их фирменное блюдо «Зажаренное на костре мясо врага», они спрашивали «Не угодно ли будет покушать, любезные гости?». Когда же участники экспедиции отказывались, то людоеды сокрушались: «Ах, как нам жаль, право».

Всего в гостях у племени русскоязычных каннибалов члены экспедиции пробыли полдня. На все вопросы изумленных ученых, почему первобытные дикари говорят на русском языке XIX века, так и не были получены ответы. Вождь племени только скромно заметил, что "испокон века наше племя говорит на этом могучем, прекрасном и великом языке", - передает А. Желтов слова вождя племени.

Вполне вероятно, что своё культурное наследие и потомство оставили казаки во главе с атаманом Ашиновым, которые высадились вместе с интеллигенцией и религиозной миссией на берег Африки в 1889 году. А может и раньше русские побывали там и наследили. Ведь в тамошних диких краях даже один Король Африкакнский на Александра Сергеевича был похож, чем и заработал кличку"Пушкин".

Яли – самое дикое и опасное племя людоедов в XXI веке, насчитывающее более 20 000 человек. По их мнению, каннибализм привычное дело и в этом нет ничего особенного, поедание врага для них является доблестью, а не самым жестоким способом расправы. Их вождь говорит, что это то же, как рыбка рыбку съедает, побеждает тот, кто сильнее. Для яли – это в некой мере ритуал, в процессе которого победителю переходит сила поедаемого им врага.

Правительство Новой Гвинеи старается бороться с нечеловеческими пристрастиями своих диких граждан. Да и принятие ими христианства повлияло на их психологическое восприятие – значительно уменьшилось количество каннибальских пиршеств.
Самые опытные воины вспоминают рецепты приготовления блюд с врагов. С невозмутимым спокойствием, даже можно сказать с удовольствием рассказывают, что ягодицы врага – самая вкусна часть человека, для них это истинный деликатес!
Даже в настоящее время жители яли считают, что кусочки человеческой плоти обогащают их духовно, особенной силы придает поедания жертвы с произношением имени врага. Поэтому посетив самое жуткое место планеты, лучше не произносить дикарям свое имя, дабы не спровоцировать их на ритуал вашего поедания.

В последнее время племя яли верит в существование спасителя всего человечества – Христа, поэтому не едят людей с белым цветом кожи. Причина этому является и то, что белый цвет ассоциируется в жителей с цветом смерти. Впрочем, недавно произошел инцидент – в Ириан-джая в результате странных событий пропал японский корреспондент. Наверное, людей с желтым и черным цветом кожи они не считают слугами старухи с косой.
Со времени колонизации жизнь племени практически не изменилась, так же как и одеяние этих угольно-черных граждан Новой Гвинеи. Женщины яли практически полностью обнажены, их дневное одеяние состоит только из юбки с растительными волокнами. Мужчины в свою очередь, ходят голыми, прикрывая детородный орган чехольчиком (халимом), который сделан из сушеной бутылочной тыквы. По их словам, процесс изготовления одежды для мужчины требует больших навыков.

По мере роста тыквы, к ней привязывают тяжесть в виде камня, который укрепляют нитями лиан для придания интересной формы. На финальном этапе приготовления, тыкву украшают перьями и ракушками. Стоит отметить, что Халим служит также в качестве «кошелька», в котором мужчины хранят коренья и табак. Любят жители племени и украшения из ракушек и бус. Но восприятие красоты в них своеобразное. Например, местным красоткам они выбивают передние два зуба, дабы еще больше сделать их привлекательными.
Знатным, любимым и единственным занятием мужчин является охота. И все же в деревнях племени можно встретить домашний скот – курей, свиней и опоссумов, которых доглядывают женщины. Бывает и такое, что несколько кланов проводят разом масштабные трапезы, где каждый имеет свое место и учитывается социальный статус каждого дикаря в плане распределения пищи. Алкогольные напитки они не принимают, зато употребляют ярко-красную мякоть ореха бателя – для них это местный наркотик, поэтому туристы часто могут увидеть их с красным ртом и затуманенным взглядом…

В период совместных трапез кланы обмениваются подарками. Хотя яли нельзя назвать весьма гостеприимными людьми, но они с пребольшим удовольствием примут подарки от гостей. По-особому они ценят яркие рубашки и шорты. Особенность состоит в том, что шорты они надевают на голову, а рубашку используют в качестве юбки. Это объясняется тем, что в них отсутствует мыло, результатом этого будет то, что нестиранная одежда со временем может вызвать кожные заболевания.
Даже учитывая то, что официально яли перестали враждовать с соседними племенами и поеданием жертв, только самые «отмороженные» искатели приключений могут отправиться в эти нечеловеческие края мира. По рассказам этой местности, дикари все же иногда позволяют себе проводить варварские акты поедание плоти врагов. Но дабы оправдать свои действия, они придумывают разные истории о том, что жертва то ли потонула, то ли разбилась со скалы.

Правительство Новой Гвинеи разработала мощную программу по культуризме и повышению уровня жизни жителей остров, в том числе и этого племени. По плану, горные племена должны переселиться в долину, при этом чиновники пообещали переселенцам дать достаточный запас риса и строительных материалов, а также в каждый дом бесплатный телевизор.
Граждан долины принудили носить западную одежду в зданиях правления и школах. Правительство осуществило даже такие меры, как объявили территорию дикарей национальный парком, где запрещается охота. Естественно, яли начали противоборствовать переселению, так как из первых 300 человек умерло 18 и это в первый же месяц (от малярии).
Еще большим разочарованием к выжившим переселенцам стало то, что они увидели – им выделена бесплодная земля, дома гнилые. В итоге, стратегия правительства с крахом рухнула и переселенцы вернулись назад в любимые горные края, где до сих пор живут, радуясь «охране духов предков».

: https://p-i-f.livejournal.com

На высоте 5000 метров в джунглях Папуа-Новой Гвинеи проживает племя яли, численность которого достигает около 20 тысяч человек. Это племя печально прославилось стойкой приверженностью к каннибализму и своей дикостью. Правда, в последнее время яли вроде бы встали на путь исправления, но они перестали есть только белых людей, человек с другим цветом кожи тоже вполне может стать праздничной закуской…

Белых больше не едят

Закусить плотью врага в этом племени всегда считалось большой доблестью: яли верили в то, что, поедая своего недруга, воин получает его силу, ловкость, хитрость и ум. Особенно удачно процесс передачи достоинств врага проходил в том случае, если убивший знал его имя. Вот поэтому путешественникам и туристам настоятельно рекомендуют при посещении территории яли ни в коем случае не называть свое имя. Назвавший имя становится вдвойне привлекательным для людоеда.

Конечно, сейчас проявления каннибализма стали редки, миссионеры и государственные служащие приложили немало усилий, чтобы искоренить этот жуткий обычай. Яли решили больше не есть белых: мало того что белый цвет у них ассоциируется со смертью, так они еще и серьезно восприняли учение о Христе. А вот японского журналиста, сравнительно недавно пропавшего в джунглях на землях яли, они, похоже, не пощадили. Ветераны из каннибальского прошлого племени до сих пор с ностальгией вспоминают рецепты приготовления убитого врага.

По их словам, самым настоящим деликатесом являются человеческие ягодицы. Будем надеяться, что им никогда не попадется красотка с силиконовой пятой точкой, ведь у дикарей от такого просто не выдержит сердце… Впрочем, это уже из области черного юмора.

До сих пор только настоящие путешественники - экстремалы осмеливаются посетить территорию проживания этого племени, ведь ходят слухи, что яли периодически вспоминают о своих каннибальских привычках. Свои «провинности» яли оправдывают тем, что они никого не убивали, а съели уже умерших. Исчезновение людей в своих краях они объясняют несчастными случаями - утонули в бурных реках, сорвались в пропасть и тому подобное.

Многие считают, что особо доверять таким объяснениям не стоит, а за считаные десятилетия очень трудно искоренить привычки, «возраст» которым тысячи лет.

Индонезийские власти, конечно, не только пытаются полностью искоренить проявления каннибализма у яли, но и приобщить их к цивилизации. С этой целью правительство в свое время предлагало всем яли переселиться в долину, им обещали строительные материалы, участок земли, снабжение рисом и даже по бесплатному телевизору в каждый дом. Яли восприняли эту идею без энтузиазма, а когда из первых 300 переселенцев 18 скончались от малярии, стали отказываться покидать родные для них джунгли. Кроме того, они жаловались на прогнившие дома и бесплодность выделенных участков.

Кончилось тем, что программу отменили, а яли остались жить на земле своих предков.

Чехольчик для мужского достоинства

Сейчас, как и в прошедшие десятилетия, главной силой, приобщающей яли к цивилизации, остаются миссионеры. Они привозят дикарям медикаменты, учат и лечат их детей, строят мосты и даже маленькие ГЭС, подготавливают посадочные площадки для вертолетов. Все это в значительной степени облегчает жизнь племени, которое, сохраняя свою самобытность, тем не менее с каждым днем становится все более цивилизованным. Впрочем, те, кто все же рискнул побывать у яли и понаблюдать папуасов во всей их первобытной красе, вряд ли останутся разочарованными.

Яли до сих пор щеголяют в своих традиционных нарядах. Женщины почти обнажены, они носят лишь небольшие юбки из растительных волокон. «Наряд» мужчин гораздо более любопытен, у них нет набедренных повязок, лишь на причинном месте специальный чехольчик под названием халим, который они изготавливают из сушеной бутылочной тыквы. Любопытно, что процесс изготовления халимов довольно сложен и явно был разработан в незапамятные времена.

Пока тыква растет, к ней подвязывают камни, перевязывают ее тонкими лианами, все это делается для получения наиболее вытянутой и причудливой формы. Высушенную тыкву украшают ракушками и перьями, местные модники имеют несколько таких чехольчиков. В праздники и особо торжественные дни сильная половина племени использует более длинные халимы, в которых воины умудряются хранить даже табак.

Главное в доме — свинья

Как у женщин, так и у мужчин большой популярностью пользуются различные украшения, в основном это бусы и ракушки. В племени яли довольно любопытные понятия о красоте, есть многочисленные упоминания о том, что местным красоткам выбивают два передних зуба, чтобы сделать их максимально привлекательными. Мужчины яли - настоящие модники: кроме затейливых халимов они украшают себя и другими прибамбасами.

Вот что об этом пишет наш путешественник Валерий Кеменов: «Мужчины яли носят гораздо больше различных украшений, чем женщины. Они вставляют в нос кабаньи клыки, носят разнообразные медальоны и плетеные шапочки. Раньше их делали из натуральных волокон, но с приходом цивилизации папуасы стали покупать на базаре капроновые нитки».

Не стоит думать, что пропитание яли всегда добывали лишь охотой и собирательством, в их домашнем хозяйстве есть свиньи, куры и даже опоссумы. Кроме того, они вполне успешно занимаются земледелием, выращивая батат (сладкий картофель), бананы, корневище таро, кукурузу и табак. Как и у многих соседних племен, в хозяйстве особую ценность представляют свиньи. За хорошего жирного кабанчика здесь можно приобрести себе жену, а из-за украденной свиньи между племенами вполне может вспыхнуть вооруженный конфликт даже с каннибальской составляющей.

Приготовление пищи происходит прямо на земле, на нескольких раскаленных камнях. Если происходит совместная трапеза дружественных кланов, наиболее лакомые куски распределяются согласно статусу присутствующих гостей. В таких случаях принято обмениваться подарками, все это укрепляет межплеменные отношения, как в экономическом, так и в военном плане.

Подсевшие на сухую вермишель

К современным продуктам яли в основном остались равнодушны; правда, основательно подсели на сухую вермишель «Мивина». Ее они приобретают в ближайшем к их землям городке Вамена. Некоторые яли, увы, пристрастились к «огненной воде» и постепенно спиваются. До Вамены надо идти три дня пешком, но это не останавливает папуасов, охочих до благ цивилизации. Кроме вермишели на городском базарчике они покупают ножи, лопаты, мачете, кружки, котелки, кастрюли и сковородки. Чтобы добыть деньги на необходимые им инструменты и вещи, яли продают выращенные ими батат и кукурузу, а также различные свои поделки, популярные у туристов.

Хотя цивилизация все ближе подбирается к обособленному мирку яли, племя пока умудряется сохранить свою самобытность. Все папуасы идут к местному шаману за амулетами и целебными отварами, умерших воинов коптят, а их мумии складывают в мужском доме, куда доступ посторонним строго запрещен. Женщины с раннего утра и до позднего вечера работают на огородах, следят за детьми и домашними животными, готовят пищу. Мужчины уходят на охоту, расчищают от джунглей участки для новых огородов, изготавливают загоны для скота и заборы вокруг огородов. Вечером, накормленные женщинами, они сидят у костра, курят и обмениваются впечатлениями о прошедшем дне. Яли верят, что духи предков обязательно защитят их от всех будущих напастей и невзгод; может, оно так и будет?