Узоры серии в из схема кубикам никитина. Пособие Никитиных: Сложи Узор

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Здравствуйте, дорогие читатели блога «Играю с мамой»! Сегодня я продолжу тему игр с кубиками Никитиных «Схожи узор» и расскажу вам о том, как мы начинали с ними играть и что представляют собой наши занятия на сегодняшний день.

Если вы узнали о Никитинских играх недавно и сейчас выбираете подобные кубики своему малышу, то вам будет интересно узнать, чем отличаются между собой данные наборы от разных производителей. Изначально я искала деревянные кубики, так как считаю их более надежными и долговечными. В интернете я насмотрела «Сложи узор» торговой марки «Световид», но когда увидела их вживую, то была в замешательстве, так как их размер оказался явно меньше стандартного. Как и все малыши, тогда Янка любила погрызть всё, что влезало ей ротик, а такой участи кубикам я не очень хотела, поэтому расстроенная ушла из магазина без покупки.

Прочитав все возможные отзывы, я пошла искать кубики от ООО «Корвет». Да коробочка уже из картона, а кубики из пластика, но зато размер что надо. Кстати, за 3 месяца активного использования они совершенно не потеряли свой вид, так что в долговечности их я не сомневаюсь.

В первый день я дала дочке кубики Никитина для знакомства, Янка долго рассматривала их и крутила в ручках. Мы строили из них башенки и домики, а в конце складывали назад в коробочку и, по совету авторов методики, убирали на видное, но недоступное для ребенка место.

Через несколько дней я стала показывать малышке, как выбирать грани нужного цвета. Мы высыпали все кубики на пол и начинали складывать их обратно в коробку белой гранью вверх. А уже через три дня она стала показывать на полочку и говорить «беуый», как бы пытаясь объяснить, что хочет играть в «Сложи узор».

До этого мы особо не занимались изучением цветов, а тут за несколько дней Янка стала не только находить белый цвет, но и называть его. Я была приятно удивлена. «Ну всё, сейчас мы выучим и другие цвета!», — решила я, но не тут-то было. Все мои предложения Яне сложить кубики синей или красной стороной мгновенно отклонялись – она доставала всё обратно и снова складывала их «правильной» белой стороной. Видимо, с самого начала нужно было предлагать ей разные цвета, чтобы потом не переучивать. Надеюсь, вы не повторите моей ошибки.

Следующим вариантом игры стали цветные башенки. Янке нравилось строить башню из кубиков синей гранью вверх (как на втором фото). А, предложенный мной, вариант башни со стороной одного цвета она отказывалась делать или просто не понимала, чего я от неё хочу. Их Янка освоила только несколько дней назад, чему я несказанно рада.

Строительные игры мы частенько разбавляли выкладыванием кубиков на шаблоны, о которых я писала в , благодаря чему игры были более разнообразными и вызывали бурный интерес у дочки.

В какой-то период времени Яна даже сама могла взять кубики, если они были в зоне досягаемости и играть, совершенно не замечая ничего вокруг. Но примерно через месяц интерес к кубикам стал угасать и мы отложили их в сторону в надежде вернуться к ним в ближайшее время. Но и через две и через три недели Янка не особо хотела возвращаться к некогда любимой игрушке.

Думаю, многие мамы согласятся с тем, что после рождения ребенка наша фантазия начинает работать намного лучше. Именно она и спасла наши игры. Я нашла, доставшиеся нам по наследству от племянницы, игрушки из киндер-сюрпризов и начала сочинять про них истории, вплетая в дело кубики «Сложи узор». Так начался этап массового строительства паровозиков с пассажирами, мостиков, дорожек и много другого.

Кстати, выставление на ряд кубиков мелких зверушек, которые так и норовят упасть с «движущегося паровозика» оказалось занятием не из простых для маленьких ручек, а польза для мелкой моторики от такой игры колоссальная.

Сейчас наши игры начинают постепенно переходить в стадию составления картинок по схеме. Пока Яна играет с частью кубиков в привычные игры, я рядышком складываю простые узоры. Постепенно она начинает проявлять интерес к моему творению и я вовлекаю её в игру. Сначала предлагаю закончить начатый мной узор, поставив последний кубик, а затем мы разыгрываем сюжет с игрушками. Так мы строим столы, стулья и коврики по схемам, постепенно переходя к новым картинкам.

Брошюрка со схемами, которая была в комплекте с кубиками, оказалась совершенно неудобной, так как большое количество картинок на одной страничке очень отвлекает ребенка. Поэтому я подготовила карточки, на каждой из которых находится только одна схема. Работать с ними мы начали совсем недавно, но первые выводы уже имеются. Деткам такого возраста очень сложно сразу понять принцип схемы, но если предварительно научить ребенка выкладывать узор по готовому построенному образцу, то схемы становятся не такими уж страшными.

Схемы к кубикам Никитина «Сложи узор»(уровень А) можно скачать, пройдя по ссылочке — https://yadi.sk/i/okaYWYLXhyhdL . Также на сайте уже выложены карточки на уровень Б — . Продолжение следует...))

Сейчас мы играем с кубиками каждый день, вчера, например, Яна отказывалась ложиться спать, пока не достроит башни-близнецы из Никитинских кубиков. Я понимаю, что так будет не всегда, придет период застоя и кубики придется снова спрятать на некоторое время, но на то мы и мамы, чтобы помочь ребенку найти новый интерес к старой игрушке, тем более такой полезной.

А как вы пытаетесь привлечь внимание к развивающим игрушкам? Как долго ваш малыш играет с одной развивашкой? И что вы делаете, когда интерес ребенка к ней пропадает? С удовольствием прочитаю ваши мысли по этому поводу. А на этом я с вами прощаюсь. Здоровья вам и вашим деткам!

С уважением, Марина Тимошук.

Среди множества методик раннего развития ребенка нетрудно и растеряться. Все они отлично позволяют всесторонне открыть внутренние скрытые резервы маленького исследователя. Счет, чтение, запоминание букв и географических названий, это очень хорошо и полезно. Но всё же психологи уверены – именно развитие интеллекта у маленького ребенка позволит ему в будущем получать великолепные знания по всем предметам.

Включает в себя логические кубики, и была она разработана еще в 80-х годах, хотя широкое распространение получила не сразу. Сейчас этот, простой на первый взгляд, метод получил большую популярность.

Необязательно покупать оригинальные развивающие кубики Никитина и платить немалые деньги, ведь их можно сделать самому. Этот способ потребует минимального вложения средств и всего один вечер свободного времени. Итак, приступим!

Кубики Никитина своими руками: мастер-класс

Еще один способ, который займет еще меньше времени – оклеивание граней пленкой на клеящей основе. Продается она в хозяйственных и строительных магазинах. Понадобиться совсем немного материала, и если он есть у вас под рукой, это замечательно, хотя и купить его может любой.

Не забудьте про схемы, по которым ребенок будет учиться собирать узор. Их тоже можно нарисовать самостоятельно, используя белый картон.

Как собрать кубик Никитина?

Всё очень просто! Или вы используете уже придуманные автором

Купить игру Никитиных СЛОЖИ УЗОР

По оптовым поставкам развивающих игр Никитиных связывайтесь по электронному адресу [email protected]

Описание игры

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Какизготовитьигру

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Рис. 1

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1: 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1: 2 или как посчитают необходимым родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плот- ной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2–8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей 1,5–2 лет развита способность копировать, “обезьянничать”, они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то и Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонку к молотку и говорит “Дям...дям” (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молоточком точь-в-точь как я, и даже порой по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша – схватывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол.

Если вы на глазах малыша открыли крышку и – бух! – с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же “бух!” кубиков из коробки, а не складывание “поездов” или “башен” из них.

Мамы иногда даже жалуются: “Не знаю, что с Владиком делать. Любит только разбрасывать. Вот кубики разбросал и ушел, игрушки из ящика достает и разбрасывает по комнате. Не успеваю за ним убирать”. А все дело в том, что ни папа, ни мама, ни воспитательница в детских яслях, куда ходит Владик, не задумывались над тем, ЧТО откладывается в памяти Владика, когда он впервые сталкивается со “способом обращения с кубиками” или с игрушками. А этот “способ разбрасывания” еще и закрепляется каждый раз, когда Владик сам разбрасывает что-нибудь, а мама ходит за ним и собирает. Поэтому мыстараемсянедемонстрироватьтакиенежелательныеспособы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них “дорожку”, или квадрат, или “поезд”. Люба удивлена: хороший у папы складывается “синий поезд”, а я, делая “Ту-ту...у!”, двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получается “поезд” (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научилась находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную и никакую другую) и укладывает в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: “Кась-кась” (т. е. красная). А если Любе удалось самой уложить даже последний кубик в коробку (полутора-двухгодовалому малышу это бывает еще очень трудно сделать), покачивая кубик из стороны в сторону и расталкивая для него место среди остальных, то... схватив дочурку подмышки, я подбрасываю ее к самому потолку и ловлю на лету. Эти полеты вверх Любочка обожает и поэтому тоже смеется, тоже довольна, и на следующий день, справившись снова с задачкой укладки всех кубиков красной гранью вверх, Люба уже сама, радостно сияя, идет ко мне, подняв ручонки и как бы говоря: “Папа, под- брось меня вверх, как вчера. Я ведь сложила все кубики в коробку и все кась-кась”.

Но если малышу уже 3–4 года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

– Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

– Конечно, научимся, – не сомневается он.

Положите тогда узор “дорожка” СУ-А1 перед малышом и подумайте вслух:

– Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета картинку!

– Фу... чепуха! Вот и готово! – так храбро обычно отвечают большинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена длина. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

– Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю “дорожку” из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

– Вот теперь получилось точно, без ошибки, – похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть 5, а может быть и 10 – все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы; значит, все в порядке.

– Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, – мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень. Главное – как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему “хочется еще поиграть”, уступите, покажите ребенку еще 1–2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что “завтра еще поиграем”. Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

– А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и “завтра вечером”, и послезавтра, и через 2–3 дня... Такая “волна” интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его “потолок” возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю можете научиться “чувствовать малыша” (если раньше вам не приходилось этого делать) в такой игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это умение – чувствовать малыша – очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам “не пересаливать” с дозой игры, т. е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть “впроголодь”, и, значит, вовремя начинать и кончать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда “волна” интереса начинает спадать и, значит, наступила пора на некоторое время отложить – “забыть” игру.

Играем вчера, сегодня, завтра

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата” (СУ-А1 – СУ-АЗ). Давать ли следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второйдень можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры-задания серии А – сколько малышу захочется.

Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину “разгона” тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например, при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот период ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то “разбег” следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1–2.

Вообще переход к составлению трудных узоров – пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Легче всего преодолеть его – “забыть” о нем на месяц – два. После перерыва, с новыми силами и взяв “больший разгон”, т. е. вернувшись к сравнительно легким узорам, малыш может почти сразу взять неприступный прежде узор.

Но возможен и другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак не получаются “фонарики” (СУ-А9). Он пробует каждый раз их складывать, берет “разгон” и, ничего не добившись, говорит с огорчением: “Никак!” Иногда он просит: “Дай другой!” И я достаю ему по 1–2 узора из серии Б, которые Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с “фонариками” уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел “пилу”, которая “ела, ела дуб-дуб – поломала зуб-зуб” (так говорит Ваня, двигая “пилу” взад-вперед по столу), а “фонарики” никак не сдаются.

– Скоро и “фонарики” у тебя получатся, – утешаем мы Ваню.

– Ведь и “пила”, и “елочка” тоже трудные, а ты их уже делаешь. Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на время и “фонарики”, и игру, как вдруг однажды вечером:

– Папа! Папа! Иди скорее к нам! – влетела ко мне возбужденная 7-летняя Анюта. Схватила меня за руку и потащила за собой. А там, около сложенного на полу желтого “фонарика” прыгают от радости Ваня и 5-летняя Юля.

– Уля, уля! (Ура!), – кричит Ваня.

– Папа, ты запиши, что Ваня сам сложил “фонарик”. – Сам, сам!

– стараясь перекричать Ваню, подскочила Юля.

Конечно, пришли посмотреть на Ванин “фонарик” и порадоваться и мама, и старшие братья-восьмиклассники. Анюта принесла тетрадку, где на светлой клеенчатой обложке написано печатными буквами: ИВАН-ВАНЯ (такие тетрадки-дневники мы заводим каждому малышу), усадили папу на стул и успокоились только тогда, когда в Ванином дневнике папа сделал запись о “крупном успехе” Вани, а Анюта нарисовала там цветными карандашами желтый “фонарик”.

Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую “волну” увлечения игрой, а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занялись старшие его братья и сестренки и придумали для нашей игры более десяти новых интересных узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить: уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Можно играть и самому

Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: “Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!”, тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что освободится время у взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности – в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.

В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее папе или маме.

Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но интересуемся:

– А какую серию узоров ты будешь складывать?

– Серию Д, – отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться, если это самая трудная и сложная серия.

За успехами в продвижении малыша мы следим и, конечно, записываем все крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде “фонариков”, “горки”, “лодки”, окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся делать побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4–5 годам вполне осмысленно пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2–3 лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать буквы О или А столь же обычными вещами, как мяч или стол, то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3–4 лет начинали читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям – самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Можно соревноваться с другими

Когда есть несколько комплектов игры “Сложи узор”, можно организовать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или те, кто мало знаком с нею, старше остальных по возрасту и если самих участников не меньше 3–4 человек. Каждому надо выбрать место за маленьким столиком, на стуле или на коврике так, чтобы оттуда всем был хорошо виден узор-задание, но чтобы играющие не могли друг к другу заглядывать. Кто-то из старших берет на себя роль судьи-ведущего, а второй– секретаря. Подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5–10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или наклеивают на белый фон вырезанные из цветной бумаги узоры- задания в крупном масштабе – 1:1 или 2:1). Секретарь готовит таблицу с именами участников и номерами заданий.

Когда все рассядутся и достанут кубики, ведущий говорит: “Внимание! Начали!” – и ставит или лучше подвешивает на удобной высоте узор-задание № 5, а сам следит, кто первый сложит узор полностью и без ошибок.

– Юля! – говорит он секретарю, когда видит, что Юля первая сложила узор. Секретарь в колонке 5 против имени Юли ставит “1”, т. е. отмечает, что она сложила узор быстрее всех.

– Дима! – и секретарь против имени Димы пишет цифру 2.

– Ваня! – и секретарь пишет 3 в строке “Ваня”.

– Маша!

– Аня!

Таблица соревнований на быстроту

Имя

Возраст

Но мера задания

С у мм а

М е ст о

Ваня

4 г о да 6 ме сяцев

Ю ля

5 лет 2 ме сяца

Аня

7 лет 1 ме сяц

Маша

8 лет 3 ме сяца

Дим а

6 лет 9 ме сяцев

Дальнейшее понятно из таблички. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях. Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми малыш справился, и их трудность. Для этого берут узоры из всех 3 серий, и трудность каждого узора оценивается каким-то числом баллов, как, например, в следующей таблице: узор А5 – 2 балла, А10 – 3 балла и т.д.

Таблица соревнований на сложность

Имя

Возраст

Но мера задания

С у мм а

М е ст о

А10

А18

Б20

В23

Ваня

4 г о да 6 ме сяцев

Ю ля

5 лет 2 ме сяца

Аня

7 лет 1 ме сяц

Маша

8 лет 3 ме сяца

Дим а

6 лет 9 ме сяцев

Тогда всем участникам ведущий дает одинаковое время на складывание, например, 1 или 2 минуты, и ровно через 2 минуты сыает узор. А секретарь в табличке всем сложившим узор ставит его “цену”, т. е, например, за узор СУ-А5 – 2 балла, за СУ-А10 – 3 балла, а тем, кто его не сложил, ничего не ставит. В этом случае тот, кто сложит большее число узоров, наберет и большее число очков и, значит, опередит других.

Если малыши умеют уже считать, то подсчет баллов в соревновании можно поручить им самим. Но тогда ведущий должен запастись бумажными или картонными кружками с напечатанными или нарисованными на них цифрами, указывающими количество набранных очков или “цену” узоров. И тем, кто сложил узор А5, выдавать по кружку с цифрой 2, кто справился с узором А10, дать по кружку с цифрой 3 и т. д.

У кого сумма цифр на кружках будет большей – тот победил. Победителей можно и наградить, но так, чтобы побежденным было не обидно, а весело, и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем участвовать. Тут фантазии и творчеству папы с мамой большой простор.

Мы, например, покупали призы по числу участников и раскладывали их на столе. Тот, кто занял первое место, первым подходил к столу и выбирал себе приз. Кто занял второе – подходил вторым и т. д.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои “первые открытия”: увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания: линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: отпосильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, “не падает в реку” и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2–3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе – 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Очень помогает процессу совершенствования в рисовании узоров игра “Внимание”. Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как “квадрат”, “треугольник”, “прямоугольник” и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (рис. 9).

Рис. 9

1 .Кт осу ме е тс т авит ьт о чк ивк л е т к а х (вцен т р екле т ок) ? Поставьтеп о2т о чки ,п о3т о чки ,п о4ит .д .М а лы шпр иэ т о мн ето ль к о учи т с ярисо в а т ьт о чки ,н оиучи т с яс чи т а ть .

2 .Кт осу ме е тс т авит ьт о чк и“н аперекр е ст к е” ,т .е .н апер е с ечени илинеек ?Зада в а т ьм о жн оразн о ечисл от о че к–о т2д о10 ,ав к а ч е ст век он т р о льно г оупражнени я–ве с ьт р е у г о льни ки зт о чек ,к а к н ари с ун к е .

3 .Кт осу ме е тпровестип р яму югори з он т альну юлини ю заданно й длин ыт о чн о п о линей к е : длино юв1 клет к у ,в2 клетки ,в3 клетки ,в 4клетк иит .д. ?

4 .Ктосу ме е тпров е ст ип р яму юве р ти к альну юлини ю заданно й длин ыт о чн оп олиней к е ;лини юдлино йв1клет к у ,в2клетки ,в3 клетки ,в4клетк иит .д. ?

5 .Кт осу ме е тнари с о ват ьма л еньки ек р ужо чк идиам е тр о мв 1к л е тку ? К т онари су е т1к ру ж ок ,2к ру ж к а ,3к ру ж к аит .д. ?

6 .Т ож е ,н ок ру жк ирасп о л о жит ьин а ч е(в“ к о лон к у”) .

7 .Кт онари су е тма л еньки йк вадрати кв е личино йв1к л е тку ? К т онари су е тк в адр а тс ос т ороно йв2клетки ,в3клетки ,в4клетк и ит .д. ?

8 .Кт онари су е тк вадра тс остороно йв4к л е тк и изакраси те г о ц ветны мк арандаш о мт ак ,ч т об ын евы х о дит ьз ак он т ур ?

9 .с ос т ороно йв4клетк ип одиагонал и изакрасит ьразным иц ветным икарандашами ?

10 .Кт осу ме е тра з д е лит ьк вадра т с ос т ороно йв4клетк и н а4 равны хк вадра т а изакрасит ьразным иц ветным ик арандашами ?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, – составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики – и узора больше нет. Так появился у нас “Зоопарк” – серия СУ-Д, где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме что-нибудь сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздравляют – его, подарки – ему, праздник – ради него, а о маме, которая в этот день подарила ему жизнь, как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое – и идея узора, и исполнение его: “Смотри, мама, я расту, я уже многое умею!”

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.