Украинская роспись на стенах. Украинская, петриковская роспись

Украинское народное искусство с древнейших времен прошло великий путь самобытного развития, обогащаясь в тесных связях с искусством других народов, прежде всего, русского и белорусского. В быту украинцев нет ни одного предмета, которого не коснулась бы рука художника.

В представлениях украинцев человек приходит в этот мир еще и для того, чтобы украшать его. Народное творчество находится в гармоничной взаимосвязи с путем исторического развития народа, его бытом и трудовой деятельностью.

Резьба по дереву.

Издавна Украина была известна своими мастерами обработки дерева. Из древесины строили жилье, хозяйственные и защитные сооружения, церкви, памятники; из натурального дерева изготовляли предметы сельскохозяйственного и домашнего употребления, мебель, посуду и многое другое.

Некоторые элементы сооружений и другие деревянные изделия оформлялись резьбой и часто росписью. Сначала резьба имела плоскостной характер. Приемы плоской резьбы сохранились и до наших дней во многих областях западной Украины, в частности, в Закарпатье. Чтобы сделать плоский резной рисунок более фактурным и заметным, в углубления втирали угольную пыль.

В 17 — 18 веках особенно широко применялась резьба в иконостасах, киотах, свечниках, а также статуарная резьба. Это можно заметить в иконостасах Успенской церкви Киево — Печерской Лавры, Николаевского и Михайловского соборов в Киеве и собора в Больших Сорочинцах.

Для многих сельских изделий из древесины Центральной Украины и частично Галичины во второй половины XVIII века и начала XIX века была характерна резьба, которая отличалась от старинной техники плоскостной резьбы.

Значительно обогатилась орнаментика геометрического и флористического характера. В большинстве изделий орнаментом покрывались большие поверхности. В композиции орнамента часто встречаются круги и полукруги больших размеров, которые состояли из отдельных мелких элементов. В конце XIX века увеличивается объем изготовления на продажу мелких изделий из дерева, для которых было характерным не бытовое, в декоративно — художественное значение.

В технике гуцульской резьбы орнаментика объединяется с инкрустацией и имеет преимущественно плоскостной геометрический характер. Именно поэтому и по сей день гуцульские резные изделия невозможно перепутать ни с одним другим видом подобных предметов искусства.

Настенная роспись.

Еще одним из характернейших видов украинского народного декоративного творчества является настенная роспись. Наибольшего развития настенная роспись приобрела в степных районах Украины. Чаще всего рисунки выполнялись цветными охристыми и красными глинами, которые были разведены с сажей и синькой, а также растительными и минеральными красками.

С XIX века начали широко использовать различные анилиновые красители. Росписи стали более полихромными (многоцветными), роскошными и богатыми. Среди самых распространенных мотивов орнаментики были цветы и растительные мотивы.

В начала XX века центрами народной настенной росписи были Умань, Подолье, Хмельницк, Днепропетровск, Одесса и Херсон. Своеобразный характер имела роспись на Лемкивщине и в Закарпатье. Стены декорируются росписью снаружи, а также элементы росписи широко используются во внутреннем оформлении интерьера украинского жилья. Чаще всего расписными элементами украшают окна и двери, а также главный элемент в каждом доме — печь.

Для украшения мебели и различных бытовых предметов в степной и лесостепной зоне была распространена роспись по дереву. Это можно заметить по сохранившимся элементам росписи мебели и сундуков. В этом случае тоже чаще всего использовались растительные орнаменты.

Украинская писанка.

Традиционная для Украины роспись писанок также имела чисто декоративные цели и придерживалась строго определенных традиций. Приемы росписи отображали художественные вкусы отдельных районов, даже в некоторых селах были свои традиционные узоры, по которым их отличали от других населенных пунктов.

Основным приемом являлось симметричное размещение орнамента. В писанках встречаются все виды орнамента — геометрический, геометризированный и флористический. Гуцулы создали огромное количество разнообразных композиций из геометрических элементов и фигур, часто использовали изображения животных — коней и оленей.

Керамическая посуда.

В народном творчестве значительное место занимает также керамика. Основные группы украинского народного гончарного производства XIX века соответствуют территориальному размещению месторождений глины. Среди них можно выделить следующие территории:

  • Киевская (Киев, Дыбинцы, Межгорье, Канев, Васильков);
  • Черниговская (Ичня, Нежин, Короп, Глухов);
  • Полтавская (Миргород, Опошня);
  • Сумская;
  • Харьковская (Змеев, Изюм);
  • Подольская (Бор, Адамовка, Жердяновка, Бубновка);
  • Львовская (Сокаль, Толстое);
  • Ивано — Франковская (Косов, Куты).

Период развития художественного гончарства приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Одним из самых распространенных типов керамических изделий Киевской, Полтавской, Черниговской и Винницкой территорий размещения гончарного производства является красная керамическая посуда — покрытый глазурью и росписью.

В южных и юго — западных районах была распространена белая глазированная керамика. В некоторых местностях, например, на Тернопольщине был чрезвычайно распространена » лощенная» посуда, выполненная в глазури слегка дымчатого цвета. А вот геометрический орнамент поражал своей красотой и необычностью — он был нанесен методом гравировки.

В XIX веке была распространена фигурная посуда для вина и других напитков, выполненная в форме животных и птиц. Это вид посуды представлял собой настоящие предметы искусства, которые украинцы широко использовали в быту.

Известны имена мастеров гончарного искусства XIX века Адама Бацуцы из Адамовки (Подолье) и Василия Шестипальца из Львова. Для керамики центральных областей Украины характерными элементами орнаментики являются виноград, сосенки, звездочки, ягодки и листочки.

Особенной декоративностью характеризуются изделия мастеров из Опошни — Ф. Черешка, Ю. Ризника, В. Паросного, Либещака, А. Сластена, А. Бахметюка и П. Кошака. В росписи посуды прослеживается увлечение растительными узорами, сдержанность композиции, насыщенность орнаментики. Постепенно вводятся крупные стилизованные цветочные элементы рельефного характера.

Керамическая плитка.

Расцвет производства кафеля приходится на конец XVII века. И уже в XVIII веке керамическая плитка широко используется украинцами для оформления поверхности печей. С тех пор кафельная печь прочно входит в народный быт.

Кафельная плитка отличается разнообразием и высокими декоративными качествами. В тот период существовало много разновидностей керамической плитки, среди которых можно назвать следующие:

  • рельефная;
  • глазированная;
  • терракотовая;
  • расписная;
  • живописная;
  • орнаментальная;
  • зеленая, с голубым рисунком;
  • с коричневой окантовкой;
  • желтая;
  • с рисунками на бытовую тематику;
  • с изображением животных и птиц;
  • с фиалкой по центру;
  • с изображением медальона и многие другие.

Очень часто в процессе изготовления кафельной плитки мастера ставили дату и свое имя. Так, до наших дней дошли работы мастеров сюжетной керамической росписи Бахметюка (Гуцульщина), Панасенко (Ичня) и многих других. В орнаментике керамической плитки можно проследить постепенный переход от мотивов, заимствованных из профессионального искусства, до развития декоративной сюжетной орнаментальной росписи на основе местных традиций.

Стеклянные изделия.

Одним из самых оригинальных видов народного промысла на Украине стало изготовление стеклянных изделий — посуды в виде животных и птиц. Среди другой стеклянной посуды можно назвать различные рюмки. бокалы и штофы — цветные и прозрачные, чистые и с рисунком.

Стеклянные изделия изготовляли тремя способами: выдуванием, отливом и вытягиванием. Производство стекла была распространено главным образом на Волыни и Черниговщине. Но и другие районы не оставались в стороне — стеклянную посуду делали также на Подолье, на севере Киевщины и на Полтавщине.

Ткачество и вышивка.

В конце XVIII — начале XIX веков чрезвычайно высокого уровня достигли ткачество и . Изготовлялись различные ткани, а также различные изделия — коврики, скатерти и рушники. Их украшали ткаными узорами, выбивкой и вышивкой.

Было широко распространено производство безворсовых настенных ковров, а также различных домотканых дорожек, которые служили для покрытия пола. Изготовлялись ковры трех видов: с поперечными полосками, медальонного типа, а также с цветочными узорами.

Для украинских ковров характерным было то, что все поле никогда полностью не было покрыто узорами. Именно фон чаще всего играл огромную композиционную роль. Народные обычно были окрашены в цвет натуральной шерсти — поэтому их оттенок чаще всего был темно — коричневым или черным.

К декоративному виду ткачества относится изготовление узорчатых полотен, шерстяных тканей для пошива одежды и высокохудожественной вышивки. В XIX веке центрами декоративного ткачества были:

  • на Киевщине — Переяслав, Богуслав, Иванков, Обухов;
  • на Полтавщине — Зеньков, Решетиловка, Сорочинцы;
  • на Винничине — Климбовка, Яланець;
  • на Западной Украине — Золотов, Глиняны, Збарат, Микулинцы.

Украинские рушники.

В конце XIX века особенное распространение получило изготовление декоративных рушников. До этого периода их делали белыми с красными рисунками, а со второй половины XIX века в быт вошли и красные с белым рушники.

Основными элементами были геометризированные фигуры дубовой и березовой листвы, переплетенных ветвей, цветов, репейника, винограда, петушков, голубей, уток, орлов, а также мотивы , посуды и другие элементы.

Одним из древнейших элементов является мотив » райского дерева». Наибольшего разнообразия вариантов и совершенства этот мотив достиг в Полтаве и Киеве. Также можно отметить тот фактор, что украинские рушники в каждой местности отличались своими орнаментальными мотивами, узорами и цветовой гаммой.

Вышитый рушник выполнял немаловажную роль в быту каждой украинской семьи. Он служил не только для повседневных нужд, но и использовался в праздничных и ритуальных церемониях, а также служил важным элементом оформления каждого украинского жилья.

– Рассмотрите небольшие композиции в виде открыток, их называют «малёвками».

Цветовое решение петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

В петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.) .

– Какие холодные цвета вы знаете? Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи, используя холодные тона.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Занятие 4
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ. ЛЫЖНИКИ

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: систематизировать знания о числе 6 и цифре 6; формировать представление о составе числа 6 из двух меньших; учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число; лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.

Имеет представление о составе числа 6, умеет раскладывать число 6 на два меньших числа; решает задачи путем вычитания и сложения; знает имя автора и название прочитанного стихотворения; лепит фигуру лыжника в движении, правильно передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование: рисунки с изображением предметов для счета; пластилин; стеки; образец фигурки лыжника из пластилина.

Вводное слово воспитателя.

– Чебурашка хочет научиться кататься на лыжах. Но не может подняться на высокую снежную гору. Давайте ему поможем. Сначала надо вместе с Чебурашкой выполнить интересные задания.

Решение задач. Счет.

– Решите веселые задачки.

Бабочка, червяк, паук,

Муравей, комар и жук

Спрятались в дупло опять.

Повтори, кого искать.

– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло. (Шесть насекомых.)

Ответьте на вопросы:

– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6.)

– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6.)

– На какие группы можно разбить множество матрешек? (2 и 4, 5 и 1, 3 и 3.)


– Как можно получить число 6? Рассмотрите рисунки. Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку. (Раздает листы бумаги, карандаши.)


– Сосчитайте зонтики. Запишите их количество.

Раздает каждому ребенку по 8 квадратов из цветной бумаги.

– Положите квадратов столько же сколько зонтиков. Сколько квадратов надо убрать, чтобы их осталось 6? Будем убирать по одному квадрату. 8 без 1 будет 7, 7 без 1 будет 6. Всего убрали 2 квадрата. Запишите: 8 – 2 = 6.

Лепка «Лыжники».

– Послушайте стихотворение Льва Квитко «Лыжник».

– Рассмотрите фигурку лыжника. Расскажите о положении тела при ходьбе на лыжах. Вылепите фигурку человека, придайте этой фигурке пластику лыжника: полусогнутые ноги, руки; из картона и спичек сделайте лыжи и лыжные палки.

Дети самостоятельно лепят лыжника.

Итог занятия.

– Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Теперь Чебурашка может кататься на лыжах.

Занятие 5
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ПУТАНИЦА».
ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: учить анализировать юмористические рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова-признаки предмета, изображать явления природы, передавать в рисунке строение разнообразных деревьев, рисовать угольным карандашом; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом; развивать эстетическое восприятие.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о юмористических рисунках; составляет рассаз по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения разных видов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, литературы и музыкальные, воспевающие красоту русской природы; самостоятельно выполняет рисунок инея на деревьях разными способами.

Материалы и оборудование: картина «Путаница» Е. А. Ведерникова; репродукция картины К. Ф. Юона «Волшебница-зима»; фотографии с изображением деревьев, покрытых инеем; угольные карандаши «Ретушь», гуашь белая, бумага бледно-серого цвета, кисти.

Вводное слово воспитателя.

– Художник Карандаш просит у вас помощи. Его картины Баба Яга превратила в чистые листы. Давайте ему поможем и выполним задания Бабы Яги.


Особенно ярко проявилась в украшении хаты. Здесь всю полноту своих чувств мастерицы свободно изливали, украшая стены причудливыми узорами. Расписывали хаты повсеместно – в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, исключая Полтаву. Здесь хаты не белили. Роспись в украинском стиле бытовала как снаружи дома (окрашивались фризы под крышей, вокруг окон), так и внутри (окрашивали стены, печь, фризы под потолком). Росписями мастериц Днепропетровской области остается только восхищаться. Настолько грамотно подобрана цветовая гамма, которая сохраняет всю насыщенность оттенков. Чтобы добиться такого эффекта мастерицы пускали хитрость – разводили краски на яичном желтке с белком, что придавало краскам прочность и блеск.

Замечательным образцом росписи являются работы Г. Лебедь, выполненные в 20-е годы XX века. Они отличаются тонкими линиями, ажурным переплетением стеблей и цветов, которые выглядывают из небольшого ведерка-вазочки. Это нехарактерная для того времени роспись стен . В XX веке было принято расписывать скромно, не используя пятна, подбирать неброские цвета, всегда помнить о чувстве меры. Г. Лебедь удивительным образом удалось сочетать и форму и цвет, так, что все предметы приобретали индивидуальную красоту и при этом смотрелись не вычурно.









В послевоенные годы украинские мастера старались придать хате декоративный индивидуальный вид, освободить ее от всего архаичного и старого. Благодаря этому в рисунках стали преобладать крупные формы, пятна интенсивного окраса. Но даже среди такого обилия цвета и буйства красок встречаются скромные работы, например, Н. Белоконь. Она рисует цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины. Они приобретают объемный вид, но из-за того как подобраны цвета и композиция, рисунок смотрится как целостная картина.

Встречаются работы на фольклорные и лубочные сюжеты: «Казак Мамай», «Цыгане». Мария Примаченко делает роспись на сюжеты известных сказок и песен. В ее творчестве очень много зверей и птиц, природы. Иногда появляются странные персонажи, ни на кого не похожие, например «кочубарка».

Петриковцы творят на народные национальные сюжеты, стараясь сохранить украинской культуры. Именно поэтому украинская петриковская роспись и её образы светлые, добрые, открытые, веселые, наивные и непосредственные, мягкие и солнечные.

В конце XX века петриковцы стали специализироваться на подлаковой росписи по дереву, но в этом случае роспись потеряла в цвете, стала менее лучистой и светлой.

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?

Петриковская роспись

(Петриковка)

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.

Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.

Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари - мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника - местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем - экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Чтобы сделать кисть-кошачку нам нужна кошачья шерсть, отрезанная, очень бережно у котика в области живота, либо на боках или у основании лап. Кот должен быть коротко или среднешерстный. Именно оттуда, потому что только там она нужной нам мягкости и толщины. Так же нужна палочка – корпус кисти. Нить. Клей ПВА.

Когда все «ингредиенты» собраны, начнем делать кисть. Берем палочку, затачиваем с одной стороны.

Пучком шерсти обворачиваем заостренный конец палочки.

Перематываем нитью, плотно, несколько слоев. Крепко завязываем. После ее аккуратно и очень хорошо пропитываем клеем ПВА.

Следим чтобы клей не попал на шерсть. Даем кисточке высохнуть примерно сутки.

С чего начать роспись

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.

Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.