Реквием очень краткое содержание. Поэма «Реквием

«Реквием»

(Поэма)

Поэма из отдельных главок-осколков, написанная в 1935-1940 гг., была выстрадана поэтессой: жуткие для разведенной жены «контрреволюционера» Николая Гуми­лева и матери арестованного «заговорщика» Льва Гумилева тридцатые годы, постоянное ожидание ареста, чудовищные репрессии близких, семнадцать месяцев в тюремных очере­дях с передачами… Это не только судьба самой Ахматовой, но и большей части населения ее родины, ее народа. «Рекви­ем» проникнут чувством безысходности, глубоким человече­ским, народным горем. Чувства лирической героини, личное горе едины с чувствами народа, трагедией целого поколения. И так важно рассказать об этих чудовищных годах будущим поколениям.

В похожем на псалом «Распятии» возникают библей­ские ассоциации страдающей Матери и совершающейся трагедии — гибели единственного Сына:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Материнские муки вечны, напоминает Ахматова, вспо­миная картину казни Христа.

Среди художественных средств «Реквиема» почти нет гипербол: горе само по себе огромно, любые преувеличения излишни. Эпитеты должны вызывать ужас, подчеркнуть страдания — тоска «смертельная», солдатские шаги «тя­желые», Русь «безвинная», «кровавые сапоги». Часто Ах­матова употребляет эпитет «каменный»: «каменное сло­во», «окаменелое страдание». Сильны в поэме народные мо­тивы: эпитеты «горячая слеза», «великая река», «красная ослепшая стена», глагол «выть».

Много в «Реквиеме» выразительных и точных метафор: «перед этим горем гнутся горы…», «короткую песню раз­луки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». Символичны отсылки к А. С. Пушкину: «И своею слезою горячею новогодний лед прожигать» («лед и пламень» в «Евгении Онегине»), к посла­нию декабристам: «Но крепки тюремные затворы, // А за ними «каторжные норы». Есть и развернутые метафоры-картины: Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках.

Широко применяется антитеза: «и в лютый холод, и в июльский зной», «и упало каменное слово на мою еще жи­вую грудь», «ты сын и ужас мой», «кто зверь, кто человек».

В поэме множество аллегорий, символов, олицетворе­ний, использованы почти все основные стихотворные раз­меры; ритм и количество стоп в строках также различны. Это лишний раз доказывает, что поэзия Анны Ахматовой воистину «свободная и крылатая».

Реквием, или «вечный покой», — это заупокойная мес­са, которую поют в католической церкви. Поэма Ахмато­вой — грандиозный реквием по всем убитым и страдавшим в застенках и лагерях, по растоптанным «кровавым сапо­гом» мечтам и надеждам обычных людей.

Год издания поэмы: 1963

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» является одним из самых известных произведений знаменитой русской поэтессы. Недаром «Реквием» читать следует согласно школьной программы ведь о этом произведении высоко отзываются не только отечественные критики, но и их зарубежные собратья. Поэма «Реквием» Ахматовой стала своеобразным символом эпохи и по праву считается одним из сильнейших произведений лауреата на Нобелевскую премию по литературе.

Поэмы «Реквием» краткое содержание

Если поэму Анны Ахматовой «Реквием» читать краткое содержание, то начинается она с предисловия в котором Анну Ахматову стоящей в тюремной очереди кто-то «опознал» и тогда женщина, стоящая за ней, тихо спросила: «А может ли она описать это?» и Анна завила что сможет. Итогом этого стали 15 стихов, написанных в период с 1938 по 1940 год. Все они связаны смыслом и образуют поэму «Реквием», которая, как и , рассказывает о реалиях советской жизни России.

В каждом стихе поэмы «Реквием» Ахматовой читать можно ту боль и ужас, которую переживали матери и жены политических заключенных. Им приходилось с утра до вечера стоять под Крестами в ожидании приговора. В стихах описывается как на рассвете уводили сына Ахматовой, как она проливала слезы стоя трехсотой в очереди таких же несчастных женщин, как семнадцать месяцев она и бросалась в ноги палачу и просто звала сына. Вся та боль, связанная с ожиданием приговора и попыткой осмыслить его собрана в этих стихах Ахматовой.

В качестве эпилога в поэме Ахматовой «Реквием» читать можно стих в котором поэтесса просит если уж воздвигать ей памятник, то поставить его в том месте где прошло 17 самых страшных месяцев ее жизни. Она просит поставить памятник на берегу реки, там, где она провела 300 часов своей жизни. И этот памятник должен быть не только ее олицетворением, но и криком замученного стомиллионного народа.

Поэма «Реквием» на сайте Топ книг

Читать «Реквием» Анны Ахматовой на данный момент настолько популярно, что произведение попало в наш рейтинг . И это при том, что поэма входит в школьную программу, что обеспечивает ей достаточно стабильный интерес со стороны учеников. Исходя из этого мы ожидаем, что и в дальнейшем поэма Ахматовой «Реквием» будет периодически попадать в наши рейтинги книг.

Поистине знаковой фигурой в русской литературе является Анна Ахматова.

«Реквием» исследователи называют вершиной ее лирики. В творчестве поэтессы органично сплетаются все темы: любовные переживания, поэт и история, поэт и власть, культура XIX столетия, «серебряный» век, советские реалии… Ахматова прожила долгую жизнь: избалованной девочке, родившейся в дореволюционной России, юной поэтессе из бомонда суждено было познать всю тяжесть советской каменной денницы. Закономерно поэтому, что широту ее творческого диапазона можно назвать всеобъемлющей: любовная лирика, гражданская поэзия, фольклорные элементы, античная тематика, библейские сюжеты.

«Реквием», Ахматова: краткое содержание

Работа над поэмойпродолжалась с 1935 по 1940 год, в самое тяжелое, кровавое и страшное время. В ней поэтессе удалось органично соединить летописную линию и жанровую традицию поминального плача. С латинского языка «Requiem» переводится как успокоение. Почему именно это название дала своему произведению Ахматова? Реквием - это заупокойная служба, традиционная для католической и лютеранской церквей. Позже этот термин приобрел более широкое значение: им стали обозначать Поэтесса как бы отпевает и себя, и своих подруг по несчастью, и всю Россию.

Ахматова, «Реквием»: смысловые планы

Современные литературоведы выделяют в поэме четыре пласта: первый очевиден и находится как бы «на поверхности» - горе лирической героини, описывающей ночной арест близкого человека. Здесь следует отметить, что поэтесса опирается на личный опыт: точно так же в свое время были арестованы ее сын муж Н. Пунин и собрат по перу О. Мандельштам. Страх, смятение, растерянность - кто может знать об этом больше, чем Ахматова? «Реквием», однако, этим не ограничивается: слезы лирической героини в тексте сливаются с плачем тысячи русских женщин, пострадавших от той же беды. Таким образом, личная ситуация расширяется, становится более глобальной. В третьем смысловом пласте поэмы судьба героини трактуется как символ эпохи. Здесь исследователи указывают на возникающую в этой связи тему «памятника», восходящую к и Пушкина. Однако для Ахматовой памятник - это не символ славы, а, скорее, воплощение прижизненных и посмертных страданий. Именно поэтому она просит поставить его возле тюрьмы, где женщина провела столько страшных часов вместе со своими невольными «подругами». Образ памятника из камня сливается с мотивом «окаменелости» - этот эпитет является одним из самых частотных в «Реквиеме». В эпилоге памятник становится как бы зримым воплощением метафоры «окаменелого страданья». Образ страдающей поэтессы сливается с образом рвущейся на части, погибающей России, страшная эпоха - это и есть Анна Ахматова.

«Реквием» имеет и четвертый смысловой план. Это горе матери, у которой репрессировали сына. Оно соотносится с муками Богоматери, наблюдающей восхождение Иисуса Христа на Голгофу. По мысли поэтессы, муки каждой матери, теряющей сына, сопоставимы со страданиями девы Марии. Так личная трагедия одной женщины и одного ребенка становится всечеловеческой.

Поэма «Реквием» Ахматовой была написана в 1960‑х годах. Поэтесса читала рукописи людям, которым доверяла, а после тут же сжигала их. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Реквием» по главам на нашем сайте. Это одно из самых сильных, пронзительных произведений Ахматовой, в котором описана страшная эпоха сталинских репрессий. Пересказ пригодится для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

  • Лирическая героиня – мать, невероятно сильная, стойкая женщина, которой довелось пережить своего сына, прототип Ахматовой.

Другие персонажи:

  • Сын – безвинно осужденный и казненный сын главной героини.
  • Собирательный образ русской женщины – все женщины, которые на протяжении веков отправляли своих мужей и сыновей на эшафот.

Ахматова «Реквием» очень кратко

Великая Отечественная война. Ленинград полон тюремных очередей, в которых женщины проводят месяцы, дожидаясь приговоров для своих невинно осуждённых сыновей, братьев, мужей.

Поэма начинается с воспоминания Ахматовой - её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.

Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи - аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем - очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них - самое страшное испытание.

Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Читайте также Анна Ахматова – . “Реквием” (1935 - 1940) - цикл стихотворений, который сама Ахматова называла поэмой. Они создавались в один из самых трагических периодов её жизни и стали свидетельством силы человеческого духа, преданности своему народу, нравственной чистоты и чувства собственного достоинства, самоотверженности и героизма женщины-матери, до конца борющейся за жизнь своего ребенка.

Короткий пересказ «Реквием» Ахматовой

Анна Ахматова «Реквием» краткое содержание поэмы:

Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

На улице ужасное военное время - людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них - единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.

Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” - как крик души, когда терпеть уже нет сил.

Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.

В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.

Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.

Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий .

«Реквием» Ахматова краткое содержание с описанием каждой главы:

Посвящение

Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.

Вступление

Это история началась в 30‑х годах 20 века, когда тюрьмы Ленинграда были заполнены до предела, а поток осужденных не ослабевал. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами».

Мать вспоминает, как на рассвете пришли арестовывать ее сына. Эти страшные минуты ей не забыть никогда. И теперь ей оставалось одно – «как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».

Лишь «желтый месяц» был свидетелем тоски больной одинокой женщины. Она просит помолиться за нее, ведь «муж в могиле, сын в тюрьме».

Душевные терзания героини настолько сильны, что она считает, что «это кто-то другой страдает» – она бы так не смогла.

Героине трудно осознать, что все это случилось с ней, некогда веселой и беззаботной женщиной. Теперь же ее удел – «своею слезою горячею новогодний лед прожигать», стоя в огромной очереди с передачей для сына.

Неопределенная ситуация с сыном продолжалась семнадцать месяцев, и героиня «кидалась в ноги палачу», моля его о помиловании. За это время она так измучилась, что уже не понимала, «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать».

Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.

Наступил страшный день, когда озвучили приговор сыну. Женщина была уже к этому морально готова, но у нее еще много дел – «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить».

Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.

Страшные испытания, выпавшие на долю героини, стали причиной того, что «безумие крылом души накрыло половину».

Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.

Эпилог

Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.

Заключение

Произведение Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, бесправия, отношения между матерями и детьми.

Это интересно: – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич . Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Видео прочтение поэмы «Реквием» Ахматова

Ахматова писала поэму целых шест лет, которые пришлись как раз на это время, когда погибали многие. Именно тюрьма является символом того времени, которое показала Ахматова в своем произведении, не боясь за последствия.

"Реквием" Ахматовой

В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».

В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали» . Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь«безвинная» , тоска «смертельная» , столица «одичалая» , пот «смертный» , страданье «окаменелое» , локоны«серебряные» . Много метафор: «лица опадают» , «летят недели» , «перед этим горем гнутся горы» ,«песню разлуки паровозные пели гудки» . Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек» , «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь» . Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь» .

В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.