Написать историю создания узник в сокращение. Анализ стихотворения «Узник» (Пушкин А


Из названия видно, что во время написания произведения он находился в заточении. Это было в 1822 году во время Кишиневской ссылки. Именно там формировались взгляды поэта. Он знакомился с будущими декабристами, не раз ввязывался в дуэли и частенько был под домашним арестом.

Там всего двенадцать строк. Размер – амфибрахий. Все рифмы парные.

Сюжет делится на три логические части: грусть во время заточения, надежда на будущее и счастливое освобождение. Особое внимание привлекает контраст между заточением и свободой. Если в начале мы видим тюремную камеру с небольшим окном, то в конце перед лирическим героем открывается весь мир.

Динамику стиха Узник обеспечивают глаголы. Их особенно много во второй переходной части. Именно там все сосредоточено вокруг силы воли. Еще далеко до свободы, но главный герой уже верит в нее, он жаждет ее.

Кроме узника вторым героем выступает орел. Это товарищ узника, с которым у них общее видение. Они оба хотят быть свободными. Символизм подчеркивает решительность. Символами свободы считаются море, ветер, орел, горы. Тюрьма в этом произведении не является чем-то вечным. Это просто один из жизненных этапов.

Художественные средства здесь занимают малую часть, но они очень сильные. Например, эпитет «сырая темница» сразу сгущает краски.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Создавалось стихотворение «Узник» в период Южной ссылки Пушкина, под влиянием гнетущей атмосферы канцелярской службы в Кишиневе. После дома Раевских, где поэт гостил до переезда в Кишинев, последняя стала казаться ему мрачным и унылым заточением.

В этот период поэт находился еще под влиянием романтизма, поэтому стихотворение полностью выдержано в рамках этого направления. Важное место в стихотворении отведено личным переживаниям поэта, внутреннему миру, уводящего его далеко от реальности. Ссылка напоминает ему темницу, а он сам чувствует себя узником в этой темнице.

В стихотворении проявляется мастерство поэта скупыми штрихами создавать полноценную живую картину. Одной строчки поэту достаточно, чтобы перед глазами читателя возник образ холодной и унылой темницы: «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.

Не случайно в качестве товарища выбран поэтом орел. Эта гордая птица символизирует свободолюбие и непреклонность. Более того, он тоже знаком с неволей: «Вскормленный в неволе орел молодой». В этом отношении орел близок к поэту. Стремление к свободе настолько сильно, что воображение рисует поэту белеющие за тучей горы и синеющие морские края.

Поэт зол на тех людей, кто лишил их свободы. Ему горько осознавать, что там, где есть человек, невозможна полная свобода. Он настолько измучен лишениями, что хочет улететь птицей в края, куда еще не ступала человеческая нога, «Туда, где гуляем лишь ветер…да я!».

Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта - самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России - так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал - останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых - в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным - его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин - узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей - все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник - тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения. Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег. Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй - полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества - «лишь ветер… да я!..»

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник - это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой». Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир. Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», - хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Главное - не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин - узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.

Тема свободы в стихотворении А.С.Пушкина «Узник»
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были «крамольные» стихотворения вроде оды «Вольность» и «Деревня», меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства, Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого, Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой; вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров* с ними. *
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал... И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение «Узник».
Стихотворение невелико по объему; в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения «Узник» — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. «Давай улетим!» — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
«Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенно е, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: «Давай улетим!» Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: лишь ветер... да я!
Интересно то, что в «Узнике» ни разу не встречается слово «свобода», в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.