Месяц раджаб в году молитвы. Месяц раджаб и ночь рагаиб

В этом году месяц Раджаб начинается 29-го или 30-го марта (О точной дате начала месяца будет сообщено дополнительно). Какие богослужения следует выполнять в этот месяц?

От Святейшего Пророка (с) повествуется: «Месяц Раджаб – это великий месяц Всевышнего. Никакой (другой) месяц не сможет сравниться с ним по своему почтению и преимуществам…».

В исламских источниках указывается, что богоугодным делом в месяц Раджаб является чтение нижеследующей молитвы после намазом утром и вечером. Сначала произносится: «Йа манн арджуху лиькулли хайрин ва амана сахатаху инда кули шарр, йа манн йутил касира биль-галиль, йа ман йути ман саалаху, йа манн йути манн ламйасаллу ва манн лам йарифху таханнунан минху ва рахматан. Атини бимасалати иййака джамиа хайрид-дунйа ва джамиа хайриль ахира, васриф анни бимасалати иййака джамиа шаррид-дунйа ва шарриль ахира, фа-иннаху гайру мангусин ма аатайта ва издни мин фазлика йа Карим».

Перевод: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! О, Тот, на Кого я надеюсь во всем в чем добро! И в Ком ищу убежище от гнева Его во зле! О, Тот, кто за наши маленькие и незначительные дела воздает великим вознаграждением. О, Тот, кто воздает каждому, кто попросит Тебя! О, Тот, кто ниспосылает тому, кто не просит Тебя ни о чем и не знает Тебя – обладателя милости, любви и милосердия. Воздай мне за мою просьбу и мольбу всем добром бренного мира и всем добром мира загробного! И огради меня от того в чем прошу и молю Тебя – от всего зла и плохого бренного мира и всего зла и плохого мира загробного! Ибо сколь Ты не дарил бы (от сокровищниц милости и милосердия твоего) не убудет! И, да приумножь мне от милости своей и милосердия!»

Затем левой рукой взять бороду (если нет бороды – приложить руку к голове), а указательный палец правой руки поднять вверх и произнести (женщины просто читают): «Йа заль-джалали валь икрам, йа заннамаи валь джуд, йа залманни ват-тавиль, харрим шейбати алан-нар» (приложивший левую руку к голове вместо «шейбати» должен прознести «шари»). Перевод: «О Владыка Величия и Славы! О Владыка благ и прощения! О Тот, Кому мы обязаны и Кто является пиком щедрости! Сделай запретным для ада мои седые волосы! О Милосерднейший из милосердных!».

Также большим савабом является держание поста в месяц Раджаб. В одном из преданий о посте месяца Раджаб говорится: «Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa. Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду. Для пoстящeгoся 3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. Тoт, ктo пoстится 4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeствия, разных болезней и пpoкaзы и, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля (aнтихристa). Тот, кто постится 5 днeй - будeт зaщищен oт нaкaзaния в мoгилe. Тот, кто постится 6 днeй, будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa. 7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa. 8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa. 14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa. Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности».

При его наступлении Пророк (с.а.с.) читал дуа: «Аллахумма барик ляна фи раджаба ва шаабана ва баллигна Рамадан» (О Аллах! Сделай для нас благом месяц Раджаб и Шаабан и дай нам достичь Рамадана!). Слово «раджаб» имеет особенное значение, оно состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» – «джурмул ‘абди» (грехи слуг Аллаха) и «б» – «бирру Ллахи Та’аля» (добро Аллаха Всевышнего). И Аллах говорит (смысл): «О слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».

Раджаб не только начинает череду трех благословенных месяцев (Раджаб, Шаабан, Рамадан), но одновременно является еще и одним из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам), в которые Всевышний запретил войны и конфликты. Посланник Аллаха (с.а.с.) также говорил: «Помните, Раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

В хадисе сказано, что тот, кто постится хотя бы один день в месяце Раджаб, войдет в рай – Фирдавс. Постящийся два дня получит двойную награду. Для того, кто будет поститься три дня, будет вырыт огромный ров, отделяющий его от адского огня. И ров будет настолько широким, что для пересечения его потребуется год. Тот, кто будет поститься в этот месяц четыре дня, будет защищен от сумасшествия, слоновой болезни и проказы. Постящийся в течение пяти дней будет защищен от наказания в могиле. Тот, кто постится шесть дней, будет вoскрeшен в Судный день с лицом, сияющим ярче и прeкрaснee, чем пoлнaя лунa. За пост семи дней Всевышний вознаградит закрытием перед ним дверей Ада. Постящемуся в течение восьми дней в месяц Раджаб Аллах откроет двери Рая. За пост в течение четырнадцати дней Он наградит настолько прекрасным, о чем не слышала ни одна живая душа. Тому же, кто будет поститься в течение пятнадцати дней Раджаба, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасен и находишься в безопасности». Огромное вознаграждение обещано и тем, кто постится весь месяц Раджаб. Хадис, переданный Анасом ибн Маликом , гласит: «Поститесь в месяц Раджаб, так как пост в этот месяц принимается Аллахом как особый вид покаяния». В этот священный месяц мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добро. Во многих хадисах особенное значение уделяется посвящению ночей Раджаба поклонению Аллаху, молитвам и зикру (поминание). Но самым хорошим и рекомендуемым деянием в месяце Раджаб является совершение тавбу (покаяние). Говорят, что в этот месяц семена кидают в землю, то есть, человек кается. В Шаабане их поливают, то есть человек после совершения тавбу совершает хорошие деяния. А в месяце Рамадан собирают урожай, то есть после покаяния и совершения благих дел человек очищается от грехов и достигает больших степеней совершенства.

НОЧЬ РАГАИБ

Ценна каждая ночь месяца Раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг этого месяца желательно поститься, а ночь после четверга, то есть первую пятничную ночь месяца Раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (с.а.с.). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать. Слово «рагаиб» в переводе означает – надежда на прощение Аллаха, Его Милость к Своим рабам, а также исполнение просьб и молитв. В этой ночи и в этом дне заключено столько мудрости, что мы и представить себе не можем. Поэтому по возможности и в силу знаний каждого мусульманина, эту ночь необходимо проводить в богослужениях, нужно раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать садака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (дуа) за них. Как-то наш любимый Пророк (с.а.с.) говорил о достоинствах поклонения в месяц Раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (с.а.с.), сказал, что не может поститься в течение всего месяца Раджаб. Пророк (с.а.с.) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца Раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного Раджаба».

Нурмухамад Изудинов , сотрудник отдела просвещения Муфтията РД

Зуннун аль-Мисри (да помилует его Аллах) сказал:

«Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану - очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

Раджаб также является одним из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль–Када, Зуль–Хиджа, Мухаррам), когда Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, и т.п.

Важно отметить, что первая пятница месяца Раджаб, которая приходится на сегодняшнюю ночь, называется ночью Рагаиб. Данное слово образовано от арабского глагола, который означает «желать чего-то», «стремиться». Известно, что любая ночь – благословенное время для поклонения, особенно последняя ее треть. Но Рагаиб - это особенно благословенная ночь, когда Всевышний одаривает своих рабов милостью и благами. Многие ученые советуют провести сегодняшнюю ночь, совершая намазы и дуа, а также за чтением Корана, совершением зикра и салавата Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Начало месяца Раджаб большинство мусульман встретили с огромной радостью, будучи уверенными, что наступил один из лучших периодов времени для поклонения, особенно для поста. Мусульманская умма получила очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения . Будучи одним из предшествующим Рамадану месяцев, Раджаб является подготовкой к этому периоду, и мусульманину стоит заняться духовным очищением и соблюдать пост.

Однако некоторым людям не по душе, что мусульмане будут больше поклоняться в этот месяц, более того, они категорически против того, чтобы соблюдали пост в этом месяце. С этой целью по мессенджерам рассылается и в социальных сетях распространяется сообщение, якобы подтверждающее нежелательность, а порой и запрет на соблюдение поста в месяце Раджаб.

Давайте рассмотрим этот вопрос… Действительно ли это так и так ли плохо соблюдать пост в этом месяце.

Месяц Раджаб является одним из четырёх запретных для войн месяцев, и он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями. А в желательности соблюдения поста в запретные месяцы ни у кого не может быть сомнений, ибо Пророк (мир ему и благословление Аллаха) сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави в книге «Шарх Аль-Муслим» пишет об этом хадисе следующее:

وَفِي سُنَن أَبِي دَاوُدَ أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَدَبَ إِلَى الصَّوْم مِنْ الْأَشْهُر الْحُرُم ، وَرَجَب أَحَدهَا . وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

«В «Сунане» (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/ 167).

Поэтому поводу Имам Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет следующее:

خاتمة أفضل الشهور للصوم بعد رمضان الأشهر الحرم وأفضلها المحرم لخبر مسلم أفضل الصوم بعد رمضان شهر الله المحرم ثم رجب خروجا من خلاف من فضله على الأشهر الحرم ثم باقيها ثم شعبان لما في رواية مسلم

كان صلى الله عليه وسلم يصوم شعبان كله وفي رواية كان يصوم شعبان إلا قليلا

«Самыми лучшими месяцами для поста после месяца Рамадан являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а наидостойнейшим из них является месяц Мухаррам (первый месяц года лунному календарю), согласно хадису, который приводит Имам Муслим: "Самым лучшим постом после поста Рамадана является пост в запретном месяце Аллаха Мухаррам ". После него (мухаррама) ЛУЧШИМ МЕСЯЦЕМ ДЛЯ ПОСТА СЧИТАЕТСЯ РАДЖАБ, чтобы не противоречить тем учёным, которые утверждают, что ИМЕННО РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЛУЧШИМ ИЗ ЗАПРЕТНЫХ МЕСЯЦЕВ .

Затем (по достоинству соблюдения поста) идут другие запретные месяцы, а после них идет Шаʻбан, согласно хадису, который передаёт Муслим: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в месяце Шаʻбан полностью". А в другой версии этого хадиса приводится, что он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост почти весь месяц Шаʻбан ». («Мугъни аль-мухтадж», 1/605)

Как видите, некоторые учёные считают, что месяц Раджаб является лучшим месяцем для поста после Рамадана, но большинство из них сошлись на том, что это Мухаррам.

Стоит отметить, что в этих сообщениях в качестве довода приводят слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни – большого учёного, имама мухаддисов, о том, что о достоинстве месяца Раджаб , о достоинстве поста в течение всего месяца или его части, или бодрствования в определённую ночь нет определённого достоверного хадиса, который можно было бы привести в качестве доказательства.

Всё сводится к тому, что слова Ибн Хаджара Аль-Аскаляни вырезали из контекста. Давайте же посмотрим, какой вывод сделал сам Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

Он приводит хадис, после которого говорит:

ففي هذا الخبر - وإن كان في إسناده من لا يعرف - ما يدل على استحباب صيام بعض رجب، لأنه أحد الأشهر الحرم

«В этом хадисе, даже если в цепочке передатчиков и есть некто неизвестный, присутствует то, что указывает на желательность поста некоторых дней Раджаба, потому что этот месяц - один из запретных месяцев (ашхур аль-хурум) » («»).

Почему же учёные вынесли такое решение, что всё же желательно поститься в месяце Раджаб? На это отвечает опять же Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, на которого как раз и ссылаются те, кто считают это нововведением:

ولكن اشتهر أن أهل العلم يتسامحون في إيراد الأحاديث في الفضائل وإن كان فيها ضعف، ما لم تكن موضوعة

«Однако известна среди учёных снисходительность в приведении хадисов доводом к совершению благих дел, даже если хадисы слабые, если только они не вымышленные » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

В этом сообщении также упоминается и то, что (да будет доволен им Аллах) бил по рукам тех, кто отказывался от еды в месяце Раджаб, и заставлял их есть, говоря: «Ешьте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии ».

На это также отвечает Ибн Хаджар аль-Аскаляни:

فهذا النهى منصرف إلى من يصومه معظما لأمر الجاهلية

«Этот запрет относится к тем, кто постился, возвеличивая дела доисламских времён » («Табйин аль-ʻуджб би-ма варада фи шахр Раджаб »).

Что же касается того, что пост в месяце Раджаб является нововведением, то относительно этого Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Фатх аль-мубин» (шарх на сборник хадисов Имама Ан-Навави «Аль-Арбаʻун») пишет следующее:

قيل: ومن البدع صوم رجب، وليس كذلك بل هو سنة فاضلة، كما بينته في الفتاوي وبسطت الكلام عليه

«Есть мнение, что пост в месяце Раджаб – нововведение, но это не так, наоборот, ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАДЖАБ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕВОСХОДНЫЙ ХОРОШЕЙ СУННОЙ (желательным деянием), как я и объяснил и пространно изложил это в «Аль-Фатава » (книге «Аль-Фатава аль-кубра аль-фикхия», 4/53-54)».

Фатх аль-мубин », 226; 5 хадис)

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сказать, что пост в месяце Раджаб является желательным деянием , за которое человек получает большое вознаграждение, ибо учёные шафиитского мазхаба, чьё мнение является основополагающим в мазхабе, опровергают мнение о том, что это нововведение, не говоря уже о его запретности.

Поэтому, уважаемые братья и сёстры, не стоит обращать внимания на подобного рода провокационные сообщения и лишать себя и своих близких огромного вознаграждения за соблюдение поста в месяц Раджаб.

В 2017 году наступил 1438 - 1439 год Хиджры по мусульманскому лунному календарю. АиФ-Казань публикуем праздничные и памятные даты мусульманского календаря на 2017 год. Календарь составил

29 марта - первый день Раджаба - 7-го месяца мусульманского календаря, одного из четырех доисламских священных месяцев. В этом месяце отмечаются дни рождения Пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты, совершается Умра (Малый Хадж)

31 марта - Рагаиб кичасе - Высокоторжественная ночь в память бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда - Абдуллы и Амины, и Его зачатия.

24 апреля - Миградж. Праздник в ознаменование чудесного путешествия Пророка Мухаммеда из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим) и Его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха. Пост в Миградж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.

11 мая - Бараат, или иначе Ляйлат аль-Бараа. Святой вечер благословения, пожеланий счастья и благополучия. Ночь творения, очищения от грехов. Именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом благочестия и просьб, высказанных в молитвах.

21 мая - день принятия Ислама предками булгарских татар. 27 мая — начало священного Рамазана - Уразы (месяца очищения, обновления, возрождения).

25, 26, 27 июля - Гайдел-фитыр. Ураза-байрам. Праздник разговения, окончания мусульманского поста.

31 августа - День Арафата. Посещение участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия.

1 сентября - Ид аль-Адха, Курбан- байрам. Наиболее значимый праздник мусульман. Этот праздник жертвоприношения начинается через 70 дней после окончания поста и длится 3 дня. В республике Татарстан - красный день календаря.

2, 3, сентября - Ташрик - дни, когда правоверные после сотворения обязательной молитвы произносят специальные слова во имя Аллаха.

30 сентября - Ашура. Отмечается суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам, у шиитов — день памяти мученической кончины имама (предводителя) Хусейна, сына Али, внука Пророка Мухаммеда Аль- Хусейна ибн Али (626 - 680 гг.). Еще одно наиболее известное обозначение Ашуры - шахсей- вахсей. В ознаменование этого дня желателен хотя бы суточный пост.

16 ноября -26-й день месяца Сафар, когда произошло вынужденное переселение (аль-исра) Пророка Мухаммеда и его сподвижников из родного города Мекки в Ясриб (Медину). Переселение (уход или исход по - арабски «Хиджра»). Отсюда мусульманское летоисчисление Хиджры. Отсчет ведется от 16 июля 622 года нашей эры.

1 декабря - Главный день Высокоторжественного праздника Рождества Пророка Мухаммеда. Священный Маулид длится месяц. По этому случаю читаются проповеди в мечетях и на домашних собраниях (меджлисах), раздается милостыня (закят, садака).Во многих странах проходят торжественные процессии с зажженными факелами и фонарями.