Обучение грамоте буква м старшая группа. Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: "Звуки М—Мь"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед

Высшей квалификационной

Абрамова Елена

Николаевна

2012

Тема: Звук [М].

Цель: Познакомить детей со звуком [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  • Дать представление о согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

Морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните, какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

Что мы делаем, когда произносим звуки А, О, У, И? (поём)

Как называются звуки, которые мы поем? (гласные)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем сказку.

Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].

Сядьте за столы, возьмите зеркала. Будем правильно произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

Логопед : - При произнесении М губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

Смотрим на картину и слушаем сказку.

За высокими холмами, за дремучими лесами на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу и Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них? Звуковичок М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

А к т..м..у..в…м..с..м..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

(дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька : - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

(игра проводится с пятью игрушками).

Фокус «Что появилось?»

Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться раз, два, три.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед:- Каждый звук обозначается буквой.

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и твердым звуком [М].

Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:- Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:- Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

Группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

Детство – Пресс, 2007.

Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

Издательство Гном, 2001.

Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель по дошкольному образованию Маркина И.Н.

/Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./


Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II . Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Какие они?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква М.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М".
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "М" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой "М".
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Зашагали ножки"

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука "О", "И" или "А"

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: "М-м-м" С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М - согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: "Ты да я -
Это мы".
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант - дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.

Второй вариант - разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
Предлагаю учителям-логопедам

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему «Звук М. Буква М».

Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о звуке М. Познакомить с новой буквой М.
Закрепить навыки выкладывания и чтения слогов с буквой М.
Учить выполнять звукобуквенный анализ слова МАКИ.
2. Совершенствовать умение преобразовывать деформированную фразу.
3. Развивать произвольное внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность.
Ход:
1. Экскурсия в Буквоград:
Логопед. Назовите первый звук в слове МАК.
Дети. В слове МАК первый звук М.
Логопед. Расскажите все о звуке М.
Дети. Звук М – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Давайте поиграем в игру
1) Игра «Повтори цепочку слогов»:
МА – МА – МО – МА
МУ – МО – МЭ – МА
ОМ – МО – МО - ОМ
МУ – МЫ – МЫ – МУ
МО – МЭ – МО – МЭ
МУ – МА – МЫ – МО
2) Логопед. Что такое мак?
Дети. Мак – это цветок.
Логопед. Подберите слова-определения к слову мак.
Дети. Мак – красный, полевой, высокий, нежный, красивый.
3) Логопед. Составим распространенные предложения со словосочетаниями:
красный мак, полевой мак, высокий мак, красивый мак.
Дети. Красный мак вырос в поле. Я сфотографировал полевой мак. Маша подарила маме красивый мак. Марина нарисовала высокий мак.
4) Логопед. Поселим картинки в дом:
На первом этаже картинки со звуком М в начале слов, на втором этаже – со звуком М середине слов, на третьем – со звуком М в конце слов.
Дети. На первом этаже поселим мотоцикл, машину, майку, малину.
Дети. На втором этаже поселим сумку, камыши, самолет, самокат.
Логопед. Кто живет на третьем этаже?
Дети. На третьем этаже живет сом, ком, гном
5) Логопед. В моих предложениях слова поссорились и встали не на свои места. Помогите помирить слова.
Игра «Путаница»:
Логопед. Маша, панама, голова, надеть, на
Дети. Маша надела на голову панаму.
Логопед. Маруся, котята, тетя, пять, у
Дети. У тети Маруси пять котят.
Логопед. Малина, лето, дети, поливать
Дети. Летом дети поливали малину.
Логопед. Надевать, Максим, майка, малиновая
Дети. Максим надел малиновую майку.
Логопед. Маки, поле, в, растут, красный
Дети. Красные маки растут в поле.
2. Физкультминутка «Маки»
Маки в поле вырастают - кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке
Вместе солнышко встречают – поднять руки вверх, пальцы скрещены
Прилетает ветерок – покачать прямыми руками из стороны в сторону
И качает стебелек – собрать кисти рук в бутон
Вечер тихо наступает – присесть, опустив голову на колени
Наши маки засыпают
3. Знакомство с буквой М:
1) На что похожа буква?
2) Выкладывание буквы из палочек.
3) Выкладывание и чтение слогов с буквой М (работа в кассах букв).
АМ, МА, МУ, УМ, МЫ.
Выкладывание и чтение слов ТАМ, МАК, МАКИ, ПУМА.
4) Звукобуквенный анализ слова МАКИ
- Выкладывание схемы слова МАКИ с помощью квадратов.
- Характеристика каждого звука.
- Под каждым звуком дети кладут букву, в которой живет данный звук.
5) Печатание буквы М в тетради. Печатание слова МАК.
6) Раскрасить картинку с маком в тетради.
4. Итог занятия.
- Назвать слово, в котором звук М стоит в начале слова.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом

Падают снежинки

Ой! Мороз стоит за ёлкой

Сядьте дети, прячьте нос.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода

Превратилась в лёд вода.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.

2. Основная часть:

Игра «Что общего в словах?»

Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки

Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

Произнесём звуки [м],[м].

Чем мы произносили эти звуки?

Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.

Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.

Слушайте слоги и

Повторяйте за мной

Сшила платье я сама

МА-МА-МА, МА-МА-МА.

В шкаф пошло оно само

МО-МО-МО, МО-МО-МО

Ничего я не пойму

МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ

Может это снится мне,

МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ

Нет висит оно, смотри

МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.

Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)

Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)

Знакомство с буквой м.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?

Дети: Буква М состоит из 4 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).

3. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.