Южное общество декабристов. Движение декабристов Союз спасения 1816 1818 таблица характер

«Союз спасения» и «Союз благоденствия». Во время войн с Наполеоном многим русским офицерам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью европейцев. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки.

Русскую армию везде встречали с восторгом. Власти почти всех городов и стран, где останавливались русские полки, проявляли к ним, в первую очередь к «офицерам-освободителям», повышенное внимание, окружали заботой, демонстрировали то лучшее, что есть в стране. А всякие жестокости и несправедливости, то, что называется общественными язвами, на обозрение, естественно, не выносили. Эту выставку жизни некоторые наши соотечественники восприняли как истинную картину. Главное же было в том, что, возвратившись на родину, они вновь столкнулись с абсолютистской властью, засильем помещиков-крепостников, полным отстранением народа, даже его состоятельных слоев от управления государством, нищетой и безысходностью жизни в русской деревне. Честные и пылкие молодые люди стали задумываться над необходимостью коренным образом изменить порядки в России.

После окончания наполеоновских войн в офицерской среде начали возникать тайные сообщества с политическими целями. Первое, «Союз спасения», появилось в 1816 году. Его организаторами и активными участниками являлись старшие офицеры, которые сыграли заметную роль в антиправительственной деятельности и позже: А. Н. Муравьев, Н. М. Муравьев, князь С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель и др. Всего в этот тайный союз входило около 30 человек.

Чего же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, князю С.П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Большинство заговорщиков были убежденными монархистами и верили, что Александр I сумеет ввести конституцию в России. Ему лишь надо помочь в этом. Поэтому средством достижения своих идей они считали мирные методы борьбы - пропаганду своих взглядов, продвижение своих людей на государственные посты. Народу они не доверяли и боялись народной революционной стихии.

Желая ускорить этот процесс, некоторые офицеры начали вынашивать план цареубийства. Но отступать от военной присяги и тем более стать цареубийцами были готовы далеко не все из числа заговорщиков. Начались разногласия, и в 1817 году «Союз спасения» распался.

1816 - создание тайного общества «Союз спасения»

В 1818 году возникла новая тайная организация - «Союз благоденствия», включавшая около 200 человек, почти исключительно дворян. Его цель заключалась в том, чтобы освободить Россию от крепостного права и самодержавия. Но и это общество, несмотря на его более решительные цели, не использовало револю-ционных методов действия, полагаясь на легальные меры, пропаганду своих идей, просветительскую и благотворительную деятельность. Когда от одного из заговорщиков Александру I стало известно о создании тайного общества, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать», - сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды и сам исповедовал в молодости.

«Союз благоденствия» просуществовал чуть дольше прежнего тайного общества. Время стремительно меняло настроение его членов. В Европе прогремели революции 1820-1821 годов. В России восстал гвардейский Семеновский полк (1820). Все большее число членов союза требовало решительных революционных действий. П. И. Пестель призывал предать смерти всю царскую династию. Другие стояли на более умеренных позициях.

1818 - возникновение тайной организации «Союз благоденствия»

В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен. Его руководители начали создавать еще более законспирированные организации.

Северное и Южное общества. В 1821 году в Петербурге возникло Северное общество, основателями которого стали Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин и С. П. Трубецкой. В уставе общества определялась главная цель - созыв Учредительного собрания и установление республики. Важнейшим документом Северного общества являлась «Конституция», разработанная Н. М. Муравьевым. Она предусматривала установление в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Для избирателей в законодательное собрание вводился высокий имущественный ценз. Крепостное право предполагалось отменить, но землевладение помещиков оставить в неприкосновенности. Крестьянам при освобождении решено было отвести по 2 десятины на двор.

«Конституция» Муравьева не была принята в качестве программного документа Северного общества, но ее с интересом обсуждали в кругу заговорщиков. Постепенно в Северном обществе возобладали революционные идеи, выразителем которых стал поэт К. Ф. Рылеев.

В 1821 году возникла еще одна влиятельная организация - Южное общество. Ее центр находился в городе Тульчине, где размещался штаб русской армии на Украине. Во главе Южного общества стояла управа, главными деятелями которой были П. И. Пестель и С. И. Муравьев-Апостол.

1821 - возникновение тайных Северного и Южного обществ

Пестель разработал конституционный проект, получивший название «Русская правда» и ставший программным документом Южного общества. «Русская правда» предназначалась в качестве наказа будущему Временному революционному правительству, которое возьмет власть после свержения царя.

Пестель выступал за республику, считал, что крепостное право должно быть безусловно и сразу же отменено, признавал равенство всех перед законом и предлагал наделить гражданскими правами каждого человека при достижении им совершеннолетия. Высшим органом страны Пестель предлагал сделать однопалатное Народное вече, исполнительной властью наделить Державную думу, а контрольной - Верховный собор.

Члены Северного и Южного обществ часто устраивали обсуждения своих программных документов. Заговорщики были убеждены, что в случае победы им удастся покончить с бесправием народа, принести ему счастье и процветание.

Члены Северного и Южного обществ приняли решение начать выступление в 1826 году. Но непредвиденные обстоятельства изменили их планы.

Вопросы и задания

  1. Тайные общества возникли в офицерской среде в России после окончания наполеоновских войн. Как вы думаете, почему?
  2. Назовите тайные организации, возникшие в России в 1816-1821 гг., и их руководителей. Что сближало и что отличало их друг от друга?
  3. Какие события 1820-1821 гг. вызвали усиление революционных настроений среди членов тайных обществ?
  4. Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Выделите их общие черты и отличия.
  5. Как вы думаете, отвечали ли планы, мечты, надежды членов тайных обществ потребностям исторического развития России? Определите и обоснуйте свою точку зрения.

Документы

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствие оной, введение представительного правления в некоторых государствах; сочинения политические, являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молодежью; дух времени, наконец обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государства, - вот источники революционных мнений в России.

Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в Отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, - и вот зародыш тайного общества политического.

  1. Что вы знаете об авторе этого документа, его жизни и судьбе?
  2. Каковы источники «революционных мнений» в России?
  3. Как повлияли на взгляды С. И. Муравьева-Апостола и его соратников Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии и «пример Европы» ?

Из речи М. П. Бестужева-Рюмина:

Век славы военной кончился с Наполеоном. Теперь настало время освобождения народов от угнетающего их рабства, и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно Отечественной - русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма <...>

Взгляните на народ, как он угнетен. Торговля упала, промышленности почти нет, бедность до того доходит, что нечем платить не только подати, но и недоимки. Войско все ропщет.

  1. Как объясняет М. П. Бестужев-Рюмин причины революционных настроений в России?
  2. О каких настроениях в обществе свидетельствует документ?

Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Все должны быть перед законом равны <...> Освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; освобождение не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать <...> Военные поселения немедленно уничтожаются.

  1. Почему программный документ получил название «Русская правда» ?
  2. Как в «Русской правде» рассматривается проблема ликвидации крепостничества?

Из проекта «Конституции» Н. М. Муравьева:

Власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества <...>

Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства <...>

Гражданство есть право участвовать в общественном управлении <...> быть избранными в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части <...>

Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: не менее 21 года возраста <...>известное и постоянное жительство <...> исправность платежа общественных повинностей <...> непорочность перед лицом закона <...> собственность отдельная на свое имя <...> Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается.

  1. Что вы знаете об авторе этого документа?
  2. Какой государственный строй предполагается в России согласно «Конституции» Н. М. Муравьева?
  3. В чем состояло принципиальное отличие «Конституции» Н. М. Муравьева от «Русской правды» П. И. Пестеля?

Первым крупным тайным обществом стал Союз спасения (1816-1818 гг.), принявший после утверждения своего устава наименование Общества истинных и верных сынов отечества. Его основателем был молодой полковник генерального штаба А. Н. Муравьев, а членами - С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы - Апостолы, Н. Н. Муравьев, М. С. Лунин, И. И. Пущин, И. Д. Якушкин и др. Свое окончательное устройство общество получило в феврале 1817 года, когда в него вступил энергичный П. И. Пестель; при его участии был принят Статус (устав) общества. С этого времени оно стало называться Общество истинных и верных сынов Отечества. Это была еще малочисленная, замкнутая, носившая заговорщический характер организация. Даже спустя год после основания в ней было 10 - 12 членов, и лишь в конце своей деятельности она достигла 30 человек. На внутреннем обиходе организации сказывалось влияние масонского ритуала: члены общества разделялись на три степени, при вступлении в него каждый давал торжественную клятву на кресте и Евангелии.

В этой организации хотя и были определены основные цели - введение конституции, ограничение самодержавия и уничтожение крепостного права, но не были разработаны средства борьбы, отсутствовала программа политических преобразований. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства.

В августе 1817г. по случаю закладки на Воробьёвых горах храма в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812г. царский двор на год переехал из Петербурга в Москву. Его сопровождала гвардия в составе двух свободных полков. Среди офицеров этих полков оказались почти все члены первого тайного общества декабристов. В Москве гвардия была расквартирована в Хамовнических казармах, расположенных близ Девичьего поля. Один из основателей тайного общества, Александр Муравьёв, будучи обер - квартирмейстером сводного гвардейского отряда, получил в казармах квартиру. Она стала местом собраний декабристов, на одном из которых и возник так называемый московский заговор-план убийства царя. Декабрист Якушин первым предложил свою кандидатуру в цареубийцы и никому не хотел уступать "этой чести", хотя в ходе обсуждения выяснилось, что выполнить эту операцию готов каждый из присутствующих. Но что давал этот акт насильственного устранения царствующего монарха? Где гарантия того, что новый император, заняв престол, согласится на принятие конституции и освобождение крестьян от крепостной зависимости? Такой гарантии не было. Поэтому идею цареубийства пришлось отклонить. Не удовлетворённые собой декабристы ликвидировали организацию и, ища более правильную программу и тактику, основами новое тайное общество-Союз благоденствия.

Документ

Из Записок князя С. П. Трубецкого о Союзе спасения

Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, Хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться...

От поступающих в это маленькое общество требовалось: первое, строгое исполнение обязанностей по службе; второе, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; третье, подкрепление словом всех мер и предложений государя к общему благу; четвертое, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям...

Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую - то таинственность, которая была в противности с характером большей части членов.

В январе 1818 года на основе Союза спасения в Москве появилась новая декабристская организация - Союз благоденствия, уже более широкая по своему составу (в ней насчитывалось около 200 членов), имевшая свой устав (Зеленая книга) и программу действий, направленную на распространение среди различных общественных кругов идеи социально - политического переустройства России.

Предполагалось также издавать журнал "Россиянин 19 века" .Согласно новому уставу общества, в него кроме дворян надлежало принимать купцов, мещан, духовных лиц и свободных крестьян. По мысли общественное мнение может готовиться в течении 20 лет и примерно около 1840г. должна произведённая революция. За три года существования Союз оформился организационно. Его управы (отдельная) были в нескольких городах России - Полтавы, Тамбове, Кишиневе и в Нижегородской Губернии. В Москве и Тульчине были главные управы, учреждавшие по несколько побочных управ. Коренная управа (руководящий центр) находящийся в Петербурге.

С Союзом благоденствия идейно было связано питерское общество "Зелёная лампа". Помимо литературы оно обсуждало политические проблемы. Общество собиралось на квартире Никиты Всеволожкого, в комнате, освещённой зелёной лампой (отсюда его название).

В 10-й главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина так вспоминал это время:

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены всей семьи

У осторожного Ильи.

Друг Марса, Вакха и Венеры,

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Поэмы Пушкин,

Меланхолический Якушкин,

Казалось, молча обнажал

Цареубийственный кинжал.

Одну Россию в мире видя,

Предвидел в сей толпе дворян

Освободителей крестьян.

С целью формирования благоприятного для их планов общественного мнения, которое декабристы считали важнейшей движущей силой будущих преобразований, члены Союза активно участвовали в различных легальных обществах (Вольном обществе любителей российской словесности, Обществе для заведения училищ взаимного обучения и др.), занимались просветительской и благотворительной деятельностью.

Декабристы работали в Вольном обществе учреждения училищ по методе взаимного обучения, создавали т. называемые ланкастерские школы. Метод лакастерских школ был способ массового распространения просвещения. Председателем Вольного общества был член С.Б. граф Фёдор Толстой (двоюродный дядя Л. И. Толстого), его заместителем -Фёдор Глинка, секретарём - Вильям Кюхельбекер. Общество действовало преимущественно среди бедного Мода. Заботами союза б. в Петербурге было обучено около 1000 детей, на юге страны-1.5 тысячи.

По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены Союза более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, создавать школы и т. д.

С момента основания тайных обществ в среде декабристов выявились два течения: часть их участников выступала сторонниками мирного, реформистского пути преобразования России, другая часть проповедовала необходимость решительных мер в борьбе за реализацию своих идей и планов. Внутри Союза благоденствия шли острые дискуссии по вопросам программы и тактики.

Некоторые члены Союза писали царю о необходимости отмены крепостного права. До нас дошли сведения о таких записках декабристов Никиты Тургенева, Александра Муравьёва и других. Муравьёву царь повелел передать, что он "дурак, не в своё дело вмешивается".

1821 года явились важным рубежом в движении декабристов. В январе 1820 года в Петербурге собралось совещание Коренной управы Союза благоденствия, большинство участников которого высказалось за введение в России республиканской формы правления. Однако и после этого совещания многие декабристы выступали не за республику, а за конституционную монархию. Росту радикальных настроений в среде декабристов способствовали солдатские волнения 1820 года в лейб - гвардии Семеновском полку, которые, по мнению ряда декабристов, свидетельствовали о готовности армии к выступлению, а также события 1820 года в Испании, где армия явилась главной силой революционного переворота.

Разногласия внутри Союза благоденствия поставила его на грань кризиса. На Московском съезде представителей управ Союза в январе 1821 года, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ было принято решение о его формальном самороспуске и создании новой, более законспирированной организации. Однако Тульчинская управа Союза благоденствия во главе с П. И. Пестелем не признала решение съезда о самороспуске и постановила общество продолжать. В марте 1821 года оформилось Южное общество. В марте же 1821 года было положено начало созданию Н. И. Муравьевым и Н. И. Тургеневым Северного общества, которое окончательно оформилось в конце 1822 года. Оба общества привлекали новых членов, разрабатывали и обсуждали проекты программных документов.

Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. И. Пестель.

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

Российская действительность с её крепостничеством;

Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;

Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.

«Орден русских рыцарей» (1814-1817)

В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».

«Союз спасения» (1816-1818)

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.


Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Истоки движения

В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства понимает губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

  • Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
  • Патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
  • Влияние работ западных просветителей: Вольтера , Руссо , Монтескье ;
  • Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

«Союз спасения» (1816-1818)

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А.И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу . Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях в Испании , Неаполе , Португалии и бунта Семёновского полка ().

Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля , принятая на съезде в Киеве в 1823 году . П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью.

Он хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь свое наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники». Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган гос. власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на 5 лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на 5 лет из членов Народного веча.

Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.

Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать эту землю в свободное пользование крестьянам. Пестель считал, что все земли волости следует разделить на 2 равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и землю «частную».

Правительство в новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Пестель подчеркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать свое превосходство для их угнетения.

Южное общество признало опорой движения армию, считая ее решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.

Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество - Славянский союз , более известное как Общество соединённых славян . Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года , оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить . Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».

Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Подробности этих сношений и последовавшее соглашение не выяснены с должной ясностью. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза ) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Велись переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне»).

Пестель разработал программный документ «южан», названный им «Русской Правдой». Задуманное переустройство России Пестель предполагал осуществить при содействии возмущения войск. Смерть императора Александра и истребление всей царской семьи были признаны членами Южного общества необходимым для успешного исхода всего предприятия. По крайней мере, не подлежит сомнению, что между членами тайных обществ велись разговоры в этом смысле.

В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 года , замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог , летом 1825 года , Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ.

Северное общество (1822-1825)

Северное общество образовалось в Петербурге в из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым . Его составили нескольких управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский , позже - С. П. Трубецкой , К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев (Марлинский)).

Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

Программным документом «северян» была «Конституция» Н. М. Муравьёва . Она предполагала конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече, исполнительная - императору.

Восстание

Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю . Генерал-адъютант барон Дибич , как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген.-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.

Казнь

Следствием были привлечены к ответственности более 500 человек. Результатом работы суда стал список из 121 «государственного преступника», разделенных на 11 разрядов, по степени провинности. Вне разрядов были поставлены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. В число тридцати одного госпреступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство. Остальные были приговорены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертная казнь была заменена вечной каторгой, а пятерым главарям восстания четвертование было заменено смертной казнью через повешение.

Примечания

Литература

  • Труайя (Troyat) Анри (литературный псевд. Льва Тарасова) (р. 1911), французский писатель. Беллетризованные биографии Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. Серия исторических романов («Свет праведных», 1959-63) о декабристах. Роман-трилогия «Семья Эглетьер» (1965-67); новеллы; пьесы на нем. языке: Винсей «Братья Христа в России» (2004)ISBN 978-3-8334-1061-1
  • Е. Туманик. Ранний декабризм и масонство // Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2006, с. 172-179.

Источники по истории декабристов

  • «Донесение следственной комиссии г.».
  • «Донесение Варшавского следственного комитета».
  • М. Богданович, «История царствования императора Александра I» (том шестой).
  • А. Пыпин, «Общественное движение в России при Александре I».
  • бар. М. А. Корф , «Восшествие на престол императора Николая I».
  • Н. Шильдер, «Междуцарствие в России с 19 ноября по 14 декабря» («Русск. старина», г., т. 35-й).
  • С. Максимов, «Сибирь и каторга» (СПб., ).
  • «Записки Декабристов», изданные в Лондоне А. Герценом.
  • Л. К. Чуковская «Декабристы - исследователи Сибири» .

Записки декабристов

  • «Записки Ивана Дмитриевича Якушкина» (Лондон , ; вторая часть помещена в «Русском архиве» г.);
  • «Записки кн. Трубецкого» (Л., );
  • «Четырнадцатое декабря» Н. Пущина (Л., );
  • «Mon exil en Sibérie. - Souvenirs du prince Eugène Obolenski» (Лпц., );
  • «Записки фон Визина» (Лпц., , в сокращенном виде напечатаны в «Русской старине» г.);
  • Никита Муравьев, «Разбор донесения следственной комиссии в г.»;
  • Лунин, «Взгляд на тайное общество в России 1816-1826»;
  • «Записки И. И. Горбачевского» («Русский архив» );
  • «Записки Н. В. Басаргина» («Девятнадцатый век», 1-я часть);
  • «Воспоминания декабриста А. С. Гангеблова» (М., );
  • «Записки декабриста» (барона Розена, Лпц., );
  • «Воспоминания декабриста (А. Беляева) о пережитом и перечувствованном, 1805-1850 гг.» (СПб., ).

Ссылки

  • Проекты конституции П. И. Пестеля и Н. Муравьёва
  • Краткое содержание (синопсис) оперы Шапорина «Декабристы» на сайте «100 опер»
  • Николай Троицкий Декабристы // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.