Стопорение контргайкой. Контровка гаек, болтов, валиков, муфт и других деталей разъемных соединений Стопорение деформацией металла

Группа ГЗО

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

Проверен в 1986 г. Подлежит проверке в 1996 г.(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).Настоящий стандарт устанавливает следующие типы стопорения болтов, винтов, шпилек, и гаек в резьбовых соединениях и штифтов:- 1- стопорение стопорными шайбами;- 2 - стопорение шплинтами;- 3 - стопорение деформацией металла;- 4 - стопорение проволокой.В резьбовых соединениях могут применяться и другие типы стопорения, например, стопорение самоконтрящимися гайками, пружинными и зубчатыми шайбами, контргайками.(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1. СТОПОРЕНИЕ СТОПОРНЫМИ ШАЙБАМИ

1.1. Стопорение по типу 1 должно соответствовать указанному на черт. 1, 2 и 3.

Исполнение 1.1.

Исполнение 1.2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).1.2. Загиб лепестков шайбы на грани шестигранника гайки (болта) производить в положении шайбы развернутой в сторону отвинчивания по ее упора носком в гнезде детали (черт. 4) или лапкой в торец детали (черт. 5).

1.3. Загнутая лапка шайбы должна плотно сопрягаться с деталью. Допускается зазор между шайбой и деталью в месте изгиба лапки и лепестка шайбы.(Измененная редакция, Изм. № 2).1.4. Установка шайб на фланце и загиб папок шайб или их упор в торец бурта должны исключать возможность разворота шайб в сторону отвинчивания (черт. 6). При стопорении без отгиба лапки шайбы выступание лапки относительно торца упорного бурта не допускается.

1.5. Подгонку совпадения лепестков шайбы с гранями гайки (болта)производить путем подтяжки гайки (болта)на угол не более 30 ° или замены гайки (болта).Подгонка путем отворачивания гайки не допускается.При подтяжке гайки (болта) превышение максимально допустимого крутящего момента затяжки не допускается.(Измененная редакция, Изм. № 2).1.6. Лепестки шайб должны быть поджаты к граням гаек.1.7. Загиб лепестков шайбы может производиться как на одну, так и на две грани гайки (болта). Загиб на грань усиленных лепестков производить той частью отгибаемого лепестка, которая обеспечивает наибольшую площадь контакта с гранью болта (гайки).1.8. Не допускаются:- срез или сдвиг материала, трещины и надрывы в месте загиба лепестков шайбы;- забоины и расплющивание лепестков шайбы при загибе;- производить загиб лепестков более одного раза;- выступание лепестков над гайкой (болтом) более чем на 2 мм;- удары молотком по месту загиба лепестков шайбы;- оставлять незагнутыми лепестки шайбы.1.9. Загиб лепестков шайбы должен производиться специальными щипцами согласно технологии на сборку изделия. В труднодоступных местах разрешается производить загиб лепестков шайбы с помощью специальных оправок или выколоток из меди и алюминиевых сплавов.(Измененная редакция, Изм. № 1).

2. СТОПОРЕНИЕ ШПЛИНТАМИ

2.1. Стопорение по типу 2 должно соответствовать указанному на черт. 7, 8 и 9.

Исполнение 2.1.

Исполнение 2.2.

l = 0,5 d ¸ 0,75 d

d - диаметр болта, винта, шпильки

Исполнение 2.3.*

2.2. Совмещение отверстия под шплинт в болте, винте и шпильке с прорезью в гайке должно производиться путем подтяжки гайки на угол не более 30 °, путем замены гайки или болта, винта, шпильки или подбором толщины шайб. Подгонка путем отворачивания гайки не допускается. При подтяжке гайки превышение максимально допустимого крутящего момента затяжки не допускается. ________ * Применять в труднодоступных местах(Измененная редакция, Изм. № 2). 2.3. Шплинт должен входить в отверстие свободно или под незначительной безударной нагрузкой. 2.4. Шплинт должен утопать в прорези гайки. Допускается выступание шплинта над прорезью гайки на величину не более 0,4 от номинального диаметра шплинта. 2.5. Допускаются: - неплотное прилегание концов шплинта к поверхности гайки в пределах 0,1 ¸ 0,3 мм; - касание отогнутых концов шплинта резьбы болта, винта, шпильки; - откусывание шплинтов с последующим снятием заусенцев. При необходимости на нарушенные в результате откусывания места наносится лакокрасочное покрытие, назначаемое разработчиком изделия.(Измененная редакция, Изм. № 1). 2.6. Не допускаются: - смятие головки шплинта; - надрывы и трещины на концах шплинта; - расплющивание и перекручивание концов шплинта; - раскачивание шплинта после установки; - использование шплинта более одного раза. 2.7. Загиб концов шплинта на грани гайки должен производиться выколоткой из меди или алюминиевых сплавов, заправка концов шплинта в прорези гаек - тупой отверткой.

3. СТОПОРЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЕЙ МЕТАЛЛА

3.1. Стопорение по типу 3 должно соответствовать указанным: - на черт. 10, 11 и 12 - для болтов, винтов и шпилек; - на черт. 13 и в табл. 1 - для установочных винтов; - на черт. 14 и в табл. 2, на черт. 15 и в табл. 3 - для цилиндрических штифтов; - на черт. 16 - для конических и цилиндрических штифтов.(Измененная редакция, Изм. № 1).

Исполнение 3.1.

Кернение с торца

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Исполнение 3.2.

Кернение в резьбу

(Измененная редакция, Изм. № 1). ___________ * Размеры обеспеч. инстр.

Исполнение 3.3.

Кернение в шлиц

Исполнение 3.4.

Кернение установочных винтов

Вид А

Для неразъемных соединений

Для винтов

Для винтов

с резьбой М6 и менее

с резьбой свыше М8

___________ * Размер обеспеч. инстр. (Измененная редакция, Изм. № 2).

Таблица 1

Исполнение 3.5.

Кернение цилиндрических штифтов

___________ * Размер обеспеч. инстр.

Таблица 2

Диаметр штифта d

(Измененная редакция, Изм. № 2).

Исполнение 3.6.

Зачеканка цилиндрических штифтов

_______________* Размер для справок ** Размер обеспеч. инстр.

Таблица 3

Диаметр штифта d

Материал корпуса

Алюминиевый сплав

Алюминиевый сплав

Исполнение 3.7.

Зачеканка конических и цилиндрических штифтов

d 1 = d - 0,2 ¸ 0,8

d 2 = d +0,2 ¸ 0,8

___________ * Размер обеспеч. инстр.(Измененная редакция, Изм. № 1). 3.2. При кернении в резьбу кернер ставить в месте выхода болта, винта, шпильки из гайки. 3.3. Размеры и расположение точек кернения не контролировать.

4. СТОПОРЕНИЕ ПРОВОЛОКОЙ

4.1. Стопорение по типу 4 должно соответствовать указанному на черт. 17-22.

Исполнение 4.1.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Исполнение 4.2.

Исполнение 4.3.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

Исполнение 4.4.

Гайки изображены условно. Данное исполнение может применяться и на шестигранных головках болтов

(Измененная редакция, Изм. № 1). При стопорении трех и более деталей (исполнения 4.1 и 4.4) количество болтов или гаек, стопорящихся одной проволокой, устанавливается конструкторской документацией или технологией изготовления изделия.(Измененная редакция, Изм. № 2).4.2. Проволока должна располагаться таким образом, чтобы при приложении к ней произвольно ориентированной нагрузки происходила затяжка резьбового соединения.4.3. Проволока должна быть перевита без зазоров между витками. Под витком понимается один полный оборот одного конца проволоки относительно другого. Количество витков должно быть не менее трех на длине 10 мм для проволоки диаметром до 0,8 мм включительно и не менее двух на длине 10 мм для проволоки диаметром более 0,8 мм. По согласованию с заказчиком допускается уменьшать количество витков в перевивке до 1,5.(Измененная редакция, Изм. № 2).4.4. В труднодоступных местах при малых расстояниях между стопорящимися деталями допускается проволоку не перевивать. Примечание. Труднодоступные места устанавливаются по эталонным образцам изделий, согласованным с заказчиком.(Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5. Концы проволоки должны быть перевиты (3-4 витка) и поджаты. 4.6. При выполнении стопорения надрывы и перекручивание проволоки не допускаются. 4.7. Проволока должна быть туго натянута, прогибы, и слабина не допускаются. Пример записи в конструкторской документации стопорения исполнения 2,1:

Стопорение 2,1 – ОСТ 1 39502-77

Головная организация по стандартизации

Текст соответствует источнику

Основным средством против самоотвинчивания гаек и шпилек прежде всего является правильный выбор типа резьбы.. Обычно все крепежные резьбы выполняются са­мотормозящимися. У них угол подъема винтовой линии всегда меньше угла трения. В практике же, несмотря на правильный подбор резьбы, при работе механизма наблюдается самопроизвольное отвинчивание гаек и бол­тов. Поэтому для обеспечения надежности и безотказ­ности работы соединений все гайки и болты на самолете, двигателях, агрегатах и оборудовании контрятся.

Гайки, болты и валики разъемных соединений можно контрить шплинтами, проволокой, самоконтрящимися гайками, контргайками, различными шайбами, булавка­ми и т. п. При замене агрегата, трубопровода или де — * тали должна применяться та контровка, которая преду­смотрена конструкцией. Замена одного вида контровки другим (например, использование одинарных контровоч­ных шайб вместо сдвоенных или пружинных вместо пла­стинчатых и др.) не разрешается. Повторное использо­вание контровочных деталей (шплинтов, проволоки, пластинчатых шайб и т. п.) также запрещается.

Ниже рассматриваются основные правила контровки гаек, болтов, валиков муфт и других деталей основных видов разъемных соединений.

Контровка пластинчатыми шайбами. При данной кон­тровке соблюдаются следующие правила:

Перед окончательной затяжкой гайки выбирают зазор между шпилькой и внутренним диаметром пластин­чатой шайбы со стороны, противоположной усику, заги­баемому на фланец или корпус (рис. 4.9);

Усик, загибаемый на фланец или корпус, должен иметь упор в сторону отвертывания гайки и загнут до плотного прилегания (рис. 4.10);

Оба усика шайбы, контрящие гайку, загибаются после окончательной затяжки гайки на одну или две гра­ни (рис. 4.11). .

Загибка усиков шайбы на угол гайки запрещается. Зазор между усиком шайбы и гранью гайки не допу­скается. После загибки усиков необходимо через лупу

Рис. 4.9. Схема установки пластинчатой
контровочной шайбы

проверить, нет ли трещин в местах изгиба усиков кон­тровочной шайбы.

Пластинчатые шайбы имеют несколько разновидное стей.

Замковые шайбы (рис. 4.12, а и б). Замковыми шайбами связываются попарно две соседние гайки при помощи отогнутых вверх усиков, предотвращая тем са­мым их самоотвинчивание. Такой вид контровок широко применяется на реактивных двигателях.

Шайбы стопорения. Шайба стопорения с на­ружным носком, входящим в отверстие, высверленное в скрепляемой детали, показана на рис. 4.13. После затяж­ки гайки край шайбы подгибается к какой-либо грани гайки и тем самым предотвращается ее самоотвинчива-

ние. Применяются также стопорные шайбы с внутренним носком.

Накидные стопорные шайбы (рис. 4.14) на­деваются на гайки и привертываются к деталям винтами.

Рис. 4.14. Контров­ка гаек при по­мощи накидных стопорных шайб

Отверстие детали имеет форму, позволяющую поверты­вать гайку на 30° вокруг оси и стопорить ее.

Контровка шплинтами. При контровке гаек шплинта­ми необходимо соблюдать следующие правила:

Шплинт после нормальной затяжки гайки должен проходить через прорези корончатой гайки (рис. 4.15). Отвертывание гайки для совмещения прорезей и отвер­стия под шплинт запрещается. Если при затяжке гайки

Шплинт ставят головкой только кверху; в этом слу­чае при отламывании усика шплинт не выпадает;

При загибке усиков шплинта на коронку гайки или шпильку выдерживается плавный переход с радиусом закругления не менее толщины шплинта.

Разведенные концы шплинта после отгибки должны плотно прилегать к гайке, а головка входить в ее про­резь (рис. 4.16). При контровке ответственных соедине-

Ний (управления самолетом, двигателем и агрегатами) усики шплинтов разводят в обе стороны и заправляют в коронки гайки (рис. 4.15). При контровке обычных соеди­нений (менее ответстбенных узлов) усики шплинтов толь­ко разводят в обе стороны и плотно прижимают к гра­ням гайки, болту или шпильке. Валики и пальцы контрят шплинтами с обязательной постановкой шайбы (рис. 4.17).

При контровке гаек и валиков пользуются шплинта­ми, размеры которых указаны в табл. 4.14 и 4.15.

_____________________________ #

Таблица 4.14

Размеры шплинтов для контровки стандартных корончатых гаек

Диаметр болта, мм

Размер гайки под ключ, мм

Размер шплинта (диаметр на длину), мм

Контровка при помощи контргаек. Контргайка, как правило, соответствует размерам основной крепящей гайки. Она навертывается на болт (шпильку) после за­тяжки основной гайки (рис. 4.18) и прижимается к ней, создавая тем самым дополнительную силу трения в резьбе. Затягивается контргайка умеренно с таким усилием, чтобы она не воспринимала всей нагрузки затянутого соединения. Большую часть усилия затяжки должна вос­принимать основная гайка. Недо­статком контргаек является то, что они увеличивают габариты болто­вых соединений и утяжеляют кон­струкцию, поэтому они мало приме­няются.

Контровка при помощи разрез­ных пружинных шайб. При контровке с помощью пру­жинных разрезных шайб гайку затягивают до тех пор, пока концы пружинной шайбы не сойдутся до одного уровня (рис. 4.19). Разрезная шайба своими усиками врезается в тело гайки и детали и тем самым препят­ствует самоотвинчНванию гайки. Шайбу, потерявшую упругость и имеющую надлом, вторично ставить не раз­решается.

Контровка проволокой. Контровка гаек проволокой широко применяется в резьбовых соединениях трубопро-

йодов, главным образом в неподвижных. Для контровка проволокой в гранях гаек просверливаются специальные контровочные отверстия. Через эти отверстия пропускает­ся проволока, затем она свивается и пропускается через

Контровка гаек и болтов разъемных соединений про­волокой должна выполняться в соответствии с требова­ниями инструкции по эксплуатации данного типа авиа­ционной техники. Так, например, общая контровка болтов на фланце запрещается, если инструкцией преду­смотрена контровка болтов попарно (рис. 4.21).

Тандерные соединения тросов контрятся таким обра­зом, чтобы муфта не могла отворачиваться от натяжения троса (рис. 4.22). Тандеры контрятся мягкой проволокой.

В отдельных случаях гайки контрят кернением, рас­клепкой конца болта или приваркой гайки к болту. Такие соединения становятся неразъемными и применяются в

Рис. 4.21. Схема контровки болтов проволокой

соединениях, где не требуется подтяжка болтов в про­цессе эксплуатации.

Контровку кернением производят после затяжки гай­ки и запиловки конца болта так, чтобы он выступал из

гайки не более чем на 1 мм. Затем при помощи керна на торце болта около края гайки делается три - четыре керна, благодаря чему конец болта раздается и не позво­ляет гайке самоотвинчиваться.

Отметим, что во всех видах осмотров авиационной техники обязательно проверяется надежность разъемных соединений и контровки их деталей

Простейший и один из самых ранних способов известен, как законтривание болтового соединения дополнительной гайкой, называемой контргайкой. Установка контргайки предшествует установке основной, как это показано на рисунке. Стопорение контргайками применяют редко вследствие недостаточной надежности. При затяжке контргайка (см рис.), вытягивая болт, принимает на себя всю нагрузку, в то время как основная гайка разгружается.Это заставляет иногда применять обратную схему: контргайку располагают под основной гайкой, что обеспечивает более благоприятное распределение сил.

Контргайки незаменимы в тех случаях, когда требуется бесступенчатая фиксация положения гайки на болте, особенно при значительном перемещении гайки вдоль болта

При применении конических контргаек увеличивается сцепление между контргайкой и основной гайкой. Для повышения сцепления в резьбе конические контргайки снабжают прорезями, увеличивающими податливость конуса в радиальном направлении. Излишняя податливость конуса может затруднить полную затяжку вследствие заклинивания гайки на резьбе на последних стадиях затяжки. Недостаток конических контргаек — усложнение обработки посадочных поверхностей конуса и возникновение повышенных напряжений смятия на опорных поверхностях.

Распространенные виды корончатых гаек:

  • DIN 935, 937, 979
  • ISO 7035—7038
  • ГОСТ 5918-73, 5919-73, 5932-73
Автор : elremont от 26-06-2015

* фиксаторы гаек /болтов *
Фиксация гайки в некоторых случаях очень важна. Так что я перечислю вам несколько способов фиксации и покажу вам, как именно они используются. Это не полное руководство, методов может быть больше, но это большинство методов, о которых я в курсе.
*Контргайка*
Основной способ фиксации стандартной гайки, это наживить гайку на болт, а затем затянуть до указанного крутящего момента с помощью динамометрического ключа, но для этой демонстрации мы просто затянем ее от руки, и вы могли бы использовать контра гайку.
То есть контргайка предназначена для фиксации гайки и остановки ее от перемещения. После того, как вы затянете первую гайку, вторая гайка, или контргайка будет размещена за первой, а потом мы затянем ее. Это остановит гайку от откручивания. В крайних случаях, при высокой вибрации, этот тип гаек может реально разболтаться. Это бывает довольно часто при использовании двух обычных гаек, хотя вы можете купить специально разработанную контргайку вроде этой, созданную специально для этой цели.
* компаунд для фиксации резьбы *
Вы можете использовать компаунд для фиксации резьбы. Это очень текучая анаэробная жидкость. Так как она вытесняет воздух вокруг, то на самом деле она применяется в качестве клея. Вы просто намазываете ее на резьбу там, где вы хотите ее зафиксировать. Затем вы закручиваете гайку... Затягиваем, а потом ждем высыхания, это сожмет гайку и остановит ее от перемещения. Компаунд для фиксации резьбы это один из наиболее распространенных способов закрепления гайки или болта. Это очень эффективный способ. Есть довольно много различных марок компаундов, так что вы должны убедиться, что он вам подходит. Некоторые из них настолько сильны, что возможно потребуется ударный гайковерт чтобы открутить их. Loctite это очень распространенным марка. Я уверен, что большинство людей видели ее. Так что это быстрый и простой способ фиксации гайки.
* Пружинные щайбы *
Еще есть пружинные шайбы, они сделаны из пружинной стали, и они предназначены для того, чтобы при закручивании гайки на нее постоянно действовала нагрузка, которая может предотвратить ее откручивание. Обычно используют пружинную шайбу вместе с обычной шайбой. Сначала ставится обычная, а затем пружинная. Не всегда ставят обычную шайбу при использовании пружинной, это зависит от конкретного места. После этого наживляем гайку, и затягиваем до указанного крутящего момента. Это очень распространенный способ фиксации резьбы, но в крайних случаях, при высокой вибрации, соединение может разболтаться. Я видел такое, пружинная шайба распалась на несколько частей, это означало, что гайка теперь может открутится. Но в большинстве случаев такая шайба давит на гайку, что затрудняет ее откручивание. Поэтому, как только все затянуто, трудно открутить это. И это будет работать, но это не идеальный вариант при сильной вибрации, вибрация ослабляет это соединение.
* Зубчатые шайбы *
Зубчатые шайбы могут быть использованы для предотвращения откручивания некоторых гаек и болтов, но они тоже не идеальны. Проблема в том, что если вы слишком сильно затянули их, то это может сгладить зубцы, и они в конечном итоге просто превратятся в обычные шайбы. После того, как они стали плоские, они в значительной степени бесполезны. Но вы можете использовать их в определенных обстоятельствах, они очень популярны в стиральных машинах, потому что они очень дешевые. Таким образом, вы просто накидываете шайбу, наживляете гайку, и закручивает до указанного крутящего момента с помощью динамометрического ключа. Важно, их не перетянуть, чтобы не сгладить шайбу, иначе в конечном итоге получится что-то вроде этого. Как я уже говорил, это очень дешево, поэтому они используются во многих стиральных машинах и тому подобном. Они могут предотвратить откручивание гаек и болтов, но это локальное решение.
* Самоконтрящиеся гайка *
На самоконтрящейся гайке вверху есть нейлоновое кольцо, оно захватывает болт, когда вы закручиваете ее. То есть, вы можете начать закручивать довольно легко, так же как обычную гайку, но как только вы достигнете нейлона, тогда становится трудно закручивать, вам понадобится инструмент для того, чтобы накрутить гайку на болт. Это может занять довольно много времени, потому ключом надо будет крутить до конца, с обычной гайкой вы можете просто довольно легко закрутить вниз рукой. Так самоконтрящиеся гайки очень полезны, они используются во многих местах, но надо много времени, чтобы крутить их. Самоконтрящиеся гайки полезны, вы найдете их во всех машинах, но они не очень подходят для критических механизмов, так как они могут быть ослаблены вибрацией.
* Деформированный узел *
Иногда не видно гайку с деформированной резьбой внутри, она на самом деле деформирована незначительно, так что довольно легко наживить ее на изначально, пока вы не дойдете до деформированного места, а затем он прихватывает очень плотно. Затем потребуется гаечный ключ или головка, чтобы иметь возможность подтянуть гайку. После того, как вы затянули, все держит очень хорошо, но в экстремальных условиях, опять же при высокой вибрации, они могут быть ослаблены.
* Норд-шайбы *
Они уникальны тем, что они имеют кулачки на лицевой стороне шайб. Они должны ставится в парах, вот так. То есть вы ставите вместе две штуки с кулачками наружу и закручиваете на них болт. Вы можете поставить гайку. Затягиваем до указанного крутящего момента. Как только гайка затянута, эти две шайбы захватывают друг друга, и соединение будет очень трудно открутить. Они очень хороши при вибрации. Очень маловероятно, что какая либо из этих шайб, если они стоят правильно, ослабнет при вибрации.
* Корончатая гайка *
Они часто используются в критически важных механизмах, таких как самолеты. На борту самолета, после ее закручивания, через нее будет продет куском проволоки, и это будет препятствовать гайке открутится когда-либо. Итак, чтобы использовать одну из них, вы наживляете ее на болт, затягиваете до указанного крутящего момента или пока тянется. Теперь я просверлю болт насквозь небольшим сверлом. Но такое сверло лучше подойдет для более крупных гаек и болтов, чем этот. Это нержавеющая сталь, так что я буду работать аккуратно и медленно. Я положу еще немного смазки на сверло.После того как вы сделали это, вы можете вставить штифт, и обогнуть его вокруг, и это не даст гайке открутится до тех пор, пока вы не вытащите штифт.
Надеюсь, что это демонстрация была полезна для вас. Я рассказал некоторые из методов, которые вы можете использовать, чтобы остановить гайки и болты от самопроизвольного откручивания. Существуют также, подкладки под шайбы, которых у меня нет, но это обычная шайба и вкладка, которая сгибается и препятствует гайку или болт от расшатывания.
_





Резьбовые соединения достаточно надежны и эффективны. Они считаются одними из самых распространенных и экономически выгодных. Однако при воздействии вибрации существует вероятность их ослабления. Это часто можно видеть на примере гаек, произвольно раскручивающихся во время работы всевозможных устройств. Поэтому были разработаны методы, способные снизить данный эффект или полностью устранить его.

Способы избежать раскручивания гайки

1. Использование шайбы. Этот способ является одним из самых распространенных. Его используют при изготовлении бытовой техники и некоторых типов промышленного оборудования. Он не отличается высокой степенью надежности и предполагает защиту от произвольного раскручивания. На резьбу надевают шайбу из мягкого металла, а после этого закручивают гайку, выжимая ее.



2. Шайба и гровер. Более надежный способ, практикуемый, а транспортной промышленности. Предохраняет резьбовое соединение от произвольного раскручивания даже при наличии небольшой вибрации. Сначала на резьбу надевают обычную шайбу, а затем гровер. После этого закручивают гайку. Гровер тут служит своеобразной пружиной, создавая напряжение, препятствующее раскручиванию.




3. Специальная гайка с фиксатором. Метод с использованием специальной гайки нельзя назвать самым эффективным. Однако он имеет место в мировой практике, и используется на некоторых видах производства.




4. Использование фиксатора резьбы. Состав наносят на место, где будет находиться гайка, после чего ее надевают на резьбу. Это достаточно эффективный способ предотвратить произвольное откручивание, но на его эффективность влияет изменение температуры, повышенная влажность и воздействие активных веществ. Поэтому его область применения ограниченна.



5. Применение двух или более гаек. Один из самых надежных методов. На резьбу накручивают сразу две гайки. После зажима первой производят отдельное затягивание второй, удерживая первую в исходном положении и даже пытаясь ее немного открутить.



6. Фиксация с помощью шплинта. Это самый надежный метод, способный выдержать практически любое внешнее воздействие и сильную вибрацию. Его используют на особо ответственных участках. Гайку полностью закручивают. Затем с помощью дрели и тонкого сверла проделывают отверстие, пронизывающее ее вместе с болтом. В полученное отверстие вставляют шпильку, усики которой разгибают, предотвращая выпадение. Такую гайку можно сорвать только при очень сильном вращательном воздействии по направлению резьбы.