Первый шаг – размеры савана. Как одеть покойника на похороны Похоронный саван

После этого разные мои знакомые стали задавать мне вопросы по поводу тех нюансов, которые я подробно не прописала или вовсе опустила. В частности, они имели в виду, что я не рассказала об очень важной и щепетильной вещи. О том, как положено обряжать покойника для похорон , во что его одеть , обуть и так далее.

А ведь действительно, обо всем этом нужно иметь представление, чтобы случись беда, не оказаться в полнейшей растерянности. Моя подруга Ирина, которую, как вы помните, мне пришлось консультировать по поводу похорон ее сестры, именно растерялась. Она совершенно не знала, какую одежду и обувь выбрать для покойницы, чтобы все вышло правильно и достойно. Хорошо еще, что у нее была возможность спросить обо всем у меня. Но ведь некоторым иногда и обратиться бывает не к кому. Поэтому в своей очередной статье я решила рассказать о том, как правильно одеть умершего для совершения погребального обряда.

Наши бабушки и матери, по издавна сложившейся традиции, собирали для себя смертный узел, в котором до нужной поры хранилась необходимая для положения во гроб одежда . Таким образом, они фактически снимали со своих родственников ответственность за свой погребальный наряд. Да и выбирали его по собственному вкусу и разумению. Но сейчас этот обычай постепенно отмирает, уходит вместе со стариками. А представители младших поколений не испытывают потребности заранее продумывать детали собственных похорон . Поэтому обо всем приходится заботиться оставшимся в живых. Конечно, в этом им могут помочь ритуальные фирмы, которые предлагают среди прочих аксессуаров и готовые костюмы для умерших. Но ведь далеко не всем хочется хоронить родных в казенной безликой одежде . Многие считают своим святым долгом самостоятельно подобрать последний земной наряд для дорогого покойника . Каким же он должен быть?

Перво-наперво нужно убедиться в том, что все подготовленные вещи будут удобно надеваться на усопшего . Иначе их придется разрезать со спины. Разумеется, тело при взгляде на него со стороны даже в этом случае будет смотреться нормально, и никто ничего не заметит. Но лучше все же найти оптимальные варианты, и тогда вы будете уверены, что с одеждой все в порядке, она целая. Кроме того, все выбранное должно быть или новым, или чистым и отглаженным.

Погребальный костюм мужчины.

Если усопший мужчина был лицом гражданским, то погребальным платьем будет штатский костюм. Военных, полицейских или пожарных (то есть людей с воинским званием) хоронят в парадных мундирах. Фронтовики часто наказывают родным, чтобы их похоронили во всех орденах и медалях. И волю мертвого в этом случае нужно обязательно исполнить.


Обычный мужской погребальный костюм, как правило, мало чем отличается от повседневной умеренно парадной одежды . Конечно, это нижнее белье (трусы и майка), носки, рубашка, пиджак и брюки. Желателен галстук. Но иногда
родственники не хотят его надевать на покойного из-за того, что при жизни он галстуков не любил. Брючный ремень тоже используют по желанию, тем более, что его вообще не видно. При выборе вещей лучше остановиться на тех, которые имеют спокойные неброские тона и классический крой. Традиционная
обувь – туфли или тапочки без твердой подошвы (особенно для пожилого человека).

Во что одевают женщину.

Здесь необходимы следующие вещи: нижнее белье, платок на голову, ночная сорочка, чулки, туфли или специальные тапочки, верхняя одежда и носовой платок. Чулки раньше выбирали только простые в резинку и надевали их без специального пояса, просто натягивали на ноги. Теперь в обязательном порядке в них обряжают только пожилых женщин, для молодых можно выбрать и капрон, даже колготки теперь уже никого не шокируют. Верхняя одежда покойницы – это обычно однотонные (хотя бы не слишком яркие) платье или костюм с юбкой. Традиция требует, чтобы верх был с длинными рукавами. А головной платок можно заменить легким шарфом или палантином: главное, чтобы волосы были прикрыты.

Если преждевременно умерла незамужняя девушка , одеждой для нее может стать светлое нарядное платье, а косынкой ее голову можно не прикрывать. У многих народов до сих пор сохранился обычай хоронить не успевшую выйти замуж девицу в подвенечном наряде: белоснежном платье, белых сапожках или туфлях. То есть ее готовят к погребению, как невесту на свадьбу. Такой похоронный наряд часто бывает ненастоящим, его не шьют, а наметывают вручную. Из туфель же и сапожек предварительно вынимают гвозди. Прическу «невесте» не делают, волосы у нее остаются распущенными. Еще на нее набрасывают вуаль либо фату, а в былые времена на голову усопшей девушки надевали венок.

В некоторых случаях люди еще при жизни сообщают родным о той одежде, в которой им хотелось бы быть погребенными. Разумеется, это требование необходимо выполнить в любом случае, даже если наряд заказан не совсем общепринятый. Например, недавно у одних моих знакомых на байке разбился сын. Он как-то при жизни пошутил, что мечтает быть похороненным в любимой кожаной куртке и бандане. Так его и положили в гроб , несмотря на косые взгляды некоторых провожающих. И это было правильно.

Православные взгляды

на то, как должен выглядеть покойный, частично объясняются церковными предписаниями, а в чем-то предопределяются просто сложившимся обычаем, даже суеверием. В частности, считается, что христианская традиция запрещает хоронить в красном, иначе это повлечет за собой смерть кого-то из кровной родни. Перед нами явный предрассудок (здесь работает аналогия «красный цвет – цвет крови»), но его стараются на всякий случай придерживаться.

Лоб умершего христианина перед отпеванием покрывается венчиком , символом венца Царства Небесного. На нем обычно бывает изображен Спаситель, Божья Матерь и Иоанн Предтеча и написаны слова Трисвятой песни. Такой венчик можно купить в церковной лавке (вместе с пропускной молитвой) или в ритуальном магазине. Уста покойного должны быть плотно сомкнуты, руки расположены на груди крестообразно, словно в молитве – правая поверх левой, что является знаком Распятого Христа. В руки обычно закрепляют распятие , а сверху кладут иконку Спасителя. Непосредственно перед погребением иконку следует убрать, так как ее хоронить нельзя. Потом ее или отдают в церковь или ставят в домашний иконостас. Тело в гробу по пояс или по грудь покрывается погребальной пеленой, на котором изображено Распятие – символ того, что усопший находится под покровом Христа. Поверх пелены гроб прикрывают белой гипюровой материей, иногда с выработкой в виде христианской символики. Под голову покойному кладется плоская подушечка из ваты или сухой травы в наволочке с изображением православного восьмиконечного креста и словами молитвы.

Одевают усопшего и кладут его в гроб обычно или сами близкие родственники, или представители ритуальной фирмы – сразу после процедуры обмывания и обряжения. Вот и все, что нужно знать о том, как одеть покойника для погребения. Надеюсь, что моя статья поможет тем, кому это будет необходимо, и облегчит им подготовку к похоронам .

Саван — это ритуальное покрывало, «венчальное платье», в которое заворачивают мертвеца и кладут в гроб. В религиозных течениях используют свои критерии для создания погребальной ткани. Белый саван присутствует в христианской и мусульманской культуре.

Внешний вид савана незначительно отличается в христианстве, мусульманстве. Белый цвет ткани символизирует праведность души, которая предстанет перед последним судом у Бога. В иудаизме и исламе ритуальное покрывало может быть любого оттенка.

В религиозных течениях накрывать покойника саваном разрешено после завершения омовения. Согласно Торе, Библии и Корану, обернув тело покрывалом, его избавляют от части грехов.

Второе предназначение савана белого цвета – защита души от негативной энергии во время путешествия по загробному миру. Представители христианства, иудаизма и мусульманства закрывают тканью тело до уровня сердца. Накрыть покойника целиком разрешено при наличии выраженных телесных повреждений.

Руки усопшего всегда должны быть открыты.

Традиция заворачивания тела в саван

Белый погребальный наряд или так-называемое «венчальное платье» использовали язычники. Они закрывали усопшего от негативных энергетических сущностей. Шили саван родственники покойника. Они наделяли материал защитной энергетикой. Со временем традицию переняли христиане и мусульмане. Несмотря на разность определений, смысл остался неизменным. Светлая ткань защищает душу во время ее путешествия по загробному миру.




У христиан

Христиане не наделяют погребальное одеяние мистической силой. Православного и старообрядца накрывают саваном для защиты души от дьявола. Любая церемониальная ткань приобретет защитную силу после совершения молитвы. Единственное ограничение – материал, из которого пошит мужской или женский похоронный наряд, не используют для других целей.

У мусульман

Мусульмане называют саван кяфаном. Вместо него разрешено использовать светскую одежду. Покрывают тело после завершения омовения. При выборе ткани учитывают социальный статус умершего. Цвет траурного одеяния не регламентирован.

Мусульманина после смерти покрывают полностью.

Каким должен быть саван

Выбирают погребальный саван с учетом религиозных требований. В них прописан размер изделия, его цвет и тип ткани. Ширину похоронного костюма рассчитывают с учетом габаритов покойного. Расстояние между левым и правым плечом умножают на 3.

Для определения длины савана:

  • измеряют тело от головы до ног;
  • умножают полученное значение на 1/3;
  • к длине тела покойного добавляют результат предыдущих вычислений.

Порядок проведения вычислений включает в себя расчет ткани на комплект повязок. Их ширина совпадает с шириной материала. Используют нечетное количество повязок. Цвет савана у мусульман, в отличие от христиан, не регламентирован. Единственная оговорка – использовать черный цвет не стоит.

Представители христианства и ислама едины во мнении. Материал для погребального наряда используют натуральный. Если под рукой нет хлопка, то разрешено взять хлопчато-бумажную. У христиан саван украшен золотой вышивкой на религиозные темы (купола церквей или кресты). Погребальное одеяние мусульман лишено внешнего изыска.




Как заворачивать тело в саван

После того как покойник уложен в гроб, его покрывают белой тканью. Православные и католики не видят разницы между погребальным одеянием для мужчин и женщин. Саван закрывает усопшего от линии сердца до пят. В мусульманской культуре тело заворачивают в белое покрывало различным образом.

Тип Процедура
Женский На ровной поверхности раскладывают широкое полотнище. Поверх него размещают второе. Его размер должен быть таким, чтобы мумия была обернута саваном с головы до пят. На усопшую надевают белую рубашку. Покойнице заплетают 2 косы. Их укладывают на груди. Голову покрывают платком, длина которого доходит до шеи. Завертывают тело вначале в верхний слой.
Мужской Правило предписывает расстелить 2 покрывала. Ритуальная одежда для покойного – рубаха, закрывает умершего от плеч до ступней. Усопшего кладут на расстеленный саван. Вначале его укрывают верхней, а потом – нижней частью. В Исламе запрещено использовать только 1 полотнище. Исключение сделано для бедняков.
Детский Детей до 7 лет заворачивают в 2 чистых полотенца. Их размер должен быть достаточным для того чтобы покрыть малыша с головы до пят. Погребальная одежда для детей старше 7 лет не отличается от той, которую применяют во время похорон взрослых.

У мусульман разработан строгий порядок заворачивания в саван. Размер ткани берут с запасом. После завершения перевязки тело не должно оголиться. Нижнюю его часть связывают в районе ног. Кончик направляют в сторону нижних конечностей.

Как только покойник опущен в могилу, узлы покрывала развязывают.

Как самостоятельно сшить саван

Желание сшить саван для покойника своими руками толкуют в христианстве и исламе как проявление уважения. Выкройку делают самостоятельно. Измеряют ширину и длину тела. Следующий шаг – поиск белого полотна из Х/Б ткани, льна или другого натурального материала. Дальнейший порядок действий:

  • берут отрез светлой ткани, длина которой в 2 раза больше длины тела покойного;
  • ширина отрезка – 1 м;
  • материал складывают пополам;
  • сшивают саван по одной длинной стороне – в результате получится накидка;
  • по линии сгиба прошивают ту часть материала, которую наденут на голову усопшего – используют прочную нить;
  • края вблизи лица должны быть обшиты изображениями религиозной тематики.

После завершения манипуляций «свадебный» или «венчальный наряд» прикладывают к телу. Одеяние покрывает всю длину покойника с незначительным запасом. Второе правило – ткань погребальной постели и савана не совпадает. Рекомендация зафиксирована в христианстве, иудаизме и мусульманстве. Ортодоксальные мусульмане верят, что покойник оживет и покарает тех, кто неподобающим образом отнесся к вопросу создания его погребального одеяния.

Важна длина рукавов рубахи, которую надевают под саван. Специфической символики здесь нет. Длину подбирают так, чтобы она доходила до запястья. Слишком длинная или короткая одежда означает небрежное отношение родственников к похоронам, выражает отсутствие любви к усопшему.

Размер одеяния многократно проверяют. Точность – залог соблюдения традиций.

Погребальный наряд – одеяние, в котором покойника придают земле. В исламе и христианстве используют различные подходы к выбору савана. Образ православного или католика предстает перед Богом исключительно в белом, а мусульманин отправляется к Аллаху в накидке любого цвета.

Продолжаем говорить об обрядах, связанных с последними часами пребывания человека на земле. О том, как правильно обернуть покойника в саван читайте далее. Также, после того, как омыли усопшего, коллективной обязанностью является завернуть его в саван. Не обязательно, чтобы тот, кто заворачивает, был взрослым, можно доверить это и ребенку. Саван должен быть из ткани, дозволенной во время жизни, т.е., то, что запретно из одежды мужчинам при жизни, запретно и после смерти. Это же касается и женщин. Запретен для мужчин и гермафродитов саван из шелка. Шелк запретен в том случае, если есть другая ткань, а если нет ничего, кроме шелка, то тогда разрешается его использовать. Если есть чистая ткань и ткань с нечистью, которая не дозволена в намазе, то запретно заворачивать усопшего нечистой тканью, хоть и дозволено живому одевать такую одежду. Если даже чистая ткань из шелка, заворачивают в нее, а не в испачканную. Женщинам, детям, не достигшим полового созревания, а также одержимым разрешается саван из шелка, но это нежелательно.

Достаточный и предпочтительный вариант

Достаточно (минимально) завернуть усопшего или усопшую в одну ткань, покрывающую все тело, для паломника — кроме его головы, для паломницы — кроме ее лица. Это назвал достоверным имам Навави в книге «Манасик» (стр. 98).

Сунной является заворачивать мужчину тремя лифафами (лифафа — ткань различного вида и хорошего сорта), которые покрывают покойника с головы до ног, основываясь на том, что Пророка (мир ему и благословение) заворачивали так же (Бухари, 1205, Муслим, 2179).

Мужчин разрешается заворачивать в четвертую и пятую ткань, так как Ибну Умар завернул своего сына в пять тканей: камис, чалма и три ткани. (Байхаки, 6689). А больше этого уже нежелательно.

Женщин и гермафродитов обернуть в пять слоев является желательным. Использование больше пяти тканей нежелательно.

Когда мужчину заворачивают в пятислойную ткань, на него надевают камис и чалму, а сверху покрывают тремя тканями.

А когда женщину заворачивают в пять слоев, сначала идет изар (кусок ткани для нижней части тела), затем камис (рубаха без воротника и с вырезом для головы), затем химар (платок для покрытия головы и волос женщины), и поверх этого оборачивают двумя лифафами, основываясь на том, что Пророк (мир ему и благословение) таким образом завернул свою дочь Умму Кульсум (Абу Дауд).

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким.

Расходы на саван

Расходы на саван и остальные обязательные ритуалы покрываются из имущества умершего. Если у умершего нет имущества, то тогда покрываются из имущества опекуна, который обязан его содержать, если у того тоже нет имущества, то из общественной казны (байт аль-маль), если и этого нет, то хоронят на имущество состоятельных мусульман.

Если усопшей есть муж, который обязан был содержать ее при жизни, то расходы покрывает он. А если при ее жизни на нем не было такой обязанности, например, из-за непослушания жены или ее несовершеннолетия, тогда муж не обязан оплачивать расходы.

Если муж не обеспечен имуществом, тогда расходы покрывают ее родственники, которые обязаны ее содержать, далее обращаются к общественной казне, и потом — к состоятельным мусульманам. Муж обязан покрыть расходы только на одну ткань, которая покрывает все тело.

Цвет савана

Сунна, чтоб саван был белый. Основа этому в хадисе:

«Одевайте одежду белого цвета, поистине, она самая чистая и самая приятная, а также оборачивайте ею ваших усопших» (Тирмизи, 994)

Саван желтого и красного цвета является нежелательным как для мужчин, так и для женщин.

Форма заворачивания усопшего в саван

Является сунной вначале умастить ткань (саван) благовониями (кроме савана паломника), применяя его три раза. Благовония должны быть из ветки (‘уд), без применения миска.

Потом стелют ткани. Если ткани разных размеров, сначала стелется самая лучшая, красивая и большая из них, потом на нее стелют вторую, чуть меньше нее, а потом на вторую третью, которая меньше второй.

Желательно на каждую ткань, прежде чем постелить сверху другую, насыпать Ханут (благовония, которые используются специально для усопших, подобные камфору) и также кафур (камфора). Имам Шафии сказал: «Является сунной использовать камфору для всего тела усопшего, так как это способствует укреплению тела и замедляет процесс распада».

Затем, после того, как постелили три ткани, бережно спиной укладывают на них усопшего. Кладутся ли руки по швам, или их опускают на грудь, правую руку на левую — этому нет доводов, допустим и первый, и второй вариант.

Затем закрепляются ягодицы, их завязывают, подложив между ними вату или хлопчатый материал с ханутом и камфорой. Также, ватой, обработанной камфорой и ханутом, закрывают все отверстия на теле усопшего: уши, нос, глаза, а также места, участвовавшие в земном поклоне (лоб, ладони, колени, пальцы ног).

Затем переходят к оборачиванию. Сначала берут край левую часть ткани и оборачивают ею правую сторону усопшего, потом берут край правой, и заворачивают левую. По бокам, над головой и под ногами оставляют лишнюю ткань, над головой оставляют больше, чем под ногами. То же самое повторяется во второй и в третий раз.

Затем, эти лишние части и саван подвязывают, а позже, когда усопшего уложат в могилу, развязывают и оставляют там же. Запрещается писать на саване аяты из Корана.

Вся Хвала Аллаху, Господу миров!

Шариат предписывает завернуть усопшего в специальное для него одеяние – саван (кяфан) или же в обычную одежду. Окутывание покойного в саван является вторым из четырех обязательных действий, совершаемых по отношению к нему. И это выполняется после того, как умершего обмоют или совершат ему таяммум. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто завернул покойного в саван, того Аллах оденет в Судный день в райские, одеяния из шелка, атласа и парчи » (аль-Хаким, аль-Байхаки).

В качестве савана используется такая ткань, которую разрешено было носить умершему при жизни, – она должна соответствовать той, что он одевал, должна быть одного с ней достоинства.

Если умершего заворачивают в саван из средств, оставленных им после себя, то необходимо, чтобы саван состоял из трех покрывал, каждое из которых закрывало бы его тело целиком. А если его оборачивают в саван не за его средства, то минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это кусок ткани, покрывающий все его тело.

Необязательно использовать для савана новую ткань, так же, как необязательно, чтобы она была белого цвета.

Размеры савана

1. Ширина савана зависит от ширины тела умершего в плечах. Расчеты ширины савана производятся по схеме: ширина савана = ширина тела умершего х 3. Например, ширина тела умершего в плечах 30 см, значит, следует взять кусок ткани шириной 90 см и т. д.

2. Длина савана определяется по следующей схеме: длина савана = длина тела умершего + 1/3 длины его тела (эта добавка к длине тела умершего нужна для того, чтобы была возможность связать саван над головой и под ногами умершего). Например, если длина умершего 180 см, то длина ткани для савана будет: 180 + (180:3) = 240 см.

Составные части савана

Саван для мужчин (расход ткани 8–10 м) состоит из 3-х кусков ткани – лифафы, каждый из которых покрывает тело целиком. Для мужчины лучше всего довольствоваться этими тремя покрывалами. Но некоторые добавляют отрезок ткани для головы, называемый чалма, и рубаху (камис), закрывающую тело от шеи до колен. В их использовании тоже нет ничего предосудительного.

Лифафа – покрывало, в которое заворачивают умершего с головы до ног – бывает таких размеров, что если обернуть умершего, то остается около 30 см ткани со стороны ног и головы – это для того, чтобы после была возможность завязать саван с обеих сторон.

Саван для женщин предпочтительно, чтобы состоял из 5-ти частей (расход ткани 10–12 м): 1) изар – кусок ткани для оборачивания тела от пупка до колен; 2) камис – рубаха, не имеющая воротника, с вырезом для головы, закрывающая все тело, кроме головы и ног; 3) химар – платок для покрывания головы и волос женщины длиной от головы до пупка. Волосы умершей заплетают в две или три косы и кладут сверху на камис; 4 и 5) лифафа – ткань (любая), покрывающая умершую с головы до ног (следует добавить по 20–30 см ткани со стороны ног и головы, чтобы после оборачивания тела можно было завязать саван с обеих сторон). Их бывает две.

Так пишет о саване ученый-богослов Марсифи в своей книге «Рисалат». Однако есть и другие версии относительно составных частей савана.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифафы.

Итак, как пишет богослов Абдуллах бин Хиджази аш-Шаркави (1150–1227 г. х.), заворачивать тело покойного мужчины в три куска метерии – и обязательно, и предпочтительно. В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом, говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение)завернули в три куска белой йеменской хлопчатобумажной ткани из Сахуля, и не было среди этого ни рубахи, ни чалмы». А для женщин использовать три куска и вдобавок химар и изар является сунной, т. е. и для мужчины, и для женщины обязательно использовать одинаковое количество покрывал (по три куска), а разница для них лишь в желательном количестве.

Однако это решение Шариата касается лишь того случая, если расходы на саван покрываются из имущества умершего. Если же умершего оборачивают в саван не за его счет, например, на средства опекуна умершего, который должен был содержать последнего, или из общественной казны (байт аль-маль), или из средств, безвозмездно выделенных на подготовку умерших к захоронению (вакф), или на имущество состоятельных людей, то тогда минимум материала, который необходим для захоронения мусульманина, – это один кусок ткани, покрывающий все его тело.

Желательно использовать для савана белую выстиранную хлопчатобумажную ткань. Саван Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже был таким. Но нежелательно, чтобы саван был других цветов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Одевайте белые одеяния, так как это самые лучшие ваши одеяния, и используйте для савана белую ткань ». Этот хадис передали имамы Муслим и аль-Бухари.

Желательно, чтобы для умершей жены саван готовил муж, для умершего мужа – жена, родственники или дети умершего. Если же у умершего никого нет, похороны осуществляют его соседи или община.

Ат-Табари передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Сосед достоин того, чтобы, если он заболеет, ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал ему взаймы, если испытывает нужду – защитил его. Если придет к нему добро – поздравь его, если беда – утешь его, не возвышай свое строение над его строением, поддерживай костер от него, не раздражай его запахом своего котла, кроме как черпая ему из него».

Саван должен соответствовать достоинству умершего:

Запрещается использовать для савана ткань, которая вызывает плохое впечатление, унижая тем самым достоинство умершего (к примеру, мешковину).

Для савана нельзя использовать украденную ткань, поэтому в Шариате есть для мусульманина дозволение еще при своей жизни готовить некроеный материал, предназначенный для савана.

Не дозволяется красить ладони умершего мужчины хной, а красить руки женщине и детям – нежелательно (караха).

Можно делать саван для женщины из шелковой ткани, дозволяется и красить его шафраном. А для мужчин, если есть возможность изготовить саван из другого материала, запрещено использовать для этой цели шелковую ткань. Саван желтого цвета является нежелательным и для мужчин, и для женщин.

Мужчину, который умер в состоянии ихрама, т. е. при совершении хаджа или умры, заворачивают в его ихрам, не покрывают лицо и голову и не умащают благовониями, поскольку при воскрешении он выйдет из могилы в том виде, в каком он был при совершении паломничества, и будет повторять: «О Аллах! Я отозвался на Твой Призыв, я искренне отозвался на Твой Призыв».

Об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Один человек, находившийся вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) во время стояния на равнине Арафат (во время прощального паломничества), неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Обмойте его водой ссидром (ююбой) и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в Судный день он будет воскрешен произносящим тальбийю ”».

Часто для савана используют материю, которую споласкивали или же смачивали водой Зам-Зам.

Если на покойном имеются долги, которые равняются или превышают имущество, оставленное им после себя, то кредиторы имеют право потребовать, чтобы его завернули в саван, состоящий только из одного покрывала, и наследники покойного в данном случае не могут окутывать его в более чем одно покрывало, кроме случая, если они это делают на свои собственные средства, потому что вначале необходимо исполнить долг перед кредиторами и вернуть их имущество и в освобождении от его выплаты для покойного заключается больше пользы. Так пишет Баджури.

Нежелательно, чтобы саван был слишком дорогим в цене. Чем надевать новый саван, лучше использовать поношенный и выстиранный материал, ибо саван и так будет разлагаться в могиле, а новое более подобает для живого человека. Однако, если среди наследников покойного есть не достигшие совершеннолетия дети или психически нездоровые, или кто-то из них находится вдали от данной местности, или сам покойный при жизни был несостоятельным, бедным человеком, то использовать для него дорогую ткань в качестве савана является запретным (харам). Это тоже важный момент, требующий внимания!

В хадисе Посланника Аллаха говорится: «Вы украшайте саван для покойных, они радуются и гордятся этим, также они посещают друг друга в этом саване ». В указанном хадисе под словами «украшайте саван» имеется в виду, чтобы мы выбрали саван белого цвета, чистый, закрывающий целиком тело, плотный и приобретенный на имущество, добытое дозволенным (халал) путем. В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда кто-либо из вас заворачивает своего брата в саван, то пусть делает это хорошо ».

Требования к мужскому и женскому савану

а) Простынное полотно: 4 м длиной и 140, 150 или 180 см шириной в соответствии с размером тела (1,75 м – для изара и 2,25 м для лифафы).

б) Ситец: 1,8 м длиной и 90 см шириной для камиса.

в) Любой другой материал 2,5 м длиной и 115 см шириной – для двух полотен техбанда размером примерно 115 х 115 см. Остаток следует использовать для изготовления мешковидных рукавиц. Несколько полосок следует оставить для закрепления данных мешочков на руках и для завязывания савана, после того как он будет надет.

г) 60 г тонко нарезанной камфоры, 60 г порошка сандалового дерева и розовую воду для смеси, наносимой на части тела, которые касаются земли во время исполнения земного поклона.

д) Только для мужчин: небольшая бутылочка хунут, если ее легко можно достать. Под хунутом подразумевается любое вещество, которым можно надушить тело; вещество состоит из мускуса, сандалового дерева, серой амбры и камфоры или любого чистого вещества.

Дополнительные требования по савану для женщин

а) Ситец: 140 см длиной и 90 см шириной для химара (орни).

б) Ситец: от 180 до 250 см длиной и 90 см шириной для укрывания женской груди (синабанд).

Название

одеяния

Мужчины и женщины

Длина

Ширина

Описание

Изар

180 см

150 см / 180 см

Для укрывания от головы до пят

Лифафа (чадар)

225 см.

150 см / 180 см

На 15 см. длиннее изара

Камис (кафани)

180 - 250 см.

90 см.

От плеча и ниже колен

Только для женщин:

Химар (орни)

140 см

90 см

Для укрытия головы и волос поверх груди

Синабанд (укрывание груди)

180 - 250 см.

90 см

От подмышек до бедер

Требования к могиле:

а) Необожженные кирпичи, доски или бамбуковые трости, если почва мягкая.

б) Достаточное количеств лопат.

в) Примерная глубина могилы для взрослых должна быть в соответствии с ростом умершего.

Могилы бывают двух видов:

а) Ляхад: там, где почва и стенки могилы – прочные (твердые), со стороны киблы следует сделать нишу для помещения в нее тела. Предпочтительнее использовать необожженные кирпичи для закрытия ниши, и их следует плотно подогнать друг к другу.

б) Шик: в тех местах, где из-за мягкой почвы не получится сделать ляхад , на дне могилы следует выкопать по центру неглубокую траншею, чтобы поместить в нее тело. Можно использовать доски для закрытия траншеи сверху. Использование каких-либо тканей, одеял и т. п. является нежелательным и расточительным. Доски или бамбуковые трости следует заранее (до похорон) распилить до нужной длины, чтобы избежать ненужной спешки во время похорон.

Обратите внимание: является макрухом (порицаемым) выкапывать и приготавливать свою могилу при жизни.

Кафан (саван)

Кафан (саван) – это могильная одежда умершего. Желательно, чтобы кафан был из белого материала и среднего качества в соответствии со статусом умершего. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:

Не используйте дорогую ткань для кафана, поскольку он очень скоро сгниет.

Разрешается приготовить кафан при жизни. Это убережет от неудобств и судорожных поисков в последнюю минуту.

Кафан для мужчины

По cунне, кафан для мужчины состоит из изара , камиса и лифафы . В данном случае изар представляет собой простыню для укрывания с головы до пят, а камис – это длинная простыня, которую нужно согнуть пополам, с вырезанным отверстием для того, чтобы надеть его как рубашку. У камиса не должно быть ни карманов, ни рукавов, ни сшитых швов. Лифафа представляет собой кусок материи, идущий от головы и ниже ног. Одних лишь двух одеяний – изара и лифафы – тоже достаточно, но является сунной использовать все три . Использование менее двух одеяний без уважительной причины – макрух .

Кафан для женщины

По Сунне , кафан для женщины состоит из изара , химара (орни), камиса , лифафы и куска ткани для поддержания груди (синабанд). Химар – это головной платок. Предпочтительно, чтобы кусок материи, используемый для поддержания груди, был от груди до бедер. Трех одеяний – изара, лифафы и химара – будет достаточно, но пять являются сунной . Использование менее трех одеяний – макрух , за исключением случая, когда их нельзя достать. Оплата расходов по похоронам жены входит в обязанности мужа. Кафан можно окурить ладаном и т. д., но не надушивать его итром (духами). Кафан детей следует изготавливать подходящего для них размера.

Требования к гуслю (купанию) умершего

а) чистая, слегка теплая вода;

б) широкая скамья, стойка или платформа;

в) два больших ведра для теплой воды, одно маленькое ведро или сосуд для смешивания воды с небольшим количеством камфоры (используется в конце гусля);

г) два кувшина или сосуда для поливания тела;

д) листья зизифуса настоящего (Zizyphus Jujuba), если их легко достать, для смешивания со слегка теплой водой и кусок мыла;

е) 250 г ваты;

ж) два техбанда и две мешковидных рукавицы с полосками ткани для завязывания;

з) ножницы для удаления одежды умершего;

и) лобан (ладан, ароматическая смола, добываемая из деревьев) или любое другое чистое благовоние для окуривания скамьи, стойки или платформы;

к) один чистый кусок материи (простыня) для укрывания во время гусля и еще один для укрывания перед гуслем и после него;

л) одно чистое полотенце или кусок материи для вытирания тела.

Кто должен исполнять гусль

Гусль – это купание тела умершего. Взрослого мужчину должен омывать его отец, сын или брат . Взрослую женщину – ее мать, дочь или сестра . Если никого из этих людей нет, тогда любой близкий родственник может исполнить данную обязанность (мужчина – для мужчины, женщина – для женщины). Если никто из них не имеет возможности совершить гусль, следует попросить исполнять данный обряд наиболее набожного человека из присутствующих. Человеку, исполняющему гусль, должны помогать другие люди. Сам человек, совершающий гусль, должен быть чистым и в состоянии малого омовения. Другие люди должны помогать ему. Женщине во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения совершать гусль умершему человеку – макрух .

а) Если умирает мужчина , и нет никого из мужчин для его купания, то никакой другой женщине, кроме его жены , не разрешается исполнить гусль.

б) В случае смерти женщины и отсутствия женщин для совершения гусля , муж не может совершить гусль жене .

в) В обоих этих случаях следует совершить таяммум . Таяммум для гусля такой же, как и для малого омовения.

г) Ребенку (мальчику, девочке), не достигшему возраста половой зрелости, гусль может совершать любой взрослый (мужчина или женщина) при отсутствии человека того же пола.

Гусль (последовательность по сунне)

1. Скамью, стойку или платформу, на которой будет совершаться гусль, нужно дочиста вымыть и окурить лобаном или любым другим чистым благовонием 3, 5 или 7 раз.

2. Во время гусля разрешается положить тело в одно из двух положений:

(а) чтобы ноги были обращены в сторону киблы ,

(б) чтобы лицо было обращено к кибле (так, как тело будет тело уложено в могилу).

Любое удобное положение разрешается.

Но предпочтительно уложить тело лицом в сторону киблы , так как пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что кибла – для живых и мертвых.

3. Не нужно стричь, брить, подравнивать или причесывать никакие из волос на голове, в бороде или любой другой части тела. Ногти стричь не следует. Обрезание также не разрешается. Все кольца, украшения, парики и т. д. должны быть сняты. Если вставные зубы можно легко снять, сделать это будет предпочтительным.

5. Живот следует мягко помассировать и затем, надев рукавицы, омыть те две части тела, на которые обычно совершают истинджу. Это следует делать, не глядя на интимные места.

6. Ноздри, уши и рот следует закрыть ватой, чтобы вода не вошла в тело при совершении гусля.

7. Если умерший не является ребенком (достиг возраста половой зрелости), ему следует сделать малое омовение. Данное омовение аналогично омовению для намаза за исключением полоскания рта и вливания воды в ноздри. Правильная последовательность для омовения:

(1) лицо ;

(2) руки до локтей ;

(3) масх головы ;

(4) ноги до лодыжек .

8. Если умерший был в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения (состоянии, когда гусль был ваджибом), тогда рот обязательно нужно прополоскать, а ноздри намочить. Это можно сделать с помощью кусочка ваты.

9. После малого омовения лицо и бороду следует сначала вымыть с мылом или любым другим моющим веществом. Если их нет, чистой воды будет достаточно. Температура воды должна быть такой, при которой обычно купается живой человек.

10. Далее тело наклоняют на левый бок для того, чтобы вымыть сначала правый бок. Теперь теплую воду льют на тело с головы до пят один раз, и тело моют с мылом, пока вода не дойдет до низа (левого бока). Далее тело моют дважды, поливая его водой с головы до пят. Потом тело поворачивают на правый бок, и аналогично омывают его левый бок.

11. Далее тело следует приподнять почти до сидячего положения, и мягко помассировать живот нисходящим движением. Все, что выйдет из тела, следует смыть. Вуду и гусль не нужно повторять , если выделились нечистоты.

12. Тело следует снова повернуть на левый бок и камфорной водой полить на него трижды с головы до пят.

13. Всю вату изо рта, ушей и носа следует вынуть.

14. Теперь гусль завершен, и тело можно вытереть полотенцем или куском ткани. Аурат должен быть по-прежнему укрыт. Первый техбанд будет влажным из-за гусля. Его следует заменить на второй. Следует позаботиться, чтобы аурат не раскрылся во время смены техбанда.

Как следует надевать кафан (последовательность по сунне)

Мужчине:

1. Сначала разверните лифафу на полу, сверху положите изар , а сверху изара – часть камиса , которая будет под телом. Другую часть, которая будет покрывать верх тела, сверните и положите у изголовья.

2. Мягко опустите тело в кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата .

4. Нанесите итр или хунут на голову и бороду .

5. Нанесите камфорную смесь на места саджды (т. е. те части тела, которые касаются пола (земли) в намазе : лоб, нос, обе ладони, колени и носки стоп).

6. Заверните сначала левую часть изара , а сверху нее – правую часть, покрывая камис .

8. Наконец, свяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины с помощью полосок материи.

Женщине:

1. Сначала разверните на земле лифафу , далее – синабанд , на него – изар , и затем – камис таким же образом, как у мужчин. Синабанд можно также положить между изаром и камисом или же в конце поверх лифафы.

2. Мягко уложите тело на кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.

3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата. Не используйте ни итр, ни сурьму, ни какую-либо иную косметику.

4. Нанесите камфорную смесь на места саджды (лоб, нос, обе ладони, колени, носки стоп).

5. Волосы следует разделить на две части и уложить на правую и левую груди поверх камиса.

6. Укройте голову и волосы с помощью орни, не завязывайте и не сворачивайте его.

7. Заверните изар: сначала его левую часть, затем правую поверх камиса и орни.

8. Теперь поверх них сомкните аналогичным образом синабанд (для укрытия груди).

9. Закройте лифафу: сначала левую сторону, затем правую.

10. Наконец, завяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины полосками ткани, чтобы сохранить кафан.

Запрещено вкладывать в кафан:

2. Запрещено писать калимат или любое другое дуа на кафане или на груди умершего камфорой, чернилами и т. д.

Что делать после кафана

С завершением гусля и кафана тело теперь готово для похорон. Джаназа-намаз следует совершить как можно раньше без ненужных задержек. Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал:

Если человек умрет, быстрее доставьте его к могиле и не отставляйте его.

Для обеспечения того, чтобы все процедуры были совершены оперативно, тело следует захоронить на ближайшем мусульманском кладбище. Нежелательно также перевозить тело на далекие расстояния. Является также макрухом откладывать джаназа-намаз и ждать опаздывающих для увеличения джамаата.

Важно:

а) Только женщинам, приходящимся махрамами умершему мужчине, разрешается видеть его лицо.

К ним относятся: его жена, мать, бабушка (как со стороны отца, так и со стороны матери), сестры, тети и внучки и т. д.

б) И только махрам -мужчинам разрешается видеть лицо умершей женщины.

К ним относятся: ее муж, отец, дед, братья, дяди, сыновья, внуки и т. д.

в) Лицо умершего (умершей) не следует держать открытым после того, как надет кафан.

Из книги «Истинное учение» («Таглим-уль-хак») Шаббира Ахмада Десаи