Единая методика расчета ущерба по осаго: методика обмана. Вечный спор по осаго Расчет разницы страхового возмещения осаго менее 10

Содержание

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обеих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

  • если есть пострадавшие, звонить в «Скорую помощь»;
  • вызвать представителя ГИБДД;
  • уведомить страховую компанию о страховом событии;
  • собрать нужные документы;
  • оформить письменное заявление и направить страховой организации по месту ее нахождения или ее представителя;
  • дополнительно, помимо письменной формы, документы можно отправить в электронном виде.

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Выплаты по ОСАГО в 2018 году: правила возмещения страховой суммы

Калькулятор

Страховая мало насчитала по ОСАГО или КАСКО?! Узнайте справедливую сумму выплаты!

При помощи этого калькулятора, Вы можете рассчитать реальную сумму ущерба после ДТП. В основу данного калькулятора заложены постоянно обновляющиеся цены запасных частей на все марки автомобилей и стоимость нормочаса работы специалиста станции технического обслуживания, как специализированного(дилерского), так и нет.

Внимание! Сумма является гипотетической! Обратившись в нашу компанию, Вы всегда можете узнать справедливую сумму ущерба после проведения бесплатной .

О нашей компании

Наши автоюристы оказывают помощь при ДТП, юридические и экспертные услуги в сфере автострахования. Нашему мнению доверяют крупнейшие телеканалы России, освещающие проблемы автострахования и ситуации, когда страховая не выплачивает страховку или занижает страховые выплаты.

наши преимущества

1 Мы отсудили 761 444 000 Р у страховых в пользу клиентов

2 Вы не платите ни копейки пока мы не выиграем дело

3 Все расходы оплачиваем мы в т.ч. пересылку и пошлины

4 Работаем по всей России не обязательно ездить к нам

Бесплатная консультация

Станьте нашим партнёром

Расскажите автовладельцам о способе получить свои страховые выплаты в полном объёме! Помогите другим не быть обманутыми страховыми!

Двенадцатилетняя история ОСАГО в Российской Федерации подтвердила право на жизнь данного вида страхования в целом но, как это часто бывает, выявила ряд негативных моментов. Главный из них – недостаточная защищенность автовладельцев от реальных убытков. Почему это так – попробуем разобраться и проанализируем действующее законодательство в этой сфере, с одной стороны, и оценим состояние выплат по ОСАГО – с другой.

Сергей Зубриський

окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), кафедра «Автомобили и транспортно-технологические системы».

Павел Красавин

окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1980 году, работает с 1980 года по настоящее время в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ) в должности доцента кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».

Почему не доплачивают?

В соответствии со статьями 1064, 1079 ГК РФ граждане, деятельность которых связана с использованием источников повышенной опасности (транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный ими, в полном объеме. По статье 1072 ГК РФ гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования, обязан выплатить потерпевшему разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (в случае, если сумма страхового возмещения не покрывает издержек от причиненного вреда).

По пункту 17 статьи 12 закона об ОСАГО, если стоимость ремонта поврежденного ТС выше размера страховой выплаты, потерпевший выплачивает станции технического обслуживания эту разницу.

Вместе с тем, в 2014 году судебными органами были рассмотрены около 390 тыс. исков к страховым компаниям на сумму 34 млрд рублей. Кроме того, статистика Судебного департамента Верховного суда показала, что, помимо исков к страховщикам, около 200 тыс. исков на сумму около 18 млрд рублей были рассмотрены в 2014 году по поводу возмещения убытков, нанесенных в ДТП.

Простые логические рассуждения позволяют сделать вывод, что это как раз те суммы, которых не хватало на ремонт, и которые не компенсировали страховые выплаты, в том числе, взысканные через суд. Сопоставляя число исков и суммы взыскания, можно сделать вывод, что, по мнению граждан, более эффективно добиваться увеличения выплаты от страховщиков, а не обращаться в суды с исками к виновникам аварии с требованием компенсаций полных затрат на ремонт, хотя законодательство это позволяет.

Такой подход понятен. При прочих равных, учитывая несколько предвзятую позицию наших судов в отношении защиты прав клиентов страховых компаний, а также то, что страховым компаниям практически невозможно уклониться от судебного решения, шансов получить выплату именно от страховщика гораздо больше, чем от виновника аварии.

Но почему страховщики мало платят? Очевидно, что за стремлением уменьшить выплаты любой ценой стоит некая экономическая подоплека.

По данным статистики ГИБДД, в России в 2014 году зафиксированы 199 720 ДТП, в которых погибли 26 963 человека, и 251 785 человек получили травмы. При этом государственная статистическая отчетность учитывает только те ДТП, в которых пострадали люди, и не учитывает ДТП, в которых пострадали только транспортные средства. Последних, по оценкам наших экспертов, в 2014 году произошло около 5 млн.

Проведем несложный расчет, основываясь на усредненных показателях. Средний размер выплат по ОСАГО в 2014 году по данным РСА составил 33 473 рубля. Таким образом, страховые компании должны были бы выплатить по ОСАГО в 2014 году 167 млрд рублей (90,31 млрд рублей по данным ЦБ за этот период).

А сколько же они должны были бы собрать? Автопарк России составляет 50 млн автомобилей, включая грузовики и общественный транспорт. Средний взнос по ОСАГО в прошлом году составлял 3 100 рублей. Таким образом, вся возможная страховая премия по ОСАГО в 2014 году составляет только 155 млрд рублей (150,92 млрд рублей по данным ЦБ РФ). Очевидно, что бизнес, когда страховщики должны выплатить на 12 млрд больше, чем в принципе можно собрать, страховщиков не устраивает. При этом мы не учитывали необходимые расходы на ведение дела, на организацию выплат и экспертиз, а их никак не меньше 10%, по самым скромным оценкам.

В нашем расчете также не учтены выплаты пеней и штрафы, оплаченные страховщиками по суду. Если принять во внимание эти цифры, то ситуация с ОСАГО для страховщиков становится катастрофичной. Неудивительно, что страховщики защищают свои интересы и пытаются уменьшать размер выплат. И очевидно, что такая ситуация приводит к росту споров автовладельцев и страховщиков - ведь их интересы диаметрально противоположны.

Нашли решение

Для снижения напряженности ситуации с 1 сентября 2014 года предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Данная норма установлена ст. 16.1 Федерального закона ФЗ-2002 №ФЗ-40 «Об ОСАГО». В частности, при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору об обязательном страховании, до предъявления к страховщику иска потерпевший направляет в страховую компанию претензию с приложенными к ней документами, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней.

Напомню, что Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года №432-П утверждена Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по договору обязательного страхования в результате повреждения транспортного средства по страховым случаям, наступившим, начиная с 17 октября 2014 года, определяется только в соответствии с Методикой.

В тех случаях, когда разница между фактически произведенной страховщиком страховой выплатой и предъявляемыми истцом требованиями составляет менее 10 процентов, необходимо учитывать положения пункта 3.5 Методики: «Расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов. Указанный предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении».

Безусловно, методика не идеальна и не может учитывать всех реалий рынка, связанных с региональными особенностями, конкретными страховыми случаями и т.д. Но надо признать, что существующая нормативная база сегодня дает страхователям реальные механизмы и возможности отстаивания своих прав, как на досудебной стадии, так и в суде. Однако сразу же возникает вопрос: «Какие документы должны быть приложены к претензии страхователя, чтобы они были приняты к рассмотрению и страховой компанией, и (если решение не будет найдено) в дальнейшем - в суде?»

С другой стороны, ведь и у страховой компании должны быть право и возможность отстаивать свою точку зрения - чем обосновывать расчеты страховщику в спорах с клиентом? Грубо говоря - кто те самые «специалисты», упомянутые в Методике, которые производят расчеты размера расходов на восстановительный ремонт, и кому из них верить, если произведенные расчеты расходятся более чем на допустимые 10 процентов?

Из этих вопросов логично возникает задача создания некоего института (объединения специалистов или организаций, профессиональной ассоциации и т.п.), который мог бы предоставлять по-настоящему независимую экспертизу, равно признаваемую и страхователями, и страховщиками, и судебными инстанциями.

Кроме того, пока не предпринимались и сколько-нибудь серьезные попытки объективного мониторинга проблем, связанных с применением единого порядка расчетов величины страховой выплаты. А между тем, без понимания динамики в этой сфере невозможно говорить ни о защищенности прав страхователя, ни о стабилизации ситуации с ОСАГО для страховщиков. Возможно, этот мониторинг должен приобрести характер обще-ственного контроля, ведь проблемы автогражданки всегда имели высокую социальную значимость.

Одним из вариантов организации такого мониторинга могло бы стать формирование профессиональной площадки на базе журнала для страховщиков и страхователей «Современные страховые технологии», где специалисты сферы автострахования, автосервиса, эксперты-техники, юристы и, конечно, представители клиентов - владельцев транспортных средств смогут обсуждать необходимые новации и готовить проекты усовершенствования нормативных правовых актов.

Вот некоторые предложения, которые могут быть вынесены для обсуждения на такой площадке:

  • ежегодный пересмотр тарифов по ОСАГО в соответствии с инфляцией;
  • ежегодная коррекция лимита выплат по ОСАГО в соответствии с изменением ценовой структуры автомобильного парка;
  • ежеквартальное (как максимум) обновление справочников цен на запасные части всей гаммы АТС в эксплуатации;
  • возможность использования «расширенного » ОСАГО на добровольной основе по прогрессивной шкале;
  • максимальное стимулирование безаварийной езды;
  • принятие единого решения по установлению процента износа транспортного средства.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Васиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

с участием представителя истца Ходырева Ф.А. Погодаевой Е.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № представителя ответчика САО «ВСК» Малаховской А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

гражданское дело № 2-1177/2015 по иску Ходырев Ф.А. к САО «ВСК» о взыскании страхового возмещения, неустойки, расходов на проведение оценки, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в суд с вышеназванным иском, истец Ходырев Ф.А. ссылался на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ в результате столкновения двух транспортных средств был поврежден принадлежащий ему автомобиль. ДТП стало возможным по причине нарушения водителем, управлявшей автомобилем, требований знака 2.4 ПДД РФ. В соответствии со ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» истец обратился в страховую компанию ответчика за прямым возмещением убытков. По мнению истца, размер страховой выплаты (.) занижен, является недостаточным для проведения ремонта автомобиля. Согласно экспертному заключению ИП от ДД.ММ.ГГГГ № стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет За составление отчета об оценке он заплатил. По данному факту обратился в страховую компанию с претензией, однако ответа не последовало. Просит суд взыскать с ответчика сумму страхового возмещения., расходы по оплате экспертизы., расходы по оплате услуг представителя., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере., расходы на оплату услуг нотариуса – ., штраф за несоблюдение страховщиком добровольного порядка.

В письменном отзыве на исковое представитель ответчика СОАО «ВСК» Малаховская А.А. исковые требования не признала, мотивируя это тем, что представленное истцом экспертное заключение было подвергнуто рецензии специалистами ООО «», о чем истцу был дан мотивированный ответ, произведена доплата в размере. В результате анализа копии экспертного заключения, представленного истцом, было выявлено завышение стоимости отдельных заменяемых деталей и нормо-часа ремонтных и окрасочных работ по отношению к средней сложившейся стоимости в рассматриваемом регионе, что противоречит п. 4.15 главы 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и не соответствует Единой методике расчета размера ущерба. Расхождения выявлены относительно стоимости нормо-часа, расчета износа автомобиля, стоимости отдельных запасных частей, таких как дверь передняя левая, молдинг двери передний левый, молдинг двери задний левый, мелкие детали. Поскольку размер расходов на восстановление транспортного средства в прежнее состояние, с учетом выявленных несоответствий требованиям Единой методики расчета размера ущерба, с учетом износа на заменяемые детали, составляет., страховщик свои обязательства перед истцом выполнил надлежащим образом.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по делу было назначено проведение судебной автотовароведческой экспертизы. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта автомобиля, с учетом износа, на дату ДТП ДД.ММ.ГГГГ, исходя из средних сложившихся в регионе цен, составляет.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ была назначена повторная экспертиза, ее проведение было поручено эксперту

Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта автомобиля, в том числе запасных частей и ремонтных работ, с учетом износа на дату ДТП, ДД.ММ.ГГГГ исходя из средних сложившихся в регионе цен составляет.

В судебном заседании истец Ходырев Ф.А., извещенный о рассмотрении дела, отсутствовал.

Присутствовавшая в судебном заседании представитель истца Погодаева Е.Е. исковые требования уточнила, просит суд взыскать с ответчика СОАО «ВСК» доплату страхового возмещения., расходы по составлению независимой экспертизы расходы по оплате судебной экспертизы – ., расходы по оплате услуг представителя руб., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере коп., расходы по оплате услуг нотариуса штраф в размере 50 %. Привела расчет неустойки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: . х дней х 1/75 х 8,25 = ., а также расчет неустойки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: х х 1/75 х 8,25 =

В судебном заседании представитель ответчика Малаховская А.А. исковые требования не признала, мотивируя это тем, что разница между фактически произведенной страховщиком страховой выплатой и предъявляемыми истцом требованиями составляет менее 10 %, следовательно, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3.5 Методики расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, образовавшееся за счет использования различных технологических решений и погрешностей, следует признавать находящимися в пределах статистической достоверности.

В судебное заседание третье лицо ОАО «», извещенное о рассмотрении дела, своих представителей не направило.

РЕШИЛ:

исковые требования Ходырев Ф.А. удовлетворить в части.

Взыскать с ответчика САО «ВСК» в пользу Ходырев Ф.А. неустойку в размере коп., расходы на оплату услуг представителя., расходы на оформление доверенности – .

В остальной части требований отказать.

Взыскать с ответчика САО «ВСК» в доход г. Иркутска госпошлину в размере руб.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Суд:

Кировский районный суд г. Иркутска (Иркутская область)

Судьи дела:

Кулакова Светлана Анатольевна (судья)

Судебная практика по:

По нарушениям ПДД

Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

КБМ или коэффициент «Бонус-Малус» - это коэффициент, который используется страховыми компаниями при расчете страховой премии по договору. В зависимости от наличия или отсутствия аварий «Бонус-Малус» может быть понижающим или повышающим. Для удобства определения данного коэффициента создана специальная КБМ таблица по ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Проверить КБМ

Что значат строки в таблице

Стоимость договора напрямую зависит от того, какой будет применен класс КБМ по ОСАГО.

Вся таблица поделена на несколько разделов. В первом столбце указан класс водителя на момент страхования. Водитель, который впервые обращается к представителю компании, с целью оформления полиса, автоматически получает начальный 3 класс. Именно от него будет происходить расчет в большую или меньшую сторону.

Во второй строке указана скидка, коэффициент бонус-малус, в процентном соотношении.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие обращений, в течение страхового года.

Как пользоваться таблицей

Пользоваться таблицей очень просто. Для определения коэффициента необходимо знать только: какой класс был на момент страхования и сколько аварийных случаев было в течение действия данного договора. Со вторым значением просто, поскольку каждый водитель знает, случались ли аварии, или нет. Первое значение можно узнать в страховой организации или на странице .

Для проверки необходимо внести: ФИО, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения. После внесения персональных сведений автоматически произойдет проверка.

Для того чтобы лично узнать коэффициент на начало страхования необходимо обратиться в офис компании, где был оформлен договор. При себе необходимо иметь паспорт, оформленный договор и водительское удостоверение. По времени проверка бонус-малус занимает не более 10 минут.

После того как вы узнаете свой класс, необходима таблица КБМ ОСАГО 2020 года, для определения значения. В первом столбце таблице необходимо найти свой класс. Во втором столбце будет отражена скидка, или повышающий коэффициент, который был использован при расчете премии по договору. Далее определяется бонус-малус на следующий год. При отсутствии выплат он опускается вниз по таблице на одну строчку. Если были аварии, он поднимается вверх по таблице, в зависимости от аварий.

Пример расчета КБМ по таблице

Вашему вниманию два примера. В первом случае водитель проездил год без убытков, во втором у водителя были аварии. Рассмотрим, как работает таблица КБМ класса водителя, при отсутствии и наличии страховых случаев.

Иванов Сергей Петрович обратился к страховщику 11 ноября 2015 года. На момент оформления договора водителю присвоили 9 класс КБМ, а именно 30% скидка к базовому тарифу по полису. Получается, клиент уже пользовался услугами страховой компании не один раз и каждый получал 5% за безаварийную езду.

Пример № 1: Отсутствие аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился в страховую организацию, для получения нового договора. Как и ранее у клиента не было аварий, и сотрудник предоставила понижающий бонус за безаварийный год. Для определения она использовала таблицу «Бонус-Малус» по ОСАГО.

У Сергея Петровича был 9 класс, двигаясь по этой строке вправо, в таблице, страховой агент посмотрела новый класс, при количестве страховых случаев «0». После 9 идет 10, которому соответствует скидка 0,65 или 35% к итоговой стоимости договора страхования. Получается, по новому договору получит скидку, в размере 35%.

Пример № 2: Наличие трех аварий

Спустя год Сергей Петрович вновь обратился к представителю страховой компании, для оформления нового договора. К сожалению, за последний год у клиента было 3 аварии, по его вине. В связи с этим клиент не рассчитывал на хорошую скидку.

У Сергея Петровича был 9 класс. Двигаясь по строке, нужно посмотреть новый коэффициент, который присваивается водителю, у которого было 3 аварии. Новый класс, который получает аварийный водитель, равен 1 или повышающий коэффициент 1,55. Получается, клиент должен оплатить повышенную страховую премию.

КБМ при неограниченной страховке

Если оформлен полис, по которому предусмотрено неограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то возникает вопрос: класс бонуса-малуса, как узнать? В таком случае расчет бонуса идет по собственнику машины.

Коэффициент по собственнику определяется аналогично, как по водителю. Единственное, что стоит принимать во внимание, скидка на машину по собственнику закрепляется на конкретную машину и не распространяется на другие.

К примеру, вы несколько лет подряд, без аварий, оформляете договор на машину ВАЗ 2110 и заработали максимальный класс, в размере 50%. При покупке новой машине, Kia Ria, при условии неограниченного количества лиц, по ОСАГО, вам будет присвоен начальный – 3 показатель. Получается, новая машина – это новая система скидок.