Время поста в день ашура. Молитва, читаемая в день ашура

Мухаррам является одним из высокочтимых священных месяцев для мусульман. Самым ценным днём месяца Мухаррам является день ‘Ашура. Ашура – от слова «ашара», что означает «десять». На 10 мухаррама приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Аль-Курси (Престола), ангелов, Адама, мир ему, переселение Адама в Рай и принятие от него покаяния после грехопадения; множество счастливых случаев, связанных с пророками. Так, в этот день Аллах даровал Нуху, мир ему, и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели; также в день Ашура Аллах даровал пророку Мусе, мир ему, и сынам Исраиля спасение от Фараона, после чего Муса, мир ему, стал соблюдать пост 10 числа месяца Мухаррама.

Поклонение

В День Ашура читают молитвы и Священный Коран, раздают садака , радуют детей и близких, совершают другие богоугодные дела. Желательно соблюдать трехдневный пост в день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни – 9, 10 и 11-го мухаррама . От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Лучший пост после Рамадана, пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных, молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)

Достоверные хадисы о дне Ашура

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто щедр (материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы» (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим» т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан» (Муслим)

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В джахилии (доисламская эпоха) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение, тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан, тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься”» (Аль-Бухари). Из этого хадиса следует, что в этот день очень желательно соблюдать пост, однако не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Поистине, когда Посланник Аллах, мир ему и благословение, прибыл в Медину, он нашел иудеев постящимися, и они сказали (когда их спросили): “Это великий день, в котором спасся Муса, мир ему, и Его народ от Фараона, поэтому Муса, мир ему, соблюдал пост и мы постимся в знак благодарности Господу”. Тогда Пророк, мир ему и благословение, изрек: «Мы (мусульмане) более достойны поститься из почтения к пророку Мусе, мир ему, в знак благодарности Аллаху”,– и повелел соблюдать пост в этот день» (Муслим)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, избегал сходства с людьми Писания (христианами и иудеями), поэтому он сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после (одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днем Ашура соблюдать один из дней до или после)».

Если человек будет соблюдать только пост в день Ашура без других дней (до или после), то этого тоже будет достаточно.

Намерение (ният) на пост в день Ашура: «Я намереваюсь завтра соблюдать суннат (желательный) пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть пропущенные обязательные посты, то он может совместить в намерении и пропущенный пост, сказав: «Я намереваюсь завтра возместить пропущенный обязательный пост ради (во имя) Аллаха», и тогда он, иншаАллах, с соблюдением этого поста не только отдаст свой долг, но и получит воздаяние за желательный пост в этот день.

День Ашура вобрал в себя всю сложность и необычность мусульманской религиозной конфессии. Он не относится к праздничным дням, но является весьма почитаемым, ведь посвящён сразу нескольким событиям.

Какого числа будет День Ашура в 2017 году

День Ашура отмечается на десятый день первого месяца лунного исламского календаря Мухаррам, что в 2017 году по выпадает на 1 октября . Считается, что именно этого дня Аллах сотворил небеса, ангелов, землю и первого человека – Адама, который жил в райских кущах, прощенный за все свои грехи. Кроме того, мусульмане верят, что конец света (светопреставление) состоится в будущем именно в эту дату.

Пост в День Ашура

Сунниты верят, что в определённый период жизни пророк Мухаммед странствовал из Мекки в Медину, где встретился с местными жителями. Именно в момент его прибытия в этот город – они держали пост, считающийся обязательным для жителей этих мест. Мухаммед узнал, что причиной этого поста послужила богобоязненная любовь к Аллаху. Пророк стал поститься вместе с жителями Медины.

Ранее пост, относящийся к этой дате, считался обязательным для всех мусульман. Но со временем, после принятия обязательного , пост в этом месяце сделали лишь желательным. Его придерживаются только самые преданные последователи Аллаха или же те, кто не смог по некоторым причинам поститься на Рамадан.

Сколько длится пост?

Пост на день Ашура длится два-три дня. Его можно соблюдать на 9-й и 10-й день месяца Мухаррам , или на 10-й и 11-й или в период с 9-го по 11-е число этого месяца.

В отличие от суннитов, шииты не считают пост в день Ашура обязательным. Для них эта дата – является датой памяти о погибшем имаме Хусейне – правнуке пророка Мухаммеда. Готовится ко дню памяти имама Хусейна шииты начинают за десять дней. В этот период они устраивают драматические представления, рассказывающее о религиозном подвиге ал-Хусейна и его приверженцев. Они готовят тазии – небольшие гробницы, символизирующие гробницу этого мусульманского мученика, проносят их по улицам рядом со специально отобранным конём, похожим на того, который некогда был у ал-Хусейна.

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2019 году приходится на 9 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора - поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) - Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида - сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Достоинства поста ‘Ашура

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Достоинства поста ‘Ашура и его законополежения.

Абу Къатада, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ

Я надеюсь на Аллаhа, что пост ‘Арафа послужит искуплением грехов одного года до него, и года после его. Я также надеюсь, что пост ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!
Передал Муслим.

→ Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказал:

“Когда пророк прибыл в Медину он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллаh спас сынов Израиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк сказал: «Я имею на Мусу больше прав чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”.
Передал аль-Бухари.

С хадиса не понимается, что пророк ﷺ начал держать пост из за иудеев, нет! Он ﷺ держал пост до переселения в Медину, как об этом сообщил имам Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Всевышний.

→ Ибн ‘Умар, да будет доволен им Всевышний, сказал:

“Люди времен джаhилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаhа и мусульмане до того, как Аллаh вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха сказал: «Поистине, ‘Ашура - это день из дней Аллаха! Кто желает, пусть постится, а кто не желает, пусть не постится»”.
Передал Муслим.

В какой день надо держать пост ‘Ашура?

→ Сказал наш шейх, да хранит его Аллаh:

الأفضل أن يصوم التاسع والعاشر ؛ لحديث عبد الله بن عباس رضي الله عنهما ، قال : حين صام رسول الله صلى الله عليه وسلم يوم عاشوراء وأمر بصيامه ، قالوا : يا رسول الله ، إنه يوم تعظمه اليهود والنصارى ، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : فإذا كان العام المقبل إن شاء الله صمنا اليوم التاسع قال : فلم يأت العام المقبل ، حتى توفي رسول الله صلى الله عليه وسلم. رواه مسلم فإن لم يتمكن فيصوم العاشر والحادي عشر ، وبه تحصل مُخالفة اليهود

«Лучше поститься в девятый и десятый день (месяца Мухаррам), и это согласно хадису Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллаh, который сказал:“Когда посланник Аллаха постился в день ‘Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаhа, это день, который чтят евреи и христиане”. Тогда посланник Аллаха сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха скончался”. Хадис передал Муслим.

А если он не смог поститься (в указанные дни), то пусть поститься десятого и одиннадцатого числа, таким образом также получается противоречие иудеям».

≡ Сказал Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Всевышний:

“Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура - это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”.

≡ Имам Ахмад говорил:

“Я не знаю, ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”.

≡ Имам аль-Байхакъи пояснил:

“Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка девятого числа наряду с десятым”.

→ Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, который сказал:

“Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!”.
Передал ‘Абд ар-Раззакъ.

Дозволено ли держать пост ‘Ашура три дня?

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд, однако достоверных хадисов на этот счет мы не встречали.

Некоторые говорили о дозволенности поста одним днем, днем ‘Ашура, однако другие ученые сказали о нежелательности этого!

Другие же дозволили день до и день после «Ашуры, минуя саму ‘Ашуру. Лучше всего держать день ‘Ашуры и день до него, т.е. девятый и десятый.

А можно и день ‘Ашуры и день после него, т.е десятый и одиннадцатый, как сказал об этом наш устаз, да хранит его Аллаh. А знание у Аллаhа

≡ Сказал наш устаз, да хранит его Всевышний, комментируя хадис:

«Хадис: “Поститесь день до (‘Ашуры) и день после”, хадис не достоверный. (Данный) хадис передал имам Ахмад и аль-Баззар со слабым иснадом. Цепочка (хадиса сконцентрирована) на Дауде бин ‘Али, а он передает (этот хадис) от Ибн Аби Лейли.
Сказал аль-Баззар: «Данный хадис передается от Ибн ‘Аббаса с разными путями, и нам не известно, что бы кто-то передал его от Ибн ‘Аббаса и других, где посланник Аллаhа ﷺ велел бы держать пост до (‘Ашуры) и после, кроме как в хадисе (передаваемом) Даудом бин ‘Али, от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, а о Дауде мы говорили ранее»

Сказал аль-Хайсами в «аль-Маджма’: «(Данный хадис) передал Ахмад и аль-Баззар, в (цепочке этого хадиса) Мухаммад бин Аби Лейла, относительно него (ученые) высказывались по разному»

(Что касается) Дауда бин ‘Али: сказал Ибн Хаджар: “Пойдет» (Годен). Т.е если будут параллельные ему цепочки, но если он единственный в своей передаче, то (в таком случае) он слабый (передатчик).

Некоторые ученые говорили о дозволенности поста три дня подряд (включая сам день ‘Ашура), ибо три дня поста каждый месяц приравнивается к целому году постов. Согласно словам пророка ﷺ: «Три поста каждый месяц, а также посты в Рамадан, все это словно год (непрерывного) поста». Передал Муслим.

И это по тому, что за одно благое деяние полагается десять наград.

Но очевидно, что пост ‘Ашура лучше соблюдать в девятый и десятый (Мухаррам)».

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

В этот день произошло множество значимых событий, связанных с пророками. Праотец всех людей пророк Адам (мир ему) каялся в совершенной ошибке и Всевышний по Своей милости принял его покаяние в день Ашура.

В этот день Аллах даровал пророку Нуху (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с ним на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа, пророк Юнус (мир ему) был вызволен из чрева кита, пророки Иса и Идрис (мир им) вознеслись на небо, произошло исцеление от болезней пророка Аюба (мир ему), пророк Якуб (мир ему) встретился с сыном, пророк Сулейман (мир ему) стал царем, пророк Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы, пророк Муса (мир ему) чудесно спасен от преследователей фараона.

День Ашура имеет большое значение и для уммы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). 10-го числа месяца Мухаррам в 4-м году хиджры должно было произойти известное сражение, называемое Зат Аррика, но оно не состоялось, потому что сердца неверных, преисполненные страхом, дрогнули и они бежали с поля боя.

Так Аллах оградил Своего любимого Пророка и его последователей от вреда. Согласно преданиям, на этот день приходятся сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека Адама. Светопреставление (конец света) также наступит в этот день. В этот день происходили не только радостные события: в 61-м году по хиджре мученической смертью от рук угнетателей погиб внук пророка Мухаммада, Хусейн, сын дочери Фатимы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о своих внуках: «Хасан и Хусейн - господа юношей рая», а также «Это мои дети, кто любит их, тот любит и меня» (Аль-Бухари, Муслим).

Во время переселения мусульман в Медину, они увидели, что иудеи постятся в день Ашура и таким образом благодарят Всевышнего за чудесное спасение пророка Мусы (мир ему) и израильтян от войск фараона. Когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) узнал об этом, он сказал: «Я больше имею прав на Мусу, чем вы» (Аль-Бухари) и велел мусульманам поститься в этот день. А для того, чтобы мусульмане не уподоблялись иудеям, он повелел им поститься еще один день до и после этого дня. Пост в этот день был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяц Рамадан. О достоинстве поста в день Ашура сказано в хадисе: «Он служит искуплением грехов прошедшего года» (Муслим).

К сожалению, мы часто забываем про эти важные дни в месяце Мухаррам. Мы должны понять и уяснить для себя, что чистота ислама и веры внутри нас определяется тем, насколько чисто и искренне мы выполняем сунну нашего Пророка. Если мы будем выполнять сунну в полной мере, насколько это возможно, то результат не заставит себя долго ждать - вера (иман) укрепится в наших сердцах, но если же мы перестанем соблюдать и тянуться к сунне, то результат также не заставит себя долго ждать - вера уйдет из наших сердец. Это, казалось бы, несложная арифметика, но она определяет наше состояние в исламе. Она определяет чистоту единобожия в нас, крепость на пути Аллаха, делаем ли мы бидаа (новшество) на пути Аллаха и множество другого очень важного и необходимого, что, в конечном счете, приведет нас, по воле Всевышнего, в рай или ад. В день Ашура богобоязненные мусульмане раздают неимущим садака (милостыню), радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие благие дела.

Пусть Всевышний Аллах увеличит нашу богобоязненность и ниспошлет нам самый ценный дар - разум, а тот, кто обладает им, не может ошибиться в выборе истины, которую преподносит нам наша религия так четко и ясно. Давайте же обращаться к Аллаху с мольбой о милости и милосердии ко всем нам. Пусть Всевышний сделает нас из числа тех, чьей жизнью и деяниями Он будет доволен.