Причастие. Морфологический разбор

Одной из самых интересных, но в то же время и трудных частей речи в морфологии нашего языка принято считать именно причастие. Пример разбора этой части речи, а также отличия его от других групп рассмотрим подробнее в этой статье.

Неоднозначное мнение

Как известно, лингвисты до сих пор не могут сойтись во мнении, что же такое есть причастие. Одни склоняются к мнению, что это самая обычная Она имеет ряд собственных признаков, которыми не обладают другие группы, свою систему склонений и множество других отличительных особенностей.

Другие же считают его особой формой другой части речи - глагола. принаделжащих к данной группе, приведем в статье далее) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Поэтому не будем ни одну из точек зрения считать ошибочной.

Залог

Упомянутая часть речи обладает категорией залога. Она есть не только в нашем языке, но и во многих других, например в английском. Действительное причастие (примеры: думающий, живущий, поющий) определяется как такое, которое передает действие, выполняемое самим действующим лицом.

Значит, если перед нами слово «летящий», то мы сразу представляем себе объект, который совершает полет. Это может быть птица или самолет - они проделывают это сами, и поэтому мы можем считать такое причастие действительным, то есть без помощи кого-то совершающим свое дело.

Противоположным по значению считают страдательное причастие (примеры: срубленный, нарисованный, расколотый). В данном случае, для того чтобы действие пришло в исполнение необходима помощь другого лица или объекта.

Вышитый узор - страдательное причастие, так как узор не смог бы себя сделать самостоятельно. Его сотворил тот, кто взял в руки иголку и нитку.

Необходимо обратить внимание, что правописание данной части речи будет зависеть от правильно определенного залога.

Действительные

Каждая из групп причастий имеет свой ряд специальных суффиксов. Особенности словообразования обязательно рассматриваются в ходе изучения каждой части речи.

Так, действительное причастие (примеры: бежавший, проголодавшийся, обезумевший, находящийся) имеет две группы суффиксов, которые зависят от времени, в котором мы будем его употреблять.

В настоящем времени используются следующие:

  • -ащ - - дрожащ ий
  • -ящ - - кипящ ий
  • -ущ - - ревущ ий
  • -ющ - - борющ ийся

Прошедшее время. Причастие (пример: лежавший) имеет другие суффиксы:

  • -ш - - росш ий
  • -вш - - боявш ийся

Отличать по времени их совсем нетрудно. Необходимо подставлять к каждому причастию вспомогательные слова. Если перед нами настоящее время, то подойдет слово «сейчас» (горящий (сейчас) костер, темнеющее (сейчас) небо).

Когда мы видим причастие в прошедшем времени, то смело подставим к нему «вчера» (плакавший (вчера) ребенок, несший (вчера) сумку).

Страдательные

Данный залог отличается своим набором словообразовательных суффиксов. Так, страдательное причастие (примеры: искомый, молотый) в настоящем времени образуется с помощью:

  • -ом - - влеком ый
  • -ем - - незабываем ый
  • -им - - зависим ый.

При этом два первых суффикса («ом» и «ем») употребляются лишь в тех причастиях, которые образовались от глаголов, имеющих первое спряжение. «Им» пишем лишь тогда, когда основой явился глагол во втором спряжении.

В прошедшем времени данная часть речи употребляется с суффиксами:

  • -енн - - испеченн ый
  • -нн - - запаянн ый
  • -т - - колот ый

Необходимо помнить, что (примеры их были приведены выше) в полной форме всегда будут иметь две буквы н: принести - принесенный . В кратких же только одна: пораженный - поражена .

План разбора

Изучив каждую часть речи, учащиеся, как правило, приступают к ее анализу. Он проводится по определенному плану и называется морфологическим. В него входят особенности, характерные для той или иной группы речи. Рассмотрим, по какой схеме разбирают причастие.

Пример плана:

  1. Грамматическое значение.

Этот пункт должен включать информацию о том, какую морфологическую нагрузку несет данная часть речи. Как правило, это признак по действию.

2. Словообразование.

Здесь необходимо привести в пример глагол, который является основным, а также суффиксы, указывающие на время и залог.

3. Постоянные признаки.

В этом пункте перечисляют те признаки, которые никогда не меняются:

  • действительное или страдательное;
  • совершенный или несовершенный вид;
  • время (стоит помнить, что будущее у причастия отсутствует).

4. Непостоянные признаки:

  • если перед нами страдательное причастие, необходимо указать форму, в которой оно употреблено (полная или краткая);
  • падеж;
  • как в полной, так и краткой формах - род;
  • число.

5. Член предложения.

Такой план морфологического анализа самый часто используемый. Некоторые разбирают причастие по другому принципу, сначала выделяя признаки прилагательного, а затем глагольные.

Образец

После приведенного плана необходимо произвести разбор самого причастия с примерами.

Луна, спрятавшаяся за облако, слабо освещала улицу .

Проанализируем слово «спрятавшаяся».

  1. Грам.знач. - признак по действию.
  2. Спрятаться + вш.
  3. Постоянные признаки:
  • действительное (самостоятельное выполнение действия луной)
  • совершенный вид;
  • спряталась (когда?) вчера - прош. вр.

4. Непостоянные признаки:

  • именит. падеж;
  • ж. род;
  • ед. число.

5. В предложении данное слово входит в состав обособленного определения, которое здесь выражено причастным оборотом. Соответственно, слова «спрятавшаяся» - определение.

Таким образом мы узнали, какие особенности имеются у причастия. Теперь, воспользовавшимся этой информацией, не составит никакого труда выполнить описанной части речи.

Грамматические признаки причастий, к сожалению, не раскрывает какой-либо один словарь. Часть речи эта довольно сложна для изучения, а учебные пособия, учителя не всегда доступно излагают такие темы. Поэтому приходится разбираться самим, искать причастия примеры, изучать морфологический разбор причастия онлайн, чтобы овладеть информацией на высоком уровне.

Причастия связаны с глаголами, но отвечают на вопросы прилагательного: какой? какие? и т.д. Например: Узнать – узнаВШий, бегать – бегаЮЩий. "Угадать" эту часть речи получается с помощью суффиксов, они в статье выделены крупно.

Причастия, когда обозначают действие, выполненное кем-то самостоятельно, называют действительными. Если это действие над кем-то производят, то это причастие страдательное. Примеры: УшедШий – сам ушёл – действительный залог, асфальтироваННый – его заасфальтировали – страдательный.

Морфологический разбор причастия - это определение грамматических признаков. Часть признаков причастия берут от прилагательных (падеж, род, число). Причастия всегда связаны с каким-то существительным: Кафе (какое?) закрыТое, повесть (какая?) прочитаННая. Например: ЧитаЕМыми журналами – падеж творительный, множественное число. К куплеННому билету – единств. число, дательный падеж мужского рода. Начальной формой считают ед. число, м. род, имен. падеж.

Причастия могут быть краткими: осознаНа, закрыТа, распилЕНы, причёсаНо. Краткие слова в предложении будут сказуемыми (это их синтаксическая роль). Полные будут определениями.

Остальные признаки – от глагола. Для лучшего их понимания нужно изучить здесь морфологический разбор причастия онлайн бесплатно. Признаки связаны с глаголом, от которого произошло причастие: бросить – глагол переходный, невозвратный, совершенного вида. Значит, причастие «бросиВШий» - тоже невозвратное, переходное, соверш. вида. Время причастия нетрудно определить по смыслу: стреляЮЩий – сейчас стреляет – настоящее, УвидЕННый – его уже увидели – прошедшее. Важно помнить: будущего времени никогда у причастий не бывает!

Вспомним терминологию. Переходность позволяет связываться с существительным в винительном или родительном падеже без предлога. Т.е. можно побороть кого? или что? – лень, противника, борца. Поэтому «побороть» - переходный глагол, а «поборовший» - причастие переходное.

Совершенный вид у глагола, если он отвечает на вопрос «что сделать?». Несовершенный вид - вопрос «что делать?»

Возвратность причастия, глагола – это наличие у них –СЬ- или –СЯ- на конце. Иначе они считаются невозвратными.

Если трудно определить признаки, можно использовать информацию о суффиксах. По суффиксам легко узнать, действительное оно или страдательное, а также время:

У действительных настоящего времени суффикс будет –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ- или –ЯЩ-;

У действительных прошедшего – суффиксы –Ш- или –ВШ-;

Страдательные настоящего времени отличаются суффиксом -ОМ-, -ЕМ- или –ИМ-;

Страдательные прошедшего - суффиксом -НН-, -ЕНН- или –Т-.

Представляем морфологический разбор причастия образец, и разберём причастие из предложения: «Над засыпающим посёлком проплывали облака».

(Над) засыпающим – причастие.

1. Над посёлком (каким?) – засыпающим. Начальная форма – засыпающий.

2. Постоянные (т.е. неизменяемые) признаки: действительное, настоящ. время, несовершенный вид; Непостоянные (меняются от текста к тексту) признаки: единств. число, муж. род, творительный падеж.

3. Посёлком (каким?) засыпающим. В предложении будет определением, подчеркнём волнистой линией.

Причастие — особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию (предмет приобретает признак в результате своего действия или воздействия на него со стороны другого предмета), отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Это грамматическая форма, которая объединяет в себе признаки глагола и прилагательного. Образуется от глагола с помощью определенных суффиксов: везут- везущий, читают — читаемый.

  1. Указать часть речи: причастие — особая форма глагола (указать какого), обозначает признак предмета по действию.
    • На какой вопрос отвечает? — какой? какая? Какое? какие?
    • Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода (как у прилагательных).
    • Общее грамматическое значение — признак предмета по действию;
  2. Морфологические признаки:
    • Постоянные признаки (признаки глагола: вид, переходность и непереходность действия, возвратность, залог, время):
      • вид (какой по действию?):
        • совершенный (СВ — можно поставить вопрос что сделавшее? ): поработавший, прозвеневший ;
        • несовершенный (НСВ — можно поставить вопрос что делавшее? ) : светивший, работавший, звеневший ;
      • переходность :
        • переходные (можно подставить сущ. или местоимение в винительном падеже без предлога) : пишущий письмо ;
        • непереходные: летящий ;
      • возвратность :
        • возвратный (-ся): светящийся , борющийся , строящийся ;
        • невозвратный: светящий, строящий ;
      • залог (признак по действию предмета):
        • действительное — обозначает признак предмета, который создается действием самого предмета: читающий, читавший, светящий, светивший .
        • страдательное — признак предмета, который создается действием другого предмета: читаемый, прочитанный ;
      • время (формы будущего времени причастие не имеет):
        • настоящее (только у причастий несовершенного вида): плачущий, лечащийся, растущий ;
        • прошедшее (у причастий совершенного и несовершенного видов): плакавший, лечившийся (НСВ), выросший, читанный (СВ) — читавший (НСВ), прочитавший (СВ), прочитанный (СВ) ;
    • Непостоянные признаки (признаки прилагательного: род, число, падеж, полная и краткая формы. Род, число, падеж находятся по роду, числу, падежу определяемого слова и по окончанию причастия.):
      • полная или краткая форма (краткая форма есть только у страдательных причастий) ;
      • падеж (для полных причастий)
      • число: бегущий — бегущие, сделан — сделаны ;
      • род (для причастий в единственном числе): сделан, сделана, сделаны ;
    • Синтаксическая роль (роль в предложении) — определение и сказуемое:
      • Определение (только в полной форме): освещенный двор ;
      • Именная часть составного именного сказуемого (чаще в краткой форме): Двор освещен.

Примеры морфологического разбора причастия.

Комната была оклеена розовыми обоями.

  • Устный разбор .
    • оклеена (комната) — причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию:
      комната (какова? ) оклеена — комната (с которой что сделали? ), которую оклеили;
    • оклеена образовано от глагола оклеить . Начальная форма — оклеенный .
    • Имеет постоянные морфологические признаки:
      • страдательное;
      • прошедшего времени;
      • совершенного вида;
    • Непостоянные морфологические признаки:
      • Согласуется со словам комната,
      • употреблено в краткой форме,
      • ед.ч.
      • женский род
    • В предложении является именной частью составного сказуемого — была оклеена .
  • Письменный разбор.

    Оклеена (комната) — причастие

    1. комната (какова?) оклеена, н.ф. оклеенный, от глагола оклеить
    2. Постоянные признаки: страдат., прош.вр., соверш.вида
    3. непост. признаки: краткая форма в ед.ч., ж.р.
    4. В предложении является именной частью составного сказуемого.

надвигающийся (мрак) — прич., от глагола надвигаться, н.ф.; действ., возвр., наст.вр., несов.в., полная ф.; ед.ч., м.р., И.п. или В.п.

Бегущие по дороге люди быстро исчезли за поворотом.

Бегущие — прич., н.ф. — бегущий, от глагола бежать/бегать, действ., полное, несов.вид, невозвр., непереход., наст.вр., И.п., мн.ч., люди (какие?) бегущие — определение.

В сумке лежало не отправленное мною письмо.

(не) отправленное — прич., н.ф.- отправленный, от отправлять, страд., полное, сов.вид., невозвр., переходн., прош.вр., И.п., ед.ч., ср.р., письмо (какое?) не отправленное мною — определение, выраженное причастным оборотом.

Внимание!

  • Правильно определяйте часть речи: с причастиями можно спутать прилагательные, существительные, наречия. Но у них, в отличие от причастий, не определяется время, нет значения действия, существует переносное лексическое значение. В отличие от прилагательного, и наречия причастие несет прямое лексическое значение.
    Напр.
    • (прич.) белеющий (тот, который белеет) — (прил.) белый (сладкий)
    • (прич.) приданное (слову) значение — (сущ.) приданое за невесту,
    • (прич.) крашенн ый недавно забор — (прил.) крашен ый забор,
    • быстро (прич.) текущий поток — на текущий момент.
  • Причастия согласуются с существительным, местоимением в роде, числе и падеже, поэтому падеж, род и число причастий определяются по падежу, роду и числу существительных/местоимений, как у прилагательных.
  • Только страдательные причастия имеют и полную, и краткую форму .
  • В краткой форме страдательные причастия изменяются:
    • по числам: задача решена — задачи решены ;
    • по родам в единственном числе: дом построен, дача построена, гнездо построено .
  • Род указывается для причастий в единственном числе .
  • Возвратные причастия относятся к действительным причастиям и образуются от возвратных глаголов.
  • Залог причастия (страдательное или действительное) зависит от переходности глагола, а время причастия зависит от вида глагола, от которого оно образовано:
    • Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов, а страдательные — только от переходных .
    • Все причастия настоящего времени — несовершенного вида и образуются от глаголов несовершенного вида.
    • От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени : сделать — сделавший, сделанный .

Словообразовательные суффиксы причастий

подскажут залог, время и от какого глагола образовано причастие:

Глагол Причастие
Переходность Вид Действительное Страдательное
определяет залог причастия определяет время причастия наст.вр. прош.вр. наст.вр. прош.вр.
Переходное НСВ 1 скл .: -ущ-/-ющ-
2 скл .: -ащ-/-ящ-
-вш-
-ш-
1 скл .: -ем-/-ом-
2 скл .: -им-
-нн-
-енн-
-т-(редко)
СВ -вш-
-ш-
-нн-
-енн-
-т-
Непереходные НСВ 1 скл .: -ущ-/-ющ-
2 скл .: -ащ-/-ящ-
-вш-
-ш-
СВ -вш-
-ш-
  • Действительное причастие настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов:
    • -ущ-/-ющ-
      писать — пишут (наст.вр.) — пишущ ий, думать — думают — думающ ий ;
    • -ащ-/-ящ- — от глагола II спр.:
      лежать — лежат — лежащ ий, стоять — стоят — стоящ ий, хвалиться — хвалятся — хвалящ ийся
  • Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов :
    • ем-/-ом- — образованы от глагола I спр.:
      вычитать — вычитают — вычитаем ый, вести — ведут — ведом ый ;
    • -им- — от глагола II спр.:
      клеить — клеят — клеим ый, слышать — слышат — слышим ый ;
  • Действительное причастие прошедшего времени образуются от основы инфинитива :
    • -вш — (после гласного):
      клеи-ть — клеивш ий, лелея-ть — лелеявш ий, надея-ть-ся — надеявш ийся ;
    • -ш- (после согласного):
      нес-ти — нёсш ий, вез-ти — вёзш ий ;
  • Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива переходных глаголов :
    • -нн- (если основа оканчивается на а, я, е ):
      увенча ть — увенча нн ый, разрисова ть — разрисова нн ый, вываля ть — вываля нн ый, настоя ть — настоя нн ый ;
    • -енн- (если основа оканчивается на и или на согласный):
      выбели ть — выбеленн ый, выезди ть — выезженн ый, вырасти ть — выращенн ый, напои ть — напоенн ый; увлечь — увлеченн ый; привез ти — привезенн ый;
    • -т- : вытерт ый, вымыт ый, избит ый

2. Начальная форма.

3. Инфинитив глагола, от которого образовано данное причастие.

4. Постоянные признаки (глагола):

а) вид и способ действия;

б) переходность;

в) возвратность;

г) залог и оттенки значения средне-возвратного залога;

д) класс и тип спряжения;

е) форма действительного или страдательного причастия;

ж) время (настоящее, прошедшее);

з) от какой глагольной основы и при помощи какого суффикса образовано.

5. Непостоянные признаки (прилагательного):

а) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

б) тип склонения (у твердого или смешанного варианта);

д) падеж (у причастий в полной форме);

е) от какого слова зависит.

6. Функция в предложении.

7. Особенности правописания.

Порядок морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи (особая форма глагола).

2. Начальная форма.

3. Инфинитив глагола, от которого образовано данное деепричастие

4. Признаки:

а) вид и способ действия;

б) переходность;

в) возвратность;

г) залог и оттенки средне-возвратного залога;

д) класс и тип спряжения;

е) от какой основы глагола и при помощи какого суффикса образовано

ж) временное значение.

5. Функция в предложении.

6. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА НАРЕЧИЯ

1. Часть речи.

2. Разряд наречия по значению.

3. Разряд наречия по образованию.

4. Степень сравнения, форма субъективной оценки (для качественных наречий) .

5. Способ словообразования.

6. Функция в предложении.

7. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА

1. Часть речи.

4. Степень сравнения (для слов категории состояния, соотносительных по образованию с качественными прилагательными).

5. С какой частью речи соотносятся по образованию.

6. Способ словообразования.

7. Функция в предложении.

8. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОГА

1. Часть речи.

2. Для выражения каких отношений используется данный предлог.

3. Разряд предлога по морфологическому строению и по соотношению со знаменательными частями речи.

4. Разряд предлога по структуре.

5. С каким падежом употреблен и может ли употребляться с другими падежами.

6. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗА

1. Часть речи.

2. Разряд союза по морфологическому составу.

3. Разряд по характеру выражаемых отношений (сочинительный или подчинительный).

4. Разряд по значению (соединительный, разделительный, временной, целевой и т.д.)

5. Разряд по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной).

5. Разряд по образованию

6. Соединяет члены предложения или части сложного предложения.

7. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ЧАСТИЦЫ

1. Часть речи.

2. Разряд по значению.

3. Разряд по функции.

4. С какой частью речи соотносится данная частица по образованию

5. К какому слову (группе слов, всему предложению)относится.

6. Положение в речи (препозитивная, постпозитивная).

7. Особенности правописания.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МОДАЛЬНЫХ СЛОВ

1. Часть речи.

2. Разряд по значению.

3. Соотнесенность с другими частями речи по образованию.

4. Функция в предложении.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕЖДОМЕТИЙ

1. Разряд междометия по значению.

2. Разряд по способу образования и происхождению

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

1. Выделить словосочетание из предложения (если в задании не даны уже готовые соединения слов).

2. Указать начальную форму словосочетания (если не совпадает с выделенной, отметить почему).

3. Определить тип словосочетания по объему: простое или сложное (образование сложного словосочетания).

4. Указать главное и зависимое слова (компоненты).

5. Указать, какими частями речи являются главное и зависимое слова (схема словосочетания).

6. Установить тип словосочетания по морфологической природе главного слова: именное (субстантивное, адъективное, местоименное, с именем числительным), глагольное, наречное.

7. Определить грамматическое значение словосочетания (с учетом лексико-грамматических значений компонентов).

8. Определить характер синтаксических отношений между компонентами словосочетания: атрибутивные, объектные, обстоятельственные. Указать тип обстоятельственных отношений: временные, пространственные, причинные, целевые, и т.д.

9. Определить тип синтаксической связи (согласование, управление, примыкание) дать ее полную характеристику; указать грамматические средства выражения связи между компонентами словосочетания.

а) согласование; какая часть речи согласуется с определяемым словом и в чем согласуется (общие для этих частей речи категории); полное или неполное согласование; грамматический способ выражения связи (флексия зависимого слова);

б) управление; тип управления по главному слову (приглагольное, присубстантивное, приадъективное, принаречное); по наличию или отсутствию предлога (предложное, беспредложное); по степени зависимости компонентов (сильное, слабое); падеж зависимого слова; грамматический способ выражения связи (флексия, предлог, порядок слов при слабом управлении);

в) примыкание; какая часть речи или форма слова примыкает; способ выражения связи (смысл, порядок слов, ритмо-мелодические средства).

10. Определить тип словосочетания по степени спаянности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное - цельное.

11. Указать функцию словосочетания или его компонентов в предложении.

I. Часть речи (особая форма глагола).

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3) вид – сов. Несов.

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

7 класс морф.разбор. закушенный, остановлен.

1)осн.ГЗ. признак предмета, действующего самостоятельно или испытывающего предмета или лица.(Бабайцева определяет причастие, как самост.часть речи)

2) правильно задать вопрос какой? Затушенный

3) определить нач форму – муж.р.ед.ч.полная форма.

4)постоян. Признаки: вид, возвратность, залог, время, полная или краткая форма.

5) падеж, число, род в ед.ч.

6) синтакс.роль: в предл. По вопросу – согл, в словосочетании - зависимое или главный вид связи.

Проверка умений: 1) выделение постоянных и непостоянных признаков

2) умение ставить вопрос

3) умение применять знания о части речи на практике в разборе.

4.Пути изучения лирических произведений в школе. Сформулируйте тему урока, в который Вы намерены включить анализ или чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Вор». Объясните его место в уроках по лирике Некрасова. Предложите методику работы на данном уроке: цель, задачи, виды деятельности учителя и школьников, вопросы, творческие задания.

3. изучение лирики: от накопления образных впечатлений к пониманию худ.идеи – работа над образами.

2)основной прием выразительного чтения.

3) особенности: субъективированность изображения, отсутствие сюжета, внутренний мир человека в движении

4) приемы. Использование муз.произ.(4-6 кл, 9-11 кл)

особенности изучения в старших классах:1. серьезнее становится теоретические вопросы, связанные с осознанием поэзии, как особого рода литературы.

2.стих-е изучается в контексте поэтического творчества

3. крупные произведения рассматриваются монографически или тематически(Пушкин «пророк»)

4. вхождение во внутренний мир произведения через жанровую природу осмысления

осн.теоретико литературные знания: образность поэтической речи, синтаксис поэтический, стихосложение.

Изучение стих-я Вор в рамках темы «народная тема в лирике Некрасова». Стих-е Вор, выступает в качестве иллюстрации особенностей стихосложения Н. и специфики его тематики. Метод беседы комментированное чтение. Вопросы: идея, тема, обстоятельство создания, средства создания образов(лексика, синтаксис).стихосложение(размер, рифма, рифмовка), смысл финала(сравнить с началом). Творч.зад.: придумайте свой вариант финала, соблюдая ритм, рифмовку и авторский замысел.