Танатос - бог смерти в мифологии. Танатос (Танат, Фанат), смерть и крылатый бог смерти Что такое танатос

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова танатос

танатос в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

танатос

ТАНАТОС (Танат, Фанат) в греческой мифологии бог - олицетворение смерти, сын Никты-Ночи и братблизнец бога сна Гипноса.

Мифологический словарь

танатос

(греч.) - бог смерти, брат-близнец бога Гипноса, сын Никты, брат кер. Его изображали в черном плаще, с громадными черными крыльями, с мечом в руках, которым он срезает прядь волос с головы умирающего, чтобы исторгнуть его душу. Т. неподкупен, он не принимает жертв и даров. Изредка смертным удается победить или обмануть его: могучий Геракл отвоевал у него Алкестиду, супругу царя Ад мета; хитрый Сисиф поймал Т. в ловушку и держал там несколько лет (в это время люди не умирали), пока Apec не освободил его.

Википедия

Танатос

Та́натос , Та́нат , Фа́нат - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт на краю света. Упоминается в « Илиаде » (XVI 454). Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Таната освободил Арес).

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображён на ларце Кипсела как чёрный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящён LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» .

Примеры употребления слова танатос в литературе.

Танатос махнул рукой в сторону Антея, и из распадающегося муара вдруг послышался тихий голос Маркона, согласившегося принять смерть от Террамы: - Ты не можешь этого отрицать.

Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт - инстинкт смерти, Танатос .

Я не смогла допустить, чтобы другой ребенок умер, когда Танатос предложил мне его душу, и я не в силах так поступить с Витой - ведь она мой друг.

Однако Танатос проскакал на Морте над машинами и под коврами, пока не оказался возле ковра с Луной, Витой и судьей Скоттом.

Танатос отправился обратно за Витой и Роком, но пробка уже начала рассасываться.

Нет, Мизар, не помнишь, - сказал Танатос и, не вставая с плетеного кресла, погладил оранжевый кусок ковра, служивший ухом диковинному псу.

Насколько я понял, тут замешана Нокс, - заметил Танатос , когда автомобиль вознесся над землей.

Танатос немного успокоился: - Я тоже приступил к своим обязанностям совсем недавно, в прошлом году, и ваши предшественницы очень мне помогли.

Этот человек, в настоящее время смертный, по словам Хроноса, позже должен вступить в должность Марса, - сказал Танатос .

В Непостижимых Полях всегда царили сумерки, однако Танатос отбрасывал непроницаемую, нереальную тень, словно за ним неизменно следовал кусочек вечной ночи.

Должно быть, ты что-то напутал, - отозвался Танатос , Его голос прошелестел мягко, точно шорох сумрака, и едва слышно, точно умирающий рокот созидания.

Мотылек взлетел с его пальца и устремился на север, Танатос последовал за ним.

Я услышу твой призыв, где бы ни находился, - заявил Танатос , - и приду к тебе.

Похоже, кто-то решил немного поиграть, - заметил Танатос , шагая по черной луговой траве, усыпанной агатовыми маками, которые качали своими хрупкими головками, когда их касались развевающиеся полы его плаща, - а если не считать музыки, это мое самое любимое занятие.

Смерти Танат (Танатос), сын богини ночи Нюкты , обитает подле своего брата – бога сна Гипноса . Но Сон – друг смертных, он мирно ходит посреди них на земле, – а бог Смерти не знает пощады, у него жестокое ледяное сердце. Он никогда не выпускает несчастного, раз захваченного им, он ненавистен даже бессмертным богам (Гесиод).

Покрытый черными одеждами, он движется среди людей, отрезывая локон у умирающих и принося его в жертву богу царства мертвых Аиду ; он пьет кровь жертв, приносимых в память умерших (Еврипид). Впрочем, несмотря на страшные описания поэтов, Танат является в древнем искусстве далеко не в таком страшном виде, какой ему придавали позже, в Средние века. Он большей частью изображается в виде спящего юноши с опрокинутым факелом – таким он представлен на многих саркофагах. На греческих памятниках искусства зачастую очень трудно отличить Таната от Гипноса, и часто их изображают вместе. Прекрасная статуя в Лувре, известная под названием «Гений вечного покоя», может изображать как одного, так и другого из братьев.

Сон и его брат – Смерть. Изображение богов Гипноса и Таната на картине художника Дж. У. Уотерхауса, 1874

Несмотря на свое могущество, Танат бывал побежден, – например, разбойником Сизифом . Зевс , желая покарать этого нечестивца за все его злодейства, послал к нему бога смерти, но Сизис ухитрился заключить Таната в оковы, так что на земле перестали умирать. Боги не могли долго терпеть подобного нарушения раз уже заведенного порядка и послали на землю Ареса , победившего Сизифа и ввергшего его в ад.

Миф об Адмете и Алкестиде указывает на то, что греки веровали в возможность отдать свою жизнь богу смерти взамен жизни любимого человека.

Лишь только в древнегреческом доме кто-нибудь умирал, там тотчас же раздавались крики и рыдания, и все присутствующие, подняв руки кверху, ударяли одну о другую. В трагедии Еврипида «Алкестида» хор поет: «Слышит ли кто-нибудь там, внутри, стоны и рыдания? Раздаются ли удары рук, которые должны означать, что все кончено?» А дальше хор прибавляет: «Я не вижу сосуда с водой очищающей, который должен по обычаю стоять у дверей, где царит смерть; не видно отрезанных волос в знак траура и не слышно шума от ударов рук». Сосуд, о котором здесь идет речь, обыкновенно глиняный, разрисованный, должен был быть наполнен водой, непременно взятой из другого дома: она служила для омовения рук посетителей, и этим как бы очищались все прикоснувшиеся к трупу.

Найденные в гробницах и на гробницах фрески изображают похоронные процессии и церемонии, в которых обязательно участвуют наемные плакальщицы или флейтистки. На этих же фресках изображены разные сосуды и домашняя утварь, которые дарят покойнику друзья; воспроизведены также и пиры в честь умерших. Часто даже учреждались в память умерших общественные игры – например, Немейские игры в честь Архемора. Сохранилась ваза, на которой изображены эти игры и умерший Архемор.

Древние народы не считали отталкивающим вид гробниц и надгробных памятников, – напротив, их помещали на видных местах, и они служили украшением городов. В Греции и в Италии, находят развалины этих могил и памятников на самых торных дорогах. Скульптурные произведения или живописные, украшавшие эти памятники, большею частью изображали те представления, которые были у народа, о другой жизни; часто встречаемые на них вакхические маски должны были напоминать, что вся человеческая жизнь – это роль, которую каждый должен исполнять во время своего земного существования. Трагическая маска, помещенная рядом с комической, указывала на то, что вся жизнь человека есть смесь горя и радости. Изображение битв говорило о той борьбе, которую должен был выдерживать покойный, борясь с добром и злом, и добрые и злые духи принимали в ней участие.

Иногда причина смерти изображалась намеками – так, например, Аполлон и Артемида , поражающие стрелами детей Ниобы , должны были представлять внезапную смерть; похищение Персефоны означало, что молодая девушка слишком рано сделалась жертвой смерти, а похищение Ганимеда объясняло раннюю смерть юноши.

Сохранились многие надписи на гробницах; одна из них гласит следующее: «Пепел прелестной Тинос покоится в этой могиле. Жестокие парки перерезали нити ее жизни, прежде чем бог Гименей зажег для нее свой факел. Все ее подруги мужественно отрезали в знак печали свои прекрасные волосы». Иногда надгробная надпись является как бы советом для живых: «Чужестранец, сиракузец Ортон советует тебе не позволять зимней ночи захватывать тебя пьяным на дороге: это было причиной моей смерти, и вот почему я, вместо того чтобы покоиться в родной земле, похоронен здесь, в стране чужой».

Шутливая надпись иногда содержит в себе сожаление о том, что умерший вообще жил: «Мое имя – Дионисий из Тарса, и я покоюсь здесь, прожив шестьдесят лет. Я никогда не был женат и был бы благодарен богам, если б отец мой поступил точно так же».

Танатос, Фанат (Q a n a t o z) - бог-олицетворение смерти, сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.

У Танатоса есть жилище в тартаре (на краю света), однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу.
Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах, в скульптурах и на картинах можно видеть их изображения.


Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке (факел часто перевернут вниз что так же указывает на отсутствие огня, искры жизни. Так например на некоторых провинциальных монетах Рима чеканящихся в греческих городах он помещен именно в такую композицию).


Часто изображается как черный или более темный мальчик, юноша рядом с белым мальчиком Гипносом.

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен многим богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса был значительно представлен в Спарте.

Интересны истории указывающие на борьбу людей и сверхчеловеков с данным воплощением смерти и побеждавших или обманывающих его.

Одна из подобных историй описана Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду.

"Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду" Фредерик Лейтон


======================================== =======

Другая история связана с коринфским царем Сизифом. Когда-то он осмелился обмануть самого Зевса. Разгневанный владыка Олимпа послал к Сизифу Танатоса, чтобы тот немедленно отправил святотатца в царство Аида. Но хитрый Сизиф сумел обмануть даже смерть. Он устроил Танатосу почетную встречу. Пригласил его к роскошному столу, а когда демон смерти изрядно захмелел, Сизиф крепко связал его и запер в пиршественном зале. На земле после этого перестали умирать люди, напрасно мучились больные и смертельно раненые. Они просили Танатоса прекратить их страдания. Но смерть не приходила к ним. (вот вам первые отзвуки проблемы эвтаназии) Сам Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его царстве новые тени умерших. Послал он узнать, куда подевался Танатос. Нашел демона смерти Арес, освободил его и сразу же отдал ему Сизифа.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость Сизифа взяли верх. Он приказал своей жене плеяде Меропе не предавать его тело ни земле, ни огню погребального костра, и не совершать никаких заупокойных обрядов. Как только оказался Сизиф в царстве Аида, сразу же начал жаловаться на Меропу и просить позволения вернуться на землю, чтобы наказать супругу за нерадивость. Лестью уговорил, наконец, Сизиф Аида позволить ему вернуться на три дня домой. Но хитрому коринфскому царю куда больше нравилось жить под голубым небом, под теплыми солнечными лучами, чем тенью пребывать во владениях Аида. Пришлось Гермесу самому явиться за Сизифом и насильно доставить его в преисподнюю. Сизифов труд - наказание за непослушание смерти продолжается и поныне, он тащит свой вечно скатывающийся камень на безмерно высокую гору.


======================================== =======

Но самую большую боль причиной которой был Танатос пережил Аполлон, потеряв собственного сына. Звали его Асклепий. Когда он родился, Аполлон перенес его в горную Фессалию и отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Многое было ведомо Хирону. Знал он и тайны движения звезд, и скрытые силы целебных трав, знал все о событиях давно минувших времен, и то, что прячется за завесой будущего.

Когда пришла пора выбирать предмет обучения, Асклепий отдал предпочтение искусству врачевания. Очень скоро ученик превзошел своего учителя. Не было болезни, которую не смог бы излечить Асклепий. Никому не отказывал в помощи божественный врачеватель, ни бедному, ни богатому, ни старому, ни молодому.


Искусство Асклепия было столь велико, что люди на земле перестали умирать. Тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает мировой порядок. "Если люди станут бессмертными, — подумал Зевс, — кто тогда отличит людей от богов?" Яркой вспышкой мелькнула молния великого царя Олимпа, и поразила Асклепия.

ТАНАТОС

ТАНАТОС, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos - смерть) - 1) бог смерти в античной мифологии. Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии бог смерти Т. был сыном Нюкты (Ночи) и братом-близнецом бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым юношей, с погашенным факелом в руке (иногда с крыльями и разящим мечом). На протяжении длительного времени культ Т. существовал в Спарте. 2) олицетворение смерти. 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмблематическое обозначение смерти Т. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей. Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Т. и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Т. и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика II. Фе-дерна. В трудах Фрейда понятие Т. не употреблялось, хотя, по свидетельству Э. Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Т. трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т.д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства. Понятие Т. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТАНАТОС" в других словарях:

    танатос - (Фанатос, Танат, Фанат; от греч. thanatos смерть) 1) бог смерти; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции. Как общее символическое обозначение… … Большая психологическая энциклопедия

    Фанат (Θάνατος), в греческой мифологии олицетворение смерти (Неs. Theog. 211 след.; Нот. П. XIV 231 след.). В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от Т. Алкестиду. Хитрому Сисифу удалось заковать Т. и продержать в… … Энциклопедия мифологии

    Бог смерти Словарь русских синонимов. танатос сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) смерть (69) … Словарь синонимов

    Танатос - Танатос, танатология (гр. thanatos – өлім, Танатос – өлім құдайы) – өлім туралы ілім. Психоанализдің кейбір өкілдерінің көзқарасы бойынша қанағатқа (өмірге) аңдаусыз ұмтылумен қатар өлімге санасыз ұмтылуды (несознательная тяга), адам жүріс –… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (Танат Фанат), в греческой мифологии бог олицетворение смерти, сын Никты Ночи и брат близнец бога сна Гипноса … Большой Энциклопедический словарь

    - (Танат, Фанат), в греческой мифологии бог олицетворение смерти, сын Никты (см. НИКТА) Ночи и брат близнец бога сна Гипноса (см. ГИПНОС) … Энциклопедический словарь

    Мифологическое олицетворение смерти у древних греков, бог смерти, сын ночи, брат сна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Танатос - – 1. греч. бог смерти; 2. в психоанализе – инстинкт смерти, разрушения. Проявляется склонностью к суициду, членовредительству, отказом от удовольствий и др. Теория инстинкта смерти осталась в психоанализе фактически неразработанной, хотя именно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Гипнос и Танатос уносят Сарпедона, Гермес наблюдает Танатос … Википедия

    В греческой мифологии, персонификация смерти, сын Ночи и брат Сна. Когда Танатос забрал Алкесту, Геракл заставил отдать ее назад и возвратил ее мужу Адмету … Энциклопедия Кольера

Образ смерти на протяжении веков остается притягательным для культуры и искусства. Многие персонажи пришли из античности, и в их числе – древнегреческий бог Танатос, которого изображали в виде крылатого юноши в капюшоне, с погасшим факелом в руке. Он олицетворял угасание жизни.

Что такое танатос?

В общем смысле танатос – стремление к смерти на инстинктивном уровне и ее олицетворение. Термин произошел от имени античного божества, также известного как Фанатос, Танат и Фанат, чей культ на протяжении долгих веков существовал в Спарте. С древнегреческого языка его имя переводится как «смерть» (thanatos). Образ получил отражение не только в мифологии, но и в искусстве, психологии и в психоанализе. Понятие имеет несколько значений.

Танатос в философии

С точки зрения философии танатос – это влечение к саморазрушению, разложению и дезинтеграции. Вместе с Жизнью, Эросом, понятие является неотъемлемой частью бытия. Как бы человек не интерпретировал свою кончину и не представлял , он всегда задумывается лишь о том, как продлить жизнь и улучшить ее. Философские размышления на тему смерти длятся не один век. Она – постоянный объект человеческой мысли. Обостренное внимание к вопросу замечалось в нескольких временных эпохах:

  • в эпоху масонства;
  • во времена Федорова и Достоевского, когда велись спиритические дискуссии;
  • в Серебряном веке (эмигрантская публицистика).

В русской философии – данную проблему анализирует междисциплинарное движение танатология. С 1990-х годов в Санкт-Петербурге Ассоциацией танатологов издается альманах «Фигуры Танатоса». Проблематика издания следующая:

  • символы смерти;
  • образы в искусстве;
  • самоубийства;
  • материалы международных конференций и т.д.

Танатос в психологии

В ХХ веке философские идеи Шопенгауэра и биологическая теория Вейсмана позволила сформировать образ смерти и неких ее сил. Дать ответ на вопрос, что такое танатос в психологии, пытались видные психоаналитики: Э. Вейсс, П. Федерн, М. Клейн, и др. Представление о понятии и определение термина ввел австрийский психиатр Вильгейм Штекель. Борьба живого и смертного, агрессии и деструкции фундаментальна. Она является основой существования человека и его психической деятельности. Эти два противоборствующих явления дуальны и носят в психологии имена греческих богов.

Эрос и Танатос по Фрейду

Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд противопоставлял два влечения, инстинкта – жизни и смерти. Волю к первой выражает Эрос – инстинкт самосохранения и сексуальности. Танатос по Фрейду так же силен и функционирует на основе энергии либидо. Он может быть двух видов:

  1. Направленным на людей и различные предметы, и тогда он имеет форму деструктивных действий, например, вандализм, садизм и пр.
  2. Направленным на себя самого. Такой инстинкт выражается в и попытках самоубийства.

В своей работе «Я и Оно» (1923 г.) Фрейд подчеркивал, что в психике происходит постоянная борьба между двумя влечениями. Танатос и Эрос противодействуют друг другу, а между этими двумя инстинктами находится «Я» человека. Эрос является нарушителем спокойствия и подчиняется принципу удовольствия. А «смертные» инстинкты стремятся к покою и влекут за собою индивида.


Танатос - мифология

В греческих мифах люди пытались дать ответ на волнующие вопросы, осмыслить бытие. Так «противник» Эроса являлся порождением тьмы. Богиня ночи, мать Танатоса, носила имя Нюкта («ночь») олицетворяла собой темноту, приходящую с заходом солнца. От бога вечного мрака, Эреба, Нюкта родила сыновей и дочерей. В их числе был и Бог Смерти. Он фигурировал в сказаниях о Геракле (под именем Танат) и Сизифе. О нем упоминается в «Теогонии» Гесиода, в «Илиаде» Гомера и других античных преданиях. Бог имел собственный храм в Спарте, а его лик было принято изображать на могильных урнах.

Кто такой Танатос?

В древнегреческом искусстве бог Танатос представал в разных образах, но все они привлекательны, учитывая, что персонаж олицетворяет. Как правило, его изображают как:

  • юношу с крыльями за спиной;
  • в черном одеянии;
  • держит в руках потухший факел и меч.

Место его обитания – Тартар и юноша находится рядом с троном Аида. Людям вестник конца является в тот самый момент, когда заканчивается срок жизни, отмеренный богинями судьбы. Посланник Аида отрезает клок волос с головы «обреченного» и относит его душу в царство мертвых. Древние греки верили, что иногда Танат дает второй шанс на жизнь.

Танатос и Гипнос

По преданиям Танатос, бог смерти, имел брата-близнеца Гипноса, и образы их неотделимы. На некоторых предметах декоративно-прикладного искусства их можно видеть как белого и черного мальчиков. По преданиям Гипнос всегда сопровождал Смерть и нес на своих крыльях сон. Спокойный, благосклонный ко всем, брат Танатоса разительно отличался от него по нраву. Если Смерть ненавидели и люди, и боги, к Гипносу относились с радушием. Особенно его любили музы. Сыновья Нюкты и Эреба несли для человека разные ценности, но значимость каждого нельзя умалять.

Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Целью всякой жизни является смерть». Согласно суждениями великого психоаналитика влечение к гибели и разрушениям – это нормальное явление. Иначе как объясняются регулярные военные конфликты? Благодаря Эросу – инстинкту жизни, развивается культура и общий уровень жизни. Люди взаимодействуют между собой, объединяются в группы: семью, общину, государство. Но склонность к агрессии, жестокости и разрушению рано или поздно дает о себе знать. Тогда включается другой инстинкт, Танатос. Со смертью шутить нельзя, но и забывать о ней не стоит.