Откуда пошло выражение «грызть гранит науки. Грызи гранит науки Выражение грызть гранит науки

Символ смерти среди цветения жизни. Познающая мир и науку среда обычно молодежная. Она веселая и бесшабашная везде и всюду. Весь многовековой студенческий фольклор свидетельствует о том.

Студенты живут будущим, потому что они молоды и красивы. Вино и девушки - основные темы их песен, и лишь где-то на периферии их творчества мелькают ироничные тирады о многотрудной работе по усвоению знаний, которые накопило человечество. Так откуда же гранит - символ косности и смерти, появился в их цветущей среде? Кто призывал грызть гранит науки?

Правда другая - символ этот окрашен творчеством студентов в иронично-бесшабашные тона, но, тем не менее, он заземляет и мертвит то, что жаждет радоваться и осчастливить своей радостью весь мир.

Сократ и древнегреческие Академии

Считается, что системное обучение молодых людей ввел в древнегреческую культуру бессистемный мудрец Сократ. Философ из бочки отозвался об этом в том смысле, что свободный ум Сократа изготавливает клетки в зеленых садах Академии для молодых умов. Если бы у него, выражаясь по-современному, был авторитет поменьше, тогда бы он имел право учить. А так молодежь станет заглядывать ему в рот. И молодые гибкие ростки обратятся в камень под старческим взглядом Сократа.

Кто призывал грызть гранит науки, Сократ?

Нет, такого не случится, - возражает Сократ, - потому что для меня ученики не сосуды, но факелы. Я их не наполняю, а зажигаю.

И действительно, от сократовской Академии разрослись буйные сады философии по всему античному миру. Нигде никакой косности. Стоики, софисты, эпикурейцы, материалисты, идеалисты… За все последующие 2,5 тысячи лет не возникло в философии столько течений, как от сократовской Академии. Так что никто из не мог призывать гранит науки грызть.

Такое впечатление, что до XVIII века, а именно до рождения Гете, мировая философия только подбирала крохи мудрости после пиршества философов античного мира. Великий Аристотель, выбранный случайным тычком пальца святого Константина среди сонма великих философов, назначен быть столпом и краеугольным камнем церковной мудрости о том мире, что не есть религия. Несчастный Аристотель. Он бы на такую роль никогда не согласился. Его философия трепещет жизнью. Его философия - это принципы, но никак не незыблемые каноны.

Конфуций

На другом конце света чиновник среднего звена управления большой по меркам древности державы осмысливает жизнь и житейские мудрости.

И странным образом простейшие и очевидные истины, систематизированные мудрецом, становятся могучей философией, которая вмещает в себя, если не все, то многое. Может это древний китаец призывал грызть гранит науки, значение, вкладывая в свои слова такое, которое нам сегодня не совсем понятно? Да нет, все, что ним написано давным-давно, понятно сегодня с предельной ясностью. Недаром же его многие изречения стали пословицами.

Но Конфуций утверждал, что человек не может давать вечных законов, потому что должен исполнять вечные каноны. Лишь выходя за кон, он творит законы, чтобы освоить новое и впустить в него вечные каноны. Тогда человеческие законы умирают.

Эта мысль перекликается с мыслью Гете: «Мертвы теории, мой друг, мертвы, а вечно живо» Камень так не может прорастать через глыбы веков. Так прорастет только живое.

Догматизм. Богословие и схоластика

Для чего собрал святой Константин около полутысячи пастухов (пастырей) христианских стад (паств) в городе Никеи в 325 году? А для того, чтобы убрать все противоречия из учения про Христа и Бога, потому что собрался сделать христианство государственной религией. Ему был нужен краеугольный камень для строительства могучей империи и его ему создали. И полетели в костры более 30 Евангелий, десятки откровений, от учения гностиков о познании мира остались крохи. Даже любимого ученика Христа, попало в Библию только в 415 году. А его откровение и того позже. От откровения самого Петра осталось две никчемных главы.

Тертуллиан говорит, что началось строительство вечного камня учения об истине. Законы Бога строги и буйство красок неуместно. И через пару веков, в том числе и за эти слова, был причислен к отцам церкви. Грызть гранит науки - фразеологизма такого он не родил, потому что все науки считал ненужными. А другой фразеологизм другого отца церкви - верую, потому что абсурдно, и вовсе вырвал из обихода познающей молодежи само понятие «наука». Схоластика стала пространством, а богословие гранитными стенами здания, в которое вводили студентов в средние века.

Тут нужно было бы искать того, кто призвал грызть гранит науки первым, если бы само слово «наука» не воспринималось, как бунт против здания веры. Когда в наше время человек читает старинные труды по схоластике и богословию, то его не покидает недоумение по двум причинам:

  1. Зачем люди написали множество слов, когда намного короче и понятнее написано в той же Библии?
  2. Почему их труды такие мрачные, почему в них нет и макового зернышка жизни, когда в самих Евангелиях буйствует именно жизнь.

Эти никчемные трактаты похожи на современные компиляции многих людей от философии со званиями. Писания же древнегреческих философов понятны и интересны и сегодня. Вероятно, в то время возникло предубеждение о том, что умное должно быть непонятным, хотя в действительности как раз наоборот - только понятное является умным.

Преодоление

Средние века окончились возрождением. Наука перестала быть избиваемой девочкой и превратилась в принцессу, которой суждено стать в свое время королевой. Правда, ради этого многие шагнули в костер. Вместе с наукой и искусством в человеческое общество возвратилась и жизнь. Галилео своим ученикам не предлагает вгрызаться в камень науки, а несет вместе с ними его на вершину чтобы провести первый физический эксперимент. Он тем самым закладывал живые, а не мертвые, основы науки для Ньютонов, Ломоносовых и Максвеллов. Художники и скульпторы закладывали основы оптики, даже не подозревая о ее будущем рождении. И они удивлялись тому, что за 1500 лет до них уже так рисовали, уже так творили.

Кто призывал грызть гранит науки?

За ответом на данный вопрос ходить далеко не нужно. Те, кто начал лепить новую каменную систему догматов - марксисты. Но наука в данной фразе приплетена только потому, что она уже стала королевой.

Труды основоположников новой схоластики читать невозможно, потому что непонятно ничего. Из них такие же философы, как со старых баб балерины. Конкретно о том, что нужно что-то грызть, сказал Троцкий и тем самым выдал то, что представляет собой их марксистско-лениско-троцко-сталинско-…ая теория. Неудобоваримый камень, который нужно грызть молодым. А то, будет ли от этого польза жизни на Земле - их не интересовало. А камень как был эмблемой смерти и косности, так этим символом и остался.

Ирония

Не в одном Белгороде имеется памятник граниту науки. Впрочем, не так уж и важно, кто призывал грызть гранит науки. Главное сказано жизненно и понятно, что со своим страшным прошлым человечество прощается весело. Вот эту радость и выражают ироничные многочисленные памятники погибшей косности. Они своими строгими контурами и художественностью напоминают такое же известное всем миром и им же возвеличенное творение Малевича - «Черный квадрат».

10.09.2016

Сентябрь - месяц и сам по себе печальный, все же осень начинается. Ну а для миллионов юных он и вовсе трагический: каникулы закончились – пора в школу. И снова приходит время опять «грызть гранит науки»… А откуда пошло это и другие выражения о науке и образовании? Читайте в нашем ежемесячном обзоре русских фразеологизмов.

Для дела революции

Про гранит – это такое древнее выражение, наверняка древнеримское? Вовсе нет – на самом деле «грызть гранит науки» придумал некто Л. Бронштейн, более известный нам как Лев Давидович Троцкий. И случилось это ровно 11 октября 1922 года, на V съезде Российского коммунистического союза молодежи. «Наука – непростая вещь, – сообщил собравшимся Лев Давидович, – это гранит, и его надо грызть молодыми зубами» . А через пару минут повторился: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки» .

И этот «гранит науки» Троцкому самому так понравился, что он ещё не раз повторял его в своих статья и выступлениях – так фраза и прижилась.

Впрочем, Виктор Чернов, председатель Учредительного собрания, министр Временного правительства и видный эсер, утверждал, что «грызть гранит науки» придумал Михаил Гоц, один из основателей партии эсеров. Который ещё в 1899 году будто бы сказал Чернову, что в германских университетах грызут гранит науки те, кто впоследствии продолжит дело революционной борьбы… Впрочем, Чернов писал свои воспоминания не по горячим следам, а чуть ли не через полвека, уже в очень почтенном возрасте. Так что на их основании вряд ли можно опровергнуть авторство Троцкого.

Мать ученья

Россияне, которым сейчас несколько за тридцать, должны помнить свои школьные тетрадки. Те, что в клеточку, на задней стороне обложки имели таблицу умножения. А те, что в линеечку, – «Торжественную клятву пионеров Советского Союза». И вот там среди прочих пионерских обещаний было и такое: «Учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин» . А ведь и правда завещал, причем неоднократно – и в докладе на конгрессе Коминтерна в 1922 году («важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться» ), и годом позже, в статье «Лучше меньше, да лучше» («во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться» )… Правда, может, это он не сам придумал, а позаимствовал у Чехова из его рассказа «Моя жизнь (рассказ провинциала)»: «Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим…»

Однако окончательно крылатым это выражение стало благодаря Сталину, который в 1928 году на VIII съезде комсомола именно так и сказал: «Учиться, учиться и учиться» . Его, конечно, все послушались.

Хотя идея не сказать, чтоб была нова. Ведь задолго до революции в народе существовала поговорка «грамоте учиться – всегда пригодится» .

Ну а то, что наши лидеры по несколько раз повторяли слово «учиться» – так это у них, видимо, ещё от римлян. Которые в своё время придумали, что «повторение – мать учения» . «Repetitio est mater studiorum», – твердили они своим ленивым детям, явно толкая учащихся на путь зубрёжки. Которая, возможно, произошла от зуба из выражения «знать назубок» . Которое, в свою очередь, родом из привычки наших предков надкусывать золотую монету или даже кольцо – если вмятины не осталось, значит, золото не поддельное. Между прочим, выражение «я тебя раскусил!» тоже появилось из этого же источника.

Заруби на носу!

Однако вернёмся к нашей зубрёжке, с которой не всё так просто. Да, возможно, она – от зуба. Но есть и куда более экзотические версии – например, что произошла она от слова «зубр» . Причем шла она оттуда очень извилистым путём. Так, в немецком языке есть слово büffeln , означающее «долбить» и «зубрить» . Но там же есть и чрезвычайно похожее слово büffеl , то есть "буйвол", которое порой использовалось для обозначение особо тяжелой работы. И вот, видимо, в некие очень давние времена какой-то толмач, во-первых, спутал «буйвола» с «долбить» , а во-вторых, ещё и перевёл его как более привычного нашим древним соотечественникам «зубра» . Мог бы и «туром» его назвать. И тогда говорили бы мы сейчас «турить» … Очень заковыристая версия.

Но, может, всё гораздо проще. И школярская зубрёжка произошла от глагола «зубрить» в смысле «делать на чём-то зарубки» , «зазубривать» . Например, зарубить себе на носу. Звучит жестоко, но, к счастью, нос как украшение лица тут вообще ни при чем. Здешний нос – он от слова «носить» . А носили наши предки обычные дощечки или палочки, на которых ставили зарубки, чтобы чего не забыть.

А ещё на память можно было завязать узелок. Вот и завязывали – с невероятно древних времен. Сначала узлы вязали на жилах убитых животных, потом – на платках и вообще на всём, что под руку попадется. Из привычки завязывать узелки на память родилось узелковое письмо.

Тысячелетняя ахинея

Раньше многое было принято заучивать наизусть. Зубрили тогда «от доски до доски» или же «от корки до корки» , что в принципе одно и то же. Хотя от «доски до доски» – буквальнее: в старые времена драгоценные рукописные книги оберегали с помощью деревянных переплетов. То есть текст и правда оказывался между двумя досками – ну, конечно, досками красивыми, обитыми тканью или кожей, но всё равно досками.

Однако зубрёжка – не самый лучший способ овладения знаниями. Конечно, она помогает отвечать на уроках и сдавать экзамены – но что потом? Получается, что мы «учимся для школы, а не для жизни» ? Ну да, есть такое выражение, и придумал его Сенека. Только он-то как раз говорил ровно противоположное: «Не для школы, а для жизни мы учимся» . А ещё он говорил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом» .

И правда – трудно быть педагогом! Годами слушать, как нерадивые ученики несут ахинею… А завелась эта ахинея ещё в древней Спарте. В те времена, когда гордые спартанцы особенно презирали изнеженных афинян, все высказывания в их пользу они называли «афинеей» . Другая версия тоже связана с Афинами, то есть с храмом богини Афины – вроде бы тамошние жрецы славились особо невнятными рассуждениями, которые и стали называться «афинеей» . Ну а потом «ф» перешло в «х», да так в нашем языке и закрепилось…

А некоторые ученики даже ахинею нести не в состоянии – просто потому что вообще ни аза не знают или не смыслят. У этого выражения отечественное происхождение: «аз» , как известно, – это славянское название буквы «а». И тот, кто ни аза не знает, не знает вообще ничего. То есть ни бельмеса! Которого нам подарили наши татарские гости. Ведь «бильмез» по-татарски означает «он не знает» , то есть, проще говоря, невежда. Наши предки слушали, как татары друг друга обзывают, заметили, в каких ситуациях это происходит, – и породили такое вот мультикультурное выражение.

Ну а бедному педагогу остаётся только вздыхать и удивляться – неужели этим ученикам настолько неинтересно узнавать что-то новое? На что ученики могли бы ответить, что «всё новое – это хорошо забытое старое» . Популярными эти слова стали в начале XIX века, когда в свет вышли воспоминания модистки несчастной Марии-Антуанетты. Эта модистка, мадам Бертен, будто бы так отозвалась о слегка поновлённом ею старом платье королевы… Но это вряд ли. Потому что мемуары вскоре были признаны подделкой. А слова про новое – старое чуть ли не на пятьсот лет раньше сказал Джефри Чосер, только в его варианте они звучали как «нет того нового обычая, который не был бы старым» . Впрочем, и во времена Чосера эта мысль была отнюдь не нова – задолго до него и всех остальных к этому же выводу пришёл царь Соломон, писавший в книге Экклезиаста: «Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас» . В общем, «ничто не ново под луною» , как отметил в стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста» наш Карамзин

Синие чулки

Да, учителя, конечно, жалко. А учеников? Представьте себе – душный класс, скучный урок, учитель что-то вещает менторским тоном… Сегодня ментор – слово, скорее, отрицательное. Ну а «менторский тон» – это нечто надоедливое, высокомерное, поучающее, раздражающее. А ведь настоящий Ментор был очень даже неплохим человеком! Умным, надёжным, рассудительным – именно ему Одиссей, уходя к стенам Трои, поручил хозяйство и воспитание своего сына Телемаха. И ведь неплохой парнишка вырос, даром что практически безотцовщина!

К тому же тот – вернее, та, – кто слишком много учится, может превратиться в синий чулок. То есть в унылую бесцветную деву, ничем, кроме книжек – пробирок, не интересующуюся и никому не интересную. А ведь изначально в синем чулке не было ничего подобного! Просто в конце XVIII века в Англии в салоне леди Монтегю для научных и литературных бесед часто собиралось весьма изысканное общество. Настолько изысканное, что некоторые его члены могли себе позволить пренебрегать законами моды. Так, ученый-ботаник, переводчик и поэт Бенджамен Стиллингфлит, говорят, частенько надевал синие чулки, что тогда было не в тренде, особенно если с тёмным костюмом. Ну а если он по каким-то причинам беседами манкировал, все дамы принимались причитать: «Ах, где же синие чулки! Мы не можем жить без синих чулок!» … И так бы это и осталось их аристократически-местной шуткой, если бы Байрон не упомянул «синий чулок» в своем «The Blues» – сатире на салон леди Монтегю…

Нелюбовь к учению бывает столь сильной, что о науках даже вспоминать противно. Взять хоть фразу «надежды юношей питают» – так мы говорим тому, кто чересчур размечтался. И совершенно неправильно говорим. Про «надежды» придумал поэт Глеб Глинка, перефразировавший Ломоносова. На самом же деле эта фраза звучит так: «Науки юношей питают, отраду старым подают» (это из его «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»). Впрочем, это он не сам придумал, а позаимствовал у Цицерона, из его «Речи в защиту поэта Архия»…

Знание – сила!

Ну и в заключение – несколько бодрых фраз, которые призваны помочь всем людям пережить очередной учебный год. Помните: «Знание – сила!» – это придумал английский философ Френсис Бэкон в своих «Нравственных и политических очерках». То есть не то чтобы совсем придумал, а творчески переосмыслил латинское выражение scientia potestas est (то есть «знание есть сила» ). Ну а у нас так назвали научно-популярный журнал – между прочим, весьма интересный и полезный.

И вообще – «ученье свет, а неученье – тьма» , как говорил Суворов (и не только он). И ещё он обещал, что «тяжело в учении – легко в бою» . Вернее, он говорил: «Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко в походе» . Но суть от этого не меняется.

А вообще надо всегда помнить, что «учения корень горек, да плод сладок» . Это же сам Аристотель сказал! Впрочем, Катон это тоже сказал. В общем, оба они сказали.

Хотя, если послушать другого умнейшего человека, Сократа, учёба – занятие довольно бессмысленное. «Я знаю только то, что ничего не знаю» (как уверял Платон, Сократ просто обожал повторять эти слова. Правда, под конец фразы он иногда с ехидцей добавлял «…а другие не знают и этого» ).

Так что учиться, видимо, всё-таки стоит. Ну хотя бы для того, чтобы впоследствии утереть носы преподавателям. Ибо «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» , как говаривал Леонардо да Винчи. Впрочем, его самого ни один из его учеников, так называемых «леонардесков», так и не превзошёл…

Грызть гранит науки какой . Разг. Экспрес. Усердно изучать какую-либо науку. Степан ушёл на фронт в первые же дни, а я на войну не попал, потому что правая нога не сгибалась в колене. Так что мне не повезло - пока мои сверстники воевали, я учился в университете, грыз гранит математической науки (Н. Евдокимов. Сёстры).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Грызть гранит науки" в других словарях:

    Грызть гранит науки - Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879 1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая… … Словарь крылатых слов и выражений

    Грызть гранит науки - ГРАНИТ, а, м. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Грызть гранит науки - Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 …

    Грызть гранит науки - Учиться, постигать, приобретать знания … Словарь народной фразеологии

    грызть гранит науки - шутл. Упорно, настойчиво учиться, овладевать знаниями … Словарь многих выражений

    Грызть кочерыжку науки - Жарг. шк. Шутл. Учиться в школе; изучать что л. Никитина, 1998, 205. /i> Образовано на основе популярного газетного штампа грызть гранит науки … Большой словарь русских поговорок

    ГРАНИТ - (франц. granit, итал. granito, от лат. granum зерно). Часто встречающаяся горная порода, зернистого строения, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАНИТ… … Словарь иностранных слов русского языка

    грызть - грызу, грызёшь; грыз, ла, ло; нсв. 1. (св. разгрызть). что. Крепко сдавливая зубами, раздроблять крепкое, твёрдое; раскусывать. Г. кость. Г. семечки, сухари. С хрустом грыз морковку, кусочек сахару. * Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт… … Энциклопедический словарь

    ГРАНИТ - ГРАНИТ, а, муж. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Грызть гранит науки (разг. шутл.) упорно овладевать знаниями. | прил. гранитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ГРАНИТ - Грызть гранит науки. Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Академия Колдовства , Олег Шелонин, Виктор Баженов. Трудно грызть гранит науки, но очень интересно. Студенческие годы запоминаются на всю жизнь. Но еще лучше их помнят преподаватели, особенно если в Академии Колдовства, Ведьмовства и Навства… Купить за 230 руб
  • Адепт. Обучение. Каникулы , Олег Бубела. Наш человек, Алексей Ветров, не зря оказался в мире магов, демонов и драконов! Впрочем, здесь его зовут уже Алексом Драконом. Он добирается до имперской Академии магии, готов грызть гранит…

Часто можно слышать наставление, обращенное к молодежи, что нужно усердно "грызть гранит науки".

Что оно означает, все мы понимаем правильно, "грызть гранит науки" - это значит учиться, постигать новые знания.

А знаете ли вы, откуда пошло это выражение?

Фраза "грызть гранит науки" впервые прозвучала из уст выдающегося партийного деятеля и оратора Л.Д.Троцкого. Он произнес ее на 5 Всероссийском Съезде Коммунистического Союза Молодежи в Октябре 1922 года.


Пламенный призыв к молодежи "грызть гранит науки молодыми зубами" , постигать знания, накопленные старшим поколением, готовиться прийти на смену и встать у руля страны. Именно такой смысл вкладывал Троцкий в эти слова.

Фраза сразу стала крылатой:

  • Ее печатали в газетах.
  • Она украшала, вместе с профилем Троцкого, ученические тетради.
  • Эта фраза звучала даже в песне.

Фразеологизм "грызть гранит науки", наверно, один из самых популярных и в наши дни. Мы слышим его со школьной скамьи из уст преподавателей и родителей.

Став студентами вузов и даже придя впервые на работу, мы снова слышим эти слова.

Крылатая фраза Троцкого стала поистине народной.


Если вы в Лингво попробуете задать полнотекстовый поиск выражения грызть гранит науки , то найти вы его найдете, только выданная информация вас озадачит:

Universal (Ru-It)
грызть гранит науки - ; scalare le vette della scienza (в статье гранит )

Universal (It-Ru)
spezzare il pane della scienza - преподавать; делиться знаниями
(в статье pane )

Две статьи одного и того же словаря явно противоречат друг другу. Так грызть гранит науки или преподавать эту самую науку?

Толковые словари итальянского утверждают, что spezzare il pane della scienza это все-таки преподавать, распространять знания или делиться ими (insegnare, divulgare il sapere). Это, в общем-то, логично. Фраза явно отсылает к Библии, где Христос, преломляя хлеб как символ своего тела, разделяет его со своими учениками:

Матф.26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил , и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: это – тело Мое».
Деян.2:42
И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба , и в молитвах.
1Кор.10:16
…Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова ?

Вот и преподаватель, «преломляя хлеб науки», приобщает своих учеников к Знанию.

PS: Не убеждает меня до конца и вариант scalare le vette della scienza . При этих словах мне тут же приходят на память зацитированные до невозможности в советское время слова Маркса: В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин , кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.» Слова эти обращены, скорее, к ученым, а не к студентам, которым еще только предстоит приобщиться к знаниям.

А как же сказать «грызть гранит науки»?

Не знаю. Я так привыкла к этой расхожей фразе, что всегда считала ее неким фразеологическим оборотом, никогда не думала о том, как она родилась. А это, оказывается, крылатая фраза, причем довольно молодая и имеющая конкретного автора. :

Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879-1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, - это гранит, и его надо грызть молодыми зубами» . А также: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!».

Иносказательно: прилежно, старательно учиться (шутл.-ирон.).

То есть получается, что этот оборот надо или переводить дословно, ибо это чисто авторские слова, фразеологических аналогов в итальянском все равно не сыщется, или прибегнуть к скучным синонимам: studiare con assiduità/con perseveranza.

В метафоричности теряем, конечно. Но в голову никаких итальянских аналогий не приходит.