О ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. "Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных"

Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»

    Цель: познакомить с правописанием гласных о и е в суффиксах существительных, учить писать слова с этим суффиксом, формировать навык выделять изучаемую орфограмму, распознавать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах существительных;

    способствовать развитию речевой компетентности;

    воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

    компьютер,

    интерактивная доска,

    индивидуальные карточки,

    алгоритм,

Формы работы:

    индивидуальная

    фронтальная

    в парах

Что развивается

    Развитие логического мышления

    Развитие аналитического мышления

    Развитие произвольного внимания

    Расширение лексики

    Умение делать обобщения

Оргмомент.

Установка.

Учитель. Ребята, сейчас мы находимся в этом уютном кабинете, у нас урок русского языка. Я рада вас видеть, мне хочется верить, что этот урок пройдет с пользой и для вас, и для меня.

Проверка дом. задания.

А) Беседа по домашнему правилу. (Рассказ ОК, примеры. Учитель и уч-ся слушают одного ученика, затем работа в парах. Учитель проходит, прислушивается к ответам)

За компьютером несколько человек работают по программе «Фраза», отрабатывают изученную орфограмму. (В классе 4 компьютера.)

Б) Упр. 252 .(Учитель заготовил карточки.)

Задание. Замени выделенные слова однокоренными существительными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

(Проверка по образцу. Образец на доске. Взаимопроверка с объяснением. Разбор ошибок.) Критерии: «5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3 ошибки.

Учитель : Какое слово на карточке оказалось лишним? (Бельч о нок.)

О правописании этого слова мы узнаем сегодня на уроке.

Итог проверки домашнего задания. (Отметить устный рассказ, оценки за работу по программе «Фраза», за дом. упр.)

Мотивация.

На доске написаны слова:

    Ш..пот,…;

    Нож…м,…;

    Друж…к, … .

Справка : этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

Учитель: Прочитайте слова и справку. Продолжите ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

(В первый ряд можно добавить слова шелк, желудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот – шепчет, шелк – шелка, желудь – желудевый.)

(Учащиеся записывают слова первого ряда в тетрадь, подчеркивают орфограммы.)

Учитель. Назовите слова второго ряда.

(Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в которых после шипящих и ц в окончаниях пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения – е. В словах ножом, этажом, плечом пишется гласная о. Она ударная.)

Формулирование темы и цели урока.

Учитель . Прочитайте все слова третьего ряда.

(Дружок, жучок, ноченька.)

Учитель записывает слова на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах.

Учитель. Назовите их главный общий признак. (Это имена существительные.)

Учитель: Выделите в них все части слова. Скажите, после каких согласных находится суффикс в этих существительных.

(В этих существительных суффикс находится после шипящих).

Учитель. Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих.

(В суффиксах этих существительных после шипящих написаны гласные о и е. Значит, тема сегодняшнего урока – « Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».)

(Учитель пишет тему урока на доске.)

Формулируется вопрос – проблема: « Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?»

    Познакомиться с…;

    Учиться правильно… .

Цель урока : познакомиться с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных;

учиться правильно писать существительные на данное правило.

    Составление схемы ориентировочной основы действия.

1 вариант.

Учитель. Еще раз обратимся к словам третьего ряда. Прочитайте их вслух и поставьте ударение.

В каком случае после шипящих в суффиксах имен существительных пишется о, а в каком – е ?

(

(Ученики читают правило по учебнику, потом повторяют его наизусть с примерами .)

Повторение правила (орфограмма № 18.)

2 вариант.

Ответ на вопрос – проблему ученики могут получить в готовом виде, ознакомившись с таблицей и прочитав правило на стр.106.

Чтение с пометками.

« Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?» (После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – буква –е.)

Учитель. Составьте кластер , ОК , (См. образец №18, 5 кл.), алгоритм. (Предлагается работа в парах, учитывая способности детей. Кто – то выполняет ОК, кто-то составляет алгоритм и т. д.)

Алгоритм. (Совместная работа с учителем)

    Прочитайте слово, определи часть речи.

    Выдели суффикс, подчеркни шипящую двумя чертами, гласную одной.

    Поставь ударение.

    Если ударение падает на суффикс, пиши о.

    Если ударение падает не суффикс, пиши е.

Учитель проходит, смотрит, слушает обсуждение в парах. Лучшие 2 работы защищают у доски.

Образец для рассуждения. (Слова из этапа «Мотивация».) Фронтальная работа.

Друж…к – это существительное, ударение падает на суффикс, значит, после шипящей пишу в суффиксе о.

Ноч.нька – это существительное, ударение падает на корень, значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

(Ученики, пользуясь образцом для рассуждения, объясняют следующие слова: (жучок, бельчонок)

    Формирование действия в материальном (материализованном) виде

1.Работа с образцом для рассуждения. (Сигнальные карточки)

Воспроизведение образца с подстановкой новых примеров (с опорой на текст правила в учебнике, стр. 106.)

Для этого упр. взять слова из учебника.

Учитель заготовил фразы. Учитель произносит слово, ученик показывает карточку с объяснением.

это существительное, ударение падает на суффикс , значит, после шипящей пишу в суффиксе о .

это существительное, ударение падает на корень , значит, после шипящей в суффиксе пишу е.

Слова: снежок, лужок, пирожок, кружок, внучок, доченька, ноченька, подушечка, крошечка.

Учитель. Укажите значение суффикса (уменьшительно- ласкательное значение)

2.Упр. 254 . Фронтальная работа.

У доски с комментированием. Работа с алгоритмом или образцом рассуждения.

Учитель. Укажите значение суффикса. (Суффикс указывает на детенышей животных, на пренебрежительное отношение к предмету )

    Формирование действия в громкой речи.

(Интерактивная доска . Перетаскивание слов по столбикам или перемещение гласных в слова. Фронтальная работа. Второй вариант: 2 человека у доски)

Упр. 253. Распредели по столбикам. Работа в парах. Проговаривание образца для рассуждения, находящегося вне поля зрения. Ученики объясняют, в какой столбик писать слово.

Два человека на доске самостоятельно. (Проверка по образцу. Образец на доске, открыть одно крыло доски)

    Формирование действия во внешней речи про себя.

Упр. выполняется на карточках по вариантам. Тест. (Книга Т. А. Костяева « Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 6 кл.»

Заполни пропуски, используя образец рассуждения (образец вне поля зрения)

Упражнение проверяется. Исправляются, вписываются правильные слова.

Учитель проверяет карточки. Может выставить в журнал только положительные оценки.

Карточки. (Работа по перфокартам.) Проверяет учитель.

    Формирование действия во внутренний речи.

1.Упр. 255.

2. Творческая работа . 2 варианта.

1.Из кустика высунулся ч…рный нос…к, пок…зались хитрющие глазки. Это был---------. Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать. Тут затр…щали в малиннике суч…чки. Это …………. …………….. ищет. Надо б…жать! Я только по…играть с…………….. хотел, но разве……………это док…жешь? (По Г. Снегиреву)

2. По д…роге топал ……… . Он меня з…метил и свернулся в клубоч…к. Закатил я колючего в кепку, принес д…мой. Днем…… лежал тихо. Ночью заб…рабанил нож…нками по полу. Я немного п…слушал, как звучат шаж…чки этого мотка колючей проволоки, и умиротворенно уснул. (По А. Баркову)

Подведение итогов урока .

Учитель . С какой темой познакомились на этом уроке?

Каковы условия выбора гласных о и е в суффиксах существительных после шипящих и ц?

Выставление отметок.

Домашнее задание. П.46, правило, упр.258. (дид. материал, индивидуальные задания)

Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карточки, учебник для 6 класса(Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

Ход урока: 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

2. Актуализация.

1) Беседа

Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

Когда пишутся О - Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

2) Орфографическая разминка.

Как называется плод дуба?(жёлудь)

Цвет одуванчика?(жёлтый)

Предмет для чистки зубов?(щётка)

Профессиональный наездник на скачках?(жокей)

Водитель автомобиля?(шофёр)

В саду слышен шум и …(шорох)

Все дети любят сладкий?(шоколад)

3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

Вариант №1

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

3. Объяснение нового материала.

А) запись предложений под диктовку

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Жили – были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок.

Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК .(сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

Чем они похожи и чем отличаются?(Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

От чего зависит выбор гласных после шипящих (от ударения)

Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

4. Выработка умений и навыков.

А) Распределительный диктант (распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка, симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет(ветер, облака)

7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает(пчела)

Н А ДОСКЕ:

В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз - сингл раунд робин)

1-2-3 группы:

Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог - сапожок

(суффикс придаёт уменьшительное значение)

4 – 5 группы:

Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

(суффикс обозначает детёнышей животных)

6- 7 группы:

Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

(суффикс придаёт пренебрежительное значение)

Итог урока

Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О - Е, Ё (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин)

Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

(В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

(В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

(В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

5. Домашнее задание . Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

3 Какие значения суффиксов вы узнали?

2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о - е?

1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

3) Красный колпач..к надет на суч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни:

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

: берег Бережок

Башмак, друг, пятак, сапог.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волк волчонок . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Медведь, кукушка, галка, лягушка

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собака собачонка . Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Одежда, книга, шапка, бумажка.

Самоанализ урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.(4 чел.)

Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Тип данного урока: сообщение новых знаний

Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

В ходе урока были использованы обучающие структуры:

Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Таймд раунд робин (каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

3 – 2 - 1

На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки:

1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

2. Учебно – информационные: (работа с учебником)

3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, ), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын .

    Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в § 35 и 36 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср.: Пугачёв – Ткачов, Шишов – Чернышев, Лисицын – Цицин .

После ц под ударением, если произносится звук о , пишется буква о ; без ударения пишется е , например: цó коль, цó кольный; пальтецó , огурцó м (но плáтьице , гóрце м ); льстецó в (но привéрженце в); танцó р, облицó вка, образцó вый (но гля́нце вый), облицó вывать (но облице вáть).

Примечание.

В безударном положении о пишется после ц только в слове цо котýха (от цó кот ) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о , он обычно обозначается буквой е (ё) . При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё , например: шё пот - ше пчет, чё рточка - че ртит, жё рдочка - же рдь, кошё лка - коше ль, щё лка - ще ль .

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о , например: мажó рный, обжó ра, прожó рливый, чó каться, чó порный, шó в, шó мпол, шó рты, шó рох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е , например: чó порный - чó порность, прожó рливый - прожó рливость, шó рох - шó рохи .

Примечания:

1. Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжó вник, трущó ба, чащó ба, трещó тка ; 2) учё ба (ср. учé ние ), решё тка (ср. решé тчатый ), бечё вка (ср. бече вá ), дешё вый (ср. бече вá ), дешё вый (ср. дешé вле ).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечó р - «вчера вечером» (в отличие от вé чер ; вечё рка - «вечерняя газета»); в существительных поджó г, ожó г - в отличие от глаголов поджё г (солому) , ожё г (руку): изжó га .

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жо кéй, жо нглёр, шо колáд, шо ссé, шо фёр, шо вини́зм .

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о :

  1. в окончаниях
    • существительных: свечó й, плащó м, вожжó й, душó й ;
    • прилагательных: большó го, большó му ;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок- , -онк- , -онок- и -он- (с беглым о ): скачó к, петушó к, ручó нка, медвежó нок, княжó н (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о ): холщó вый, парчó вый, смешó н;
    • наречий: горячó , общó (но: ещё ).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё) . Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печё шь, печё т, печё м ;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ- , -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружё нный, вооружё н; печё ный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежё вывать (размежё вка ), а также суффикс -ёр (стажё р ).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

По праву считается одним из самых сложных языков в мире, ведь правил, исключений и всевозможных особенностей в нём – хоть отбавляй. Например, вы знали о том, что в русском языке есть слово с нулевым корнем? Это слово «вынуть». А то, что слово «злой» является единственным односложным прилагательным? Или то, что англичане, чтобы запомнить русское «я люблю вас», применяют мнемонику «yellow- blue bus» ? Не правда ли, занимательно?

Но ещё более интересными являются особенности написания различных частей речи, к примеру, или букв. И, как показывает практика, зачастую именно правильное написание букв вызывает у людей наибольшие затруднения, а если говорить ещё более конкретно, то многие часто путают буквы «О» и «Ё», когда речь идёт об их написании после шипящих. Наверное, и вам выпадало видеть «интересные» слова типа: «петушёк», «девчёнка», «чечотка», «лжошь» и т.п.

Как пишется «О» и «Ё» после шипящих

Ниже мы рассмотрим написание букв «О» и «Ё» в позициях под ударением (в окончаниях, суффиксах, корнях и других частях, а также в местоимениях и заимствованных словах) и в безударных позициях.

Написание О и Ё после шипящих под ударением

Всегда в сильной позиции, т.е. под ударением после букв «ж», «ш»,» щ» и «ч» следует писать «О», т.е.:

В окончаниях имён существительных или прилагательных, а также в суффиксах наречий, которые заканчиваются на «о». Например: плащом, плечом, шалашом, ножом; горячо, хорошо; чужой – чужому, большой – большому

В суффиксах имён существительных. Например:

  • «Овщин (а)»: поножовщина
  • «Отк (а)»: трещотка, однако чечётка является исключением
  • «Об (а)»: трущоба, чащоба, однако учёба является исключением
  • «Онк (а)» или «онк (и)»: брючонки, ручонки, книжонка, распашонка
  • «Оныш» или «онок»: лягушонок, бочонок, медвежонок, мышонок, ужоныш
  • «Ок»: петушок, борщок, сапожок, толчок, крючок, прыжок
  • «Овк (а)»: речовка, плащовка, ножовка, чижовка, мелочовка – но здесь важно отметить, что «О» употребляется только в словах, являющихся производными от прилагательных и существительных, и их не следует путать с отглагольными существительными, например, «ночёвка»

В суффиксах имён прилагательных «ов». Например: холщовый, парчовый, ежовый, грошовый.

В суффиксах имён прилагательных и наречий «охоньк». Например: свежохонько, свежохонький.

В прилагательных и существительных на месте беглой гласной «о». Например:

  • Просторечные слова: нужон (от нужен), должон (от должен), страшон (от страшен)
  • Смешон (от смешной)
  • Кишок (от кишки)
  • Мошонка (от мошна)
  • Княжон (от книяжны)
  • Шов (от шва)
  • Поджог, изжога, ожог (от жечь)
  • Прожорливый, жор, обжора (от жрать)

В корнях слов, когда буква «О» не чередуется с буквой «Ё» после шипящих букв и всегда расположена в сильной позиции (под ударением). Например: вечор, шорох, шоркать, чопорный, чокаться, шоры.

В русских фамилиях, которые произведены от прилагательных, «О» или «Ё» пишутся, исходя из традиционной формы, т.е. так, как произведена запись в документах. Например: Пугачёв, Калачёв, Калачов, Хрущёв, Хрущов, Чернышёв, Чернышов и т.д.

Отдельно нужно запомнить, как пишутся следующие имена собственные с буквой «О» после шипящих: Шолохов, Жора, Печора, Печоры, Жостово

Если слова заимствованы из какого-либо другого языка, то после шипящих букв также будет писаться «О» , находящаяся в сильной позиции. Например: шоу, шоп, шорты, офшор, торшон, корнишон, крюшон, капюшон, анчоус, харчо, форс-мажор, пижон, джоуль, джокер, джонка, боржом и т.д.

Иноязычные имена собственные аналогично пишутся с буквой «О». Например: Джордж, Жорж, Чосер, Шоу, Джон, Джонни, Джоди, Джойс и другие

В любом другом случае после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ», находящихся в ударной позиции необходимо писать букву «Ё», т.е.:

В окончаниях глаголов «-ёте», «-ём», «-ёшь». Например: лжёшь, толчёте, печёте, печём, стрижёте, стрижём.

В несовершенных глаголах, которые оканчиваются на «-ёвывать» , а также в страдательных причастиях и именах существительных, образованных от них. Например: выкорчёвывать – выкорчёванный – выкорчёвывание; размежёвывать – размежёванный – размежёвывание

В именах существительных, образованных от глаголов и оканчивающихся на «-ёвка». Например: лущить – лущёвка, растушевать – растушёвка, ночевать – ночёвка.

В именах существительных, где есть суффикс «–ёр». Например: массажёр, ухажёр, тренажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр.

В страдательных причастиях, а также в прилагательных, образованных от глаголов и имеющих суффиксы «-ён» и «-ённ», и в словах, произведённых от них. Например: вощёный, учёный – учёность, тушёный – тушёнка, печёный, гружёный, жжёный – жжёнка, отрешённый – отрешённость – отрешённо – отрешён, размягчённый – размягчён, пропечённый – пропечён, напряжённый – напряжёнка – напряжённость – напряжённо – напряжён

В глаголах прошедшего времени и словах, производных от них, вместо беглой «О». Например: шёл – ушёл – пришёл, прочёл – учёл, жёг – поджёгший – сжёг – пережёг – обжёг – зажёг.

В местоимениях, стоящих в предложном падеже. Например: на чём? О чём? А также в словах: почём, нипочём, причём, ещё

В корне в сильной позиции после букв «ж», «ч», «ш», «щ» необходимо писать «Ё» в том случае, если в однокоренных словах ставится «Е». Например:

  • Щёлкать (щелчок), щёлочь (щелочей), щёлка (щель), щёки (щека), щёголь (щеголять)
  • Шёрстка (шерсть), шёпот (шептать), решётка (решето), пшёнка (пшено), кошёлка (кошель), дешёвка, дешёвый (дешевле)
  • Чёрствый (черстветь), чёрный (чернь), чёлка (чело), пчёлы (пчела), печёнка (печень), почёт (честь), вечёрка (вечер), бечёвка (бечева)
  • Тяжёлый (тяжесть), жёсткий (жесть), жёрдочка (жердь), жёны (жена), жёлтый (желток), жёлоб (желобок), жеванный (жевать)

В словах, заимствованных из иностранных языков, в которых в сильной позиции оказывается гласный звук, отличающийся от русского «О». Например: Шёнбрунн, Шёнберг, Шёц, Шёж, Шёст, Шёнбек

Написание «О» и «Ё» после шипящих в безударных позициях

Что касается написания «О» и «Ё» после шипящих букв «ж», «ч», «ш», «щ», то здесь имеется всего два основных правила:

В определённых словах, заимствованных из других языков, в безударной позиции необходимо писать «О». Например: шофёр, шоколад, шоссе, шок, шовинизм, пончо, ранчо, лечо, чонгури, банджо, мажордом, мажоритарный, жонглёр, жокей, Чогори, Джонатан

В словах, в которых есть приставка «-меж» , в безударной позиции аналогично следует ставить «О» . Например: межобщинный, межотраслевой, межобластной

Таким образом, мы рассмотрели главные правила написания «О» и «Ё» после шипящих букв. И мы уверены, что если вы ещё несколько раз их повторите и усвоите их написание должным образом, проблем и путаницы у вас более возникать не будет, а станет более грамотным.