Кпд идеальной тепловой машины формула. Тепловые машины. Цикл Карно. Максимальный КПД тепловой машины

Работу многих видов машин характеризует такой важный показатель, как КПД теплового двигателя. Инженеры с каждым годом стремятся создавать более совершенную технику, которая при меньших затратах топлива давала бы максимальный результат от его использования.

Устройство теплового двигателя

Прежде чем разбираться в том, что такое необходимо понять, как же работает этот механизм. Без знания принципов его действия нельзя выяснить сущность этого показателя. Тепловым двигателем называют устройство, которое совершает работу благодаря использованию внутренней энергии. Любая тепловая машина, превращающая в механическую, использует тепловое расширение веществ при повышении температуры. В твердотельных двигателях возможно не только изменение объема вещества, но и формы тела. Действие такого двигателя подчинено законам термодинамики.

Как мы говорили ранее, верно, что. Может стоить 1 только в тех случаях, когда. Холодильник - это термическая машина, работающая в обратном направлении: она выделяет тепло из холодного источника и подает тепло в окружающую среду. Задача в этом случае состоит в том, чтобы потреблять минимальную работу для выполнения этой задачи. По аналогии с тем, что введено для термических машин, производительность холодильной машины определяется как соотношение между теплом, выделяемым из холодного источника и потребляемой энергией.

Переписывая предыдущие выражения для этого случая, можно видеть, что теперь он обязательно будет меньше. Машина, подобная холодильнику, - это так называемый тепловой насос: это также термическая машина, работающая в противоположном направлении, но теперь целью является не охлаждать холодную систему, а нагревать окружающую среду или дома, потребляющую электроэнергию от электрической сети и выделяя тепло от более холодная система. Вы также можете определить производительность для этих машин, хотя мы не будем продолжать подчеркивать это.

Принцип функционирования

Для того чтобы понять, как же работает тепловой двигатель, необходимо рассмотреть основы его конструкции. Для функционирования прибора необходимы два тела: горячее (нагреватель) и холодное (холодильник, охладитель). Принцип действия тепловых двигателей (КПД тепловых двигателей) зависит от их вида. Зачастую холодильником выступает конденсатор пара, а нагревателем — любой вид топлива, сгорающий в топке. КПД идеального теплового двигателя находится по такой формуле:

Тепловая эффективность - это способ измерения эффективности двигателя внутреннего сгорания. Эти двигатели, в общем, по своей сути безуспешны, даже будучи передовым двигателем, похожим на современный автомобиль Формулы 1. Они очень непродуктивны, когда речь идет о преобразовании имеющейся энергии из топливной и воздушной смеси в мощность на задних колесах.

Для аспирированного двигателя Формулы 1 это значение составляет около 30%. Принятие всей этой технологии в Формуле-1 должно пройти долгую и извилистую дорогу, прежде чем заложить основу экологии в автоспорте, в дополнение к разработке технологии, которая будет полезна в приложениях на уличных автомобилях.

КПД = (Тнагрев. - Тхолод.)/ Тнагрев. х 100%.

При этом КПД реального двигателя никогда не сможет превысить значения, полученного согласно этой формуле. Также этот показатель никогда не превысит вышеупомянутого значения. Чтобы повысить КПД, чаще всего увеличивают температуру нагревателя и уменьшают температуру холодильника. Оба эти процесса будут ограничены реальными условиями работы оборудования.

Ввод немного больше в вещество, тепло масла смазки рассеивает около 120 кВт энергии, система охлаждения воды около 160 кВт и гидравлическая система, 30 кВт. Остальные 32% теряются через выхлопную трубу в дополнение к тепловой энергии, тогда как 15% этой энергии можно найти в несгоревшем топливе.

Диссипация этого тепла в циркулирующем воздухе - настоящая проблема для инженеров. Хотя радиаторы в гоночном автомобиле чрезвычайно эффективны, способность охлаждать двигатель зависит от «способности воздуха». По существу, объем воздуха, который может быть передан на радиатор определенной площади в данный момент времени, будет зависеть от скорости, с которой он направлен на понтоны.

При функционировании теплового двигателя совершается работа, по мере которой газ начинает терять энергию и охлаждается до некой температуры. Последняя, как правило, на несколько градусов выше окружающей атмосферы. Это температура холодильника. Такое специальное устройство предназначено для охлаждения с последующей конденсацией отработанного пара. Там, где имеются конденсаторы, температура холодильника иногда ниже температуры окружающей среды.

Эти данные более или менее одинаковы для любого гоночного автомобиля, который не настраивает дополнительных вентиляторов. Для семейного автомобиля скорость этого воздуха еще ниже, но ему помогает охлаждающий вентилятор. Если дизайнер рисует слишком большие воздухозаборники, охлаждение будет улучшено, но за счет увеличения количества прохода воздуха. Напротив, если они слишком малы, перегрев будет проблемой. По этой причине должен быть найден правильный баланс между охлаждением и аэродинамическими характеристиками, поскольку чем больше воздуха направляется через радиаторы, тем меньше аэродинамически эффективно это будет в целом.

В тепловом двигателе тело при нагревании и расширении не способно отдать всю свою внутреннюю энергию для совершения работы. Какая-то часть теплоты будет передана холодильнику вместе с или паром. Эта часть тепловой неизбежно теряется. Рабочее тело при сгорании топлива получает от нагревателя определенное количество теплоты Q 1 . При этом оно еще совершает работу A, в ходе которой передает холодильнику часть тепловой энергии: Q 2

В свою очередь, больше воздуха, проходящего через понтоны, будет означать меньше воздуха для создания нагрузки на землю и заднего спойлера. Вы не можете выполнять аэродинамику как чистую и эффективную, как внешнюю. Фактически, минимальное изменение охлаждения может уменьшить прижимную силу на 5%, что приводит к потере примерно 4 десятых процента среднего на круг в схеме приблизительно.

Поскольку воздухозаборники определяются прежде всего на ранних этапах проектирования в автомобиле Формулы 1 и в течение сезона их трудно модифицировать, поток воздуха, который пересекает понтоны, управляется различными конфигурациями выхода радиатора, которые Они помогают с различными выходами газа в конце крышки двигателя, чтобы справиться со всеми видами условий. Конфигурация, которая используется в конкретной схеме, определяется в соответствии с температурой окружающей среды. «Факторы схемы», такие как максимальное использование ускорения и пределы температуры, на которых может работать двигатель, - это некоторые переменные, которые необходимо учитывать при настройке и проектировании начальной и конечной частей понтона.

КПД характеризует эффективность двигателя в сфере преобразования и передачи энергии. Этот показатель часто измеряется в процентах. Формула КПД:

η*A/Qx100 %, где Q — затраченная энергия, А — полезная работа.

Исходя из закона сохранения энергии, можно сделать вывод, что КПД будет всегда меньше единицы. Другими словами, полезной работы никогда не будет больше, чем на нее затрачено энергии.

Использование таких высоких температур в воде приводит к меньшему потреблению больших количеств воздушного потока в радиаторах, чтобы улучшить аэродинамические характеристики из-за меньшего размера понтонов. Это доказательство того, что внутренняя аэродинамика машины Формулы-1 столь же важна, как и внешняя аэродинамика.

Но в глазах любителя есть неоценимый факт. В последнее время нас не устраивает так много записей. Но в этом случае достижение падает с другой стороны шкалы. Если это не говорит вам о многом, вы должны знать, что это будет означать, что бензиновый двигатель будет намного эффективнее дизеля. Как и многие другие достижения, этот движок исходит из работы, проделанной в мире соревнований.

КПД двигателя — это отношение полезной работы к энергии, сообщенной нагревателем. Его можно представить в виде такой формулы:

η = (Q 1 -Q 2)/ Q 1 , где Q 1 — теплота, полученная от нагревателя, а Q 2 — отданная холодильнику.

Работа теплового двигателя


Работа, совершаемая тепловым двигателем, рассчитывается по такой формуле:

Что означает показатель тепловой эффективности?

Тепловые характеристики двигателя внутреннего сгорания определяются путем вычисления количества энергии, которое он способен извлекать из топлива. Обычно бензиновые двигатели остаются около 30%, а дизель - около 40%. На десятые годы он может потреблять больше энергии, чем теряет в виде тепла, трения и т.д. и хотя важно отметить, что он достиг этой цифры в лаборатории, это очень важное достижение для истории автомобиля, которое, возможно, имеет свои плоды для уличных автомобилей.

Эффективность тепловой машины и температурные различия

Определите текущую эффективность и эффективность Карно теплового двигателя в зависимости от рабочих температур.

A = |Q H | - |Q X |, где А — работа, Q H — количество теплоты, получаемое от нагревателя, Q X — количество теплоты, отдаваемое охладителю.

|Q H | - |Q X |)/|Q H | = 1 - |Q X |/|Q H |

Он равняется отношению работы, которую совершает двигатель, к количеству полученной теплоты. Часть тепловой энергии при этой передаче теряется.

Двигатель Карно

Максимальное КПД теплового двигателя отмечается у прибора Карно. Это обусловлено тем, что в указанной системе он зависит только лишь от абсолютной температуры нагревателя (Тн) и охладителя (Тх). КПД теплового двигателя, работающего по определяется по следующей формуле:

Ледяная и водно-ледовая смесь. В этом опыте будет использоваться тепловая машина, которая преобразует тепловую энергию в работу. Первая теплота извлекается из горячего резерва, часть тепла используется для разработки работы, а остальная часть осаждается в холодном резерве. Графически вы можете видеть это на рисунке.

Температура горячего бака. Холодная температура пласта. Тепло, извлеченное из горячего резервуара. Тепло отводится в холодильную камеру. Для сохранения энергии. То есть тепло, которое поступает в машину, равно заданной работе плюс тепло, удаляемое до холодного запаса.

(Тн - Тх)/ Тн = - Тх - Тн.

Законы термодинамики позволили высчитать максимальный КПД, который возможен. Впервые этот показатель вычислил французский ученый и инженер Сади Карно. Он придумал тепловую машину, которая функционировала на идеальном газу. Она работает по циклу из 2 изотерм и 2 адиабат. Принцип ее работы довольно прост: к сосуду с газом подводят контакт нагревателя, вследствие чего рабочее тело расширяется изотермически. При этом оно функционирует и получает определенное количество теплоты. После сосуд теплоизолируют. Несмотря на это, газ продолжает расширяться, но уже адиабатно (без теплообмена с окружающей средой). В это время его температура снижается до показателей холодильника. В этот момент газ контактирует с холодильником, вследствие чего отдает ему определенное количество теплоты при изометрическом сжатии. Потом сосуд снова теплоизолируют. При этом газ адиабатно сжимается до первоначального объема и состояния.

Эффективность машины для нагрева определяется как работа, разработанная, разделенная на тепло, которое извлекается из горячего источника. Если бы эффективность машины составляла 100%, это не требовало бы холодного резервирования, и энергия не была бы потрачена впустую.

Карно продемонстрировал, что холодный резерв всегда необходим и что максимальная теоретическая эффективность машины для нагрева зависит только от температуры двух резервов. Где температура измеряется в Кельвине. Существуют и другие ограничения эффективности машины. В реальной тепловой машине всегда неизбежны потери энергии, трения, теплопроводности, излучения и т.д. эти потери снижают эффективность. Это соображения, которые зависят от внутреннего механизма работы машин.

Разновидности

В наше время существует много типов тепловых двигателей, которые работают по разным принципам и на различном топливе. У всех у них свой КПД. К ним относятся следующие:

Двигатель внутреннего сгорания (поршневой), представляющий собой механизм, где часть химической энергии сгорающего топлива переходит в механическую энергию. Такие приборы могут быть газовыми и жидкостными. Различают 2- и 4-тактные двигатели. У них может быть рабочий цикл непрерывного действия. По методу приготовления смеси топлива такие двигатели бывают карбюраторными (с внешним смесеобразованием) и дизельными (с внутренним). По видам преобразователя энергии их разделяют на поршневые, реактивные, турбинные, комбинированные. КПД таких машин не превышает показателя в 0,5.

Таким образом, все тепловые машины могут работать между двумя температурами, которые ограничивают эффективность машины. На рисунке показана диаграмма теплового КПД, работающая как тепловая машина. Ключевым элементом тепловой машины является термоэлектрический преобразователь, известный как аппарат Пельтье, который преобразует тепло в электрическую энергию и наоборот.

Устройство Пельтье работает между двумя фиксированными температурами. В идеальной тепловой машине фиксированные температуры поддерживаются в больших холодных и горячих резервуарах, так как они настолько велики, что тепло может быть добавлено или удалено из них без изменения температуры.

Двигатель Стирлинга — прибор, в котором рабочее тело находится в замкнутом пространстве. Он является разновидностью двигателя внешнего сгорания. Принцип его действия основан на периодическом охлаждении/нагреве тела с получением энергии вследствие изменения его объема. Это один из самых эффективных двигателей.

Турбинный (роторный) двигатель с внешним сгоранием топлива. Такие установки чаще всего встречаются на тепловых электрических станциях.

Чтобы имитировать это условие, механизм Пельтье в устройстве с тепловым КПД встроен между двумя алюминиевыми блоками. Блок выдерживается при постоянном холоде через водяной насос. Другой блок нагревается до постоянной, используя источник нагрева. Температуры измеряются с помощью термисторов, которые помещаются в алюминиевые блоки.

Таблица преобразования температурного сопротивления помещается в основание устройства с термическим КПД. Вход тепла в машину будет измеряться путем контроля входного напряжения и тока на нагреватель, который нагревает алюминиевый блок. Работа, разработанная двигателем, - это электрическая энергия, создаваемая устройством Пельтье. Устройство проводит ток через сопротивление, таким образом, работа, наконец, преобразуется в тепло в сопротивлении.

Турбинный (роторный) ДВС используется на тепловых электрических станциях в пиковом режиме. Не так сильно распространен, как другие.

Турбиновинтовой двигатель за счет винта создает некоторую часть тяги. Остальное он получает за счет выхлопных газов. Его конструкция представляет собой роторный двигатель на вал которого насаживают воздушный винт.

Измеряя напряжение на сопротивлении, работа, разработанная аппаратом, выражается как. Тогда реальная эффективность устройства Пельтье рассчитывается как. Соблюдайте схему, показанную на рисунке 3. Подключите вольтметр через нагрузочный резистор. Выбор резистора произволен. Некоторые из сопротивлений могут использоваться.

Поэтому они по-прежнему сосредоточены на техническом улучшении того же уровня, чтобы достичь уровня правовых и оптимальных выбросов и потребления. Эти улучшения сосредоточены на трех разделах. Это достигается благодаря новой и усовершенствованной системе зажигания, которая требует половины топлива традиционной системы свечей зажигания.

Другие виды тепловых двигателей

Ракетные, турбореактивные и которые получают тягу за счет отдачи выхлопных газов.

Твердотельные двигатели используют в качестве топлива твердое тело. При работе изменяется не его объем, а форма. При эксплуатации оборудования используется предельно малый перепад температуры.



Как можно повысить КПД

Возможно ли повышение КПД теплового двигателя? Ответ нужно искать в термодинамике. Она изучает взаимные превращения разных видов энергии. Установлено, что нельзя всю имеющуюся тепловую энергию преобразовать в электрическую, механическую и т. п. При этом преобразование их в тепловую происходит без каких-либо ограничений. Это возможно из-за того, что природа тепловой энергии основана на неупорядоченном (хаотичном) движении частиц.

Умножая эту экономию на все время, необходимое для запуска горения, и умножая его на количество цилиндров двигателя, мы сможем очень экономить топливо. Кроме того, он расширяет диапазон оборотов, в которых эти преимущества получаются, достигая того, что увеличение оборотов не предполагает больших затрат топлива. Ощущения были очень хорошими с механической коробкой передач и несколько менее заметными в автоматизации, возможно, из-за использования шестиступенчатой ​​коробки или, возможно, из-за регулировки между двигателем и коробкой передач, еще не настроенной.

Чем сильнее разогревается тело, тем быстрее будут двигаться составляющие его молекулы. Движение частиц станет еще более беспорядочным. Наряду с этим все знают, что порядок можно легко превратить в хаос, который очень трудно упорядочить.

Темы кодификатора ЕГЭ : принципы действия тепловых машин, КПД тепловой машины, тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Коротко говоря, тепловые машины преобразуют теплоту в работу или, наоборот, работу в теплоту.
Тепловые машины бывают двух видов - в зависимости от направления протекающих в них процессов.




Однако, как нам сказали, эти машины перед испытанием все еще не имели этой гибридной системы, но с эволюцией их системы рекуперативного торможения, которая также позволяет экономить топливо, освобождая тепловой двигатель от необходимости питания батареи. для потребления электрических компонентов вашей системы.

По логике мы не знали о их присутствии на тестовых машинах, и мы не знали, будет ли это использовать напряжение 48 В, которое является общим, которое разрабатывается крупными поставщиками компонентов, а также другими брендами.


Мы также проверяем третье замечательное новшество, его новую платформу, которая предлагает гораздо более эргономичное вождение, увеличивая ощущение «уникальности» с автомобилем.

1. Тепловые двигатели преобразуют теплоту, поступающую от внешнего источника, в механическую работу.

2. Холодильные машины передают тепло от менее нагретого тела к более нагретому за счёт механической работы внешнего источника.

Рассмотрим эти виды тепловых машин более подробно.

Тепловые двигатели

Мы знаем, что совершение над телом работы есть один из способов изменения его внутренней энергии: совершённая работа как бы растворяется в теле, переходя в энергию беспорядочного движения и взаимодействия его частиц.

Рис. 1. Тепловой двигатель

Тепловой двигатель - это устройство, которое, наоборот, извлекает полезную работу из «хаотической» внутренней энергии тела. Изобретение теплового двигателя радикально изменило облик человеческой цивилизации.

Принципиальную схему теплового двигателя можно изобразить следующим образом (рис. 1 ). Давайте разбираться, что означают элементы данной схемы.

Рабочее тело двигателя - это газ. Он расширяется, двигает поршень и совершает тем самым полезную механическую работу.

Но чтобы заставить газ расширяться, преодолевая внешние силы, нужно нагреть его до температуры, которая существенно выше температуры окружающей среды. Для этого газ приводится в контакт с нагревателем - сгорающим топливом.

В процессе сгорания топлива выделяется значительная энергия, часть которой идёт на нагревание газа. Газ получает от нагревателя количество теплоты . Именно за счёт этого тепла двигатель совершает полезную работу .

Это всё понятно. Что такое холодильник и зачем он нужен?

При однократном расширении газа мы можем использовать поступающее тепло максимально эффективно и целиком превратить его в работу. Для этого надо расширять газ изотермически: первый закон термодинамики, как мы знаем, даёт нам в этом случае .

Но однократное расширение никому не нужно. Двигатель должен работать циклически , обеспечивая периодическую повторяемость движений поршня. Следовательно, по окончании расширения газ нужно сжимать, возвращая его в исходное состояние.

В процессе расширения газ совершает некоторую положительную работу . В процессе сжатия над газом совершается положительная работа (а сам газ совершает отрицательную работу ). В итоге полезная работа газа за цикл: .

Разумеется, должно быть style="vertical-align:-20%;" class="tex" alt=""> , или (иначе никакого смысла в двигателе нет).

Сжимая газ, мы должны совершить меньшую работу, чем совершил газ при расширении.

Как этого достичь? Ответ: сжимать газ под меньшими давлениями, чем были в ходе расширения. Иными словами, на -диаграмме процесс сжатия должен идти ниже процесса расширения, т. е. цикл должен проходиться по часовой стрелке (рис. 2 ).


Рис. 2. Цикл теплового двигателя

Например, в цикле на рисунке работа газа при расширении равна площади криволинейной трапеции . Аналогично, работа газа при сжатии равна площади криволинейной трапеции со знаком минус. В результате работа газа за цикл оказывается положительной и равной площади цикла .

Хорошо, но как заставить газ возвращаться в исходное состояние по более низкой кривой, т. е. через состояния с меньшими давлениями? Вспомним, что при данном объёме давление газа тем меньше, чем ниже температура. Стало быть, при сжатии газ должен проходить состояния с меньшими температурами.

Вот именно для этого и нужен холодильник: чтобы охлаждать газ в процессе сжатия.

Холодильником может служить атмосфера (для двигателей внутреннего сгорания) или охлаждающая проточная вода (для паровых турбин). При охлаждении газ отдаёт холодильнику некоторое количество теплоты .

Суммарное количество теплоты, полученное газом за цикл, оказывается равным . Согласно первому закону термодинамики:

где - изменение внутренней энергии газа за цикл. Оно равно нулю: , так как газ вернулся в исходное состояние (а внутренняя энергия, как мы помним, является функцией состояния ). В итоге работа газа за цикл получается равна:

(1)

Как видите, : не удаётся полностью превратить в работу поступающее от нагревателя тепло. Часть теплоты приходится отдавать холодильнику - для обеспечения цикличности процесса.

Показателем эффективности превращения энергии сгорающего топлива в механическую работу служит коэффициент полезного действия теплового двигателя.

КПД теплового двигателя - это отношение механической работы к количеству теплоты , поступившему от нагревателя:

С учётом соотношения (1) имеем также

(2)

КПД теплового двигателя, как видим, всегда меньше единицы. Например, КПД паровых турбин приблизительно , а КПД двигателей внутреннего сгорания около .

Холодильные машины

Житейский опыт и физические эксперименты говорят нам о том, что в процессе теплообмена теплота передаётся от более нагретого тела к менее нагретому, но не наоборот. Никогда не наблюдаются процессы, в которых за счёт теплообмена энергия самопроизвольно переходит от холодного тела к горячему, в результате чего холодное тело ещё больше остывало бы, а горячее тело - ещё больше нагревалось.

Рис. 3. Холодильная машина

Ключевое слово здесь - «самопроизвольно». Если использовать внешний источник энергии, то осуществить процесс передачи тепла от холодного тела к горячему оказывается вполне возможным. Это и делают холодильные
машины.

По сравнению с тепловым двигателем процессы в холодильной машине имеют противоположное направление (рис. 3 ).

Рабочее тело холодильной машины называют также хладагентом . Мы для простоты будем считать его газом, который поглощает теплоту при расширении и отдаёт при сжатии (в реальных холодильных установках хладагент - это летучий раствор с низкой температурой кипения, который забирает теплоту в процессе испарения и отдаёт при конденсации).

Холодильник в холодильной машине - это тело, от которого отводится теплота. Холодильник передаёт рабочему телу (газу) количество теплоты , в результате чего газ расширяется.

В ходе сжатия газ отдаёт теплоту более нагретому телу - нагревателю . Чтобы такая теплопередача осуществлялась, надо сжимать газ при более высоких температурах, чем были при расширении. Это возможно лишь за счёт работы , совершаемой внешним источником (например, электродвигателем (в реальных холодильных агрегатах электродвигатель создаёт в испарителе низкое давление, в результате чего хладагент вскипает и забирает тепло; наоборот, в конденсаторе электродвигатель создаёт высокое давление, под которым хладагент конденсируется и отдаёт тепло)). Поэтому количество теплоты, передаваемое нагревателю, оказывается больше количества теплоты, забираемого от холодильника, как раз на величину :

Таким образом, на -диаграмме рабочий цикл холодильной машины идёт против часовой стрелки . Площадь цикла - это работа , совершаемая внешним источником (рис. 4 ).


Рис. 4. Цикл холодильной машины

Основное назначение холодильной машины - охлаждение некоторого резервуара (например, морозильной камеры). В таком случае данный резервуар играет роль холодильника, а нагревателем служит окружающая среда - в неё рассеивается отводимое от резервуара тепло.

Показателем эффективности работы холодильной машины является холодильный коэффициент , равный отношению отведённого от холодильника тепла к работе внешнего источника:

Холодильный коэффициент может быть и больше единицы. В реальных холодильниках он принимает значения приблизительно от 1 до 3.

Имеется ещё одно интересное применение: холодильная машина может работать как тепловой насос . Тогда её назначение - нагревание некоторого резервуара (например, обогрев помещения) за счёт тепла, отводимого от окружающей среды. В данном случае этот резервуар будет нагревателем, а окружающая среда - холодильником.

Показателем эффективности работы теплового насоса служит отопительный коэффициент , равный отношению количества теплоты, переданного обогреваемому резервуару, к работе внешнего источника:

Значения отопительного коэффициента реальных тепловых насосов находятся обычно в диапазоне от 3 до 5.

Тепловая машина Карно

Важными характеристиками тепловой машины являются наибольшее и наименьшее значения температуры рабочего тела в ходе цикла. Эти значения называются соответственно температурой нагревателя и температурой холодильника .

Мы видели, что КПД теплового двигателя строго меньше единицы. Возникает естественный вопрос: каков наибольший возможный КПД теплового двигателя с фиксированными значениями температуры нагревателя и температуры холодильника ?

Пусть, например, максимальная температура рабочего тела двигателя равна , а минимальная - . Каков теоретический предел КПД такого двигателя?

Ответ на поставленный вопрос дал французский физик и инженер Сади Карно в 1824 году.

Он придумал и исследовал замечательную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Эта машина работает по циклу Карно , состоящему из двух изотерм и двух адиабат.

Рассмотрим прямой цикл машины Карно, идущий по часовой стрелке (рис. 5 ). В этом случае машина функционирует как тепловой двигатель.

Рис. 5. Цикл Карно

Изотерма . На участке газ приводится в тепловой контакт с нагревателем температуры и расширяется изотермически. От нагревателя поступает количество теплоты и целиком превращается в работу на этом участке: .

Адиабата . В целях последующего сжатия нужно перевести газ в зону более низких температур. Для этого газ теплоизолируется, а затем расширяется адиабатно на учатке .

При расширении газ совершает положительную работу , и за счёт этого уменьшается его внутренняя энергия: .

Изотерма . Теплоизоляция снимается, газ приводится в тепловой контакт с холодильником температуры . Происходит изотермическое сжатие. Газ отдаёт холодильнику количество теплоты и совершает отрицательную работу .

Адиабата . Этот участок необходим для возврата газа в исходное состояние. В ходе адиабатного сжатия газ совершает отрицательную работу , а изменение внутренней энергии положительно: . Газ нагревается до исходной температуры .

Карно нашёл КПД этого цикла (вычисления, к сожалению, выходят за рамки школьной программы):

(3)

Кроме того, он доказал, что КПД цикла Карно является максимально возможным для всех тепловых двигателей с температурой нагревателя и температурой холодильника .

Так, в приведённом выше примере имеем:

В чём смысл использования именно изотерм и адиабат, а не каких-то других процессов?

Оказывается, изотермические и адиабатные процессы делают машину Карно обратимой . Её можно запустить по обратному циклу (против часовой стрелки) между теми же нагревателем и холодильником, не привлекая другие устройства. В таком случае машина Карно будет функционировать как холодильная машина.

Возможность запуска машины Карно в обоих направлениях играет очень большую роль в термодинамике. Например, данный факт служит звеном доказательства максимальности КПД цикла Карно. Мы ещё вернёмся к этому в следующей статье, посвящённой второму закону термодинамики.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Тепловые двигатели наносят серьёзный ущерб окружающей среде. Их повсеместное использование приводит к целому ряду негативных эффектов.

Рассеяние в атмосферу огромного количества тепловой энергии приводит к повышению температуры на планете. Потепление климата грозит обернуться таянием ледников и катастрофическими бедствиями.
К потеплению климата ведёт также накопление в атмосфере углекислого газа, который замедляет уход теплового излучения Земли в космос (парниковый эффект).
Из-за высокой концентрации продуктов сгорания топлива ухудшается экологическая ситуация.

Это - проблемы в масштабе всей цивилизации. Для борьбы с вредными последствиями работы тепловых двигателей следует повышать их КПД, снижать выбросы токсичных веществ, разрабатывать новые виды топлива и экономно расходовать энергию.